Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Планетарные двигатели для полётов внутри солнечной системы через 100 лет
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Сергей Матвеев
Друзья, давайте заглянем в недалекое будущее? На чём будем летать? Как долететь (без лишней фантастики) до Сатурна за две недели?
silverrat
Митио Каку "Физика невозможного". Глава "Звездолеты"
Звездолеты

И вообще рекомендую скачать эту книгу (у меня она в бумажном варианте). Вы можете использовать ее как справочник по многим технологиям будущего.
al1618
Цитата(Сергей Матвеев @ 8.3.2015, 19:34) *
Друзья, давайте заглянем в недалекое будущее? На чём будем летать? Как долететь (без лишней фантастики) до Сатурна за две недели?

Никак.
До него 8,5 ае по прямой, при том что по прямой в космосе летают... раз в тысячелетие.
Так что берем все 15-ть за две недели. Это выходит разгон до 200 км/с а потом торможение.
Двигателей с такими характеристиками - нет и не предвидеться. Так что "только Варп" biggrin.gif
Серый Манул
Цитата(silverrat @ 8.3.2015, 18:39) *
Митио Каку "Физика невозможного". Глава "Звездолеты"
Звездолеты

И вообще рекомендую скачать эту книгу (у меня она в бумажном варианте). Вы можете использовать ее как справочник по многим технологиям будущего.

Каку...

Цитата(al1618 @ 8.3.2015, 18:44) *
Никак.
До него 8,5 ае по прямой, при том что по прямой в космосе летают... раз в тысячелетие.
Так что берем все 15-ть за две недели. Это выходит разгон до 200 км/с а потом торможение.
Двигателей с такими характеристиками - нет и не предвидеться. Так что "только Варп" biggrin.gif

Манулий кавитатор вкуума™
Ну типа Я
Первые внутрисолнечные полеты будут на двигателях типа ионного. Скорее всего в какой-то комбинации, как плазменный. Очень вероятна например такая конструкция: небольшой реактор разогревает до испарения, скажем, литий и обеспечивает работу электрогенератора, а генератор в свою очередь разгоняет ионы лития. Только они пока могут обеспечить приемлемое соотношение полезной нагрузки с весом двигателя и топлива и с учетом стоимости производства топлива. Но это будут беспосадочные средства, просто транспорт. И пока не придумают приемлемые по стоимости средства доставки на орбиту и с орбиты, не будет вообще ничего. Никто не будет организовывать полеты, стоимостью в десяток лет финансирования академии наук. Ну если конечно не раскрутится новая гонка вооружений или престижей.
silverrat
Ионный имеет удельный импульс сейчас 3000 с всего.
С практической точки зрения, а не с тз фантастики полетов с людьми до Сатурна не будет ни через сто лет, ни через тысячу. Никогда не будет. С тз фантастики можно использовать несколько типов. Самый перспективный: на антиматерии с удельным импульсом - 1 миллион- 10 миллионов с. Также ядерный импульсный, термоядерный прямоточный.
Ну и конечно двигатель Алькубьерре, когда корабль может достигнуть благодаря искривлению пространства сверхсветовой скорости.
Ну типа Я
Цитата(silverrat @ 8.3.2015, 23:19) *
Ионный имеет удельный импульс сейчас 3000 с всего.

Дело не в мощности и не в скорости. Если речь идет о сколь нибудь регулярном сообщении, то все решает экономика. Транспортные расходы не могут превышать где-то процентов 30 от всех расходов.
Кстати был такой около литературный проект варианта организации транспортного сообщения внутри солнечной системы. Разделить околопланетную и межпланетную части транспортной системы. Межпланетную части выполняют корабли, как бы сказать..., непрерывного полета. Однажды разогнавшись, они удерживают орбиты, пересекающие орбиты планет. При подлете они лишь несколько сбрасывают скорость и то необязательно. Другие корабли перевозят грузы между планетой и этими транспортами. Транспорты могут быть очень большими и не слишком скоростными. Челноки поменьше и более скоростные. Ну примерно как организованы морские перевозки, только погрузка/разгрузка производятся на ходу.
al1618
Цитата(silverrat @ 9.3.2015, 0:19) *
С практической точки зрения, а не с тз фантастики полетов с людьми до Сатурна не будет ни через сто лет, ни через тысячу.

