Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Как написать идеальную сцену в романе
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Страницы: 1, 2
братья Ceniza
Отрывок из статьи:
Цитата
Мне доводилось тренировать несколько писателей и основной проблемой для них было написание правильных МРЭ. Решение, которое я им предложил было следующим: они должны были тщательно проработать несколько глав так, чтобы каждая из них была цепочкой идеальных МРЭ. После нескольких глав техника давалась им все легче и легче. Затем я потребовал, чтобы они полностью переписали свои романы в этом порядке. Это ужасно тяжелая работа, но те, кто выжил после Школы молодого бойца, превратился в писателя совсем иного порядка.

Правильно выстроенные МРЭ — это волшебный ключ к написанию неотразимой художественной литературы. Можете верить, можете нет. Попробуйте и увидете сами.

Для начала нам потребуется углубиться в теорию.

Вы будете писать свои МРЭ, сменяя то, что ваш герой видит (Мотивация), на то, что он делает (Реакция). Это очень важно.

Мотивация — это внешняя, объективная причина действия героя, что-то такое, что ваш герой может видеть (слышать, обонять или чувствовать).

Вот простой пример: Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека.

Отмечаем главные события: они объективны. Мы представляем Мотивацию так, как будто она снимается на видеокамеру. Ничто не показывает, что мы смотрим на сцену с точки зрения Джека.

Реакция имеет внутреннее и субъективное начало и вы представляете ее в том виде, как видит события ваш герой — изнутри. Реакция никогда не должна идти в одном абзаце с Мотивацией — иначе вы рискуете запутать читателя, а читатели этого очень не любят.

Реакция всегда более сложна, чем Мотивация. Когда вы видите тигра, в первые доли секунды вы можете испытать только одно чувство — страх (пока у вас есть время только на рефлекс). Но вскоре вы уже будете способны реагировать разумно: что-то сделать, о чем-то подумать, что-то сказать. Вы должны предствить перечень реакций вашего героя именно в этом порядке, иначе вы уничтожите иллюзию реальности.

Продолжаем пример: Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. "Сдохни, скотина!"

Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции:

Чувство: Волна адреналина прошла по телу Джека. Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно.

Рефлекс: Он вскинул ружье... Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания.

Рациональное действие и речь: ... прицелился и нажан на курок. "Сдохни, скотина!" Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний.

Из Реакции можно вычеркнуть одну или две части. Однако существует важное правило: какие бы части вы ни сохранили, они должны идти в правильном порядке. Если это Чувство, оно должно идти вначале. Если это Рефлекс, он никогда не должен идти впереди Чувства. Если это Рациональное Действие, оно всегда должно идти последним.

После Реакции идет другая Мотивация. Нельзя написать одну МРЭ и вздохнуть с облегчением. Вы должны написать еще, еще и еще. Реакция, которую вы только что описали, приведет к новой Мотивации, которая опять будет внешней и объективной, и которую вы опишете в отдельном абзаце.

Продолжаем начатый пример: Пуля задела левое плечо тигра. Кровь хлынула из раны. Тигр пошатнулся, взревел и вновь прыгнул на Джека.

Пишите каждую Причину и Следствие как череду МРЭ. Все, что не выглядит как МРЭ, следует вычеркнуть. Нельзя оставлять ни одно предложение, которое не несет в себе нужной информации.

Вероятно, вы думаете, что никто не сможет писать, следуя этим правилам. Вы попробавали и теперь сидите перед компьютером, боясь пошевелиться лишний раз, чтобы не нарушить ПРАВИЛО. Ну что ж, случилось то, что называется писательской блокировкой. В этом случае позвольте мне раскрыть последний секрет написания идеальной сцены.

Забудьте все правила. Напишите главу в обычной манере. Чувствуете себя лучше? Творческий процесс — это создание истории из ничего. Это тяжелая работа, это интересно, это никак не структурировано. Поступайте так и не сожалейте о правилах.

После того, как вы закончите с творчеством, отложите главу на некоторое время. Позже вы отредактируете ее, но сейчас еще не время. Сделайте что-то еще. Сходите в боулинг. Проведите время с теми надоедами, которые живут в вашей квартире (вы все еще помните их в лицо?). Сделайте что-то, что не относится к Написанию Книги.

