Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Фабула vs Сюжет
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Страницы: 1, 2
Сампо
Фабула/Сюжет
Кто понимает разницу?
В последнее время прочитал несколько авторов западных писательских учебников, которые каждый по своему объясняет взаимосвязь фабулы и сюжета.
А как правильно? rolleyes.gif
и самое главное, как это влияет на процесс написания романа?

Насколько я понимаю,
сюжет - последовательность событий в романе
фабула - главный конфликт, главная идея, смысл
А их соотношение, соответственно: на основе одной фабулы можно выстроить множество сюжетов

Посмотрел в Википедии, там вообще четыре варианта определения соотношения фабулы и сюжета
братья Ceniza
Давно что-то читала по этой теме.
Имеет значение при несовпадении фабулы и сюжета - в детективах, например, когда какие-то события изымаются и переносятся, то есть события излагаются непоследовательно.
По фабуле: сначала было убийство, потом расследоывание
Сюжет: сначала нашли труп, потом было все остальное, убийство видим в финале.
Сюжет - то, что видит читатель, как разворачиваются события непосредственно в книге
Фабула - то, с чего начинает работу писатель (как события происходили бы в реальности)

Как-то так smile.gif
Ра солнценосный
"Попробуем определить, что такое "фабула". Мы определили повествование, как рассказ о неких событиях, уложенных в хронологический ряд. Фабула – это тоже рассказ о событиях, но ударение здесь ставится на причинности. "Король умер, а потом умерла королева" – это рассказ. "Король умер, а потом королева умерла от тоски" – это фабула. Временная последовательность осталась сохранена, но ее затмило чувство причинно-следственной связи."
братья Ceniza
)
Найджела Уоттса читаете...
Сампо
Цитата(Ра солнценосный @ 13.10.2013, 16:25) *
"Попробуем определить, что такое "фабула". Мы определили повествование, как рассказ о неких событиях, уложенных в хронологический ряд. Фабула – это тоже рассказ о событиях, но ударение здесь ставится на причинности. "Король умер, а потом умерла королева" – это рассказ. "Король умер, а потом королева умерла от тоски" – это фабула. Временная последовательность осталась сохранена, но ее затмило чувство причинно-следственной связи."


В книге Уотса "Как написать повесть" (writining a novel) переводчики перепутали некоторые моменты.
Так novel на русский переводится как повесть, хотя это роман.

А что касается определения фабулы, то в том и проблема.
То, что в цитируемом отрывке переведено как фабула, в английском тексте написано как plot, что чаще всего переводится как сюжет на русский язык.
Кстати, такая же запутанность есть и в википедии на русском и ангийском.
Так в русской википедии есть статья "фабула", которой в анлийской соответствует статья Plot.
В свою очередь в анлийской википедии есть статья fabula/Fabula and syuzhet, которой в свою очередь в русской википедии соответствует статья сюжет. blink.gif laugh.gif
братья Ceniza
Цитата(Сампо @ 13.10.2013, 23:55) *
А что касается определения фабулы, то в том и проблема.
То, что в цитируемом отрывке переведено как фабула, в английском тексте написано как plot, что чаще всего переводится как сюжет на русский язык.

У Уоттса мне этот момент всегда был непонятен, по крайней мере в переводе.

Томашевский на примере сказки "Калиф-аист" рассматривает сюжет и фабулу.

Цитата
Фабула осталась бы та же самая, но сюжет существенно переменился бы, так как изменилась бы нить рассказывания.

Томашевский "Теория литературы"/Фабула и сюжет (гиперссылка)
Fr0st Ph0en!x
Цитата(Сампо @ 13.10.2013, 17:04) *
В последнее время прочитал несколько авторов западных писательских учебников, которые каждый по своему объясняет взаимосвязь фабулы и сюжета.

