Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Ритм художественной прозы
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Страницы: 1, 2, 3
братья Ceniza
Рано или поздно вопрос о звучании текста становится ребром. Меж тем, ритму художественно прозы посвящено очень мало работ. Почему бы не поделиться друг с другом соображениями по этому вопросу?

Основные вопросы для обсуждения:

1. Есть ли прозе ритм? Зачем, по вашему мнению, он нужен писателю?
2. Нужен ли этот самый ритм читателю, или ему все равно? Главное -- сюжет, история?
5. При помощи чего он создается?


У кого какие соображения на этот счёт? Может быть, у кого-то на примете есть литература об этом? Тоже давайте сюда smile.gif
братья Ceniza
Три примера явно ритмичной прозы, на мой взгляд:

Цитата
Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу.
Скажу коротко: сорок верст, отделяющих уездный город Грачевку от Мурьевской больницы, ехали мы с возницей моим ровно сутки. И даже до курьезного ровно: в два часа дня 16 сентября 1917 года мы были у последнего лабаза, помещающегося на границе этого замечательного города Грачевки, а в два часа пять минут 17 сентября того же 17-го незабываемого года я стоял на битой, умирающей и смякшей от сентябрьского дождика траве во дворе Мурьевской больницы.

М.А. Булгаков

Цитата
Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой.
Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже
стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как
по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за
нею бежал белый шпиц.
И потом он встречал ее в городском саду и на сквере, по нескольку раз в
день.
Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал,
кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой.

А.П. Чехов

Цитата
Я прищурился и стал смотреть на айсберг. Он торчал над горизонтом гигантской глыбой сахара, слепяще-белый иззубренный клык, очень холодный, очень неподвижный, очень цельный, без всех этих живописных мерцаний и переливов, — видно было, что как вломился он в этот плоский беззащитный берег сто тысяч лет назад, так и намеревался проторчать здесь еще сто тысяч лет на зависть всем своим собратьям, неприкаянно дрейфующим в открытом океане. Пляж, гладкий, серо-желтый, сверкающий мириадами чешуек инея, уходил к нему, а справа был океан, свинцовый, дышащий стылым металлом, подернутый зябкой рябью, у горизонта черный, как тушь, противоестественно мертвый. Слева над горячими ключами, над болотом, лежал серый слоистый туман, за туманом смутно угадывались щетинистые сопки, а дальше громоздились отвесные темные скалы, покрытые пятнами снега. Скалы эти тянулись вдоль всего побережья, насколько хватал глаз, а над скалами в безоблачном, но тоже безрадостном ледяном серо-лиловом небе всходило крошечное негреющее лиловатое солнце.

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
Сочинитель
Обязательно найдутся такие, кто заявит: описалово, вода, я такое пролистываю. Должно быть рубилово, мочилово и геноцид алиенов. smile.gif
Mishka
Хорошая тема, только приветствую. Со своей стороны замечу: если вижу, что в моем тексте отсутствует ритм, считаю его незаконченным. С другой стороны, есть ложный ритм, он преобладает над содержанием, превращает текст в поэзию, а ведь содержание все же важнее.
fotka
Цитата(Mishka @ 20.10.2015, 7:26) *
если вижу, что в моем тексте отсутствует ритм, считаю его незаконченным. С другой стороны, есть ложный ритм, он преобладает над содержанием, превращает текст в поэзию

Абсолютно согласна. Ритм определяет стиль автора, по нему, собственно, автор и узнается. Если ритм отсутствует - произведение выглядит незаконченным, недоделанным, негармоничным, неряшливым... не художественным. Тут мало просто написать без грамматических и стилистических ошибок. Но это должен быть именно ритм прозы.
fotka
Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 4:46) *
2. Нужен ли этот самый ритм читателю, или ему все равно? Главное -- сюжет, история?

Ритм нужен тому читателю, у которого есть музыкальный слух. Если и автору, и читателю наступил на ухо медведь, тут уж ничего не поделаешь smile.gif
братья Ceniza
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 9:22) *
Но это должен быть именно ритм прозы.

С поэзий проще, в том плане, что там его видно невооруженным взглядом. Там стопы (метрическая единица стиха), если поднапрячь мозги, то можно вспомнить парочку названий -- ямб, хорей, анапест и т.д. В прозе ритм более размыт, что ли. Но тоже, наверное, должна быть какая-то структурная метрическая единица. К сожалению, мне она неизвестна.
fotka
Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 4:46) *
5. При помощи чего он создается?