Позже, когда вы будете готовы к анализу написанного, вернитесь за компьютер. Соберитесь с духом. Редактура — это процесс, противоположный Творчеству, и это всегда деструктивное действие.

Проанализируйте текст, который вы только что написали. Что это Причина или Следствие? Или ни то и не другое? Если это Причина, проверьте, есть ли в ней Цель, Конфликт и Катастрофа. Обозначте каждую из них в отдельно взятом предложении. Аналогично, если это Следствие, то обозначте Реакцию, Дилему и Решение. Если вы не можете отнести текст ни к Причине, ни к Следствию, выкидывайте эту графомань. Возможно, потом вы придумаете как ее использовать в качестве соннета, лимерика или технической инструкции, но этот кусок текста не является художественной литературой, и на свете не существует способа сделать его таковой.

Теперь, когда вы знаете, что вы написали — Причину или Следствие, перепишите ее МРЭ за МРЭ. Следите, чтобы каждая Мотивация была отделена от Реакции.

Проанализируйте каждую Мотивацию и удостоверьтесь, что все они объективны и имеют внешние причины. Забудьте о милосердии. Нельзя испытывать жалость к тому, что отравляет ваше произведение. Убейте все лишнее или оно убьет вас.

Теперь удостоверьтесь, что каждая Реакция является субьективной и имеет внутренние причины, которые кроются в сердце героя. Проследите, чтобы все они шли в правильном порядке.

После того, как вы закончите, займитесь редактурой стиля, грамматики, пунктуации и всего остального.

Поздравляю, вы написали идеальную сцену. Теперь делайте все то же самое снова и снова, пока не закончите книгу.

Рэнди Ингермансон (с)
писатель, автор спецкурса по писательскому мастерству


Читали? Пробовали так писать?
NatashaKasher
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 14:30) *
Читали? Пробовали так писать?

Что такое МРЭ?
братья Ceniza
Цитата(NatashaKasher @ 15.6.2014, 16:52) *
Что такое МРЭ?

Мотивационно-реакционные элементы: мотивация и реакция

Сцена: Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека. Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. "Сдохни, скотина!"

Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека - Мотивация (или обстановка, что видит герой)
Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. - Реакция (чувство, действие, как реагирует на то, что видит)
"Сдохни, скотина!" - Реакция (речь, осознает и оценивает то, что видит).

Все что не относится к МРЭ - лишнее. И все реакции должны быть выстроены именно в таком порядке.
FamilyGhost
Цитата(NatashaKasher @ 15.6.2014, 16:52) *
Что такое МРЭ?

Мой хрустальный шар предположил, что это Малый Романный Эпизод smile.gif
интересно, насколько он близок к истине

п.с. а, шьорт побьери, надо его выкидывать
silverrat
Цитата
Продолжаем пример: Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. "Сдохни, скотина!"

Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции:

Чувство: Волна адреналина прошла по телу Джека. Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно.

Рефлекс: Он вскинул ружье... Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания.

Рациональное действие и речь: ... прицелился и нажан на курок. "Сдохни, скотина!" Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний.

Нет, не пробовали. Потому что во-первых, нажимают на спусковой крючок. А во-вторых, рефлекс и чувство идут одновременно. И даже чувство - это рефлекторные понятия. Вообще, человек на 90% состоит из инстинктов. laugh.gif
Если охотник будет вскидывать ружье не одновременно со своим инстинктом, то тигр его сожрет.

ЗЫ А шо тигры действительно по деревьям лазают?
ЗЫ ЗЫ Хотя я читала у Ожегова, что действительно в худ.лит-ре все нажимают именно на курок. Хотя это не верно. Курки взводят, а у охотничьего ружья зачастую и курка-то нет, а только затвор.
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 13:30) *
Рэнди Ингермансон (с)писатель, автор спецкурса по писательскому мастерству

Не хочу писать по советам Рэнди Ингермансон.
братья Ceniza
Отделяйте главное от второстепенного. Умейте отличать форму от наполнения.
Не важно на что жмут, умеют ли тигры прыгать по деревьям, как в жизни происходит процесс отражения-восприятия. Важно, как автор статьи строит сцену. Почему он так строит. Что за этим построением стоит. К какому результату приведет. Есть ли во всем этом рациональное зерно.

