Могу порекомендовать следующие учебники писательского мастерства:
Смит А.Г. – 52 способа написать бестселлер.
Джеймс Фрей – Как написать гениальный роман
Хиллари Реттиг. Писать профессионально.
Сценарии:
Роберт МакКи. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только.
Александр Молчанов. Как написать интересное кино и телесериал.
Особенно понравился учебник Молчанова. Хоть он и рассчитан на сценаристов, но много полезного может извлечь любой автор.
Знает ли кто-нибудь еще полезные и интересные книги по писательскому мастерству? Делитесь!
Особенно интересует литература, книги или статьи по отдельным жанрам:
Фантастика
Фэнтези
Приключения
Детектив
Кто знает, где можно подробно и со знанием дела прочитать об особенностях этих жанров? Пока встречал только поверхностные статьи о них, а вот серьезного разбора этих жанров не видел. Хотя мастера этих жанров есть, и есть хорошие знатоки.
Сочинитель
16.12.2017, 18:50
А эти авторы, кроме учебников, чем отличились, какие бестселлеры написали, чтобы давать советы по мастерству?
Цитата(Сочинитель @ 16.12.2017, 18:50)

А эти авторы, кроме учебников, чем отличились, какие бестселлеры написали, чтобы давать советы по мастерству?
Я думаю, что вы только что озвучили типичное заблуждение : ) Преподавание и "делание" - 2 разных профессии. Никто из знаменитых мэтров учебников не пишет и не преподает. Джордж Мартин и Джоанна Ролинг не преподают. Блестящий знаток жанров - Борис Акунин, но я не слышал, чтобы он что-то преподавал или кого-то учил. Те, кто "делает" - не учат! И наоборот. Если загляните на любой филфак и спросите у знатоков филологии, что они сами написали - вам даже отвечать не станут, настолько диким покажется им этот вопрос. Это слишком серьезные люди, чтобы заниматься такой несерьезной вещью, как писательство. Вспомните хотя бы свою школьную училку литературы - она была писательницей? Но она вас учила.
В общем, думать, что автор учебника или преподаватель сам обязан быть знаменитым мэтром - очень распространенное заблуждение.
Виктор Не
16.12.2017, 19:20
Цитата(Dionis @ 16.12.2017, 19:05)

В общем, думать, что автор учебника или преподаватель сам обязан быть знаменитым мэтром - очень распространенное заблуждение.
Это не заблуждение, а простейший способ проверить, что автор учебника хоть как-то пригоден.
Как вы предлагаете оценивать преподавателей, по успехам учеников? Окей. Кого выучили сии метры?
Сочинитель
16.12.2017, 19:57
Цитата(Виктор Не @ 16.12.2017, 19:20)

Кого выучили сии метры?
Присоединяюсь к вопросу.
А по поводу распространённого и моего в том числе "заблуждения" не согласен в принципе. У вас своё мнение по вопросу, у меня - своё. И если оно отличается от вашего, это вовсе не означает, что оно неверное.
Предлагаю не уводить тему в оффтоп. Я предполагал, что здесь будут выкладывать ссылки на учебники и статьи по жанровой литературе. Обсудить их авторов можно будет в соседней теме. Сам я ищу литературу по 4 жанрам: фантастике, фэнтези, приключениям, детективам. У меня нет требования к авторам, чтобы они были известными писателями. Мне достаточно будет, чтобы они были компетентными знатоками жанра. Это могут быть критики, филологи, редакторы.
Вот только что в соседней теме озвучили Поланика и Никитина
Виктор Не
16.12.2017, 20:36
Цитата(Dionis @ 16.12.2017, 20:08)

Мне достаточно будет, чтобы они были компетентными знатоками жанра.
Вопрос тотже, как отличить компетентного от подделки?
Дон Рэба
17.12.2017, 11:24
Цитата(Сочинитель @ 16.12.2017, 20:50)