Очень сложный вопрос. Кому-то он дан от природы, кто-то вырабатывает его годами. На первый случай: если автор чувствует, что какого-то слова не хватает, или его надо переставить, или оно явно лишнее - не по смыслу, а ритмически - значит, автор чувствует ритм. То же самое можно сказать и о читателе...
братья Ceniza
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 9:27) *
Если и автору и читателю медведь на ухо наступил, тут уж ничего не поделаешь

biggrin.gif
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 9:22) *
Ритм определяет стиль автора, по нему, собственно, автор и узнается.

То есть тут все интуитивно строится?
fotka
Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 9:33) *
То есть тут все интуитивно строится?

По слуху. Так же мы настраиваем и музыкальный инструмент...
Серый Манул
Хехехахохуху!!! Тока вчера про ритм с Веспер говорил, мол начал его чувствовать, меня наверное Сениза покусала. А тут такая тема!
Mishka
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 7:27) *
Ритм нужен тому читателю, у которого есть музыкальный слух. Если и автору, и читателю наступил на ухо медведь, тут уж ничего не поделаешь smile.gif

Согласен. Мне бесполезно ставить классическую музыку, все равно не пойму. Зато по литературе выскажусь, по кино тоже выскажусь, ибо понимаю, что так, а что не так.
Насчет ритмики в тексте: женщины обычно перебарщивают с ней. Тут нужно чередовать: ритмика-неритмика.
Тема в любом случае интересная. Посмотрим, что другие люди скажут.
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 7:33) *
То есть тут все интуитивно строится?

Да. Это сверху приходит.
Пейсатель
Я сразу отличаю начинающих писателей. Их тексты читать - все равно как спускаться с горки и скакать по кочкам на заднице. И все начинающие так. И я был такой. Не знаю ни одного автора, который начинал бы с гладких текстов. А некоторые, уже не раз изданные, до сих пор чудят.
Ритм ДОЛЖЕН быть. Иначе это не текст, а помойка. Я рекомендую начинающим авторам читать свой текст вслух. И если язык запинается - переделывать.
Хотите выглядеть графоманом, непрофессионалом - не соблюдайте ритм.
Mishka
С ритмом лучше не перестараться. Поэзия, на самом деле, редко у кого получается. Столько я дурных поэтесс повидал на лит-сайтах. Пожалеть бы их, но уж больно агрессивные.
Аптекарь
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 9:34) *
По слуху.

Вот именно - читаешь вслух (вслух - не обязательно, главное - не механически) и понимаешь, как переставить слова, чтобы они звучали.
Комиссар
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 8:31) *
На первый случай: если автор чувствует, что какого-то слова не хватает, или его надо переставить, или оно явно лишнее - не по смыслу, а ритмически - значит, автор чувствует ритм.

Ага, теперь понял.
Чувство ритма в литературе - это умение в нужном порядке складывать слова в предложениях.

Самая трудоёмкая часть работы в моей писанине. Увеличивает время написания раз в пять. dry.gif
fotka
Цитата(Комиссар @ 20.10.2015, 10:58) *
Самая трудоёмкая часть работы в моей писанине. Увеличивает время написания раз в пять.

Потом пойдет быстрее smile.gif
devastator squad
Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 7:46) *
2. Нужен ли этот самый ритм читателю, или ему все равно? Главное -- сюжет, история?

Мне, как читателю всегда нужен. Только редко где его найдёшь, по крайней мере такой, чтоб реально доставлял эстетическое наслаждение.

Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 7:46) *
5. При помощи чего он создается?