Фабула - это тупо последовательность событий, происходящих (происходивших) в романе по ходу действия. wink.gif Сюжет - художественное воплощение фабулы, т. е. способ ее раскрытия. Флэшбеки, интерлюдии, вставные главы, изложение от лица разных героев, пролог, эпилог - это элементы сюжета, а не фабулы.
Цитата(Сампо @ 13.10.2013, 17:04) *
Насколько я понимаю,
сюжет - последовательность событий в романе
фабула - главный конфликт, главная идея, смысл

Не, это совершенно не так. smile.gif Идея - она в литературоведении идеей и называется, хехе. wink.gif А конфликт - конфликтом.
Цитата(братья Ceniza @ 13.10.2013, 17:26) *
По фабуле: сначала было убийство, потом расследоывание
Сюжет: сначала нашли труп, потом было все остальное, убийство видим в финале.
Сюжет - то, что видит читатель, как разворачиваются события непосредственно в книге
Фабула - то, с чего начинает работу писатель (как события происходили бы в реальности)

Да, это верная трактовка.
Dimson
А зачем так глубоко копать? Из каких практических соображений?
hotey
видимо, чтоб познать природу вещей:)
Fr0st Ph0en!x
Цитата(Dimson @ 14.10.2013, 13:54) *
А зачем так глубоко копать? Из каких практических соображений?

Ну, зачем обязательно из практических, самообразование еще никому не вредило. wink.gif Уж явно лучше воинствующего невежества, по крайней мере.
братья Ceniza
Практическое значение имеет, если у вас сюжет не прямоточный.
Чтобы "накрутитить саспенс" или обогатитить сюжетную линию, вы используете прием или несколько приемов построения сюжета: (перекопирую из поста Феникса)
Цитата
Флэшбеки, интерлюдии, вставные главы, изложение от лица разных героев,


Можно и интуитивно делать, конечно, но если еще и понимать при этом, что делаешь, результат будет эффектнее. Но не факт, конечно. smile.gif
Ognerezov
Цитата(Dimson @ 14.10.2013, 11:54) *
А зачем так глубоко копать? Из каких практических соображений?


Основное правило: чтобы поддерживать интерес читателя, нужно излагать ключевые факты очень медленно, постепенно, по ходу всего произведения.

Теоретически, если писатель работает очень тщательно и продуманно, он может заранее прописать фабулу, а потом проследить за ее равномерным размазыванием по сюжету.
Паразит
[quote name='Ognerezov' date='14.10.2013, 13:38' post='168397']
Основное правило: чтобы поддерживать интерес читателя, нужно излагать ключевые факты очень медленно, постепенно, по ходу всего произведения.

Плюс ко всему, пока излагаешь суть произведения и сами факты, не потерять интерес читателя!
Dimson
Цитата(Ognerezov @ 14.10.2013, 13:38) *
Основное правило: чтобы поддерживать интерес читателя, нужно излагать ключевые факты очень медленно, постепенно, по ходу всего произведения.

Теоретически, если писатель работает очень тщательно и продуманно, он может заранее прописать фабулу, а потом проследить за ее равномерным размазыванием по сюжету.

В этом смысле фабула никого не интересует. Ждут сюжет.
AlexCh
Цитата
Флэшбеки, интерлюдии, вставные главы, изложение от лица разных героев,

обычно читатель быстро просекает такую фишку, и в следующий раз за повесть, куда налили воды, раздув до размеров романа, голосовать рублем не будет)
Скажи нет розовым соплям - мало кому интересно читать мысли какого-нибудь третьестепенного персонажа и многостраничное описалово бронелифчика ильфийки)
вот у Бушкова например - треть каждой книжки о Свароге занимает скопированный из первой части справочник по выдуманному миру - учитесь как надо бабки рубить, товарищи! Меньше авторских листов - больше денег laugh.gif
Fr0st Ph0en!x
Цитата(Dimson @ 14.10.2013, 15:50) *
В этом смысле фабула никого не интересует. Ждут сюжет.

