Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Космодром "Земля"
Литературный форум Фантасты.RU > Литературный конкурс Фантастов > Архив конкурсов > Конкурс "Москва 2147" (март - апрель 2015)
Каркун
Космодром "Земля"


Автор: Роман Рогов (Sirius_Radiance)


- Доброе утро, космолётчики! - звонко крикнул кто-то в предрассветном сумраке.
Валёк оторвал взгляд от гаснущих одна за другой звёзд и, разминая рукой затёкшую шею, недовольно обернулся. За скамейкой никого не было, только деревья стояли сплошной тёмно-синей стеной и невнятно шелестели.
- Мальцы развлекаются, что ли? - равнодушно пробурчал Санька; он вытянул ноги и закрыл глаза.
- Нет тут никого, - Валёк ещё раз огляделся и пожал плечами. - Быстрые, черти, ускакали.
На высоком чистом небе, едва начинавшем светлеть, бледнели звёзды. Ночная темнота всё ещё пряталась среди мощных крон и широких стволов, но за пределами парка она уже сдалась: широкая площадка медленно наполнялась неясным утренним светом, белели фигуры молчащего фонтана, белела скамейка, на которой устроились ребята, и только из-под неё настороженно выглядывала ночная темнота.
- Я всё пытаюсь подобраться к тому уравнению... - неуверенно заговорил Павел, но Валёк и Санька недовольно замычали, и Павел умолк.
- Голова гудит, а ты опять со своим уравнением! - Валёк снова уставился на звёзды. - Целую ночь к нему подбирались, нет сил больше слышать об этом!
- Нужно ненадолго переключиться на другие задачи, - поддержал товарища Санька, - и только потом возвращаться к этой. Сейчас, после длительного мозгового штурма, наши усилия непродуктивны.
Только Андрей ничего не сказал. Скрестив на груди руки и подобрав ноги под лавкой, он тихо сопел и, казалось, спал, но это было обманчивое впечатление: внимательный наблюдатель непременно заметил бы, как вздрагивают его ресницы, собираются и тут же разглаживаются складки на лбу, то и дело нервно барабанят по локтю пальцы. Андрей продолжал подбираться к уравнению.
Ветер лениво шелестел в раскидистых кронах лип, с шумом ерошил густые шевелюры старых каштанов, тихо шептался с маленькими берёзовыми листочками в глубине парка. Кроме этого спокойного шуршания не было слышно совершенно ничего, и воздух раннего утра, как туман, был ароматный и густой - хоть бери и зачерпывай ложкой.
- А может, мы поторопились? - тихо произнёс Павел.
- «А может, а может», - передразнил Санька, - безусловно, поторопились, - он выпрямился и стал оживлённо размахивать руками. - Все вы знаете, что хорошие идеи должны сначала вызреть, настояться хорошенько, и уж потом идти в ход. Разве я этого вам раньше не говорил?
- Говорил, - буркнул Валёк. - А теперь толку-то что? Нам остаётся только ждать.
- Надо было данные тщательнее проверить, прежде чем делать тот звонок! - уже чуть громче сказал Санька.
Андрей вздрогнул, молча вытащил из кармана сложенную вдвое тетрадь и протянул Саньке.
- Проверь тщательнее.
Санька сузил глаза.
- Ты издеваешься, да?
- Отнюдь, - серьёзно ответил Андрей. - Посмотри на небо, ещё ведь не поздно. Можно успеть сделать другой звонок и всё исправить.
- Часа через два корабль войдёт в атмосферу, - уверенно сказал Павел, - и уж тогда точно будет поздно. Так что ты, Санёчек, проверь аккуратно данные, и если там есть ошибка...
Саша что-то прошипел сквозь зубы, схватил тетрадь, положил её на колени и, подперев кулаками щёки, сразу углубился в расчёты. Читать было ещё темно, но мятые, перечёркнутые то здесь, то там записи уже и так глубоко сидели в памяти.
- А он вполне может быть прав, - прошептал на ухо Андрею Павел. - Меня подобные мысли не раз уже посещали за последнюю пару дней. Почему у нас ничего не вышло на вычислительной машине? И потом, откуда нам знать, что исходные положения верны?
Андрей на мгновение судорожно сжал зубы, но тут же заставил себя расслабиться. Ничего не ответив, он откинул голову на жёсткую деревянную спинку скамейки и задумался.