Работа, опыт, анализ, обратная связь.
З.ы. А где вопросы 3 и 4? Они секретные?
Пейсатель
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 12:03) *
Потом пойдет быстрее smile.gif

"Первую тысячу лет трудно, а потом привыкнете!" (с) Шекли. "Кое-что задаром"
Mishka
Цитата(Пейсатель @ 20.10.2015, 9:32) *
"Первую тысячу лет трудно, а потом привыкнете!" (с) Шекли. "Кое-что задаром"

Про себя скажу. Иной раз так уходишь в эту самую ритмику, что содержание теряется. Чтобы вернуться к действительности, открываешь хорошую книгу и выходишь из ритмики.
Примерно как идет взвод по мосту - раз-два, раз-два - и мост рушится. Ходить в текстах надо вольно. Может и не прав.
fotka
Цитата(Пейсатель @ 20.10.2015, 11:32) *
"Первую тысячу лет трудно, а потом привыкнете!" (с) Шекли. "Кое-что задаром"

Ага)

Цитата(Mishka @ 20.10.2015, 11:40) *
Про себя скажу. Иной раз так уходишь в эту самую ритмику, что содержание теряется. Чтобы вернуться к действительности, открываешь хорошую книгу и выходишь из ритмики.
Примерно как идет взвод по мосту - раз-два, раз-два - и мост рушится. Ходить в текстах надо вольно. Может и не прав.

У каждого свой метод wink.gif
Mishka
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 9:46) *
Ага)


У каждого свой метод wink.gif

Да это скорее не метод. Скорее видение. Помню, выложил текст про старичка-рокера. Вы, Света (тогда мы были на "ты"), поправили его. Мы увидели его по-разному. Помню еще Виктор (фамилию не вспомню, но автор так себе) закричал: бери фоткину версию! А мне она такая версия не нужна, слишком уж гладкая. Так и версия Пейсателя, перепутать можно его со Светой. а ведь хочется как раз-то выделиться.
Только не обижайся, тут уже столько обиженных на меня бродят.
Пейсатель
Цитата(Mishka @ 20.10.2015, 12:59) *
Да это скорее не метод. Скорее видение. Помню, выложил текст про старичка-рокера. Вы, Света (тогда мы были на "ты"), поправили его. Мы увидели его по-разному. Помню еще Виктор (фамилию не вспомню, но автор так себе) закричал: бери фоткину версию! А мне она такая версия не нужна, слишком уж гладкая. Так и версия Пейсателя, перепутать можно его со Светой. а ведь хочется как раз-то выделиться.
Только не обижайся, тут уже столько обиженных на меня бродят.


Выделяться нужно интригой сюжета, интересностью повествования, а не нарочитым спотыкачем. Если человеку есть что сказать, он сделает так, чтобы его тексты читались как можно удобоваримее, без зауми и спотыкача. Если же у него ничего нет кроме эпатажа - это как та обезьяна из анекдота: ""Дайте мне литр сметаны!" Дали. Обезьяна выливает себе на голову, и говорит: "Вот такая я загадочная!""
fotka
Цитата(Mishka @ 20.10.2015, 11:59) *
Только не обижайся

Да не обижаюсь я))) Но с Пейсателем нас вряд ли перепутают biggrin.gif
Mishka
Цитата(Пейсатель @ 20.10.2015, 10:08) *
Выделяться нужно интригой сюжета, интересностью повествования, а не нарочитым спотыкачем. Если человеку есть что сказать, он сделает так, чтобы его тексты читались как можно удобоваримее, без зауми и спотыкача. Если же у него ничего нет кроме эпатажа - это как та обезьяна из анекдота: ""Дайте мне литр сметаны!" Дали. Обезьяна выливает себе на голову, и говорит: "Вот такая я загадочная!""

Про обезьяну ничего не знаю, а текст про рокера попробую найти.
http://fantasts.ru/forum/index.php?showtop...t=0&start=0
Mishka
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 10:18) *
Да не обижаюсь я))) Но с Пейсателем нас вряд ли перепутают biggrin.gif

Дружим тогда дальше.
Дон Алькон
Ритмика текста имеет отношение к риторике

Древние греки и античные авторы продвинулись значительно дальше, чем средний современный человек.

В школах сейчас риторику не преподают, а в классическом образовании это было норма - для детей и юношей.

А сейчас большая часть людей и понятия не имеет о риторике и ритме.


Тренинг для юристов

http://www.youtube.com/watch?v=bAS6mENz_KQ

к написанию ритмичных текстов тренинг имеет прямое отношение.

Но вообще это малая часть того богатства, которым владели в античности все культурные люди.

основной принцип ритмичных текстов - разнообразие, от монотонности до хаотичности, темп должен меняться, отражая лучшим образом смысл, замедляясь на важном и ускоряясь на неважном.

1. Ритм бывает смысловой - чередование смысловых фрагментов текста
2. Ритм бывает звуковой - чередование разных звуковых сочетаний.