Но сюжет без фабулы существовать не может. wink.gif
Цитата(AlexCh @ 14.10.2013, 16:05) *
обычно читатель быстро просекает такую фишку, и в следующий раз за повесть, куда налили воды, раздув до размеров романа, голосовать рублем не будет)

Какую фишку? У вас какая-то странная логика - из использования приемов построения сюжета никак не следует, что он будет непременно водянистым. wink.gif Отнюдь.
Цитата(AlexCh @ 14.10.2013, 16:05) *
Скажи нет розовым соплям - мало кому интересно читать мысли какого-нибудь третьестепенного персонажа и многостраничное описалово бронелифчика ильфийки)

Поклонники Князева с вами не согласны, очевидно. laugh.gif
Альберт Садыкoff
Можно сказать,что есть плоские книги и обьемные.В плоских всё просто-пришел,всех нагнул,пошел в следующею книгу нагибать.В других возможно всё.
Ognerezov
Цитата(Dimson @ 14.10.2013, 13:50) *
В этом смысле фабула никого не интересует. Ждут сюжет.


Про это хорошо Макки пишет. Если своими словами, то читателю/зрителю всегда интересно знать отгадки/смыслы/ключевые факты, что вообще происходит. Автор выкладывает эти ключевые факты по цепочке, как хлебные крошки, а читатель идет через сюжет от одной к другой. Соответственно, фрагменты следует размещать не слишком далеко друг от друга - будет ощущения затянутости. И не слишком близко - читатель не сможет в достаточной степени проникнуться.
Сампо
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 14.10.2013, 10:54) *
Не, это совершенно не так. smile.gif Идея - она в литературоведении идеей и называется, хехе. wink.gif А конфликт - конфликтом.

просто столкнулся с тем, что в американской литературе между фабулой и главной идеей ставят знак равенства, хотя возможно это такой перевод.

Цитата(братья Ceniza @ 14.10.2013, 10:22) *
У Уоттса мне этот момент всегда был непонятен, по крайней мере в переводе.

Мне кажется, что Уоттс жутко переведен.
Там множество непонятных моментов, которые связаны с переводом, и это все запутывает.
Самый яркий пример, как было переведено название романа Джозефа Конрада Heart of Darkness - "Ядро темноты", который в России издается как "Сердце тьмы".

Цитата(Dimson @ 14.10.2013, 11:54) *
А зачем так глубоко копать? Из каких практических соображений?

Прочитал, у Линды Сегер ("Как хороший сценарий сделать великим"), что в финале сюжет и фабула должны "пересечься". Вот этот момент меня и заинтересовал.

Насколько я понял, братья Ceniza дают правильный классический ответ laugh.gif
правда у нас в России литературоведы дают и другие определения фабулы и сюжета:
школьный - "фабула - основной художественный конфликт", звучит как главная идея rolleyes.gif
Горький фабулу и сюжет меняет местами, так у него фабула "композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета".

Американцы в практической деятельности не различают фабулу и сюжет: "это все русские мутят". Выделение фабулы и сюжета они отнесли к русским формалистам и французским структуралистам.
Лилэнд Гонт
Цитата(Ognerezov @ 14.10.2013, 16:50) *
Автор выкладывает эти ключевые факты по цепочке, как хлебные крошки, а читатель идет через сюжет от одной к другой.

Да, именно так и должна строиться фабула.
Главная задача писателя сделать так чтобы читателю было интересно, что будет в следющем эпизоде.
Сампо
Цитата(Лилэнд Гонт @ 14.10.2013, 19:50) *
Да, именно так и должна строиться фабула.

вообще-то, это сказано про сюжет.
Лилэнд Гонт
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 14.10.2013, 10:54) *
Фабула - это тупо последовательность событий, происходящих (происходивших) в романе по ходу действия

братья Ceniza
Цитата(Сампо @ 14.10.2013, 15:56) *
Насколько я понял, братья Ceniza дают правильный классический ответ

Я не специально! smile.gif
Просто этот классический ответ самый практичный. А поскольку мне хочется написать повесть с нелинейным сюжетом, то любопытствую вещами практическими.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(Лилэнд Гонт @ 14.10.2013, 21:50) *
Да, именно так и должна строиться фабула.

