Автор: Андрей Фернатий (Lincoln)
Будущее не за горами
Рельсы тихо завибрировали. Послышался отдаленный звук приближающегося состава. Камешки щебня стали медленно передвигаться по шпалам.
Уже немолодой человек подошел к краю платформы. Сегодня он поедет на метро. Он вдохнул поглубже. Утренний воздух уже насквозь был пропитан выхлопными газами. Может, это не так уж и плохо – ездить на метро? Не стоишь в пробках, не нюхаешь эту мерзость. В конечном счете, можно было бы пройтись и пешком, но… на метро как-то веселее. Вспоминаешь студенческие годы в большом городе.
Только вчера он продал свой любимый Додж за двадцать тысяч. Двадцать пять снял со счета в банке. Еще пять тысяч одолжил. Итого пятьдесят кусков. Именно столько и нужно.
Он поправил портфель, небрежно свисающий с плеча. Надо бы покрепче прижать. Еще пару лет назад он бы не вышел на улицу даже с десятой долей той суммы, что была у него сейчас. Но мир изменился. Хотя осторожность не помешает. Глупо выйдет, если он останется без гроша, так и не узнав ничего.
С банковской карточкой было бы удобней, но в таком деле рисковать нельзя. А всякие отношения с банками – уже риск.
Состав подъехал, и перед мужчиной мягко раскрылись двери, приглашая его внутрь. От поездок на метро все-таки можно получать удовольствие. Если едешь один. Толпа прижала его к противоположной стенке. Грязный поручень. Зловонный шлейф, вероятно, очень дорогих духов. Есть вещи, которые не меняются со временем. Пирамиды, вечные льды, жара в Африке. И вонь в метро.
Двадцать минут утомительной поездки. Никакого удовольствия. Совсем. Но ради будущего можно и потерпеть. Оно того стоит.
Мужчина вышел на подземной станции и быстро поднялся на поверхность. Оживленное утреннее движение в центре. Как всегда. Он повернулся и увидел его. Вычищенная до блеска громадина стеклянного небоскреба. Труд сотни мойщиков окон, рисковавших каждый день своей жизнью. Ради чего? Ради будущего.
Крепко стиснув лямку портфеля, мужчина быстро перешел улицу. Все внутри него постепенно сжималось. Предчувствие. Предчувствие чего? Будущего.
Над парадной дверью значилась надпись: «БУДУЩЕЕ НЕ ЗА ГОРАМИ. Мы приоткрываем завесу времени». Мужчина резко выдохнул и вошел внутрь.
Роскошь интерьера поражала воображение. Розовый мрамор, часы всех мастей и возрастов, старинные вазы по углам. Глаз антиквара сразу уловил все детали. Сердце кольнуло. Двадцать пять тысяч долларов за отцовскую лавку. Одобрил бы он? Нет. Конечно, нет. Он жил прошлым. Копался всю жизнь в осколках ушедших эпох. Иногда не соглашался продать понравившуюся ему безделушку за тройную цену. Ради чего? Ради прошлого, которого уже нет.
«Я же стараюсь ради будущего», - сказал мужчина себе.
Яркое пятно увиденного богатства постепенно испарялось. Он был здесь не один. Он снова услышал знакомый гул. Гул голосов, вздохов. Десятки людей. Мужчины, женщины, кое-где даже семьи – они сидели за журнальными столиками, в одиночестве или группой, молчали или что-то обсуждали с консультантами в синих жилетах. Здоровые и больные, богатые и бедные, но нашедшие кое-как деньги люди. Они тянулись к заветному экрану за толстой дверью, как к идолу, могущему дать им все. Они возносили ему свои молитвы на тысячи и сотни тысяч долларов. Они жаждали, и только он мог утолить их жажду.
- Доброе утро, чем могу помочь? – спросила молодая девушка за стойкой.
Мужчина вздрогнул. Он и не заметил, как пересек приемный зал.
