Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: На двоих
Литературный форум Фантасты.RU > Литературный конкурс Фантастов > Архив конкурсов > Конкурс "Кто мы и откуда? История возникновения человечества" (ноябрь 2016)
Каркун
Автор: Дарья Тайга (Дарья Новодворская)


На двоих


Разноцветные диаграммы всплесками пульсировали над проектором. Трёхмерные изображения всех возможных цветов – они казались живыми тварями, выстраиваясь хаотично, будто руководясь сугубо собственными принципами.
Но за ними пристально следили.
- Объект …3-0.
- Смертелен.
- Объект …3-1.
- Сомнительно – соотношение газов воздуха слишком сильно отличается.
- Объект …3-2.
- Смертелен.
Тихое жужжание, издаваемое приборами. Их было несколько – длинная вереница неровных пятен и ярких вспышек. Глаза наблюдателей слезились, пальцы синхронно выводили крестики против очередного номера.
Смертелен, сомнителен, смертелен…
Крестики, крестики, крестики…
- Объект …4-2.
Заминка.
- Общие параметры соответствуют заданным критериям.
- Подробнее.
Диаграммы «разбились» на паутину ломаных линий, несколько приглушив своё свечение. Уставший от монотонной работы человек медленными движениями словно распутывал клубок, обрабатывая приходящие данные.
Через пару часов вся информация лежала перед Айлу.
Грузный мужчина, тщательно скрывающий свою седину под багровой краской, пристально всматривался в молодого парня. Тот стоял ровно, навытяжку, точно зная цену и себе, и своим людям.
- В этот раз вы абсолютно уверены?
Именно из-за подобных вопросов Айлу его и не любил.
- Ваше дело – подготовка добровольцев, Ёрсы, а наше – предоставлять информацию.
- Ваша информация неполная. Если продолжать в том же духе - добровольцы закончатся, - Ёрсы говорил чётко, ничем не выдавая ни страха, ни робости. Ничего, что должен чувствовать любой человек, находясь рядом с одним из представителей Совета. – Я в очередной раз предлагаю сотрудничать с мрусалами, пока дело не закончилось катастрофой.
Айлу недовольно прищурился, в очередной раз, отметив про себя причёску бунтаря. Даже здесь парень умудрился выделиться и пойти против системы. И продолжает нарываться.
- Вам стоит помнить своё место, спасатель. Не думайте, что ваши покровители всегда будут на вашей стороне. Когда-нибудь вы и их разозлите, - Айлу встал, крепко сжав кулаки. – Доброволец – до конца суток. А думать позвольте моим умникам.
Ни один мускул на лице Ёрсы не выдал его недовольства. Чётко, по уставу, попрощавшись, он вышел и, не оглядываясь, прошёл коридор. Холодно кивнул ещё одному спасателю – возможно, именно он станет тем самым добровольцем.
Добровольцем-смертником.

Багряные лучи светила настойчиво прорывались сквозь тёмно-серую пелену тумана. Утреннее время самое волшебное – множество «прорех» в небесном своде превращали покрывало облаков в живую, пульсирующую сеть, будто обнажив кровеносные сосуды самой природы. Через несколько часов светило поднимется выше, а туман рассеется более равномерно – останется лишь ровное светло-красное свечение на фоне серой мути.
Санци, засмотревшись на рассвет, не сразу вспомнила про работу. Её опоздания повторялись с заядлой периодичностью – утро было единственным временем, когда девушка могла хотя бы ненадолго забыть обо всех тревогах.
Просто растворившись в небе.
Прохожие недовольно оглядывались на неё, и даже форма лекаря не спасала от назойливых взглядов. Санци непроизвольно потянулась к волосам – собранные в небрежный, уже вовсю растрепавшийся пучок, они яркими розовыми прядями падали на лицо. Купленная за копейки краска оказалась такого же качества – если естественная шевелюра лишь привлекала внимание, то дерзкий, «неправильный» цвет вместо тёмно-красного вызывал всеобщее осуждение.
Что же её ждёт на работе…
… - Ты слышала, ты слышала? – помощница быстро щебетала, нервно перебирая документы и постоянно перекладывая их по разным стопкам. – В северных горах снова обвал! Говорят, гнездо паучи разворошило, все ближайшие селения либо под камнями, либо убиты тварями! А ещё мой знакомый рассказывал про взрыв в шахтах - вроде опять до чего-то не того докопали… Короче, жди опять отключений энергии. Но я тебе ничего не говорила! Да?
- Конечно, - Санци старательно прятала волосы под платком, всё ещё переживая нагоняй от начальства. Необходимо срочно реабилитироваться. Незамедлительно.
- Кстати, ты не узнавала… Куда он исчез? Мой знакомый? – помощница подозрительно огляделась, боясь лишних ушей. – Он мне предложение сделал и ни слуху…
- Да, я спрашивала. Муж сказал – отправлен в очень длительную секретную командировку. Возможно - на пару лет. Что-то есть новое на обходе, о чём я ещё не знаю? – спросила девушка, просматривая данные. – Новая фамилия… Кто это?
- Пару лет… Эх…, - помощница явно расстроилась. – Новенькие, да. Они пришли ночью. Выглядят прилично. С их слов – девятый месяц беременности. Схватки. Муж её немного дёрганный, что неудивительно. Первичный осмотр ничего особенного не выявил, не считая температуры.
- Не вижу отчёта о самом ребёнке, - Санци нахмурилась, предчувствуя подвох. – Её что, не обследовали?
- Говорю же – перебои с энергией, - уже спокойней объяснила помощница, виновато опустив взгляд. – Очередной скачок вырубил все схемы, мы опять остались без оборудования. Заявка на ремонт подана, а пока работаем по старинке – руки, глаза, мысли.
- Великолепно, - настроение окончательно испортилось. Санци глубоко вздохнула, взяла себя в руки и резко встала.
- Глаза и руки…
Предчувствие не обмануло – новенькая выглядела слишком жалко: затравленные, постоянно бегающие глаза и бледная, покрытая испариной кожа. Она постоянно держалась за живот и испуганно вжималась в кушетку. Санци никак не удавалось найти к ней должный подход.
- Больно?
Женщина отрицательно покачала головой:
- Страшно.
- Когда начались схватки?
- Двое суток. Сначала так ярко, аж до крика, а теперь спокойнее… И дитё будто уснуло…
Сердечко выслушивалось – быстрый-быстрый стук где-то в глубине. Ребёнок жив. Но в остальном ситуация лекарю крайне не нравилась.
Слишком высокая температура. Слишком слабые схватки. И сама роженица выглядит ослабленной и поникшей.
- Увеличьте дозу синтетика, - велела Санци и вновь обратилась к беременной. – Откуда вы? Ни документов, ничего…
- Селение, которое раскололось от землетрясения на прошлой неделе, - с трудом дыша, быстро ответила женщина. – Нам просто повезло, понимаете? Думали, успеем добраться до родственников, но что-то пошло не так…!
Последние слова она почти выкрикнула, внезапно расплакавшись.
- И добавьте успокоительных, - Санци быстрым шагом направилась к остальным роженицам, пытаясь казаться холодной и всезнающей.
Как учили наставницы – никаких лишних эмоций. Никаких лишних мыслей.
Ничего лишнего.
Только ты и быстрый стук ещё не рождённого сердца.

Ярко-голубые глаза непривычно щурились от яркого света, искренне не понимая происходящего. Всего пару минут назад этот комок жизни плавал в тёмном коконе, окутанный теплом и постоянным, никогда не прекращавшимся размеренным стуком из неведомой глубины. Теперь всё разбилось – неожиданно обнаружилась потребность дышать; вокруг слишком много лишних звуков и размытых пятен; чужие прикосновения, и лекарский платок, в который его во всеобщей суматохе завернули. Непривычное движение – быстрое, резкое, без привычной водной густоты вокруг – и он оказывается в чьих-то крепких руках, прижатый к груди.
Слишком много нового… Слишком.
И только знакомый размеренный стук под ухом – единственная путеводная нить в этом перевёрнутом мире…
- Всё хорошо, это мальчик. Ты молодец, - Санци устало вздохнула, оглядывая новоиспечённую маму.
Та лишь молча кивала и улыбалась.
Лекарь тихонько вышла, так и не забрав обратно платок. Непослушные пряди прилипли к потному лбу розовой меткой, будто очерчивая ход сосудов.
В этот раз справились.
- Как новенькая? Что изменилось, пока я была занята?
- Хуже. Температура не сбивается, схватки нерегулярные, еле ощущаются, - помощница в бессилии развела руками. – Синтетик не помогает. Её муж весь извёлся, начинаю беспокоиться о нём…
- Опять синтетик не действует… Что за партию нам выдали? Не в первый раз уже…, - Санци медленно мылила руки, пользуясь моментом погрузиться в собственные мысли. – Почему нельзя просто взять и вынуть младенца из чрева? Почему никто до сих пор ничего подобного не придумал?
- Как же так? Ребёнок не сможет выжить без матери, – искренне удивилась помощница. – Как мы его от неё отсечём раньше времени...?
- А так умирают оба…
Санци вновь осмотрела роженицу. Выглядела худой, да. Испуганной. Уставшей. Но вполне приличной – ничего общего с поселенцами Пепла или заражённых земель… Правильной комплекции, без признаков каких-то явных наследственных отклонений и муж ничем страшным не отмечен…
Только дышать женщине с каждой минутой становилось всё труднее, а температура бредом въедалась в молодую душу.
Слишком жуткое зрелище.
- Введите ей крестовину.
Помощница отвлеклась от документов и удивлённо посмотрела на Санци.
- Вы… Вы явно не успели хорошо подумать.
- Синтетик на неё не действует. Она скоро погибнет.
- Но его можно использовать только в самых крайних случаях!
Санци обернулась на девушку и холодно ответила:
- Она выглядит нормальной. Нарушения – следствие стресса. Она ведь чуть не погибла во время землетрясения. Сообщество заинтересовано в молодом и здоровом поколении.
Помощница испуганно огляделась:
- Вам мало трений с начальством? Вы серьёзно?
Рука непроизвольно дёрнулась к волосам. И за опоздания её не простили…
- Вводите крестовину.

