Так, ну или примерно так, отзываются о биржах копирайтинга авторы многочисленных пособий о заработках в Интернете. Причем каждый подчеркивает легкость и скорость возможности заработать. Не удивительно, что после «Секрета коммерческого неуспеха» я решил пройтись по проторенной дорожке и зарегистрировался на одной из бирж. И вот что из этого получилось.
Как и следовало ожидать, исполнителей гораздо, гораздо, гораздо больше, чем заказчиков. Впрочем, ничего страшного. Количество горячих заказов исчисляется сотнями, в любой момент можно перехватить парочку. Буквально каждую минуту на бирже появляются все новые и новые заказы. Шевелиться, конечно, нужно, но не до такой же степени, чтобы прорываться сквозь плотную толпу и отпихивать конкурентов локтями.
Но… Первый же анализ заказов меня разочаровал. В голову опять пришло сравнение с рекламой шпингалетов. Практически каждому заказчику нужен обзор конкретного товара, либо услуги. Например, как выбрать подарок любимому мужчине (адрес интернет-магазина прилагается), обзор женской косметики (адрес фирмы-производителя прилагается), или убедить потенциального клиента обзавестись шикарными воротами на своем приусадебном участке (адрес фирмы-производителя ворот прилагается).
Вот что до сих пор остается для меня величайшей загадкой, так это огромное, в две трети от всего объема, количество заказов на рерайтинг, то есть на переделку уже написанных статей. Причем чаще всего заказчики не указывают конкретные статьи, а предлагают исполнителю найти их самому.
Рекламировать шпингалеты меня никто не заставляет, есть другой способ. Попробовал выложить на продажу собственные статьи… Но… Этих самых статей в свободное продаже столько! Среди исполнителей в порядке вещей объявить распродажу и попытаться сбросить хотя бы часть уже написанных статей хоть за какие-то копейки. Однако и это не помогает.
Мне понадобилось время, чтобы осознать горькую истину: заказчики приходят на биржу за конкретным контентом. У каждого из них есть сайт определенной тематики и владельцам нужна такая же тематика. Причем речь идет о конкретных товарах: косметика, подарки, носки, ворота, автомобили. Статьи в свободной продаже спросом не пользуются. Более тщательный анализ подтвердил мои первоначальные опасения и заставил расстроится еще больше.
То, что копирайтеров больше, покупателей, само по себе не страшно. Но разница между первыми и вторыми слишком, слишком большая. Покупатели не просто диктуют цены, а еще капризничают и чудят. И приходится терпеть, ибо тебя с удовольствием заменят сразу несколько десятков других копирайтеров.
Ну, ладно, покупатель всегда прав – это закон бизнеса. Но покупатели не хотят платить много. Вам придется изрядно попотеть, постараться, писать как Пушкин и Маринина в одном флаконе, чтобы оплата ваших трудов превысила планку хотя бы в 30 рублей за тысячу знаков. Время от времени на литературных форумах появляются покупатели и пытаются найти простачков, которые согласны ишачить за 7 – 9 рублей за тысячу знаков. То есть опять же – не хотят платить!
А теперь самое печальное.
В гениальном произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» есть один персонаж – Авессалом Владимирович Изнуренков. Позвольте привести его описание:
«Об Авессаломе Владимировиче Изнуренкове можно было сказать, что другого такого человека нет во всей республике. Республика ценила его по заслугам. Он приносил ей большую пользу. И за всем тем он оставался неизвестным, хотя в своем искусстве он был таким же мастером, как Шаляпин – в пении, Горький – в литературе, Капабланка – в шахматах, Мельников – в беге на коньках и самый носатый, самый коричневый ассириец, занимающий лучшее место на углу Тверской и Камергерского, – в чистке сапог желтым кремом.
Шаляпин пел. Горький писал большой роман. Капабланка готовился к матчу с Алехиным. Мельников рвал рекорды. Ассириец доводил штиблеты граждан до солнечного блеска. Авессалом Изнуренков – острил.
Он никогда не острил бесцельно, ради красного словца. Он острил по заданиям юмористических журналов. На своих плечах он выносил ответственнейшие кампании. Он снабжал темами для рисунков и фельетонов большинство московских сатирических журналов.
Великие люди острят два раза в жизни. Эти остроты увеличивают их славу и попадают в историю. Изнуренков выпускал не меньше шестидесяти первоклассных острот в месяц, которые с улыбкой повторялись всеми, и все же оставался в неизвестности. Если остротой Изнуренкова подписывался рисунок, то слава доставалась художнику. Имя художника помещали над рисунком. Имени Изнуренкова не было.
– Это ужасно! – кричал он. – Невозможно подписаться. Под чем я подпишусь? Под двумя строчками?
И он продолжал с жаром бороться с врагами общества: плохими кооператорами, растратчиками, Чемберленом и бюрократами. Он уязвлял своими остротами подхалимов, управдомов, частников, завов, хулиганов, граждан, не желавших снижать цены, и хозяйственников, отлынивавших от режима экономии.
После выхода журналов в свет остроты произносились с цирковой арены, перепечатывались вечерними газетами без указания источника и преподносились публике с эстрады «авторами-куплетистами».»
После знакомства с биржей, о беднягах копирайтерах у меня сложилось именно такое представление: без славы за копейки. Когда очередной копирайтер начинает хвастаться, дескать, он заработал кучу денег, то я отношусь к таким заявлениям крайне скептически. Свежо придание, да верится с трудом.
Да, на бирже копирайтинга можно подзаработать. Не уверен, что получиться разбогатеть, а вот перехватить пару тысченок вполне реально. Но для этого нужно быть рекламщиком. Весь мой опыт как писателя оказался совершенно бесполезен. Ну не умею я рекламировать шпингалеты. Не умею.
Впрочем, научиться можно, если к делу подойти как к искусству, творчески, и достигнуть небывалых вершин. Вот, только, а оно мне нужно? На бирже копирайтинга халтура не прокатит. На ней нужно работать, работать и еще раз работать. Целенаправленно и целеустремленно, причем каждый день. Иначе ничего не получится.
А оно вам нужно? В тех же пособиях по заработкам в Интернете настойчиво рекомендуют создать свой собственный сайт. Если вы умеете и можете создавать оригинальный контент, то и зарабатывайте на нем сами. Иначе будете всю жизнь менять право первородства на чечевичную похлебку.
«Легких денег не бывает», понял я в очередной раз и удалил свой аккаунт с биржи. Может у кого и получается совмещать литературное творчество с рекламной шпингалетов, но только не у меня. Да и не хочу, если честно.
Удачи вам в творчестве.