1 и 2 должны совпадать, тогда текст ритмичен

Смысловой ритм - это композиция - состоит из трех частей - введение, основная часть и завершение.
Также как предложения в абзаце.

Сюда же - основной параметр ритма, его темп. Задается также знаками пунктуации

братья Ceniza
Цитата(fotka @ 20.10.2015, 9:34) *
По слуху. Так же мы настраиваем и музыкальный инструмент...

Цитата(Пейсатель @ 20.10.2015, 9:49) *
Я рекомендую начинающим авторам читать свой текст вслух. И если язык запинается - переделывать.

fotka, Пейсатель, благодарю, что отозвались!

Цитата(devastator squad @ 20.10.2015, 11:26) *
Работа, опыт, анализ, обратная связь.

Спасибо smile.gif
Цитата
А где вопросы 3 и 4? Они секретные?

Ну как-то не ладится у меня с цифрами: в уме считаю, на письме -- пропускаю biggrin.gif
Цитата(Серый Манул @ 20.10.2015, 9:40) *
меня наверное Сениза покусала.

Это в тему о "Марсианине" wink.gif
Цитата(Mishka @ 20.10.2015, 11:59) *
Помню, выложил текст про старичка-рокера. Вы, Света (тогда мы были на "ты")

biggrin.gif Ох, Мишка, вам бы знать, когда во время остановиться, так вы бы даже вполне обаятельны были.
Mishka
Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 11:11) *
Ох, Мишка, вам бы знать, когда во время остановиться, так вы бы даже вполне обаятельны были.

Здесь куча обаятельного народа, зачем вам еще один обаятельный?
Сампо
Кроме Дона Алькона никто не написал, что такое ритм прозы?
но все сказали: "нужен, без него не возможно".
А у остальных совпадает мнение о том, что такое ритм прозы?
для чего он нужен? читатель ее замечает?
Звуковой ритм в прозе требует от писателя очень много внимания и времени,
о смысловом ритме - ничего не скажу, не понимаю о чем речь.
Вот композиционный ритм в произведениях должен быть,

в приведенных отрывках никакого ритма не заметил ( с музыкальным слухом все в порядке).
братья Ceniza
Цитата(Дон Алькон @ 20.10.2015, 13:10) *
1. Ритм бывает смысловой - чередование смысловых фрагментов текста
2. Ритм бывает звуковой - чередование разных звуковых сочетаний.

1 и 2 должны совпадать, тогда текст ритмичен

Не совсем понимаю, о чем вы.

На ритм может влиять длина слов, ударения в словах, но как влияет чередование разных звуковых сочетаний? ( и что это такое, по-вашему?)
Цитата
Задается также знаками пунктуации

Это, конечно, так! smile.gif
Druid
Ритм должен быть во всём, он придает естественность. Чем менее текст ритмичен, тем тяжелее он для восприятия.

Ритм это самый явный признак природного таланта, не все им одарены, но его можно выработать. Надо постоянно тренироваться, рассказывать самые разные истории, можно пересказывать тексты, но в любом случае, нужно оттачивать свое мастерство рассказчика. Тут правильно сказали, что надо читать написанное вслух, либо давать почитать кому-нибудь другому и послушать со стороны.

В боксе, если сбился с ритма - пиши пропало. Тоже самое и с писателем, - если сбился с ритма, лучше дать себе отдохнуть, отвлечься на что-нибудь. Писать нужно только тогда, когда ты интуитивно чувствуешь ритм.

Ритм выстраивается сам, создать его искусственно - невозможно. Можно только создать предпосылки для его возникновения, а для этого надо очень сильно чувствовать то, что пишешь и, самое главное, чувствовать читателя. Для того, чтобы настроиться на ритм нужно проделать большую работу. Причем, самое страшное, что тебя могут не нарочно сбить с ритма и ты его не сможешь поймать неделю, а то и месяц. В идеале, в момент творения, надо жить в бункере, глубоко под землей и ни с кем не общаться кроме своего воображение.

Ритм оказывает целебное воздействие на человека, ровно в такой же степени, как и его отсутствие оказывает на человека воздействие губительное. Поэтому, интуитивно читатель будет стремиться избегать неритмичных текстов, даже если в них заключаются интереснейшие истории.

Ещё важно помнить, что ритм это фундамент стиля.

