Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Как развивать образность.
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Робин-Гут
Вот сейчас задумался - как развивать образность.
Ляпис Трубецкой сравнил, например, молодость с водопадом. Что из этого следует?
из этого следует, что многие авторы сравнивают жизнь или какое-то происшествие с явлениями природы.

Переписал сегодня явления природы. Теперь буду думать, как применить с ними аллюзию.
Цитата
Водопад, радуга – другие явления природы? С помощью их аллегоризировать...
Миражи, гало, северное сияние, огни святого Эльма, рыбьи, лягушачьи и другие дожди, осень, зима, лето, весна. Гроза, листопад, град, лед , молния,
Половодье, разбухание почек, весенний ледоход, проталины, роса, туман, иней, морозные узоры, падающие звезды, перламутровые облака,
Зной, шторм, посевы, урожай, липа первая сбрасывает листья, птицы собираются в стаи, бабье лето, поздние фрукты, ароматы, СПИСОК ЗАПАХОВ!!! Прелая сырость,
Гололед, сосулька, мороз, холод, ветер, снега, метель, порыв ветра, хруст снежного настила,

Может быть, я делаю бесполезную работу, а может в моем случае только так и надо. Может надо расширять этот список до бесконечности и на его базе писать тропы.
Это мои наметки по одному из путей развития образности.
А кто из вас, форумчане, может что-то посоветовать по развитию образности? Какие-то упражнения, какие-то работы в этом направлении?
Monk
Хороший вопрос. Но сейчас дискуссии вести не время. smile.gif
Лично я никогда не выписываю так, как вы. Предпочитаю аллюзии по наитию. Образы и метафоры сами приходят, хотя иногда, бывает, пытаюсь что-то сочинить, но спонтанно лучше получается.
Серый Манул
Вся образность моя исходит из генератора случайного бреда.
Робин-Гут
Образность от http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.medi...etoric/02_9.htm
Цитата
Образность речи
Образность речи -- это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира.
Выделяют 3 типа образности:

Потенциальная образность (от франц. рotential -- "скрытый, возможный" от лат. рotentia -- "возможность") -- это заложенная в словах скрытая способность создавать наглядно-чувственные картины внешнего мира.
Например, слово ясень в обычной речи создает понятие об определенном дереве, но не вызывает конкретно-чувственного образа этого дерева. Другое дело, когда о слове ясень эмоционально говорит Аркадий Кирсанов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети":
"Не находите ли вы, что ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он".
Здесь -- в особо организованном контексте -- слово ясень создает вопреки точной этимологии (ясень и ясно -- слова разного происхождения) не только понятие дерева, но и конкретно-чувственный образ определенного дерева.
Потенциальная образность заложена в разных словах в неодинаковой степени. Чешский стилист И. Бечка сравнивает предложения:
В саду расцвели деревья -- В саду расцвели яблони.
К нам подошел какой-то человек. -- К нам подошел какой-то долган.
Он приходит к выводу, что слова яблони, долган более образны, чем деревья, человек.

Эвидентная образность (от лат. "очевидный") -- это образность, заложенная в изобразительно-выразительных средствах языка (метафор, эпитетов, сравнений и т.п.) и являющаяся их постоянным и естественным свойством.
Эвидентная образность проявляется, например, в сравнениях:
"Соловьем залетным юность пролетела" (М. Кольцов)
"Снег словно мед ноздреватый" (С. Есенин)
"Лед на речке блестит как модный паркет" (А.С. Пушкин).

Художественная образность -- это образность, которую создает писатель или поэт индивидуально, обобщенно, при помощи вымысла, как имеющую эстетическое значение.
Л.Н. Толстой создал образную перспективу слова (свеча) в романе "Анна Каренина". Одна из последних глав (Анна бросается под поезд) заканчивается так: "И свеча, при которой она читала наполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла".
В данном случае, свеча -- это образ сознания, разума, интеллекта. Художественная (символическая) образность этого слова обусловила и переносное употребление слова книга в значении жизнь.
А десятью страницами ранее автор описал, как в спальне Анны действительно погасла на столе свеча и забегавшие по шторам тени перепугали её.

По-моему, образность - это ремесло+талант.
А ремесло-то всегда можно развить. Вопрос - какие упражнения нужны для этого?
Алекс Унгерн
Цитата(Робин-Гут @ 1.1.2015, 9:01) *
По-моему, образность - это ремесло+талант.
А ремесло-то всегда можно развить. Вопрос - какие упражнения нужны для этого?

Думаю, созерцание и наблюдательность. Подмечать, что у вас вызывает сильные эмоции и чувства, именно детали, и переносить это в произведения.
sokol
Цитата(Робин-Гут @ 31.12.2014, 20:12) *
Вот сейчас задумался - как развивать образность.

Переписал сегодня явления природы. Теперь буду думать, как применить с ними аллюзию.

Может быть, я делаю бесполезную работу, а может в моем случае только так и надо. Может надо расширять этот список до бесконечности и на его базе писать тропы.
Это мои наметки по одному из путей развития образности.
А кто из вас, форумчане, может что-то посоветовать по развитию образности? Какие-то упражнения, какие-то работы в этом направлении?


Мне кажется, это хороший путь. Сам я тоже пробовал им ходить -- ничего не получалось. Но многие поэты и писатели именно таким путем набивали себе руку. Поэтому если вам это не скучно и интересно, как говорится, бог в помощь. Только это не должно идти через усилие. Не в том смысле, что не тратить умственной энергии на придумывание аллюзий. Как раз наоборот. А в том смысле, что подобная игра должна приносить удовольствие.

