Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Как научиться ХОРОШО писать
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Дина
- Избегай аллитераций, даже если они соблазняют близоруких болванов.
- Нельзя сказать, чтобы сослагательное наклонение было бы совсем запрещено: наоборот, его представляется необходимым использовать, когда следует. Избегай устойчивых выражений: это осетрина второй свежести.
- Не пиши во время еды.
- Не употребляй коммерческие сокращения & аббревиатуры и проч.
- Запомни (хорошенько), что скобки (даже если они кажутся необходимыми) прерывают нить повествования.
- Постарайся не заработать несварения … От злоупотребления многоточиями.
- Как можно реже пользуйся кавычками: не пиши «конец».
- Никогда не обобщай.
- Иностранные слова - это на самом деле моветон.
- Будь скуп на цитаты. Недаром же Эмерсон говорил: «ненавижу цитаты. Говори лишь то, что сам знаешь».
- Сравнения - те же общие фразы.
- Не будь избыточен; не повторяй дважды одно и то же; повторять - это расточительство (под избыточностью понимаются бесполезные объяснения того, что читатель уже и так понял).
- Вульгарные слова используют одни говнюки.
- Всегда будь более-менее определен.
- Литота* - самое выдающееся из выразительных средств.
- Не пиши фраз, состоящих из одного слова. Нехорошо.
- Следи, чтобы метафоры не оказались слишком рискованными: они как пух на змеиных чешуйках.
- Расставляй, запятые, где следует.
- Различай функции точки с запятой и двоеточия: порой это не просто.
- Если не можешь подобрать нужного выражения на литературном языке - это еще не повод прибегать к просторечью: хрен редьки не слаще.
- Не пользуйся непродуманными метафорами, даже если они кажутся тебе сильными: они подобны лебедю, сошедшему с рельсов.
- Так ли нужны риторические вопросы?
- Будь лаконичен, старайся уместить свои мысли в как можно меньшем количестве слов, избегая при этом длинных фраз - или членения их на обособленные обороты, которые неизбежно отвлекут невнимательного читателя, - чтобы твой рассказ не участвовал в том умножении информационного шума, который, безусловно (в частности, когда он набит бесполезными или, во всяком случае, необязательными уточнениями), представляет собой одну из трагедий нашего времени, находящегося под властью массмедиа.
- Не злоупотребляй ударениями, читатель сам поймет, что ты хочешь сказать.
- Прежде чем написать или вычеркнуть «это», убедись, что это не создает двусмысленности.
- Не будь напыщенным! Экономь восклицательные знаки!
- Не пытайся отъюзать иноязычные слова по правилам своего языка.
- Пиши правильно иностранные имена, такие как Дюшамп, Джорджио Армани и тому подобные.
- Прямо, без парафраз, указывай авторов и персонажей, о которых говоришь. Именно так поступал великий тосканский поэт XIV века, создатель «божественной комедии».
- В начале произведения поставь capitatio benevoletiae, благодарственный колофон (вы вообще врубаетесь, о чем я?).
- Тщательно следи за граматикой.
- Бессмысленно напоминать, как утомительны умолчания.
- Не начинай слишком часто с красной строки.
По крайней мере когда это не нужно.
- Не пиши «мы», когда говоришь от своего лица. По нашему мнению, эта ужимка просто нелепа.
- Не смешивай причину со следствием: это неправильно и ты таким образом ошибешься.
- Не строй фразы, в которых вывод логически не вытекает из предпосылок: если бы все так поступали, предпосылки следовали бы выводам.
- Не давай спуску архаизмам, классицистической элоквенции и прочим малоупотребительным лексемам, равно как и ризоматическим deep structures, которые симультантно демонстрируют грамматологическую вычурность и провоцируют деконструктивистское размывание высказывания, а кроме того, что еще хуже, подобный дискурс может не пройти верификации у лица, осуществляющего эдиционную практику, так как превосходит когнитивные возможности его рецепции.
- Не нужно быть многословным, но не нужно также говорить меньше того, что
- Законченная фраза - это

