Автор: Игорь Нилов
Странная история
Плохо запомнил Эчим отца, от того что тот дома бывал редко. Зато, кого ни спроси в посёлке про Озоя — отца Эчима, любой дурным словом его помянет. Досадно Эчиму, всё-таки уважали раньше отца, да влип он по недоразумению в странную историю.
День-деньской охотничал Озой в тайге. Набьёт зверья, шкуры сдерёт да освежует. Шкуры — в автолавку, мясо в посёлке продаст, а нет — домашним на пропитание. Так и жил.
Однажды, по обыкновению, отправился Озой в лес дичи пострелять. Какими уж тропами он блуждал неведомо, но набрёл вдруг на удивительный камень, что у стариков звался джада-таш.
Прозрачный, будто недавно вымытое стекло, огромный камень сверкал в лучах заходящего солнца. Прежде Озою не доводилось видеть джада-таш целым, только маленькие его осколки, которые носили шаманы в кожаных сумках. Говаривали, что шаманы с их помощью заклинают погоду. Укутают такой обломок в войлок быть теплу, а окунут в воду — дожди польют. Но Озой не верил этим россказням, мало ли что наплетут.
Заворожил охотника своей красотой джада-таш. Решил он в посёлок камень отнести, пусть людям глаз радует. Да не тут-то было, тяжёл оказался джада-таш — не поднять. Стал тогда Озой ковырять камень острым охотничьим ножом, хоть осколочек а подарит сыну с женой на потеху. Доковырялся! Треснул да надвое разломился джада-таш.
На следующий день непроглядная мгла небо затянула. И заместо снега пыль странная на землю сизым слоем легла. Невыносимый смрад от той пыли — носу на улицу не высунешь. Лишь, когда с гор сильный ветер подул и вонь ядовитую прогнал, выбрались люди из своих укрытий.
Старожилы, недоумевая, руками разводили, молодёжь рейсовый автобус из города поджидала и впопыхах паковала вещички. Озой не из пугливых был, и то велел жене чемоданы укладывать, а сам к шаману по личному делу отправился.
Осерчал шаман, узнав что случилось в тайге с Озоем. Джада-таш — камень священный, только шаману в руки даётся, а расколешь его жди беды! Ненастьем да подземными громами воздастся людям за эдакое злодейство.
И вправду, выйдя от шамана, почуял Озой как загуляла, загудела под ногами земля. Кругом, протяжно скрипя, медленно, будто нехотя, заваливались деревянные дома. Выскочившие наружу люди, истошно крича, махали руками, тащили за собой упиравшуюся скотину.
К вечеру дождь ледяной зачастил. Озябшие селяне собирались возле костра, грелись. Не было у них больше домов тёплых и на подворье разор сплошной царил. Только на райцентр и уповали, поди, чем-нибудь да помогут, уж в беде не оставят.
Но автобус из города так и не появился — ни через день, ни через неделю, ни через месяц. До города, если напрямки, вёрст двести с гаком по тайге да по горам, а по шоссе и того дальше! Вот и стали отныне своим умом жить, вернее, выживать.
Предки, те тоже только на собственные силы полагались: зверя били, рыбу удили, юрты из шкур мастерили — и ничего, не вымерли. Ведь как бы высоко человек нос не задирал, а всё одно земля мать ему, неужто она сыновей своих не прокормит. Тем и стали довольствоваться, что лес с рекой давали. Однако, скупых тех даров едва хватало, чтобы ноги не протянуть.
Зима до сроку незваной гостьей пожаловала. Ударили морозы крепкие, какие ещё в этих краях не случались. От того и зверь в тайге попадался редко — от стужи лютой прятался или замерзал насмерть. Самого искусного следопыта в лес посылай неизвестно с добычей вернётся или с порожней котомкой.
Рыба, задыхаясь, мёрла подо льдом. Сумел лунку пробурить да наловить — твоё счастье, а нет — сиди не дёргайся, тепло в себе береги.