Сам я придумал для себя другой путь. Я выписываю цитаты из разных авторов: из Пушкина, Шекспира. Выписываю на бумажных листах, которые потом разрезаю на маленькие полоски: одна цитата на каждую полоску. И раскладываю эти полоски (можно их назвать карточками), как пасьянс. Цитаты на явления природы, цитаты на жизнь общества, цитаты на время. Либо по другим принципам: афоризмы, метафоры, сравнения... Мне это нравится, не скучно. Можно придумывать, наверное, и другие способы.

Еще люблю возиться с Интернетом. Например, выбираю все метафоры со словом "час". Выборку можно осуществить с помощью специальных сайтов. Такие сайты есть на Шекспира, Гете, Шиллера. Особенно много этим занимаются французы. К сожалению, ничего похожего у русских я не нашел. Итак, вот несколько метафор со словом "час" из Шекспира:

"Когда она пребывала в своем скучком и сонном часе (While she was in her dull and sleeping hour)

"Каждый час он перелетает из одного преступления в другое (Every hour He flashes into one gross crime or other)" здесь, конечно, метафора не на "час", а на преступление, поэтому выписывая я подчеркиваю слова "flashes" и "crime"

"Так мое солнце одно раннее утро сияло
Со всем своим великолепием на моем лице.
Но, увы, всего лишь час оно было моим
(so my sun one early morn did shine
With all triumphant splendor on my brow;
But out alack, he was but one hour mine)

И так далее. Перевод, как видите, довольно коряв, но как можно более буквален.
Робин-Гут
Спасибо всем ответившим.
Я рылся в интернете. Довольно долго. Чего там только нет на тему образности и рядом...

И - упражняйтесь, придумывая анекдоты.

И - заведите тетрадку и описывайте тех прохожих, которые чем-то бросились вам в глаза (игра - досье на прохожих).

И - ролевые игры - типа - мы пираты. Капитан имеет право обрывать всех. Боцман в разговоре имеет право обрывать всех, кроме капитана. Цель - поделить сокровища испанского галеона.

И - интеллектуальное упражение "Мир глазами дурака" :
Попробуйте посмотреть на мир глазами дурака, в самом прямом смысле слова. Читая новости или какие-то статьи в интернете, идя по улице, работая на своём рабочем месте, засыпая в своей постели, задавайте себе вопросы:
- А как понимает эти новости дурак?
- А поймёт ли что-нибудь дурак из этой статьи?
- А как видит дурак других людей?
- А что думает дурак про работу?
- А какие дурак видит сны?

И - интеллектуальное упражнение Переинтерпретация:
Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории.

И масса всякого другого. Что-то скопировал себе, Что-то, так и не попробовав, удалил из компа.

PS Мой вывод насчет образности - Она разрабатывается и улучшается всё время, пока пишешь (если пишешь в кайф))). Наверное, со временем, каждый писатель становится, как дорогое выдержанное вино.
Но - как прийти к образности, к своему стилю? Это хороший вопрос. smile.gif

PS-2 Спрашивал Олди об образности - как ее развить. Вот их ответ:
Цитата
Робин-Гут, тут очень трудно что-то посоветовать "вообще", кроме банального: читайте хорошие книги и смотрите, как работали / работают с образностью их авторы. От Алексея Толстого до Желязны, от Булгакова до Дины Рубиной, от Гоголя до Чайны Мьевиля -- и т. д. И вырабатывайте свой стиль, свою манеру и образную систему. А уж насколько хорошо это у Вас получится -- сказать заранее никто не сможет.
братья Ceniza
Цитата(Робин-Гут @ 5.2.2015, 19:33) *
Я рылся в интернете. Довольно долго. Чего там только нет на тему образности и рядом...
Можно поискать учебники по стилистике художественной речи (для вузов). Там обязательно будут главы, посвященные такому понятию, как художественный образ в литературе: виды образности, способы создания образности и т.д.В одном учебнике вы найдете больше по теме, чем на тысяче страницах интернета.


Робин-Гут
Цитата(братья Ceniza @ 6.2.2015, 9:13) *
Можно поискать учебники по стилистике художественной речи (для вузов). Там обязательно будут главы, посвященные такому понятию, как художественный образ в литературе: виды образности, способы создания образности и т.д.В одном учебнике вы найдете больше по теме, чем на тысяче страницах интернета.

Спасибо, об этом пути я как-то не подумал. wub.gif biggrin.gif
Хотя, одна книжка у меня давно уже лежит, скачанная: "Введение в литературоведение" Учеб. для филол. спец. ун-тов. Поспелов-Николаев-Волков. Я его еще не весь прочитал.
братья Ceniza
Цитата(Робин-Гут @ 6.2.2015, 15:28) *
Хотя, одна книжка у меня давно уже лежит, скачанная: "Введение в литературоведение"

Горшков А.И. "Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика"/Глава 17 "Образность художественного текста". Сжато и по делу.
В конце главы в примечаниях упоминаются хорошие книги по теме
Робин-Гут
Цитата(братья Ceniza @ 6.2.2015, 17:47) *
Горшков А.И. "Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика"/Глава 17 "Образность художественного текста". Сжато и по делу.
В конце главы в примечаниях упоминаются хорошие книги по теме

Благодарю! smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.