Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Лучшее время
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Аптекарь
Уважаемые фантасты!
Многие из вас, набравшись опыта в искусстве сочинительства, составили беспроигрышный план по привлечению вдохновения.
Не будете ли вы так любезны поделиться рецептом своего пирога с молодым поколением?
Monk
Цитата(Хрустальный Феникс @ 29.10.2011, 15:21) *
Многие из вас, набравшись опыта в искусстве сочинительства, составили беспроигрышный план по привлечению вдохновения

Откуда такие выводы? Я вот, например, впервые слышу о таких планах.
Ждал бы я вдохновения - ничего бы не написал. И не знаю, чем его можно привлечь. Меня вдохновляет яркая идея. Пришла в голову - все, меня уже ничто не остановит, пишу, пока не закончу. А идея может прийти от любой мысли, просмотренного фильма, картины, какой-то фразы...
Волков Олег
Ну-у-у… Насчет вдохновение это к музам. А вот как рационализировать свою работу, чтобы муза по чаще залетал, это могу рассказать, на собственном примере, естественно.

Самое первое правило – работать регулярно. Каждый из нас живет в ритме, причем чем больше свечек на праздничном торте, тем больше. Расписание вырабатывает привычку, очень полезную привычку. Время подошло, садишься, а настрой уже есть. Очень здорово помогает.
Второе правило – комфортная обстановка. Понимаю, далеко не каждый может позволить себе рабочий кабинет, но все же. Главное завести свою собственную кубатуру. Так у меня в старой квартире был свой закоулок размерами два на полтора метра. Тесно, конечно же, только стол и влезает, зато можно закрыть дверь и отрешиться от внешнего мира. Другой писатель, на форуме вычитал, работает на застекленной лоджии. Холодно, особенно зимой, зато, опять же, своя кубатура, дверь от внешнего мира и возможность курить сколько хочешь.

Очень полезно подстраиваться под собственные биоритмы. Так я выделяю аж целых четыре состояния.
В наивысшем расположении духа занимают самой сложной работой – сочинительством. Написание художественного текста отнимает больше всего сил. Подобное состояние возникает чаще всего на работе, особенно в ночную смену. Тишина, из домашних никого, деловая обстановка, темнота за окном и муза на соседний стул присаживается!
Менее комфортное состояние чаще всего бывает дома. Жена, дети, семья, одним словом. Сконцентрироваться на работе труднее и отвлекают чаще. Но тоже не проблема.
Кроме художественного текста требуется выполнять кучу вспомогательной работы. По ходу написания текста я широко использую примечания. Чтобы зря не отвлекаться оставляют где нужно уточнить значение слова, где имя, биографию персонажа, место действия, что-то смоделировать, внести описание в энциклопедию и так далее. Когда настроение для работы не идеальное, самое то разгрести вспомогательную работу.
Третье состояние возникает у меня после ночной смены. Чтобы войти в ритм, приходится спать всего пять часов. Вспомогательная работа хоть и требует меньше сил, но она все же творческая, так что даже на нее сил не хватает. Тогда я занимаю разбором информационных завалов на своем компьютере.
Удивительно! За четыре дня, бывает, накапливается столько файлов! Что-то надо просто просмотреть и выбросить, что-то уложить в архив, в библиотеку. Здесь же предпочитаю целенаправленно копаться в Интернете в поисках нужных информации и так далее. То есть выполняют вспомогательную работу, которая нужна, но творческой не является.
И последнее четвертое состояние хоть и относительно не часто, но бывает – вообще делать ничего не получается! Если еще более-менее, то читаю. В наиболее тяжелых случаях падаю перед телевизором. Ну или заваливаюсь спать.

Главное не противиться своим биоритмам, а приспосабливаться к ним.

С уважением.
Аптекарь
Информативно, полезно и убедительно. Я работаю нерегулярно и хватаюсь за всё сразу. Оттого в голове моей возникает мешанина, в которой ничто не способно родиться.
Мне бы нужно освоить методики концентрации, иначе я так и буду часами собираться с мыслями.
Ещё, есть такой нюанс...
лучше редактировать "поэтичность" прозы сразу, или после написания определённого объёма?
Аптекарь
Цитата(Monk @ 29.10.2011, 16:57) *
Откуда такие выводы? Я вот, например, впервые слышу о таких планах.
Ждал бы я вдохновения - ничего бы не написал. И не знаю, чем его можно привлечь. Меня вдохновляет яркая идея. Пришла в голову - все, меня уже ничто не остановит, пишу, пока не закончу. А идея может прийти от любой мысли, просмотренного фильма, картины, какой-то фразы...

