Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Снег
Литературный форум Фантасты.RU > Литературный конкурс Фантастов > Архив конкурсов > Конкурс "Поколение льда" (февраль 2018)
Страницы: 1, 2
Каркун
Автор: Литера


Снег



Снег бывал разный. Он выпадал в самую лучшую погоду белыми перьями. Его наклевали серебряной фольгой в детском саду. Его сметали дворники, его разбрасывал ветер. И все-таки должно было быть что-то, кроме снега.
Но не было. Я ходила, оставляла цепи следов, так что было легко меня выследить, так что меня всегда было видно на белом снегу.

***

В тот год возле нашего дома на рынке выбросили зеленые пластмассовые лопатки. Я стояла в своей шубке и смотрела на яркие пятна на прилавке. Стоит протянуть руку, и вот уже можно будет копать снег, строить города, рыть проходы. Но я молчала. Мама стояла рядом, она покупала вечную мишуру для новогоднего воскресения, тогда каждую неделю был новый год, хотя я не помнила почему.
– Хочешь? – спросила она, уже убирая кошелек.
– Я беру ее в мечту, – ответила я, и, кажется, шмыгнула носом.
– Сколько с меня? – спросила мама.
Лопатку я испытала за домом. Дом стоял на снегу. И только с самого низа был виден ледяной фундамент. Рядом намело громадные сугробы, целые тонны снежинок ломали перышки под ногами.
Фонари уже зажглись. Редкие змеи гирлянд сползали по тропинкам. Снег стал голубоватым с искрой, из которой ученые безрезультатно пытаются извлечь электричество.
Я копнула и снег поддался. Когда ты ползешь по темному холодному проходу, то не думаешь, что там на другой стороне. Не думаешь, что тебя может засыпать. Ты только думаешь – вот и я под снегом. Вот и я там, где никого нет.
Ход, который я откопала, шел вниз. Уже и свет фонарей не пробивался сквозь корку, а я ползла. И только когда впереди забрезжил свет, я испугалась по-настоящему. Я хотела вернуться, но лопатка упала вниз, и я прыгнула за ней.
И оказалась внутри дома. Темная лестничная клетка. Лестница уходит вверх и вниз, в неизвестность. А за стеклами кто-то наклеил старую иллюстрацию двора прошлого. С деревьями в зеленых листьях. С качелями в яркой краске. И нет снега. Совсем нет. И вдруг зажегся свет на площадке снизу. Я приникла к перилам. Свет не зажигался, просто его выпустили из квартиры погулять. На пороге замерла девочка – наверное старшеклассница. Совсем взрослая.
Тогда я не узнала ее. Или просто не подумала, что это она. Старшеклассница в коричневом платье помялась на площадке, а потом запрыгнула боком на перила. Вниз. Туда где нет снега.
Я подобрала с пола лопатку. На ней уже растаяли снежинки. Откуда-то издалека – через толщу снега звала мама. Громко. Настойчиво.
– Мама! Я иду!

***

...когда я вылезла из снега, она стояла под фонарем. Густые тени обнимали ее за талию. И я узнала в ее лица ту старшеклассницу. С тех пор я знаю, что под нами всегда есть мир, главное, не провалиться под снег.
– А раньше снега не было?
– Не так много, как сейчас. В тот год они запретили продавать пластиковые лопатки.

***

С утра заговорило радио.
«Внимание, жители города, в связи с таяньем снежных покровов не рекомендуется покидать дома, повторяем, в связи с повышением температуры, просьба – не покидать дома».
На стеклах вместо обычных узоров осталась только пленка. Я обошла дом, подергала дверную ручку. Мама сидела в глубоком зеленом кресле и читала, изредка взглядывая поверх страниц.
– Сегодня нельзя идти гулять, да?
– Нельзя. Потрепи денька два.
Я залезла на подоконник и протерла стекло. Внизу двигались снежные массы. Они были неустойчивы, ненадежны. И можно было провалиться в другой мир – тот, который под нами.
Я вздохнула. И стала рисовать на стекле. Годом позже мои надписи увидит мальчик из соседнего дома, которому тоже скучно. И мы напишем свой первый детский роман на стекле, во время движения льдин. А потом дома притрет вплотную к друг другу. И можно будет перелезать через подоконник в чужую квартиру.
В его квартире всегда будет гулять ветер. В его квартире будет другой год, хотя и тоже новый. Елка давно пустила корни прямо в половицы, и они кое-где выступают из пола. То в коридоре, то в гостиной.
– Игорь, а ты когда-нибудь был под снегом?
– Нет.
– А я была, и видела там маму. Я провалилась вниз совсем-совсем вниз.

