Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Хочу устроиться на литературные курсы; похвалите-поругайте идею!
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Шук ник-Шин
Друзья, так жизнь сложилась; закончился у меня последний бизнес проект, временно не работаю, и возвращаться в старый бизнес категорически не хочется! Есть желание: «повесить кистень на стену» и пожить для себя. Но ничего не делать, это ж от тоски взвоешь! Поэтому хочу сменить род деятельности – заняться сочинительством. Почему занесло в литературу? Да потому, что писательский труд это больше хобби, чем вид бизнеса; денег не заработаешь, за то для самовыражения места хоть отбавляй. Но, как и в любом ремесле не овладев технологиями производства, не то, что шедевр, хорошей туалетной бумаги не сделаешь. Можно конечно заняться самообразованием. Читать пособия, книги. Выполнять домашние задание, т.е. творить нетленку и выкладывать на местном форуме. Но при таком подходе теряется нить учитель-ученик. Т.е. читает лекции и даёт задание один человек, а проверяет и выставляет оценку совсем другой, который не в курсах, что от меня требовал первый.
Всё это меня сподводит к тому, что лучше заплатить денег профессионалам, которые будут: и задавать и проверять и если надо по лбу линейкой щёлкать!
Теперь осталось совсем чуть-чуть, найти этих профессионалов. Вот что удалось нарыть, ползая по инету:

16-й поток элитных курсов романистики при Интернациональном Союзе писателей
Литературные курсы МАСТЕР ТЕКСТА
Как ни поразительно, но предложений очень мало. Вот собственно две точки, где есть что-то похожее на образовательный процесс. Всё остальное, что мне попалось, это курсы от писателей одиночек. А это уже не обучение, это мастер-класс! То есть на мир литературы я буду смотреть через призму одного человека.
Ну вот собственно такой расклад, кто что-то может посоветовать, наверняка у кого-то найдутся возражения, буду очень рад услышать любые мнения!
Сочинитель
Неплохая идея, если некуда деньги деть.
Много уже писалось, что курсы можно закончить, но если искры нет - всё впустую.
Есть у вас искра?
Шук ник-Шин
Сочинитель
Думаю, наврятли! Возраст не тот! Обычно если в каком месте свербит, то это с молодости покоя не даёт. А у меня до сорока ни строчки! Но в жизни не так много поворотных моментов бывает.
Помните фильм «Пролетая над гнездом кукушки», там есть такой эпизод: в душевой не удачно расположена тумба-стояк горячего отопления, о него все бьются, спотыкаются, но никто ничего делать не хочет. И только ГГ (Джек Николсон) пытался это победить. Конечно я не Джек Николсон, но попытаюсь! Это лучше, чем всю оставщуюся жизнь: дебилом стоять у стены и тясти головой!
Потом эта тумба поможет сбежать Чифу, а у Джека Николсона не получилось…
Сочинитель
Может, как вариант, какие-нибудь курсы фотографов? smile.gif
Это тоже интересно.
al1618
Цитата(Шук ник-Шин @ 11.4.2015, 2:16) *
. А у меня до сорока ни строчки!

Это нормально. И - Вам сильно повезло.
Курсы могут как помочь (если вы несгибаемы но тогда бы есть или нет "искра" не сомневались) так и сильно навредить.
Цитата(Сочинитель @ 11.4.2015, 2:27) *
Может, как вариант, какие-нибудь курсы фотографов? smile.gif

Это вы для себя спрашиваете или предлагаете?
В любом случае если есть желание стать фотографом - идите сначала на стрельбу по движущейся мишени (любой вариант сойдет от стендовой до страйбола) и только потом беремся за фотоаппарат.
Это конечно если есть желание стать фотографом, а не фотохудожником.
Сампо
Цитата(Шук ник-Шин @ 11.4.2015, 0:08) *
Да потому, что писательский труд это больше хобби, чем вид бизнеса; денег не заработаешь, за то для самовыражения места хоть отбавляй.