Птицы совсем пропали. Первое время находили их полуживых, пропахших ядовитой вонью, той самой, от которой люди спастись успели. Птицы неуклюже барахтались в сизой пыли, били крыльями, пытаясь взлететь. Избавляя от мучений, их добивали камнями. Птичье мясо не ели отравиться боялись. После же, хоть все глаза прогляди, так не единой птахи и не углядишь.
Одна отрада — леса вокруг видимо-невидимо руби, да дровишки в огонь кидай. Бывало целым аилом* собирались вокруг большого костра, кумекали как быть дальше.
Шаман поленья подсовывает, на людей хитрым глазом поглядывает, страх в их душах читает. Молчат люди. Вроде, в живых остались и то ладно, однако, страшит неизвестность. Всякому любопытно, чего теперь ждать, да вот беда онемел единственный на весь посёлок телефон и в радиоприёмнике шипение одно. Неужто расколотый джада-таш такую великую силу имел, что полный кирдык настал?
А колдуну того и надо. Ещё пуще народ стращает. Дескать, разгневал самого Эрлик-хана** глупый Озой, тем что посмел священного камня коснуться. Рассвирепел тёмный владыка и вздумал людей проучить. Раздул горн свой подземный да из руды железной молотом слуг преданных ковать себе принялся. От того теперь на весь мир искры летят, а небо дымом и гарью заволокло. Как выкует слуг ужасный Эрлик-хан, так и пойдут они по свету искать тех, кто духов чтить перестал. Отрёкшихся от веры предков в царство мёртвых упекут, а землю зимой вечной, будто саваном накроют, чтобы Ульгень*** потом новых людей сотворил, набожных.
Слушают люди шамана да на Озоя с ненавистью зыркают — вот, мол, виновник. А шаман талдычит: скоро де уже приспешники Эрлик-хана явятся и на Озоя костлявым пальцем указывает — его бесстыдника первого за собой утянут.
Не выдержав позора убрёл Озой в тайгу и не вернулся, рассудил, что так лучше для всех будет. Остались мать с Эчимом одни. Но не унялся и тут шаман, пускай сын за отца отвечает. Как нагрянут слуги Эрлик-хана им надо мальчишку подсунуть, глядишь, кровью жертвенной упьются и аил не тронут.
На сходе так и порешили — отнять Эчима у матери и вместе с шаманом отправить к заповедной горе на западе, которую величали в народе Медвежьим Ухом.
Простому смертному заказано на Медвежье Ухо взбираться, ибо там мир человечий с потусторонним миром духов смыкается. Но шаман уж как-нибудь с тёмной силой сговориться сумеет, умилостивит. Да и мальцу сторож будет, не то не ровен час сбежит обратно в посёлок.
Прятали глаза люди, когда колдун с Эчимом уходили, уши затыкали, чтобы не слышать воплей бившейся в истерике матери. На заклание неповинное дитя спровадили — мальчишкой откупиться удумали и тем себя спасти.
Шамана с Эчимом у самого подножья Медвежьего уха поселили. Аил им тёплый из бересты сработали, мхом щели законопатили, как во времена давние делали. Внутри колдун пучки сушёных трав знахарских развесил — от них такой дух стоял, что голова кругом шла.
Провизию раз в неделю из посёлка носили, да вести последние сказывали. Неважные в посёлке дела, аховые. Голодно. Охота совсем никудышная и рыба не ловится почти, так и кору сосновую жевать придётся. Бранят шамана люди, мол, давно пора ему духов умаслить и ненастье угомонить.
Выпроводит гонца шаман, трубку закурит. Усядется в тёмном углу и бурчит что-то под нос себе, дым кольцами пускает, лишь зелье табачное во мраке угольками вспыхивает. Боязно Эчиму — забрали его у матери, с чародеем сумасбродным у горы запретной оставили. Сколько не спрашивал мальчик колдуна, зачем покинули они посёлок молчит старый хрыч.