А блеснуть знаниями относительно курка и тигров можно, но надо ли.
Комиссар
Не может вся книга состоять из одних МРЭ. Получится какой-то трэшевый слэшер.
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 16:06) *
А блеснуть знаниями относительно курка и тигров можно, но надо ли.

Я, если честно, в штаны бы наложил, если б на меня с дерева спрыгнул тигр во время прогулки по саванне. Будь один, помчался бы прочь, как бешенная антилопа.
Будь с женой и детишками, жал бы на курок, точно сумасшедший, пока жена с детишками бежали бы прочь. Точно антилопы.
silverrat
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 19:06) *
Отделяйте главное от второстепенного. Умейте отличать форму от наполнения.
Не важно на что жмут, умеют ли тигры прыгать по деревьям, как в жизни происходит процесс отражения-восприятия. Важно, как автор статьи строит сцену. Почему он так строит. Что за этим построением стоит. К какому результату приведет. Есть ли во всем этом рациональное зерно.

Это легко сказать, но трудно сделать. Я заметила, что большинство прекрасно без этого обходятся.

Цитата
А блеснуть знаниями относительно курка и тигров можно, но надо ли.

laugh.gif
братья Ceniza
Цитата(Комиссар @ 15.6.2014, 18:20) *
Не может вся книга состоять из одних МРЭ. Получится какой-то трэшевый слэшер.

В таком жестком соответствии не может. Но текст состоит именно из различных вариантов таких сцен.

М.А. Булгаков "Стальное горло"

...МРЭ1: И тогда внизу раны откуда-то хлынула темная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. Фельдшер тампонами стал вытирать ее, но она не унималась. (Мотивация) Вспоминая все, что я видел в университете, я пинцетами стал зажимать края раны (Реакция, рациональное действие), МРЭ2 но ничего не выходило (Мотивация). Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь. (Реакция, чувство). В злобном отчаянии я сунул пинцет наобум, куда-то близ раны, защелкнул его, и кровь тотчас же перестала течь (Реакция действие). МРЭ3: Рану мы отсосали комками марли, она предстала передо мной чистой и абсолютно непонятной. Никакого дыхательного горла нигде не было. Ни на какой рисунок не походила моя рана. (Мотивация). Еще прошло минуты две-три, во время которых я совершенно механически и бестолково ковырял в ране то ножом, то зондом, ища дыхательное горло (Реакция, действие). И к концу второй минуты я отчаялся его найти (Реакция, чувство) «Конец, — подумал я, — зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей…» (Реакция, оценка) Акушерка молча вытерла мой лоб. «Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать», — так подумал я (Реакция оценка продолжается), и МРЭ4 мне представились глаза матери (Мотивация). Я снова поднял нож и бессмысленно, глубоко и резко полоснул Лидку (Реакция, действие). МРЭ5: Ткани разъехались, и неожиданно передо мной оказалось дыхательное горло (Мотивация) ...

И т.д.

Понимание принципов построения сцены помогает ее упорядочить. Особенно эмоционально насыщенные сцены, напряженные, с экшеном.
братья Ceniza
Цитата(silverrat @ 15.6.2014, 18:27) *
Я заметила, что большинство прекрасно без этого обходятся.


Те, кто обходятся, получают гонорары за свои опубликованные произведения, поэтому им можно и не заморачиваться. wink.gif
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 16:49) *
В таком жестком соответствии не может. Но текст состоит именно из различных вариантов таких сцен.

