Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Тайна Эдвина Друда
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Сампо
Тайна Эдвина Друда (The Mystery of Edwin Drood,1870), Чарльз Диккенс


«Тайна Эдвина Друда» - последний (шестой) роман Чарльза Диккенса. Диккенс умер, не успев дописать роман. В журнальных ежемесячных публикациях были изданы только первые 6 из 12 частей.
Роман и его «загадка» для английской литературы стала на многие годы темой для споров и обсуждений. Было создано множество окончаний романа, в которых предлагались различные версии событий. К примеру, уже в течение двух лет после смерти Диккенса была написано три продолжения, в том числе одно пародийное. В 1914 году поклонники Диккенса провели театрализованный суд во главе с Бернардом Шоу и Гербертом Честертоном над подозреваемым.
Если использовать аналогии, то в России ими могут стать синтез двух событий реального и литературного. Первое – гибель группы Дятлова, второе – многочисленные продолжения романа Стругацких «Обитаемый остров».

Сюжет
Молодая девушка Роза Бутон (Rose Bud) обучается в пансионе в небольшом старинном английском городке Клойстергэм. Роза – милая девушка, которую обожают все ее подруги и знакомые за ее легкий нрав, красоту и непосредственность.
В британской порнографии того времени Бутон Розы (Rosebud) было популярным именем. Кроме того ее жених ласково называет Розу в русском переводе «киска». Но в английском тексте это вовсе не kitty, а именно pussy, с тем же значением, что и сейчас.
У Розы есть жених Эдвин Друд, с которым она обручена с детства по желанию родителей. Родители обоих были друзьями, но умерли, когда Роза и Эдвин были еще детьми. Оба героя находятся до достижения совершеннолетия под опекунством. Опекун Розы ¬– лондонский адвокат Грюджиус, Эдвина Друда – хормейстер клойстергэмского собора Джон Джаспер.
Роман начинается с того, что в Клойстергэм на несколько дней с визитом приезжает Эдвин Друд. Эдвин баловень судьбы, красавец, учится на инженера и вскоре отправится работать в Египет. Он останавливается у своего опекуна, который приходится ему дядей, хотя старше его всего на несколько лет. Оба радуются встречи, так как очень любят друг друга по родственному и Джаспер всегда заботливо угождает своему племяннику.
На следующий день Эдвин гуляет с Розой. Выясняется, что, несмотря на нежные взаимные чувства, их отношения носят скорее дружеский характер, нежели платонический.
Вскоре в город прибывают близнецы-сироты брат и сестра Невил и Елена Ландлес (Landless, «безземельные). Их опекун отправил в клойстергэмский пансионат, так как считал, что у них мятежный нрав и небольшой городок пойдет им на пользу. Они родились на Цейлоне, но являются ли они англичанами или цейлонцами неизвестно. В романе описывается только их темный цвет кожи. Оба в детстве подвергались жестокому обращению и лишениям. В детстве они шесть раз пытались сбежать. Заводилой и лидером в их группе считается Елена Ландлесс. Елена направляется в пансионат, в котором учится Роза, а Невила устраивает у себя каноник клойстергемского собора «отличный парень» Септимус Криспаркл.
На ужине у Криспаркла в главах 6,7 и 8 происходит завязка драматического конфликта романа. Невил Ландлесс влюбляется в Розу Бутон. Эдвин Друд влюбляется в Елену Ландлесс и понимает, что не хочет жениться на Розе. Выясняется, что Джаспер влюблен в Розу, но это замечает только сама Роза и Елена Ландлесс.

После окончания ужина и провожания девушек в пансионат, Невил Ландлесс, Эдвин Друд и Джаспер заходят в гости на квартиру к Джасперу. Там самодовольный Эдвин Друд подзуживаемый Джаспером оскорбляет Невила Ландлесс. В ответ Ландлесс угрожает ему и обвиняет его в пренебрежительном отношении к Розе.

Невилл возвращается домой к Криспарклу и все ему рассказывает. Криспаркл, который «вдруг» стал авторитетом для обоих Ландлесов, берет с него обещание не угрожать Друду и справляться со своими эмоциональными взрывами. В ходе разговора Невил признается, что влюблен в Розу. В этой сцене есть две детали совершенно фантастические для современного человека.
Во-первых, Невил в эмоциях сжимает кулаки, на что Криспаркл дважды делает ему замечание, что ему придется в таком случае встать в оборонительную позу. Для современного человека, то, что его знакомый, рассказывая о каком-то событии проявляет свои эмоции сжимает кулаки, ничего не значит. Но для британца XIX века сжатые кулаки это непростительный поступок воспитанного джентльмена: нельзя позволять себе внешне проявлять агрессию.
Вторая деталь, это реакция Криспаркла на рассказ о влюбленности Невила в Розу. Роза обручена, поэтому непозволительно для воспитанного человека думать и тем более говорить об этом.
Невилл совершено согласен с оценками Криспаркла и дает ему обещания не проявлять агрессию и никогда не говорить о любви к Розе. Эта сцена у меня вызывается ассоциацию с популярным образом в английской литературе того времени «благородный дикарь».
«Дикарь» – человек, выросший вне общества культурных людей, но чист сердцем и своими помыслами, а благодаря воздействию цивилизации становится также и настоящим джентльменом.
Елена Ландлесс на следующий день соглашается с Криспарклом. Причем подчеркивается ее влияние и на брата. Удивительно, но Елена скрывает влюбленность брата от своей новой лучшей подруги Розы.
Криспаркл хотел скрыть происшествие от города, но оказалось, что Джаспер уже успел с притворной обеспокоенностью рассказать всему городу о конфликте между молодыми людьми и угрозах Невила.
После конфликта, Эдвин Друд уезжает учиться и обещает приехать только через несколько месяцев к рождеству.
К этому моменту читатель убежден, что Джаспер задумал убийство Эдвина Друда либо своими руками, либо спровоцировав Невила на убийство Друда. Также этому способствуют следующие главы, в которых Джаспер с помощью местного каменщика бродит по местным развалинам и подземельям с «экскурсионными целями». Но мы-то понимаем, что они ищет какое-то тайное место. Кроме того, Джаспер узнает, что во дворе у каменщика есть куча негашёной извести, которая может легко растворить тело человека. Особенно в «черных замыслах» нас убеждает, сцена в которой Джаспер набрасывается на местного мальчишку, подозревая, что тот следил за ним. Кроме того, выясняется, что Джаспер постоянный посетитель лондонского опиумного притона. А хозяйка притона проследила за Джаспером из Лондона.
Но мистер каноник Криспаркл великий «хороший парень» уговаривает Невила извиниться перед Друдом, и просит Джаспера выступит посредником в примирении молодых людей. Им всем, кстати 20-28 лет. Джаспер соглашается, но выставляет условие: он устроит ужин «примирения» на рождество, на котором будут присутствовать только они трое.
Наконец в 14 главе наступает рождество и происходят события, которые в современном детективе происходят на первых 20 страницах.
Эдвин Друд приезжает в Клойстергэм с намерением сказать Розе, что он не хочет женится на ней. Перед отъездом он встретился в Лондоне с опекуном Розы адвокатом Грюджиусом, который вручил ему бриллиантовый перстень. Это перстень, принадлежавший когда-то матери Розы, вручил Грюджиусу отец Розы, чтобы ее жених надел его в день свадьбы.


