Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Формула литературы
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Робин-Гут
Формула литературы...

Движение и сила = текст.

Движение субъекта (точней - движения) и сила (точнее - силы, помогающие или препятствующие движению) - это кирпичики, из которых создаётся произведение.

Например: Мужик (субъект) двигается из деревни А в деревню Б через лес. В лесу его съедают волки (сила). Мужик не дошел, потому что сила оказалась сильнее субъекта-объекта.
Если бы мужик дошёл, то значит сила была слабее и позволила совершить движение к цели, деревне Б.
В "Трёх мушкетерах" Д"артаньян едет за подвесками и привозит их от герцога к королеве... Субъект совершает движение, взаимодействуя на пути с различными силами и выполняет миссию.

Таким образом - перед написанием текста, достаточно нарисовать на бумаге Пункт А и Пункт Б и линию - движение Субъекта через препятствия к цели.
Можно нарисовать лабиринт с препятствиями и движение субъекта или субъектов по нему - это скелет произведения. В скелете уже должны быть мотивы для движения.
Потом скелет обрастает мышцами и прикрывается кожей - здесь уже нужно мастерство описания, образность, создание интриги и прочих вещей, которые дают интерес читателю.
Но суть везде одна - Движение и Сила.

То есть, если взять сценарий новогоднего фильма "Служебный роман", то это фильм о том, как два субъекта - Новосельцев и его начальница совершили движение к совместному проживанию. И этот сценарий состоит из тысяч кирпичиков Движение-Сила.

Разумеется, топикстартера можно поставить в тупик вопросом:
Вопрос: Сцена из "Служебного романа" с Лией Ахеджаковой, секретаршей, когда она говорит по телефону с мужем. Муж её сетует, что у них нет ребенка, а секретарша отвечает: "Но я сейчас не могу. Я сейчас на работе".
Фраза: "Но я сейчас не могу. Я сейчас на работе" - это кирпичик, один из многих. Где здесь субъект-объект движения? где здесь сила?
Фраза с юмором, и возможно, объект здесь - читательский мозг, на который действуют многие силы, начиная от заложенной в юморе антилогики и может даже до контекста эпохи, применительно к фильму "Служебный роман". Тем не менее, этот и подобные вопросы запросто могут поставить меня в тупик.)
Хотя и эту фразу, коли будет такая потребность, дабы осмыслить юмор, можно разобрать на кирпичики до самой-самой сути.)

С одной стороны, я не сказал ничего нового. Но с другой стороны, я хотел донести, что любое действие, хоть в тексте, хоть в жизни - это простое движение сквозь препятствующие или помогающие силы.
Даже если человек лежит на диване и думает, что ничего не делает, здесь присутствует движение времени, которое несёт его из времени А во время Б.)

Наверное, тема большая и в ней много нюансов, но, суть текста, как и суть жизни такова: - Движение из пункта А в пункт Б через лабиринт с препятствиями.

PS Лабиринт произведения - это просто игра в Демиурга. Ты рисуешь лабиринт, рисуешь пяток персонажей с неукротимо-самобытными характерами и смотришь - как и куда они двигаются при изменении мотивов, целей, препятствий, обстоятельств.)

PS-2 Но на самом деле всё обстоит немного не так. На самом деле... Есть только взаимодействие сил - двух или многих. И эти силы то аморфны, то рельефны, то могут изменяться... Одна, например красная, сила куда-то течёт, другая, например белая, сила на её пути делает (из себя) плотину. Силы - это люди, обстоятельства. Силы - это течения во вселенной. Есть только взаимодействие сил... всё можно представить, как взаимодействие сил, но, так как я не могу это толком выразить, то выразил формулу через вышеприведенный топик.smile.gif
Сампо
Здорово, что вы думаете и пытаетесь понять сущность явления rolleyes.gif
но в общем-то об этом уже давно думали и докопались:
конфликт - движущая сила художественного произведения
Сочинитель
Сампо, а зачем вы копируете весь предыдущий пост? Я уже неоднократно замечал это за вами и в других темах.
Робин-Гут
Цитата(Сампо @ 20.3.2016, 13:34) *
Здорово, что вы думаете и пытаетесь понять сущность явления rolleyes.gif
но вообщем-то об этом уже давно думали и докопались:
конфликт - движущая сила художественного произведения

Наверное, каждый копает в этом направлении, чтобы что-то понять для себя. rolleyes.gif
Сампо
Цитата(Сочинитель @ 20.3.2016, 12:53) *
Сампо, а зачем вы копируете весь предыдущий пост? Я уже неоднократно замечал это за вами и в других темах.

так при ответе само получается
А, а смысле зачем весь? ок буду сокращать
Anger Builder
Примерно тоже и Митта рассказывал в "Кино между адом и раем". Правда, в книге всё чётче, без Новосельцевых biggrin.gif
Ia-Ia
Цитата(Сампо @ 20.3.2016, 12:34) *
конфликт - движущая сила художественного произведения


ну и какой конфликт у Джойса в «Улиссе»?
Сампо
Цитата(Ia-Ia @ 20.3.2016, 21:59) *
ну и какой конфликт у Джойса в «Улиссе»?

к сожалению, так и не прочитал(
но, насколько я знаю, этот роман стоит особняком в мировой литературе
Ia-Ia
Цитата(Сампо @ 20.3.2016, 23:06) *
к сожалению, так и не прочитал(
но, насколько я знаю, этот роман стоит особняком в мировой литературе

эм... Ну возьмем тогда Гоголя «Шинель»...


