Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Мучения с читателями
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
юджен
Много лет назад Лев Толстой предложил одному интеллигентному писателю написать рассказ (повесть) для народа. Тот пришёл в ужас

- - О рассказе для народа я думал да боюсь , трудное это и обоюдоострое дело !.. Нужно самое ничтожное количество описаний, а они в крови у нас, у цеховых литераторов... нужно совершенное отсутствие рассуждений и монологов; нужно непрерывное развитие действия... и в конце-то концов непременно, во что бы то ни стало дидактическую цель, -- вывод выпуклый и независимый от "рассуждений" Простота! Господи ты боже мой -- да если я достигну простоты... этим все сказано... и излишни будут слова: талант, художественность, эстетическое чувство и т. д. Но для этой простоты, о, как много нужно усилий! Право же, тут мало искренности, желаний быть простым и тому подобное...


По-моему, верно до сих пор smile.gif)
Andrej
Замечательно!
Сампо
кстати, о стиле и языке самого Толстого в начале 2000-х была дискуссия в "Литературной России"
Святослав Логинов, О графах и графоманах, или почему я не люблю Льва Толстого
несколько цитат:
Цитата
"Мне кажется, дело заключается в том, что Лев Толстой вовсе не является писателем-реалистом. Он пишет не людей, а типажи, не судьбы, а схемы. Выбрать наиболее типичное, освободить от мешающего, с презрением отнестись к правде, если она не согласуется с идеей, насколько мне известно, это признак романтизма. Я не против романтиков, но полагаю, что автору надо быть последовательным. Герои Виктора Гюго до конца верны себе, и Д'Артаньян Александра Дюма всегда остается Д'Артаньяном, за что и любим многими поколениями читателей. А Лев Толстой, написав сильфидоподобную и абсолютно нежизненную Наташу Ростову, в конце романа вспоминает, что в реальной жизни девочки взрослеют и становятся матерями и хозяйками. И вот он начинает ломать романтический образ, упихивая его в прокрустов сюжет, и успешно справляется с задачей, создав романтико-реалистического уродца. Наташе Ростовой подобные издевательства безразличны, она никогда не была живой, а романтически настроенные читательницы чувствуют себя так, словно это их насилует автор. Почитайте школьные сочинения на эту тему -- обнаружите много любопытного."

Цитата
Катастрофическое неумение строить сюжет приводит к тому, что мысль автора приходится дополнительно пояснять (на современном жаргоне это называется "давать объяснения у газетного киоска"). Таким образом является на свет кошмар школьников -- последние полсотни страниц "Войны и мира" или то самое Послесловие к "Крейцеровой сонате", которое здесь уже цитировалось. Подумать только, полутора тысяч страниц не хватило графу, чтобы высказать свои мысли! Весь Платон мог бы уместиться на этих страницах! Шекспиру, чтобы создать громаду "Гамлета" потребовалась площадь в двадцать раз меньшая! Недаром Лев Толстой так ненавидел Шекспира; умненькая, поучающая бездарность всегда ненавидит гения, способного одной строкой сделать то, для чего бездарности не хватит "томов премногих".

Источник: http://www.rusf.ru/loginov/rec/rec08.htm
Monk
Шекспир и Толстой - это ж надо было сравнивать! Два абсолютно разных по подаче писателя. Они априори несравнимы. Так что при всем уважении к Логинову, считаю его выкладки абсурдом.
Толстой берет мыслью, Шекспир - чувствами. Для мыслей нужен простор, оттого и многословие. Для Шекспира это не нужно, чувства можно выразить и парой слов. К тому же жанр и форма пьесы просто обязывает это делать!
Так что ерунда все это.
Давайте еще Кафку и Донцову сравним. laugh.gif
Сампо
Цитата(Monk @ 31.3.2016, 14:39) *
Шекспир и Толстой - это ж надо было сравнивать! Два абсолютно разных по подаче писателя. Они априори несравнимы. Так что при всем уважении к Логинову, считаю его выкладки абсурдом.
Толстой берет мыслью, Шекспир - чувствами. Для мыслей нужен простор, оттого и многословие. Для Шекспира это не нужно, чувства можно выразить и парой слов. К тому же жанр и форма пьесы просто обязывает это делать!
Так что ерунда все это.
Давайте еще Кафку и Донцову сравним. laugh.gif

в статье не про Шекспира rolleyes.gif
небезынтеренсная статья
Дон Алькон
У Логинова такое чувство юмора.