А эти авторы, кроме учебников, чем отличились, какие бестселлеры написали, чтобы давать советы по мастерству?
Я возьму пример из спорта. Не всегда из Великого, например, футболиста, получается Великий тренер, и наоборот. Я тоже считаю, что Писатель и Преподаватель разные вещи. Вы же не будете Бодуэну де Куртэне задавать вопрос: "Прости, А что, милок, Ты грандиозного написал?". Да, есть обратные примеры. Александр Нашевсё Пушкин и писал и советовал. Тем не менее, это исключение, подтверждающее правило.
Интересно из кого получаются великие тренеры?
Кенни Далглиш: футболист, тренер.
Карлос Дунга, Дирк Николас Адвокат, Алехандро Сабелья - хавбеки, которые по окончании карьеры стали тренерами.
Юрген Клинсман - в прошлом профессиональный форвард, а в текущее время тренер национальной сборной США.
Валерий Георгиевич Газзаев - советский футболист, президент и тренер футбольного клуба из Владикавказа "Алания".
И многие, многие другие.
Есть ли футбольные тренеры, которые не были футболистами? Не успешные менеджеры, а именно тренеры?
Сочинитель
17.12.2017, 12:37
Цитата(Ruslan Shagmanov @ 17.12.2017, 11:24)

Я возьму пример из спорта.
А я в таких случаях почему-то экономистов и прочих менеджеров вспоминаю. То есть тех, кто ни рубля в бизнесе не заработал, но тем не менее пишет книги как это сделать, имеет учёные степени и при этом живёт от зарплаты до зарплаты.
Молчанов в "Букварь сценариста" хорошо разбирает структуру прозаического произведения.
Я бы посоветовал прочитать:
1) Эдуард Вартаньян - "Путешествие в слово"
2) Владимир Колесов - "Язык города"
3) Нора Галь - "Слово живое и мёртвое"
4) Корней Чуковский - "От двух до пяти"
5) Корней Чуковский - "Живой как жизнь"
6) Энциклопедический словарь юного литературоведа
7) Энциклопедический словарь юного филолога
8) Лев Выготский - "Психология искусства"
Дон Рэба
17.12.2017, 16:45
Цитата(Славыч @ 17.12.2017, 18:07)

Молчанов в "Букварь сценариста" хорошо разбирает структуру прозаического произведения.
Я бы посоветовал прочитать:
1) Эдуард Вартаньян - "Путешествие в слово"
2) Владимир Колесов - "Язык города"
3) Нора Галь - "Слово живое и мёртвое"
4) Корней Чуковский - "От двух до пяти"
5) Корней Чуковский - "Живой как жизнь"
6) Энциклопедический словарь юного литературоведа
7) Энциклопедический словарь юного филолога
8) Лев Выготский - "Психология искусства"
Нора Галь - настольная книга, "От двух до пяти" Чуковского забавная книга, но как по ней учиться писать? Вот его же "Живой как жизнь" нужно глянуть. Ну и словари само собой разумеющееся.
Мне интересны именно жанры. В общих чертах много всего написано.
NatashaKasher
17.12.2017, 17:57
Цитата(Dionis @ 16.12.2017, 18:39)

Джеймс Фрей – Как написать гениальный роман
Хиллари Реттиг. Писать профессионально.
Цитата(Сочинитель @ 16.12.2017, 18:50)

А эти авторы, кроме учебников, чем отличились, какие бестселлеры написали, чтобы давать советы по мастерству?
Джеймс Фрей строчит бестселлеры. Фантастику для юношества. По-моему они ужасны (я имела несчастье прочитать два), но тем не менее, факт.
А Хиллари Реттиг не писательница, а психолог, даёт советы, как избежать проволочек, избавиться от перфекционизма и так далее.
Версия этой книги по-английски вообще называется "Say Sayonara to Perfectionism", то бишь: "Скажи перфекционизму прощай".
Сочинитель
17.12.2017, 19:29
Ну, я где-то так и предполагал. Подобные книги, семинары, конвенты и прочее можно подвести под общий знаменатель: хочешь быть известным писателем (богатым человеком, успешным бизнесменом, знаменитым актёром и т.п.) - будь им!
Вот и весь секрет от подобных советчиков.
Читаю книгу Юрия Никитина "Как стать писателем". Ржунимагу: мужик прикалывается по полной. Его прикольный стиль снижает информативную ценность, зато мозги прочищает как ершиком.
Научить писать нельзя по той простой причине, что писатель - это не профессия. Даже если писатель зарабатывает своим трудом. С этим ясно, теперь про успехи звезд, описанные в книгах.
Фишка в том, что у каждого своя история успеха, уникальная как отпечаток души. И клонировать этот успех нельзя, а натягивать (простите) на себя - вредно. Есть какие-то общие принципы, которые могут помочь успеху, чаще всего связанные с характером человека. То бишь надо верить в себя, не боятся проиграть, быть коммуникативным, вовремя подлизать и прочая... Но данные навыки - это лишь доп к магии успеха, каковая магия уникальна.
Каждая книжка безусловно полезна, ты в ней что-то находишь здравое, собственно с данной функцией книги и были придуманы, кем другой вопрос. Учебник - это прекрасно, но не более чем учебник математики. Многие ли стали математиками, хотя изучали его все...
Цитата(Dafar @ 9.2.2018, 2:24)