Астрелевская школа полезна потому, что там учат практическому ремеслу, как написать чтобы издаться.
Отличные мастер-классы у западных преподавателей в школе Митты http://mitta.ru/
Хорошие семинары у Олди, выездное обучение http://www.audag.org/
Есть еще несколько вариантов, про которые ничего не могу сказать:
школа Ахманова http://akhmanov.ru/Lit_kurs/lit_kurs.htm
Литинститут http://litinstitut.ru/node/427/
Сочинитель
Цитата(al1618 @ 11.4.2015, 2:11) *
Это вы для себя спрашиваете или предлагаете?

Предлагаю.
А стрельба не везде есть. Фотоаппараты продают свободно и по цене доступны. Не нужно сразу профессиональную камеру. Можно обычной машинкой природу фоткать, события, людей, а при хороших связях - в порноиндустрию податься. Вот где деньги! biggrin.gif
Саша Тэмлейн
как бы недавно заново открылась совершенно бесплатная школа Эксмо, хотя это конечно, чисто любительский вариант.
Альберт Садыкoff
Если есть в голове дровишки-материал и опыт, плюс фантазия и умение компилировать разносочетаемое, то лучшим , на мой взгляд, обзавестись своим редактором литературным. Опыт придет со временем.
Волков Олег
Рискну предположить: вас терзает неуверенность. Деньги, это, конечно, хорошо, но существует масса гораздо более приятных и простых способов потратить их. Для начала разберитесь в самом себе.
Существует два основных способа обучения: самообучение и научиться у кого-то. Поверьте на слово: на всех этих курсах и мастер-классах вы не узнаете абсолютно ничего такого, чего не сможете найти самостоятельно в книгах, пособиях и статьях по литературному творчеству.
Если вам больше нравиться заниматься самостоятельно, копаться, искать, читать, сравнивать, то вам самое то заниматься самообразованием и самообучением.
Недостаток этого способа – потратите много времени. Из-за какой-нибудь ерунды (А что такое стазис? А что такое фабула?) вам придется перекапывать пухлые тома. Несомненный плюс самообучения в том, что вы овладеете литературным ремеслом в гораздо большем объеме. Это уж точно!
Если вам больше нравиться сидеть в классе, слушать мудрого учителя (авторитет, ого-ого!), которому можно тут же, по ходу дела, задать уточняющий вопрос, если вы не любите самостоятельно копаться в книгах и статьях, то вам прямая дорога на курсы и мастер-классы.
Главное преимущество этого способа – вы легко и быстро получите некий минимальный базис литературного ремесла. Причем, и это неизбежно, с точки зрения того, кого будете слушать или у кого будете учиться. Главный недостаток этого способа – вы узнаете только то, что вам расскажу. Массу подробностей и нюансов придется либо добирать на других курсах, либо искать самостоятельно.

С уважением.
moiser
Я как-то спросил у одной старой учительницы - что она думает об писательстве и она ответила примерно так:
- Никто не знает сколько стоит искусство и никто не знает как нужно писать. Даже диктант, написанный разными людьми, воспринимается по-разному. У одного почерк красивый и закрываешь глаза на маленькие ошибки, а другой - пишет как курица лапой и хотя всё абсолютно грамотно - рука не поднимается поставить пятёрку. Так и в жизни. Одни и те же слова воспринимаются по разному. Я думаю, что это дар свыше, но очень упорный человек всё же может добиться многого.
Сочинитель
Цитата(moiser @ 11.4.2015, 9:47) *
Я думаю, что это дар свыше, но очень упорный человек всё же может добиться многого.

Согласен. Но тут на авансцену выходит вопрос времени. При равных благоприятных условиях талант заблещет сразу и вовсеуслышанье, а упорный но не талантливый может потратить бОльшую часть жизни, исписывая тонны бумаги, получит признание, в конце концов, и всё равно будет в тени славы таланта.
В качестве примера - Моцарт и Сальери.
al1618
Цитата(Сочинитель @ 11.4.2015, 10:55) *
получит признание, в конце концов, и всё равно будет в тени славы таланта.
В качестве примера - Моцарт и Сальери.

Да Моцарт действительно был даже не в тени известного и богатого Сольери, а так... вроде таракана под плинтусом.
Как "удивительный ребенок" он вызывал восхищение, а выросший оказался никому не интересен и непонятен.
Умер этот неудачник в нищете и прикопали его в братской могиле с такими же неудачниками.
Monk
Цитата(Шук ник-Шин @ 11.4.2015, 1:08) *
Почему занесло в литературу? Да потому, что писательский труд это больше хобби, чем вид бизнеса; денег не заработаешь, за то для самовыражения места хоть отбавляй.