Не стоит бросатся из крайности в крайность есть вполне испытанные и экономичные средства полетов.
Вопрос в том что две недели... все же слишком.
Цитата(Ну типа Я @ 9.3.2015, 0:57) *
Межпланетную части выполняют корабли, как бы сказать..., непрерывного полета.

Идея хороша особенно если для разгона груза использовать солнечные паруса. Но это долго однако.
silverrat
Цитата(al1618 @ 9.3.2015, 0:36) *
Не стоит бросатся из крайности в крайность есть вполне испытанные и экономичные средства полетов.
Вопрос в том что две недели... все же слишком.

Пока это только химические ракетные двигатели. Они устарели и лететь на них, конечно, слишком долго. Посылать зонды можно, конечно. Там проблем нет.
Для исследования Вселенной лучше использовать наноботов. Они крошечные, их можно электромагнитной пушкой вывести и они будут лететь и передавать данные. Но это опять же фантастика. rolleyes.gif
al1618
Цитата(silverrat @ 9.3.2015, 2:18) *
Пока это только химические ракетные двигатели.

С 60-х известны прямоточные ядернореактивные. Собственно под них создавалась Н1 и собственно из за международного заперта на ЯО в космосе мы на Луну толком и не попали.
Эти дают 10 000 И несложный подсчет показывает что при таком удельном импульсе уже вполне выгодны космические полеты даже со дна атмосферы.
А есть ведь еще "двигатели чистого космоса" Тот же электро-плазменный Есть солнечный парус, есть радиационный парус - оба вполне сходятся для освоения внеземелья. Вопрос в том что это пока никому не надо.
Сидим на берегу и ждем что в Америку поплывет кто-то другой.
Jiba
Частично согласен с отписавшимися. Но если вы не хотите варп, то увеличьте время полета до двух месяцев. Конечно, меня закидают помидорами, скажут это так же неправдоподобно, и посчитают новую скорость для двигателя. Но вот что я скажу, на это вряд ли будет кто смотреть внимание, так что даже если вы оставите две недели, будет все ок. А во-вторых, я что-то не понял про 8,5 и 15 ае. Думаю, что расчеты будут в будущем настолько точны, что как раз по относительной прямой все летать и будут.
al1618
Цитата(Jiba @ 9.3.2015, 3:12) *
. Конечно, меня закидают помидорами, скажут это так же неправдоподобно, и посчитают новую скорость для двигателя.

Что там считать 50 км/с вполне достижимая скорость. Я бы сказал что и 200 км/с не такой уж нереал просто он под верхней планкой физически-экономически доступного и больше сгодится для полета к Плутону чем Сатурну.

Цитата(Jiba @ 9.3.2015, 3:12) *
А во-вторых, я что-то не понял про 8,5 и 15 ае. Думаю, что расчеты будут в будущем настолько точны, что как раз по относительной прямой все летать и будут.

По прямой лететь не выйдет физически - просто по тому что и Земля и Сатурн летят вокруг Солнца.
Значит и кораблю придется соблюдать законы кеплеровской механики. Так дешевле. (Не нужно тратить лишнее на разгон/торможение сверх необходимого)
Но в этом случае начинает влиять взаимное положение точки старта и точки финиша. Если непонятно то скажу прямо - прямая может ведь и через Солнце проходить laugh.gif
silverrat
Цитата(al1618 @ 9.3.2015, 1:28) *
С 60-х известны прямоточные ядернореактивные. Собственно под них создавалась Н1 и собственно из за международного заперта на ЯО в космосе мы на Луну толком и не попали.
Эти дают 10 000 И несложный подсчет показывает что при таком удельном импульсе уже вполне выгодны космические полеты даже со дна атмосферы.
А есть ведь еще "двигатели чистого космоса" Тот же электро-плазменный Есть солнечный парус, есть радиационный парус - оба вполне сходятся для освоения внеземелья. Вопрос в том что это пока никому не надо.
Сидим на берегу и ждем что в Америку поплывет кто-то другой.