Первым эту сумасбродную идею вслух произнёс Саша, хоть она и витала в умах четвёрки всю предшествующую неделю. После того, как им стали известны архивные данные, полученные более сорока лет назад исследовательским кораблём «Заря», каждый дошёл до этой простой мысли сам, не советуясь ни с учителями, ни с товарищами. Павел сразу погрузился в расчёты нового корабля, использующего новооткрытый принцип, Валёк не спеша конструировал в уме революционную теорию мироздания, Андрей обдумывал математические доказательства для тех положений, которые, как он догадывался, уже разрабатывал Валёк. Саша старался представить, какие перемены ожидают в этой связи всё Человечество, и со свойственным ему нетерпением пытался вычислить вероятность того, что он пришёл к этой мысли первым. Наверное, именно поэтому однажды он не выдержал и выложил всё.
В тот день ребята только-только вернулись с занятий, и каждый занялся чем-то своим, то есть, все расселись по углам и стали думать об одном и том же. Саша долго крепился, делая вид, что читает «Основы топологии для среднего школьного возраста», но буквы сами собой складывались в панегирик великому учёному (ему самому), и Саша сдался. Он выпрыгнул на середину комнаты, принял соответствующую его гению позу и открыл рот, чтобы поделиться потрясающим открытием, а открыв его, не закрывал в течение следующих двадцати минут. Когда он, наконец, выдохся, Валёк подошёл к нему, пожал руку и, немного смутившись, добавил, что Сашка переборщил с социальными последствиями, опустив существенные куски научного обоснования, как то... Валёк за три минуты изложил в сжатом виде свою новую теорию, объединяющую все известные и пока не известные физические взаимодействия и основанную на данных «Зари». Андрей сразу же согласился со всеми его постулатами и в общих чертах рассказал, как можно всё это математически оформить, а Павел вынул из-под подушки первые эскизы звездолётного двигателя, использующего новый принцип. Оказалось, что идея не нова - Сашка был поражён и раздавлен, но быстро оправился и включился в работу новосформированной исследовательской группы.
Прошла неделя кипучей научной деятельности, всё свободное время ребята посвящали разработке своей гипотезы. Когда Валёк и Андрей вывели первые уравнения, Павел и Сашка на время оставили звездолётно-технический отдел и присоединились к математикам. Друзья объединили усилия, но технических мощностей уже не хватало: имевшиеся в распоряжении интерната вычислительные машины давали слишком грубое приближение. Было решено лететь в Москву, чтобы провести весь комплекс расчётов на сверхмощных вычислителях Института Космонавтики. Именно тогда, ещё до отлёта, Валёк предложил поделиться открытием с Эдуардом Александровичем, ментором четвёрки, который уже два месяца работал в лунной радиообсерватории.
Сейчас тот вечер Андрей вспоминал с печальной улыбкой. Тогда, на пике энтузиазма, получив первые косвенные подтверждения своей правоты на интернатских вычислителях, ребята были полностью уверены, что сделали открытие. Всё казалось невероятно простым; решения сами шли в руки, данные прекрасно согласовывались с теорией, голова кружилась от успехов и недосыпания, мир был прекрасен, и никто-никто из всего десятимиллиардного Человечества не знал, что группа школьников была близка к научному прорыву. Смеясь, хлопая друг друга по плечам, то и дело переходя на бег, ребята отправились к ближайшей станции межпланетной связи. Они пели песни, принимались скакать вокруг какого-нибудь дерева, взявшись за руки, хохотали до слёз, сочиняли хором стихи и вслух рассуждали о близкой победе. Они громко ввалились в тихий прохладный холл станции связи, наперегонки взбежали по лестнице и остановились только перед дверью в переговорный зал, чтобы отдышаться.
- Луна. Радиообсерватория, - важно сказал Сашка высокому худому юноше, дежурившему в зале. Юноша удивлённо оглядел ватагу, нетерпеливо сопевшую за Сашкиной спиной, и, пожав плечами, набрал нужный номер.
Пыхтя и наступая друг другу на ноги, ребята толкались в узкой переговорной комнате, с волнением глядя на небольшой тускло мерцающий экран. Но вот свечение стало ярче, зашипели динамики, и перед мальчишками появилось крупное лицо в массивных очках.
- Слушаю, - сказало незнакомое лицо в массивных очках незнакомым голосом. Ребята отшатнулись от экрана.
- Эдуард Александрович? - неуверенно спросил Валёк.
- Кто говорит? Слушаю! - повторило лицо и тут же заговорило быстро-быстро. - Надя, ты? Видно плохо! Три дня назад у нас был рассвет, связи не было совсем, а потом оказалось, что вдобавок ко всему вышла из строя центральная антенна. Эдуард всё отремонтировал, но настроить её до конца мы ещё не успели. Вероятно, ты не видишь ничего, кроме помех, а мне они уже снятся лет сорок.
- Я не Надя, я Валёк, - Валёк обиженно нахмурился.
- Он не Надя, - поддержал друга Санька. - А нам нужен Эдуард Александрович.
- И помех никаких нет, - добавил Андрей.
- Эдуард столько о тебе рассказывал! Сейчас я вас соединю, минуточку, - продолжало между тем загадочное лицо. - По секрету, хочет ближайшим транспортом отправить для тебя цветы, уж не знаю, где умудрился их достать... А? Не Надя? Какой такой Валёк?
- Валёк я, - с достоинством повторил Валентин, приосанившись. - А вы, товарищ, лучше не выдавайте ничьих секретов, особенно секретов Эдуарда Александровича. Он любит их делать, знает в этом толк и вообще... - Валёк неопределённо махнул рукой, - вы не представились. С кем мы говорим?
Лицо на экране растеряно поправило очки и, запинаясь, ответило.
- Калинин, Иван Фёдорович... Радиоастроном... Профессор... Директор Лунной Обсерватории... Извините, товарищи, у нас помехи; видимо, неполадки в аппаратуре. Я вас сейчас соединю с Эдуардом. Ещё раз тысяча извинений!
Экран померк. Валька застыл, лицо его медленно вытянулось, и, ошеломлённый, он повернулся к ребятам.
- Директор Обсерватории?
- Лихо ты его, - ехидно усмехнулся Санька. - Самого Калинина на место поставил!
- Меня интересует другой вопрос, - Андрей схватился за подбородок и хитро сощурился. - Кто такая Надя?
- Почему-то профессору Эдуард Александрович много о ней рассказывал, а вот нам даже слова не сказал! - согласился Пашка.
- Цветы где-то для неё достал! На Луне! - восхищённо сказал Санька и густо покраснел.
В экране что-то пронеслось, он мигнул, и появилось лицо Эдуарда Александровича.
- Кого я вижу! - воскликнул он и широко улыбнулся. - Давненько-давненько! Что натворили, сорванцы? Выкладывайте!
- Эдуард Александрович! - торжественно заговорил Андрей. - Есть у нас кое-что...
- Мы на пороге большого открытия, учитель! - перебил его Сашка. - И если расчёты подтвердятся, то это будет огромный рывок вперёд!
- Так-так, - улыбаясь, но уже серьёзнее проговорил Эдуард Александрович. - А подробнее?
- Решение уже близко! - вступил Пашка. - Нам осталось решить меньше половины уравнений, а если новые экспериментальные данные подтвердят наше предположение...
- Подтвердят-подтвердят! - горячо заверил Санька. - Никуда не денутся!
- А ещё подробнее? - с улыбкой попросил Эдуард Александрович.
- Учитель! - заговорил Андрей. - Вы, конечно, помните о знаменитом эксперименте, который проводил Институт Физики Пространства сорок два года назад на автоматической научной станции «Заря». Они исследовали темпоральные эффекты на высоких скоростях.
- «Заря»? - Эдуард Александрович вопросительно поднял бровь, потом схватил себя за подбородок, нахмурился и забормотал себе под нос, пытаясь вспомнить. - «Заря», «Заря», «Заря». Нич-чего не приходит в голову. Так, темпоральные эффекты... нам бы их проблемы сейчас, хех!.. «Заря», «Заря»...