Если у вас есть, что сказать людям, что же, займитесь сочинительством. Если нет - не стоит и браться.
Если деньги есть, запишитесь на курсы, но сперва найдите отзывы, что эти курсы хоть кому-то помогли. Ибо разводов для графоманов немало.
На действительно серьезные курсы обычно принимают того, у кого есть хотя бы написанный роман. На нем и показываются ошибки.
Цитата(Шук ник-Шин @ 11.4.2015, 1:08) *
То есть на мир литературы я буду смотреть через призму одного человека.

Я не понял, вы настолько внушаемы? У вас свое мнение имеется? Свой взгляд на вещи? Без этого нет писателя. Не вижу проблем в том, будет ли вас учить отдельный мастер персонально или вы будете в группе.
Сочинитель
Цитата(Сочинитель @ 11.4.2015, 9:55) *
В качестве примера - Моцарт и Сальери.

Цитата(al1618 @ 11.4.2015, 10:13) *
Да Моцарт действительно был даже не в тени известного и богатого Сольери

Цитата(al1618 @ 11.4.2015, 10:13) *
Умер этот неудачник в нищете и прикопали его в братской могиле с такими же неудачниками.

То есть, всё наоборот?
Я-то сужу по фильму "Маленькие трагедии", который смотрел неоднократно. Есть там серия о Моцарте и Сальери.
А специально их биографиями не интересовался.
al1618
Цитата(Сочинитель @ 11.4.2015, 12:10) *
Я-то сужу по фильму "Маленькие трагедии", который смотрел неоднократно. Есть там серия о Моцарте и Сальери.

Пушкин велик. И как родоначальник жанра АИ - тоже.
Шук ник-Шин
Сампо
Огромный спасиБ за ссылки! Очень помогли, а то я решил, что выбора совсем нет!

Волков Олег
Самообразование хорошо в технических областях; обучается человек сборке компьютеров или ремонту автомобилей, если его продукция работает/катается, всё он успешно прошёл обучение, стал мастером своего дела! В искусстве понятия: «продукция работает/катается» не действует! Нет, объективный критерий есть: успех, миллионные тиражи, признание, но вы можете застыть на полдороги от него, вращая башкой-локатором и не знать куда двигаться. Помните чем заканчивается у Стругацких: «стояли звери около двери», а всё из-за того, что пользоваться дверью, их не научили...
Проблемы с «дверьми» могут быть при любом подходе, но при самообразовании шанс их значительно выше. Да вы сами видели, на этом сайде есть способные авторы, им бы подточить несколько мм своего таланта и всё! Можно с улюлюканьем мчаться в типографию, размахивая рукописью, но нет, сидят здесь, в месте с нами!

Monk
Цитата
...сперва найдите отзывы, что эти курсы хоть кому-то помогли

Вот это самое интересное! Отзывов людей которые отучились на литературных курсах, найти не смог! Прям несуразные мысли в голову лезут, о плотоядных учителях-литераторах поедающих своих абитуриентов!
Альберт Садыкoff
Про редакторов

"Однажды на одном литературном форуме прочитала рассказ молодой писательницы. Рассказ интересный. Так и написала в отзыве. Но не удержалась от замечания, что абзацы в тексте расставлены не совсем правильно. Предложила некоторые абзацы разбить на два, а некоторые, наоборот, объединить. Также выделить в отдельный абзац те авторские слова, которые не относятся к характеристике прямой речи, и начать с нового абзаца предложение, заканчивающееся двоеточием, после которого идёт прямая речь.


"Ваш текст станет изящнее, а также удобнее для чтения", — написала я, а ниже привела список тех предложений, которые нужно начинать с абзацного отступа.

Не секрет: авторы переносят замечания болезненно. Поэтому такого ответа на свой отзыв не ожидала: "Я даже не знаю, как Вас благодарить! Спасибо огромное! Скопировала, буду пользоваться как руководством. Начну редактировать сегодня же. Очень интересно. Текст на глазах преображается".

