Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Хронология событий в произведении
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Afon
Как-то не задумывался об этом проблеме. В большинстве произведений всё происходит последовательно и одно за другим.
Но у меня возникла коллизия когда ГГ улетает на пару недель на Землю, там его запирают в тюрьму, но быстро отпускают в обмен на сотрудничество, он возвращается на родную планету, а там вместо деревни поселенцев уже чуть ли не мегаполис. В связи с этим пришлось срочно увеличивать срок и вообще составлять временную карту произведения с целью предотвращения подобных несостыковок.
Ну и вообще я как-то периодически упоминаю сколько времени прошло - неделя там, месяц.
То есть понятно что периодически приходится делать "монтаж", но в целом получилось, что повествование у меня заняло 5 лет.

Надо это вообще или я зря заморачиваюсь?
silverrat
Цитата
В большинстве произведений всё происходит последовательно и одно за другим.

Только в коротких. Обычно как раз повествование идет с флэшбэками. То есть идет-идет, бах, начинаются воспоминания героя о детстве, юности, о том, как он дал кому-то в морду в 10-м классе. Кроме того, у вас явный синдром близнецов. И все еще зависит - сколько времени лететь от Земли до этой вашей планеты. До ближайшей звездной системы лететь около 4 световых лет - Альфа и Проксима Центавра. Если судить по фильму "Москва-Кассиопея", то персонажи туда должны были лететь около 30 лет. А на Земле за это время должно было почти сотни лет.
У меня всегда проблема с этим, когда я утыкаюсь в реальные расстояния. Или надо на них наплевать и перемещать мгновенно. Как в Футураме. Или надо реально рассчитывать на то, сколько понадобится на полет туда-обратно. Кстати в Альфа и Проксима Центавра нет экзопланет, пригодных для жизни. Это двойные звезды. Рядом с ними не может возникнуть жизнь.
Дон Алькон
Ответ на ваш вопрос - и да и нет dry.gif

Сужу как читатель, сам пока рассказами балуюсь и повестушками, а там всё вокруг одного события группируется - в пределах небольшого отрезка времени.

Если пять лет - то это большой срок. Для романа самое нормально кол-во для показа - можно показать и целую жизнь, но это сложнее.

Но даже если пять лет, то последовательно профи, вроде Стругачей, так не делают. Они дают несколько частей - в каждой своё плавное движение времени, потом повествование обрывается, идет пропуск - к примеру, год-два, потом следующая часть с тем же героем, но изменившимся внутренне.

Пример, если читали - "Град обреченный", герой Андрей показан в течении нескольких лет, но в каждой части его характер меняется скачками - от одного периода к другому. Показано взросление, потеря юношеского идеализма и т.д., рывками.

Собственно, Стругачи просто пример - сам принцип пришёл из театра, это не открытие Америки - был описан ещё Аристотелем в поэтике ”Единство места и времени” - просто слегка адаптированный к жанру романа.

Т.е. если вы возьмете на вооружение такой принцип - в каждой части романа(отдельной книге сериала) своё время и место действия, то особенно заворачиваться и не нужно.

А вот если это происходит последовательно - тут всё сложней, нужно заморачиваться - чтобы читатель понимал, что и гед происходит и когда - иначе большой шанс потерять нить при чтении. Кто, где и когда действуют - это читатель должен всегда чётко понимать.
Дон Алькон
Цитата(silverrat @ 18.6.2015, 11:19) *
Только в коротких. Обычно как раз повествование идет с флэшбэками. То есть идет-идет, бах, начинаются воспоминания героя о детстве, юности, о том, как он дал кому-то в морду в 10-м классе.