***

Мы сидим на подоконнике в кухне и смотрят на снег внизу. Вчера по радио объявили о тысяча шестом определении цвета снега. Его предложил какой-то ученый с трудной, как вся филология фамилией.
– Мама говорит, что нужно всегда знать, какого снег цвета, – басом выговаривает Игорь, он спрыгивает на пол и вытаскивает с полки старую книжку. На коричневой обложке – «Первый снег» – крупные черные буквы.
– Ой, как это?
– Самый первый. И никто не знает, какого он был цвета, представляешь!
Мы смотрим на обложку. Но никогда не открываем книгу. Снег был всегда. И все-таки какой-то был первым.

***

В кухне работает мама. Она листает страницы с чужим тяжелым почерком. И говорит с кем-то, кого я никогда не могу увидеть.
– Этот проект, да… меня включили.
– Вот как, – отвечает собеседник, – и что же вы делаете?
– Мы за этот год должны закончить все незаконченные книги. Романы, повести, рассказы.
– Хотите поставить точку?
– Не мы. Заказчик.
За окном снова темнеет и холодает. Все снова покрыто ледяной коркой, стоит потопать, попрыгать – и ничего. Тайна снова осталась тайной.

***

- Не уходи далеко – Новый год скоро! – кричит мама с балкона, и вытряхивает длинную канитель, – и не ходи на пруд!
– Хорошо, – кричу я в ответ и бегу к пруду.
Игорек ждет меня уже на берегу у кромки темного льда. Лед похож на поверхность стола, такой же глубокий. И в нем тоже ничего не видно, только, кажется, что можно увидеть.
– Ну, что пойдем? – Игорек трогает лед валенком.
– А ты точно уверен?
– Ага. Сам видел.
– Мне до нового года надо домой…
Пруд бесконечен. Он простирается до самого горизонта.
– Тебе всегда до нового года домой надо, – хмурится Игорь, – пошли быстрее.
Он ступает на лед, темная глыба принимает его отражение. Мы долго идем, скользим и падаем. Пруд растягивается на глазах, расползается черной кляксой по снегу. И вот, наконец – под нами – кости динозавров. Они вдыхают застывшие пузырьки.
– Все промерзло, до самого мезозоя, – хвалиться Игорь.
Я сажусь на лед, снимаю варежку и глажу ладошкой голову динозавра.

***

Когда стекло разлетелось, я не сразу поняла, что мы натравили. Игорек опустил руку и стряхнул налипший снег с варежки. Он только что разбил окно в доме, где жил Человек-Зима.
Я, наконец, обрела дар речи.
– Игорь, зачем ты, а?
– А что?
– А вдруг он придет и …пошли отсюда, в общем.
Я потянула его за рукав, но Игорь не двинулся с места.
– Он не выйдет. Он боится снега.
– Как это?
Я огляделась. Кругом был снег – целые голубоватые поля. Стена дома Человека- Зимы освещалась одним фонарем. По поросшей инеем стене ползла извилистая трещина. Фонарь горел все ярче. С крыши слетал снег.
Мы стояли. Снег поднимался, как вода.
– Бежим, – крикнул Игорь.
Обратно к дому Человека-Зимы я вернулась уже в темноте. Желтый фонарь косил глазом на выщербленную кирпичную стену. Идти по своим следам было трудно, валенок так и норовил слететь с ноги, рядом тянулись следы Игоря. Мои следы закончились.
Я провалилась в снег по горло и пошла высоко, поднимая руки.

***

На крыльце дома Человека-Зимы было немного жутко. Внезапно налетела метель из конфетти и серпантина, опала прямо на сугробы яркими пятнами. Запахло порохом.
Я толкнула тяжелую дверь подъезда. Было холодно, сквозь замерзшие окна не было видно ни двора, ни стены соседнего дома. Смотришь в такое окно и видишь странный лес.
Широкие пролеты уходили вверх. И только там вверху и горел свет, похожий на тот фонарь снаружи.
Я отряхнула снег с валенок, и, преодолев страх, взбежала по лестнице. Дом вздыхал. На ледяном фундаменте у него мерзли половицы первого этажа, и дальше по стенам поднимались трещины ревматизма. Можно было утащить у соседки мазь и подарить дому, но не сегодня.
Сегодня мама уже почти порезала овощи к новогоднему столу. Уже лежали золотые мандарины в вазе, и нужно было торопиться.
Человек-Зима сидел в кресле и смотрел на разбитое окно. Сквозь него крался белый снег, завиваясь мелкой вьюгой.
Я остановилась в нерешительности. На Человеке-Зиме была шапка и тяжелая куртка какого-то темно-зеленого цвета, рядом с ним спала беспробудным сном кошка, совсем игрушечная.
Дом вздохнул и заворочался. Человек-Зима обернулся.
– Здравствуйте… я…это мы окошко разбили, только… я не знала, что вы снега боитесь.
Человек-Зима покачал головой.
– Зачем?
– Игорек сказал, что это не стекло, а вода…Аморфная жидкость, – с трудом выговорила я.
Человек-Зима кивнул.
– А зачем ты пришла?
– Окошко завесить.
Я осмелела. Шагнула к окну, выгнала вихрик обратно на улицу и повесила на окно новогоднюю аппликацию из фольги.
– Бабочка, – позвал Человек-Зима кошку, но та не проснулась.
Он встал из кресла, размял ноги. Его тень заметалась по комнате.
– А почему вы боитесь снега?
-Я с ним поссорился. И он потерял память, не узнает меня теперь.