Надоело ему, что критики его обижают, взял да написал в их стиле "критику" на классика.

А народ повёлся. dry.gif

Стужева
Цитата(Дон Алькон @ 31.3.2016, 16:46) *
У Логинова такое чувство юмора.

Надоело ему, что критики его обижают, взял да написал в их стиле "критику" на классика.

А народ повёлся. dry.gif


А по-моему, достаточно интересные рассуждения. Действительно, Толстого читать трудно, много воды, совершенно ненужных никому, кроме него самого, ассоциаций. И почему бы не сравнить его творчество с Шекспиром? Что, у англичанина меньше мыслей было? Отнюдь.

Как мне кажется, если ты граф, то твои творения будут раскупаться чисто из интереса, а и не будут - с голоду не помрёшь. У Шекспира же совсем другая история, ему надо было, чтобы его произведения были востребованы. Вот и писал, Уильям наш, так ёмко, красиво, без саморекламы (ибо - кого того чужое горе?), просто и ясно донося мысль до очень широкого круга читателей и зрителей.

Вот про Наташу Ростову - не согласна. Не наш граф обламывает крылья молодых беззаботных и романтичных девиц. Есть такая штука - реальная жизнь, при соприкосновении с которой от крыльев не остаётся ничего, хорошо, если рога не вырастут. unsure.gif
Дон Алькон
Цитата(Стужева @ 31.3.2016, 17:27) *
А по-моему, достаточно интересные рассуждения. Действительно, Толстого читать трудно, много воды, совершенно ненужных никому, кроме него самого, ассоциаций. И почему бы не сравнить его творчество с Шекспиром?


Шекспира разбирал Толстой - причём ровно подобным же образом, как Логинов разбирал Толстого.

И тоже - да, здравые по большей части рассуждения:

http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0332.htm

Цитата
Что, у англичанина меньше мыслей было? Отнюдь.


Речь не о мыслях, а о юморе. Можно взять любого автора и его любой текст и столько мыслей наковырять в его текстах, либо столько несуразнстей натаскать.

Статья эта - по сути никакая не статья, а шуточный пост Логинова, написавшего его в 97-году.
Не в Интернете, потому что им тогда мало кто пользовался, а в другой комьютерной сети - в фидо.
Это фидо было бесплатным, и им пользовались не только читатели, но и авторы - в ней были Лукьяненко, Громов, Ладыженский, Каганов, Перумов, а также и Логиновы и прочие.

Была там конференция su.books, и в ней было засилье критиков и читателей, предпочитавних серьёзных авторов, к находившимся там же авторам фантастики относились - скажем так - с пренебрежением.

Вот Логинов и решил потроллить этих читателей и критиков, воспользовавшись приёмом и разбором, который сделал когда-то Толстой к Шекспиру.

В гугл сохранился первоначальный пост Логинова, а также его обсуждение

Всё это стёб и давно уже затхлая история фэндома, на котрую однако - смотрите-ка - всё ещё ведутся. rolleyes.gif
Алексей2014
дубль
Алексей2014
умненькая, поучающая бездарность всегда ненавидит гения, способного одной строкой сделать то, для чего бездарности не хватит "томов премногих" - "Medice, cura te ipsum!" - Врач, исцели себя сам! (с) laugh.gif
vsevolod
Вот интересно, бывают люди, которым нравятся одновременно Л.Толстой и Достоевский? Мое жизненное наблюдение: если кому-то нравится первый, то категорически не нравится второй и наоборот. Я, скажем, Достоевского зачитал до дыр, а Толстого читать не могу себя заставить, хотя сознаю, что писатель он вполне качественный. Встречал и обратное. А есть ли универсалы? Не знаю.
vsevolod
Цитата(Дон Алькон @ 1.4.2016, 11:29) *
Шекспира разбирал Толстой - причём ровно подобным же образом, как Логинов разбирал Толстого.

И тоже - да, здравые по большей части рассуждения:

http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0332.htm



Речь не о мыслях, а о юморе. Можно взять любого автора и его любой текст и столько мыслей наковырять в его текстах, либо столько несуразнстей натаскать.