- Ммм… я бы хотел купить билет… на один просмотр, - сказал он.
- На кокой именно? У нас есть однодневный, двенадцатичасовой…
- На десятиминутный, - перебил мужчина.
Девушка удивленно посмотрела на него.
- Хорошо… - сказала она. - Вам нужно будет подписать вот это.
Девушка положила перед ним приличную стопку бумаг.
- Что это?
- Наш договор на оказание вам услуг. Здесь говорится, что мы не несем ответственности за то, что вы увидите. Мы лишь гарантируем наступление этих событий с определенной вероятностью. На данный момент вероятность равна семидесяти процентам. Наша программа производит экстраполяцию данных в будущее на основе информации о вашей прошлой жизни, вашей ДНК и ситуации в стране и мире в целом. Мы также не несем ответственности тех, кого вы увидите. Мы гарантируем сохранность ваших личных данных, которые будут храниться на правительственных серверах, а также корректность работы алгоритма программы в соответствии с недавно принятым ГОСТ.
Девушка замолчала. Мужчина последовательно, страница за страницей, листал договор. Договор на то, чтобы увидеть будущее.
- Относительно вмешательства в личную жизнь, - продолжила девушка, - лица на видео будут смазаны, также никаких имен. Вы должны будете поставить подпись под соглашением о том, что вы не будете разглашать увиденное никому ни при каких обстоятельствах, а также не будете использовать полученную информацию во зло. Важная государственная информация не будет доступна. То есть узнать, кто победил на выборах и где хранятся золотовалютные резервы, вы не сможете. Экономическая информация также не просчитывается, во избежание массовых спекуляций на рынках.
Мужчина еще раз громко выдохнул. Он поднял взгляд вверх. На стене за администратором висели портреты. Портреты тех, кто с помощью взгляда в будущее добился небывалых успехов – сплошь миллионеры. Чуть пониже панно с фотографиями людей, выживших благодаря этой программе. Жертвы не случившихся авиакатастроф, автомобильных аварий, пожаров и терактов. Мир изменился к лучшему за последнюю пару лет. Преступность почти исчезла. Про террористов уже два года как не слышно. Настало время теперь изменить и свою жизнь к лучшему. Продажа лавки была как глоток свежего воздуха после жизни в старом подвале, как дождь на иссушенную солнцем почву.
Государственные тайны – к чему они ему? Лица, имена? Все это чушь. Успех, новая жизнь, где ты – центр Вселенной - вот, что поистине важно. Мужчина снова с завистью взглянул на лоснящиеся физиономии миллионеров.
«В чем же секрет вашего успеха? Программа ведь не дает экономических данных. Чем же объяснить ваши победы?», - вопрос, который задавали каждому из них по многу раз телерепортеры. «Острый глаз может увидеть там, где не видят другие», - неизменно уклончиво отвечали они.
Мужчина окинул взглядом находящихся вокруг людей. На лицах многих читалась усталость. Утомление, граничащее с истощением. Они перепробовали все. Они искали, стучали, просили, но безрезультатно. И вот, держа в руках мятый чек или кредитку, они были готовы принести эту последнюю жертву. Жертву дьяволу или Богу? Им было уже все равно.
- Я согласен.
- Что простите?
- Я говорю, я согласен на все ваши условия. Где подписать?
Девушка ткнула несколько раз пальцем в титульный лист.
- Здесь, здесь и здесь. Вот тут напишите ваш адрес, паспортные данные и телефон, а оплату произведите в кассе.
Через пару минут все было готово.
- Вам придется немного подождать. Где-то минут сорок. У нас сегодня аншлаг, - девушка виновато улыбнулась.
- Да, конечно.
Мужчина сел на мягкий диван напротив стойки. Время тянулось мучительно медленно. Через пару минут он уловил в воздухе то, что не смог разглядеть с самого начала из-за волнения. То, что окружало его со всех сторон, обволакивало, словно саван. Это было звенящее предвкушающее ожидание. Оно растягивало время, как резину, будто предлагая еще раз подумать – а стоит ли оно того?