- Рожает! Моя жена рожает!
- Схватки стремительные…
- Дыши, девочка, дыши… Пелёнку-то подай. Теперь всё быстро пройдёт…
- Рожает! Она… Что это...?!
- Какой чувствительный…
- Пусть лежит. Сейчас очухается… Помоги мне - ребёнок ногами вперёд выходит.
- Тужься, девочка, не халявь.
- Рожает… рожает…

Нет, предчувствие не обмануло. Почему она так быстро о нём забыла?! Почему не прислушалась?
Подвох есть всегда…
Родильница ошалевшими глазами оглядывала палату, не совсем понимая произошедшее: крестовина помогла – температура спала и матка очнулась, организм встрепенулся и стал резво справляться с напавшей на него инфекцией.
- Кто родился? Девочка? – тихо прошептала женщина, протягивая к лекарю руку.
Санци не отреагировала. Она молча оглядывала создание на своих руках: маленькое серое тельце с недоразвитыми конечностями, скошенным черепом и многочисленными мелкими язвочками на животе.
Существо беззвучно открывало рот, будто пытаясь дышать, но Санци знала – его лёгкие были не способны работать. Ещё несколько минут, и без притока живительной материнской крови он погибнет.
– Почему так тихо? – родильница, наконец, начала что-то понимать. Она с трудом приподнялась в постели и попыталась встать. – Дайте её мне!
- Откуда вы пришли? – жёстко спросила Санци, продолжая смотреть на ребёнка.
- Мы говорили. Из селения…
- Врёшь. Откуда?
- Отдай ребёнка…
Женщина резко замолчала, с удивлением оглядывая уже неподвижное тельце. Серое, страшное…
- Что это?! Где моя девочка?!
Помощница кинулась к родильнице. Санци молча развернулась, до сих пор находясь в каком-то ступоре.
Прямо перед ней стоял несостоявшийся отец.
- Пепел. Мы из Пепла, - признался мужчина, с ужасом осознавая происходящее. - Скажи мы это, и вы бы нас не приняли. Но ведь мы жили на самой окраине! И моя сестра, и соседи – у них рождались дети, нормальные дети! – он сорвался на крик и сел на пол, не сдерживая больше рыданий.
Санци наклонилась и аккуратно положила младенца перед ним.
Есть места, где перестают расти семена и рождаться дети. Места, отравленные самим присутствием человека.
И даже крестовина не спасёт.

- Не уверен, что это хорошая идея.
Ёрсы хмуро бросил взгляд на недовольного, но не позволил себе шевельнуться. Тот же продолжал беспощадно сыпать терминами, пытаясь убедить остальных слушателей в своей правоте, больше давя собственным авторитетом, чем логикой. Многие не до конца понимали его фраз, но уверенный тон и снисходительная улыбка по отношению к оппоненту переманивали лучше суждений.
Его противник – сухой, чуть сгорбленный дед, опирающийся на крепкую трость - изо всех сил старался держаться прямее, глядя людям в глаза, но старые мышцы считали иначе.
- Итак, несмотря на заверения нашего дорогого Итту, - оппонент, наконец, решил подвести итог своим разглагольствованиям, - я считаю уместным более подробно разобраться с проблемой, так сказать, на другом уровне… Рассмотреть её с разных сторон… Свежим взглядом…
- Я пока ещё не «угасаю»! – Итту в гневе стукнул тростью, довольно ощутимо пошатнувшись. – Не надейтесь так легко избавиться от меня! Не смотрите на тело! Я ещё способен мыслить! И я утверждаю – в трезвом уме, своём собственном – необходимо пересмотреть ваши методы! Вы губите не только разведчиков – каждой подобной вылазкой мы только приближаем собственный конец…
- Всё-таки вы рассуждаете как «угасающий», - презрительно морщась, перебил старика Айлу. Ёрсы тут же среагировал на комментарий, довольно громко спросив:
- И кого вы хотите поставить на его место? Неужели себя?
Присутствующие недовольно переглянулись, дивясь необъятной наглости спасателя, но Старший Совета лишь слабо усмехнулся:
- Вы когда-нибудь научитесь манерам?
- А ваши «умники» научатся когда-нибудь трезво оценивать обстановку? – нисколько не смутился Ёрсы. – Или этот человек всерьёз думает, что заполучив разработки Итту, сможет с лёгкостью в них разобраться? Смешно! Итту – единственный на сегодняшний момент специалист по этому вопросу. Проекторы, с помощью которых уважаемый вами Айлу получает информацию, и переходники для моих разведчиков - результат исследований Итту и Масеца…
- Я слышу имя мрусала в вашем диалоге, - перебил его Айлу.
- И не раз услышите. Большая часть информации, которая способна помочь и ускорить миссию – у мрусал. Это первое. Второе – бессовестно скрывать от них наши исследования. По сути, мы убиваем наших же соседей.
- Собственными руками! Хотя могли бы давно объединиться и добиться результатов! Но вы упрямые пыры, только языком чешете и посылаете на погибель разведчиков; обрекаете целую расу на смерть, а собственный народ продолжает гнить под действием Пепла! - не выдержав, прокричал Итту, с трудом удерживая равновесие. Стоять так долго, оказалось слишком серьёзным испытанием для немощного тела.
- Да они издеваются! – Айлу в бешенстве вскочил со своего места, но был остановлен Старшим.
- Совет окончен. Ёрсы – нам нужны разведчики. Итту, - тот глубоко вздохнул, услышав своё имя, но перечить, не посмел, - вам придётся постараться справиться в одиночку. И подготовьте, наконец, достойного преемника. Может, вы ещё и держитесь, но «угасание» иногда застаёт внезапно…
Внезапно…
Они медленно шли по дороге, вымотанные собранием: Ёрсы придерживал старика под локоть, не давая тому упасть. Итту до сих пор трясло. Он с огромным облегчением вдохнул полной грудью воздуха, и тут же закашлялся, обессилено присев на скамью.
- Я ещё не «угасаю»… Правда, ведь...? Не молчи, Ёрсы…
Парень устало сел рядом.
- Больше нарываетесь. Если не найдёте решения – вас безо всякого «угасания» устранят, - он говорил ровно и почти без эмоций – лишь нервно постукивающий по колену палец выдавал его беспокойство. – Сказать, что вас покинул разум – самое лёгкое, что можно сделать.
- Мне не хватает информации… Масец бы справился…
Ёрсы молча наблюдал за багряными переливами в отражении луж.
Недавно прошёл дождь… А он этого даже не заметил.
Его коммуникатор пронзительно запищал, перебив ход мыслей:
- Тревога! Тревога! Прорыв рахонов! Команды Шесть и Восемь, приём!
- Принесла нелёгкая…, - парень резко подорвался и кинулся прочь, на ходу связываясь с командой, но вспомнив про старика, обернулся. – Дождитесь здесь, я пришлю кого-нибудь отвести вас домой!
Итту печально смотрел вслед спасателю, пока тот не скрылся за поворотом. Устало уронил голову на руки, опираясь на трость.
Теперь в луже отражалось лишь изрезанное морщинами лицо.
- Дождусь… Куда мне деваться…