М.А. Булгаков "Стальное горло"

...МРЭ1: И тогда внизу раны откуда-то хлынула темная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. Фельдшер тампонами стал вытирать ее, но она не унималась. (Мотивация) Вспоминая все, что я видел в университете, я пинцетами стал зажимать края раны (Реакция, рациональное действие), МРЭ2 но ничего не выходило (Мотивация). Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь. (Реакция, чувство). В злобном отчаянии я сунул пинцет наобум, куда-то близ раны, защелкнул его, и кровь тотчас же перестала течь (Реакция действие). МРЭ3: Рану мы отсосали комками марли, она предстала передо мной чистой и абсолютно непонятной. Никакого дыхательного горла нигде не было. Ни на какой рисунок не походила моя рана. (Мотивация). Еще прошло минуты две-три, во время которых я совершенно механически и бестолково ковырял в ране то ножом, то зондом, ища дыхательное горло (Реакция, действие). И к концу второй минуты я отчаялся его найти (Реакция, чувство) «Конец, — подумал я, — зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей…» (Реакция, оценка) Акушерка молча вытерла мой лоб. «Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать», — так подумал я (Реакция оценка продолжается), и МРЭ4 мне представились глаза матери (Мотивация). Я снова поднял нож и бессмысленно, глубоко и резко полоснул Лидку (Реакция, действие). МРЭ5: Ткани разъехались, и неожиданно передо мной оказалось дыхательное горло (Мотивация) ...

И т.д.

Понимание принципов построения сцены помогает ее упорядочить. Особенно эмоционально насыщенные сцены, напряженные, с экшеном.

Вот почему-то Булгакому это все прощаешь именно в Записках молодого врача. Но почему?
братья Ceniza
Цитата(Mishka @ 15.6.2014, 18:52) *
Вот почему-то Булгакому это все прощаешь именно в Записках молодого врача.

Что вы ему прощаете?
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 16:54) *
Что вы ему прощаете?

Как что? Дилетантское исполнение.
братья Ceniza
Цитата(Mishka @ 15.6.2014, 18:55) *
Дилетантское исполнение.

Нашли дилетанта. Я чуть чай на клавиатуру не пролила
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 16:57) *
Нашли дилетанта. Я чуть чай на клавиатуру не пролила

Да ну. Я прекрасно отношусь к Булгакову. Записки врача считаю прекрасными. Мастера читаю сейчас - нормално, местами прекрасно, местами нет. Но надо иметь в виду, что этот роман по частям собирала его жена после его смерти.
Но, сказать по правде, мне он не пример подражания.
братья Ceniza
Цитата(Mishka @ 15.6.2014, 19:02) *
мне он не пример подражания.

НЕ аргумент wink.gif
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 17:08) *
НЕ аргумент wink.gif

А я ничего и не доказываю.
братья Ceniza
Отлично! smile.gif
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 17:12) *
Отлично! smile.gif

А что отличного-то?
Первые две главы МиМ нормальные, а вот третья - туфта. Почитаю и далее, подозреваю, что разочаруюсь.
silverrat
Цитата(Mishka @ 15.6.2014, 20:02) *
Но надо иметь в виду, что этот роман по частям собирала его жена после его смерти.
Но, сказать по правде, мне он не пример подражания.

Впервые об этом слышу. Не дадите ли пруфлинк на подобное? Жена сохранила рукопись, с которой потом дала познакомиться и она была напечатана. Но чтобы она чего-то там собирала, слышу впервые. Где вы это прочли?

Булгаков написал несколько вариантов этого романа. Также он печатался в сокращенном журнальном варианте, но рукопись была цельной.

Mishka
Цитата(silverrat @ 15.6.2014, 19:53) *
Впервые об этом слышу. Не дадите ли пруфлинк на подобное? Жена сохранила рукопись, с которой потом дала познакомиться и она была напечатана. Но чтобы она чего-то там собирала, слышу впервые. Где вы это прочли?

Даже и не собираюсь что-то вам доказывать. Верьте на слово, или сами ищите.
Первые 2 главы МиМ хорошие, качественные. Потом пошло фельетонное фуфло. Бросил читать.
Короче, не писатель он, этот Булкаков.
silverrat
Цитата(Mishka @ 15.6.2014, 20:35) *
А что отличного-то?
Первые две главы МиМ нормальные, а вот третья - туфта. Почитаю и далее, подозреваю, что разочаруюсь.

Мишка, я все-таки иногда думаю, что вы прикалываетесь. laugh.gif Ваша оценка такого шедевра, как МиМ напоминает оценку полета орла ползущим внизу червяком.
Mishka
Цитата(silverrat @ 15.6.2014, 20:02) *
Мишка, я все-таки иногда думаю, что вы прикалываетесь. laugh.gif Ваша оценка такого шедевра, как МиМ напоминает оценку полета орла ползущим внизу червяком.