Однако, настоящий страх по ночам в их жилище наведывался. Бросит в огонь шаман трав своих, от чего пламя то зелёным, то голубым делается, и примется за камлание. Ударит колдун в бубен, лентами да подвесками украшенный и в пляс исступлённый пустится, песню горловую затянет. То орлом клекочет чародей, то волком воет, а за дверью вторит пурга ему. Ярится снаружи зима снегом сыплет, бураном ревёт. Высунет Эчим нос из под лохмотьев линялых шкур, а по стенам такие жуткие тени гуляют, что кровь в жилах стынет. То колдун в мире духов блуждает. Зароется обратно в шкуры мальчик, а сердце так и трепыхается с перепугу, точно заяц в силках. До самого рассвета не унимается шаман, потом свалится в изнеможении и спит беспробудно до самого вечера.
Рано пробудился Эчим. Чадил догоравший очаг. Тошнотворной вонью разило от храпящего шамана. Умаялся за ночь колдун, аж испарина на лбу выступила. Вышел бесшумно мальчик свежего воздуха глотнуть.
Вьюга стихла. Зло кусал щеки мороз, за шиворот забирался, воруя тепло окоченелыми пальцами. Огляделся вокруг Эчим. Бледной периной застелена безмолвная тайга, укрытая тёмным пологом низкого неба. Поросшая вековыми елями, что оцепенели в ледяных путах, дремлет под снежным саваном сокровенная гора.
До чего же тихо! Почуял мальчик как зима дышит. Вдохнёт окаянная, затаившуюся от неё бессильную жизнь, застудит в утробе своей да смертью и выдохнет.
Вдруг, почудилось Эчиму, будто окликнул его кто-то. И, вроде, голос знаком, да не разберёшь чей. Не испугался малец и пошёл на зов. Трудно идти было — ноги в снег вязкий по колено проваливались. А голос не смолкал, уводил всё дальше. Стал Эчим на гору священную забираться. Мороз крепчает. Заиндевелые ели высотой до неба со всех сторон обступили. На снегу следы то ли зверя хищного, то ли нежити подземной. Оторопь взяла Эчима и рад бы он воротиться да уже невмочь, магнитом тянет к себе голос.
Хрусть… Где-то совсем рядом ветка сломалась. Заскрипел снег под чьими-то грузными шагами. Повернулся мальчик и обомлел. Отец перед ним! Потемнел лицом Озой-охотник, куртка войлочная в лоскуты порвалась, меховые штаны в дырах. Сквозь прорехи в одёже струпья чёрные да волдыри кровавые проглядывали.
Мимо остолбеневшего сына проковылял Озой, монотонно бормоча одно и тоже, ровно безумный:
- Эчим, эчим, эчим…
- Я здесь, отец! - закричал во всё горло мальчик.
Но оглохли прежде чуткие уши охотника, ослепли некогда зоркие очи его. Бросился вслед за отцом сын, глядь, а тот к камню большому, что снегом припорошило идёт. Сообразил Эчим какой это камень, принялся снег варежкой с него отряхивать и чуть было сам зрения не лишился — нестерпимо ярким огнём заискрился, засверкал джада-таш. Тут Озой и застыл на месте как вкопанный и замычал безумно:
- Эчимм, эчимм!
Мало-помалу ослаб слепящий блеск — тогда и рассмотрел мальчик, что смёрзлись в одно целое расколовшиеся половины волшебного камня, лишь крохотная выщербина на левом боку осталась.
Опешил Эчим — зачем отец заманил его сюда? Но потом смекнув сунул руку за пазуху и тряпицу скомканную достал. Непослушными замёрзшими пальцами развернул он тряпицу — а в ней осколочек от джада-таш! Тот осколочек Озой принёс-таки в подарок сыну, когда надвое джада-таш расколол. Принёс и наказал никому не показывать. Лишь ночами мог любоваться мальчик отцовским подарком.
Приложил Эчим к выщербине свой осколочек. Принял назад камень, то что когда-то украл у него человек. Задрожал джада-таш, замерцал светом сказочным и такой жар волною от него хлынул, что вмиг согрелся озябший мальчик. Умолк присмиревший Озой, слёзы текли из его подёрнутых белой пеленой глаз. Взял сын отца за руку и повёл прочь.