Он был в самом дальнем конце коридора, окружённый осколками выбитого стекла и каплями вязкой, синюшно-багровой жидкости. Санци легко могла рассмотреть его вытянутое тело и пластинчатые, неровные крылья с множеством мелких, но цепких когтей по периферии… Зверь медленно водил бугристой безглазой мордой, оценивая обстановку. Жидкость из пор причудливо растекалась между крупными чешуйками, как бы одевая его в мистическую сеть.
Главное - не двигаться. Девушка прекрасно помнила наставления мужа: «Заметишь рахона – замри! Они ориентируются по вибрации и воздушным потокам, создаваемых движением. Дыши реже и неглубоко. Успокойся. Тогда будет шанс».
Как же она тогда смеялась над его мнительностью…
Рахон повёл крыльями и «ощетинился», пытаясь принять решение. Незнакомая местность его явно пугала, что делало зверя ещё более опасным. Длинный, похожий на узкий хлыст, хвост размашисто «ходил» из стороны в сторону, размазывая влагу по всей доступной поверхности и, заодно, оценивая степень опасности.
На какую-то долю мгновения девушке показалось, что зверь почти успокоился.
Громкий топот и распахнутая настежь дверь. Санци мысленно сжалась, не представляя, что произойдёт дальше. Несколько родильниц, вышедших наружу, с ужасом разглядывали незваного гостя. Как в замедленной съёмке Санци видела их медленно открывающиеся рты и испуганные, резкие порывы сбежать.
Дожидаться крика девушка не стала – моментально бросилась в сторону, за угол. «Если кто-то выдаст себя раньше – просто прячься, не дожидаясь финала. Он будет яркими и красочным, но, поверь: тот, кто его не видит, живёт дольше».
Санци бежала, постоянно спотыкаясь и с трудом удерживая равновесие. Паника пересилила: теперь девушка плохо понимала, что творит и куда сломя голову несётся.
Впереди показалось движение – второй рахон, в отличие от собрата, тратить время на разведку не стал. Он несколько раз чётко расправил крылья, с силой разбросав стекающую с них влагу на несколько метров вокруг. Гадкая жидкость под ногами – Санци почувствовала, как летит вниз, больно ударившись об твёрдый пол.
И совсем рядом слышен беспощадный треск – множество мелких, подвижных чешуек по бокам и на хвосте сработали навроде кресала: ворох искр по всему телу, превращающие вырабатываемую рахоном влагу в поток пламени. Чёрная шкура буквально загорелась, обрисовывая себя жёлто-оранжевым узором. Жуткое, притягивающее взгляд зрелище.
Тварь вновь с силой взмахнула крыльями, разнося вокруг теперь не просто тягучую жидкость – огненные капли, подобные лаве.
Санци, не дожидаясь смертоносного движения, бросилась к окну.
Вниз. Благо, стекло уже оказалось выбитым.
Далеко позади остались пронзительные женские крики.
И где-то – плач младенцев.
Санци не сразу осознала, что вопит не в пример громче. Всего лишь второй этаж, но как же больно приземляться!
По рукам стекала кровь. Перед глазами проплыл образ крестовины – растения такого же цвета, росшее раньше практически на каждом поле. Целебное средство, выкошенное человеком.
Санци заторможено наблюдала за алыми струйками, окончательно перестав осознавать, где находится. Топот ног, запах гари, отблески пламени….
Чужие руки на плечах…

- Страшно жить, страшно. Только представь – рахоны в городе! В моё время мы даже не имели понятия, как они выглядят! А паучи? Только и слышу: разрушили то селение, порушили это…
Санци сквозь туман в голове слушала бурчание отца, время от времени кивая. В перебинтованных руках она держала оторванный рукав, силясь придумать, как вернуть его на место. Остатки формы мужа лежали рядом – в копоти, с растрёпанными чешуйками, местами обрамляющие целые дыры. Хорошо, что материалом для одежды спасателей служит шкура рахонов – даже после смерти, у неё остаётся огнеупорность и довольно высокая прочность.
Но из года в год сталкиваясь с ненасытными тварями, даже такая защита превращается в решето.
- …Что мы творим с планетой? Помню, в детстве до зарослей крестовины можно было на своих двоих добраться. Каждый в селении знал, как ею пользоваться, - продолжал бурчать Итту, не обращая внимания на молчание дочери. – Бывало, порезался сильно или лихорадка прихватит, а то и младенец в чреве задыхаться начнёт – бегом за крестовиной! Не ждали лекарей! Бабка моя утверждала, что раньше под окнами росла алым ковром под стать небу… А теперь?
Санци судорожно вздохнула, сдерживая слёзы. А теперь это маленькое, с четырьмя крупными лепестками растение с трудом выращивали в теплицах да собирали в самых далёких землях в горах, на территориях паучи. Видимо, только из-за присутствия этих жутких, многоногих клубков с пастью на брюхе, нападающих на любого чужака, крестовина спаслась от полного уничтожения. «Умники» в своих лабораториях вроде бы сотворили синтетик, по свойствам и доступности, превышающим возможности самого растения, но…
Но только действовать тот давно перестал. И теперь каждая капля натурального средства на счету.
А она использовала его впустую. Выбросила на ветер.
- …и мрусалы. Мрусалы! Где это видано, чтобы они выходили из своей пучины? Океан – их дом. Но мы своими отбросами отравили им воду, а они – нашу землю. Представляешь, некоторые видели поселения мрусал в реках! В пресной воде, которая для них не лучше яда…
- Я пойду…, проверю Ёрсы, - Санци вскочила с места, уронив рукав и рассыпав нитки. Дышать становилось всё труднее, на девушку накатывала истерика. Она вымученно улыбнулась и чуть ли не бегом кинулась в соседнюю комнату.
Муж как раз закончил разговор. Экран «переговорщика» мягко затухал, оставляя себе лишь отражение чужих глаз – уставших и обречённых.
- Ты как… себя чувствуешь? – Санци осторожно села рядом, рискнув задать ненавистный для Ёрсы вопрос, но парень, в этот раз ничем своего недовольства не выдал.
- Тяжёлый день. Тебе бы спать и отлёживаться, - он тяжело вздохнул, обнимая любимую. Теперь, в родных стенах, вся напускная серьёзность и непробиваемость испарились без следа. – Везучая Санци… Умудрилась сама сбежать от рахона…
- Я случайно. Не думала, что делаю. Никогда не думаю. Накосячила на работе, разбрасываюсь крестовиной, выгляжу глупо…
- Не надо было красить волосы. Зачем? Кто внушил тебе эту глупую идею? – Ёрсы шутливо дёрнул девушку за розовый локон. – Я понимаю, в задумке должен был быть багровый цвет, но чем тебе твой жёлтый не нравился?
- Он странный! Почти ни у кого нет таких волос!
- Потому что все их красят. Зачем-то.
- У тебя тоже крашеные волосы! Только ты бунтарь – откопал же где-то синюю краску…
- Это – символ моей дружбы, - Ёрсы постучал костяшками пальцев по экрану «переговорщика». – Наш с ним обмен.
- А багряный - символ нашего сознания! Кровь, небо, живительная крестовина – этот цвет окружает нас!
- А мне нравился жёлтый…, - печально подвёл итог парень, осторожно поглаживая бинты.
- Такого цвета даже в природе нет!
- Пламя рахонов жёлтого цвета, - не подумав, ляпнул Ёрсы.
Санци грубо оттолкнула его, не обратив внимания на боль в порезанных руках.
- Вот именно! Может быть, поэтому меня не любит начальство… Хотя я отличный лекарь! Я просто… хотела, чтобы меня начали воспринимать. Считать за свою.
Она сидела к нему спиной, уже не пытаясь сдержать слёзы. Распущенные волосы, ещё мокрые после душа, неровно падали на худые плечи. Ёрсы провёл по ним ладонью, ощутив кончиками обожжённых пальцев холодную влагу…
И почему все помешаны на таких мелочах? Даже он – вздыхает по прежнему окрасу вместо того, чтобы просто её покрепче обнять…
- Только в этот раз я сам найду тебе нормальную краску. Розовый – это всё-таки перебор.

Громкий звук «переговорщика» заставил Санци вздрогнуть и выронить из рук метлу. После происшедшего нервы отказывались возвращаться в норму – даже в малейшем шорохе слышался треск огненной чешуи рахона. А ведь прошло уже несколько дней…
Вызов повторился. Санци, вынырнув из собственных мыслей, подскочила к аппарату.
- Здравствуй, Масец. Ёрсы сейчас нет, он на очередном собрании. Мне что-то передать ему?
Девушка терпеливо выждала паузу, вслушиваясь в эхо собственного голоса, который превращался в монотонный для её ушей звук, перемешанный с щелчками и пронзительными, переходящими в ультразвук, нотами. Тот, кто в своё время создал «переговорщик», был настоящим гением: догадаться, что морской народ разумен, имеет сознание и способен к коммуникациям; вычислить «язык», составив свою «азбуку» и словарь; собрать первый в мире переводчик и, наконец, наладить контакт и договориться, завершив таким образом многовековую войну между двумя стихиями…
Для Санци более гениальным творением было лишь зачатие и рождение новой жизни – непознаваемый путь от слияния двух клеток и до воссоздания нового, уникального организма.
А с экрана на неё смотрело совершенно иное творение природы – белого цвета с вытянутым туловищем и многочисленными подвижными наростами-плавниками. Мрусалы, как и остальные обитатели, исключая человека, не имели глаз, полагаясь на несколько другие способы познания мира. Они украшали себя узорами из коралл и люминесцентных колоний планктона, превращая тело в ощетинившийся комок чешуи, искрящийся синим.
Чешуя… Санци передёрнуло. Только сейчас она заметила, насколько мрусалы, хоть и отдалённо, похожи на рахонов.
Изображение Масеца «плавало», искажаясь водной гладью. В отличие от собратьев, его «шею» украшала вереница багряно-красных водорослей – аналог синей шевелюры Ёрсы. Каким-то образом основные цвета морской народ различал – но не мог осознать значения дёргающейся улыбки девушки, которую вновь начала накрывать паническая атака.
Из динамика медленным, механическим голосом наконец-то прозвучал ответ…

