Волков Олег.
Источник: блог "Начинающий автор".
На днях мне довелось прочитать отличную книгу Дэна Брауна «Ангелы и демоны», первую из трилогии приключений Роберта Лэнгдона. Второй, если кто до сих пор не догадался, был знаменитый «Код да Винчи». Ну а так как с творчеством Дэна Брауна я уже имел счастье познакомиться, то буквально с первых же страниц «Ангелов и демонов» решил сыграть с автором в своеобразную игру «Дай угадаю».
Правила игры очень просты: если по ходу повествования я нахожу какой-либо значимый факт или поворот сюжета, то делаю сам себе пометку и стараюсь предугадать дальнейшее развитие. И вот что в конечном итоге у меня получилось.
Согласно канонам триллера, буквально с первых страниц автор схватил читателя за шиворот и поволок бог знает куда, зато очень быстро. В принципе, это даже здорово! На протяжении всего повествования не то что скучать, присесть было некогда.
И вот на сцене появляется Виктория Ветра. По первому же эмоциональному описанию я сделал предположение: Виктория Ветра является одним из главных персонажей. Именно с ней Роберту Лэнгдону придется гоняться за неуловимыми иллюминати и раскрывать головоломные загадки. А под конец они оба окажутся в одном постели.
Так оно и получилось. Мое первое предположение сработало на все сто! Виктория Ветра оказалась не только сногсшибательной красоткой, но еще и интеллектуальным гигантом! Очень по-американски. Как, впрочем, и финал.
Антивещество!!! О-го-го!!!
Как только в ходе повествования всплыло антивещество, то я сразу же сообразил, что оно, именно оно и только оно будет тем самым представительным предметом, который предстоит найти Роберту Лэнгдону и Виктории Ветра. Даже когда в лаборатории все образцы антивещества оказались на месте, я все равно был уверен, что ассасин спер именно антивещество. Так оно и выяснилось через пару страниц.
Ну а коль в повествовании появилось антивещество, значит оно бабахнет! Причем бабахнет очень громко! Ярко! Эффектно! Но при этом никто, совершенно никто, не пострадает. Точнее, в самый последний момент этот самое антивещество будет найдено и будет сделано так, что оно взорвется без малейшего ущерба для окружающих.
Так оно и получилось.
На протяжении всего повествования Роберт Лэнгдон и Виктория Ветра вели бешенную гонку со временем. Часики неумолимо тикали и тикали, все приближая и приближая неумолимый финал. Даже когда до конца срока остались считанные минуты и ничто, казалось бы, уже не поможет, я все равно не сомневался, что антивещество будет найдено. Дэн Браун меня не подвел.
Когда главные действия романа переместились в Ватикан, пропало четыре кардинала. То, что трое из них будут убиты – я понял сразу. На счет четвертного оставались сомнения, но и его жизнь висела на волоске. Понятно, что неутомимая парочка будет лезть из кожи вон, лишь бы спасти кардиналов. Но! Будет опаздывать в самый последний момент. Оно и понятно – красочные убийства очень даже оживляют сюжет.
Так оно и получилось.
Первый кардинал был убит за пару минут до подхода Роберта Лэнгдона и Виктории Ветра. Второй за минуту. Третий – на их глазах. Четвертый кардинал был все равно убит, то Роберт Лэнгдон едва его не спас.
И последнее предположение, которые я сделал по ходу чтения – главные злодеи.
Первым появляется зловещий ассасин, который действует по указке таинственного руководителя иллюминати Януса. Едва определилась иерархия злодеев, как я понял, что первым будет убит ассасин. Януса убьют после, причем в последнюю очередь. Его смерть станет если не финалом романа, то одним из финалов. Ну а то, что злодеи будут убиты, я не сомневался – уж слишком много злодейств натворили.
Так оно и получилось.
Ассасин, не смотря на всю свою силу и ловкость, первым сыграл с балкона и убился. С Янусом получилось несколько сложнее. До самого последнего момента я не мог предположить, кто именно окажется таинственным руководителем иллюминати? Директор ЦЕРНа доктор Колер казался хорошей кандидатурой, но это был не он.
То, что таинственным Янусом оказался камерарий, стало для меня сюрпризом! Нужно отдать автору должное – ему удалось продержать интригу до последнего момента, а так же грамотно обосновать мотивацию поведения камерария.
А теперь самый главный вопрос – а зачем я это все рассказываю?
На протяжении доброй части «Ангелов и демонов» Дэн Браун грозился взорвать Ватикан! Грозился, грозился, усиленно вел меня к этому. Но… Даже когда до финального взрыва остались считанные минуты, я все равно был абсолютно уверен, что ничегошеньки с Ватиканом не случиться. Гораздо более мощное впечатление произвела бы как раз его гибель, ибо она была бы поперек каноном и, как следствие, совершенно неожиданной.
Пусть не столь сильно, но меня все же удивило бы, если бы один из кардиналов остался жив. Но нет: погибли все четверо, даже последний, на которого я возлагал самые большие надежды.
Если бы книга «Ангелы и демоны» была бы самым что ни на есть первым прочитанным мною триллером, то я бы писал кипятком от восторга! Такой сюжет! Такие повороты! Такой накал! Такой динамизм! Такие неожиданности! Но этого не произошло.
Через мои руки прошло много триллеров разного качества и разных авторов. Без каких-либо наставлений и руководств я выучил законы, каноны и правила жанра. За годы они успели превратиться во вполне предсказуемые штампы. Дэн Браун следовало по накатанной дорожке. Единственное, в чем ему удалось меня удивить, это истинная роль камерария, а во всем остальном нет.
Если вы пишете триллер, то не спешите слепо следовать его канонам. То, что по определению должно быть полной неожиданностью, для искушенного читателя может уже и не быть. Попробуйте поэкспериментировать, от чего-то отказаться, что-то нарушить, что-то обойти.
Если разобраться, то ценность имеет конечный результат, а не слепое следование канонам. По моему личному мнению, если бы Ватикан пострадал хоть немного, а Роберт Лэнгдон все же вытащил бы из фонтана последнего кардинала, то книга только выиграла бы. Но этого не случилось.
Удачи вам в творчестве.