Вот фрагмент статьи Паланика, как раз в тему, с примерами:
Цитата
С этого момента – по крайней мере, на полгода – вы бросаете «мыслительные» глаголы: «думает», «знает», «понимает», «считает», «хочет», «помнит», «воображает» и ещё сотню, которые вы так любите.
Ещё забудьте про «любит» и «ненавидит».
Ещё дурацкие глаголы «был» и «имел», но об этом позже.
До Рождества вам нельзя писать: «Кенни думал, что Монике не нравились его ночные отлучки».
Вместо этого придётся придумать нечто вроде: «Утром после отлучки Кенни опоздал на последний автобус. Денег на такси у него не было, но когда он вернулся домой, то увидел Монику – та претворялась спящей, хотя никогда так долго не спала. В микроволновку она поставила только свою чашку кофе – не его».
Не давайте персонажам «знать» что-то – нарисуйте детали, которые позволят читателю «знать» за него. Не давайте персонажам «хотеть» — позволье «захотеть» читателю.
Не говорите: «Адам знал, что он нравится Гвен».
Лучше скажите: «На переменах Гвен всегда прислонялась к его шкафчику. Когда Адам подходил открыть его, Гвен закатывала глаза и уходила, виляя бёдрами – на металлическом полу оставался черный след её каблуков, а в воздухе запах духов. Навесной замок хранил тепло её задницы. В следующую перемену Гвен стояла здесь снова».
Никаких сокращений. Описывайте ощущения: запах, вкус, цвет, звуки и ощущения. Описывайте действия.
Обычно авторы пишут «мыслительные» глаголы в начале абзаца (получается «обобщение», но об этом тоже позже) – так они как бы задают всему абзацу тон. И только потом доказывают мысли персонажа с помощью деталей. Например:
«Бренда знала, что не успеет – на мосту была пробка. Батарейка сотового умерла. Дома надо выгулять собак и прибраться. А ещё она обещала соседу полить его цветы…»
Видите, как обобщение портит весь эффект? Не пишите так.
В крайнем случае, поставьте такую фразу в самый конец абзаца. Но лучше переписать, например: «Бренда никак не успевала в срок».
Думать – это абстракция. Знание и вера не материальны. История будет сильнее, если показать физические действия, нарисовать детали – так вы позволите вашему читателю думать и знать, любить и ненавидеть самому.
Не говорите: «Лиза ненавидела Тома».
Лучше доказывайте ненависть скрупулёзно, как адвокат в суде:
«На перекличке, за мгновение до того, как учитель назвал имя Тома, Лиза процедила сквозь зубы: «Подтирка для жопы».
Одна из самых частых ошибок начинающих писателей – оставлять героя одного. Вы можете писать в одиночестве. Читатель может читать в одиночестве. Но персонажи оставаться в одиночестве должны как можно меньше – одинокий герой думает и вспоминает.
Например: «В ожидании автобуса Марк забеспокоился, долго ли придётся ехать».
Лучше сказать: «По расписанию автобус должен приехать в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. С его места дорога просматривалась аж до торгового центра, но автобуса не было. Наверняка водитель припарковался за углом и спит. Водитель-то спит, а Марк опаздывает. Или того хуже – водитель напился, а Марк отдал свои кровные 75 центов за то, чтоб сгореть заживо в ДТП».
Конечно, в одиночестве персонаж думает и вспоминает, но даже тогда обходитесь без «мыслительных» глаголов.
А глаголы «помнить» и «забыть» вообще должны стать для вас табу.
Не надо этого «Ванда помнила, как Нельсон расчёсывал ей волосы». Лучше: «Тогда, на втором курсе, Нельсон проводил по её гладким длинным волосам своими пальцами».
Повторю: никаких сокращений.