Я знаю, что создавалось. Я имею в виду практичные и надежные ракетные двигатели первой ступени, которые стоят и на наших ракетах, и на ракетах американцев. Чтобы решиться на внедрение других двигателей, нужно финансирование и сильное желание. Желания на государственном уровне сейчас все меньше и меньше. Одна надежда на частные проекты. Но я не представляю себе фирму, которая бы создаст ракету для полета к Сатурну. И сколько туда будет стоить билет для космического туриста. А для обычных исследований, достаточно зондов.
Серый Манул
Цитата(silverrat @ 9.3.2015, 13:08) *
Я знаю, что создавалось. Я имею в виду практичные и надежные ракетные двигатели первой ступени, которые стоят и на наших ракетах, и на ракетах американцев. Чтобы решиться на внедрение других двигателей, нужно финансирование и сильное желание. Желания на государственном уровне сейчас все меньше и меньше. Одна надежда на частные проекты. Но я не представляю себе фирму, которая бы создаст ракету для полета к Сатурну. И сколько туда будет стоить билет для космического туриста. А для обычных исследований, достаточно зондов.

Припечёт, захготят. Глупо думать о будущем, судя по современному.
Jiba
al1618, хм, про притяжение спорно, все зависит как раз от положения планет относительно Солнца, здесь я согласен. В случае, если наша звезда станет помехой, то действительно ни о какой прямой не может быть и речи. Об этом я не подумал. Но автор имеет право выбрать для себя любое положение планет на тот момент. К тому же ваш вариант, когда Солнце находится аккурат между Сатурном и Землей, скажем другие варианты будут чаще.
al1618
Цитата(Jiba @ 9.3.2015, 15:10) *
К тому же ваш вариант, когда Солнце находится аккурат между Сатурном и Землей, скажем другие варианты будут чаще.

Хм я как раз считал наиболее частый вариант - дело в том что любой полет пойдет по дуге - с одной орбиты на другую
Расстояние между орбитами - 8,5 ае. если нужно пройти хотя бы четверть получаем... 2*пи*радиус/4 + разницу орбит
В общем - пилять и пилять.
А если цель окажется и вовсе "за солнцем" придется прыгать перпендикулярно к плоскости орбиты а потом гасить набранную скорость гравитационным торможением по спирали - еще та акробатика
И длина пути тут будет за 30 ае... не считая тормозного пути.
Сочинитель
Я не спец во всех этих делах. Но как-то же инопланетяне летают. Значит, можно. Нужно только узнать у них секрет. smile.gif
Mishka
Цитата(Сочинитель @ 9.3.2015, 14:22) *
Я не спец во всех этих делах. Но как-то же инопланетяне летают. Значит, можно.

У меня та же мысль. Ведь действительно летают, а вы тут сочиняете непонятно что.
silverrat
Цитата(Сочинитель @ 9.3.2015, 16:22) *
Я не спец во всех этих делах. Но как-то же инопланетяне летают. Значит, можно. Нужно только узнать у них секрет. smile.gif

Надо еще доказать, что во Вселенной существует другая разумная жизнь. rolleyes.gif
Сочинитель
У меня прямых доказательств нет. НО Я ВЕРЮ!!!!!!!!!! smile.gif
Алекс Унгерн
Имхо, как тут правильно заметили, главная проблема полетов внутри солнечной системы - разгон-торможение.
Jiba
>> К тому же ваш вариант, когда Солнце находится аккурат между Сатурном и Землей, скажем другие варианты будут чаще.
>> Хм я как раз считал наиболее частый вариант - дело в том что любой полет пойдет по дуге - с одной орбиты на другую
Это вы меня так опровергаете? хД
В любом случае, я не согласен, что полет пройдет по дуге. Дело в том, что сила притяжения, как звезд, так и планет, будет учитываться лишь при непосредственной близости. Конечно, подобная близость различна. Назовем это гравитационным полем планет, звезд, войдя в которые кораблю потребуются дополнительные мощности, чтобы его покинуть. Однако, в остальных случаях притяжение настолько незначительное, что не будет никак влиять на полет.
moiser
Цитата(Сергей Матвеев @ 8.3.2015, 18:34) *
Друзья, давайте заглянем в недалекое будущее? На чём будем летать? Как долететь (без лишней фантастики) до Сатурна за две недели?