Научить писать нельзя по той простой причине, что писатель - это не профессия.
Научить действительно нельзя, но вот научиться вполне себе даже можно. Правда, необходимо учитывать ряд слагаемых. Наличие таланта, желания писАть, ну и, разумеется, полное отсутствие, в конце концов, лени.
Цитата(Dafar @ 9.2.2018, 0:24)

Учебник - это прекрасно, но не более чем учебник математики. Многие ли стали математиками, хотя изучали его все...
это скорее книги с рецептами для тех, кто хочет научиться хорошо готовить
они позволяют не изобретать рецепт хлеба
Цитата(Ruslan Shagmanov @ 9.2.2018, 6:57)

Наличие таланта, желания писАть, ну и, разумеется, полное отсутствие, в конце концов, лени.
еще нужны некислые проблемы с головой и в жизни
человек, у которого все хорошо, не станет придумывать свои миры и вымышленных друзей
ему оно не надо
Виктор Не
9.2.2018, 13:26
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 7:59)

ему оно не надо
Вполне может быть надо. Для этого есть, как минимум, несколько рациональных причин.
Цитата(Виктор Не @ 9.2.2018, 13:26)

Вполне может быть надо. Для этого есть, как минимум, несколько рациональных причин.
Может и есть, но время будет уже упущено.
По мне так, вся эта болезнь развивается с детства и прогрессирует.
В результате получается человек наполовину живущий в своих выдумках и немного оторванный от реальности.
Какие вот у нормального человека могут быть причины бросить на время семью, друзей, банку пива,
чтобы сидеть ночами над клавиатурой, зарабатывая сколеоз и нервный срыв? Особенно с учетом нынешних реалий.
Каждый раз погружаясь в свой выдуманный мирок, автор выпадает из реальности, а жизнь идет своим чередом.
Виктор Не
9.2.2018, 13:47
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 13:36)

но время будет уже упущено.
Какое время?
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 13:36)

Какие вот у нормального человека могут быть причины бросить на время семью, друзей, банку пива,
Потребность высказаться, не? Ну или друзья каждый день обсуждают политику, какой нормальный человек это выдержит?
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 13:36)

Каждый раз погружаясь в свой выдуманный мирок, автор выпадает из реальности, а жизнь идет своим чередом.
Чёрт, это надо запретить любую интеллектуальную работу. Любой инженер, ведь, что-то разрабатывая, "выпадает из реальности, а жизнь идет своим чередом". 8) Или все инженеры "того"?
Цитата(Виктор Не @ 9.2.2018, 13:47)

.. 8) Или все инженеры "того"?
я - инженер 8(
Высказаться ведь можно и в ЖЖ (живой дневник), на ютубе поразлагольствовать, да где угодно. На форумах многие только этим и занимаются.
Судя же по тому, что я читал, и личным наблюдениям, у человека пишущего придумываемый им мир в приоритете над реальным. Он ходит, занимается делами, а сам ворочает в голове образы. Времени сосредоточиться на реальном практически не остается, да и не хочется.
И этим делом он занимается практически всю сознательную жизнь, пока остальные наслаждаются настоящим.
Успешный в жизни, человек-реалист, без всякой тяги к выдумкам, может на старости лет начать строчить фэнтезятину или мемуары.
Но он изначально проигрывает ребенку, который с детства стал уходить в придумывание своих собственных иллюзий и миров.
Хотя бы для компенсации или власти на происходящим в его фантазиях.
Да и надолго ли хватит реалиста без растройств?
Не факт конечно, что мои выводы верны. Все мы проецируем на окружающий мир себя.
Виктор Не
9.2.2018, 14:25
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 14:13)