Нет, речь таки про сюжет! smile.gif Ибо о подаче же, а не о самих событиях. Хотя ясенъ пень, что и они сами по себе должны быть интересными. wink.gif
moiser
Предпочитаю определять термин "фабула" как "Мораль сей басни такова" и не заморачиваться.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(moiser @ 17.10.2013, 20:31) *
Предпочитаю определять термин "фабула" как "Мораль сей басни такова" и не заморачиваться.

Это не современная литературоведческая трактовка, увы. wink.gif
Ра солнценосный
Интерес к фабуле увязан с творческим ростом литератора. Он начинает анализировать процесс письма, приходит к планированию работы. Вот здесь она и нужна, ведь сюжет лишь последовательность действий, а фабула - это мотивация, причинная связь.
Агата Кристи "10 негритят", вряд ли все читатали, но кино уж точно видели. Сюжет начинается с приезда на остров. А фабула намного раньше:
"Судья Уоргрейв с юности мечтал об убийствах, но ему помешало стремление к справедливости, из-за чего он и стал судьёй. Будучи неизлечимо больным, он решил удовлетворить свою страсть и отобрал десять человек, совершивших убийства, но по каким-то причинам избежавшим наказания. Десятым стал преступник Айзек Моррис, через которого Уоргрейв приобрёл остров. Перед отправкой на остров судья отравил Морриса. Находясь на острове, он истребил остальных."
Почувствуйте разницу. Впрочем, к этому надо прийти, как я и сказал. Всему свое время.
moiser
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 18.10.2013, 0:08) *
Это не современная литературоведческая трактовка, увы. wink.gif

Эта грань настолько тонка (фабула и сюжет),что в поисках истины можно и вовсе заблудиться.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(moiser @ 18.10.2013, 11:24) *
Эта грань настолько тонка (фабула и сюжет),что в поисках истины можно и вовсе заблудиться.

Нет там никаких тонкостей, тут уже подробно все разобрали. wink.gif Фабула - цепь событий, объединенных причинно-следственной связью, происходящих по ходу действия. Сюжет - способ ее подачи. Например, сюжет может начинаться с конца фабулы, с последнего по времени события, и идти к ее началу.
Magic
В упрощенном виде так.
Сюжет:
В 1984 году на землю прибывает Терминатор. Следом появляется сержант Сопротивления Кайл Ривз. Терминатор приступает к поиску и уничтожению Сары Коннор, Кайл Ривз всеми силами стремится ему помешать….. В неравной схватке Кайлу удается ценой собственной жизни вывести из строя Терминатора. Остатки поврежденного робота Сара разрушает при помощи гидравлического пресса.

Фабула:
Созданный военными суперкомпьютер «Скайнет» в недалеком будущем спровоцировал ядерную войну и поработил человечество. Лидер Сопротивления Джон Коннор организовал восстание людей и сумел переломить ход войны. Поверженный «Скайнет» создает телепортальную установку и отправляет в прошлое робота-убийцу с задачей уничтожить мать лидера Сопротивления, пытаясь, таким образом, лишить Джона Коннора возможности появиться на свет……

ПС
Разные источники трактуют эти термины по-разному, но мне ближе именно такая версия
Dimson
В этой версии фабула больше на аннотацию похожа.
moiser
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 18.10.2013, 10:05) *
Нет там никаких тонкостей, тут уже подробно все разобрали. wink.gif Фабула - цепь событий, объединенных причинно-следственной связью, происходящих по ходу действия. Сюжет - способ ее подачи. Например, сюжет может начинаться с конца фабулы, с последнего по времени события, и идти к ее началу.

Боюсь вы неправы. Тоже самое я могу сказать и о сюжете.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(moiser @ 23.10.2013, 12:04) *
Боюсь вы неправы. Тоже самое я могу сказать и о сюжете.

Боюсь, я даю современную литературоведческую общепринятую трактовку, а вы - какую-то свою. smile.gif
Magic
Цитата(Dimson @ 23.10.2013, 9:38) *
В этой версии фабула больше на аннотацию похожа.