Ребята, расширив глаза от удивления и затаив дыхание, следили за ним. Это был великий человек, который знал абсолютно всё, обладал феноменальной памятью и не раз это демонстрировал на практике, человек, чей круг интересов был равен или даже чуть-чуть превышал объём Вселенной, чьи таланты были неисчислимы, а возможности безграничны. И он мог забыть о «Заре»?
- Эксперимент был относительно простой, - неуверенно заговорил Павел. - Исследовательский модуль разгоняли до околосветовых скоростей и исследовали течение времени и возможные отклонения от тех данных, которые предсказывала общепринятая теория. Это была всего лишь подготовка к масштабным опытам по обнаружение хронотонов. Через несколько лет после завершения эксперимента с «Зарёй» программу свернули, так как теория Каппонена-Тооли не подтвердилась уже на предварительном этапе, а других теорий не было вообще.
- Ага! - Эдуард Александрович просиял, и ребята вздохнули с облегчением. - Теперь всё ясно!
- Вспомнили? - с улыбкой спросил Валёк.
- Честно говоря, впервые слышу об этом эксперименте. Сорок два года назад я участвовал в подлёдных погружениях на Титане. Была какая-то шумиха по поводу хронотона, но у нас всё было так интересно, что мы почти полностью перестали следить за событиями в большом мире. Целых два года наша группа исследовала океаны Титана, а когда мы завершили проект и вернулись на Марс, никто больше о хронотонах не говорил. Наверное, я пропустил «Зарю» под светом Сатурна. Да. - Эдуард Александрович спохватился. - Ну и что же вы там обнаружили?
- А вот что, - заговорил Андрей. - Исследователи наблюдали за метаморфозами времени, но никто не следил за пространством.
- Там что, была аппаратура, исследующая кроме всего прочего и пространство?
- Нет, но мы пользовались данными зондов наблюдения, которые регистрировали передвижение «Зари».
- И обнаружили странную неравномерность ускорений и торможений исследовательского модуля! - гордо произнёс Валёк. - Притом что рывки регистрировались при выключенных двигателях, то есть, не зависели от работы ускорителей корабля.
- Так, - Эдуард Александрович сощурился. - А где проходил эксперимент?
- За гелиопаузой, - с готовностью ответил Санька.
- Ого, далеко! - вздохнул Эдуард Александрович. - А велики ли были отклонения?
- Совсем не велики, но гораздо больше возможных погрешностей. Значения отклонений колебались от десяти до ста метров на световую секунду, - Андрей помолчал.
- Ну-ну, продолжайте! - сразу же попросил Эдуард Александрович.
- Мы пытались объяснить отклонения какими-нибудь тривиальными причинами, - с улыбкой продолжил Андрей, - но оказалось, что самым простым решением задачи стала разработка новой концепции строения пространства.
- Ну и ну! - не удержался Эдуард Александрович. - Квазарчики! Сатурнчики! С-с-с-сорванцы! И о чём же ваша новая теория?
- Мы считаем, - медленно начал Валёк, чувствуя, как сердце в груди постепенно набирает обороты, - что пространство искажено не только гравитацией, что оно имеет гораздо более сложную структуру, чем считалось раннее.
- Человечество ещё не так далеко вышло за пределы солнечной системы, - продолжил в волнении Пашка, - что в масштабах Галактики означает фактически топтание на одном месте. Освоенного космоса не наберётся и на световой год, а значит, что о пространстве мы знаем только по непосредственному окружению.
- Но что, если пространство неоднородно? - торжественно заговорил Андрей. - Что, если оно имеет складки и течения, водовороты и омуты? Что, если в одном конце Млечного Пути плотность пространства одна, а в другом конце - другая?
- А если подумать хорошенько, - подхватил Санька, - то никаких «если» быть не может. У нас в руках тринадцать уравнений, доказывающих нашу правоту. И шесть из них мы уже решили.
Ребята молчали, с волнением ожидая ответа. Их коллективная речь была чистой импровизацией, но зато какой! Они были на пике вдохновения, от которого кружилась голова, а четыре молодых мальчишеских сердца отчаянно барабанили в одном диком бешеном ритме.
- Лечу! - еле слышно прошептал Эдуард Александрович, и вдруг взревел. - Лечу, квазарчики! Лечу, нептунчики! Не могу больше и думать об этих проклятых радиоволнах, я хочу думать об ураганах в пространстве, о штилях и бурях! Лечу немедленно, лечу на ближайшей ракете, буду в Москве через два... нет, через день! Немедленно отправляйтесь в Институт Космонавтики и дорешивайте уравнения, а я свяжусь с институтскими профессорами и постараюсь выпросить для вас время на вычислительных машинах. Когда мы всё хорошенько проверим, можно будет звонить в Совет Науки. Всё, дорогие мои, до встречи!
- Эдуард Александрович, можно задать вам ещё один вопрос? - застенчиво улыбаясь, спросил Санька.
- Слушаю! - бодро ответил учитель.
- Как вы умудрились достать цветы на Луне? - выпалил Санька и стал пунцовым.
Эдуард Александрович опешил, глаза его округлились, но через мгновение он совладал с собой.
- С-с-с-с-сорванцы! - вскричал он и расхохотался. - Этот вопрос оставляю без комментариев. Скоро буду! Отбой!
Ребята пулей вылетели из центра межпланетной связи и через час уже вернулись в интернат. Уже в вестибюле учебного корпуса они столкнулись с заведующим, чуть не сбили его с ног, хором выложили, что им нужно немедленно ехать в Москву и тотчас же, даже не заходя в свою комнату, побежали к ближайшей остановке транспортной магистрали. Заведующему и не пришло в голову их удерживать: четвёрка Шанцева, или, как её ещё называли, «математическая четвёрка», подавала огромные надежды, и от ребят ждали великих открытий; к тому же, свободу школьников никто не ограничивал, и если кому-то нужно было слетать на тихоокеанское побережье или в Антарктиду, препятствовать этому было не принято. В конце концов, эти молодые люди были хозяевами своей жизни, они получали отличное образование и профессиональное воспитание, а если кому-то и приходила в голову мысль пошалить, то на шалости эти смотрели с благодушной улыбкой.
Вернувшись в кабинет, заведующий тут же получил радиограмму от самого Шанцева Эдуарда Александровича, в которой тот просил ребят не задерживать и сообщал, что сам он немедленно вылетает и встретится со своими учениками уже в Москве. Заведующий, опытный педагог, посидел некоторое время, мечтательно задумавшись, потом достал папку с материалами «математчиеской четвёрки», разложил перед собой психологические карты учащихся и погрузился в серьёзные размышления.
А между тем, Валёк, Сашка, Павел и Андрей во весь дух мчались по вьющейся среди деревьев пешеходной дорожке, которая вела от интерната, спрятавшегося в глубине леса, к остановке мобилей. Транспортная магистраль - высокая бетонная эстакада - уже поднялась над верхушками самых высоких тополей, а яркое летнее солнце, отражаясь в её зеркальном пластике, слепило глаза. Внезапно лес кончился и ребята выскочили на ровную круглую площадку, выложенную зелёной плиткой. В дальнем конце площадки, прямо в тени эстакады, двумя рядами блестели тёмные переливающиеся полусферы. Ватага с гиканьем и свистом ринулась к ближайшему мобилю, Сашка открыл дверцу, и мальчишки, отдуваясь и смеясь, ввалились в прохладный мягкий салон.
Пока все устраивались, Андрей ввёл в автопилот место назначения; машина с тихим гудением двинулась с места, въехала по наклонному пандусу на эстакаду и, постепенно набирая скорость, влилась в общий поток.
А четвёрка, расположившись кругом, вновь погрузилась в расчёты, не обращая ни малейшего внимания на пейзажи, проносящиеся мимо и исчезающие за горизонтом со скоростью тысячи километров в час.