- Вы придумали что-нибудь новое?
- Только то, что уже говорил.
- От вас никакого толку.
- Вы даже не решились испробовать предыдущие варианты.
Ёрсы и Айлу с нескрываемой враждебностью стояли друг против друга. Остальные члены Совета хмуро перешёптывались и качали головами. Ничего нового. Бегство по кругу по давно известному сценарию.
Итту понуро сидел в углу, пытаясь справиться с накинувшейся некстати слабостью. Руки предательски тряслись, а перед глазами каскадом прыгали мушки. Сейчас его не интересовал ни Совет, ни его решения. Он вообще уже не верил в возможность достучаться до этих людей.
Спор прервал нарастающий шум из коридора и женские крики. Дверь резко отворилась.
- Командир, ваша жена…
- Ёрсы, это правда?!
Санци кинулась вперёд, остановившись всего в паре метров от мужа, судорожно дыша. Истерика достигла своего апогея: девушка больше не осознавала, что творит и зачем. Даже присутствие Совета уже не могло её успокоить.
- …была слишком настойчивой, - глухо закончил охранник, обречённо вздыхая, чувствуя на себе взбешённый взгляд Айлу.
- Да как вы додумались до такого?! На тайное собрание?! – последний никак не мог прийти в себя от подобной наглости, силясь найти подходящие ситуации слова.
- Она же лекарь… И жена командира… И дочь…
- Пыры тебя возьми…!
- Иди, потом поговорим, - резко приказал охраннику Ёрсы, оборвав гневные выкрики Айлу, и повернулся к девушке, стараясь смягчить тон. – Санци, что ты творишь?
- Масец… Он позвонил… Он…, - её голос постоянно прерывался нервными всхлипами, - рассказал мне. Про ваши эксперименты и про спасателей-смертников. Что вы… ваши действия приводят к разрушениям. Что последний обвал, где паучи убили кучу народа – результат ваших экспериментов. И шахты… И цунами, обрушившееся на мрусал… И…
- Это всё ложь! – закричал Айлу, с силой ударив кулаком об стену. – Что за истеричка, выведите её отсюда!
- Он сказал, что нас здесь раньше не было! Он сказал, что мы пришли извне, потопив целый континент! Ёрсы! Ёрсы, пожалуйста, объясни! Он показал мне какую-то штуку… Там ничего толком не видно и речь странная, но некоторые фразы я смогла понять… Ёрсы, скажи, что это неправда!
- Это правда, - парень медленно повернулся к Совету, абсолютно не обращая внимания на повисшую на его руке девушку. – Видите? Масец начал с неё, как предупреждение. Если мы не будем сотрудничать, мрусалы доберутся до остального населения. И их вы не переубедите. Наступит новая война – информационная. В своё время вам еле простили Пепел. В этот раз просто так спастись не удастся никому.
Холодный, ровный голос спасателя остудил пыл Айлу. Итту с ужасом смотрел то на дочь, то на молчащий Совет. И лишь Санци заплаканными глазами вглядывалась в непривычное, жёсткое лицо мужа.
- Ёрсы?...
- Детская сказка, ужастик. Ругательство, сорное слово. Их звали пыры и когда-то они пришли на планету, населённую людьми, - парень всё ещё не смел повернуться к девушке, предпочитая буравить взглядом Совет. – С помощью своих технологий, позволяющих искривлять пространство. Их прежний мир пришёл в упадок, подобно нашему. Развязалась война, нет - охота. В сказках правильно пишут – пищей для них была кровь.
- Ёрсы, ещё слово…! – отмер Айлу.
Тот не среагировал.
- Какой-то гений разобрался и украл технологию. Большая часть людей переместилась сюда, как когда-то это сделали пыры. Но побочный эффект – смерть планеты. Пыры исчезли из вселенной вместе с нашим прежним домом.
Санци почувствовала, как подкашиваются ноги. Она абсолютно ничего не понимала, лишь образы в голове рисовали страшные картины из детства: пыры с кожаными крыльями и огромными клыками, живущие в её воображение в ночной тьме. И теперь…
- Энергия, необходимая для перемещения, потопила один из континентов этой земли. Произошли массивные катаклизмы, исковеркающие прежний облик планеты. Многие морские твари получили доступ к городам мрусалов и разворошили их. Наше появление чуть не погубило целую цивилизацию. Потомок того гения, что украл технологию, создал «переговорщик». Мы смогли услышать друг друга и поделить планету. Но теперь…
- Почему вы позволяете ему говорить?! – Айлу подскочил к спасателю, но неожиданно его остановил Старший Совета.
- Потому что я тоже хочу наконец-то услышать друг друга.
- За века жизни здесь мы потеряли слишком много: территорию, чистую воду, крестовину, доверие мрусал. Теперь теряем детей, - Ёрсы наконец нашёл в себе силы оглянуться на Санци, но девушка сидела на полу и обескураженно смотрела в никуда. – Большая часть информации по технологиям пыры потеряна. Что-то восстановил Итту – он гений, и вам придётся признать это. Благодаря ему мы распознаём подходящие планеты и отправляем туда разведчиков. Только вот нигде для нас не находится места. А энергия, используемая при переходе, разрушает планету. Замкнутый круг. У мрусал есть порода кристалл, позволяющая хранить информацию. Не только в образах, доступных их восприятию, но и звуковое и зрительное сопровождение. Они записывают всё со времён начала цивилизации, в том числе и появление человека. Наверное, именно это показал тебе Масец? Санци, - парень присел перед ней, нежно приобнимая, - мы загнали этот мир в тупик. Есть шанс из него выбраться. Ценой умирающей планеты. Но эти люди, - он кивнул в сторону Совета, - решили присвоить жизнь себе. Когда перенесут всех, планета разорвётся. Вместе с рахонами, паучи и мрусалами.
- Тот спасатель, про которого я спрашивала… Он не вернётся из командировки, да? – тихо прошептала девушка, отворачиваясь.
- Не вернётся. Он отправился в новый мир, но тот его не принял. Нам не хватает информации, - Ёрсы резко встал и подошёл к Совету. – Я повторяю, в последний раз повторяю – необходимо объединиться с морским народом. Большая часть технологий – у них. И принцип «качелей», про которые твердит Итту – не выдумка. Только найдя два противоположных мира – один для нас, второй для мрусал – находящиеся на одинаковом расстоянии от этой точки, мы достигнем успеха. Либо спасаются все, либо никто.
Он медленно обвёл взглядом присутствующих и, впервые дрогнув в голосе, добавил:
- Если вы и сейчас откажетесь, я уйду к мрусалам и буду помогать им. Я не хочу больше участвовать в вашем спектакле и зря отправлять своих парней на смерть.
Ёрсы резко поднял девушку, подхватил под руку старика и волоком потащил обоих прочь из зала.
Дверь глухо стукнула, закрывшись.
И лишь отблеск очередной тревоги в коммуникаторах ярко-алой точкой.

«Ты ничего не говорил нам».
Механический голос «переговорщика» после долгого раздумья выводил простые фразы. Чем проще – тем больше шансов, что тебя поймут верно. Ёрсы виновато покачал головой, силясь подобрать слова.
- Я говорил. Говорил, что пытаюсь их убедить сотрудничать с вами.
Долгие минуты перевода и ответа.
«Ты не говорил, что прямо участвуешь во всём этом».
Ёрсы замешкался, вновь не сразу придумав объяснение.
- Иначе никак не узнать, что они творят. Что они задумали. Если не быть рядом, тогда нет возможности следить и пытаться исправить положение.
Теперь задумался Масец. Его многочисленные плавники асинхронно дёргались, выдавая чувство, схожее с человеческой нервозностью. Жабры периодически «захлёбывались» - генетическое уродство, не помешавшее, однако, подняться на высокую ступень иерархии в сложном мире морского народа.
А ведь когда-то Ёрсы и Масец вместе очищали побережье и подводные пещеры от скоплений паучи. Спасая жизнь не сколько разбросанным в глубине материка поселениям, сколько друг другу.
«Ты когда-то пытался объяснить человеческие понятия: дружба, любовь, совесть. Мне казалось, я понял. Почему сейчас я не вижу в твоих действиях этих понятий? Или ты зря называл меня другом?»
- Мы люди. И кроме дружбы и совести есть жадность, страх и гордыня. Ты пытался объяснить, что значит ваша «синхронность». Я не смог понять. Просто я всего лишь человек. Мы одиночки, эгоистичные твари, хоть и пытаемся собираться в группы. Сбиваемся в пары, чтобы в другом человеке видеть отражение себя. Чувства других – к себе. Мы не можем иначе. Но ты – мой друг. В тебе я вижу свою силу. Возможность сделать выбор и пойти против других таких же жалких человеческих созданий, которые по стечению обстоятельств возомнили себя выше остальных. Я не хочу вашей смерти. Твоей смерти. Но я человек крайностей: либо мы разойдёмся, имея шанс взрастить новую жизнь, разорвав при этом планету, либо… умрём. Здесь. Все.
Ёрсы запнулся, внезапно осознав, что откровение вышло слишком длинным и сложным. Переводчик что-то трещал, смешиваясь с эхом от голоса парня. Масец терпеливо ждал.
Долгие минуты мрусал обдумывал ответ.
Ёрсы в страхе зажмурился.
«Есть в глубине источник. Мы ощущаем его, подобно току крови в наших телах. Что-то вроде сердца в самом чреве планеты. Благодаря ему океан живёт. Он заставляет его двигаться, питать наши города подводными течениями, выбрасывает из недр газы, оживляющие жабры. Ваши органы чувств не могут осознать его существования. На вашем языке нет аналога. Но есть в вашем, надводном мире что-то подобное?».
Ёрсы искренне удивился. Неопределённо пожал плечам, повертел головой… Ответ в голову пришёл неожиданно:
- Светило. Багряные лучи, питающие своей энергией землю и всё живое. Без него наша жизнь невозможна.
Масец доверительно закачался.
«Есть традиция – называть важные вещи важными именами. Наш источник назван именем великого мрусала – первого Предка. Ваш народ на нашем языке звучит как «имя» того знающего, который изобрёл «переговорщик» и принёс мир стихиям».
- Не понимаю, к чему ты ведёшь…
«Если я выживу в новом мире и приведу свой народ к жизни – аналог источника я назову твоим именем. У меня будет на это право».
Ёрсы в недоумении попытался ответить, но неожиданно стушевался. Он не имел понятия, как его имя переводит машина. Парень даже не знал, как на самом деле зовут Масеца. Имена давал «переговорщик», чтобы такие разные расы, как люди и мрусалы, могли как-то обозначать друг друга…
- Ты не обязан. Я ничего не сделал…
«Я просто пытаюсь понять смысл дружбы. И ты не прав. Ты сделал – обратил целое течение человеческих решений вспять. Это достойно источника».