Высказаться ведь можно и в ЖЖ (живой дневник)
С тем же успехом можно высказаться в закрытой комнате 8)
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 14:13)

Судя же по тому, что я читал, и личным наблюдениям, у человека пишущего придумываемый им мир в приоритете над реальным. Он ходит, занимается делами, а сам ворочает в голове образы.
Ну точно описание, когда я на работе разрабатываю новый проект. Правда на реальном сосредоточится хочется, но кто тогда будет разрабатывать?
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 14:13)

Хотя бы для компенсации или власти на происходящим в его фантазиях.
Ухх. У этих читать нечего будет, там сплошное попаданчество с нагибаторством.
Вы что-то не то читали, что такие любопытные выводы делаете.
Хорошо, а написать рассказ или роман, чтобы он сгинул в сплошном потоке, это не тот же крик в пустой комнате?
Когда вы разрабатываете что-то по работе, то появляется результат и деньги, а после работы это выключается.
У пищущего включено практически всегда, он так мир генерирует.
Так-то да, поначалу компенсации и расправа над обидчиками, или попаданчество, но воображалку все равно качает.
Ну это не только мои выводы. Я - человек внушаемый.
Виктор Не
9.2.2018, 15:09
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 14:35)

Хорошо, а написать рассказ или роман, чтобы он сгинул в сплошном потоке, это не тот же крик в пустой комнате?
Не видите разницы?
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 14:35)

а после работы это выключается.
Неа. Не выключается. Уметь отключится зачастую посложнее будет, чем что-то придумать. Причём, если не занимать, "креативилку" работой, то она сама найдет себе работу.
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 14:35)

воображалку все равно качает.
Крайне слабо, автора который "компенсирует" хорошо видно и читать не интересно.
В масштабе человечества, разницы особой нет.
А вы правда считаете, что нормальный человек, которому даже читать лень, вот так вот возьмет и напишет что-то хорошее? Ну как Бузова, например.
Виктор Не
9.2.2018, 15:53
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 15:49)

нормальный человек, которому даже читать лень
я считаю, что это оксюморон
норма определяется большинством
Виктор Не
9.2.2018, 16:02
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 15:58)

норма определяется большинством
В контексте обсуждения это демагогия. Так как вы ведете дискуссию подразумевая под "нормой" психически здорового человека, а теперь, вдруг, сменили определение до "большинства", психическое здоровье которого как и IQ ни вам, ни мне не известны.
Ну да, это уже демагогия. Я написал одно, вы поняли другое. Да и я уже немного не понимаю, о чем спор, и есть ли он вообще.
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 16:35)

Ну да, это уже демагогия. Я написал одно, вы поняли другое. Да и я уже немного не понимаю, о чем спор, и есть ли он вообще.
Все хотят бабла и славы. Единственная проблема в том, что аффтор всегда мучительно выбирает, что именно для него важнее. Обычно начинает со славы, но как только начинает более-менее сносно получать за книги, то желает деньги, тем паче что к моменту наступления гонораров часто начинает думать об обеспеченной старости.
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 17:49)

В масштабе человечества, разницы особой нет.
А вы правда считаете, что нормальный человек, которому даже читать лень, вот так вот возьмет и напишет что-то хорошее? Ну как Бузова, например.
А Вы действительно считаете, что приведённый пример является талантом во всех его смыслах?
Цитата(Ruslan Shagmanov @ 9.2.2018, 20:22)

А Вы действительно считаете, что приведённый пример является талантом во всех его смыслах?
нет
я считаю, что написал абсолютно противоположное
меня никто не понимает, самое время впасть в тоску
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 22:27)

нет
я считаю, что написал абсолютно противоположное
меня никто не понимает, самое время впасть в тоску
Может, это не мы понимаем, а Вы что-то не так доносите?
Цитата(Ruslan Shagmanov @ 9.2.2018, 20:37)