Уж было почти спустились они с горы, как повстречали шамана. Кряхтя плёлся старик, утопая в глубоком снегу и проклинал несносного пострела, что улизнул от него посреди белого дня. Поднял к верху он старинное ружьишко, чтобы дулом пороши не черпнуть. Струхнул колдун, завидя рядом с мальчишкой ужасного на вид Озоя — как есть слуга Эрлик-хана.
Разорвав тишину, гулко покатился по долине выстрел. Высоко в небо взметнулась испуганная стая птиц.
- Смотри, отец, птицы! - радостно завопил Эчим. - Птицы, живые птицы! Смотри!
Сжал посильнее мальчик руку отца, чтобы очнулся тот, наконец. Однако почуял Эчим, будто скрюченная отцова рука перьями мягкими обросла. Повернулся он и, вправду, с его ладони тёмно-серая галка вспорхнула и в поднебесье стрелой взмыла. Взмахнула крылом галка, словно ножом острым вспорола брюхо сизой мгле, что солнце от людей скрывала.
Первые нежные тёплые лучи коснулись Эчима, будто заботливые руки матери ласкающие младенца. Мальчик улыбнулся солнцу. Заблестели глаза от слёз. Были то слёзы счастья и были то слёзы горя.
* * *
Гомоня, словно бестолковые чайки, выстраивались голодные люди в очередь. Жадными руками хватали они сайки ржаного хлеба и банки с говяжьей тушёнкой. Добралась-таки помощь до посёлка.
Отощавших селян доктор из райцентра осматривал. Между делом на вопросы любопытных отвечал. Рассказывал он, будто бы на краю света огромный вулкан проснулся и рванул так, что весь мир тряхнуло. В небо, дескать, тысячи тон пепла и сажи поднялись и солнце надолго заслонили. Потому и затяжная лютая зима настала. Но теперь всё позади, рассеялась постепенно мгла непроницаемая. Верили измученные люди доктору, а как не поверить. Всегда хочется поверить тому, что просто объяснить можно.
Лишь Эчим не поверил. Не забыл сын Озоя с чего эта странная история началась, а чем кончилась только один он и знал.
*Аил — посёлок кочевого типа, состоявший из родственников; также отдельное жилище или кочевая семейная группа у тюркских народов.
**Эрлик-хан — в тюрко-монгольской мифологии владыка подземного мира.
***Ульгень — демиург, верховное божество в шаманизме алтайцев, хакасов и шорцев.
Из шкурного инетереса прочитал первым.
Не мне судить о том как написано, ибо у самого проблемы, а история понравилась. Понравилось еще двойное дно, что к тому же самому событию можно найти и "рациональное объяснение". Когда говорили про сизый пепел в первую очередь подумалось про вулкан =) Точно так же как на самом деле можно поспорить, а есть ли в мире Толкиена магия
Возможно существует то во что мы верим. Рассказ понравился и тем что он написан со стороны местных (когда смотрел бегло по алтайцам информацию мне почему-то так у них и восприятие мира и выглядит перемешанны традиции и новые заимствования).
Правда не знаю, насколько отзыв объективен, просто процитирую одного товарища из своих рассказов, последний абзац у вас очень перекликается с ним, ну и в какой-то мере с героем моего последнего рассказа и вокруг идеи, что пытаюсь завернуть)
Цитата(Bazil.BF @ 6.2.2018, 21:14)

- Ты у меня мартышка с гранатой, - начал, чуть передохнув, Демьян Михайлович. - Есть люди, которые верят. Есть люди, которые не верят. А есть те, что верят в то, что не верят ни во что. Вот ты из их числа. Пытаются любому событию найти причину или объяснение и ломаются, когда не получается. Начинают отрицать и, сами того не желая, рушить все кругом.
- Но как такое может быть? - встрепенулся Володя
- Ну вот так, не может, но оно есть! Поэтому у таких, шарики за ролики заходят порой, вот и ты мне чуть девчушку не угробил.
Ps а это точо не алтайские тюрки. Или они настолько сохраняют свои традиции при расселении что тоже Эрлик есть?
Игорь_Нилов
9.2.2018, 20:15
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 19:35)

"и вот какая история с ним приключилась".