Друд встречается с Розой, которая первая сообщает ему о том, что она не хочет выходить за него замуж. Друд сообщает ей, что он также хотел ее обрадовать. Они вместе плачут, смеются. Молодые люди решают, как сообщить об отмене помолвки своим опекунам. Мистеру Грюджиусу Роза просто напишет письмо, а как поступить с Джаспером? Эдвин боится расстроить своего опекуна, потому что тот души в нем не чает и очень хочет, чтобы поженились. Роза боится Джаспера и понимает, что страстно и безумно в нее влюблен, но об этом она не говорит. Поэтому решают так, они напишут обо всем Грюджиусу и попросят его сообщить об этом Джасперу, а к этому времени Эдвин Друд уже уедет из города.
Затем Диккенс разбрасывает еще кучу «хлебных крошек». Эдвин заходит к ювелиру, где выясняется, что он носит только две драгоценности: часы и бриллиантовую заколку. На кладбище Эдвин встречает какую-то нищенку (содержательницу лондонского наркопритона), которая сообщает ему, как в каком-то фильме ужасов: «опасность угрожает некому Неду». Нет, меня сокращенно зовут Эдди, отвечает Эдвин Друд, совершенно забыв, что Джаспер называет его ласково Недом.
На душе у Невила Ландлеса также не спокойно. В городке его не любят. Ему не хочется идти на ужин «примирения», но он должен. Он решает на следующий день отправиться в пешеходный поход на пару недель, поэтому покупает себе тяжелую трость и сжигает все ненужные бумаги дома.
И вот, в конце 14 главы происходит ужин, о котором нам ничего не сообщают. Но сообщают, что в этот вечер в городке разразилась буря, так что ветер срывает черепицу и разбивает фонари.
Глава 15. Утром Невил уходит в свой поход. Через некоторое время он замечает, что за ним следят. Слежка очень странная, как для Невила, так и для читателей. На некотором расстоянии за ним и перед ним идут по четыре человека. Невил предполагая, что этот грабители затевает драку, в ходе которой его избили до крови и связали.
Но оказывается это не грабители, а добрые жители Клойстргэма, которые его привели в город. В городе на него набрасывается с криком Джаспер и спрашивает: Что вы сделали с моим племянником? Невил не понимает, с чем связан такой вопрос. Оказывается, Эдвин Друд пропал.
Невил рассказывает, что вчера после ужина (внимание) «в 12 часов ночи во время бури они вдвоем с Эдвином пошли на реку посмотреть, какова она при сильном ветре». Они пробыли на реке минут десять после чего, Друд проводил Ландлеса до дверей Криспаркла.
Мне этот момент напомнил как пьяные Ватсон и сэр Баскервиль в советском фильме «Собака Баскервилей» гуляли по болотам в поисках беглого каторжника».
Джаспер обвиняет Ландлеса в убийстве и того арестовывают. Весь город начинает искать Эдвина Друда. Прочесываются пустыри, развалины, сетями проверяют реку. Все напрасно.
На следующий день в город приезжает адвокат Грюджиус, который встречает с Джаспером и сообщает ему о том, что его подопечный до своего исчезновения просил передать, что он и Роза решили не заключать брак. Когда Джаспер об этом узнал, «он издал душераздирающий крик и упал в обмороке».
После этого известия, все в городе решили, что Эдвин Друд расстроился из отмены свадьбы с очаровательной Розой Бутон и сбежал, посчитав себя оскорбленным. Джаспер стал говорить, что может быть его племянник жив и действительно просто сбежал.
Глава 16. Но все испортил «добрый парень» Криспаркл. На следующую (внимание) ночь он гулял, и задумавшись зашел за несколько километров от своего дома к водохранилищу. И там ему что-то показалось в воде. Криспаркл стал нырять (в декабре) и нашел под водой золотые часы с буквами Э.Д. и «затянутую илом булавку».
Джаспер клянется отомстить неизвестному убийце. А Ландлеса через некоторое время освобождают. Кстати, ни одного детектива в городе и в романе не появляется, ни Шерлока Холма, ни отца Брауна, ни сержанта Уичера.
Глава 17. … прошло полгода.
Невил Ландлес уехал в Лондон и готовится сдавать экзамены по юриспруденции. Молодой человек так переживает, что ни с кем не общается и даже гулять выходит только по ночам. Его иногда проведывает Криспаркл, который взял на себя опеку. Роза так и не узнала о влюбленности в нее Невила, хотя (внимание) об этом говорит весь городок. Елена Ландлес вскоре после окончания пансиона также уехала к брату.
Квартира Ландлесов находится напротив офиса мистера Грюджиуса (надо же!). Как-то раз, Криспаркл зашел в гости к нему и узнает, что за Ландлесами следит Джаспер, которого Грюджиус разглядел в тени.
В главе 18 в Клойстгэме появляется новый персонаж мистер Дэчери. Это «стройный седовласый мужчина с черными бровями». Дэчери интересуется Джаспером и даже поселяется в одном доме с ним. Кто такой мистер Дэчери не понятно, известно, что он чертит у себя на буфете мелом черточки, длина которых зависит от того сколько он узнал о Джаспере в этот день. (это вам не шнуровая схема Шерлока Холмса).
И наконец, то что вызвало больше всего споров.
В главе 19. Джаспер приходит к Розе в пансионат, из которого все уже разъехались на лето.


Джаспер признается в любви Розе. Роза Бутон в негодовании отвергает его признание, она его боялась всегда и догадывалась о его страсти. Она считает это бесчестным человеком, который вел себя предательски по отношению к Эдвину. Кроме того, она думает, что Джаспер убил Друда.
Но Джаспер, говорит, что он очень любил Эдвина и он поклялся отомстить за его смерть. Но он так любит Розу, что готов отказаться от своей мести и ничего не предпринимать против Ландлесов, к которым так дружески настроена Роза.
На следующий день Роза сбегает из пансиона в Лондон к своему опекуну адвокату Грюджиусу. В Лондоне Роза встречается со своей подругой Еленой Ландлесс и знакомится с бывшим моряком мистером Тартаром, в которого влюбляется. Елена Ландлесс размышляет над вопросом, а не нанести ли удар Джасперу первыми?
В последней глава 23 читатели узнают, что Джаспера выследила содержательница наркопритона и она знает, что тот говорил во время опиумного опьянения. А мистер Дэчери после этого ставит у себя на буфете большую полоску.