***

Я дружила со снегом. Я прикладывала ладони к нему и знала, что под ним есть мир. Мир, в котором все было другим, все занесло снегом, потерялась связь. Только изредка, из-под, снега выпирали древние холмы, остовы каких-то кораблей. Кое-где метель приобретала очертания деревьев, рисовала птиц на фоне неба. Рисунки на небе выводили и черные тени ветвей, и фейерверки, которые никто не запускал.
Однажды мы шли с мамой через кладбище елок. Они лежали здесь с голыми ломкими ветками. Снег наметало. Кое-где на ветке поблескивала забытая мишура.
Мы шли по тропинке между елками. А они тянули худые ветки, шептали что-то.
Я крепко держала маму за руку, и было не страшно только грустно чуть-чуть. Это страшно, когда умирает новогодняя елка. Сначала она колоться щетиниться, бессильно протягивает лапы.
– Мама, почему умирают елки?
– Потому что с них снимают игрушки. Нельзя, когда всегда новый год.
– Но новый год каждый вечер, разве нет?
– Так было не всегда.
– А что было, когда не было снега?
Я не помню, что ответила мама, помню только ее лицо в сером платке. Лицо той самой школьницы, проступающее сквозь.
В тот день я пробралась к ее столу и вытащила чужую и оттого более тяжелую рукопись. Я попробовала разобрать, то, что дописывала мама. Но строчки прыгали, путались. И я уснула в обнимку с чужой рукописью.
Во сне я шептала новогодней елке в гостиной – мы никогда, никогда с тобой не расстанемся.
Мама пришла, вынула из моих рук рукопись и перенесла меня на диван. Я плохо помню, но она читала мне сказки о лете. Пахло мандариновой коркой. За окном зажглись уже первые гирлянды. Ветер задувал в подворотнях. Он мечтал слепить снеговика, но получались только курганы.
А лето?
Оно было цвета новогодней елки. Оно никогда не меняло время, не путало календари. И все знали, что лета не бывает, как не бывает каждый день замороженной клубники за завтраком.

***

Однажды мы катались с горы на сухой елке. Ледяной язык облизывал склон возле пруда, мы затаскивали елку, влезали между ветвей и летели вниз. Нас было пятеро. Игорь тогда гордился своей новой ледянкой, которую ему подарили вчера, и подарят наверно сегодня.
Он сначала катался один, а потом кинул ледянку и тоже занял место на еловом стволике. Ветви вздрагивали от напряжения.
-Заходим на старт! Внимание!
– У-у!
Мы особенно сильно врезались в сугроб, и ствол треснул.
Елка будто скривилась в улыбке.
Я долго гладила ее, мы с Игорем отнесли ее к другим елкам, которые все еще мечтали, что их возьмут домой с кладбища.
– А моя елка не умирает, – сказал Игорь, и воткнул в сугроб рядом хлопушку.
– И моя тоже.
– Знаешь, что, – Игорь вздохнул, – мне кажется, люди бы тоже не умирали, если бы не хотели. Если бы их на кладбище не уносили, они бы и не умирали вовсе.
Я молчала. Елки просились домой. Люди хотели домой.
Молодой мороз окреп. Ночь улыбалась всеми звездами сразу.