Солнце ещё только-только показывалось краешком из-за дальнего леса, а в парке уже вовсю распевался птичий ансамбль. Валёк сонно глядел на длинный белый прямоугольник Института Космонавтики, на застеклённые секции лекториев и цветные вкрапления мозаики. Время от времени мальчик начинал дремать, и тогда великолепные краски фасада и главного мозаичного панно над входом перемешивались в его сознании, расплывались и превращались то в разноцветное лицо Эдуарда Александровича, то в формулы, нарисованные цветными карандашами, то в омуты и водовороты пространства. Мелодичный щебет птиц убаюкивал, и Павел тоже начинал клевать носом. Сашка время от времени шуршал мятыми страницами, беззвучно шевелил губами, что-то про себя подсчитывая, иногда задавал вслух риторические вопросы и сам же на них отвечал. Андрей по-прежнему сидел с закрытыми глазами, уже не думая об уравнениях, а восстанавливая в памяти день за днём, шаг за шагом эту сложную и запутанную историю. Он вспоминал, как, окрылённые, ребята приехали в Институт Космонавтики и сразу же встретились с координатором вычислительных машин, как координатор немедленно повёл их в огромные залы вычислителей, расположенных под землёй, и до утра они решали оставшиеся уравнения, как к их задаче присоединились лаборанты и студенты, и не было найдено решение к двум уравнениям, которые отправили для пересчёта в вычислительный эдем планеты - в Токио. А когда уже ничего сделать было нельзя и оставалось только ждать ответа, Санька предложил подняться на свежий воздух. Уставшие, ребята медленно вышли из светлого пустого фойе в прохладную ночную темноту, и Пашка тихо сказал, глядя на усеянное звёздами небо, что, даже если они ошиблись, он сдаваться не собирается и до звёзд всё равно доберётся.
Андрей улыбнулся этим воспоминаниям. Он был полностью согласен с Пашкой, но ещё не оставлял надежды на то, что их теория верна, и уравнения будут решены.
Между тем в парке становилось людно. Появились школьники, вышедшие на утреннюю зарядку, и со стороны ближайшей поляны уже раздавалось звучное «Р-раз, два-а, тр-ри, четыр-ре...», мимо скамейки, на которой устроилась математическая четвёрка, протрусил старенький профессор в спортивном костюме. К белому фонтану подошли двое с постными физиономиями. «Нет, это безобразие, - говорил один другому, - почему это выключают фонтан на ночь? Кто это выдумал вообще - выключать на ночь фонтан?» «Так ведь есть распоряжение ответственного за институтский комплекс, - ответил второй, - фонтан не работает с полуночи до шести утра.» «А сейчас сколько? Уже шесть! И почему он не работает? И вообще, если кому-то вдруг захочется ночью поглазеть на фонтан, почему он не может этого сделать?» «Так экономят ведь. И кому это вдруг фонтан ночью может понадобиться? Тебе, что ли?» «Ты не понимаешь. Я ратую за права тех, кто страдает бессонницей.» «Страдаешь?» «Страдаю. Но не бессонницей. Я от теоремы твоей страдаю, вот что. О, включился!» Они постояли около фонтана некоторое время, молча глядя на невысокие каскады воды, и вскоре ушли. В сторону Института, громко споря и оживлённо жестикулируя, прошагали студенты. «А я говорю, что спутники надо вывести в точку Лагранжа!» - говорил высокий студент с взлохмаченной шевелюрой. «А я тебе отвечаю, что не дотянут они ни до одной точки Лагранжа. Мишка, скажи ему, что не дотянут!» «Надоели вы, - морщился Мишка, - ужасно быть на втором курсе и не уметь точно посчитать.» «Но ведь не дотянут!» «Вот и посчитай.»
Услышав про Лагранжа, Павел сразу проснулся и стал чутко прислушиваться к беседе. Когда студенты отошли подальше, он сделал движение, чтобы встать и идти за ними, но передумал и остался на скамейке. Между тем Санька дошёл до последней страницы и резко закрыл тетрадь.
- Нет тут никаких ошибок, - раздосадованно сказал он.
- А? Ошибки? - Валёк встрепенулся и открыл глаза.
- Ошибки найти может только вычислительная машина, - насмешливо ответил Андрей.
- Я проверял общий ход рассуждения, - хмуро ответил Санька.
- Проверять общий ход рассуждений должно незаинтересованное лицо, - вступил Павел, - ты уже эти положения вызубрил наизусть, глаз твой замылен.
- Правильно, - отозвался Валёк, усиленно борясь со сном, - замылен!
- Проверит Эдуард Александрович, - продолжил Павел, - прилетит и проверит, а мы пока будем ждать результатов из Токио.
- Эх, скоро увидим учителя, - сказал Андрей и улыбнулся. - Жаль только, что нет возможности его встретить. Примчится он с Луны, откроет люк, оглядится - а кругом только пустой бетон посадочной площадки, и ни одного знакомого лица.
- Как это никто не встретит? - встрепенулся Валёк. - А мы?
- А мы ждём результатов, - повторил Павел.
- Все четверо? - недоверчиво спросил хмурый Санька. - Не многовато ли?
- Гм, - Андрей задумался и вдруг хлопнул себя по лбу. - Ребята! Математики! Какие же мы дремучие!
- Ну-ну, - усмехнулся Санька.
- Мы же не простое число, в конце концов, можем разделиться на две группы! Пусть кто-то ждёт результатов, а остальные полетят на космодром!
- О как! - удивился Валёк. - Лихо!
- Я на космодром, - Санька поднялся со скамейки, - кто со мной?
- Я с тобой, - произнёс Павел и тоже встал.
- Вот и летите, - Андрей оглядел товарищей, - а мы с Вальком тут посидим. До космодрома можно добраться за полчаса. Захватите учителю цветов. Может, он и на Луне их достать может, но земным непременно обрадуется.
- Адьос, - улыбнулся Санька, и ребята зашагали к транспортной магистрали.
- Будем ждать, - Андрей устроился поудобнее. - Ну что, Валёк, попробуем взять на абордаж это уравнение?
- Нет сил больше думать, - вздохнул Валёк. - Знаешь, я зверски проголодался. Где здесь можно позавтракать?
- Гм, - ответил Андрей, закрыл тетрадь и огляделся.
Вокруг были деревья, Институт, фонтан и лавочки. Выбор небольшой.
- Язык и до Сириуса доведёт, - Андрей поднялся. - А пока я этого языка добываю, ты посиди тут и подреми.
Валёк кивнул, и Андрей бодро зашагал по парковой дорожке, с интересом оглядываясь. Начались утренние занятия: группы школьников рассаживались вокруг учителей прямо на траве и слушали. Кое-где среди деревьев мелькали парты и доски, то здесь, то там попадались прогуливающиеся преподаватели, а за ними трамвайчиком - внимающие слушатели. Андрей несколько раз увлекался и старался незаметно пристроиться к какой-нибудь группе, чтобы послушать что-нибудь интересное, но потом вспоминал о голодающем Вальке и шагал дальше, высматривая хоть одного незанятого малька.
Вскоре он набрёл на целую четвёрку, рассевшуюся в кружок вокруг каких-то чертежей и что-то безмолвно обсуждавшую. Обрадованный Андрей сразу же повернул рули в их сторону.
- Ахой, земляне! - поздоровался он.
- Ахой, землянин, - ответил один из мальцов. Остальные не обратили на Андрея никакого внимания.
- Эй, где здесь можно подкрепиться? - Андрей перегнулся через молчащего белобрысого паренька и попытался рассмотреть чертёж.
- Я тебя провожу, - быстро проговорил тот же разговорчивый малец, который с ним поздоровался, и легко вскочил на ноги.
- Может, просто расскажешь, как это место найти? - с сомнением спросил Андрей. - Я не хочу вас отвлекать.
- Полный порядок, - улыбнулся малец, - у нас мозговой штурм закончился, надо немного передохнуть. Хорошие идеи должны вызреть сначала, настояться хорошенько, а уж потом идти в ход.
Это было сказано с санькиной интонацией, и Андрей вздрогнул.
- Кроме того, - беззаботно продолжал малец, бодро шагая по дорожке, - после мозгового штурма усилия непродуктивны. Я прав, космолётчик?
- Я не космолётчик, - хмуро ответил Андрей.
- Как это не космолётчик? - паренёк остановился. - А что же это тогда ваш квартет около Института Космонавтики всё время ошивается?
- Мы математическая четвёрка, считать приехали. А в Институте самые мощные вычислительные машины.
- Ага, всё понятно, - разочарованно ответил малец.
Некоторое время они молча шагали по дорожке, пока не вышли на площадку.
- Это... это зачем ты меня сюда привёл? - растерялся Андрей.
- Как это зачем? - удивился паренёк. - А товарища своего ты что, здесь оставить хотел? Валёк тоже проголодался, я уверен.
Андрей посмотрел на мальца со страшным подозрением, но тот уже беззаботно рассматривал свои руки, испачканные грифелем. Валёк заметил Андрея, соскочил со скамейки и в два шага подскочил к нему.
- Разузнал?
- Почти, - нехотя ответил Андрей. - Ну что, веди, Сусанин.
- Ага, - энергично кивнул паренёк и зашагал мимо фонтана к другой стороне парка. Половина математической четвёрки старалась не отставать.
- Ты откуда Валька знаешь? - не выдержал Андрей.
- Он меня знает? - удивился Валёк.
- Я всех вас знаю, - просто ответил малец.
- Откуда? - допытывался Андрей.
- Особая технология чтения мыслей. Джиу-джитсу. Слыхал?
- Так называется вид японской борьбы, - усмехнулся Валёк.
- Гм, - малец на секунду задумался. - Тогда дженга.
- А это настольная игра.
- Название не имеет значения, - махнул рукой паренёк. - Просто вы все под колпаком, вот и всё.
- Тебя как звать, гений? - улыбнулся Андрей.
- Глеб, - малец остановился. - Ты Андрей, а ты Валёк. Приятно познакомиться, - он пожал им руки и зашагал дальше.
- Это что, агент марсианской разведки? - прошептал Валёк.
- Не знаю, но ухо с ним надо держать востро.
На самом краю парка, прямо под кронами лип, расположилась уютная двухэтажная столовая с открытой верандой. Запахло чем-то аппетитным.
- Здесь можете подкрепиться, - Глеб остановился. - Столовая автоматическая, кормит вкусно.
- Спасибо, Сусанин, спас от голодной смерти- Андрей пожал ему руку.
- Обращайтесь, - Глеб подмигнул, развернулся и зашагал назад.
- Эй, землянин! - крикнул Андрей, когда Глеб дошёл до фонтана (Глеб остановился и оглянулся). - Вы кто такие?
- Четвёрка Юрьева мы.
- И над чем работаете?
Глеб улыбнулся и пошёл дальше.
- Погоди, землянин, дай ответ!
- Невидимость разрабатываем! - крикнул издалека Глеб и скрылся за белыми каскадами фонтана.
- Странный малый, - произнёс критически Валёк. - Ну что, идём на сближение с завтраком?
- Выключай двигатели, - автоматически ответил Андрей, задумчиво глядя в ту сторону, куда ушёл Глеб.
Marina Gaki
Увы, не удалось продраться сквозь "умности". Попробую потом ещё blink.gif
mgk