А ведь это действительно очень интересно. Не меняешь ни одного слова, а всего лишь нажимаешь на клавишу "Enter" — и вот уже потерявшаяся в сплошном тексте мысль выделена из него, на этой фразе сделан акцент. Чудеса! Текст с продуманно расставленными абзацами становится динамичнее, а страница — воздушнее.

Цель абзаца — выделить фразу, мысль среди других, обратить на неё внимание читателя, а также зрительно отделить одну часть текста от другой. И при оформлении прямой речи абзац служит той же цели: чётко обозначить для читателя переход от слов автора к словам героя, а также от слов героя к словам автора.

Понятно, что прямую речь надо начинать с абзаца и тире, однако этого недостаточно. Помимо этого, правила предписывают:

1) выделить в отдельный абзац предложение типа "Он сказал", после которого следует прямая речь;

2) выделить в отдельный абзац стоящие после прямой речи те авторские слова, которые не имеют отношения к характеристике прямой речи.

Пример к первому правилу

Неправильно:

Мы долго плутали по лесу. Наконец вышли на просёлочную дорогу. Вдруг Пашка сказал:

— Стойте! Тут какие-то следы.

Правильно (выделяем в самостоятельный абзац авторские слова "Вдруг Пашка сказал", предваряющие прямую речь):

Мы долго плутали по лесу. Наконец вышли на просёлочную дорогу.

Вдруг Пашка сказал:
— Стойте! Тут какие-то следы.

Пример ко второму правилу...."1


У меня было несколько профессий, который получал через курсы. В том числе и эл.сварщик. Что то из теории надо знать, структурное. Но всё остальное добывается опытом, смекалкой. Не боги горшки обжигают, роулинги литинституты не заканчивают. Я не о вреде высшего образования, вот где то прочитал сегодня, что человек должен поварится в теме 7 лет, что бы в мозгу выстроилась соответствующая нейронная сеть. Сам считаю, что можно обучаться и формально самостоятельно, что не исключает ночных муз вдохновения и капралов кошмарных тренировок.
Monk
Цитата(Шук ник-Шин @ 11.4.2015, 13:37) *
Вот это самое интересное! Отзывов людей которые отучились на литературных курсах, найти не смог!

Вспомните О.Генри, "Короли и капуста". Ни одни человек не признается, что его выставили дураком. smile.gif Мало того, он и других поможет привлечь, чтобы не быть единственным обманутым...
Будьте осторожны.
Есть всевозможные партениты, кстати, обычно летом проводятся. Вот Олди писали, что их курсы реально помогли многим издаться. Даже фамилии приводили. На форуме Эксмо есть их раздел, можете полистать сами.
moiser
Можете просмотреть и это:

http://writercenter.ru/blog/school/
Шук ник-Шин
Альберт Садыкoff
Всё вы правильно говорите и спасибо за дельные примеры, но если приводить аналогию из строительства, то редактура это отделочные работы, ну где-то так. А у меня здание криво построено! Смысл отделывать кособокий барак?!!
У меня есть повестюха ~ 6АЛ, модная тема - городское фентази (не вампирятина), но это трудно читаемое, нагромождение красЯвостей текста, за которым теряется развитие сюжета и идея произведения! Давал друзьям читать, говорят, что интересно, но еле осилил, пропускал абзацы! Т.е. что у меня плохо, я приблизительно представляю, а вот как сделать хорошо, ещё не знаю!

Monk
Цитата
Цитата(Шук ник-Шин @ 11.4.2015, 13:37) *
Вот это самое интересное! Отзывов людей которые отучились на литературных курсах, найти не смог!

Вспомните О.Генри, "Короли и капуста". Ни одни человек не признается, что его выставили дураком. Мало того, он и других поможет привлечь, чтобы не быть единственным обманутым...

Да, да! Точно вы говорите! Поэтому и завел эту тему, может кто-то что подскажет, поможет избежать не верного шага!

moiser
Спасибо! Интересно!