***

– А ты про Зомби слышала? – спросил меня друг Игоря Витя и кинул снежком вниз. Мы сидели на подоконнике и смотрели, как ветер снимает скальп со снежного холма. Завтра снова потеплеет, снова все запрут двери, в пруду что-то странное будет происходить с костями динозавров, а мама склониться над книгой.
– Не-а, – сказала я, и вытащила из сундучка новую конфету, таких еще осталось штуки три.
– Зомби, – Витя шмыгнул носом, – это такие специальные люди, которые скоро умрут, но об этом еще не знают, вернее они догадываются. Ходят туда и сюда, и все им не так.
– Да ну тебя, – сказал Игорек.
– А почему они умрут?
– Просто на них печать такая. Метка, – Витя сделал страшное лицо, и слепил еще один снежок.
– Врешь ты все, – сказал Игорек.
– Не вру. Я Зомби сам видел.
По белому снегу внизу шел человек. Он казался черным-черным. С такой высоты не видно было его следов.
Витя вынул пистолет с пульками и выстрелил в него. Промазал. Яркая пулька засветилась в снегу.

***

Последний теплый день был на мамин выпускной. Повалил снег, и пестро одетые выпускники выскочили на улицу. Повалил снег и покрыл прошлое, старшей картой.
Шампанское застыло в бокалах, так что нити пузырьков стали неподвижными. Погасли огоньки веселых выпускных сигарет. И кто-то написал на большом растянутом баннере «С новым годом!».
Снег был еще слепой, и тыкался во все щели мягкой лапкой.
Мама шла по темной заснеженной набережной. На ней было белое платье, и сама мама будто была выточена из снега.
– Как думаешь, почему пошел снег? – спросил маму человек в черной куртке, лица которого я не видела.
– Потому, что новый год не встречали, наверное.
– Его же отменили на официальном уровне.
– И время остановилось.
Все затопило снегом. Уже не таким новым и белым. Синеватым, зеленоватым, сизым.
Мама бродила по набережной пруда и вела меня за руку. На ее черную шубку падали снежинки.
– Мама, а что ты все время пишешь?
– Роман. Дописываю чужой.
– Интересный?
– Не очень, – мама пожала плечами.
– А зачем тогда его дописывать?
– Чтобы время снова пошло. Здесь все дела сделаем, и снова будет весна.
– Мама, а что такое весна?

***

Человек-Зима стоял у окна и курил. Кошка Бабочка вздыхала во сне. Наверное, ей снился странный летний сон. Я знала, что кошка будет спать пока идет снег. А снег шел и шел.
– Я хотел показать тебе, – наконец сказал Человек-Зима.
– Что? – спросила я и села рядом с кошкой.
– Пойдем, – Человек-Зима открыл одну из дверей металлическим ключом. Оттуда из-за двери что-то светилось. Я шагнула и замерла. Между старых половиц росли тонкие стебли травы, они чем-то напоминали канитель с елки. От травинок исходил мягкий зеленоватый свет.
Я коснулась травинки, та закачалась, и снова вытянулась к сияющему потолку, откуда тоже свисали тонкие стебельки.
– Как красиво…
Мимо меня шмыгнула кошка Бабочка.
– А ты говоришь, зимой и летом – елка…

***

Когда я вышла из дома человека-Зимы, cтало холодно. Поднялась метель, я шла сквозь ветреные потоки. Белые завитушки текли и текли. Мимо пробежала стая одиноких собак. Одинокие собаки останавливались и нюхали снег. Они знали, куда бежит ветер.
Я шла мимо заброшенных домов, украшенных новогодними гирляндами, чтобы было не так тоскливо. В пустые окна влетал снег.
Я не знала тогда, а Человек-Зима впервые вышел из дома. Снег поднялся до самого крыльца. Человек-Зима вгляделся куда-то вo тьму метели и медленно спустился вниз. Он сразу провалился по плечи, и пошел прокладывая себе дорогу, и снег его узнал.

***

– Мама-мама! Смотри я нашла вечные одуванчики!
Я сижу на большой веранде в кресле и дописываю роман. Он называется «Времена года». Дочка прыгает через лужи вечного лета.
karpa
Приятная вещичка, -вечный Новый Год долго долго, а потом вечное лето, smile.gif
fotka
Есть тут несомненное обаяние... Но уж слишком отрывисто - хотелось бы чуть подробнее smile.gif
Виктор Не
Я прочитал сие, чтобы понять, смогу ли я это понять, но не понял.

Но впечатление оставляет, возможно это и есть суть?
Агния
Любопытная, сюрреалистичная и одновременно детская вещь. Просится быть проиллюстрированной)
Литера

Иллюстрация - это хорошо, но я не художник (руки -крюки).

А вот с тем , что он детский , не соглашусь. девочка маленькая , но мир вокруг нее не детский. просто такой вот фантастической реализм.
Агния
Цитата(Литера @ 31.1.2018, 0:57) *
Иллюстрация - это хорошо, но я не художник (руки -крюки).

А вот с тем , что он детский , не соглашусь. девочка маленькая , но мир вокруг нее не детский. просто такой вот фантастической реализм.