Умберто Эко


Саша Тэмлейн
по крайне мере половина спорна, ещё треть - лютая чушь:)
Дина
Цитата(Саша Тэмлейн @ 1.5.2015, 19:31) *
по крайне мере половина спорна, ещё треть - лютая чушь:)


Например?
Денис Овчаров
Что-то сильно много. Всего не запомнить. Был бы у кого верный рецепт в одно-два коротеньких предложения.
silverrat
Цитата(Саша Тэмлейн @ 1.5.2015, 20:31) *
по крайне мере половина спорна, ещё треть - лютая чушь:)

Во-первых, это написано с юмором. Во-вторых, никто не требует этому следовать. В-третьих, как раз многое очень полезно.
felidae
Интересно, почему нельзя писать во время еды
Сочинитель
Цитата(Дина @ 1.5.2015, 20:17) *
«божественной комедии».

Разве не с прописной буквы название пишется?
Цитата(Дина @ 1.5.2015, 20:17) *
- Тщательно следи за граматикой.

А вот это ваще порадовало. Разве что допущено умышленно.
Цитата(Дина @ 1.5.2015, 20:17) *
- Не начинай слишком часто с красной строки.
По крайней мере когда это не нужно.

Вообще-то есть правила правописания.
Цитата(Дина @ 1.5.2015, 20:17) *
- Не пиши «мы», когда говоришь от своего лица. По нашему мнению, эта ужимка просто нелепа.

Подобное правило общеприменимо. Во всяком случае, все известные мне авторы периода "Серебряного века" так поступали. Это считалось хорошим тоном.


По-моему, господин Эко, неожиданно для самого себя ставший издаваемым, решил что может теперь быть низвергателем основ.
al1618
Цитата(Сочинитель @ 2.5.2015, 14:09) *
А вот это ваще порадовало. Разве что допущено умышленно.

"Да Кэп, Спасибо Кэп!" (с)
Сочинитель люди с вашей( как и моей) профессией должны иметь профессиональную внимательность к тексту.
Оправданием могут служить разве что начавшиеся праздники laugh.gif

з.ы. Просто перечитайте еще раз - в каждом "правиле" автор поясняет что он имеет в виду. Наглядно.
В некоторых местах - в форме инверсии.
За что ему респект и уважуха.
Сочинитель
Да я понял, что мужик прикалывается. Но в случае с "граматикой" всё же вопрос остался, равно как и с отмеченными пунктами. Другие я ведь не отметил, где он с очевидностью хохмит.
FanTRieN
Цитата(Саша Тэмлейн @ 1.5.2015, 21:31) *
по крайне мере половина спорна, ещё треть - лютая чушь:)


А мне показалось, что советы вполне даже актуальны. Хорошая статья.

Цитата(felidae @ 2.5.2015, 13:24) *
Интересно, почему нельзя писать во время еды


Лично у меня ничего хорошего не получается, если я одновременно ем и пишу.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(Сочинитель @ 2.5.2015, 15:54) *
Но в случае с "граматикой" всё же вопрос остался

Ну что вы, явно же прикол. wink.gif Это ведь, к тому же, перевод, в котором постарались сохранить всю соль оригинала.
Max T
Вспомнилось почему то:

"Раз поймали человека,
он читал Умберто Эко,
и была у индивида
на трусах Звезда Давида" (с) не помню откуда.

smile.gif

На иврите красная строка разве есть?
Дина
Цитата(Max T @ 15.5.2015, 16:23) *
На иврите красная строка разве есть?


Разве он на иврите пишет? ))
Alex_77
Иногда действительно правописание выводит из себя. Так и хочется что кто это придумал в голову гвоздь забить.
Александра G.L.
Если могу предложить продолжение темы:

как сделать выпуклого персонажа, оценить стиль по многомерной шкале характеристик и выбрать подходящую к сюжету форму изложения, что усиливает воздействие текста на читателя и др. - тут http://www.betareader.info/category/masterskaya/
буду рада любому обсуждению
Рыжая
Цитата(Александра G.L. @ 13.9.2016, 0:01) *
Если могу предложить продолжение темы:

как сделать выпуклого персонажа, оценить стиль по многомерной шкале характеристик и выбрать подходящую к сюжету форму изложения, что усиливает воздействие текста на читателя и др. - тут http://www.betareader.info/category/masterskaya/
буду рада любому обсуждению


*** Глянула на Ваш сайт и сразу возник избитый, но закономерный вопрос)
Скажите, сколько книг написали и опубликовали Вы, что беретесь учить других - как нужно писать?
Ia-Ia
выходит Рыжая вся в коже
Monk
Цитата(Рыжая @ 13.9.2016, 18:29) *
Скажите, сколько книг написали и опубликовали Вы, что беретесь учить других - как нужно писать?

Рыжая, это была такая неловкая попытка пропиариться... laugh.gif
Граф
Не мог не утащить у нашего друга Е.Щ.
Мысленно поаплодировал.
"Итак, на основании наблюдений за последний год, вывод о востребованности жанров фантастики:
1. Женские любовные фэнтези-романы. Обязательно нагибательство, героиня-стерва, магия, и лучше с обучением в академии магии. Вне конкуренции! И вообще - женщины заткнули нас за пояс, и впору писать под женским ником. )))))
2. Порнороманы. Тоже женские. И с фэнтези.
3. Космооперы - тоже женские. И тоже прекрасный космодесантник на белом ко...хмм...звездолете. Принцесса, злые инопланетяне, секс, нефритовый жезл (секс-робот) и все такое прочее.
4. Мы, брутальные писаки, нагибающие врага мечом и магией. Сидим, и тихо тоскуем, глядя на то, как космодесантники победным маршем идут по литературе, таща на руках кучи полураздетых ляжкастых принцесс.
В самом низу, в грязи повизгивают МТА с Настоящими Романами, С Книгами На Все Времена, с зомбЯми, вОмперами, апокалИпсями и тупо-научной фантастикой. Кусают нас за пятки, воют, визжат, и время от времени из грязи выскакивают монстры типа чудовища обло, озорно и лаяй по имени Цыпа, и иже с ней - чтобы подпрыгнув нагадить на голову всем, кто поднялся выше их.
В общем - живем, как можем по закону курятника. "Клюнь ближнего, обосри нижнего, и взлети на верхний насест!" Литературный мир, однако! smile.gif"
Monk
Цитата(Граф @ 13.9.2016, 22:11) *
Не мог не утащить у нашего друга Е.Щ.
Мысленно поаплодировал.

Чему вы аплодируете? Моральному убожеству этого персонажа? Граф, я был о вас лучшего мнения. sleep.gif
Граф
Цитата(Monk @ 13.9.2016, 21:17) *
Чему вы аплодируете?

Здоровому юмору, умению посмеяться, в том числе и над собой.
Max T
Цитата(Monk @ 13.9.2016, 21:17) *
Чему вы аплодируете? Моральному убожеству этого персонажа? Граф, я был о вас лучшего мнения. sleep.gif

А что не так?
На самлибе перечень "свежеизденного" - как под копирку: академия магии + стерва + звездострадающий принц. О.Ди.На.Ко.Во.
Monk
Цитата(Граф @ 13.9.2016, 22:27) *
Здоровому юмору, умению посмеяться, в том числе и над собой.

Ничего этого я в его отрывке не нашел... Может, между строк застряло? Не, вряд ли... Видимо, Граф увидел то, что хотел увидеть.
Рыжая
Цитата(Monk @ 13.9.2016, 19:44) *
Рыжая, это была такая неловкая попытка пропиариться... laugh.gif


*** А там есть, чего пиарить?
Глянула стихи авторши объявления...
Простите, может я пристрастна, но они оч посредственные.
Зато какими-то мифическими своими лит титулами, дама сыплет оч щедро)
Рыжая
Цитата(Ia-Ia @ 13.9.2016, 19:05) *
выходит Рыжая вся в коже


*** (оппа, вот это заявки, приехала, называется, с работы)
Блин, Иа колитесь сами, где камера? Сил нет - всю квартиру обыскивать)
Если признаетесь, куда вы ее прииша... пардон, присобачили, то чес слово, пытать не стану.
Пришибу Вас быстро и гуманно)
Ia-Ia
Цитата(Рыжая @ 15.9.2016, 17:31) *
***
Пришибу Вас быстро и гуманно)

меня оставите без кожи? Или как Юдифь?