Возможно.
Может вы продемонстрируете свое понимание сюжета, фабулы а заодно уж и аннотации на примере того же Терминатора? Так ... вкратце, чтобы можно было наглядно "пощупать" разницу.
moiser
Цитата(Magic @ 23.10.2013, 13:32) *
Возможно.
Может вы продемонстрируете свое понимание сюжета, фабулы а заодно уж и аннотации на примере того же Терминатора? Так ... вкратце, чтобы можно было наглядно "пощупать" разницу.

В моём понимании фабула этого романа (или фильма) это противостояние (война) между человеком и компьютером и нравственная оценка этого события. Всё остальное относится к сюжету и не имеют большого значения.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(moiser @ 23.10.2013, 17:13) *
Всё остальное относится к сюжету и не имеют большого значения.

Даже Википедия знает разницу между фабулой и сюжетом. wink.gif Кстати, данная статья вполне корректная. Статья про сюжет там менее адекватна, но тоже ничего.
moiser
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 23.10.2013, 16:04) *
Даже Википедия знает разницу между фабулой и сюжетом. wink.gif Кстати, данная статья вполне корректная. Статья про сюжет там менее адекватна, но тоже ничего.

Разницу не знает никто. Каждый это трактует по-своему и первоначальное определение фабулы также расплывчато. Я думаю, к этому и не стоит стремиться, поскольку фабула прежде всего важна для писателя. Читатель же, читая книгу, строит свой образ фабулы исходя из понимания сюжета.
Простой пример на тему того же Терминатора:
В недалеком будущем суперкомпьютер захватил власть над людьми и люди обречены на вымирание. Однако, существует один человек, который может изменить ход истории и представляет большую угрозу для будущего супермозга.
Изменяя прошлое - мы изменяем будущее и... и тут все ваши доводы летят к черту, поскольку в сюжете использована абсолютно бредовая идея о перемещении во времени.
Супермозг не мог послать робота-убийцу в прошлое, поскольку там никого нет! Посылая робота, он тем самым провоцирует появление своего будущего убийцы, поскольку отцом является человек из будущего. Всё это конечно можно нивелировать, но разночтений будет масса.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(moiser @ 24.10.2013, 14:05) *
Разницу не знает никто.

Да что вы говорите. wink.gif "А мужики-то не знают"© И преподавателям на филфаке, очевидно, тоже не дано эту разницу познать, ога. Когда преподают - из головы выдумывают. wink.gif
Вообще-то, это термин отнюдь не из числа трудноформулируемых или спорных (в отличие от какого-нибудь дискурса, например). smile.gif
братья Ceniza
Цитата(moiser @ 24.10.2013, 12:05) *
Разницу не знает никто. Каждый это трактует по-своему и первоначальное определение фабулы также расплывчато. Я думаю, к этому и не стоит стремиться, поскольку фабула прежде всего важна для писателя. Читатель же, читая книгу, строит свой образ фабулы исходя из понимания сюжета.
Простой пример на тему того же Терминатора:
В недалеком будущем суперкомпьютер захватил власть над людьми и люди обречены на вымирание. Однако, существует один человек, который может изменить ход истории и представляет большую угрозу для будущего супермозга.
Изменяя прошлое - мы изменяем будущее и... и тут все ваши доводы летят к черту, поскольку в сюжете использована абсолютно бредовая идея о перемещении во времени.
Супермозг не мог послать робота-убийцу в прошлое, поскольку там никого нет! Посылая робота, он тем самым провоцирует появление своего будущего убийцы, поскольку отцом является человек из будущего. Всё это конечно можно нивелировать, но разночтений будет масса.