2Алл
Я вижу тема постепенно скатывается к противостоянию: «Ученье за бабло» vs «Бесплатное самообразование». А это не правильно, работу над собой и самоулучшение никто не отменял. Я же хочу, что бы меня за ручку провели, помогли нарисовать что-то удобочитаемое. Я же от этого оттолкнусь, и буду работать над собой!
Альберт Садыкoff
За ручку это и есть как раз к редактору. Можно конечно нанять писателя для индивидуальной работы, но если фриланс возмет за роман пятерку рублей, то мэтр за пятерку в баксах.
Я думаю у каждого в закладках есть и по теории и другие литературные ссылки. Гугл не устает отвечать на самые глупые вопросы.

Вот еще отзыв от кого то на редактора фриланса.-
"Сергей Афонин (писатель-фантаст): «Каждый, кто сталкивался с необходимостью поиска редактора, знает, как это непросто. Важно, чтобы редактор не занимался самореализацией за счёт твоего текста, а помогал полнее раскрыться именно твоей идее… Кроме того, критично, чтобы совпадали ваши взгляды на то, как должен выглядеть конечный продукт. Только в этом случае получится слаженная команда, в которой вы — первая скрипка. Попробовав работать с несколькими редакторами (в одном случае я переставал узнавать в тексте что-то моё, в другом — не видел никакой существенной разницы между тем, что было, и тем, что стало, в третьем — просто не соглашался с подходом или видением редактора), я пришёл к Ольге Нуждовой. Кроме её профессионализма, я оценил и такое необходимое чувство юмора, щадящее самолюбие, но, тем не менее, позволяющее в полной мере выявить все недочёты. Надеюсь на долгое и плодотворное продолжение сотрудничества».

Но не буду более настаивать. Сам то я считаю себя самодостаточным, время только выбрать для начинания.
Волков Олег
Цитата(Шук ник-Шин @ 11.4.2015, 12:37) *
Волков Олег
Самообразование хорошо в технических областях; обучается человек сборке компьютеров или ремонту автомобилей, если его продукция работает/катается, всё он успешно прошёл обучение, стал мастером своего дела! В искусстве понятия: «продукция работает/катается» не действует! Нет, объективный критерий есть: успех, миллионные тиражи, признание, но вы можете застыть на полдороги от него, вращая башкой-локатором и не знать куда двигаться. Помните чем заканчивается у Стругацких: «стояли звери около двери», а всё из-за того, что пользоваться дверью, их не научили...
Проблемы с «дверьми» могут быть при любом подходе, но при самообразовании шанс их значительно выше. Да вы сами видели, на этом сайде есть способные авторы, им бы подточить несколько мм своего таланта и всё! Можно с улюлюканьем мчаться в типографию, размахивая рукописью, но нет, сидят здесь, в месте с нами!


А здесь вы ой как не правы.
В технических областях в некотором смысле проще. Закон Ома он и в Африке закон Ома. Ни одному автомеханику не придет в голову в порыве вдохновения перевернуть двигатель вверх тормашками или переставить колонку управления вместе с рулем на заднее сиденье. Есть некий образец, к которому нужно привести неисправный компьютер или автомобиль. И все.
В литературном творчестве нет стандартов, нет закона Ома, нет «схемы сборки» гениального романа. Да, конечно, существуют некие каноны и даже законы, только… Только, по большей части, они носят рекомендательный характер. Творчество, одним словом.
К примеру мой знакомый. Он вообще не учился литературному ремеслу. Однако написал пару книг, которые были изданы. И таких случаев полно. Но это отдельная категория авторов под которую вы, быстрей всего, не попадаете.
Это в Москве и Санкт-Петербурге полно всяких писательских курсов. А в моем родном городе отродясь ничего подобного не было. Однако я лично знаком с несколькими писателями, которые не только успешно пишут, а еще успешно издаются. Хотя ни у одного из них не было возможности посещать какие-либо курсы. Сами учились. Пусть не от хорошей жизни, но сами и весьма успешно.
Если вы не хотите учиться, так никто не заставляет. Со временем сами поймете, что на курсах вам не рассказали ничего такого, что вы сами не могли бы найти в книгах, пособиях и в статьях.