Нафиг он сдался этот Сатурн? Что там делать? НУ Марс ещё туда-сюда...
Варп-двигатель - темная история и не думаю, что и лет через сто мы это освоим.
Впрочем, дело может дойти до смешного - если удастся продвинуть модель голографического устройства вселенной и освоить способ съёма информации - лететь вообще в такие дали не придётся. dry.gif Всё можно будет рассмотреть как на ладони. biggrin.gif
AlexCh
Летать надо. Алиенов штобы мочить. Дредноуты с большими пушками нужны, да.
Ну типа Я
А почему рассматриваются исключительно экзотические варианты? Разве кроме атомной бомбы под задницей никаких способов добраться до марсиан и набить им морду нет?

А что если легенды о Бабе-Яге не полный вымысел и имеют отголоски реальной основы?
silverrat
Цитата(Ну типа Я @ 9.3.2015, 21:07) *
А почему рассматриваются исключительно экзотические варианты? Разве кроме атомной бомбы под задницей никаких способов добраться до марсиан и набить им морду нет?

А что если легенды о Бабе-Яге не полный вымысел и имеют отголоски реальной основы?

Прикольная бабка. rolleyes.gif
Второй вопрос, если вспомнить фильм "Приключение Маши и Вити", там как раз говорится на чем конкретно летала ступа бабки. Обычный реактивный двигатель. tongue.gif
Ну типа Я
Цитата(silverrat @ 9.3.2015, 21:47) *
Прикольная бабка. rolleyes.gif
Второй вопрос, если вспомнить фильм "Приключение Маши и Вити", там как раз говорится на чем конкретно летала ступа бабки. Обычный реактивный двигатель. tongue.gif

Кино нам не указ. Может режиссер просто ничего больше не знал)
Сергей Матвеев
Цитата(silverrat @ 8.3.2015, 18:39) *
Митио Каку "Физика невозможного". Глава "Звездолеты"
Звездолеты

И вообще рекомендую скачать эту книгу (у меня она в бумажном варианте). Вы можете использовать ее как справочник по многим технологиям будущего.


Спасибо за прекрасный совет! Начал читать книгу, просто супер, рекомендую каждому!
Сергей Матвеев
Цитата(moiser @ 9.3.2015, 19:46) *
Нафиг он сдался этот Сатурн? Что там делать? НУ Марс ещё туда-сюда...
Варп-двигатель - темная история и не думаю, что и лет через сто мы это освоим.
Впрочем, дело может дойти до смешного - если удастся продвинуть модель голографического устройства вселенной и освоить способ съёма информации - лететь вообще в такие дали не придётся. dry.gif Всё можно будет рассмотреть как на ладони. biggrin.gif


А там в кольцах Сатурна основное действие фантромана юношеского разворачивается smile.gif На Марс по дороге экскурсия тоже будет. На тех же челноках. Челноки экскурсионные, приписаны к туристическому кораблю. Должны уметь:

- взлет/посадка на Земле и Марсе
- Стыковка с кораблём в космосе
- маневренность для экскурсии сквозь кольца Сатурна
Сергей Матвеев
Цитата(al1618 @ 8.3.2015, 18:44) *
Никак.
До него 8,5 ае по прямой, при том что по прямой в космосе летают... раз в тысячелетие.
Так что берем все 15-ть за две недели. Это выходит разгон до 200 км/с а потом торможение.
Двигателей с такими характеристиками - нет и не предвидеться. Так что "только Варп" biggrin.gif


надо как-то уложиться в две недели пути туда, и две обратно. +/-
Иначе что это за круиз. Можно фантазировать, но чтобы эта технология не была совсем уж с потолка типа "Мы включили ихотронные двигатели и скакнули до Марса". Какая-то приемственность технологий должна (желательно) прослеживаться, чтоб не коверкать все законы физики за раз
Сергей Матвеев
Цитата(Ну типа Я @ 8.3.2015, 20:55) *
Первые внутрисолнечные полеты будут на двигателях типа ионного. Скорее всего в какой-то комбинации, как плазменный. Очень вероятна например такая конструкция: небольшой реактор разогревает до испарения, скажем, литий и обеспечивает работу электрогенератора, а генератор в свою очередь разгоняет ионы лития.