Для меня"детский" - достоинство. Несложные фразы, очень графичный, и в тоже время яркий мир.
Я, знаете, представила грубый серый картон - длинную полосу, по нему сухой кистью нанесена белая гуашь. И на фоне этого яркими фломастерами фигурки людей - подробные, складные, и всё там умещается и город под снегом в другом времени, и человек-Зима и мама с рукописями и мальчик-друг.
Алексей2014
Цитата(Каркун @ 30.1.2018, 11:03) *
Его наклевали серебряной фольгой в детском саду.
Просьба прояснить значение слова и предложения в целом.
tanasa
Цитата(Алексей2014 @ 1.2.2018, 8:59) *
Просьба прояснить значение слова и предложения в целом.

Может наклеивали? Явная очепятка. И она тут не единственная. Автору бы текст перечитать пару раз перед отправкой стоило... Удачи на конкурсе!
Литера
Обычно к опечаткам начинают придираться, когда ставят себе задачу придраться к чему-нибудь. На то и нужны редакторы с корректорами, что авторская вычитка никогда (по крайней мере в крупном произведении, точно) не позволяет избавиться от всех таких огрехов. Профессиональные литераторы это понимают. Самодеятельные - как правило, нет.
tanasa
Цитата(Литера @ 1.2.2018, 14:51) *
Обычно к опечаткам начинают придираться, когда ставят себе задачу придраться к чему-нибудь. На то и нужны редакторы с корректорами, что авторская вычитка никогда (по крайней мере в крупном произведении, точно) не позволяет избавиться от всех таких огрехов. Профессиональные литераторы это понимают. Самодеятельные - как правило, нет.


Ни-ни, ни в коем случае не придирка) Только пояснение для Алексея. Самому вычитать очь тяжело. Читал с телефона - показалось, что опечаток многовато... Простите, если обидел.
Алексей2014
Цитата(Литера @ 1.2.2018, 13:51) *
Профессиональные литераторы это понимают. Самодеятельные - как правило, нет.
Я не литератор вообще, и не понимаю. По мне - ошибка, она и в Африке ошибка. Тем более, не такой великий объём, чтобы не постараться избежать. Сам не без греха, однако Вы третье предложение так и не пояснили - опечатка, или некий иной смысл? Согласитесь, что вкупе с образностью второго предложения, читатель вправе ожидать своеобразия и в третьем...
Андрей Мансветов
Цитата(Алексей2014 @ 1.2.2018, 16:07) *
По мне - ошибка, она и в Африке ошибка.

Ошибка в Африке - пойти в пустыню без воды. А то о чем вы - канает в школе на диктантах. И нигде более. Увидели опечатку - молодец. Автор исправит. Но я смею надеяться, что вам и без авторского покаянного комментария должно хватить ума, чтобы понять, что это именно опечатка, прочитать фразу так, как будто опечатки нет, и двигаться дальше. Вы же пытаетесь "включить тупого". При том, что наверняка читали в обсуждалке "Скорости света", что у Литеры афазия. Что изрядно осложняет вычитку текстов, это я вам как профильный врач говорю.
Алексей2014
Цитата(Андрей Мансветов @ 1.2.2018, 15:04) *
то о чем вы - канает в школе на диктантах.

Цитата(Андрей Мансветов @ 1.2.2018, 15:04) *
Вы же пытаетесь "включить тупого".
Не комментирую.
Цитата(Андрей Мансветов @ 1.2.2018, 15:04) *
При том, что наверняка читали в обсуждалке "Скорости света", что у Литеры афазия. Что изрядно осложняет вычитку текстов, это я вам как профильный врач говорю.
А я очередной раз заявляю: если некто делает замечание другому, почему он должен оставаться неприкосновенным, когда допускает те или иные ошибки? Я на самом деле прокручивал фразу и так и этак примеряя варианты. Действительно, догадался, что вероятнее всего - "наклеИвать", но вычурных эпитетов в тексте несколько, вот и пришлось уточнять. Да и с Вами... Только сейчас понял причину нашего взаимного недоверия к текстам друг друга: для меня термин ландшафт конкретен, для Вас это абстрактное понятие, вот и всё.
Андрей Мансветов
Цитата(Алексей2014 @ 2.2.2018, 9:09) *
для меня термин ландшафт конкретен, для Вас это абстрактное понятие, вот и всё.

ерунда. я несколько лет отработал в практической геоморфологии и прекрасно представляю конкретику.
Алексей2014
Цитата(Андрей Мансветов @ 2.2.2018, 7:41) *
ерунда. я несколько лет отработал в практической геоморфологии и прекрасно представляю конкретику.
Отлично. Тогда опишите абстрактный пейзаж, пожалуйста.
Андрей Мансветов
Цитата(Алексей2014 @ 2.2.2018, 9:44) *
Отлично. Тогда опишите абстрактный пейзаж, пожалуйста.

