http://www.mn.ru/society/20131003/358252671.html
Нормальные люди: Стас Гайворонский
Владелец магазина «Ходасевич» о том, как научить москвичей читать бумажные книги
Стас Гайворонский: «Все говорят, как сложно открыть магазин! Это совсем несложно. Это можно сравнить с тем, что в кино показывают, — все поженились, и все, хеппи-энд. Но это ведь только начало! Главное — не закрыться»
В прошлом году 29-летний Стас Гайворонский открыл небольшой книжный магазин «Ходасевич» в центре Москвы — с посткроссингом, бесплатными книгами и журналами, а также с литературными встречами и возможностью печатать сборники стихов неизвестных авторов. Стас уверен: любовь к чтению надо прививать с детства, бумажные издания надежнее ридеров, а москвичи нуждаются в книжных магазинах намного больше, чем в ресторанах или шоу-румах.
В книжном магазине «Ходасевич» — нон-фикшен, проза и поэзия, литературоведение, детские книги, букинистика, философия, социальные науки. С владельцем — Стасом Гайворонским — мы беседуем в уютном дворике. У входа в магазин — ящики с книгами и периодикой. Здесь и «Анна Каренина» за 20 руб. с прекрасными иллюстрациями, и бесплатные журналы. На небольшом пятачке в центре Москвы по соседству с книгами уместились сауна, ресторан, клуб любителей йоги и туристическое агентство.
— Почему вы открыли книжный магазин, а не ресторан, к примеру? Сейчас в тренде — еда на вынос, кафе.
— Я недавно прочел интервью с владельцем книжного магазина в Германии. Он назвал свой магазинчик «Мясная лавка». Это круто, конечно. А вы пройдитесь по Покровке — тут кафе, ресторан, кафе, ресторан... И вдруг — книжный. Когда про нас впервые написали, мы на фоне всех этих забегаловок набрали 10 тыс. просмотров — в пять раз больше, чем у них. Знаете почему? Людям хочется покупать книги и читать. Сколько можно жрать, жрать, жрать?
Бизнес — это в большинстве случаев перепродажа. Поэтому если что-то и перепродавать, то что-нибудь хорошее, например книги. Не еду или шмотки.
— Чем ваш магазин отличается от больших книжных?
— Во-первых, здесь приятно и здесь хорошие книги. И не хочется отсюда уходить. Это магазин для всех, в том смысле, что я почти никогда не видел читателя, который вообще ничего бы здесь не нашел. И в то же время это магазин для каждого в отдельности, потому что здесь здорово находиться не в толчее большого книжного, а в одиночестве, будто в своей домашней библиотеке.
Лично меня в больших книжных начинает тошнить от количества книг. А если учесть закон Старджона, который гласит, что «90% чего угодно — полное дерьмо», то становится страшно за мозги и целлюлозу. Есть над чем работать. Ну и у нас не продавцы с клиентами, а живые люди.
Что отличает книжный магазин «Ходасевич» вообще от других книжных? Обычно мы говорим, что наш книжный — это больше чем книжный. Потому что мы не относимся к книгам как к товару потребления, а к читателям как к клиентам. Потому что у нас забитый книгами стеллаж для буккроссинга, книги от 20 руб. плюс единственное место, где можно купить самые красивые открытки.
Потому что мы провели множество интересных мероприятий, таких как футуроконцерт в честь 120-летия Маяковского, Блумсдэй, множество сейлов и маркетов в течение лета. Только у нас есть услуга «Абонемент», когда за 250 руб. в месяц можно брать читать домой новые книги. И еще мы сотрудничаем с книжным детективом, который может найти любую книгу!
Ридер нужен для того, чтобы никто в метро не видел позорную обложку чуши, которую ты читаешь
— Многие читают ридеры — говорят, что не готовы платить 500–800 руб. за книжку, тем более если можно бесплатно ее скачать. В метро у пассажиров планшеты и ридеры, в машинах водители слушают аудиокниги. Вы все еще хотите, чтобы люди вернулись к чтению бумажных книг?
— На последней книжной выставке некий господин, показав мне на одну детскую книгу, спросил, воспитает ли она его детей, на что я резковато, но, думаю, правильно ответил, что детей воспитывают родители.
Я никогда не читал ридер и не слушал аудиокнигу, для меня простая книга — это все. Книга хрустит, когда ее впервые открываешь, книга по-разному пахнет. Любые разговоры о замене книги на ридер — это просто тейбл-ток. Ридер нужен для того, чтобы никто в метро не видел позорную обложку чуши, которую ты читаешь.
И еще: покупать и читать книги — это разные вещи. Есть книгоманы — им важна книга как предмет обладания, и они могут не знать даже базовых вещей. В идеале мне надо совмещать роль книгопродавца и библиотекаря. И я еще не научился впаривать плохую книгу.
— Книжный магазин для вас исключительно бизнес или что-то еще?
— Это для меня все. И бизнес, и что-то еще.
— Как быстро осуществилась ваша мечта открыть книжный для всех — с бесплатными и дешевыми книгами, с лекциями и литературными вечерами?
— Вот Солженицын, например, хотел про лагерь почитать, а потом решил: да я сам напишу! Это нарождается в мозгу такая психическая связь, некий метод, когда от мечты к действию проходит минимум времени.
До 28 лет я ничего подобного не делал, просто мечтал. Многие, кто ко мне приходит, говорят: «Я тоже мечтал книжный магазин открыть!» Мало мечтать, надо делать! Я когда искал работу, обращался во многие книжные магазины. Меня тогда никуда не взяли, оказалось, что проще открыть свой собственный магазин и в нем работать.
— Как выбрали это место?