Это уже кое-что. Только коллеги почему-то без энтузиазма восприняли эту версию
Сергей Матвеев
Цитата(silverrat @ 8.3.2015, 23:19) *
Самый перспективный: на антиматерии с удельным импульсом - 1 миллион- 10 миллионов с. Также ядерный импульсный, термоядерный прямоточный.


Можно поподробнее? Или мне заглянуть в нашу книгу? Ещё не дошёл до нужной главы

Цитата(silverrat @ 8.3.2015, 23:19) *
Ну и конечно двигатель Алькубьерре, когда корабль может достигнуть благодаря искривлению пространства сверхсветовой скорости.


Внутри Солнечной системы тоже?
Сергей Матвеев
Цитата(Jiba @ 9.3.2015, 2:12) *
Частично согласен с отписавшимися. Но если вы не хотите варп, то увеличьте время полета до двух месяцев. Конечно, меня закидают помидорами, скажут это так же неправдоподобно, и посчитают новую скорость для двигателя. Но вот что я скажу, на это вряд ли будет кто смотреть внимание, так что даже если вы оставите две недели, будет все ок. А во-вторых, я что-то не понял про 8,5 и 15 ае. Думаю, что расчеты будут в будущем настолько точны, что как раз по относительной прямой все летать и будут.


Вы правы, полёт будет не по прямой. Но надо уложитьтся в сроки, иначе обесценивается идея космического туризма, который должен быть очень похож на сегодняшний круизный: заказал и лети в отпуск. Отпуск не на год, а на месяц максимум
Сергей Матвеев
Цитата(Сочинитель @ 9.3.2015, 16:22) *
Я не спец во всех этих делах. Но как-то же инопланетяне летают. Значит, можно.


Вот-вот! smile.gif
AlexCh
Цитата
"Мы включили ихотронные двигатели и скакнули до Марса"

лучше так и написать, нафиг вдаваться в детали. У вас слишком серьезный подход, все равно никто этого не оценит.
Сергей Матвеев
Цитата(AlexCh @ 10.3.2015, 0:32) *
лучше так и написать, нафиг вдаваться в детали. У вас слишком серьезный подход, все равно никто этого не оценит.


Я ищу золотую середину: не описывать техподробности, но и не умалчивать полностью. Так, вскользь упомянуть
Алекс Унгерн
Есть еще такая штука:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%...%91%D0%B2%D1%80
Гравитационный маневр - разгон-торможение за счет сил гравитации космических тел.
Шук ник-Шин
В настоящий момент человечество знает только две возможности преодоления больших расстояний: на реактивной тяге и подпространственный прыжок, он же гипердвигатель из ЗВ. Первый способ развит получше, на нём хоть на луну слетали, а на втором – даже конь не валялся. Тем не менее, если заглядывать на сто лет вперёд, с очень большой вероятностью можно сказать, что там будут реализованы оба этих способа.
Теперь ИМХО о том, как будут использоваться эти возможности. Что такое гиперпрыжок наверное все представляют, во многих док.фильмах о строении вселенной это показывали. Берём лист бумаги, «сводим концы с концами» и ковыряем дырочку! А теперь что такое реактивная тяга? Всё просто: для этого эти наши «дырочки» соединяем одной линией, и как тут отмечалось, по линейке её лучше не чертить. А теперь сравните энергозатраты между первым и вторым способом. В первом случае вы переносите задницу ГГ из пункта «А» в пункт «Б», пусть на устройстве технологически очень сложном, жрущем мегатонны энергии, но при этом вы не задеваете основы мирозданья, подтягивая Сатурн к себе. Да и учтите гиперпрыжок это генерация чёрной дыры. Другого способа современная наука не знает: разгон до сверхсветовой скорости, набор бесконечной массы, движение по времени вспять и как результат прокол пространства. К сожалению не владею математическим аппаратом, что бы подсчитать во сколько киловатт часов обойдётся тот и другой способ. Я, вообще, как и большинство населения нашей планеты кроме е-эм-цэ-квадрат ни одной формулы не помню. Тем не менее, движение на реактивной тяги, мне кажется намного мене затратным, и по моему разумению межпланетные перелёты будут выполняться именно на них. Кстати, тут никто не упомянул и у Каку я этого не нашёл – протонный двигатель с энергетической установкой на эффекте Казимира. Зачётная вещица! Полностью автономна! Топливо не нужно, всё получаем из вакуума, точнее из квантовой пены. Принцип движка банален: обычный ускоритель, сойдёт тот же аЦкий коллайдер, только стреляем не по мишеням, а в космос, от этого получаем реактивную тягу. Протоны берём из квантовой пены: делаем мощный электромагнит, он будет из виртуальных частиц, вырывать для нас протоны, которые мы будем разгонять в ускорителе. Энергию для этой красоты получаем от эффекта Казимира. Если вкратце то речь о следующем: вакуум не пуст, в нем постоянно возникают и взаимно уничтожаются мириады элементарных частиц. Но эту энергию мы не чувствуем, она нивелируется за счёт суперпозиции полей. Суперпозиция полей это когда две синусоиды складываются в противофазе, горка к яме получаем прямую линию. Так вот если взять две токопроводящие пластины, приставить их друг к другу на очень маленькое расстояние, то они будут экранировать своё внутренне пространство и между ними будет не добор энергии. А снаружи переизбыток и он будет давить! При расстоянии между платинами в несколько сот атомов, давление может достигать сотен килограмм. Остаётся только забрать эту халяву! ИМХО я бы засунул между ними пьезоэлемент, но возможны варианты. Таким образом имеем двигло с нескончаемой энергией и не ограниченным радиусом передвижения. И меня уже жаба душит, такую красоту на межпланетную калошу ставить. Такое произведение технической мысли больше подошло бы космическому скитальцу от исчезнувшей цивилизации, сотни миллионы лет, а может и миллиарды… Ну и бу-бу-бу, бу-бу…
Jiba
Цитата
Вы правы, полёт будет не по прямой.