Вы читали его в пубертном возрасте. Перечитайте с третьей главы. Зощенко такой.
Ильф-Петров ироничнее и философичнее.
МиМ шедевр? Я тихо ржу.
Саша Тэмлейн
Ну, вы дочитайте сначала))
Алиса
Цитата(silverrat @ 15.6.2014, 22:02) *
Ваша оценка такого шедевра, как МиМ напоминает оценку полета орла ползущим внизу червяком.
Нет это напоминает тявканье болонки на слона. biggrin.gif
Mishka
Цитата(Саша Тэмлейн @ 15.6.2014, 20:07) *
Ну, вы дочитайте сначала))

попробую
Цитата(Алиса @ 15.6.2014, 20:14) *
Нет это напоминает тявканье болонки на слона.

знакомый аргумент. Слона-то мы и не увидели.
Построчно его парафинить?
Сампо
Цитата(братья Ceniza @ 15.6.2014, 15:30) *
Отрывок из статьи:
Рэнди Ингермансон (с)
писатель, автор спецкурса по писательскому мастерству
Читали? Пробовали так писать?

Это хорошая техника,
позволяет автору не забывать о необходимости эмоциональной составляющей художественного текста.
Но с точки зрения композиции сцены, из этой техники нельзя понять, что в сцене должен быть конфликт, что у героя должна быть одна цель в сцене, сама сцена должна развивать историю к финалу.
А саму статью, если мне не изменяет память переводила много лет назад Эльвира Барякина на сайте "Справочник писателя".
silverrat
Цитата(Mishka @ 15.6.2014, 23:18) *
знакомый аргумент. Слона-то мы и не увидели.
Построчно его парафинить?

Говорите только за себя. У меня складывается все-таки сильное ощущение, что у вас какие-то проблемы с пониманием элементарных вещей.
silverrat
Цитата(Сампо @ 15.6.2014, 23:51) *
Это хорошая техника,
позволяет автору не забывать о необходимости эмоциональной составляющей художественного текста.
Но с точки зрения композиции сцены, из этой техники нельзя понять, что в сцене должен быть конфликт, что у героя должна быть одна цель в сцене, сама сцена должна развивать историю к финалу.

О конфликте в сцене в этом тексте речь не идет. Об этом написано в других материалах.
silverrat
Цитата(Mishka @ 15.6.2014, 23:06) *
Вы читали его в пубертном возрасте. Перечитайте с третьей главы. Зощенко такой.
Ильф-Петров ироничнее и философичнее.
МиМ шедевр? Я тихо ржу.

Мишка, у меня вопрос, вы в обществе, в реальном, среди ваших знакомых и друзей подобные глупости когда-нибудь говорили? Есть такой режиссер - Юрий Любимов, он поставил этот роман на сцене театра на Таганке в 1977-м году, когда ему было 60 лет. И до сих пор этот спектакль идет. Интересно, вы могли бы сказать Юрию Петровичу, которому сейчас 96 лет, что он читал этот роман в подобном возрасте? Кстати, я была на этом спектакле и пользовался он невероятным успехом. Как и роман этот спектакль стал культовым.
NatashaKasher
Техника эта, мне кажется занимается второстепенным, а не главным.
Цепочка причина-следствие-причина-следствие - это залог "идеального романа"?
Уж извините. Есть вещи кудааа поважнее. Персонаж, конфликт, развитие сюжета, атмосфера...
Мне кажется, что если всё это есть - остальное приложится.
Что-то происходит - герой реагирует, это (может быть) хорошо для компьютерной игры, не для романа.
Mishka
Цитата(silverrat @ 15.6.2014, 21:13) *
Как и роман этот спектакль стал культовым.

Придется, видимо, построчно склонять.
братья Ceniza
Цитата(NatashaKasher @ 15.6.2014, 23:50) *
Цепочка причина-следствие-причина-следствие - это залог "идеального романа"?