Оценка сюжета
Диккенс писал роман в ответ на упреки в неумении создавать закрученные сюжеты. В «Тайне Эдвина Друда» Дикенс хотел написать такой сюжет, что никто не сможет предсказать его развитие.
Как мне представляется, Диккенс только подтвердил, что он не смог создать «крепкий непредсказуемый сюжет».
Если не предполагать, что во второй половине романа (а оснований к этому никаких нет) Диккенс не начнет вводить новые детали происшедших событий, то единственным подозреваемым остается Джон Джаспер.
В таком случае единственная загадка, что сделал Джаспер с трупом? Утопил, растворил в извести, спрятал в развалинах или могилах.
В современном детективе или романе тайны автор мог развернуть сюжет полностью один-два раза, сменив подозреваемых. Но в 19 веке так еще не писали, в то время достаточно было «тайны» и шокирующих признаний (опекун влюблен в невесту своего племянника, любовная страсть заставляет убить своего родственника).
Кроме того, есть несколько недостатков сюжетного характера. В роман уделено большое внимание трем персонажам: мэру и аукционисту Сапси, филантропу Сластигрох ( в английском варианте Honeythunder) и помощнику Грюджиуса мистеру Базард. Сюжет вполне мог обойтись без нескольких тысяч слов посвященных им.
Образ сестры Невила Елены Ландлесс никак не раскрыт. Автор сообщает нам только что она решительнее и умнее брата. Если она во второй части имеет большое значение, то нужно было больше уделить ей внимания, если она и в дальнейшем для сюжета не имела большого значения, то и смысла вводить ее не было никакого.
Диккенс использует прием всевидящего ока, поэтому мы знаем, что делают и думают все главные и второстепенные персонажи. Но мы не знаем, что случилось в ключевых сценах – ужине «примирения» и прогулки после него. Диккенс не делает никакого акцента на этих событиях и не предлагает даже различные версии событий (от имени Джаспера и Невила).
После исчезновения Друда, мистер Грюджиус не вспоминает о фамильном перстне, который он отдал Друду. Хотя понятно, что скорее всего, по замыслу автора, останки Друда будут опознаны по этому перстню.
Кроме того, в романе недостаточно психологической достоверности для мотивации большинства персонажей. Например, Ландлесы никогда никому не доверяли и всячески сопротивлялись влиянию посторонних людей, но встретив Криспаркла, превращаются милых послушных агнцев. Они совершают поступки, не имея собственных целей, только в соответствии с авторскими желаниями.
Эдвин Друд в романе не более чем картонка с мишенью. В главах от имени Джаспера персонаж показывается то, как обожающий своего племянника, то как расчетливый человек задумавший его убийство. Эти главы перемежаются. Обычно, писатели, используя прием «недостоверный рассказчик», раскрывают обман в конце романа. Здесь же Диккенс, если предположить, что использовал это прием, только путает читателя.


Загадки и версии.
После издания части роман возникло множество вопросов, но основными были следующие:
Действительно ли убит Эдвин Друд?
Кто такой мистер Дэчери?
Мистером Дэчери объявляли в основном самого Эдвина Друда, который загримировался и хочет разоблачить Джаспера. Правда, если он жив, в чем тогда он может разоблачить своего дядю?
Этой версии противостоят свидетельства самого Диккенса и его сына, по которым Эдвин Друд действительно убит и сделал это Джаспер. В последних главах в камере смертников Джаспер должен был рассказать, как все было.
С другой стороны, если Джаспер действительно убийца, то почему в момент признания Розе в любви, он говорит, о том, что готов «отказаться от мести за убийство его любимого племянника» если она согласиться выйти за него замуж. Кроме того, что такого он смог узнать за полгода слежки за Невилом, что может позволить нанести им урон?
Есть еще более фантастический вариант Дэчери это Елена Ландлесс. Почему? Потому что под густой шевелюрой седых волос можно скрыть женские волосы.
Третий вариант основывается на первой обложке книги, по которой есть сходство между Дэчери и Розой Бутон. Как эта юная миниатюрная капризуля могла претворяться взрослым мужчиной не ясно.
Более реалистичным для повествования является, что мистером Дэчери является появившийся в середине книге мистер Тартар. Но такой поворот сюжета является полным авторским провалом потому, что представляет собой классический вариант «бог из машины».
Если предлагать свои версии, то я соглашусь с Генри Уиллсом. Уиллс был партнером и заместителем главного редактора (главным редактором был сам Диккенс) журнала All the Year Round, который они издавали вместе с Диккенсом. По его мнению, Диккенс к середине сюжета просто запутался.
Первоначально в 1865 году Диккенс хотел написать о судьбе молодых людей, обрученных с детства. Затем решил написать об убийстве дяди своего племянника из-за страсти, и рассказать о том, как убийца пришел к этому решению и его последствиях. Кроме того Диккенс решил показать бессмысленность убийства, придумав отказ от свадьбы.
В апреле 1869 году у Диккенса произошел инсульт, а летом он начал писать основной текст. После первых двух выпусков, он решил, что слишком малый объем и стал дополнять роман новыми главами.
Особенно жестко критиковал роман Бернард Шоу: «работа умирающего мозга». Правда, Бернард Шоу был всегда известен своей нетерпимостью к другим писателям.
Ра солнценосный
Ишь ты, ядрено как написано.
Сампо
Цитата(Ра солнценосный @ 9.2.2014, 22:16) *
Ишь ты, ядрено как написано.

Если честно, то роман, по нынешним временам, написан достаточно занудно. Пришлось заставлять себя читать.
Ра солнценосный
Обзор хорош.
Сампо
Цитата(Ра солнценосный @ 10.2.2014, 0:59) *
Обзор хорош.

спасибо, а сюжет заинтересовал?
Ра солнценосный
Я больше на изложение пялился.
Monk
Нормальный сюжет, написано в целом интересно. Можно было бы почитать, но раз вещь не закончена... не вижу смысла. Сюжет я уже узнал. smile.gif
Mishka
Помню, был телефильм в нескольких сериях Тайна Эдвина Друда. Смотрелся увлекательно (в то время).
Сампо
Цитата(Monk @ 10.2.2014, 9:56) *
Нормальный сюжет, написано в целом интересно. Можно было бы почитать, но раз вещь не закончена... не вижу смысла. Сюжет я уже узнал. smile.gif

а предположить что будет дальше? а кто убийца? (садовника-то нет)? rolleyes.gif
Mishka
Цитата(Сампо @ 10.2.2014, 10:44) *
а предположить что будет дальше? а кто убийца? (садовника-то нет)? rolleyes.gif

вот телефильм как раз-то и был интересен тем, что закончили книгу предположительной версией или версиями.
Odyssey Ektos
Цитата(Mishka @ 10.2.2014, 16:35) *
вот телефильм как раз-то и был интересен тем, что закончили книгу предположительной версией или версиями.

Телефильм замечательный. И артисты прекрасные - Гафт, Плятт и прочие. И концовка приделана логичная.
Сампо
Размышления о романе «Тайна Эдвина Друда», Чарльза Диккенса
Почему популярен роман?