- Объекты …9-6 и …4-6.
- Смертельны.
- Объекты …9-6 и …4-7.
- Не совместимые параметры. Разные линии.
- Объекты …9-6 и 4-8.
Долгое напряжённое молчание, прерываемое лишь постоянным писком приборов и щелчками мрусал.
- Параметры подходят. Требуется более детальный анализ.
Целая «паутина» диаграмм, дополненная новыми, похожими на кораллы, разводами. К ней одновременно устремились взгляды людей и восприятие мрусал – внимательное, дотошное исследование искристой картинки…

Ёрсы никогда не видел ничего подобного, даже во времена учёбы и свободной охоты на паучи. Перед глазами - огромное побережье, засыпанное песком. Песок рядом с морем – кто такое придумал? Парень медленно брёл по самому краю воды, оставляя за собой чёткие отпечатки. Полминуты – и их больше нет. Смыты волной.
Будто море дышало!
Ёрсы помнил океан мрусал – мрачный, тёмный, бурлящий в глубине и неподвижный у берегов. Обрамлённый чаще всего скалами, он казался огромной чашей, в ночной тьме превращающейся в безмолвную бездну.
Здесь было иначе.
Море шумело, играло, резвилось… Волны перекатывались друг через друга, серебряной дорожкой отражая холодное пламя чужого светила.
Никакой привычной пелены в небесах – вместо неё чёрная гладь в вышине, исчерченная многочисленными мерцающими точками, притягивающими взгляд. Впервые с момента перехода, Ёрсы перестал злиться на Айлу. Тот всё-таки нашёл способ избавиться от ненавистного спасателя, отправив парня добровольцем в новый мир – готовить почву для массового исхода людей и мрусал – в противоположно разные стороны.
Жаль, Санци ещё не скоро увидит эту красоту… Если увидит.
Ёрсы немного смущала тьма, несмотря на присутствие светила: серповидного белого пятна с серыми разводами. Спасатель долго вглядывался в него, не обращая внимания на многочисленные «ракетницы», обозначающие его товарищей. Скоро они соберутся и под его командованием возьмутся за новый мир.
Но пока…
- Масец, - чётко назвал Ёрсы, будто ожидая ответа.
Светило смолчало. Лишь море очередной волной смыло след.
Ветер принёс запах соли. Голова немного кружилась – кислорода на этой планете оказалось несколько больше. Но не смертельно.
Добраться до точки сбора оказалось труднее. Больше растений. Больше звуков. Постоянно казалось, что сейчас из-за холма покажется паучи. Или рахон.
Пламя рахонов…
Спасатели с ужасом вглядывались в горизонт. Его полоска неуклонно желтела, словно вдали разгорался огромный пожар. Жужжащие насекомые своим треском непроизвольно напоминали огненных тварей, вгоняя мужчин в состояние постоянного напряжения.
Полоса нарастала… Тёмный бархат неба сменился насыщенным синим покрывалом, схожим с океаном их бывшей планеты. Спасатели завороженно наблюдали за преображением, забыв про собственные страхи.
Небосвод светлел, наливался непривычной лазурью. Растения неожиданно оказались зелёными, а луг впереди пестрил такими разномастными красками, что большинству оттенков просто не нашлось названий. Цвет неба и травы Ёрсы вообще раньше видел лишь в радужках людей и нигде больше.
И светило… Настоящее светило планеты.
Жёлтое, яркое, слепящее глаза.
Будто растрёпанные волосы его любимой.
- Санци, - громко сказал Ёрсы, упрямо щурясь. – Тебя будут звать Санци.
Kulyok
Я вот тут нагло дам три непрошенных совета:
- "Сообщество заинтересовано в молодом и здоровом поколении" - вот так в диалогах лучше не надо. Если попроще, читатель поверит, он такой, честно!
- И вот лучше конкретное, а не абстрактное. "то селение, которое было разрушено", "тот мой знакомый, который сделал предложение" - не-а. И еще: если что-то не работает на сюжет, а просто "шоб было", выкидывайте его нафиг без жалости, если это не что-то прекрасное, что просто необходимо оставить кульку и прочим читателям.
- Объяснялки про энергию, я боюсь, слишком скучные. Вообще объяснялки - это такая боль кулька, с которой кулек ходит и борется.

И вот мне кажется, что ваш рассказ станет лучше, чище и интереснее, если эти правила применить. Тем более, что Дяченки на своем мастер-классе где-то то же самое и советовали)
Аверин
"Разноцветные диаграммы всплесками пульсировали над проектором. Трёхмерные изображения всех возможных цветов – они казались живыми тварями, выстраиваясь хаотично, будто руководясь сугубо собственными принципами.
Но за ними пристально следили."

Опять не пойми что. Всего четыре строки, а сказать о них можно так много... rolleyes.gif

"пульсировать всплесками" - это как? blink.gif

"разноцветные диаграммы всех возможных цветов" - спасибо, что уточнили, автор! А то ведь я раньше не знал, думая что разноцветные диаграммы могут быть чёрно-белыми. rolleyes.gif

"руководясь" - интересное словцо rolleyes.gif "по вечерам он занимался руковождением" rolleyes.gif

В результате у нас получается, что разноцветные диаграммы, казавшиеся живыми тварями умудрялись иметь собственные принципы blink.gif при этом выстраиваясь хаотично

И как апофеоз: "Но за ними пристально следили." blink.gif
Ябадзин
Первый абзац очень туго читается, и дальше много "тугостей" тоже. Диалоги - угловатые.
Изложение и стиль в целом... В общем, рекомендуется допиливать.
Для меня идея просто утекает, когда продираешся сквозь нагромождения в тексте, на них спотыкаешся и все...
constp
Автор, вы заставили меня взяться за цитирование текста, что я делаю крайне редко.

Цитата
Тихое жужжание, издаваемое приборами. Их было несколько – длинная вереница неровных пятен и ярких вспышек. Глаза наблюдателей слезились, пальцы синхронно выводили крестики против очередного номера.

Несколько приборов?
Старайтесь отслеживать ассоциации не только в текущем предложении, но и в близлежащих.
И не говорите мне, что я вырвал фразы из контекста. До - диалог, а после - перечисление определений... и опять же диалог.

Цитата
Грузный мужчина, тщательно скрывающий свою седину под багровой краской, пристально всматривался в молодого парня. Тот стоял ровно, навытяжку, точно зная цену и себе, и своим людям.
- В этот раз вы абсолютно уверены?
Именно из-за подобных вопросов Айлу его и не любил.
- Ваше дело – подготовка добровольцев, Ёрсы, а наше – предоставлять информацию.
- Ваша информация неполная. Если продолжать в том же духе - добровольцы закончатся, - Ёрсы говорил чётко, ничем не выдавая ни страха, ни робости. Ничего, что должен чувствовать любой человек, находясь рядом с одним из представителей Совета. – Я в очередной раз предлагаю сотрудничать с мрусалами, пока дело не закончилось катастрофой.
Айлу недовольно прищурился, в очередной раз, отметив про себя причёску бунтаря. Даже здесь парень умудрился выделиться и пойти против системы. И продолжает нарываться.

Кто из них член совета? У кого шевелюра покрашена? Кто кого не любил? Почему любой человек должен чувствовать страх или робость рядом с членом совета? Любой! Не многие, не большинство, а все поголовно!

Цитата
Длинный, похожий на узкий хлыст, хвост размашисто «ходил» из стороны в сторону, размазывая влагу по всей доступной поверхности и, заодно, оценивая степень опасности.

Поверхности, доступной кому? Или для чего?
И кто оценивал опасность? Хвост?

Дочитывал по диагонали, но суть-таки упустил из-за несуразиц, подобных приведенным выше.

Pablo
Ну, и мешанина! Постоянно приходилось возвращаться вверх по тексту, дабы понять, о чем идет речь. Автор явно торопился. Простите, но как-то - совсем не очень...
Anirad
Огрехи есть, но не фатальные, если их доработать - выйдет замечательный рассказ. Понравились ГГ, автор нарисовал их очень живописно, как и погибающий мир. Один из рассказов который с первых строк увлек настолько, что пока не дочитала не могла оторваться. Спасибо автору.
vostok
Да, текст нужно тщательно вычитывать. Может, это кажется лишним - но поверьте, это необходимо. А сама идея неплоха, но исполнение подкачало.
karpa
Идея есть: переселение сухопутных разумных и морских разумных на другую планету, из-за фиг-знает какой катастрофы на этой планете.
Сюжет вроде даже прослеживается.
Язык тяжеловесный. Конструкция предложений такая, словно автор все свои мысли пытается впихнуть в одну фразу. Ну низзя так, wink.gif
Персонажи - слабое место в рассказе. Кто кому кем приходится, разбираешься не сразу.
Когда молодой Ерси или его начальник, - не поняла кто именно, - потребовал дряхлого дедушку отправить куда-то на разведку. У меня возникло подозрение, что автор сейчас будет толкать идею о том, как расправиться со всеми стариками на планете. Но... ошиблась.
Диалоги - никуда не годятся в таком виде.