легко. но это уже навык литератора. и сделаю это позже. сейчас занят
Алексей2014
Цитата(Андрей Мансветов @ 2.2.2018, 7:45) *
легко. но это уже навык литератора. и сделаю это позже. сейчас занят

Хорошо. В моём рассказе, или Вашем, если не затруднит.
Умаксуман
Мило. Оригинально. Много аллюзий: на Алису, на Кая и Герду, даже, по-моему , на Амели smile.gif
Читается неплохо. Но не люблю я такой сюрреализм. Даже если есть некая идея, даже если красивые придумки с разными ёлками, ежедневными НГ, по мне слишком много воды.
Буду думать
fotka
Цитата(Умаксуман @ 7.2.2018, 18:04) *
Мило. Оригинально. Много аллюзий: на Алису, на Кая и Герду, даже, по-моему , на Амели smile.gif
Читается неплохо. Но не люблю я такой сюрреализм. Даже если есть некая идея, даже если красивые придумки с разными ёлками, ежедневными НГ, по мне слишком много воды.

И я не люблю. Где-то воды много, а где-то ее катастрофически не хватает.
Аллюзии, намеки, недоговоренности... элитарность.

Скажешь, не поняла - выходит, я темная, грубая, неотесанная, примитивная)) Естественно, при желании можно многое и домыслить, но зачем? Мне, к примеру, интересно, как это сделает сам автор. Потому и не являюсь фанатом недоговоренностей. Чистое ИМХО smile.gif
Андрей Мансветов
Цитата(Умаксуман @ 7.2.2018, 20:04) *
много воды

так снег же.

а где вы текстовую воду нашли, я не понял. тут, как мне представляется дается детская автобиографичность сквозь призму фантасмагорического.
Умаксуман
Цитата(Андрей Мансветов @ 7.2.2018, 21:34) *
а где вы текстовую воду нашли, я не понял. тут, как мне представляется дается детская автобиографичность сквозь призму фантасмагорического.

Воспринимается, как поток сознания. Исходя из опыта и ощущений у меня сложилось впечатление, что четверть текста можно совершенно безболезненно убрать.
Учитывая вашу трактовку, гляну еще раз.
mgk
Сюрреалистичная поэтичная картина с размышлениями о жизни на фоне катастрофической непогоды. Чем-то перекликается со "Снежной Королевой" Андерсена.
Очень красивые метафоры:
Цитата
Дом вздыхал. На ледяном фундаменте у него мерзли половицы первого этажа, и дальше по стенам поднимались трещины ревматизма. Можно было утащить у соседки мазь и подарить дому, но не сегодня.


Рассказ на любителя таких полунамеков, полувздохов.
Удачи!
Sid
Атмосферно и воздушно. Только непонятно, что происходит.
Алексей2014
Цитата(Каркун @ 30.1.2018, 11:03) *
Я залезла на подоконник и протерла стекло. Внизу двигались снежные массы.

Цитата(Каркун @ 30.1.2018, 11:03) *
На ледяном фундаменте у него мерзли половицы первого этажа, и дальше по стенам поднимались трещины ревматизма.

Цитата(Литера @ 31.1.2018, 0:57) *
девочка маленькая
Возникли сомнения в возрасте рассказчицы.
Андрей Мансветов
Цитата
двигались снежные массы
- видели, как сходит лавина? А еще представьте, то привычная вам механика не действует в мире рассказа. Автор об этом прямо пишет, кстати.
Цитата
по стенам поднимались трещины ревматизма
- нормальное метафорическое высказывание. Используется троп "олицетворение".
Цитата
Возникли сомнения в возрасте рассказчицы.
- а обосновать сомнения?

Алексей. Судя по предшествующей полемике со меной и этим вот высказываниям, возникают сомнения в вашей способности воспринимать сложно организованный художественный текст. Я нисколько не хочу вас обидеть, просто у вас действительно возникают трудности при чтении того, что не находит у вас банально-житейского, либо рационального отклика. А это не вина автора. И, повторюсь, ни в коей мере не хотел вас обидеть.
Алексей2014
Цитата(Андрей Мансветов @ 8.2.2018, 12:26) *
- а обосновать сомнения?
Вы знаете много детей, выражающихся подобным образом? Ведь я привёл "речи героини", а не автора...
Андрей Мансветов
Цитата(Алексей2014 @ 8.2.2018, 14:29) *
Вы знаете много детей, выражающихся подобным образом? Ведь я привёл "речи героини", а не автора...