Во-первых, потому что роман написал «самый знаменитый писатель в мире» , во-вторых многие писатели захотели заработать на продолжении (с авторским правом в то время было плохо).
В Великобритании Диккенс при жизни называли самым великим и знаменитейшим писателем в мире, поэтому, диккенсовский «пиар и имидж» (как сейчас говорится) оказывал влияние на восприятие диккенсовских произведений и их популярность.
Как и сейчас, на тиражи книг тогда влияли «Имя, название и обложка». Диккенс в конце 19 века был самым зарабатывающим писателем в мире. Уилки Колинз на пике своей карьеры (Лунный камень, Армандейл, Женщина в Белом)в 1865-1870 годах зарабатывал в год 3-7 тыс. ф. ст., Толстой получил самый большой гонорар в истории русской литературы 19 века – 40 тыс. рублей за роман «Воскресение» в 1899 году. Диккенс за свои рассказы, публичные чтения и романы получил за 1869 году 20 тыс. ф.ст. (в рублях – 400 тыс.).
Как писал Диккенс
Диккенс писал свои романы без подробного плана, у него в голове созревал общий замысел, к нему он придумывал основных героев. После этого он начинал писать, опубликовывая постепенно главу за главой в ежемесячных выпусках. Такая система (роман-фельетон) характерна для почти всего 19 века в Великобритании и Франции.
Следствием ежемесячных публикаций является невозможность отредактировать начальные главы, в соответствии с реальными и ложными линиями расследования.
Кроме того, закономерности романов-фельетонов приводила к тому, что писатель внимательно отслеживал количество проданных экземпляров журналов и отзывы читателей. В зависимости от них автор развивал сюжет, вводил новых персонажей. Диккенс очень умело пользовался этой системой, вводя в сюжет своих любимых комических персонажей или добавляя мелодраматичности в свои сюжеты.
Хотя творчество Диккенса относится к «вершинам реализма», но персонаж, который одевает парик и становится неузнанным знакомыми, это вполне романтический прием. Современный читатель вообще не поверит в возможность не опознать человека по манерам, походке, голосу, после того как у него на голове оказывается огромный белый парик.
Даже романы сенсаций, характерные для Диккенса, в которых скрыта некая тайна довольно просты по фабуле. Вся тайна заключается почти в 100% случаях в скрытом родстве, «тайне происхождения». Очень похоже на индийское кино, когда в конце мы узнаем, что главный герой, главный злодей, главная героиня по родимым пятнам являются братом, сестрой и матерью.
Для викторианского общества, в котором девушка из среднего класса не могла идти по улице одна без сопровождения компаньонки или родственника, уже одно то, что сын джентльмена растет в семье рабочего или тем более наоборот уже шокировало. А реальные убийства (доктор Притчард отравил жену, Констанс Кент зарезала брата) вызывали многомесячные обсуждения во всем обществе.
Детективный жанр требует от автора проработанности всех элементов сюжета от начала до конца и редактирования текста после полного написания романа.
Такого опыта у Диккенса не было, как впрочем, и у большинства писателей его времени. Одним из первых детектив в современном технике написал Улки Коллинз – Лунный камень. Роман получил оглушительный успех. Диккенс решил создать свой роман с самым лучшим сюжетом «Тайна Эдвина Друда», который он собирался в начале назвать «Живой или мертвый».
Диккенс стал писать свой роман в своей обычной фельетонной технике. Писал он последовательно, на основе черновиков текущей главы. Поэтому когда он умер, не нашли ни одного клочка бумаги относящегося ко второй половине романа.
Оценка романа
Роман «Эдвина Друда» современниками и ближайшими поколениями литераторов оценивался в широком диапазоне: «самого гениального романа» до «самого бездарного».
Во времена Диккенса детектив как литературный жанр только начинал развиваться. Современные филологи выводят жанр детектива и последующего за ним триллера из авантюрных и приключенческих романов.
Не пытаясь оценить все творчество Диккенса, проанализируем роман «Тайна Эвина Друда» с точки зрения современной писательской техники. Для современной жанровой массовой литературы стиль и язык не так важен как сюжет и главные герои. Достаточно, чтобы язык и стиль был на уровне ожидаемого массовым читателем.
1) В романе нет главного героя
2) В романе вообще нет человека, расследующего преступление
3) Второстепенные герои гораздо ярче прописаны, чем основные участники событий (подозреваемые, жертвы, любовный интерес). Основные персонажи – картонные.
4) Завязка в романе происходит после прочтения примерно 1/3 книги.
5) В романе множество сцен и персонажей, которые не имеют никакого отношения к сюжету.
6) В тексте много «воды» для объема
7) В первой половине книги нет загадки (известно кто убийца и как совершено преступление). Читатель узнает об этом не путем расследования, а в ходе повествования в главах от имени преступника.
8) Загадка появляется в середине книге и связана она с второстепенным вопросом «водевильного» свойства: кто скрывается под париком человека, следящего за убийцей? Не сама ли жертва?
Таким образом, роман «Тайна Эдвина Друда» представляет собой образец плохого детектива с невнятной сюжетной линией и картонными персонажами.
Ра солнценосный
И опять круто. Вы опасный соперник, мельничка.
(все знают, что такое сампо?)
BurnedHeart
Сампо - настоящий молоток. Аналитический ум. Может развивать себя в любом направлении. Хоть в науке, хоть в фантастике.
Очень хороший разбор Диккенса.
Сампо
Цитата(Ра солнценосный @ 13.2.2014, 20:49) *
И опять круто. Вы опасный соперник, мельничка.
(все знают, что такое сампо?)

Цитата(BurnedHeart @ 13.2.2014, 22:28) *
Сампо - настоящий молоток. Аналитический ум. Может развивать себя в любом направлении. Хоть в науке, хоть в фантастике.
Очень хороший разбор Диккенса.

Спасибо коллеги, мне приятна ваша оценка.

Саша Тэмлейн
Мне всё-таки кажется что тут нужно учесть, что детектив, написанный в классической форме: в форме книги, и детектив, написанный в форме поглавного изложения в журнале - вещи довольно разные.
Не исключено, что если взять хороший детектив и издавать его поглавно, то читать это дело будет не так интересно, как можно подумать.
karpa
Здорово, мне понравилось!
Сампо
UPDATE
Узнал существенное дополнение к пониманию английской литературы XIX века.
Оказывается в диккенсовский период британская литература и критика обращала внимание на соотношение сюжета и персонажей в романах. Причем персонажи ставились очень высоко, а увлечение сюжетом очень резко критиковалось, как низкопробность. Именно поэтому романы Коллинза, не смотря на их популярность у читателей, оценивались критикой очень низко по сравнению Диккенсом.
Ра солнценосный
Роман "Елтышевы" не читали? Любопытно, как его препаприруете.
viktor egorov
Цитата(Ра солнценосный @ 13.2.2014, 21:49) *
И опять круто. Вы опасный соперник, мельничка.
(все знают, что такое сампо?)

Я уже это понял в одном из споров - палец в рот не клади.
Ра солнценосный
Я им горжусь!
Сампо
Цитата(Ра солнценосный @ 19.2.2014, 1:54) *
Роман "Елтышевы" не читали? Любопытно, как его препаприруете.

Не читал, но заинтересовал, так что думаю, прочитаю по вашей наводке.
Спасибо за ваш интерес, но вы меня переоцениваете, я не настолько оригинален.
Просто в этих работах мне интересна писательская механика, или, используя литературоведческий термин, поэтика.
Сейчас выложу Уилки Коллинза, Лунный камень.
Кукольник
йа понял. Мне отшибли моск. Потому что мне стало скучно и невыносимо неинтересно сразу же после первой картинки, когда я узнал, что эта канитель с тем, кто кого любит, кто кого не любит, кто за кого замуж идти хочет или не хочет - что всё это растянуто на овердофуя страниц.
Это аналог современных мыльных опер. Люди небось с нетерпением ждали очередной "серии", покупали.
А я пожалуй пойду...
Сампо
Уилки Колинз Лунный камень