а ретроспективы-флешбеки могут иметь место, но это штука опасная - если часто - читатель может потерятся, да и выбивают из процесса чтения эти прыжки, если часто
Afon
Цитата(silverrat @ 18.6.2015, 11:19) *
Только в коротких. Обычно как раз повествование идет с флэшбэками. То есть идет-идет, бах, начинаются воспоминания героя о детстве, юности, о том, как он дал кому-то в морду в 10-м классе. Кроме того, у вас явный синдром близнецов. И все еще зависит - сколько времени лететь от Земли до этой вашей планеты. До ближайшей звездной системы лететь около 4 световых лет - Альфа и Проксима Центавра. Если судить по фильму "Москва-Кассиопея", то персонажи туда должны были лететь около 30 лет. А на Земле за это время должно было почти сотни лет.
У меня всегда проблема с этим, когда я утыкаюсь в реальные расстояния. Или надо на них наплевать и перемещать мгновенно. Как в Футураме. Или надо реально рассчитывать на то, сколько понадобится на полет туда-обратно. Кстати в Альфа и Проксима Центавра нет экзопланет, пригодных для жизни. Это двойные звезды. Рядом с ними не может возникнуть жизнь.

Не флешбеки и коротенькие предыстроии это понятно. Они на общий ход событий не влияют.
Временные парадоксы при перелётах я неосилил, поэтому всё происходит в одной временном континууме и перемещаются все быстро. Ну типа как на автобусе до соседнего города.
Я имел в виду не это. А вообще насколько тщательно нужно следить за временем?

По поводу любимой всеми Центавра, то там у беты есть что-то. У меня это просто система Центавра без уточнения звезды, в последствии независимая Республика Центавра, привет Вавилону.

Afon
Цитата(Дон Алькон @ 18.6.2015, 11:34) *
Сужу как читатель, сам пока рассказами балуюсь и повестушками, а там всё вокруг одного события группируется - в пределах небольшого отрезка времени.

Если пять лет - то это большой срок. Для романа самое нормально кол-во для показа - можно показать и целую жизнь, но это сложнее.

Но даже если пять лет, то последовательно профи, вроде Стругачей, так не делают. Они дают несколько частей - в каждой своё плавное движение времени, потом повествование обрывается, идет пропуск - к примеру, год-два, потом следующая часть с тем же героем, но изменившимся внутренне.

Т.е. если вы возьмете на вооружение такой принцип - в каждой части романа(отдельной книге сериала) своё время и место действия, то особенно заворачиваться и не нужно.

А вот если это происходит последовательно - тут всё сложней, нужно заморачиваться - чтобы читатель понимал, что и гед происходит и когда - иначе большой шанс потерять нить при чтении. Кто, где и когда действуют - это читатель должен всегда чётко понимать.

Ага, ну у меня примерно так же. Понятно, что когда происходит движуха, то она непрерывная. Потом идёт перегрупировка, смены декораций, и по-новому.

Просто есть эпизоды когда ГГ, например, застрял на одном месте на год. Понятно что этот период описан парой-тройкой характерных событий и общим описанием чо он там всё это время делал. Но с другими персонажами же тоже что-то происходило и соответственно приходится следить, чтобы всё было пропорционально по времени.

У меня один из ярких примеров - это Принцы Эмбера Желязны, когда Корвин сидел в тюрьме глаза отращивал.
Дон Алькон
Цитата(Afon @ 18.6.2015, 11:59) *
Просто есть эпизоды когда ГГ, например, застрял на одном месте на год. Понятно что этот период описан парой-тройкой характерных событий и общим описанием чо он там всё это время делал. Но с другими персонажами же тоже что-то происходило и соответственно приходится следить, чтобы всё было пропорционально по времени.


можно вырезать эти эпизоды вообще - тогда и следить за тамими мелочами не нужно. Как в режиссуре, там пленку не тратим, где движухи нет. Год герой где-то болтался, и ничего ен происходило. И ладно


silverrat
Цитата(Afon @ 18.6.2015, 11:53) *
Я имел в виду не это. А вообще насколько тщательно нужно следить за временем?