грубейшая ваша ошибка. В обоих случаях имеется в виду как раз речь АВТОРА. Речью героини в данном случае является только то, что оформлено как прямая речь или реплика диалога. Остальное (и автор указывает на это) анахронично. То есть мы не знаем возраст автора повествователя. Так, и вы, и я из своего среднего возраста легко можем рассказать о собственном детстве, воспроизводя как памятные речевые особенности того времени, так и присущие более старшему возрасту речевые интерпретации.
Алексей2014
Цитата(Андрей Мансветов @ 8.2.2018, 12:47) *
грубейшая ваша ошибка. В обоих случаях имеется в виду как раз речь АВТОРА. Речью героини в данном случае является только то, что оформлено как прямая речь или реплика диалога.
Может быть. Просто не вижу, каким образом сие выделено в тексте. Как с начала пошёл рассказ от лица девочки неопределённого возраста, так и движется. Вполне допускаю, что Вы - в силу своего опыта - заметили то, что я не различаю.
Однако почему Вы не доверяете моим знаниям о ландшафтах ледникового периода, настаивая на собственном - с моей точки зрения, необоснованном - варианте "не называть тундру тундрой"? Вот этого я не могу принять... Quod licet Jovi, non licet bovi, получается!
Андрей Мансветов
Цитата(Алексей2014 @ 8.2.2018, 14:52) *
варианте "не называть тундру тундрой"?

вашим знаниям ландшафтов я доверяю. просто топонимика не область географии, а область языка. Я говорю только об этой области, и здесь, уж простите, я покомпетентнее буду. Просто я говорю о том, что не прозвучи слово "тундра" (неважно, саванна, лесостепь и т.д.) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ вашего текста была бы выше. Ж. Рони и прочие авторы, описывающие те времена тоже, кстати, грешат анахронической речью. Это - и следствие ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЗАДАЧИ, и того, что ни один автор не идеален.
Цитата(Алексей2014 @ 8.2.2018, 14:52) *
неопределённого возраста

возраст дается через речевые особенности героини и контекст. Соответствующие приемы автор использует осмысленно, а читатель понимает интуитивно. Или не понимает, всякое бывает. Для меня описываемый образ героини очевиден. 10-11 лет.
Алексей2014
Цитата(Андрей Мансветов @ 8.2.2018, 13:09) *
Я говорю только об этой области, и здесь, уж простите, я покомпетентнее буду. Просто я говорю о том, что не прозвучи слово "тундра" (неважно, саванна, лесостепь и т.д.) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ вашего текста была бы выше.
Серьёзно, не понимаю! Ломоносов, введший в русский язык тундру из саамского, и Карамзин, писавший вот это:«Сибирское слово тундра должно быть в русском лексиконе; ибо никаким другим мы не означили обширных, низких, безлесных равнин, заросших мохом, о которых может говорить поэт, географ, путешественник, описывая Сибирь и берега Ледовитого моря…» - оба ошиблись? Или ошибся я, описав путь персонажей по несколькими ландшафтным провинциям, из которых читатель выделил одно, знакомое слово?
Цитата(Андрей Мансветов @ 8.2.2018, 13:09) *
Для меня описываемый образ героини очевиден. 10-11 лет.
и поэтому она так ждёт покупку лопатки для копания снега...
Ябадзин
С интересом наблюдаю тихую баталию вокруг тундры...
Чехов с своей "Каштанкой" уже начал нервничать.
Ибо собака у него думает о столярах, газетах и прочих анахронически-человеческих категориях бытия.



Алексей2014
Цитата(Ябадзин @ 8.2.2018, 13:31) *
С интересом наблюдаю тихую баталию вокруг тундры...
Чехов с своей "Каштанкой" уже начал нервничать.
Ибо собака у него думает о столярах, газетах и прочих анахронически-человеческих категориях бытия.

Точно!
korz1973
Хотелось многие фразы перестроить под себя. Будто я, значит попало. Почитаю.
Штольц
Странная вещь. Сделана мастерски, но для меня странная и непонятная. Конкретный мозговерт. Напоминает бесконечное белое кружево, несимметричное и, порой, хаотичное. И есть какая-то болезненная нелогичность в этом тексте.
Вещь однозначно яркая, запоминающаяся, и не погрешу против истины - талантливая. Но я не поклонник такого стиля.
Morgan_A
Очень понравился рассказ. Калейдоскоп светлых ассоциаций) Спасибо
Дон Алькон
Неплохой детский рассказ, особого смысла в нём нет - но атмосферы выше крыши.
Вполне мог бы под Новый год победить - потому, что приятный и вполне новогодний. smile.gif

Простенький стиль соответствует ЦА, особой доработки и редактуры не требует. Тут всё путём. А вот вычитать его, особенно, пунктуацию, нужно обязательно. Если сами не можете, попросите знающих друзей или наймите корректора. Ну и *** уберите все - чай не роман или повесть.