У меня к Вам просьба ответьте в трех местах на вопрос: Кого вы подозреваете в преступлении.
Если вы не хотите читать сюжет переходе сразу в конец к Рецензии.
Сюжет
Сюжет представлен в виде повествований (9 рассказов) от имени нескольких персонажей романа, рассказывающих о различных этапах истории.
Предыстория
История начинается в Индии. В 1799 в ходе штурма индийской крепости Серингапатама британскими солдатами был разграблена сокровищница султана Типпу. После штурма на одного из офицеров британских войск Джона Гернкастля пало подозрения в убийстве двух «индусов -охранников» сокровищницы и похищении знаменитого бриллианта «Лунный камень».
Хотя Джон Гернкастль отрицал все обвинения, вокруг его имени сложилась отрицательная репутация, так что его родня отказалась с ним общаться.
С Лунным камнем связана легенда, что он приносит людям несчастье и за ним тянется кровавый след. У. Коллинз придумал его этот камень на основе легенды знаменитого бриллианта «Кохинур» (да, это в его честь названы отличные карандаши, ведь они также сделаны из того же химического элемента – углерода). Бриллиант выставлялся на всемирной выставке в Лондоне в 1851 году, где его и увидел писатель. Бриллиант отличается желтоватым цветом.
История
Непосредственно события романа начинаются в 1848 году в поместье леди Джулии Вериндер, в девичестве Джулии Гернкастль, являющейся двоюродной племянницей (готовьтесь, половина участников событий окажутся племянниками друг другу) упомянутому выше Джону Гернкастлю.
В усадьбе Вериндеров ожидают к вечеру в гости своего родственника молодого Фрэнклина Блэка, племянника леди Вериндер, который погостит у них с месяц (в то время так было принято!). Блэк только вернулся из многолетнего путешествия по Европе.
Камердинер Беттередж замечает перед домом трех «индусов», которые бьют в «нашейные барабаны» в сопровождении английского мальчика. Они предлагают показать перед хозяевами фокусы, но Беттередж их прогоняет.
Но спустя некоторое время прибегает дочь Беттереджа – Пенелопа, она сообщает, что случайно видела, как три индуса проводили магический ритуал. Они налили мальчику на руку черную жидкость, заколдовали его и стали задать вопросы:
Цитата
«Видит ли он англичанина, вернувшегося из дальних стран? Поедет ли он по этой дороге? Имеет ли англичанин ЭТО при себе?». Получив подтверждение, они ушли.

Беттередж и Пенелопа занимают особое положение в доме. Камердинер работает в доме несколько десятков лет и фактически помимо формального главенства над слугами, является также ближайшим советником и помощником леди Вериндер. А его дочь Пенелопа, формально служа гувернанткой, является подругой дочери леди, с которой она воспитывалась с детства.
Приезжает Ф. Блэк, причем он приехал днем, а не вечером, как ожидалось. Блэк беседует с Беттереджем, с которым он знаком с детства.
Оказывается, Блэк приехал с поручением. Его двоюродный дядя Джон Гернкастль (из 1799 года) умер и оставил завещание, по которому бриллиант Лунный камень достается дочери леди Вериндер – Рэчел.
Бриллиант по книге оценивается в огромную сумму в 20 тыс. фунтов. Для сравнения, у Конан Дойля военная пенсия доктора Ватсона равнялась в месяц 17 фунтов 5 шиллингов.
Причем есть условие, бриллиант достается Рэчел, если сама леди Вериндер еще жива. Если – нет, то бриллиант распилить, продать и отдать на благотворительность. Блэк предполагает, что такое условие это месть Джона Гернкастля, с целью передать проклятие на дочь леди Вериндер, чтобы она мучилась от несчастий своей дочери. Месть за оскорбление чести Гернкастля, когда его не пустили в дом Вериндеров много лет назад.
Кроме того, за Блэком в Лондоне следили подозрительные «индусы». Беттередж рассказывает, что индийцы уже были здесь утром.
Господа совещаются, может быть это всего лишь глупые опасения, но решили повременить с вручением подарка до дня рождения Рэчел, который будет через месяц.
Также они не предупредят леди Вериндер, чтобы не ее беспокоить; а сам алмаз отвезут в банк, в расположенный рядом городок Фризинголл.
Месяц до дня рождения Рэчел
Повествование развивается как любовный роман.
Между Рэчел и Фрэнклином Блэком развивается дружба, привязанность, а затем влюбленность. Эти отношения осложняются ухаживанием за мисс Рэчел Вериндер еще одного «племянника» Годфри Эблуайта. Эблуайт – красавец, высок ростом, обаятелен, душка, филантроп, красноречив как Аристотель, сын банкира, член множества попечительских обществ, как например: «общество надзора британских дам над воскресными обожателями служанок» и «Материнский попечительский комитет о превращении отцовских панталон в детские».
Перед днем рождением соперники идут в наступление. Блэк признается в любви, а Эблуйат делает предложение выйти замуж. Рэчел ничего не отвечает первому, но отказывает второму, что делает первого счастливым.
Но помимо этой любовной истории развивается и другая. Служанка Розанна Спирман, некрасивая, кособокая, бывшая воровка, взятая леди Вериндер из тюрьмы на перевоспитание влюбляется в Блэка. Розанна никому не признается в своих чувствах, но об этом догадывается дочь Беттереджа Пенелопа.
Эта история очень интересна для современного читателя, так как показывает, как норму, что окружающие не могут даже в мыслях допустить возможность влюбленности служанки в господина, оценивают как проявление некоторого сумасшествия. Тем более, не допустимо ответное чувство со стороны господина к этой «некрасивой служанке». Блэк совершенно не замечает служанку, которая от этого еще больше страдает. Блэк даже не понимает, что означают эти пристальные взгляды, хотя Коллинз пишет, что если бы на того так смотрела девушка из его круга, то он сразу бы догадался о ее чувствах.
День рождения
Индийцы не появляются, и Блэк вместе с Беттереджем решают, что их опасения напрасны. Рэчел получает алмаз. Хотя леди Вериндер не довольна подарком от «этого Джона Гернкастля», все гости вокруг в восхищении окружают именинницу и рассматривают бриллиант. Собирается около 20 гостей, в их числе местный доктор Канди, индийский путешественник Миртуэт
Раздается грохот индийских барабанов – три «индуса» показывают фокусы перед домом. Гости рады, Блэк и Беттередж в панике.
Еще больше их опасения усиливает один из гостей, известный путешественник, который говорит, что это никакие не фокусники. Он поговорил с ними и понял, что они «брамины высокой касты». После того как Блэк рассказал о появлении и слежки индусов месяц назад, путешественник заявил, что они наверняка прибыли за алмазом, и что Блэку повезло, что его не убили о время слежки.
Блэк предлагает назавтра увезти бриллиант в банк, а в этот вечер ничего никому не говорить, чтобы не портить настроение.
Рейчел в присутствии всех объявляет, что уберет бриллиант в шкафчик в ее гостиной.
На ночь Беттередж спускает во двор собак и закрывает все двери и окна.
В эту ночь в доме остаются: леди Вериндер, Рэйчел Вериндер, камердинер Беттередж, его дочь Пенелопа, Фрэнклин Блэк, Годфри Эблуайт, кухарка, старшая служанка, горничная, посудомойка, вторая служанка Розанна Спирман, лакей.
Утром шкафчик пуст, алмаз пропал.
Расследование 1
В поместье прибывает местный сыщик Сигрэв, а затем Блэк приглашает из Лондона известного сыщика Каффа.
Расследования по современным меркам носят, как минимум странный характер. Но при этом автор выставляет первого сыщика дураком, а второй прославлен как умнейший и проницательный.
Сигрэв устанавливает, что индийцы не могли украсть алмаз, их еще вечером задержали за мелкое нарушение. Кражу совершил кто-то из дома.
Осматривают шкафчик – по-прежнему пусто. На свежеокрашенной двери в гостиной Рэйчел на рисунке повреждение нанесенное юбками, предположительно толпы служанок, собравшихся вокруг.
Сигрэв требует обыскать вещи и комнаты (внимание) слуг, чем вызывает недовольство, как слуг, так и хозяев. Обыскать вещи хозяев и гостей в голову ему не приходит, или он не решается. Причем, леди Вериндер объявляет, что обыск проводить нельзя, так как она не хочет оскорбить своих слуг. Беттередж выступает вперед и предлагает добровольно согласиться на обыск.
Все оскорблены, всячески третируют своим презрением сыщика. Обыск проведен, алмаз не найден. Сигрэв не знает, что делать дальше.
На следующий день приезжает «знаменитый сыщик Кафф ». Кафф проводит следствие, беседуя по очереди со всеми в доме. Он выясняет, что пятнышко на двери появилось в ночь ограбления, а значит у кого на платье пятнышко, тот причастен к пропаже алмаза.
По манерам Кафф напоминает своей загадочностью и проницательностью Шерлока Холмса, хотя скорее наоборот, Конан Дойл скопировал сыщика у Коллинза.
В ходе следствия выясняется, что все спали всю ночь в своих комнатах, но очень подозрительно ведут себя два человека.
Служанка Розанна Спирман, запирается у себя в комнате, сказавшись больной, а поздним вечером ее видят на тропинке в город с густой вуалью, хотя в этот момент она должна быть у себя в комнате. Затем Кафф выяснит, что в городе она купила кусок ткани.
Еще более странно себя ведет Рэйчел, она вообще заперлась у себя в комнате и отказывается разговаривать с сыщиками. Рэйчел, как мы помним влюблена в Блэка, а тот ей признался в любви. Теперь же она кричит и презрительно смотрит на него. В то же время Блэк предпринимает усилия для поиска бриллианта.
Кафф объявляет, что для поиска испачканной юбки нужно снова обыскать сундуки служанок. На что леди Вериндер, заявляет, еще раз допустить обыск своих слуг, она не может. Тогда Кафф предлагает, чтобы не оскорблять слуг провести обыск также вещей господ!
В этот момент я подумал, что какой Кафф хитрый, ему нужно обыскать вещи господ, и для этого он предложил обыскать сундуки слуг, а так как это будет неприемлемо, то ему самому предложат обыскать вещи господ. Но я ошибся, как только Рэйчел объявила, что никого не пустит в свою комнату, Кафф сказал, что обыскивать никого не будут.
На этом этапе расследования существуют две гипотезы. Розанна Спирман причастна к похищению бриллианта. Предполагается, что она ходила в город за тканью и сшила себе новую юбку взамен той, которую она испачкала. Вторую гипотезу выказывает Кафф: камень некуда не исчезал, его сама взяла Рэйчел и объявила украденным. Зачем? Для покрытия тайных долгов.
Какие основания к этому? Кафф объявляет: 1) отказывается отвечать на вопросы обоих следователей, 2) враждебна к трем лицам активно расследующих преступления (два следователя и Блэк)3) уезжает из дома, хотя Кафф напрямую заявляет, что отъезд повредит поиску бриллианта.
Кафф предполагает, что служанка Розанна помогает Рэйчел.
Вопрос 1
Цитата
Честно говоря, на этом этапе я просто не знал даже кого подозревать. Слишком мало информации. А что вам приходит в голову? Ответьте, на этом этапе, кого вы подозреваете. Я в этот момент думал, что это либо Рэйчел, либо Розанна.