Статья эта - по сути никакая не статья, а шуточный пост Логинова, написавшего его в 97-году.
Не в Интернете, потому что им тогда мало кто пользовался, а в другой комьютерной сети - в фидо.
Это фидо было бесплатным, и им пользовались не только читатели, но и авторы - в ней были Лукьяненко, Громов, Ладыженский, Каганов, Перумов, а также и Логиновы и прочие.

Была там конференция su.books, и в ней было засилье критиков и читателей, предпочитавних серьёзных авторов, к находившимся там же авторам фантастики относились - скажем так - с пренебрежением.

Вот Логинов и решил потроллить этих читателей и критиков, воспользовавшись приёмом и разбором, который сделал когда-то Толстой к Шекспиру.

В гугл сохранился первоначальный пост Логинова, а также его обсуждение

Всё это стёб и давно уже затхлая история фэндома, на котрую однако - смотрите-ка - всё ещё ведутся. rolleyes.gif

Ну и не забывайте, что сегодня 1 апреля)))
Стужева
Цитата(Дон Алькон @ 1.4.2016, 10:29) *
Шекспира разбирал Толстой - причём ровно подобным же образом, как Логинов разбирал Толстого.

И тоже - да, здравые по большей части рассуждения:

http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0332.htm



Даже из интереса к теме не смогла прочесть данный разбор до конца. Сплошное "я" и вкусовщина. Кста, никто не знает, не страдал ли наш классик душевными расстройствами? Очч похоже на манию величия...

То, что кажется графу несмешным, для меня выглядит по крайней мере интересным. Да и даёт представление о людях описываемой эпохи. Как-то так.
Алексей2014
Цитата(vsevolod @ 1.4.2016, 11:32) *
Вот интересно, бывают люди, которым нравятся одновременно Л.Толстой и Достоевский?

Люблю обоих. И Шекспира - тоже.
Дон Алькон
Стужева

Если уж прочли, посмотрите, что писал по этому поводу Оруэлл

http://orwell.ru/library/reviews/tolstoy/russian/r_tas
Алексей2014
Цитата(Дон Алькон @ 1.4.2016, 12:37) *
Стужева

Если уж прочли, посмотрите, что писал по этому поводу Оруэлл

http://orwell.ru/library/reviews/tolstoy/russian/r_tas

Спасибо, понравилось!
Песочный
Толстой был распиарен Советским Союзом. Отрекся от церкви, к титулу своему относился пренебрежительно. Идеальный вариант для пропаганды того времени. При этом он велик. Безусловно. И, по моему личному мнению, в лету не канул бы, по-любому. Не было бы первых двух вышеописанных факторов, то Союз о нем бы все равно упомянул. Только с обратно пропорциональной риторикой. И вполне допустимо, что его бы вознесли после распада СССР. Что, возможно, было бы и к лучшему.Тяжеловат он для восприятия, в принципе, а уж для преподавания в школе и вовсе излишен. Это из серии +18. "Война и Мир", навязанная мне школьной программой, оставила не самые положительные воспоминания. Сейчас я воспринял бы эту книгу совершенно иначе. А тогда она просто отбила желание читать Толстого)
Ia-Ia
кого-то этот персонаж мне напоминает))
Стужева
Цитата(Дон Алькон @ 1.4.2016, 12:37) *
Стужева

Если уж прочли, посмотрите, что писал по этому поводу Оруэлл

http://orwell.ru/library/reviews/tolstoy/russian/r_tas


Ну, в основном, согласна с Оруэлом. Да, Шекспир - имеет свой кодекс, он не мыслитель (хотя это мнение только по поводу его пьес! Есть же ещё и сонеты). Но вот что такое подразумевает автор-рефери под понятием "художник"? Непонятненько. Мне же кажется, что успех Шекспира предопределён простотой изложения волнующих широкую аудиторию тем, доступностью юмора и гротескностью переживаний. У него все персонажи утрированы для облегчения понимания.
Нафанаил
А для кого писать, если не для народа. И что такое "народ"? И плучается, что тот автор себя почему то от народа отделял...
Соня с цистрой
Пиши для себя и не парься - всем и каждому не угодишь.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.