Желательно следить. Чтобы не было так, что читатель думает, что прошло несколько дней, а у ГГ вдруг бах и уже взрослая дочь.
Алексей2014
Цитата(Дон Алькон @ 18.6.2015, 12:15) *
можно вырезать эти эпизоды вообще - тогда и следить за тамими мелочами не нужно. Как в режиссуре, там пленку не тратим, где движухи нет. Год герой где-то болтался, и ничего ен происходило. И ладно

"Милый, я хочу как в фильме. Сделай монтаж!" (с) - "Человек с бульвара Капуцинов".
Волков Олег
Цитата(Afon @ 18.6.2015, 10:55) *
Как-то не задумывался об этом проблеме. В большинстве произведений всё происходит последовательно и одно за другим.
Но у меня возникла коллизия когда ГГ улетает на пару недель на Землю, там его запирают в тюрьму, но быстро отпускают в обмен на сотрудничество, он возвращается на родную планету, а там вместо деревни поселенцев уже чуть ли не мегаполис. В связи с этим пришлось срочно увеличивать срок и вообще составлять временную карту произведения с целью предотвращения подобных несостыковок.
Ну и вообще я как-то периодически упоминаю сколько времени прошло - неделя там, месяц.
То есть понятно что периодически приходится делать "монтаж", но в целом получилось, что повествование у меня заняло 5 лет.

Надо это вообще или я зря заморачиваюсь?


Я лично заморачиваюсь в обязательно порядке и на то множество причин. Назову пару самых главных.
1. Я пишу сразу сериями и трилогиями. Все свои произведения укладываю в три литературных мира. Соответственно очень важно знать, когда произошло то или иное событие, чтобы его можно было указать в других книгах или намекнуть.
В отдельном файле веду хронологию событий в целом.
2. Конкретные даты и дни недели добавляют повествованию реальность, логичность и правдоподобие.
Я пользуюсь пошаговым планом. Каждый эпизод обязательно имеет у меня конкретную дату, день недели и приблизительное время (утро, день, вечер). Разбивка на даты не занимает много времени, зато гораздо легче в повествовании указывать «прошло три дня», «через месяц», «через день» и так далее.
Для большего понта в фантастических во внеземных мирах моделирую свои собственные календари с другим количеством часов в сутках и суток в году. Приходиться тратить немного больше времени, зато произведение получает скрытую более прочную структуру.
Пусть далеко не каждый читатель будет скрупулезно искать в моих произведениях нестыковки с календарем, однако подсознание работает у всех. А ведь оно, зараза, отмечает гораздо, гораздо, гораздо больше, чем сознание.
Именно работой подсознания можно объяснить, почему из двух относительно одинаковых книг читателю одна нравится больше, а другая меньше, а то и вообще не нравится. Хотя редкий читатель может уверенно сказать, почему понравилось, а почему нет.

С уважением.
Дон Алькон
Цитата
Я лично заморачиваюсь в обязательно порядке и на то множество причин. Назову пару самых главных.


Чем всем стоит заморочиться - так это стилистикой.

Основной инструмент - язык. А сюжеты, планы, времена - это все не нужно, если язык не затягивает
Рыжая
Цитата(Дон Алькон @ 18.6.2015, 17:42) *
Чем всем стоит заморочиться - так это стилистикой.

Основной инструмент - язык. А сюжеты, планы, времена - это все не нужно, если язык не затягивает


*** Язык - не важен, если сюжет не затягивает)
Afon
Цитата(Волков Олег @ 18.6.2015, 16:04) *
Я лично заморачиваюсь в обязательно порядке и на то множество причин. Назову пару самых главных.


Ну вот судя по тому, что я дошёл до отдельного файлика с календарём, временной линией, всё правильно сделал.

По поводу "утро-день-вечер прошло три дня" этого у меня полно, поэтому собственно и земорочился, а то расползаться стало, в голове сложно удерживать.

Спасибо.
Дон Алькон
Цитата(Рыжая @ 18.6.2015, 17:10) *
*** Язык - не важен, если сюжет не затягивает)


Не скажите - книги, которые особенно хороши - в них есть и сюжет и язык на уровне.
Рыжая
Цитата(Дон Алькон @ 19.6.2015, 11:50) *
Не скажите - книги, которые особенно хороши - в них есть и сюжет и язык на уровне.


*** Плохой язык можно отредактировать.
Плохой сюжет не спасти ни чем и ни как((((
Саша Тэмлейн
плохой язык можно отредактировать разве что до уровня "так-сяк сойдёт".
и это ТАК-СЯК сойдёт очень хорошо бросается в глаза, в и приличные ТОПовые авторы таким бумагомаракам не выдвинуться никогда))))
а так на свои 3000-4000 они наскребут, да)))
Али-Баба
1
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.