Может, это не мы понимаем, а Вы что-то не так доносите?
о том и тоска
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 23:21)

о том и тоска
Вот для таких ситуаций и нужны учебники, я полагаю. Донести до читателя ту мысль, которую хотел бы высказать вслух.
Дело не в этом. Мы же общаемся на форуме, а не книгу пишем.
То что вы меня понимаете неправильно, говорит о различии нашего мышления.
Но я и сам многих не понимаю. Это не хорошо и не плохо.
Похоже, мы не родственные души.
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 23:39)

Дело не в этом. Мы же общаемся на форуме, а не книгу пишем.
То что вы меня понимаете неправильно, говорит о различии нашего мышления.
Но я и сам многих не понимаю. Это не хорошо и не плохо.
Похоже, мы не родственные души.
Ну тут половина неродственных. А вот с "непониманием" можно легко разобраться. Перечесть не последних пару постов, а всю тему изначально, не по диагонали, а дословно, но... На это не всегда хватает времени, а поучаствовать в диалоге оч.хочется

Вот и получается, каждый что-то пытается сказать собеседнику, но вот выслушать... не у всех это выходит.
По поводу "перечесть и прочее" подразумевал исключительно себя, если что...
Может и так. Не знаете как удалять сообщения? Мы тут полезную тему захламили пустой болтовней.
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 23:54)

Может и так. Не знаете как удалять сообщения? Мы тут полезную тему захламили пустой болтовней.
"Удалять" - это вотчина модеров. Если они посчитают нужным. И разве мы тут пустой болтовней занимаемся? Вроде как обсуждаем об умении писать. Правда, каждый всё равно думает по своему.
Джек Скеллингтон
10.2.2018, 10:22
С интересом влез в эту тему, так как учиться нужно всегда, особенно, если желание отточить свои писательские навыки не вступают в конфликт с раздутым самомнением.
Хотел предложить на эту тему книгу
Стивена Кинга, которая так и называется:
"Как писать книги".
Я люблю этого автора и мне было очень интересно узнать его "секреты мастерства".
Дочитав тему до конца и с грустью убедившись, что "Флуд - наше всё!", добавлю, что согласен с
Крезотом в части писательского существования: когда автор творит, в реальном мире его не существует.
Более того, писатель стремится как можно чаще окунаться в собственный, им придуманный мир (если лень или обстоятельства не мешают ему сделать это), потому что именно там находится его зона комфорта.
Мой творческий процесс:
У меня рассказ всегда пишется сначала в голове. В этот момент я похож на имбецила в лёгкой степени дебильности: так меня воспринимают окружающие.
И взгляд в пространство, и отвечаю невпопад. Когда рассказ вызревает, он срочно просится на бумагу. Сажусь и записываю набело, без всяких черновиков, поскольку в голове уже готовые куски, абзацы, предложения.
Затем, если позволяет время, убираю текст в стол и занимаю голову другим произведением (хотя мозг-предатель постоянно возвращается к только что написанному тексту и правит его). Потом рутина: правка/вычитка, циркумци́зия слов и предложений, чтение вслух перед зеркалом по ролям и попытки сжечь рукопись).
И закономерный финал: публикация, во время которой большинство читателей с остервенением заколачивают гвозди в авторский текст, намертво прибивая его создателя к позорному литературному столбу.
Затем процесс повторяется
Дон Рэба
10.2.2018, 13:17
Цитата(Джек Скеллингтон @ 10.2.2018, 12:22)