Кафф и Баттередж следят за Розанной. По ее следам они выяснили, Розанна что-то положила в небольшой сундучок, утопила его в зыбучих песках, привязав цепью. То есть потом она сможет сундучок вытащить. Сыщик понимают, что она каким-то образом пометила это место
Из дома пропадает Розанна, ее пытаются найти, но обнаруживают, что она утопилась в зыбучих песках, судя по всему из-за несчастной любви к Блэку. Перед смертью она отправляет письмо своей подруге, в этом письме также запечатано письмо Блэку. Подруга Розаны письмо следователю не отдает, так как Розанна попросила передать его лично в руки Блэка.
А тем временем следствие заканчивается потому, что Рэйчел уезжает из дома в Лондон. В этой сцене Блэк пытается поговорить с девушкой, но она его грубо отвергает. Блэк страдает и вскоре уезжает в Европу.
Кафф отправляется расследовать следующие дело, Эблуайт уезжает в Лондон, леди Вериндер едет в свой Лондонский особняк.
Между расследованиями
Далее идут события, мало относящиеся к расследованию, но изменяющее положение всех участников.
В высшем свете обсуждается похищение алмаза, причем большинство считает, что к нему причастна Рейчел, либо украла, либо спрятала, либо просто сошла с ума.
Тем временем в Лондоне ходят слухи, что известный ростовщик с темной репутацией мистер Люкер получил в залог Лунный камень, который он сдал на хранение в банк. Никто ничего не расследует, но все активно обсуждают слухи. Более того, говорят, что к этому причастен Годфри Эмблуайт, присутствовавший при похищении.
За Рейчел по преджнему ухаживает Годфри. Однажды когда зашел разговор о алмазе и слухах причастности Годфри к похищению, Рейчел возмущается и говорит:
«Это моя вина! Я принесла себя в жертву, но видеть, как гибнет невинный человек, хранить тайну, разрушая ему жизнь? О господи! Это слишком ужасно! Я не могу этого вынести!». Рейчел написала расписку Годфри, в котором она указывает, что Годфри совершенно не причастен.
Годфри признается в любви и делает предложение Рэйчел, она соглашается.
Леди Вериндер умирает. Рейчел становится наследницей. Близкий друг семьи Вериндеров поверенный Брэфф выясняет, что Годфри испытывает проблемы с деньгами, поэтому он хочет жениться на Рэйчел.
Особенности британской системы были таковы, что имущество жены переходило полностью в распоряжение мужа, если только перед свадьбой не заключался специальный договор, или завещание каким-либо образом не ограничивало право владение имуществом жены. Таким образом, если бы Годфри женился на Рейчел ,он мог бы решить все проблемы с деньгами. Но ему нужны было выяснить условия завещания. В Британии это делалось очень легко. После того как завещание озвучивалось, оно передавалось на хранение в коллегию юристов Доктор-Коммонс и любой человек за плату мог получить его копию.
Годфри так и поступил, поверенный Брефф выяснил это и решил предупредить Рэйчел о материальном, а вовсе не платоническом интересе ее жениха.
А завещание Вериндеров было очень хитро составлено. Рэйчел не могла распоряжаться имуществом, она получала только пожизненный доход. Это был типичный ход для защиты женщин от «охотников за преданным».
Рэйчел отменяет помолвку. Отмена произошла в интересной форме. Рэйчел предложила Годфри «забрать данное ей слово жениться» назад, на что он согласился.
У мистера Фрэнклина Блэка умирает отец, он получает наследство и возвращается назад. Блэк пытается поговорить или вступить в переписку с Рэйчел. Она отказывается. К этому времени мы начинаем понимать, что Рэйчел подозревает Блэка в краже алмаза, хотя она его не обвиняет, потому что любит.
Расследование 2
Блэк решает начать собственное расследование. Ура. Наконец-то мы двинулись вперед.
Блэк приезжает в поместье леди Вериндер и помощью камердинера Беттереджа начиняет выяснять обстоятельства дела. Здесь он наконец-то узнает, что погибшая год назад служанка Спирман, оставила ему письмо. Они получают письмо от ее подружки и узнают в нем…. что объяснение «загадочного поведения» находятся в другом письме, которое спрятано в сундучке, который в свою очередь спрятан в зыбучих песках, а вытащить его можно с помощью цепи. А вот как найти цепь:
«Положить палку или какую-нибудь другую прямую вещь на скалы, чтобы отметить линию соединяющую маяк и флагшток. Позаботиться, делая это, что один конец палки находился на краю скалы с той стороны, которая возвышается над зыбучими песками, пощупать между водорослями вдоль палки (начиная с того ее конца, который лежит ближе к маяку), чтобы найти цепь. Провести рукой вдоль цепи...»
Это Розанна Спирман могла бы стать соавтором Дэна Брауна и получше зашифровать «Код да Винчи».
Сундук найден, в нем лежит письмо и … ага, ночная рубашка, с пятном от краски. Сейчас мы выясним, кто украл алмаз. Стоп. Рубашка-то мужская (они не сильно по покрою отличались от женских). Нужно посмотреть на воротник там будут инициалы владельца.
Мы смотрим и видим буквы…
Вопрос 2
Цитата
В этом месте ответьте на вопрос, чья рубашка?