1.А тут писательский форум или нет?
2. Доводы не летят. Это особенность всех историй на тему перемещения во времени. У них есть такое "изьян", потому что это сюжетная петля абсолютно искусственна, где причина и следствие меняются местами. Можно сказать, что это исключение, подтверждающее правило причинно-следственных связей, которыми оперирует фабула.
moiser
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 24.10.2013, 14:13) *
Да что вы говорите. wink.gif "А мужики-то не знают"© И преподавателям на филфаке, очевидно, тоже не дано эту разницу познать, ога. Когда преподают - из головы выдумывают. wink.gif
Вообще-то, это термин отнюдь не из числа трудноформулируемых или спорных (в отличие от какого-нибудь дискурса, например). smile.gif

Любое учение основано на определенных постулатах которые кажутся нам верными.
Нам говорят, что Земля круглая, уточняя, что она имеет форму геоида. Мы идем к первоисточнику и с удивлением обнаруживаем, что геоид переводиться как Земля. Стало быть - Земля имеет форму земли. Замечательно. Так какую же всё-таки она имеет форму? Несомненно, что это можно обсуждать до бесконечности, так и не придя к определенным выводам.
Fr0st Ph0en!x
Не демагогия ли это? wink.gif Я вам, вообще-то, говорю, что есть научные литературоведческие определения фабулы и сюжета, привожу эти определения. А вы мне - что вообще не верите в термины. laugh.gif Это несерьезно. smile.gif
Цитата(moiser @ 24.10.2013, 18:39) *
что геоид переводиться как Земля

"Землеподобный". Ну да, Земля по форме подобна самой себе, хехе. wink.gif Шаром назвать нельзя, потому что шар обладает ровной поверхностью.
Ну типа Я
А вопрос на засыпку. cool.gif
Если кто-то и когда-то все же сумеет однозначно и бесспорно определить что такое фабула и что такое сюжет, станут ли от этого писатели писать лучше?
moiser
rolleyes.gif
Цитата(Ну типа Я @ 24.10.2013, 17:14) *
А вопрос на засыпку. cool.gif
Если кто-то и когда-то все же сумеет однозначно и бесспорно определить что такое фабула и что такое сюжет, станут ли от этого писатели писать лучше?

Несомненно. Точная формулировка этих понятий освободит огромное количество времени автора от мучительных размышлений о природе этих вещей и позволить направить всю его кипучую энергию на создание очередного шедевра.
Сампо
Цитата(Ну типа Я @ 24.10.2013, 17:14) *
А вопрос на засыпку. cool.gif
Если кто-то и когда-то все же сумеет однозначно и бесспорно определить что такое фабула и что такое сюжет, станут ли от этого писатели писать лучше?

несомненно для работы над конкретным романом - нет
а вот для понимания самого литературного процесса и драматургии как науки - совершенно точно, а как результат приведет к "писатели будут писать лучше".
moiser
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 24.10.2013, 16:54) *
А вы мне - что вообще не верите в термины. laugh.gif Это несерьезно. smile.gif

В термины не верят - ими пользуются. И дело не в самом термине, а в том как его понимают.
В споре рождается истина = фабула. Дан исчерпывающий ответ=?
moiser
Цитата(Сампо @ 24.10.2013, 22:06) *
несомненно для работы над конкретным романом - нет
а вот для понимания самого литературного процесса и драматургии как науки - совершенно точно, а как результат приведет к "писатели будут писать лучше".

Интересно, а Пушкин или Гоголь знали об этом?
Ра солнценосный
Об этом даже Аристотель знал...
Dimson
Цитата(moiser @ 24.10.2013, 22:25) *
Интересно, а Пушкин или Гоголь знали об этом?

Не знали и потому, вместо того, чтобы писать, мучали себя и посетителей салонов этим вопросом. smile.gif
moiser
Цитата(Ра солнценосный @ 25.10.2013, 2:39) *
Об этом даже Аристотель знал...

Интересно как? Первоначальное значение фабулы значительно отличается от современного и слово, насколько мне известно, французское. В то время его ещё как такового не было. Я не уверен, что галлы задумывались над этим вопросом.
moiser
Цитата(Dimson @ 25.10.2013, 10:07) *
Не знали и потому, вместо того, чтобы писать, мучали себя и посетителей салонов этим вопросом. smile.gif

Вот и я думаю, что это они так отвратительно писали, что до сих пор мы знаем эти имена.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.