С интересом влез в эту тему, так как учиться нужно всегда, особенно, если желание отточить свои писательские навыки не вступают в конфликт с раздутым самомнением.
Хотел предложить на эту тему книгу
Стивена Кинга, которая так и называется:
"Как писать книги".
Я люблю этого автора и мне было очень интересно узнать его "секреты мастерства".
Дочитав тему до конца и с грустью убедившись, что "Флуд - наше всё!", добавлю, что согласен с
Крезотом в части писательского существования: когда автор творит, в реальном мире его не существует.
Более того, писатель стремится как можно чаще окунаться в собственный, им придуманный мир (если лень или обстоятельства не мешают ему сделать это), потому что именно там находится его зона комфорта.
Мой творческий процесс:
У меня рассказ всегда пишется сначала в голове. В этот момент я похож на имбецила в лёгкой степени дебильности: так меня воспринимают окружающие.
И взгляд в пространство, и отвечаю невпопад. Когда рассказ вызревает, он срочно просится на бумагу. Сажусь и записываю набело, без всяких черновиков, поскольку в голове уже готовые куски, абзацы, предложения.
Затем, если позволяет время, убираю текст в стол и занимаю голову другим произведением (хотя мозг-предатель постоянно возвращается к только что написанному тексту и правит его). Потом рутина: правка/вычитка, циркумци́зия слов и предложений, чтение вслух перед зеркалом по ролям и попытки сжечь рукопись).
И закономерный финал: публикация, во время которой большинство читателей с остервенением заколачивают гвозди в авторский текст, намертво прибивая его создателя к позорному литературному столбу.
Затем процесс повторяется

Вот про позорный столб, Джек, Вы в точку попали. У меня несколько иной процесс. Вызревание, черновик на бумаге (для меня обязательно), а порой, до десятка раз правка, вычитка, перенос на электронный носитель, правка в процессе, прогон через SEO-сайт (часто натыкаешься на обилие повторяшек) и только затем, если хватает смелости, выкладка в инет. Правда, до "попыток сжигания рукописи" ни разу дело не доходило
Главный Маг
10.2.2018, 23:54
Цитата(Джек Скеллингтон @ 10.2.2018, 10:22)

чтение вслух перед зеркалом по ролям и попытки сжечь рукопись).
И закономерный финал: публикация, во время которой большинство читателей с остервенением заколачивают гвозди в авторский текст, намертво прибивая его создателя к позорному литературному столбу.
Затем процесс повторяется

А. Так Гоголь не зря в автоподписи

Нет, сжечь я не пытался, потому что тупо флешки не горят... а если пытаться - просто воняют... (дети во дворе пытались)
А отзывы - четверти примерно нравится, три четверти фыркают, ну так на здоровье...
Джек Скеллингтон
10.2.2018, 23:59
Цитата(Главный Маг @ 10.2.2018, 23:54)

А отзывы - четверти примерно нравится, три четверти фыркают, ну так на здоровье...
Наслушавшись маститых форумчан, которым нравится/не нравится Достоевский, любят/терпеть не могут Льва Толстого, читают взахлёб/на дух не принимают Стругацких, я успокоился: значит и на моей улице будет праздник!
Пусть только появится этот несчастный любитель моего творчества - уж я-то его не отпущу!
Цитата(Джек Скеллингтон @ 11.2.2018, 1:59)

Наслушавшись маститых форумчан, которым нравится/не нравится Достоевский, любят/терпеть не могут Льва Толстого, читают взахлёб/на дух не принимают Стругацких, я успокоился: значит и на моей улице будет праздник!
Пусть только появится этот несчастный любитель моего творчества - уж я-то его не отпущу!
У каждого есть своя толпа поклонников. И своя толпа уничижителей.
Обычно после конкурсов, на которых мои тексты буквально растаптываются (

) "благодарными читателями", я распечатываю текст и несу в свой клуб, где текст прочитывают мои коллеги. Через пару недель весь актив клуба собирается на обсуждение рассказа. В девяти случаях из десяти текст восхваляется (как собственно и автор

), я успокаиваюсь, похвальные речи записываю, распечатываю и вставляю в рамку (

). Иногда тексты довожу до ума и убираю в архив. После чего жду, когда будет возможность написать новый опус. Как-то так.
Джек Скеллингтон
11.2.2018, 8:14
Цитата(Ruslan Shagmanov @ 11.2.2018, 6:17)

я распечатываю текст и несу в свой клуб, где текст прочитывают мои коллеги. Через пару недель весь актив клуба собирается на обсуждение рассказа. В девяти случаях из десяти текст восхваляется (как собственно и автор

)
О! Отличная идея,
Руслан!
Надо будет тоже завести себе такой клуб!
Главный Маг
13.2.2018, 0:04
Ну можно и на любой сайт книг, начиная с самиздата. Там тоже есть отзывы.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.