… видим буквы Фрэнсис Блэк. Блэк поражен, он всю ночь спал и не воровал алмаз. Ну давайте же прочитаем письмо.
Из письма мы узнаем, что Розанна безнадежно любила Блэка. Блэк эта влюбленность и самоубийство совершенно не трогает, он оценивает эти поступки как сумасшествие.
Не знаю специально ли сделал Уилки Коллинз, что Блэк остается равнодушным к судьбе служанки, таким образом шокировав читателя, либо это являлось как раз типичным поведением. Но сам Коллинз впоследствии написал несколько романов, в которых критиковал правовое положение женщин в британской системы, правда сам Коллинз так и не женился, хотя лет тридцать жил одновременно с двумя женщинами в двух разных домах.
Из письма мы узнаем, в утро кражи Розанна убиралась в комнате Блэка и увидела его ночную рубашку, испачканную в краске. Не думая, ни о чем она решила спрятать улику. Рубашку она одела на себя, пошла в город, купила ткань и у себя в комнате сшила новую рубашку. Как помните, именно ее таинственное поведение и позволило заподозрить ее в причастности к похищению алмаза.
Так как Блэк не обращал на нее внимание, Розанна решила умереть, и спрятать улику и прощальное письмо. В этом месте автор обращает внимание, что Розанна любит его, не смотря на то, что он преступник, а Рэйчел отказывается от него, предполагая, что Блэк преступник.
Блэк не обращает внимание на самопожертвование Розанны, но приходит к выводу, что, скорее всего, эту рубашку Розанна показала Рэйчел, которая после этого поверила, что Блэк украл алмаз.
Блэк знает, что он не воровал алмаз, но объяснить, откуда взялась краска, не может. Но если расскажет эту историю Рэйчел, она поверит в его невиновность. Блэк торопиться в Лондон к самой эффектной сцене романа, по дороге встретив помощника доктора Канди (он присутствовал на дне рождении) Эзру Дженнингса.
Блэку с помощью хитрости удается встретиться наедине с Рэйчел. Она возмущается, обвиняет его во всех неджентельменских грехах. Блэк защищается, возмущается, говорит, да как высмеете. Начинает рассказывать историю про Розанну и ее письмо, что мол она его подставила.
Цитата
«–Я должен вам задать один вопрос, – сказал я, – и это вынуждаетменя вернуться к тяжелому предмету. Показала вам Розанна Спирман рубашку или нет?
– Вы сошли с ума! – воскликнула она. Бла-бла-ьла.
Я перебил ее. Я не мог сдерживаться.
– Вы нанесли мне непростительное оскорбление! – вскричал я. – вы подозреваете, что я украл ваш алмаз. Я право знать и хочу знать, по какой причине?
– Подозреваю? – воскликнула она, приходя в возбуждение равному моему. – Негодяй! Я собственными глазами видела, как вы взяли алмаз!»

Далее Рэйчел подробно рассказала, как он пришел, вовсе не лунатик, прислушиваясь к звукам, с открытыми глазами нашел алмаз, забрал его и ушел.
Блэк решает продолжить расследование и выяснить, как так получилось, что если он украл, то почему он этого не помнит и где алмаз? Он решает, что опросит всех, кто был на ужине еще раз. Но в Лондоне почти никого нет, единственный кого можно опросить это доктор Канди во Фризинголле.
Вопрос 3.
Цитата
На этом этапе кого вы подозреваете? Блэка? А почему он ничего не помнит? Я думал, о популярном в 19 веке увлечении «месмеризмом» (гипнозом), что Блэка кто-то загипнотизировал. И этот кто-то был в сговоре с индийцами.

Как нужно удерживать читательское внимание

К этому времени мы понимаем, что раскрытие тайны будет сделано с помощью доктора Канди. И дальше на протяжении несколько сотен страниц Коллинз умело оттягивает разрешение загадки, играя в детскую и писательскую игру «это хорошо, а это плохо». Я специально посчитал – 7 циклов.

1. Блэк быстро находит доктора Канди. Но, тот тяжело болен.
2. Канди приходит в себя, и говорит, что ему нужно сообщить очень важную информацию Блэку. Но он тяжело болен и ничего не помнит, что он должен сказать.
3. Но иногда во время бреда у него проскальзывают какие-то слова связанные с вечером у леди Вериндер. Но сказанное настолько отрывисто, что смысл не понятен.
Поняв, что от доктора ничего не удастся добиться, Блэк уходит. Ему по дороге с помощником доктора мистером Эрой Дженингсом.
4. В дороге выясняется, что Дженингс записывал бред Канди. Но он не может предоставить эти записи Блэку потому, что это врачебные тайны Канди. Они доходят до развилки, после которой должны разойтись в разные стороны.
5. Блэк говорит Дженингсу, что от этого зависит его личное счастье и судьба и предлагает рассказать свою историю. Дженингса останавливает Блэка потому, что оказывается он и сам непростой «гонимый миром странник».
6. Но Блэка не пугает судьба Дженингса и он рассказывает предыдущие восемь страниц формата А4. Дженинг догадывается о разгадке истории, но не может ее сообщить в этот момент, ему нужно идти к больному.
Спустя несколько часов и несколько страниц они снова встречаются. Прежде чем рассказать разгадку. Эзра предлагает посмотреть листы с записанным бредом доктора Канди
7. Они смотрят несколько листов с текстом. Слов много, но смысл не ясен.
Но оказывается, Дженингс систематизировал текст и написал расшифровку.
Разгадка