Цитата
"У мрусал есть порода кристалл, позволяющая хранить информацию. "

-- не по-русски, - "кристаллическая порода".
Цитата
"Спасая жизнь не сколько разбросанным в глубине материка поселениям, сколько друг другу."

-- "не сколько - сколько", а "постольку - поскольку".

Чикать текст, переписывать тяжеловесные предложения. Оживлять персонажей. Фон не прописан.
Финал - почти хорош, но слишком коротенький. Тема раскрыта. Рассказ требует сильной доработки.
Kapy4ino
Задание выполнено. Сюжет есть. Конечно работа МТА,но это поравимо
iStanley
Что точно есть в этой работе, так это атмосфера. Воображение на хорошем уровне. В персонажах и событиях несколько запутался. Но даже сейчас, спустя сутки после прочтения, чувствую послевкусие. Пепел.
Пишите исчо, всенепременно!
Аленка
Идея интересная, атмосфера (хоть и смазанная) есть, ружья стреляют.
Но впечатления портят неудобоваримые конструкции, как то:
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
Тихое жужжание, издаваемое приборами. Их было несколько – длинная вереница неровных пятен и ярких вспышек.

Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
туман рассеется более равномерно

Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
У мрусал есть порода кристалл

Многие вещи (например, важность крестовины) становятся понятны не сразу, от этого теряется драмматизм ситуации.
И хотелось бы более детальной проработки персонажей.
grark
Цитата(Аленка @ 20.11.2016, 11:18) *
Идея интересная, атмосфера (хоть и смазанная) есть, ружья стреляют.
Но впечатления портят неудобоваримые конструкции, как то:



Многие вещи (например, важность крестовины) становятся понятны не сразу, от этого теряется драмматизм ситуации.
И хотелось бы более детальной проработки персонажей.



Персонажей или вещей? Уж надо выбрать что-то одно, а не валить в кучу, если собралась комменты давать.
Аленка
Цитата(grark @ 20.11.2016, 15:50) *
Уж надо выбрать что-то одно, а не валить в кучу

Ваше замечание мне кажется весьма странным. Если не заметили, о вещах я говорю в одном абзаце, о персонажах в другом. Один абзац - одна мысль.

Цитата(grark @ 20.11.2016, 15:50) *
если собралась комменты давать

Это уже звучит близко к "кто ты такая, что берешься тут комментировать!" и попахивает личностным наездом.
Векша
Ну что, попробую написать отзыв по условиям конкурса. Интересно, что получится.

Субъективная оценка - положительная. Рассказ зацепил и заставил переживать за гибнущую планету, хотя несколько раз я запутывалась в сюжете.

Фантдоп, по-моему, оригинальный. Особенно рахоны - понравилось их "самовозгорание". И мир получился очень достоверным. Планета гибнет, люди болеют, но при этом все озабочены цветом волос - прямо как у нас. Очень по-человечески.

С логикой вроде бы всё нормально, но сбивает с толку сумбурность изложения.

Герои хороши, пока не начинают разговаривать. Язык у них какой-то канцелярский. Хотела привести пример, но передумала: не смогла выбрать. Не говорят так живые люди. Немного разочаровала Санци, когда не сделала даже попытки спасти младенцев, услышав их крик. Я понимаю, что она была в панике, но хоть бы дернулась к ним...

Стиль и грамотность автора - не на высоте. Не хватает точности. В эпизоде первого диалога Айлу и Ёрсы запуталась намертво, хотя перечитала три раза. Непонятно, кто к кому обращается и чего они друг от друга хотят. Дополнительно сбивает ещё и то, что вначале упоминаются красные волосы Айлу, а потом - "причёска бунтаря" Ёрсы, без всяких уточнений. В сознании читателя обе прически сливаются в одну.

Постоянная проблема - склонение существительных мужского рода как женского (чего - коралл, кристалл и даже, кажется, мрусал). И пунктуация по типу "...!", которой в русском языке нет.

И всё-таки это яркий, запоминающийся рассказ. Хотя финалом я и недовольна. Очень уж он мрачный. Да, две расы спаслись, расселились, но планета с ещё двумя видами, неважно, разумными или нет, погибла. Может, поэтому и цепляет? Слишком дорогая цена...

Рыжая вешка
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
уже вовсю растрепавшийся пучок
- мужчина писал - зуб даю. Женщина так про волосы не напишет
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
работаем по старинке – руки, глаза, мысли.
- Великолепно, - настроение окончательно испортилось. Санци глубоко вздохнула, взяла себя в руки и резко встала.
- Глаза и руки…
- уж слишком тут много этих рук и глаз
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
Сердечко выслушивалось
- ПРОслушивалось
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
Ни документов, ничего…
- а что ещё должно быть?
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
Непослушные пряди прилипли к потному лбу розовой меткой, будто очерчивая ход сосудов.
-пряди - согласна, прилипли - да, лоб мокрый... А дальше пошла полная несуразица
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
температура бредом въедалась в молодую душу.
- попыталась себе представить
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
Тужься, девочка, не халявь.
- мне бы сказалаи такое - пяткой в глаз бы заехала
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
Родильница ошалевшими глазами
-ну, роженица же! Нельзя так, автор с нами.
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
крестовина помогла – температура спала и матка очнулась, организм встрепенулся и стал резво справляться с напавшей на него инфекцией.
- а мой при прочтении оного - скукожился и перестал подавать признаки жизни
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
разрушили то селение, порушили это…
- а это не одно и то же?
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
раньше под окнами росла алым ковром под стать небу
- это как?
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
мы своими отбросами отравили им воду, а они – нашу землю
- надо понимать тоже отбросами?
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
У мрусал есть порода кристалл
- который стекает со скал и так похож на металл
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15) *
луг впереди пестрил такими разномастными красками
- пестрЕл!!! Да и краски такие интересные...

Двойственное впечатление от рассказа. Сначала путаешься в героях - кто есть кто, и кто кому кем. Потом в синтетике с непонятной крестовиной. Потом в обитателях. Потом идёт пространная объяснялка, которая тоже не вносит ясности. Вместе с тем в этом рассказе определённо что-то есть. Диалоги переписать, всё остальное сократить, героев прописать более достоверно. А потом можно и переселяться. Хошь на сушу, хошь на море.
alzbeta_kamosh
Цитата
- Да, я спрашивала. Муж сказал – отправлен в очень длительную секретную командировку. Возможно - на пару лет. Что-то есть новое на обходе, о чём я ещё не знаю? – спросила девушка, просматривая данные. – Новая фамилия… Кто это?
- Пару лет… Эх…, - помощница явно расстроилась

Т.е. жена не знает, что ее мужа забросили в командировку на пару лет, на такой длительный срок? И еще это "Эхх" - ээх, ну ладно, фиг с ним, переживем? Так, что ли?

Цитата
- Хуже. Температура не сбивается, схватки нерегулярные, еле ощущаются, - помощница в бессилии развела руками. – Синтетик не помогает. Её муж весь извёлся, начинаю беспокоиться о нём…


По-моему, плевать на мужа в этой ситуации. Еще и о нем зачем беспокоиться? Извелся он, бедный.

Цитата
Тужься, девочка, не халявь.
- что???прям пахнуло роддомом, в котором я рожала, и его хамоватыми акушерами.
Цитата
Родильница ошалевшими глазами оглядывала палату, не совсем понимая произошедшее: крестовина помогла – температура спала и матка очнулась,

я поняла, о чем Вы, но... очнувшаяся матка...это уже не только фильм ужасов, это трэшак какой-то. Я очень ярко представила, как матка очнулась. Очнулась, поднялась и завыла: "Я живааа"... Прям Франкенштейн. А если серьезно, Автор, может, лучше не упоминать эту матку? Ну ее. И так все понятно.

"Рахон повёл крыльями и «ощетинился», пытаясь принять решение. " - это же зверь, да? Звери умеют принимать решения? Или это разумный зверь, и я могу идти лесом со своими рассуждениями?

Цитата
- Я случайно. Не думала, что делаю. Никогда не думаю. Накосячила на работе, разбрасываюсь крестовиной, выгляжу глупо…
- Не надо было красить волосы.
- люди погибли, она чудом выжила, а теперь сидит и рассуждает о том, что у нее глупый цвет волос. И почему так важно, какого цвета волосы?
Цитата
Для Санци более гениальным творением было лишь зачатие и рождение новой жизни – непознаваемый путь от слияния двух клеток и до воссоздания нового, уникального организма.
- согласна. Действительно, гениальное.