Это ткань произведения, то, собственно, из чего шьется (платье) текст.
Цитата(NatashaKasher @ 15.6.2014, 23:50) *
Уж извините. Есть вещи кудааа поважнее. Персонаж, конфликт, развитие сюжета, атмосфера...

Разве кто-то отрицал важность и, более того, необходимость персонажей, конфликта, развития сюжета, атмосферы? Мы рассматриваем другую составляющую литературного произведения, такую же важную.

Цитата(NatashaKasher @ 15.6.2014, 23:50) *
Что-то происходит - герой реагирует, это (может быть) хорошо для компьютерной игры, не для романа.

Что-то происходит, человек реагирует - так устроена жизнь, и так же строится текст. Текстовой пример, который рассматривается в статье, упрощен. В романах и рассказах та же Мотивация может выражаться не одним предложением, а целым абзацем, растягиваться на страницу. Реакции так же могут быть сложны и не обязательно идти в полном комплекте: чувство, рефлекс, поступок, слова.

Цитата(NatashaKasher @ 15.6.2014, 23:50) *
Мне кажется, что если всё это есть - остальное приложится.

Если на этот текстовой элемент обратить внимание, то приложиться может гораздо быстрее smile.gif

ПС. К любому теоретическому материалу хорошо подходить критически. Конечно, не нужно броситься писать "по указке", но если там есть ценная информация, почему бы ее не принять к размышлению?
братья Ceniza
Цитата(Сампо @ 15.6.2014, 22:51) *
А саму статью, если мне не изменяет память переводила много лет назад Эльвира Барякина на сайте "Справочник писателя".

Да, отрывок с того ресурса.
silverrat
Цитата(братья Ceniza @ 16.6.2014, 8:49) *
Что-то происходит, человек реагирует - так устроена жизнь, и так же строится текст. Текстовой пример, который рассматривается в статье, упрощен. В романах и рассказах та же Мотивация может выражаться не одним предложением, а целым абзацем, растягиваться на страницу. Реакции так же могут быть сложны и не обязательно идти в полном комплекте: чувство, рефлекс, поступок, слова.

Проблема еще в том, что этот отрывок с эмоциями гипертрофирован. Всегда легко описывать эмоции в высшей точке. Жуткий испуг перед тигром, бездной. А как это же описать в обычной жизни? Когда эмоции вполне под контролем? Жизнь человека не состоит из цепочки глубоко эмоциональных сцен.
NatashaKasher
Цитата(silverrat @ 16.6.2014, 8:48) *
Проблема еще в том, что этот отрывок с эмоциями гипертрофирован. Всегда легко описывать эмоции в высшей точке. Жуткий испуг перед тигром, бездной. А как это же описать в обычной жизни? Когда эмоции вполне под контролем? Жизнь человека не состоит из цепочки глубоко эмоциональных сцен.

Возможно, идея автора пособия именно и состоит в том, что роман должен состоять из цепочки глубоко эмоциональных сцен.
silverrat
Цитата(NatashaKasher @ 16.6.2014, 11:53) *
Возможно, идея автора пособия именно и состоит в том, что роман должен состоять из цепочки глубоко эмоциональных сцен.

Глубоко эмоциональные сцены могут быстро надоесть. Для человека есть предел боли, когда в конце концов он ее просто перестает ощущать. Так и с эмоциями. Если человек постоянно испытывает какие-то сильные эмоции, то быстро происходит насыщение, ему нужно все сильнее, сильнее и сильнее. Так люди становятся наркоманами. Если все время описывать, как на кого-то напал тигр, слон, кровавую бойню с отрубанием голов, пытки, изнасилования, гибель любимых, очень дорогих людей. В итоге человек перестанет чувствовать вообще. Поэтому, я считаю, зачастую в фэнтези громоздятся горы трупов, убивают даже детей, и никого это не колышет. Сильные эмоции обычно приходят на фоне вполне обыденных, спокойных вещей. Их описать интересно гораздо труднее.
Mishka
Цитата(silverrat @ 16.6.2014, 8:59) *
Глубоко эмоциональные сцены могут быстро надоесть.