Приятно читать про увлеченных ребят. Написано хорошо, единственное, что не поняла, причем здесь Москва 2147?
И финал как-то размытый, не понять, кем были мальчики, если других они называют землянами.
Думаю, конкрус БД на Самиздате самое то для этого рассказа.
Sirius_Radiance
Цитата(mgk @ 29.3.2015, 16:42) *
И финал как-то размытый, не понять, кем были мальчики, если других они называют землянами.


Когда земляне называют землян землянами, в этом чувствуется какая-то ирония, разве нет?
karpa
Добрый день, автор!

Цитата
"- Мы пытались объяснить отклонения какими-нибудь тривиальными причинами, - с улыбкой продолжил Андрей, - но оказалось, что самым простым решением задачи стала разработка новой концепции строения пространства."

- А вас, Штрилиц, я попрошу остаться, smile.gif и изложить все яснее,
Цитата
"- Мы считаем, - медленно начал Валёк, чувствуя, как сердце в груди постепенно набирает обороты, - что пространство искажено не только гравитацией, что оно имеет гораздо более сложную структуру, чем считалось раннее."

- не совсем удачная формулировка
Цитата
"- Но что, если пространство неоднородно? - торжественно заговорил Андрей. - Что, если оно имеет складки и течения, водовороты и омуты? Что, если в одном конце Млечного Пути плотность пространства одна, а в другом конце - другая?"

- а за счет чего возникают неоднородности, автор? Это как, - ваши персонажи думают, что, грубо говоря, - "метр длины не равен метру ширину, а тот не равен метру высоты"? И почему ваши герои говорят о пространстве, а не о пространстве-времени, - едином континууме?
Цитата
"Что, если в одном конце Млечного Пути плотность пространства одна, а в другом конце - другая?"

- а это что за зверь? плотность вещества - это понятно. Что автор подразумевает под своим термином?

дочитывать буду позже, smile.gif



mgk
Цитата(Sirius_Radiance @ 29.3.2015, 20:06) *
Когда земляне называют землян землянами, в этом чувствуется какая-то ирония, разве нет?


не увидела rolleyes.gif
Sirius_Radiance
Цитата(karpa @ 30.3.2015, 18:10) *
- а за счет чего возникают неоднородности, автор? Это как, - ваши персонажи думают, что, грубо говоря, - "метр длины не равен метру ширину, а тот не равен метру высоты"? И почему ваши герои говорят о пространстве, а не о пространстве-времени, - едином континууме?

Я верю в науку, скажу сразу. Не просто слепо верю в её авторитет, но верю в её методы. И стараюсь как можно ближе к науке приобщиться. Но с другой стороны, если не заглядывать вперёд, можно заблуждаться заблуждениями сегодняшнего дня.
Ньютон был неправ, утверждая абсолютность пространства и времени. Революция, совершённая Эйнштейном, показала, насколько может быть неверная теория, подтверждённая тысячами экспериментов и измерений. Неверна? Нет, скажем так, не совсем точна.
Так вот, а почему бы не быть "чуточку неточными" нашим представлениям о строении континуума? Мы измеряем константы из одной точки Вселенной и автоматически навязываем остальной части мироздания те же постоянные. Разве не эгоцентрично?
Вот автор и проводит осторожно мысль о том, что, быть может, измерив число пи или постоянную Хаббла, или постоянную Больцмана, или любую другую постоянную из другой части Вселенной, можно получить неожиданные результаты.
То есть, пространство не только свободно от времени, но и само не так уж однородно.
Автор не претендует на научность. Он лишь хотел сказать, что в науке тоже нельзя лишиться способности мечтать и заглядывать вперёд. Используя научные методы, конечно же.
Sirius_Radiance
Цитата(karpa @ 30.3.2015, 18:10) *
- а это что за зверь? плотность вещества - это понятно. Что автор подразумевает под своим термином?


Дополняя сказанное выше, представлю вам простую аналогию. Представьте, что у вас есть звездолёт. Он имеет определённую массу и определённую конечную скорость. Не будем обижать дядюшку Эйнштейна и не позволим вашему звездолёту слишком сильно приближаться к скорости света, пусть она будет равна 99% от неё. Вы точно определяете свои координаты, потом разгоняете свой корабль до максимума и не отпускаете газ до другой точки, тоже с точно определёнными координатами. Вы пролетаете световую секунду почти за секунду, покрыв 300 000 километров. Вычисления крайне примитивны, пардон. Но вы повторяете свой эксперимент в другой точке Вслеенной, и там на той же скорости за то же время вы преодолеваете, скажем, 500 000 километров. Ошибок в определении координат быть не может. В чём же дело? Как объяснить этот феномен?
Может, есть и лучшее объяснение, но автор предлагает своё: пространство обладает разной плотностью, то есть, на преодоление одинаковых участков свету требуется разная энергия и время.
Пописую
Доброго дня.

Рассказ мне понравился, напоминает старую добрую фантастику, но некоторые моменты все-таки оставляют вопросы:
1 Группа школьников натолкнулась на данные, которые пропустили физики-специалисты ведущие эксперимент "Заря". Уже само по себе как-то странно. Причем сделали они это параллельно, независимо друг от друга, здесь вероятность события стремится к нулю. Тоже самое, если ученые пропустят бозон Хиггса, для которого специально построили коллайдер, а какой-нибудь Вася Пупкин из непонятных источников сделает открытие. Как-то не укладывается у меня в голове.
2 Даже если пространство неоднородно. И что? Как разная плотность воды: где-то больше соли, где-то меньше. Лично я не вижу в этом великого открытия, которое принесет существенные изменения. Корабли как плавали, так и будут плавать. Если эксперимент "Заря" проводился на околосветовых скоростях, то человечество шагнуло настолько далеко вперед, что минимальные отклонения в константах должны были стать вполне предсказуемы и ожидаемы. То есть на том уровне развития физики, детские шалости должны вызывать добрую улыбку.
3 Где-то читал, что скорость света является не конечной. По-моему, скорость распространения гравитационных волн чуть ли ни на несколько порядков выше. Опять же если это подтвердится, то СТО Эйнштейна не верна. (Это не относится к рассказу, вы просто задели одну из моих любимых тем rolleyes.gif )
4 И самое главное, почему я не смогу проголосовать за Ваш рассказ - не соответствие теме конкурса. Иными словами, не хочется кривить душой и оставлять за пределами призовой зоны кого-то из конкурсантов(искренне верю, что мой голос кому-то поможет).

Желаю Автору удачи и творческих успехов.
Mishka
Цитата(Sirius_Radiance @ 29.3.2015, 17:06) *
Когда земляне называют землян землянами, в этом чувствуется какая-то ирония, разве нет?

Вы правы. Это как один нигга называет другого ниггой. Это смешно.
- Послушай, черный,- говорит один черный другому,- это ты, черномазый, назвал меня черным? Будь ты белым, рожу бы избил. А так, шлепай мимо, черный.
- Сам ты черный!
- Да-да, я черный, и что?
Salladoretz
Цитата(Каркун @ 28.3.2015, 15:47) *
Они пели песни, принимались скакать вокруг какого-нибудь дерева, взявшись за руки, хохотали до слёз, сочиняли хором стихи и вслух рассуждали о близкой победе.


После этой фразы упал и забился в конвульсиях.


Изумительная стилизация под советскую фантастику. Такое ощущение, что открыл "Юный техник" за 1983 год.