Понравилась девушка-лекарь. Но она лекарь. Как она могла сбежать от женщин и младенцев, когда прилетели эти крылатые твари? Хотя Автору виднее.
В целом, неплохо.
Alexeyus1980
Цитата
будто руководясь сугубо собственными принципами

руководствуясь

Цитата
Через несколько часов светило поднимется выше, а туман рассеется более равномерно – останется лишь ровное светло-красное свечение


Цитата
Что же её ждёт на работе
- Ты слышала, ты слышала? – помощница быстро щебетала, нервно перебирая документы и постоянно перекладывая их по разным стопкам. – В северных горах снова обвал! Говорят, гнездо паучи разворошило, все ближайшие селения либо под камнями, либо убиты тварями! А ещё мой знакомый рассказывал про взрыв в шахтах - вроде опять до чего-то не того докопали Короче, жди опять отключений энергии. Но я тебе ничего не говорила! Да?
- Конечно, - Санци старательно прятала волосы под платком, всё ещё переживая нагоняй от начальства. Необходимо срочно реабилитироваться. Незамедлительно.
- Кстати, ты не узнавала Куда он исчез? Мой знакомый? – помощница подозрительно огляделась, боясь лишних ушей. – Он мне предложение сделал и ни слуху
- Да, я спрашивала. Муж сказал – отправлен в очень длительную секретную командировку. Возможно - на пару лет. Что-то есть новое на обходе, о чём я ещё не знаю? – спросила девушка, просматривая данные. – Новая фамилия Кто это?
- Пару лет Эх…, - помощница явно расстроилась.

Одна из ошибок начинающих авторов - когда не хватает слов, пытаются многоточиями придать тексту выразительность. А такой препинаки - "...," - нет в природе вообще.

Цитата
Думали, успеем добраться до родственников, но что-то пошло не так…!

Вот насколько автор с многоточиями заигрался, аж забыл, что в этой ситуации надо делать так - "!..".

Цитата
Ярко-голубые глаза непривычно щурились от яркого света


Цитата
Как мы его от неё отсечём раньше времени...?

Цитата
- Рожает! Она… Что это...?!

А нет, то была не случайность выше:)
Очень много лишних тире и многоточий (чего-то мне красным подчёркивается это слово, хм, а "многоточие" склоняется вообще, вроде бы да). Больше на них не указываю.

Цитата
Санци вновь осмотрела роженицу. Выглядела худой, да. Испуганной. Уставшей. Но вполне приличной – ничего общего с поселенцами Пепла или заражённых земель…

Что это? Может:
Санци вновь осмотрела роженицу: да, та выглядела худой, испуганной и уставшей, но ещё более менее прилично по сравнению с поселенцами Пепла или заражённых земель…

Цитата
Родильница ошалевшими глазами оглядывала палату

Роженица.

Цитата
Она молча оглядывала создание на своих руках

Стабильная ошибка. Не надо своей рукой лазить в свой карман (с) Ю.Никитин из книги "Как стать писателем" (если не ошибаюсь).

Цитата
– Почему так тихо? – родильница, наконец, начала что-то понимать.

Родильница - это новорожденный, с ещё не обрезанной пуповиной. У вас новорожденный вопросы задает?

Цитата
заполучив разработки Итту, сможет с лёгкостью в них разобраться


Цитата
Он с огромным облегчением вдохнул полной грудью воздуха

Он с огромным облегчением вдохнул полной грудью воздух.

Цитата
После происшедшего нервы отказывались

После произошедшего...

Цитата
Они украшали себя узорами из коралл и люминесцентных колоний планктона

Кораллов? Или я что-то не понял? Если да, то почему узорами, а не украшениями? Нет, я вроде бы и правда чего-то не понял.

Цитата
Произошли массивные катаклизмы, исковеркающие прежний облик планеты.

Произошли массовые катаклизмы, исковеркавшие прежний облик планеты.

Прочитал, "диагональ" не включал.

Ну что я могу сказать: первая половина рассказа - чисто женская логика и восприятие мира:) много эмоций, но по сути первая половина рассказа не несёт какой-либо смысловой нагрузки. В середине, когда парень задвинул долгую объяснялку про то, что тут вообще происходит, собственно и начался сам рассказ. Но рассказ оказался про то, как люди путешествуют по мирам и разрушают их, а не про то, кто мы и откуда (хотя подозреваю, что автор уверен, что объяснил это, но я так не считаю).

Не смотря на указанные ошибки, текст довольно приличный и читается приятно. А если убрать все многоточия (там, где нужна пауза, так и писать - повисла пауза или она замолчала и т.д.), которые почти начали раздражать, то стало бы совсем хорошо.

В общем, автор не безнадёжен. Стараться, учиться, писать дальше! Всего хорошего и творческих успехов!

P.S. Простите, если какие-то ошибки уже указывали другие комментаторы, я стараюсь не читать отзывы, чтобы спойлер не словить, до того как прочитаю рассказ сам.
Alexeyus1980
Цитата
- мужчина писал - зуб даю. Женщина так про волосы не напишет

Хе-хе, а я вот уверен, что женщина писала. Посмотрим, кто прав tongue.gif
alzbeta_kamosh
Цитата(Alexeyus1980 @ 21.11.2016, 18:35) *
Хе-хе, а я вот уверен, что женщина писала. Посмотрим, кто прав tongue.gif

Мне кажется, тоже женщина. Хотя не факт - могла ли женщина написать так о матке?))
alzbeta_kamosh
Цитата(alzbeta_kamosh @ 21.11.2016, 18:36) *
Мне кажется, тоже женщина. Хотя не факт - могла ли женщина написать так о матке?))


Т.е. мне тоже кажется, что женщина.
Alexeyus1980
Цитата(alzbeta_kamosh @ 21.11.2016, 20:36) *
Т.е. мне тоже кажется, что женщина.

Мужик так запутать просто не сумеет tongue.gif Я до объяснялки вообще не понимал, что и где происходит. Сначала кто-то что-то искал и отправлял разведчиков. Потом, как мне показалось в другом мире, какая-то женщина принимает роды. Потом какие-то монстры, фиг знает откуда и зачем. Опять споры разведчиков, я начал ждать, когда они прилетят на планету к той женщине и что будут делать. И тут бац! А всё оказывается в одном мире происходит, и женщина вообще родня тех разведчиков... Вот smile.gif
Alexeyus1980
Если вдруг я ошибаюсь и автор - мужчина, то хочу перед ним извиниться, и сказать, что у него большое будущее ибо он умеет писать эмоционально. Эмоции - плюс рассказа.
Каркун

Автор попросил разместить ответ


Цитата
Сердечко выслушивалось - ПРОслушивалось

Прослушать можно лекцию, песню или кандидатов в программу "Голос". Сердце - ВЫслушивается и никак иначе.

Цитата
ну, роженица же! Нельзя так, автор с нами.

Цитата
Родильница - это новорожденный, с ещё не обрезанной пуповиной. У вас новорожденный вопросы задает?


Родильница - женщина, которая недавно родила и ещё находится в роддоме. Роженица - женщина, находящаяся непосредственно в родах. Данные взяты из учебника по акушерству, и этому источнику я доверяю больше, чем первой ссылке в яндексе.

На самом деле, спасибо за комментарии и подробный разбор текста. Остальные замечания учтены и приняты к сведению.
Alexeyus1980
Ну можно было бы и открыть секрет: какого пола автор smile.gif

