Первое лицо необходимо, когда автор хочет воспользоваться одним из следующих приёмов:
Недостоверный рассказчик - рассказ от лица человека, ошибочно воспринимающего действительность ("Отчаяние" Набокова, "Комната" Эммы Донахью... кстати, на турнир "Долгий путь" мне также пришел образчик такого приёма).
Поток сознания героя ("Бойцовский клуб" Паланика... в некотором роде подпадает и под первое определение).
Первое лицо имеет, также преимущество, когда автор хочет намеренно ограничить точку зрения героя (например, этим пользовались авторы детективов от лица доктора Ватсона, Арчи Гудвина, капитана Гастингса и проч.).
А также, когда манера героя выражаться, думать воспринимать мир, очень своеобразна, и происшествия имеют ценность именно и только через призму этого восприятия.
Все эти приёмы требуют как раз очень высокого мастерства!!! Как по мне, это высший пилотаж.
Для начинающего автора преимущество первого лица в том, что так легче отследить и избежать неконтролируемых "перескоков" фокала.
Рассказ же от третьего лица имеет очевидное преимущество во всех остальных случаях.