Ну, и полное несоответствие теме конкурса как бы намекает, что рассказик, возможно, завалялся с тех времен?
Алексей2014
Действительно, стиль "ретро" выдержан...и чем-то ребята на героев "Полдень: XXII век" похожи. Только масса пейзажных звёзд и "обороты" сердца несколько дисгармонируют. Читать несколько тяжеловато: диалоги не выявляют индивидуальности героев, кто где сложно следить. Однако в целом - приятное впечатление. "Да" всяческой популяризации!
karpa
(Продолжение)

Цитата
"Он вспоминал, как, окрылённые, ребята приехали в Институт Космонавтики и сразу же встретились с координатором вычислительных машин, как координатор немедленно повёл их в огромные залы вычислителей, расположенных под землёй, и до утра они решали оставшиеся уравнения, как к их задаче присоединились лаборанты и студенты, и не было найдено решение к двум уравнениям, которые отправили для пересчёта в вычислительный эдем планеты - в Токио. "

- такое ощущение, что этому тексту лет пятьдесят, не меньше. Веет архаикой, такой подход к задачам словно выдернут из времени с вычислительным комплексом ЕС-1033 или даже раньше.
Цитата
"«А я говорю, что спутники надо вывести в точку Лагранжа!» - говорил высокий студент с взлохмаченной шевелюрой. «А я тебе отвечаю, что не дотянут они ни до одной точки Лагранжа."

- спутники на орбиту выводятся с помощью ракеты-носителя, + маршевые двигатели для корректировки траектории. Например, спутник (телескоп) Gaia был выведен на орбиту с космодрома Куру в декабре 2013г. и в L2 попал 7 января 2014.

Общее впечатление. Это не вовсе будущее, а прошлое. По идее, тогда кто-то должен увидеть этих героев, возможно легендарных. Этот кто-то прилетел на машине времени из Москвы-2147.

P.S. Научные высказывания персонажей весьма далеки от современного состояния науки, как в теории, так и на практике, извиняй автор.
Sirius_Radiance
Цитата(karpa @ 31.3.2015, 14:18) *
(Продолжение)


- такое ощущение, что этому тексту лет пятьдесят, не меньше. Веет архаикой, такой подход к задачам словно выдернут из времени с вычислительным комплексом ЕС-1033 или даже раньше.
Общее впечатление. Это не вовсе будущее, а прошлое. По идее, тогда кто-то должен увидеть этих героев, возможно легендарных. Этот кто-то прилетел на машине времени из Москвы-2147.
P.S. Научные высказывания персонажей весьма далеки от современного состояния науки, как в теории, так и на практике, извиняй автор.

Я поставил себе задачу стилизовать произведение под фантастику 60-х, так что ничего удивительного в замеченных вами архаизмах на самом деле нет.
Цитата(karpa @ 31.3.2015, 14:18) *
(Продолжение)
- спутники на орбиту выводятся с помощью ракеты-носителя, + маршевые двигатели для корректировки траектории. Например, спутник (телескоп) Gaia был выведен на орбиту с космодрома Куру в декабре 2013г. и в L2 попал 7 января 2014.

Это всё предельно ясно, но чтобы попасть в точку либрации, необходимо получить хотя бы первую космическую, что уже не так мало. Студенты в рассказе как раз об этом и рассуждают.
Sirius_Radiance
Цитата(Пописую @ 31.3.2015, 0:17) *
4 И самое главное, почему я не смогу проголосовать за Ваш рассказ - не соответствие теме конкурса. Иными словами, не хочется кривить душой и оставлять за пределами призовой зоны кого-то из конкурсантов(искренне верю, что мой голос кому-то поможет).


В условии конкурса сказано: "Давайте представим, какой будет тысячелетняя Москва, Москва 2147 года, что изменится в жизни города и, конечно, в жизни самих горожан - в культуре, технологиях, быту. " Я хотел сделать упор на жителях завтрашнего дня, максимально сконцентрировав внимание на том, чем они живут и интересуются.
Sirius_Radiance
Цитата(Salladoretz @ 31.3.2015, 8:36) *
Изумительная стилизация под советскую фантастику. Такое ощущение, что открыл "Юный техник" за 1983 год.

Ну, и полное несоответствие теме конкурса как бы намекает, что рассказик, возможно, завалялся с тех времен?


Нет, рассказ закончен в последний день приёма работ на конкурс.
Ещё раз процитирую положение: "Предлагаем участникам конкурса вспомнить лучшие традиции советской фантастики, ее позитивный настрой, веру в людей и будущее нашей страны. Давайте представим, какой будет тысячелетняя Москва, Москва 2147 года, что изменится в жизни города и, конечно, в жизни самих горожан - в культуре, технологиях, быту. "
Граф
Цитата(Sirius_Radiance @ 29.3.2015, 19:06) *
Когда земляне называют землян землянами, в этом чувствуется какая-то ирония, разве нет?

Оборжаться. Петросян отдыхает...
Тореас
Очень много имён на один квадратный метр текста. Всё бы ничего, но когда в частях одного предложения встречается один и тот же "Саша" - это перебор.
Имеем ни с того ни с сего уникальных сопляков-радиолюбителей из интерната. Недостоверно. Поскольку отсутствует причина. Дают следствие и жуйте, как хотите.
И слишком много умных слов для мальцов, особенно про хронотоны и прочие теории.
И странно, что парни называют себя математиками, когда физика и астрофизика, о которой идёт речь, только использует мат.аппарат, но не более того.
Забавно читать про "хозяев своей жизни", с учетом того, что герои живут в убогом интернате, где для их вычислений не хватает мощностей компьютеров.

И я, честно, как ни старался, не увидел Москвы. И не увидел законченного произведения.
Nekto
Пока что это не рассказ, а отрывок из него. Заявлен конфликт - школьники обнаружили неизвестные результаты исследований - но не разрешён. То есть, пока что у вас примерно половина рассказа в наличии.
То, что есть, написано хорошо. Действительно хорошо, у вас красивый, поэтичный язык.
Я бы только два момента отметила. Первое - неудачная экспозиция в начале.
Цитата(Каркун @ 28.3.2015, 8:47) *
- Доброе утро, космолётчики! - звонко крикнул кто-то в предрассветном сумраке.
Валёк оторвал взгляд от гаснущих одна за другой звёзд и, разминая рукой затёкшую шею, недовольно обернулся.

Пока всё понятно. Валёк.
А вот дальше персонажи выскакивают внезапно, как черти из табакерки.
Цитата(Каркун @ 28.3.2015, 8:47) *
- Мальцы развлекаются, что ли? - равнодушно пробурчал Санька; он вытянул ноги и закрыл глаза.

А этот откуда?.. Никого же не было в парке. Автор ясно сказал:
Цитата(Каркун @ 28.3.2015, 8:47) *
Валёк оторвал взгляд от гаснущих одна за другой звёзд и, разминая рукой затёкшую шею, недовольно обернулся. За скамейкой никого не было, только деревья стояли сплошной тёмно-синей стеной и невнятно шелестели.

Цитата(Каркун @ 28.3.2015, 8:47) *
- Я всё пытаюсь подобраться к тому уравнению... - неуверенно заговорил Павел,

Да твою ж ты... Павел!
Цитата(Каркун @ 28.3.2015, 8:47) *
Только Андрей ничего не сказал.

Ещё и Андрей!

Персонажей на такой объём текста не много, но вы некорректно их представили читателям. Всё-таки надо было намекнуть, что Валёк в парке не один.

Второй момент - засилье терминологии. Я обычный человек, не физик. Мне понравилось, как вы пишете, я тоже хочу вас читать и понимать. А пока что вас понимает только Карпа ))
Ну пишут же как-то книги о врачах без засилья терминологии )) А у них её побольше, чем у физиков, пожалуй!))
Цитата(Sirius_Radiance @ 30.3.2015, 23:11) *
Я верю в науку, скажу сразу. Не просто слепо верю в её авторитет, но верю в её методы. И стараюсь как можно ближе к науке приобщиться. Но с другой стороны, если не заглядывать вперёд, можно заблуждаться заблуждениями сегодняшнего дня.