Так же, следует отметить, что ритм во многом зависит от сложности произведения. Чем проще и примитивнее произведение, тем проще выйти на нужный ритм; чем оно сложнее, чем больше фактов нужно учитывать, чем сильнее надо задействовать память и воображение - тем тяжелее выйти на нужный ритм.
Поэтому самые ритмичные произведения просты как пять рублей.
Сампо
Цитата(Druid @ 20.10.2015, 13:57) *
Ритм должен быть во всём, он придает естественность. Чем менее текст ритмичен, тем тяжелее он для восприятия.

Ритм это самый явный признак природного таланта, не все им одарены, но его можно выработать. Надо постоянно тренироваться, рассказывать самые разные истории, можно пересказывать тексты, но в любом случае, нужно оттачивать свое мастерство рассказчика. Тут правильно сказали, что надо читать написанное вслух, либо давать почитать кому-нибудь другому и послушать со стороны.

В боксе, если сбился с ритма - пиши пропало. Тоже самое и с писателем, - если сбился с ритма, лучше дать себе отдохнуть, отвлечься на что-нибудь. Писать нужно только тогда, когда ты интуитивно чувствуешь ритм.

Ритм выстраивается сам, создать его искусственно - невозможно. Можно только создать предпосылки для его возникновения, а для этого надо очень сильно чувствовать то, что пишешь и, самое главное, чувствовать читателя. Для того, чтобы настроиться на ритм нужно проделать большую работу. Причем, самое страшное, что тебя могут не нарочно сбить с ритма и ты его не сможешь поймать неделю, а то и месяц. В идеале, в момент творения, надо жить в бункере, глубоко под землей и ни с кем не общаться кроме своего воображение.

Ритм оказывает целебное воздействие на человека, ровно в такой же степени, как и его отсутствие оказывает на человека воздействие губительно. Поэтому, интуитивно читатель будет стремиться избегать неритмичных текстов, даже если в них заключаются интереснейшие истории.

Ещё важно помнить, что ритм это фундамент стиля.

Так же, следует отметить, что ритм во многом зависит от сложности произведения. Чем проще и примитивнее произведение, тем проще выйти на нужный ритм; чем оно сложнее, чем больше фактов нужно учитывать, чем сильнее надо задействовать память и воображение - тем тяжелее выйти на нужный ритм.
Поэтому самые ритмичные произведения просты как пять рублей.

убедили! ритм очень важен!
а что это? laugh.gif
Аптекарь
Цитата(Сампо @ 20.10.2015, 14:07) *
а что это?

Это такая очерёдность звуков, слов, фраз, предложений, абзацев и т.д., которая помогает создать благозвучный текст.
Druid
Цитата(Сампо @ 20.10.2015, 14:07) *
убедили! ритм очень важен!
а что это? laugh.gif

порционность подачи информации, когда инфрормация вываливается не единым куском, а подается логически обоснованными порциями
Сампо
Цитата(Аптекарь @ 20.10.2015, 14:11) *
Это такая очерёдность звуков, слов, фраз, предложений, абзацев и т.д., которая помогает создать благозвучный текст.


Цитата(Druid @ 20.10.2015, 14:12) *
порционность подачи информации, когда инфрормация вываливается не единым куском, а подается логически обоснованными порциями

так! все-таки, все понимают по-разному, что такое ритм!

благозвучие в основном обеспечивается фонетически, исключением ошибок. например скопление суфиксов -вш, -ущ, -ющ,-ащ,-ящ или устранение стечения гласных. Все это называется фоностилистика или фонетика
Аптекарь
Цитата(Сампо @ 20.10.2015, 14:33) *
благозвучие в основном обеспечивается фонетически

Не только. Правильная расстановка слов, правильное чередование коротких и длинных предложений - много всего. Ритм текста включает в том числе и порционность подачи информации, и логику - последовательность подачи информации.
Пейсатель
Все просто. Ритм, это вроде мелодии. Произнесите ваше предложение вслух - если оно произносится легко, если ваш язык не запинается на неровностях - значит предложение ритмично. Ти-ти-та-та!


Просто все. Ритм это мелодии вроде. Вслух предложение произнесите - если произносится легко оно, на неровностях если не запинается язык ваш - предложение ритмично значит. Ти-та-ти-та!