Касторка
Ia-Ia
Шикарно!
karpa
Особенно порадовала фраза:
Цитата
"- Не давай спуску архаизмам, классицистической элоквенции и прочим малоупотребительным лексемам, равно как и ризоматическим deep structures, которые симультантно демонстрируют грамматологическую вычурность и провоцируют деконструктивистское размывание высказывания, а кроме того, что еще хуже, подобный дискурс может не пройти верификации у лица, осуществляющего эдиционную практику, так как превосходит когнитивные возможности его рецепции."

-- Клиника. Шизофрения. Прогрессирующая шизофрения. Лекарство в холодильнике у главврача.
"Вот он змей в окне маячит,
За спиной штепсель прячет..." cool.gif
arch
karpa, мне эта цитата напомнила институтские учебники по социологии... недоброй памяти.
Сорок четвёртый
Не знаю, как там Умберто Эко, но я, как тот Шариков. Не согласный я. С обоими. И с Умберто, и с Эко. Не думаю, что хорошо писать можно научиться. Есть хоть один пример такого научившегося? Который сначала даже рассказика коротенького написать не мог, а потом, почитавши такой учебник, наваял шедевр? Ведь, по логике, автор должен начать писать куда лучше, чем ДО прочтения учебника? Лично я таких историй не слышал. Иначе все начинающие авторы ломанулись бы читать этот супер-учебник, и полки магазинов были бы забиты шедеврами и супер-бестселлерами. Но это я не слышал. Может, кто из присутствующих знает такие случаи?
NatashaKasher
Цитата(karpa @ 21.9.2016, 14:33) *
Особенно порадовала фраза:

-- Клиника. Шизофрения. Прогрессирующая шизофрения. Лекарство в холодильнике у главврача.
"Вот он змей в окне маячит,
За спиной штепсель прячет..." cool.gif

Карпа, это юмор.
ПослеИгр
Цитата(felidae @ 2.5.2015, 11:24) *
Интересно, почему нельзя писать во время еды