Здесь я с вами согласна. В конце концов когда-то на полном серьёзе считали, что Земля стоит на трёх китах. В своё время это была официальная научная точка зрения на строение мироздания.
Ничего люди о мироздании не знают. Может статься, в недалёком будущем самая доказанная-раздоказанная научная теория окажется нелепее самого нелепого фантдопа. Та же теория относительности, например.
Аптекарь
А мне понравилось. Своеобразно, конечно, но в этом вся прелесть рассказа: необычное поведение героев, необычные реплики, и почему-то кажется, что всё это характерно для того времени, для того мира. Нет ощущения инородности, которое часто возникает, если герои выбиваются из привычных схем поведения. В общем - плюс.
Рыжая вешка
Дети, космолёт Заря... "Москва-Кассиопея" и повеяло такой романтикой детства. В хорошем смысле.
В начале непонятно, какое время, но раз возвращается космолёт, рискну предположить , что будущее. На этом фоне немного странно, что нужно ехать именно в Москву за сложными вычислениями. Уже сейчас ведь не надо, не? И обращение- товарищи... Лана - читаем дальше.
Цитата
и дорешивайте уравнения
- нет такого слова. Дорешайте, не?
Цитата
они получали отличное образование и профессиональное воспитание
- может быть наоборот?
Очень любите частицу же, уже - подчистить бы чуток.
Мне слегка показалось, что автор слишком буквально воспринял задание к конкурсу. Местами было похоже на вольный пересказ "Полдня". Но это чисто моё личное восприятие. Хотя, судя по отзывам, не только.
У вас получилась довольно-таки интересная картина для читателя - машина времени наоборот.
А Москва... Она где-то на горизонте совсем.
И кто же у вас там за скамейкой прятался?
С ув.
Лия16
Неплохо) вера в науку, освоение космоса, мотивированность подростков, перспективы... В таком мире действительно можно жить.
silverrat
Ну я даже не знаю, что сказать. dry.gif
Нет, мне нравится, когда автор пишет подростковую фантастику. Мне нравится, когда дети увлечены исследованиями. Одна из моих любимых книг детства была "Школа юных кибернетиков" Велтистова (по которой сняли потом фильм "Приключения Электроника"). Но я все же привыкла, когда мне эти исследования показывают, а не рассказывают. Весь рассказ персонажи, простите, только болтают языками. Первая часть занимает болтовня на природе среди парка. Четверо пацанов (при этом практически они ничем друг от друга не отличаются, кроме имен) сидят на скамейке под сенью лип и болтают непонятно о чем. И я вынуждена все это внимательно читать, дабы не пропустить какую-то ценную мысль. И никакой ценной мысли не обнаруживаю. 3,5 тысячи знаков угроблено автором непонятно на что. Это издевательство просто.

Потом, когда упоминается корабль "Заря" я поняла, что идет отсылка к фильмам "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", которые как раз были сняты 40 лет назад. Но на этом все и заканчивается. Потому что те фильмы были действительно приключенческим фантастическим фильмом. Здесь я вообще ничего не увидела.

Цитата
Прошла неделя кипучей научной деятельности, всё свободное время ребята посвящали разработке своей гипотезы.

Что они конкретно делали? Где показ этого?

Цитата
Сейчас тот вечер Андрей вспоминал с печальной улыбкой. Тогда, на пике энтузиазма, получив первые косвенные подтверждения своей правоты на интернатских вычислителях, ребята были полностью уверены, что сделали открытие.

Замечательно. Я очень рада. Но опять же я не вижу, чего это было. Почему я должна это додумывать сама?

Потом идет долгий, нудный разговор героев с академиком Филатовым Эдуардом Александровичем Шанцевым, где они несут какой-то бред рассказывают о том, что пространство не однородно. Естественно, оно не однородно. Где-то оно заполнено материей, где-то темной материей (одна из гипотез), где-то вакуум, где-то антиматерия (возможно) и т.д. Кроме того, как доказал Эйнштейн пространство искривлено, и именно поэтому в фильме "Москва-Кассиопея" академик Филатов показывает на примере перепутанной резиной трубочки, каким образом, можно "прогрызть" стенки трубки и мгновенно попасть из одной точки в другую.
После разговора с Учителем, идет долгий разговор о разговоре с Учителем. Не несущий никакой информации.

Цитата
Пыхтя и наступая друг другу на ноги, ребята толкались в узкой переговорной комнате, с волнением глядя на небольшой тускло мерцающий экран. Но вот свечение стало ярче, зашипели динамики, и перед мальчишками появилось крупное лицо в массивных очках.
- Слушаю, - сказало незнакомое лицо в массивных очках незнакомым голосом. Ребята отшатнулись от экрана.
- Эдуард Александрович? - неуверенно спросил Валёк.
- Кто говорит? Слушаю! - повторило лицо и тут же заговорило быстро-быстро. - Надя, ты? Видно плохо! Три дня назад у нас был рассвет, связи не было совсем, а потом оказалось, что вдобавок ко всему вышла из строя центральная антенна. Эдуард всё отремонтировал, но настроить её до конца мы ещё не успели. Вероятно, ты не видишь ничего, кроме помех, а мне они уже снятся лет сорок.

Я тащусь. Это опять отсылка к "Отрокам во Вселенной"?

Финал оставил меня в недоумении. Он оборван и уходит в никуда. Шанцев срывается с работы, потому что четверо мальцов поведали ему, что они что-то там решили. Нормальный человек в 22-м веке будет это делать? Наверно, он скажет: "Пришлите мне результаты ваших исследований. Я посмотрю."
Какой смысл лететь куда-то, чтобы узнать о каких-то там уравнениях, которые решили или не решили пацаны?
Цитата
- А если подумать хорошенько, - подхватил Санька, - то никаких «если» быть не может. У нас в руках тринадцать уравнений, доказывающих нашу правоту. И шесть из них мы уже решили. blink.gif
Ребята молчали, с волнением ожидая ответа. Их коллективная речь была чистой импровизацией, но зато какой! Они были на пике вдохновения, от которого кружилась голова, а четыре молодых мальчишеских сердца отчаянно барабанили в одном диком бешеном ритме.
- Лечу! - еле слышно прошептал Эдуард Александрович, и вдруг взревел. - Лечу, квазарчики! Лечу, нептунчики! Не могу больше и думать об этих проклятых радиоволнах, я хочу думать об ураганах в пространстве, о штилях и бурях! Лечу немедленно, лечу на ближайшей ракете, буду в Москве через два... нет, через день! Немедленно отправляйтесь в Институт Космонавтики и дорешивайте уравнения blink.gif , а я свяжусь с институтскими профессорами и постараюсь выпросить для вас время на вычислительных машинах (машины небось на перфокартах?). Когда мы всё хорошенько проверим, можно будет звонить в Совет Науки. Всё, дорогие мои, до встречи!

Беспроводную связь изобрели в 19-м веке. И-нет уже существует 20 лет. Существует электронная почта, скайп, мобильная связь. Только автор почему-то ничего не хочет этого использовать и лично вызывает профессора Шанцева. Для чего? Чтобы он увидел написанные от руки на бумажке решение управлений? Ну это детский сад какой-то. Почему он вообще поверил пацанам, что они смогли что-то сделать, не взглянув ни в одно решение? Что это за белый концертный рояль посреди дикой тайги?
IamSleep
Советская фантастика. Непередаваемый аромат.
Какой там "запах нового года" - запах мандарин. Аромат советской фантастики, запах ретрофутуризма - это по настоящему прекрасно.

Автор, да мы с вами просто братья по разуму (заодно и по стилю и теме). Пока читал рассказ не мог отделать от ощущения, что я сам мог бы написать что-то подобное. Когда перешёл на авторские комментарии - впечатление только усилилось.
Товарищ, может быть нам с вами попробовать скооперироваться и создать какой-нибудь великий шедевр? Это официальное предложение :-)

Теперь по самому рассказу (предупреждаю, буду критиковать)

Диалоги не естественны. Тема детей открывающих что-то "на коленке" притянута за уши.

>продолжал подбираться к уравнению
странная фраза.
Когда-то очень давно мы нанимали на работу системного администратора/эникэйшика. И был один кадр, который на собеседовании, в ответ на вопрос знакомы ли ему основы юникс-систем, заявил что-то вроде "бурюсь к ядру" (имея в виду ядро ОС).
Вспомнилось. Он бурился к ядру. Герой рассказа подбирается к уравнению.
Пойду ка я подстерегу чашку кофе :-)

Теперь о хорошем (его гораздо больше)

понравилось "Мы же не простое число, в конце концов, можем разделиться на две группы! Пусть кто-то ждёт результатов, а остальные полетят на космодром!"