Найдите абзац с неритмичными предложениями. По-моему, все предельно ясно. smile.gif
Аптекарь
Цитата(Пейсатель @ 20.10.2015, 15:17) *
По-моему, все предельно ясно.

biggrin.gif Да, примерно так.
А ещё неплохо было бы избегать вписанных в рассказ скороговорок. ))
Алекс Унгерн
Вот этот отрывок у Дивова очень нравится в плане использования ритма.
Цитата
Лузгин прикинул возможную траекторию, шевельнул стволом, чтобы встретить им зверя в нижней точке полета… И тут сообразил, что у него пять выстрелов в магазине и ни одного в патроннике. С утра перезаряжал, потом не было повода дослать патрон, а дальше. Лузгин окосел, задумался… Забыл. Рука лежала на цевье помповухи – а где ей быть еще? Движение вперед-назад заняло бы четверть секунды максимум.
Зверь прыгнул.
Лузгин обосрался.
Дон Алькон
Цитата(братья Ceniza @ 20.10.2015, 13:33) *
Не совсем понимаю, о чем вы.

На ритм может влиять длина слов, ударения в словах, но как влияет чередование разных звуковых сочетаний? ( и что это такое, по-вашему?)


открЫлась бЕздна звЕзд полнА

или

вечЕрнее зИмнее сОлнце

или

несказАнное лУнное сИнее

это мы по гласным только пробежались, а можно и не только
silverrat
Это все замечательно. Но я не знаю, есть ли люди, которые могут это все сыграть, как по нотам. По-моему, это просто зависит от того, попадает ли автор в унисон с читателем или нет.
Вот к примеру этот отрывок, что привел Алекс Унгерн, я бы не назвала ничем, кроме ужос. Простейшее действие описать так коряво, добавив ничего не значащих слов, мыслей.
fotka
Зря Вы так, silverrat, очень живой отрывок smile.gif
Дон Алькон
silverrat

Играть не нужно, просто прочите, как звучит написанное вами вслух.

Если что-то не так, просто поменяйте слово на синоним, сочетающийся в последовательности лучше. Или пеерставьте слова местами.
Обычно этого хватает - но это скорее благозвучие, чем ритм.
Ритм это несколько иное, обычно он работает на уровне абзаца.

Ну вот, к примеру, Стругацкие

Цитата
Лень мне было спорить с этим толстовцем, да и сил не было. Но Панург громко расхохотался и воскликнул, гремя бубенцами:

— Вот это отповедь, черт меня подери со всеми потрохами, включая аппендикс и двенадцатиперстную кишку! Осмелюсь добавить только, что Ода Нобунага был знаменитым воякой и тираном жестокости беспредельной, уродлив, как мартышка, и не терпел лжи. Всех, кто поступал не в соответствии, он рубил в капусту на месте сам или отдавал на шинкование некоему Тоётоми Хидэёси, который тоже хорошо понимал в этом деле. "Правда ли, говорят, что я похож на обезьяну?" — спросил однажды Ода Нобунага одного своего приближенного, до которого давно добирался. Лизоблюд помертвел и опачкался, и Ода Нобунага уже взялся за рукоятку меча, но тут обреченный лизоблюд, движимый отчаянием, нашелся. "Да что вы, ваше превосходительство! — вскричал он. — Как можно! Наоборот, это ОБЕЗЬЯНА имеет несравненную честь походить на вас!" Что и привело свирепого диктатора в самое превосходное состояние духа.

— Я не понял этого намека, — с достоинством объявил Говорун, но по лицу его медленно проскользнула тень многовекового застарелого ужаса перед зловещим призраком чудовищного указательного пальца, неумолимо надвигающегося на него с непреложностью рока.


Если вы думаете, что второй абзац просто так не разбит на части и не написан так специально, то в ошибаетесь.
Прочитете весь текст целиком вслух - в обычном темпе, как вы оычно читаете.

Бывает больше, сцена бывает ритмичная.
silverrat
Цитата(Дон Алькон @ 20.10.2015, 16:46) *
silverrat

Играть не нужно, просто прочите, как звучит написанное вами вслух.

Если что-то не так, просто поменяйте слово на синоним, сочетающийся в последовательности лучше. Или пеерставьте слова местами.
Обычно этого хватает - но это скорее благозвучие, чем ритм.
Ритм это несколько иное, обычно он работает на уровне абзаца.