— Я хотел открыть магазин именно на Покровке. У меня с ней много чего связано. Уже почти лет десять это для меня центральная улица города. Мы тут все время с друзьями гуляли, тусовались. И когда я работал в книжном «Проект ОГИ», и когда мы с моим другом Иваном Митиным в кафе Coffee Been сидели и придумывали разные «прожекты». Потом тут же я работал в «Циферблате».
Есть моменты, когда нужно сначала сделать, а потом думать. Потому что если много думать, приходишь к выводу, что всё — тлен
— Кто ваши покупатели?
— Люди совершенно разного возраста — от детей до старичков. Вот недавно приходила одна дама, ей уже глубоко за 80, она принесла две чудовищные книги — очень толстые в резиновых обложках — «Тайны Востока» и что-то еще о Петре Первом. Бабушку обманули: она прочла в газете объявление, что выиграла миллион, осталось только купить «книги почтой». В итоге миллиона не получила, но истратила около 3 тыс. руб. на эти жуткие издания. Принесла их нам на реализацию. Одна из читательниц решила за них заплатить и помочь пенсионерке.
— У вас здесь и бесплатные книги, и книги от букинистов за смешные деньги, и недешевые издания. А был бизнес-план, когда вы открывали магазин?
— Если делать бизнес-план, никогда не откроешься. Мы тут думали с партнером, чтобы открыть еще один магазин. Он сделал бизнес-план, по нему на открытие понадобилось 4,5 млн руб. А я рассчитывал, что нужен 1 млн. Так что лучше без маркетинговых исследований (смеется).
— Вы авантюрист?
— Есть моменты, когда нужно сначала сделать, а потом думать. Потому что если много думать, приходишь к выводу, что всё — тлен.
— Многое успеваете?
— Когда я что-то не успеваю, то начинаю анализировать, на что трачу время. Меня интересует тема экономии времени и производительности. Когда-нибудь, пожалуй, напишу про это книгу.
Вообще я пишу сразу несколько книг, мне нравится, как греки писали трактаты и каждый автор мог похвастаться десятками книг, хотя, конечно, это были свитки. Мы уже издали несколько книжек поэзии в нашем маленьком издательстве «Янгбук». Я конечно же сделал книгу своих стихов, потому что решил попасть в хорошую компанию плохих поэтов, таких как Гоголь и Набоков, которые издавали сами свои сборники, а потом сжигали их.
Но у нашего издательства идея именно продавать стихи, чтобы они не пылились на полках. И в этом мы уже преуспеваем. Изданная нами книга стихов Маши Черной неплохо продается в Москве, Петербурге, Туле и Владимире.
— Так вы продавец или писатель?
— Интересно побыть всем. Еще я и охотник. Охочусь за книгами со сканером и авоськой. Я собираю книги XX века по годам и изучаю: как они печатались, как их делали. Делаю некое собрание книжных красот и одновременно трактат об открытии книжного магазина.
— Какие ваши любимые книги?
— Я собираю книжки для детей — что и как сделать своими руками. Моя любимая книга — писателя Маркуши «Мужчинам до 16». Ее мой дедушка подарил моему отцу. В ней 100 советов на разные случаи жизни, к примеру, как правильно отжиматься от пола, как сделать лыжи. И еще одна моя любимая книга — это «Скаутинг для мальчиков» Баден-Пауэлла.
Я просто посреди книжного потока. В съемной квартире все в книгах, на досуге я вешаю полки. Еще библиотека в квартире родителей — и моя, и родительская. Книги я постоянно перебираю и отношу что-то в магазин.
Ну и набирается количество книг, с которыми я не хотел бы расстаться. Сейчас их штук 50, наверное. К примеру, Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» — классика американской литературы. Автор два года жил в хижине на берегу озера. Или сборник интервью Набокова.
— У вас много детских книг. Не думаете создать отдельный магазин для их продажи?
— Да, один из будущих проектов — это книжный магазин для детей, каких еще не было.
— Как привить детям любовь к чтению? Есть свой рецепт?
— Разбросать по полу хорошие книги.
— Вы в каких-то проектах участвуете помимо сбора и продажи книг?
— Да, причем вместе с читателями. Вот тут недалеко на Покровке реставрируют старую вывеску булочной. Мы тоже в этом участвуем. Собираем деньги — на реставрацию, нужно еще примерно 60 тыс. рублей.
— А вы следите за политическими событиями, ходите на митинги?
— На митинги я не хожу. Считаю, что надо возделывать свой участок. Если каждый будет на своем участке улучшать жизнь, то она наладится. И еще мне кажется, что каждый человек хорош наедине с собой. А в толпе какие-то все тупые. Не хочу попадать в толпу, чтобы мне кричали «кто здесь власть» или «берите арматуру». Я сам знаю, куда идти.
— Как относитесь к «поравалитикам» — тем, кто считает, что из России надо срочно уезжать?
— Мне нравится Россия тем, что здесь я себя чувствую абсолютно свободным. Главное, чтоб государство не дергало. Многие вещи — это порождение наших же мыслей. Очень легко в своих неудачах винить режим или налоговую. Лучше за все отвечать самому.
Вот, к примеру, все говорят, как сложно открыть магазин! Это совсем несложно. Это можно сравнить с тем, что в кино показывают, — все поженились, и все, хеппи-энд. Но это ведь только начало! Главное — не закрыться. Надо работать и работать.
Мое кредо — как в «Алисе в Стране чудес». Когда она с Черной королевой идет и никуда не двигается. И королева говорит, что для того, чтобы двигаться вперед, нужно бежать со всех ног. Так и предпринимательство — надо бежать со всех ног, особенно если у тебя есть семья и еще какие-то проекты. Только тогда получится и мечту осуществить, и мир изменить.