Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Ультракомпозиция
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
vsevolod
Всем привет, коллеги!
Любопытно знать ваше профессиональное мнение по нижеследующей теме.
Я, когда пишу рассказы (не повести и не романы!), довольно часто использую прием, который называю "ультракомпозиция" и до которого додумался самостоятельно. Суть в следующем: стараюсь сделать так, чтобы первая фраза-две-абзац + несколько фраз по ходу рассказа + завершающие фраза-две, будучи выдернуты из текста и составленые вместе, складывались в смыслово законченный мини-рассказ объемом в абзац-другой. Я считаю, что это структурирует текст и подсознательно влияет на читателя - своего рода прием нейролингвистического программирования.
Вопросы:
1. Какой вам видится эффективность этого метода?
2. Кто-либо использовал его?
3. Кто-либо слышал о чем-то подобном?
4. Каково будет применить это в романе - так, чтобы
"выдернутые" фразы составили цельный небольшой
рассказ?
Буду рад, если развернется плодотворная дискуссия!
Сампо
Чтобы цельный рассказ получался? - не слышал чтобы так делали.
если цель зашифровать скрытый смысл, то многие авторы и литературоведы играют в такую литературную игру. Такое направление, как герменевтика, во всех литературных текстах ищет скрытый смысл.
а смысл "фразы составили цельный небольшой рассказ"?
на читательское восприятие оказывает влияние все: от слов, поступков, языка, стиля и без ребуса.
Шук ник-Шин
Прочитал ваш топик несколько часов назад, но до сих пор не пойму, о чем вы спрашиваете. На ум приходит детская считалка: - «У попа была собака…» Только из этого произведения можно вырвать из контекста начало с окончанием и они соединятся, потому, что это одно и то же!

П.С. Нейролингвистическое программирование работает только на дураков!
vsevolod
Цитата(Шук ник-Шин @ 6.5.2015, 21:41) *
Прочитал ваш топик несколько часов назад, но до сих пор не пойму, о чем вы спрашиваете. На ум приходит детская считалка: - «У попа была собака…» Только из этого произведения можно вырвать из контекста начало с окончанием и они соединятся, потому, что это одно и то же!

Видимо, плохо объяснил))) Ладно, поясню на примере.

Край лета, он почти как край Земли. Берег и небо, больше ничего. И там, наверно, тоже клены и рябины, на том краю. Наверно, отчего бы нет. И всегда сентябрь. На краю Земли всегда светло, всегда сентябрь. Клены. Шелест листьев...
Вот если б только можно было так! - попасть меж временем и вечностью, где свет, живые тени кленов, их негромкий шум - да и застрять там. Пусть не будет никого, даже следов ничиьх. И счастья не надо, и любви никакой: пусть все это для тех, кто заслужил. Вдруг счастья не хватит на всех - так вот, пусть все им, полной мерой. А с тебя хватит одиночества и тишины. Не надо вечности! Только бы знать, что твое время не кончится, и никогда не помутнеет над тобою небо, и листья пусть всегда шумят над твоей головой.

Первая фраза - начало рассказа, вторая - конец. Между ними примерно 30 000 знаков текста.
vsevolod
Цитата(vsevolod @ 6.5.2015, 21:54) *
Видимо, плохо объяснил))) Ладно, поясню на примере.

Край лета, он почти как край Земли. Берег и небо, больше ничего. И там, наверно, тоже клены и рябины, на том краю. Наверно, отчего бы нет. И всегда сентябрь. На краю Земли всегда светло, всегда сентябрь. Клены. Шелест листьев...
Вот если б только можно было так! - попасть меж временем и вечностью, где свет, живые тени кленов, их негромкий шум - да и застрять там. Пусть не будет никого, даже следов ничиьх. И счастья не надо, и любви никакой: пусть все это для тех, кто заслужил. Вдруг счастья не хватит на всех - так вот, пусть все им, полной мерой. А с тебя хватит одиночества и тишины. Не надо вечности! Только бы знать, что твое время не кончится, и никогда не помутнеет над тобою небо, и листья пусть всегда шумят над твоей головой.

Первый абзац - начало рассказа, второй - конец. Между ними примерно 30 000 знаков текста.

vsevolod
Попытался исправить "фразу" на "абзац" - почему-то сделалось второе сообщение. Ладно, думаю, суть понятна.
Шук ник-Шин
"Интересная техника, только мне от неё - одни проблемы!" (с) Это цитата из м\ф, так сказал один недоумок, когда получил по ушам от известного мастера Кун-фу.
Ну а вам как автору есть смысл её развивать, может, сенсеем станете.
vsplesk
Эффективность метода проверяется убедительно сильным примером.
Max Krok
Что-то подобное использовал Михаил Елизаров в Библиотекаре.. Он берет и пересказывает кратко кусок сюжета, а потом его развивает... Хороший прием, только не увлекайтесь его "отливанием в бронзе".. меняйте что-то в самом этом подходе и это станет вашим индивидуальным авторским стилем... возможно...
Да.. еще вспомнилось..
"Часть первая. Путешествие в Лилипутию
Глава первая
Автор сообщает кое-какие сведения о себе и о своем семействе. Первые побуждения к путешествиям. Он терпит кораблекрушение, спасается вплавь и благополучно достигает берега страны лилипутов. Его берут в плен и увозят вглубь страны."
Комиссар
В этом что-то есть. Но подходит, по-моему, только к философским и лирическим текстам.
Не представляю, как применить это к тексту, который начинается с драки и ею же заканчивается.
Алекс Унгерн
По-моему, ваши абзацы можно состыковать с доброй половиной любых произведений, потому что они слишком отвлеченные.
А вообще кольцевая композиция известный прием, нового в нем нет.
"Вы должны про меня подумать: Смотри-ка, начал с корабликов, закончил корабликами. Какая крепкая композиция, молодец".
Е.Гришковец "Дредноуты"
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.