Я всегда так делаю. Но одно дело, когда для меня это звучит, а другое, когда кто-то читает. Некоторые люди вообще не понимают, что такое темпоритм. Я им говорю, что он должен быть в тексте, они говорят - не знаю, что это такое.
Я всегда стараюсь, что у меня текст звучал, как джазовая мелодия. Нет 1/2, и не 4/4, 7/8 меняющийся ритм. Быстро, быстро, потом медлененно, медленно, потом быстро. Нервный, меняющийся.


Цитата
Ну вот, к примеру, Стругацкие

Вообще, АБС пишут здорово, этого не отнять, но вот это:
"но по лицу его медленно проскользнула тень многовекового застарелого ужаса перед зловещим призраком чудовищного указательного пальца, неумолимо надвигающегося на него с непреложностью рока."
красиво, но тяжело. МТА за такую фразу убили бы. Хотя на самом деле картинка ясная.
Кстати, хотела сказать, что в последнем отрывке у Братьев, где цитата АБС там три раза "скалы", при чем подряд и намерянно. Никому из МТА такое не дозволяют. dry.gif
Mishka
Цитата(silverrat @ 20.10.2015, 13:18) *
Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие...

Оба отрывка, приведенные Сильверрат, мне показались ужасными. И это вопреки тому, что мое отношение к ней начало меняться к лучшему. То есть, отношение никак уже не связано с ее характером или поступками. Если текст приведен для стеба, тогда другое дело. Проверил в гугле, оказался Бунин. Ну как можно позорить так имя Бунина, причем самим Буниным.
А вообще-то радует, что форум снова становится творческим.

Цитата
Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие...

Насчет того, чтобы проговаривать тексты вслух, не полностью сосласен. Мне как-то больше помогает книга Бродяги дхармы Керуака, страничка, другая, или же Облачный атлас Митчелла. И то, и другое не почитать вслух у костра. Уснут пионеры.
У Сильверрат хотелось бы почитать что-нибудь автобиографичное, непридуманное.
silverrat
Цитата(Mishka @ 20.10.2015, 17:25) *
Оба отрывка, приведенные Сильверрат, мне показались ужасными. И это вопреки тому, что мое отношение к ней начало меняться к лучшему. То есть, отношение никак уже не связано с ее характером или поступками. Если текст приведен для стеба, тогда другое дело. Проверил в гугле, оказался Бунин. Ну как можно позорить так имя Бунина, причем самим Буниным.
А вообще-то радует, что форум снова становится творческим.

А вы что думали, что это мой текст? laugh.gif Нет, для меня это недостижимый идеал. Но мы давно выяснили, что у нас с вами очень сильно разнятся вкусы.

Цитата
У Сильверрат хотелось бы почитать что-нибудь автобиографичное, непридуманное
.
Когда помру и мои дневники, которые я пишу с 1979-го года издадут, тогда прочитаете. tongue.gif
Замутнённое Зло
Цитата(silverrat @ 20.10.2015, 15:18) *
Цитата
Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие...

Цитата
Не было больше тепла и запаха горящего бурьяна, в лицо веяло свежестью ночи, и опять, темнея в сумраке, бежали навстречу мне поля. Черная дуга высоко вырезывалась в небе и, качаясь, задевала звезды. Но еще ярче, чем у костра, видел я теперь черные волосы, нежно-страстные глаза, старое серебряное монисто на шее... И в запахе росистых трав, и в одиноком звоне колокольчика, в звездах и в небе было новое чувство - томящее, непонятное, говорящее о какой-то невознаградимой потере...

Прочитав первый отрывок, почти уснул. Второй дочитать не смог - впал в кому... Жуть жуткая, что первое, что второе. Неужели есть люди, не читающие по-диагонали сие? Я такое просто пролистываю.
Mishka
Цитата(Замутнённое Зло @ 20.10.2015, 15:39) *
Прочитав первый отрывок, почти уснул. Второй дочитать не смог - впал в кому... Жуть жуткая, что первое, что второе. Неужели есть люди, не читающие по-диагонали сие? Я такое просто пролистываю.

Это просто плохой Бунин. На самом деле, он прекрасный художник, но не в этих отрывках.
Силверрат, не торопите события. У меня самого 8-10 тетрадей дневников.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.