Странно, но что-то такого перехода у себя в рассказе я не помню ))
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 19:35)

Начинать рассказ с рассказа - неудачная идея. Начинать же с рассказа из уст главного героя о другом персонаже еще неудачней.
Это вид композиции называется окольцовка. Вот что пишет о ней М. Веллер " По большому счету, это та же самая прямоточная история с одним единственным, но важным нюансом – авторскими вставками в начале и в конце текста. По сути, у нас получается своего рода рассказ в рассказе, где герой, представленный нам в самом его начале, и будет рассказчиком основной внутренней истории. "
И если вам не нравится, что такой вид композиции я выбрал для своего рассказа - то это дело вкуса.
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 19:35)

Потом вы там намешали эскимосов с автобусами, но это никак не отыграло. Добавили мистического туману в реалистичный катаклизм и тоже бес толку.
Во-первых, не эскимосов. Во-вторых, как это по вашему должно было отыграть? Это просто деталь, говорящая о том, что некая группа людей осталась отрезана от мира. Потом, когда катаклизм разрешился и мир вспомнил об этой группе людей. Вот и автобусы.
А какой туман я должен был напустить? Если в основу рассказа положен мифологический сюжет о камне, с помощью которого шаманы якобы управляют погодой.
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 19:35)

Сюжет растянут и он слабый. Концовка никакая. Идея с камнем, что все починил, и отцом призрака тоже не из самых сильных.
И у вас практически нет главного героя.
1) С чего вы взяли, что сюжет растянут? Где??
Экспозиция - несколько слов обо отце.
Завязка - отец расколол камень, что из этого вышло. Ну от силы пару десятков предложений.
Развитие действий - Последствия для племени, последствия для его сына. Тоже уложился в небольшой объем.
Кульминация - Эчим находит отца, находит камень. Вот тут я думаю дал маху, слишком схематично написал кульминацию, слишком коротко))
Развязка - Эчим теряет отца, люди обретают тепло. Тоже самое коротко написал. Несколько предложений.
Вообще странно говорить о растянутости сюжета в рассказе 12К печатных знаков, скорее мжно пенять на скомканность сюжета, на его недоразвитость))
2)Концовка никакая. Что значит сие утверждение? Мальчик вернул камню осколок, тот вернул людям тепло. Достаточно эмоциональная, с учётом потери отца.
3)Идея с камнем. А вы почитайте мифы, там повсюду схожие идеи. Жаль наши предки не догадывались о слабости своего устного творчества.
4) Про главного героя. Опять же вопрос спорный. Но даже если его и нет, разве это говорит о ущербности истории?
А в общем, спасибо за отзыв!!! Подобные отзывы помогают автору досконально разобраться в своём произведении и в своём потенциальном читателе. Очевидно, что вы не из их числа))
Цитата(Игорь_Нилов @ 9.2.2018, 20:33)

По поводу кто во что верит. Дело в том, что мифологическое мышление объясняет реальность иначе. В центре знания стоит миф - вечно происходящее, повторяющееся событие на ином уровне бытия, тем не менее влияющее на реальную жизнь Человек верит в то, что, например, погодой можно управлять с помощи магии и т.п. Рациональный человек тоже верит, верит в силу факта, в силу логики.
Идеальный рациональный человек по идее должен не верить, а понимать факт и все остальное. Сейчас на мой взгляд идет становление новых мифов, только обернутых в другую оболочку и на другой основе.
Способен ли понять среднестатистический человек каким образом происходит обработка сигналов в процессоре и какая хрень происходит по ту сторону экрана (и на логическом уровне и на физическом) чтобы вывести банальный текст. Весь путь от жесткого диска до экрана, и это рассказать своими словами а не заученными на уровне заклинаний общих абстрактных объяснений.
Цитата(Игорь_Нилов @ 9.2.2018, 20:33)

По поводу Эрлика, Эрлик-хана - подземный властелин в мифологиях всех тюрко-монгольских народов, как в принципе и в большинстве других мифологических системах мира. Ностратический мотив.