Нет, тогда я не прав. Ну, по большей части.
Ну типа Я
Цитата(Сергей Матвеев @ 10.3.2015, 0:27) *
Это уже кое-что. Только коллеги почему-то без энтузиазма восприняли эту версию

Зажрались коллеги. Привыкли, даже ни разу не увидев. Издержки избытка информации, новое устаревает даже еще не появившись на свет)

А вообще, с точки зрения экологии, себестоимости, возможности практической реализации, это наверное единственный вариант, который может быть воплощен в жизнь. Но у ионных двигателей есть особенность - они плохо и неэффективно работают в атмосфере.

ЗЫ Кстати о деньгах. Тут как бы лихо раскидываются антигравитацией и загибами пространств, но просто прикиньте во что все это обойдется. Сейчас "Союз" наверное самый дешевый, вот только как дешевый...
Цитата
Стоимость доставки грузов на орбиту ракетами-носителями типа «Союз» сегодня составляет от 4,2 до 11,3 тысячи долларов за килограмм в зависимости от целевой орбиты.

Многоразовый Спейс шаттл возит в 3-4 раза дороже.
Может ли вообще существовать какая-то корпорация в государстве, если ее отдельно взятый бюджет сопоставим с бюджетом самого государства? Для межгосударственных объединений картина та же. Они будут жрать на себя больше, чем сами государства.
silverrat
Цитата(Сергей Матвеев @ 10.3.2015, 0:29) *
Можно поподробнее? Или мне заглянуть в нашу книгу? Ещё не дошёл до нужной главы

Вообще-то я дала ссылку прямо на эту главу. Только в ней, видимо, нет таблички, которая есть в книге.

Цитата
Внутри Солнечной системы тоже?

Разумеется. Благодаря такому двигателю, можно вообще переместится практически мгновенно.


moiser
Вроде об было, но повторюсь

http://pro-hitechs.com/innovatsii/nauka/fa...sya-byilyu.html
Шук ник-Шин
moiser
Без обид, но жуткая статья! Очень коряво всё обьяснено, видимо автор сам плохо понимает о чем идёт речь. В Wiki и то доходчевей!
И не понятно, что там египтянит с патентом делает? Может мне Общую Теорию Относительности запатентовать, а потом продавать её по кусочку?
moiser
Цитата(Шук ник-Шин @ 2.4.2015, 19:59) *
moiser
Без обид, но жуткая статья! Очень коряво всё обьяснено, видимо автор сам плохо понимает о чем идёт речь

Может быть. Но это я взял в ВКонтакте. Жуткое количество просмотров, вот я и подумал, что может там понятнее чем в Вики.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.