Что касается «подточить несколько мм своего таланта» то, поверьте на слово, даже курсы даже у самых маститых писателей не уберегут вас от этой самой подточки.
Я занимаюсь бета-ридероством. Не так давно написал отзыв на книгу автора, который уже издавался. И то нашлось что подточить.
Что касается ни разу не изданных авторов, то у каждого свои «подточки», хотя некоторые из них пишут очень даже хорошо.
Если уж на то пошло, то ищите те курсы, где ведущий будет не просто рассказывать как писать, а заодно будет разбирать ваши тексты и указывать конкретно, пальчиком, что именно не так и почему это не так.
Ошибки типичны, это верно. Беда в том, что у каждого автора свой собственный уникальный набор типичных ошибок.

С уважением.
AlexCh
Выкладывайте свою нетленку в соответствующий раздел, быстро крытеги набегут
может там и редактировать нечего, типа -доктор сказал в морг - значит в морг-
или у нас новый Перумов или Лукьяненко завелся, кто знает biggrin.gif
hotey
мне кажется, он тролит... может я не прав:))
Шук ник-Шин
hotey
Нет, вы не правы! Где вы уменя нашли провокационное сообщение или действие. Я всего лишь хочу, чтобы мне не было мучительно больно, за бесцельно потраченные деньги!

AlexCh
Цитата
Выкладывайте свою нетленку

Нет, нет, ни в коем разе! И не потому, что тумаков боюсь, а из-за того, что большинство своих ошибок я уже понял. И определяющую роль в этом сыграло, чтение опусов других молодых дарований! Читаешь такое произведение, а потом за голову хватаешься: «Мама дорогая! Да у меня тоже самое»!!!
Потом своё творчество я корябал по наитию, план произведения, конечно, был, и даже некоторое разбитие на главы, но четкой структуры каждой части, вот этого уже не было. Как итог большое количество воды, лишних диалогов и т.д.
Опять же начало - блёклое и невнятное! Уж на что роман «Что делать» занудство редкостное, но вступление в нём на пять с плюсом. Советую, не поленитесь, посмотрите (здесь ссылка) там буквально несколько первых обзатцев.
Ну и остальное уже по мелочи; пристрастие к мелким деталям! Например, опытный литератор просто бы написал: - ГГ вбежал в ресторан. А у меня: - ГГ вскочил по лестнице, открыл дверь, пропустил официанта ну и т. д. Обилие не нужных красивостей, короче список можно продолжать долго. Что плохо я уже понимаю, на троечку с минусом, но в голове устаканилось. Осталось понять что хорошо, что удалять не надо, а может надо добавить.
Денис Овчаров
Цитата
Советую, не поленитесь, посмотрите (здесь ссылка) там буквально несколько первых обзатцев.

Блин, нафига! Теперь, вот, перечитываю.
AlexCh
Цитата
мучительно больно, за бесцельно потраченные деньги!

Тут одно из двух - или графоман, или - нет. Если нет, то никакие курсы не помогут biggrin.gif
Денис Овчаров
Цитата
Если нет, то никакие курсы не помогут

Ага, и мучиться с этим всю оставшуюся жизнь )))
Генрих
Есть ремесло. В написании книг - тоже. Мой любимый Чехов просто-напросто ярчайшая иллюстрация к школьным урокам литературы, где раскрывается стандартная структура литпроизведения. Экспозиция - завязка (действие) - развитие действия - кульминация - развязка. Любой рассказ Чехова жестко следует этой структуре.
С длинными произведениями посложнее. Там может быть множество сюжетных линий с такой же структурой. Они могут идти параллельно, последовательно, перекрещиваться и переплетаться. Поэтому рассказы Чехова в этом смысле - лучшее учебное пособие, как слепить элементарный кирпичик, короткий рассказ.

Другая прекрасная иллюстрация: анекдот. Отчетлива та же самая структура. Например, такое начало: "Возвращается муж из командировки..." - несомненная экспозиция. Неявно обращение к контексту, все уже знают, что речь пойдет о неверной жене. И собссно, что оная жена существует, как и её левый хахаль. Далее, завязывается действие и поехали.
Чем неожиданнее финал, т.е. развязка, тем лучше анекдот, тем сильнее реакция.
Есть и исключения, вернее, в одной фразе может содержаться сразу вся структура. Например: "Колобок повесился" или "Ослик Иа-Иа стал фанатом товарища Сталина".


К ремеслу обращался, например, Гордон (вы знаете, теледеятель). На ютубе можете поискать и посмотреть его теорию конфликта. Думаю, тоже будет полезно.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.