Хоть стоя или сидя. Это разные процессы...
Dionis
Важно понимать, что сформулированные Умберто Эко правила - это не абсолютная истина, а субъективные принципы, которые он выработал для себя лично. Они могут годиться только для него, но другие авторы могут писать совсем по-другому.
Roslyakov
Цитата(Дина @ 1.5.2015, 20:17) *
- Избегай аллитераций, даже если они соблазняют близоруких болванов.
- Нельзя сказать, чтобы сослагательное наклонение было бы совсем запрещено: наоборот, его представляется необходимым использовать, когда следует. Избегай устойчивых выражений: это осетрина второй свежести.
- Не пиши во время еды.
- Не употребляй коммерческие сокращения & аббревиатуры и проч.
- Запомни (хорошенько), что скобки (даже если они кажутся необходимыми) прерывают нить повествования.
- Постарайся не заработать несварения … От злоупотребления многоточиями.
- Как можно реже пользуйся кавычками: не пиши «конец».
- Никогда не обобщай.
- Иностранные слова - это на самом деле моветон.
- Будь скуп на цитаты. Недаром же Эмерсон говорил: «ненавижу цитаты. Говори лишь то, что сам знаешь».
- Сравнения - те же общие фразы.
- Не будь избыточен; не повторяй дважды одно и то же; повторять - это расточительство (под избыточностью понимаются бесполезные объяснения того, что читатель уже и так понял).
- Вульгарные слова используют одни говнюки.
- Всегда будь более-менее определен.
- Литота* - самое выдающееся из выразительных средств.
- Не пиши фраз, состоящих из одного слова. Нехорошо.
- Следи, чтобы метафоры не оказались слишком рискованными: они как пух на змеиных чешуйках.
- Расставляй, запятые, где следует.
- Различай функции точки с запятой и двоеточия: порой это не просто.
- Если не можешь подобрать нужного выражения на литературном языке - это еще не повод прибегать к просторечью: хрен редьки не слаще.
- Не пользуйся непродуманными метафорами, даже если они кажутся тебе сильными: они подобны лебедю, сошедшему с рельсов.
- Так ли нужны риторические вопросы?
- Будь лаконичен, старайся уместить свои мысли в как можно меньшем количестве слов, избегая при этом длинных фраз - или членения их на обособленные обороты, которые неизбежно отвлекут невнимательного читателя, - чтобы твой рассказ не участвовал в том умножении информационного шума, который, безусловно (в частности, когда он набит бесполезными или, во всяком случае, необязательными уточнениями), представляет собой одну из трагедий нашего времени, находящегося под властью массмедиа.
- Не злоупотребляй ударениями, читатель сам поймет, что ты хочешь сказать.
- Прежде чем написать или вычеркнуть «это», убедись, что это не создает двусмысленности.
- Не будь напыщенным! Экономь восклицательные знаки!
- Не пытайся отъюзать иноязычные слова по правилам своего языка.
- Пиши правильно иностранные имена, такие как Дюшамп, Джорджио Армани и тому подобные.
- Прямо, без парафраз, указывай авторов и персонажей, о которых говоришь. Именно так поступал великий тосканский поэт XIV века, создатель «божественной комедии».
- В начале произведения поставь capitatio benevoletiae, благодарственный колофон (вы вообще врубаетесь, о чем я?).
- Тщательно следи за граматикой.
- Бессмысленно напоминать, как утомительны умолчания.
- Не начинай слишком часто с красной строки.
По крайней мере когда это не нужно.
- Не пиши «мы», когда говоришь от своего лица. По нашему мнению, эта ужимка просто нелепа.
- Не смешивай причину со следствием: это неправильно и ты таким образом ошибешься.
- Не строй фразы, в которых вывод логически не вытекает из предпосылок: если бы все так поступали, предпосылки следовали бы выводам.
- Не давай спуску архаизмам, классицистической элоквенции и прочим малоупотребительным лексемам, равно как и ризоматическим deep structures, которые симультантно демонстрируют грамматологическую вычурность и провоцируют деконструктивистское размывание высказывания, а кроме того, что еще хуже, подобный дискурс может не пройти верификации у лица, осуществляющего эдиционную практику, так как превосходит когнитивные возможности его рецепции.
- Не нужно быть многословным, но не нужно также говорить меньше того, что
- Законченная фраза - это

Умберто Эко
Может в его время так и было, но - в детективе нужны вульгарные слова, в книге про программистов - иностранные, хуже то программистские словечки и профессиональный жаргон. Абревиатуры тоже случаются и не один раз, а по другому нельзя.
Иафет
Roslyakov
Правила от Говарда Эванса (редактора Санди Таймс):
Цитата
1. Не употребляйте частицу "не" перед словами, начинающимися с "не", если это не необходимо.
2. Следите за согласованием определений и определяемого существительных.
3. Употребляя деепричастный оборот, деепричастие должно относиться к тому же лицу или предмету, к которому относится определяемый им глагол.
4. Не ставьте лишних, запятых.
5. Сказуемые должно согласовываться с подлежащими.
6. Об этих скомканных фразах.
7. Старайтесь не по мере возможности отделять частицу "не" от того глагола, к которому она относится.
8. Некогда ни путайте частицы "не" и "ни".
9. Закончив писать, внимательно прочитайте написанное, чтобы проверить, не ли вы какое-нибудь слово.
Roslyakov
Цитата(Дина @ 1.5.2015, 20:43) *
Например?
Мы, царь всея Руси... Иногда какой нибудь начальник говоря от лица своего цеха, говорит: Мы..
Roslyakov
9. Закончив писать, внимательно прочитайте написанное, чтобы проверить, не ли вы какое-нибудь слово. - Пусть начнет с себя.
Иафет
Roslyakov

То есть остальные пункты у вас замечаний не вызвали?
Василь
а мне нравится, и не скучно и дельно.
читаю второй раз в жизни и понял к чему внимание также можно привлечь.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.