Идея - это идея. С ними проблем не бывает. Но как без вдохновения придать идее достойный образ?
Affirmo
Цитата(Хрустальный Феникс @ 29.10.2011, 20:18) *
лучше редактировать "поэтичность" прозы сразу, или после написания определённого объёма?

Олег уже ответил на ваш вопрос: сначала сочинительство, а шлифовка потом как вспомогательные работы. Если слова прут, ни к чему тормозить их и рассматривать под микроскопом. Сами же задали тему: как улучшить вдохновение, т.е. чтобы пёрло.

К слову, поменьше сидите в на форумах. Серьёзно. Муза вам готова отдаться, а вы её только в щёчку целуете.
Аптекарь
Цитата(Affirmo @ 29.10.2011, 18:36) *
К слову, поменьше сидите в на форумах. Серьёзно. Муза вам готова отдаться, а вы её только в щёчку целуете.

Форумы занимают самое неприспособленное для работы время: все вокруг бегают, орут, прерывают на середине мысли...
Путник
Цитата(Хрустальный Феникс @ 29.10.2011, 18:21) *
Идея - это идея. С ними проблем не бывает. Но как без вдохновения придать идее достойный образ?



Если Вам есть о чем сказать, слова придут. Не обязательно это будет всегда. Но здесь Олег Волков Вам подробно ответил. Не обязательно сразу это будет гладко. Начните с малых форм. Разместите в интернете рассказы, послушайте коменты, почитайте других. Гладкость слога шлифуется со временем при определенных усилиях и желании.
Мой опыт не слишком велик, но такой вот совет.
Волков Олег
Цитата(Хрустальный Феникс @ 29.10.2011, 18:18) *
Информативно, полезно и убедительно. Я работаю нерегулярно и хватаюсь за всё сразу. Оттого в голове моей возникает мешанина, в которой ничто не способно родиться.


Было дело. Сначала. То же хватался сразу за несколько проектов. А потом устаканилось.
На данный момент я работаю над одним и только одним проектом. Но! Если в голову приходят интересные мысли, ассоциации и прочее по другим произведениям, то грех отмахиваться от них. Я их записывая и сохраняю на своем компьютере до поры до времени. Когда доходит очередь до очередного произведения, то не приходится начинать с нуля. Глядишь, с десяток страниц наработок уже есть. Неплохая основа, есть от чего отталкиваться.

Цитата(Хрустальный Феникс @ 29.10.2011, 18:18) *
Ещё, есть такой нюанс...
лучше редактировать "поэтичность" прозы сразу, или после написания определённого объёма?


Подобную тему поднимали ни раз, в том числе и на этом форуме. Большинство автороd предпочитают сначала писать, а потом редактировать. Но не все. Кто-то предпочитает редактировать текст сразу по мере написания, по главам, по страницам, чуть ли не по абзацам. Так что экспериментируй, пробуй, выясняй, что подходит для тебя лично.
Лично я предпочитаю сначала написать произведение целиком и лишь после заняться редактированием. Главное, пока муза сидит на коленях и шепчет на ухо нетленки – нужно писать! А отредактировать можно и после, когда муза уйдет на обед, а то и вообще уедет в отпуск.