Тогда одна идейка выглядит еще правдоподбнее, еще одно допущение кроме того, что существует/не существует то во что верим, что разные народы то что касается "тонкого мира" одно и тоже но разным языком и с разного ракурса.
Вот видите, поэтому люди предпочитают в такие диалоги не ввязываться. Проще промолчать или похвалить.
Я вам что-то накидал, вы не поняли, выводов не сделали, начали объяснять, в чем я не прав.
В принципе, я не обязан вам что-то разъяснять, но немного попробую.
Не торопитесь списывать все на мою умственную непригодность. Подождите пару деньков, подумайте, вдруг я чего вам полезное сказал.
То что вы не помните таких переходов, это образность моего общения. То что вы там накатали в первых двух строках, но моими словами.
Окольцовка у вас не вышла. Потому как у вас начальная вставка только намечена, а финальной вообще нет. Рассказчик же этих вставок сам является героем рассказа. При этом он рассказывает даже о том, чего в глаза сам не видел. Прием так сказать есть, но воспользоваться им вы не смогли. Да и на кой ляд он вам сдался? Просто чтобы применить? Он же не просто так лепится по идее. Это не только же форма композиции, она должна срабатывать. В финальной вставке вы должны были мозг взорвать и вывод какой дать, а не просто влепить кусочек непонятно от кого. Но вообщем то да, я такие вещи не люблю.
Ну не эскимосы, буряты, якуты, папуасы. Это я так образно выражаю вам мысль, что ваш рассказ не будут с википедией читать. И по ссылкам вниз за разъяснениями лазить.
Смешивать это дело с автобусами было не обязательно. Оно вам ничего не дало. Ну уберите их и ничего не изменится. Замените на оленьи упряжки с собаками, караван, торговцы, соседи пришли... ничего рассказ не потеряет. Я не очень образно выражаюсь? Мысль доходит? Да-нет? Впрочем, не важно.
Если вы хотите чтобы это отыграло, то надо было показывать как дикое племя молится на камень, а тут приезжают наши вертолеты и все объясняют, а дикари все равно не верят. Юморить можно к примеру. Вот вы начинает сказочку про бурятов и злого духа, а в конце, опа - это прост вулкан, а вы опять тут жертвами занимаетесь. Ха-ха... все посмеялись. Неожиданный поворот. А так у вас нерабочий элемент, что вносит в вашу сказку смуту.
И не надо смешивать мистику и вулкан, призраков и автобусы с докторами. Просто не надо. Ничего хорошего не получится. Это сложно сделать, не вызывая отторжения и недоумения.
На структуру гляньте. Вы же сами все описали. Все ошибки.
Экспозиция - главный герой отец.
Завязка - главный герой отец.
Развитие действий - тут больше акцент на племя и сына. отца нет.
Кульминация - главный герой сын
Развязка - главный герой сын
С чего вы решили, что это будет здорово? Везде должен быть сын. Это как минимум. И в рассказчиках он ходить не должен, только если в роли своей старшей ипостаси.
Концовка должна взрывать. А у вас рояльчик на двух лапах (образность мать его дери). Рассказ пляшет от удачной концовки и ей определяется успех самого рассказа.
Мальчик вернул осколок из кармашка. Всего то делов. Принес бы раньше. Вот как все просто оказывается.
Мифы. А... у вас миф. А я думал рассказ. Дайте ради примера, где миф развивается так же тоскливо. Хотя лучше не надо.
И это. Если у вас нет главного героя, то да, история ущербна. Не с кем себя ассоциировать и переживать некому. Болеть не за кого.
Вы вот вроде бы знаете как надо, но понимаете немного по своему. Хотя может, это я неправильно понимаю.
Иногда читаю восхищенные отзывы и не понимаю. Но восхищение вам не поможет.
Игорь_Нилов
9.2.2018, 21:20
Цитата(крезот @ 9.2.2018, 21:08)

Вот видите, поэтому люди предпочитают в такие диалоги не ввязываться. Проще промолчать или похвалить.
Я вам что-то накидал, вы не поняли, выводов не сделали, начали объяснять, в чем я не прав.