Хорошо обыграна тема с цветами на луне (кстати, в чём проблема просто их вырастить прямо на луне в своей каюте? Захватить заранее семена, килограмма два земли ну и вырастить.), с видеозвонком ментору. Понравилось.

Отдельное спасибо за общий фон рассказа и за тему. Ретрофутуризм это здорово.


>Я верю в науку
(это из авторских комментариев)
вот этого не надо. В науку надо не верить. Её надо изучать, популяризировать, использовать в быту и, по возможности, развивать.

Автору мой привет и моё большое человеческое спасибо за рассказ.
tanasa
Доброго дня автор!

белела скамейка, на которой устроились ребята, и только из-под неё настороженно выглядывала ночная темнота.


расчёты нового корабля, использующего новооткрытый принцип. Новооткрытый в принципе бы заменил (сейчас много разрабатывается вариантов дешевой отправки кораблей в космос. Поискать можно... кто знает, может один из них станет реальностью)

вернулись с занятий, и каждый занялся

и открыл рот, чтобы поделиться потрясающим открытием, а открыв его, не закрывал

Автор, надеюсь объяснять не нужно? Со словом был тоже поаккуратнее:

был прекрасен, и никто-никто из всего десятимиллиардного Человечества не знал, что группа школьников была

был рассвет, связи не было

По поводу всего остального Вам уже высказали. Удачи и вдохновения!

Мой дядя
Неожиданно. Удивило. Захватило...
В начале ХХ века тоже было повальное увлечение радиоделом, ОСОАВИАХИМом, покорением полюсов, Арктики... Это великолепное время, когда каждый (каждый!) может внести вклад в великое дело познания. Когда это время возродится, закончится предыстория человечества и начнется его история. История великих прорывов, открытий...
А насчет разной плотности пространства в разных частях галактики - интересно. Тут есть почва для размышлений и осознания. В том числе посредством фантастических рассказов.
В общем. здорово!
Irin Eagle
Отличный рассказ для детей. В лучших традициях советской фантастики (без иронии, напоминает рассказы, старых сборников: Фантастика – (год)). Он светлый, наполнен ожиданием открытия и верой в мечту. Отлично автор!
Есть мелкие огрехи за них цеплялся глаз (например: «вернулись с занятий, и каждый занялся чем-то своим» – повтор), но это пока не вчиталась. Потом отвлекаться на замечания не хотелось – хотелось узнать, что там дальше. Некоторые спросят: «А где же сакраментальная дата?» Поверьте – для вашего рассказа это совсем не важно. (прочитала коменты – как в воду глядела) Из вашего комментария: «на преодоление одинаковых участков свету требуется разная энергия и время» – это общеизвестный факт (как оптик говорю – фотоны, тоже «звери» (элементарные частицы) подверженные гравитации и трению. А насчёт плотности вещества в разных зонах пространства – уже доказано. О сложной структуре пространства есть, по-моему, у Лобачевского (могу и перепутать – давно не читала подобной литературы).
По поводу претензий к обилию специальных терминов (кстати, не так их и много): кому это не интересно (из читателей – прочтёт, как специальное «умное» выражение), а те, кому интересно – могут и в справочник (любой) заглянуть. Так ли уж важно почему не заметили взрослые – они не часто обращают внимание на то, что не относится к выполнению непосредственных обязанностей (исследовали же только поведение времени, а не континуума в целом).
В комментариях встречается вопрос "Кто прокричал первую фразу?"
Неужели кроме меня никто не догадался?
zubr
Чем-то навеяло старый советский фильм, где школьники летали в Космос. Только это не совсем рассказ получился. Или автор задумал рассказ, писал, писал, а финал так и не придумал. Пацаны решали уравнения, решали, решали. Вызвали учителя с Луны, при этом один из них при мысли о цветах всё время "пунцовел". Потом решали уравнения на ЭВМ. Два уравнения оказались решены неверно - какая-никакая, но интрига. А закончилось чем? Одни пошли искать столовку, другие - встречать учителя. Там что-то должно было быть дальше, но ничего нет.
сивер
На всех, кто постарше, повеяло детством и всем лучшим, что было в СССР.
Присоединилась к "большому человеческому спасибо".
Надеюсь, автор не обижается на критику, ибо со стороны видно, как всем хочется ему помочь советами (все мы родом из страны Советов).

Тоже не удержалась:

1 О "математической четвёрке" следовало заявить в 1-2-ом предложении, чтобы читатель не впадал в недоумение от третьего персонажа, четвёртого и ещё полтекста не ожидал следующего. Только фраза "математическая четвёрка" во второй половине текста позволяет расслабиться.

2. Каждый персонаж должен иметь не только физические отличия (долговязый, юркий, неспешный, вспыльчивый...), но и речевые особенности ("строго говоря,", "если рассуждать логически", "принимая во внимание"...)

3. Начинать надо было с острого конфликта (с математичкой или другой мат.группировкой)

4. Взять в разработку вместо "неоднородности пространства" что-нибудь загадочное ("математическое обоснование духовного мира", "принципиальные схемы развития мыслящих существ", "мат. аксиомы эволюции интеллекта у ..." и проч.)

5. Поднять свою идею на такую высоту, чтобы мы все с гордостью сказали: "Это наш ответ Гарри Поттеру!!!"

Автор, спасибо Вам и за ностальгию, и за доброе сердце. Желаю таки "догнать и перегнать" чудака Гарри.
Sirius_Radiance
Цитата(Irin Eagle @ 10.4.2015, 0:56) *
В комментариях встречается вопрос "Кто прокричал первую фразу?"
Неужели кроме меня никто не догадался?

Меня всё это время удивляло, что никто не понял смысла начала и концовки. Неужели это так не очевидно?
unzor
А мне понравилось. Хорошая ретростилизация. Единственное, как уже писали выше - тяжеловато читать гуманитарию)) Видимо не хватает образования)) А так- здорово)
Sirius_Radiance
Цитата(unzor @ 18.4.2015, 4:06) *
Единственное, как уже писали выше - тяжеловато читать гуманитарию)) Видимо не хватает образования))

Я считаю, что литература должна обогащать читателя, а научная фантастика - ещё и учить науке. И потом: зачем писателю спускаться к читателю, уменьшать научность текста, если можно поднять читателя? Тут уже говорили, что, дескать, много умных слов. Но на что нам гугл дан?
Ещё я люблю цитировать Ефремова: "Особенностью романа [Туманность Андромеды], не сразу, может быть, понятной читателю, является насыщенность научными сведениями, понятиями и терминами. Это не недосмотр или нежелание разъяснять сложные формулировки. Только так мне показалось возможным придать колорит будущего разговорам и действиям люде времени, в котором наука должна глубоко внедриться во все понятия, представления и язык".
Дон Алькон
Цитата
Я считаю, что литература должна обогащать читателя, а научная фантастика - ещё и учить науке. И потом: зачем писателю спускаться к читателю, уменьшать научность текста, если можно поднять читателя?


очень похвальное желание

Вы Горькавого не читали? Он придерживается того же приципа, что и вы.
Sirius_Radiance
Цитата(Дон Алькон @ 22.4.2015, 12:36) *
Вы Горькавого не читали? Он придерживается того же приципа, что и вы.


Горькавого не читал. Признаться, совершенно не знаком с современной фантастикой - ни с отечественной, ни с зарубежной. Спасибо за наводку, буду восполнять пробелы.
Дон Алькон
Ага, но в не ждите чего-то особенного - просто неплохая нф для детей 9-12 лет, вроде "Девочки с которой ничего не случается" Булычева, только для современных детей - хотя последний лучше писал
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.