ну вобщем, я просто хотел отметить, что главный конфликт - это конфликт не внешний, а внутренний, внутри человека.

В принципе это и есть отличительное свойство великой русской литературы, почему она и стала великой.
Алекс Унгерн
Цитата(Ia-Ia @ 20.3.2016, 21:59) *
ну и какой конфликт у Джойса в «Улиссе»?

Измена. Вообще, есть созерцательные произведения. Какой конфликт у Фаулза в "Даниэле Мартине"?
Ну типа Я
Цитата(Ia-Ia @ 20.3.2016, 23:38) *
эм... Ну возьмем тогда Гоголя «Шинель»...

Неудачный пример. Гоголь написал пародию на человека, ставшего пережитком прошлого в своем обществе. Это чисто юмористическое произведение. Так оно и воспринималось современниками. Все остальное ему приписали в советское время.
Ia-Ia
Цитата(Ну типа Я @ 20.3.2016, 23:48) *
Неудачный пример. Гоголь написал пародию на человека, ставшего пережитком прошлого в своем обществе. Это чисто юмористическое произведение. Так оно и воспринималось современниками. Все остальное ему приписали в советское время.

у вас какое-то странные взгляды на историю литературы.
(/подумал/
не, вашим просвещением я заниматься не буду.
Ну типа Я
Цитата(Ia-Ia @ 21.3.2016, 0:16) *
у вас какое-то странные взгляды на историю литературы.

У меня их нет.

Цитата(Ia-Ia @ 21.3.2016, 0:16) *
не, вашим просвещением я заниматься не буду.

Ну и не надо.
Сампо
Цитата(Ia-Ia @ 20.3.2016, 23:38) *
эм... Ну возьмем тогда Гоголя «Шинель»...


ну вобщем, я просто хотел отметить, что главный конфликт - это конфликт не внешний, а внутренний, внутри человека.

В принципе это и есть отличительное свойство великой русской литературы, почему она и стала великой.

сейчас внутренний конфликт является чуть ли не обязательным требованием у хороших писателей, хоть в жанровой, хоть в не-жанровой литературе
братья Ceniza
Цитата(Ia-Ia @ 20.3.2016, 21:59) *
ну и какой конфликт у Джойса в «Улиссе»?

с читателем)))))))))))))))))) всегда хотелось его самомого заставить себя читать.
Агния
Цитата(братья Ceniza @ 21.3.2016, 8:10) *
с читателем)))))))))))))))))) всегда хотелось его самомого заставить себя читать.

Помнится, я одолела спокойно) Перевод был шикарный. Тоже ведь - фактор - иногда определяющий жизнь произведения в массах.

Но конфликт-то там однозначно у героя с самим собой.
Соглашусь с Иа - без внутреннего конфликта не было бы великой литературы.
братья Ceniza
Цитата(Агния @ 21.3.2016, 10:47) *
Помнится, я одолела спокойно) Перевод был шикарный. Тоже ведь - фактор - иногда определяющий жизнь произведения в массах.

Слово "одолеть" настораживает))))))))))))))) Хочется, конечно, чтобы книга читалась сама. "Улисс" показался мне замечательным тем, что я его могла читать с любого места, при чем порядок эпизодов для меня лично значения не имел. А вот хороший знакомый, которому я как-то предложила прочесть книгу, до сих пор на меня зуб точит, хотя уж лет десять прошло biggrin.gif Мол, я так пошутила.

Цитата
Соглашусь с Иа - без внутреннего конфликта не было бы великой литературы.

Внутренний конфликт всегда имеет внешнюю причину, и в виде каких-то поступков возвращается обратно же в мир.
Агния
Цитата(братья Ceniza @ 21.3.2016, 11:24) *
Слово "одолеть" настораживает))))))))))))))) Хочется, конечно, чтобы книга читалась сама. "Улисс" показался мне замечательным тем, что я его могла читать с любого места, при чем порядок эпизодов для меня лично значения не имел. А вот хороший знакомый, которому я как-то предложила прочесть книгу, до сих пор на меня зуб точит, хотя уж лет десять прошло biggrin.gif Мол, я так пошутила.


Внутренний конфликт всегда имеет внешнюю причину, и в виде каких-то поступков возвращается обратно же в мир.

Да, "порядка" там как такового нет)

Хорошо сказано - не поспоришь)
Алекс Унгерн
Цитата(братья Ceniza @ 21.3.2016, 11:24) *
Внутренний конфликт всегда имеет внешнюю причину, и в виде каких-то поступков возвращается обратно же в мир.

Имхо внешний конфликт всегда имеет внутреннюю причину. Более того, внешний конфликт авторы часто вводят для динамики и развлекаловки читателя. Главный конфликт обычно внутренний, а внешний - его отражение, проекция.
братья Ceniza
Цитата(Алекс Унгерн @ 21.3.2016, 16:50) *
Имхо внешний конфликт всегда имеет внутреннюю причину. Более того, внешний конфликт авторы часто вводят для динамики и развлекаловки читателя. Главный конфликт обычно внутренний, а внешний - его отражение, проекция.

Человек же не вещь в себе, чтобы его внутренний конфликт не имел внешней причины.
Ну типа Я
А чего, чей-то внутренний, а хоть и внешний, конфликт обязан кого-то волновать, кроме владельца?
Сампо
коллеги, а не наоборот?
внутренний конфликт и ценности определяют внешний?
Робин-Гут
Конфликт может начаться как внутри, так и снаружи, а потом он становится всеобъемлющим.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.