С уважением.
vsevolod
Все очень по-разному. Вдохновение может осенить, когда ему взбредет. Но вот работается, в смысле черновой, ломовой работы, составляющей 95% писательского труда, конечно, лучше всего утром, на свежую голову, причем, у меня это точно по Задорнову - когда встал, тогда и утро, может быть и где-то около 13.00. Потом есть, подозреваю, что не только у меня, такой любопытный штришок: когда доработаешься до полного отупения, башка как деревянная, текст не идет напрочь - лучше встать, пойти посмотреть телевизор, всякую чепуху, или почитать такую же чепуху, причем тут у меня свой бзик: я люблю читать спортивные мемуары и справочники, в т.ч. давно прочитанные (я был спортсменом, да и сейчас хожу в спортклуб для души) и дома уйма такой литературы, в свое время покупал. Полчаса-час позанимался такой фигней, сел за стол - пошло как по маслу! Правда, должен сказать, что встать и сразу за работу - редкая роскошь, понятно, что жизнь не всегда такие подарки делает.
Волков Олег
Цитата(vsevolod @ 29.10.2011, 21:34) *
Потом есть, подозреваю, что не только у меня, такой любопытный штришок: когда доработаешься до полного отупения, башка как деревянная, текст не идет напрочь - лучше встать, пойти посмотреть телевизор, всякую чепуху, или почитать такую же чепуху, причем тут у меня свой бзик: я люблю читать спортивные мемуары и справочники, в т.ч. давно прочитанные (я был спортсменом, да и сейчас хожу в спортклуб для души) и дома уйма такой литературы, в свое время покупал. Полчаса-час позанимался такой фигней, сел за стол - пошло как по маслу! Правда, должен сказать, что встать и сразу за работу - редкая роскошь, понятно, что жизнь не всегда такие подарки делает.


А это еще одна особенность интеллектуального труда.
Чтобы голова не превратилась в плохо обструганную чурку, я не дожидаюсь наступления полного отупения, а регулярно устраиваю небольшие перерывы. На работе время у меня четко расписано: три раза выйти на улицу проветрить мозги и плюс обед. Дома, в качестве перерыва и разрядки для мозгов, вполне можно использовать домашние дела – поесть, помыть посуду, сходить за ребенком в детский сад и так далее. И домашние дела делаешь и отдыхаешь разом.
Главное не дожидаться наступления усталости, а предотвращать эту самую усталость. Устраивать небольшие перерывчики, в среднем на каждый час работы 15 минут отдых.

С уважением.
vsevolod
Разумно.
Аптекарь
Цитата(Волков Олег @ 29.10.2011, 20:42) *
Было дело. Сначала. То же хватался сразу за несколько проектов. А потом устаканилось.
На данный момент я работаю над одним и только одним проектом. Но! Если в голову приходят интересные мысли, ассоциации и прочее по другим произведениям, то грех отмахиваться от них. Я их записывая и сохраняю на своем компьютере до поры до времени. Когда доходит очередь до очередного произведения, то не приходится начинать с нуля. Глядишь, с десяток страниц наработок уже есть. Неплохая основа, есть от чего отталкиваться.


Мне каждый новый проект кажется куда перспективнее прежнего, уже продуманного, но не записанного. Потому и бросаю всё в начале пути (на этапе первых десяти страниц). Натура у меня увлекающаяся, неопытная.
Аптекарь
Цитата(vsevolod @ 29.10.2011, 21:34) *
Все очень по-разному. Вдохновение может осенить, когда ему взбредет. Но вот работается, в смысле черновой, ломовой работы, составляющей 95% писательского труда, конечно, лучше всего утром, на свежую голову, причем, у меня это точно по Задорнову - когда встал, тогда и утро, может быть и где-то около 13.00. Потом есть, подозреваю, что не только у меня, такой любопытный штришок: когда доработаешься до полного отупения, башка как деревянная, текст не идет напрочь - лучше встать, пойти посмотреть телевизор, всякую чепуху, или почитать такую же чепуху, причем тут у меня свой бзик: я люблю читать спортивные мемуары и справочники, в т.ч. давно прочитанные (я был спортсменом, да и сейчас хожу в спортклуб для души) и дома уйма такой литературы, в свое время покупал. Полчаса-час позанимался такой фигней, сел за стол - пошло как по маслу! Правда, должен сказать, что встать и сразу за работу - редкая роскошь, понятно, что жизнь не всегда такие подарки делает.

Если я сяду смотреть телевизор, то уж точно никогда ничего не напишу. Мне больше в этом плане подходят "нетленки" от синематографа и анимации. Пробуждают потаённые эмоции и рождают новые повороты сюжетов... Однако смотреть нужно картины с перекликающейся атмосферой, иначе очередной каши не избежать.
Кукольник
такая тема уже была.
http://fantasts.ru/forum/index.php?showtopic=897&hl=
http://fantasts.ru/forum/index.php?showtopic=120&hl=
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.