В тот памятный вечер на дне рождении, Блэк и доктор Канди поспорили о врачах, и их не способности помогать больным. В качестве примера Блэк привел себя, он бросил курить и страдал от бессонницы. Доктор Канди решил подшутить над Блэком. Дать в тайне ему лекарство, от которого он заснет, а на утро прийти и спросить, как ему спалось. По словам Дженингса, все врачи любят шутить над своими пациентами.
Это лекарство оказалось ланданиумом – спиртовая настойка опиума, которая в это время использовалась в медицине для успокоения нервов, снятие болей.
По мнению Дженингса, ситуация развивалась так. Канди незаметно подлил 20 капель в напиток Блэка. Блэк выпил, но напиток его сразу не успокоил, а привел в возбужденное состояние, ведь алмаз могли украсть индийцы, а он лежал в незакрытом шкафу. Поэтому Блэк в состояние наркотического опьянения взял алмаз и решил его спрятать, а когда пришел в себя, то он не помнил ничего, в том числе, куда спрятал алмаз.
Эксперимент
Блэк поверил в эту разгадку. Но как доказать это другим. Дженингс с его «историей» и цыганским видом на роль свидетеля не годится.
Дженингс предложил провести эксперимент – они восстановят ситуацию и посмотрят, как будет себя вести Блэк. Эксперимент пройдет в присутствии надежных свидетелей.
Нам становится ясна разгадка, ведь до конца книги осталось всего несколько десятков страниц! Но автор решает продолжить интригу, поэтому почти все сомневаются в успехе. В доме Вериндеров восстанавливается обстановка того вечера, вешаются картины, укладываются ковры, расставляется мебель. Рэйчел, которой написал Дженингс, сразу поверила в невиновность Блэка, но в усадьбу приехала тайно, чтобы не повлиять на провидение эксперимента.
Эксперимент прошел удачно, в наркотическом опьянении Блэк встал, пошел в гостиную Рэйчел, забрал там камнем, но не дошел до своей комнаты и заснул. А утром проснувшись, увидел счастливое лицо Рэйчел.
Ура! Все счастливы.
А кто уже украл алмаз?
Все счастливы, но где же алмаз?
А для этого у нас еще 15% книги. И здесь нам снова могут британские законы.
Что нам известно к этому времени? Камень похожий на Лунный камень храниться у банкиров в качестве залога по ссуде выданной ростовщиков Люкером. В книге допросить Люкера не могут, такая вот система.
У британцев, например, в эти годы во время судебного следствия обвиняемый не мог давать показания. Также в качестве доказательств не могли фигурировать материалы допросов, в этом случае сыщикам приходилось выступать в качестве свидетелей, рассказывая о чем им говорил обвиняемый.
Но было ясно, тот, кто заберет алмаз у Люкера и украл его. А когда Люкер будет отдавать алмаз? По британским законам, залог можно забрать только через год. А так как алмаз украли почти год назад, значит скоро подойдет нужная дата. В середине книге мы подозревали Эблуайта, но тот уехал в Гамбург.
И вот в определенный день за Люкером установлена слежка. Причем учтено, что скорее всего ростовщик незаметно передаст камень заинтересованному лицу. В этот день Блэк с нанятыми сыщиками стоял возле банка. Возле банка индийцев видно не было, а они оставались главными заинтересованными сторонами в этом деле. Сыщики не заметили ни одного загорелого лица, за исключением бородатого здоровяка-матроса.
Как только Люкер вышел, они стали следить за всеми людьми, с которыми пообщался возле банка ростовщик. Ни один след ни к чему не привел. Но одному мальчишке удалось проследить за моряком, который как ему показалось, контактировал с Люкером.
Блэк вместе с вызванным сыщиком Каффом из первой части отправились по следу. Но когда они прибыли в гостиницу, моряк лежал мертвый в своем номере задушенный подушкой. Его убили индийцы.
Моряк оказался не моряк вовсе, на лицо был нанесен темный грим, наклеена борода и парик. После того как все сняли , это человек оказался…
… садовник, камердинер, Дженингс, Канди, Блэк, Розанна Спирман? Нет–Годфри Эблуайт.
Люкер потом поведал историю, рассказанную ему самому Эблуайтом. Эблуайт как опекун растратил наследство молодого человека, который вскоре должен скоро стать совершеннолетним и ему нужно передать 20 тыс. фунтов. Деньги он никак не мог достать. Ночью в день рождения ему не спалось, и он увидел, как Блэк в наркотическом опьянении вышел из своей комнаты. Эблуайт решил проследовать за Блэком потому, что «опасался, что тот может упасть». Годфри видел, оставаясь совершенно не замеченным, как Блэк взял бриллиант, а также видел, что Рэйчел видела Блэка. Возвращаясь в свою комнату, Блэк выронил алмаз, Годфри его подобрал. В этот момент Эблуйат еще не решил его украсть, он собирался передать его утром Рэйчел.
Но утром началась суматоха с кражей алмаза. Блэк не помнил ничего, а Рэйчел ничего не говорила. Поэтому и Эблуйат решил промолчать и оставить камень себе.
Что случилось с камнем?
Бриллиант индийцы увезли в Индию и вставили в глаз Вишну, где он и находился много лет назад.
Конец
Ну вот мы с вами и справились с Лунным камнем. Вы молодцы, если смогли дочитать до конца.
Рецензия
Уилки Коллинз написал роман «Лунный камень» в 1868 году. Эта книга мгновенная стала популярна в Великобритании и у нее стали появляться многочисленные подражатели. Диккенс был под таким впечатлением от романа, что попутался написать свой «Роман сенсаций» – «тайна Эдвина Друда», но не успел.
Чтобы понять литературную ситуацию напомним, что в этот же год вышли «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, в 1869 году – «Идиот» Достоевского и «Война и мир» Толстого, «Человек который смеется» Гюго, в 1870 «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Двадцать тысяч лье под водой» Жуль Верна и «Венера в мехах» Захер-Мазоха.
Несмотря на популярность романа у читателей, литературная критика осуждала увлечение Коллинза сюжетом в ущерб раскрытию характеров персонажей. Но пройдет лет двадцать и литературоведы объявят «Лунный камень» первым детективным романом.
С формальной точки зрения в романе действительно есть признаки детектива: преступление, расследование, профессиональный сыщик и дилетант, «преступление в закрытой комнате».
И все же Лунный камень» написан вполне в традициях «Сенсационного романа» 19 века. В этот период в романах использовались два приема. Некоторое событие в самом начале романа («тайна») необъяснимо влияло на поведение героев, и что же это за событие читатели узнавали в самом конце. Второй прием («сокол») использовался в конце романа или новеллы, полностью изменяя оценку всего предыдущего повествования. У Аристотеля это прием назывался «узнавание».
Если рассмотреть роман с точки зрения современной жанровой литературы, то:
1) В качества литературного приема, Коллинз использует девять историй, последовательно рассказывающих о событиях романа. Для детектива такой прием мало что дает. Вот если бы рассказчики позволили рассмотреть одну и ту же ситуацию с разных сторон, то роман приобрел бы глубину и позволил бы автору наполнить повествование различными смыслами и символы.
2) Расследуемое преступление – кража, пусть и дорого бриллианта. Тем более в конце мы узнаем, что оно почти случайное. Кража, а не убийство резко снижает значимость, символизм, драматичность произведения.
3) В романе трудно выявить главного героя. Читателю не за кого переживать, не потому что все плохие, а потому, что автор не придумал ситуации, в которой мы должны были сочувствовать героям.
4) Второстепенные герои получились гораздо более характерными, чем предположительно «главные». Мы о второстепенных героях знаем больше.
5) Коллинзу построить сюжет так, что мы не можем догадаться, кто же преступник и предположить несколько ложных линий. Но разгадка и в 19 и в 20 веке слишком фантастична и «волшебна».
6) Автору удается удерживать внимание читателя обещанием раскрытия тайны на следующей страницы, и оттягивать ее новыми усложнениями. Правда, все-таки, семь циклов клиффхэнгеров, во втором расследовании это уже слишком.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.