yes
NatashaKasher
Цитата(silverrat @ 16.6.2014, 9:59) *
Глубоко эмоциональные сцены могут быстро надоесть.[...] Если человек постоянно испытывает какие-то сильные эмоции, то быстро происходит насыщение, ему нужно все сильнее, сильнее и сильнее. Так люди становятся наркоманами. Если все время описывать, как на кого-то напал тигр, слон, кровавую бойню с отрубанием голов, пытки, изнасилования, гибель любимых, очень дорогих людей. В итоге человек перестанет чувствовать вообще. Поэтому, я считаю, зачастую в фэнтези громоздятся горы трупов, убивают даже детей, и никого это не колышет. Сильные эмоции обычно приходят на фоне вполне обыденных, спокойных вещей. Их описать интересно гораздо труднее.

Эмоции бывают и положительными, между прочим.
Кроме того, я ни разу в жизни не видела трупа, тем более - горы трупов. Тем не менее - постоянно испытываю сильные эмоции.
Думаю, наступает насыщение, если это одна и та же эмоция.
silverrat
Цитата(NatashaKasher @ 16.6.2014, 12:27) *
Эмоции бывают и положительными, между прочим.
Кроме того, я ни разу в жизни не видела трупа, тем более - горы трупов. Тем не менее - постоянно испытываю сильные эмоции.
Думаю, наступает насыщение, если это одна и та же эмоция.

Я трупы видела. И на меня это производило всегда страшное впечатление. Насчет положительных эмоций, то они тоже относятся к сильным. Влюбленность, любовь, радость. Но все равно это встречается не так часто.
karpa
Цитата(NatashaKasher @ 16.6.2014, 11:53) *
Возможно, идея автора пособия именно и состоит в том, что роман должен состоять из цепочки глубоко эмоциональных сцен.

Ага, Обломов на диване - глЫбако эмоционально, однако после работы так и тянет взять его пример на вооружение, smile.gif
Mishka
Цитата(karpa @ 16.6.2014, 9:53) *
Ага, Обломов на диване - глЫбако эмоционально, однако после работы так и тянет взять его пример на вооружение,

Что за бред я только что прочитал?
NatashaKasher
Цитата(karpa @ 16.6.2014, 10:53) *
Ага, Обломов на диване - глЫбако эмоционально, однако после работы так и тянет взять его пример на вооружение, smile.gif

Однако!
Цитата
Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь.
Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.
Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением.


Вначале целая гамма чувств: страх, тоска, досада. Тут же объяснение - почему. Затем - мысли. (И ни одного трупа.)
silverrat
Цитата(NatashaKasher @ 16.6.2014, 14:00) *
Однако!


Вначале целая гамма чувств: страх, тоска, досада. Тут же объяснение - почему. Затем - мысли. (И ни одного трупа.)


Цитата
Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь.

С современной точки зрения здесь эмоции описаны неверно. Надо показать эти эмоции в мимике, поступках, а не простым перечислением по сути ярлыков. Тем более за "видно было" любители фокала сразу бы убили бы автора. laugh.gif
AlexCh
нерационально вылизывать каждую сцену до идеала. Проще за это время написать две других.
И где этот идеал - только в голове автора, вестимо.

moiser
Фигня всё это. В жизни бывает так, что причины нет, а есть только следствие.
Вышел мужик на улицу - тепло, солнышко светит, птички поют. Хорошо.
Мимо идет человек. Чему-то улыбается. Мужик тоже ему улыбнулся. Тепло так - по-отечески... и хрясь тому в морду...
Когда менты его спросили: - За что ты человека убил?
Он пожал плечами и ответил: - Да так - пошутить хотел....
братья Ceniza
Цитата(moiser @ 22.9.2014, 18:08) *
Фигня всё это.

Ну, у меня другое мнение)
Дина
Цитата(moiser @ 22.9.2014, 17:08) *
В жизни бывает так, что причины нет, а есть только следствие.


Просто мы не знаем причину. Может, мужик увлекался фильмами с насилием, может его тёща перед выходом отругала, улыбку прохожего принял за насмешку. Человек со здоровой психикой и нравственным якорем на совести такого не вычудит. Значит что-то на него влияло и сделало неадекватным. Это и есть причина.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.