В принципе, я не обязан вам что-то разъяснять, но немного попробую.
Не торопитесь списывать все на мою умственную непригодность. Подождите пару деньков, подумайте, вдруг я чего вам полезное сказал.
То что вы не помните таких переходов, это образность моего общения. То что вы там накатали в первых двух строках, но моими словами.
Окольцовка у вас не вышла. Потому как у вас начальная вставка только намечена, а финальной вообще нет. Рассказчик же этих вставок сам является героем рассказа. При этом он рассказывает даже о том, чего в глаза сам не видел. Прием так сказать есть, но воспользоваться им вы не смогли. Да и на кой ляд он вам сдался? Просто чтобы применить? Он же не просто так лепится по идее. Это не только же форма композиции, она должна срабатывать. В финальной вставке вы должны были мозг взорвать и вывод какой дать, а не просто влепить кусочек непонятно от кого. Но вообщем то да, я такие вещи не люблю.
Ну не эскимосы, буряты, якуты, папуасы. Это я так образно выражаю вам мысль, что ваш рассказ не будут с википедией читать. И по ссылкам вниз за разъяснениями лазить.
Смешивать это дело с автобусами было не обязательно. Оно вам ничего не дало. Ну уберите их и ничего не изменится. Замените на оленьи упряжки с собаками, караван, торговцы, соседи пришли... ничего рассказ не потеряет. Я не очень образно выражаюсь? Мысль доходит? Да-нет? Впрочем, не важно.
Если вы хотите чтобы это отыграло, то надо было показывать как дикое племя молится на камень, а тут приезжают наши вертолеты и все объясняют, а дикари все равно не верят. Юморить можно к примеру. Вот вы начинает сказочку про бурятов и злого духа, а в конце, опа - это прост вулкан, а вы опять тут жертвами занимаетесь. Ха-ха... все посмеялись. Неожиданный поворот. А так у вас нерабочий элемент, что вносит в вашу сказку смуту.
И не надо смешивать мистику и вулкан, призраков и автобусы с докторами. Просто не надо. Ничего хорошего не получится. Это сложно сделать, не вызывая отторжения и недоумения.
На структуру гляньте. Вы же сами все описали. Все ошибки.
Экспозиция - главный герой отец.
Завязка - главный герой отец.
Развитие действий - тут больше акцент на племя и сына. отца нет.
Кульминация - главный герой сын
Развязка - главный герой сын
С чего вы решили, что это будет здорово? Везде должен быть сын. Это как минимум. И в рассказчиках он ходить не должен, только если в роли своей старшей ипостаси.
Концовка должна взрывать. А у вас рояльчик на двух лапах (образность мать его дери). Рассказ пляшет от удачной концовки и ей определяется успех самого рассказа.
Мальчик вернул осколок из кармашка. Всего то делов. Принес бы раньше. Вот как все просто оказывается.
Мифы. А... у вас миф. А я думал рассказ. Дайте ради примера, где миф развивается так же тоскливо. Хотя лучше не надо.
И это. Если у вас нет главного героя, то да, история ущербна. Не с кем себя ассоциировать и переживать некому. Болеть не за кого.
Вы вот вроде бы знаете как надо, но понимаете немного по своему. Хотя может, это я неправильно понимаю.
Иногда читаю восхищенные отзывы и не понимаю. Но восхищение вам не поможет.
Честно говоря лень вступать с вами в дискуссию. Всё-равно вы упираетесь, то не так и это не эдак. И доказательства ваши сумбурны, эмоциональны, схематичны. Ну ладно ваш рассказ поражал бы меня изысками словесности и идеально выстроенным сюжетом - тогда стоило бы с вами спорить, учиться у вас. Ан, нет - тоже тоскливое повествование на мой вкус и смысла о чём-то спорить нет. Огромная разница во вкусах, огромная разница в понимании как пишется рассказ и т.д. и т.п. Давайте пойдём каждый своей дорогой.
И ЕЩЁ РАЗ СПАСИБО ЗА ОТЗЫВЫ! Лучше такие, чем совсем никаких.