Про родильницу поискал подробней, вроде правда за автором. Ну вот и сам чего-то новое узнал:)
Salladoretz
Прочитал.
Сумбурно. Тяжеловесно. Анимешненько. Настолько сумбурно и анимешненько, что создаётся впечатление, что автор переписал в рассказ какой-то японский мультик. У них там плавностью нарратива особо не заморачиваются. В любом случае, даже если это стопроцентно авторский креатив, получилось неочень.
Вес На
Рассказ интересный, но над ним необходимо не работать, а пахать. Чистить размытые, не имеющие необходимости присутствия в тексте различные мелкие уточнения и вместе с тем, дополнять связями события с описанием, героев с действиями и тд. Вычитывать несогласованные предложения. Уничтожать речевые стилистические «ляпы» и стилистические литературные, как - сложные приборы называются совершенно неуместно простыми словами.
/Разноцветные диаграммы всплесками пульсировали над проектором. Трёхмерные изображения всех возможных цветов – они казались живыми тварями, выстраиваясь хаотично, будто руководясь сугубо собственными принципами.
Но за ними пристально следили./
/ пульсировали над проектором/? Те исключительно над проектором – в малом пространстве «очерченном» рамками формы проектора? Какого размера должен быть проектор, чтобы в рамках пространства отведенного на часть описываемую, как /над ним/уместилось все далее по тексту?
Необходимо изменить место действия и возможно описать способ передачи изображений проектором – «на все пространство синтетической лаборатории интенсивными пучками света передавалось изображение…» - это лишь мой пример, как увеличить масштаб этой части текста.
Далее конструкция с /но/.
К чему здесь противоречие? /Но следили/. Здесь нет противоречия. /Но/ убрать.
Начало текста не должно порождать противоречия. Особенно хорошо надо выписывать именно начало (хорошо, конечно, надо все выписывать), но начало – это то, что читателя либо спугнет, либо привлечет.
Чтобы больше не возвращаться к этому вопросу (эта проблема проявляется по всему тексту в разных вариациях) тут же след пример не спаянности текста:
/ Тихое жужжание, издаваемое приборами./ Точка – это оконченная мысль. С тем же успехом можно было на писать: плитка серая или карандаш острый. Напишите, что важного в этом тихом звучании – режет слух, создает диссонанс … Соединяйте повествование художественным словом, создавайте чувства и атмосферу. Текст должен «дышать».
Теперь вернемся к началу о диссонансах, мы прочли про несоответствие масштабов пространства над проектором и размерами изображений, теперь перед нами:
/Тихое жужжание, издаваемое приборами. Их было несколько – длинная вереница неровных пятен и ярких вспышек. Глаза наблюдателей слезились …/
Это один абзац. Несколько глаз были длинной вереницей из ярких вспышек?
Автор может сказать: здесь о приборах в двух предложениях, а о глазах в третьем.
Тогда не создавайте противоречий. Пишите в одном абзаце об одном, в другом о другом, не варите диссонансную кашу. Если не абзацами, тогда разделите четкой последовательностью описаний. Чего, как мы видим, нет.
Если читатель «прожует» начало, споткнувшись упадет, встанет, опять упадет, но все-таки продолжит чтение в шлеме и защитном «обмундировании» согласившись спотыкаться, например, о то, что героя, сделавшего предложение, предполагаемая жена называет лишь знакомым, рассвет описывается мрачно, а героиня отдыхает от этого зрелища, смерть описывается /яркой и красочной/, встретит:
Штампы:
/ тёмно-серую пелену тумана/ - лучше просто «туман», /пелена тумана/-штамп любого цвета.
/покрывало облаков/
Тавтологию:
/ Ярко-голубые глаза непривычно щурились от яркого света/
/ ход сосудов/ - здесь волосы, в «Находках автора» Земля.
/цвет/,/белого цвета/, /основные цвета/
/ крестовина/ и мед инструмент и трава (здесь двойная проблема в нелогичном описании инструмента (оказавшегося каплями!) в начале текста и одинаковом названии)
Краска для волос. Её слишком много. Необходимо изменить – эмульсия, пена, ламинирование – на основе этих слов можно создать различные способы окрашивания для мужчин и женщин.
Попытка автора усилить события при помощи лексических повторов не красит текст /Я говорил. Говорил, что/ таких приемов слишком много.
Находки автора:
/ кровеносные сосуды самой природы/
/ температура бредом въедалась в молодую душу/
/ одевая его в мистическую сеть/- убрать «как бы», просто / одевая в мистическую сеть/, сюда же /навроде кресала/, /несколько другие способы/ , /Что-то вроде сердца/, /Будто море дышало/ - автор пишет и создается впечатление, что сам не верит в написанное, что и передается читателю.
Необходимость борьбы с местоимениями.
А также: интересное переплетение рас, видов и миров обитания. Достаточно динамичный сюжет.
Kulyok
Иногда кулек приходит и читает все по второму разу, чтобы снова поругаться! Авторы просто счастливы, я подозреваю.

(меня испортили, окончательно испортили Даркером, на самом деле. Там какой-то тру заповедник идеальных рассказов, кулек развесил уши, ножки и все остальное, и вообще так купался в этом счастье, что теперь, когда видит неидеальные рассказы, думает: надо было сначала тут все отрецкать! тогда бы такой высокой планки не было, и можно было дальше на Чортовой Дюжине все хвалить)

Так вот, ругань! (трубы, драматическая пауза, входит Ругань в лохматых шортиках, садится на песок и мечтательно смотрит на солнце)

Мне кажется, красивые, романтические, глубокие описания словно бы вот пришли из какого-то прекрасного места, куда хочет кулек - и кулек бы с радостью туда вслед за автором отправился. Но.

Тут есть ужас, и ужас этот, на мой неискушенный кулечный взгляд - в непродуманности сюжетных линий.

Биосфера сходит с ума. Как это лучше передать? Естественно, через дружбу и недружбу главного героя и его подводного друга, а не через жуткие и бесконечные совещания! Ведь как только герой встает у экрана и начинает говорить с другом, даже чертовски очевидное и, пожалуй, местами надоедливое морализаторство не особо мешает, интересно же!

Крестовина, цветы, которые раньше были везде, а потом, увы, отступили. Это интересно? Чертовски! Это ателас, Арагорн, куча потрясающих ассоциаций!
А у нас чего? У нас больница, вежливый, но холодный антураж, и героиня с непроницаемым лицом, практически не проявляя эмоций, разбираясь с жизнью и смерью. Нет, если сравнить со средним советским врачом, то дайте две (хотя вот как она сбежала от монстра, а другие женщины, скорее всего, погибли - вот честно скажу, автор, какую-то неприязнь эта сцена вызвала. Если бы она заорала "Бегите, спасайтесь!", даже уже видя, что они и так бегут, или хотя бы, не знаю, куклу какую-нть запульнула в другой конец коридора, а так она словно бы оставила других несчастных женщин задержать чудовище, а сама бежать). Но как главная героиня - она холодна, ибо все женщины в этой больнице, на мой взгляд, безлики. Может быть, если бы это была деревенька, она - единственная акушерка, и рожает ее подруга, и срочно нужны эти цветы, хотя... хотя не, все равно не вырулило бы. Может, линия слишком отстранена от главной? Может, тема рожающих женщин просто мне не близка? Фигегознает, но горящих глаз однозначно не было, а это ведь ЗАМАНИВАЮЩЕЕ НАЧАЛО! Оно заманивающее должно быть!
(Я, кстати, честно не проецирую - мне близки все героини, и вредные, и избыточно эмоциональные, и какие угодно; проецирую я, когда вот-вот начнется что-то совсем интересное, но это отдельная тема; но вот я чувствую, когда они живые, а когда играют роль, а когда и вовсе полные телепатические лошади, простите мой клатчский. Вот нутром чую. И хочу поругаться, что, собственно, и делаю. И, кстати, по поводу истерик: тут же причина должна быть. Откуда это? Она чувствует себя ненужной, или ей хочется игрушку, а игрушку не дали, или она жалеет себя, или наказывает за ошибку, или, или, или? Истерика на ровном месте - авторский просчет, как мне кажется).

В общем, и герой, и героиня, и оставшиеся товарищи - слишком ровные; эмоции вспыхивают только в финальном диалоге с Масцом; финальный жест со светилом невозможно красивый и романтичный, но чрезмерная сухость рассказа не позволяет насладиться рассказом - в отрыве от этого жеста - целиком.

(я бы погрешила на "в камерность веришь сильнее": когда кто-то ответственен за такие глобальные изменения, веришь слабее, чем если бы Ёрсы работал в группе свободного поиска и нашел Землю, а Санци выращивала эти цветы и дико переживала, что они гибнут, без огромного госпиталя и кучи левого народу с совещаний. Но ведь порой удаются и "массовые" рассказы; хотя, кажется, реже - даже там, даже в "Ведьмином веке", где у Клавдия - огромная ответственность и безграничные порой права, побеждает все равно камерность).

Фуф. Как-то так. Пойду вечером на закат посмотрю)
Marina Gaki
Общее впечатление приятное. Симпатичное решение темы. Стиль письма слабоват. Мне понравилась тема с волосами, но не понравилось её описание. С самого начала цвет волос заявлен, но воспринимается это скорее ошибкой, нежели тем что хотел сказать Автор.


Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 9:15) *
Автор:
На двоих

Грузный мужчина, тщательно скрывающий свою седину под багровой краской,

Если тщательно – то значит седины не видно. Если не видно – зачем эта фраза, что он скрывает? Если Вы хотите подчеркнуть, что он скрывает седину – напишите иначе – он был сед, но тщательно это скрывал. Лёгкое смещение акцента, и намного больше говорящее.
Вообще – тему с волосами можно было сделать более акцентной, больше и интереснее обыграть – это всё есть у Автора, но стиль письма не позволяет насладиться его задумкой

Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 9:15) *
Автор:
На двоих

катаклизмы, исковеркающие прежний облик планеты

Возможно, исказившие, коверкающие, искромсавшие, изменившие. В целом предложение не удачное. Может, написать : Катаклизмы, постигшие планету, до неузнаваемости изменили её облик.
cat-the-redhead
Муторный, тяжёлый рассказ. Не понравился.
Изложение скачет. Санци только одни роды приняла и почти сразу спрашивает о пациентке. Думаешь, что о той же, ан нет, уже следующая. Идут разговоры о синтетике и крестовине, читатель уже успевает представить себе нечто, а оказывается, что крестовина - растение. И всё в этом рассказе как-то внезапно.
Диалоги очень специфические. Например:
"- Синтетик на неё не действует. Она скоро погибнет.
- Но его можно использовать только в самых крайних случаях!
Санци обернулась на девушку и холодно ответила:
- Она выглядит нормальной. Нарушения – следствие стресса. Она ведь чуть не погибла во время землетрясения. Сообщество заинтересовано в молодом и здоровом поколении". - читается очень противоречиво

Ошибки отлавливать не буду. После "Колыбели Богов" как-то не хочется вообще их замечать.
Хирург без диплома
Цитата(Рыжая вешка @ 21.11.2016, 2:11) *
Цитата(Каркун @ 10.11.2016, 8:15)
Сердечко выслушивалось - ПРОслушивалось
"выслушивалось" в данном контексте имеет право на существование - это медицинский жаргон.
Цитата(Рыжая вешка @ 21.11.2016, 2:11) *
Родильница ошалевшими глазами -ну, роженица же! Нельзя так, автор с нами.
нет, девушки, как есть родильница, ибо уже родила. Роженица - это женщина перед родами или в родах.

Требует вычитки, но... весьма.
Надежда
Отдельные сцены понравились. Связка между ними слабовата
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.