Десять, двадцать, тридцать, сорок минут. Тик-так, Тик-так.
Наконец, к нему подошла девушка.
- Прошу за мной.
Она провела его через зал, набрала код на массивной двери, которая с легким скрипом раскрыла свою пасть. Дальше длинный коридор, тусклый свет, люминисцирующие стены, двери с обеих сторон, тянущиеся далеко вперед и исчезающие за поворотом.
Девушка остановилась у одной из них и открыла ее. Внутри оказался один стул и большой экран. Ничего лишнего. Да и сумма на лишнее не претендовала.
Девушка, усадила мужчину на стул и надела на руку перчатку с доброй сотней проводов. Похожий агрегат очутился на голове. Что-то больно укололо палец.
- Это кровь для анализа ДНК. Всего лишь капелька. Сеанс начнется с включением монитора. Чтобы увидеть интересующие вас объекты – просто подумайте о них. Длина экстраполяции – не более трех лет. Ваше время – 10 минут. Приятного просмотра.
Дверь тихо закрылась. Мужчина остался в кромешной темноте. Что-то щелкнуло. Экран мгновенно загорелся. Картинки одна за другой стали мелькать на нем, непрерывно сменяя друг друга, то останавливаясь, то замедляясь, ведомые мыслями, переносящимися по проводам со скоростью света.
Он видел его. Он видел будущее. Свое будущее. Будущее своей семьи. Будущее своих детей, с которыми так давно не встречался. Он видел то, о чем другие не могут и мечтать. События, встречи, смех, слезы, радость, горе – все проносилось мимо, оставляя выжженную колею в разуме, навеки застывая в его памяти.
И вот последняя картинка, легкий мазок художника по имени Время.
Этого не может быть.
Руки стали покрываться потом. Пульс участился. Легкая судорога прошла по лицу.
Внезапно время оборвалось. Пролетело как солнечный луч, со скоростью, присущей только ему. Экран потух.
Несколько секунд оцепенения. Тяжелое, прерывистое дыхание.
Мужчина встал, снял с себя датчики. От неловкого движения стул упал. Очевидно, внутрь зашла девушка, так как впереди появился слабый свет. Она что – то говорила, но он ее не слышал.
Что это было?
Ноги не слушались. Он кое-как дошел до двери, пересек зал и вышел на улицу. Люди мелькали у него перед глазами, как призраки, оставляя неясные следы. Машины, светофоры, выхлопные газы. Голова болела, мысли одна за одной умирали, не успев появиться на свет.
Улица. Метро. Улица. Дом. Путь из точки А в точку Б. Ничего больше.
Грязный подъезд встретил в своей обычной манере. Темнота. Ключи несколько раз падали на пол, руки словно одеревенели.
Наконец, дверь поддалась. Мужчина вошел. Не раздеваясь, он пересек зал и подошел к шкафу. Что-то достал оттуда и сел в кресло. Включил телевизор. Сделал погромче.
В воздухе повис немой вопрос: «Почему?».
Рука сама потянулась к голове. Раздался выстрел. Пистолет упал на пол.
Час, два, три. Все было также. Никто ничего не услышал. По телевизору шел двенадцатичасовой выпуск новостей.
- Компания ”Будущее не за горами” только что официально заявила, что в ее программе произошел сбой. Причины этого выясняются. Вот как прокомментировал это генеральный директор компании Олег Володин: ”Результатом этого сбоя стали колоссальные искажения в процессе экстраполяции данных в будущее. Проще говоря, программа лгала нашим клиентам, начиная с 00:00 сегодняшнего дня. В связи с этим работа программы приостановлена на неопределенный срок. Мы приносим свои извинения нашим клиентам и гарантируем, что тем, кто оказался жертвой этого сбоя будет предоставлена еще одна возможность увидеть будущее, которое, как вы знаете, не за горами”.