В остальном, автору - удачи. Пишите ещё. smile.gif
Дон Алькон
ЗЫ. И название - затёртое. Тут нужно ещё одно слово - прилагательное к "снегу" - завлекательное и необычное, чтобы привлечь читателей. Или можно вообще к снегу не привязываться.
Андрей Мансветов
Цитата(Дон Алькон @ 14.2.2018, 11:13) *
особого смысла в нём нет

это от взгляда читателя зависит. я вот нашел в нем массу пищи для ума. А ваша безапелляционность выглядит достаточно забавно
Литера
Цитата(Дон Алькон @ 14.2.2018, 9:18) *
ЗЫ. И название - затёртое. Тут нужно ещё одно слово - прилагательное к "снегу" - завлекательное и необычное, чтобы привлечь читателей. Или можно вообще к снегу не привязываться.



знаете, я удивилась. если девочка-мальчик герои, значит детские? По мне - это не так. Я не пишу для детей, потому что не умею писать по-детски. не умею думать как детский писатель.
NatashaKasher
Мне кажется, в подобном стиле очень хорошо бы смотрелась миниатюра. С каким-то одним, центральным, происшествием, развитием, закольцованностью. А тут уж слишком много всего, то одно, то другое, то лопатки и подземный город, то динозавр, то зомби, то умирает новогодняя ёлка, то Человек-зима, как-то всё это рассыпается, точно снег, и теряется интерес, уже хочешь, чтобы что-то произошло с началом и концом, но когда и происходит, уже непонятно, зачем это было, и как соотносилось с предыдущим... Каждый отдельный эпизод мог бы стать миниатюрой, но это тот случай, когда целое получилось меньше, чем сумма частей, вместо того, чтобы наоборот.
Дон Алькон
Цитата(Литера @ 14.2.2018, 12:59) *
знаете, я удивилась. если девочка-мальчик герои, значит детские? По мне - это не так.


Не всегда, конечно, так. Но есть расхожее и отчасти верное мнение: если ребёнок главный герой, то и ребёнку проще себя с ним идентифицировать.

Цитата
Я не пишу для детей, потому что не умею писать по-детски. не умею думать как детский писатель.


Ну хорошо, если вы так полагаете. smile.gif Но если для взрослых, то: 1) не стоит вести повествование от 1-го лица и ребёнка; 2) и язык нужно посложнее.

Вот такой стиль -
Цитата
Мы смотрим на обложку. Но никогда не открываем книгу. Снег был всегда. И все-таки какой-то был первым.


для детей. Взрослым такая избыточная простота не нужна, они не по слогам читают.

Вы же 1) и 2) выбрали, а теперь удивляетесь. smile.gif Если ваша цель была рассказ для взрослых - вы её не достигли.

Раньше нужно было думать. А теперь - поздно, у вас получился хороший детский рассказ.




Рыжая вешка
Цитата(Литера @ 1.2.2018, 13:51) *
Обычно к опечаткам начинают придираться, когда ставят себе задачу придраться к чему-нибудь. На то и нужны редакторы с корректорами
-ох, не нравятся мне подобный фразы... Ох как не нравятся.

Занимательный рассказ. С интересными метафорами и оборотами. Как по мне , так слишком уж сюшно получилось, и с каждым поворотом - новые герои, и с каждым наворотом - новые впечатления. Голова закружилась, как у Алисы в стране чудес, когда она падала в свою бесконечную яму.
Дон Алькон
Цитата(Рыжая вешка @ 14.2.2018, 17:33) *
ох, не нравятся мне подобный фразы... Ох как не нравятся.


Да ладно, чего вы пристали к человеку? ohmy.gif

Наймёт из-во Литере корректора - и ошибок не будет, заплатит литературному редактору (фантастика, но и такое в жизни бываетsmile.gif), чтобы тот точки менял на запятые - из простых предложений делал сложные.

И не текст получится, а конфетка.

Правда рассказ потеряет авторскую индивидуальность и читателя, но кого это волнует? blink.gif
Автора не волнует, ведь пунктуация - это корректор с редактором. smile.gif)

Цитата
Занимательный рассказ. С интересными метафорами и оборотами. Как по мне , так слишком уж сюшно получилось, и с каждым поворотом - новые герои, и с каждым наворотом - новые впечатления.


А рассказ - удачный. Сюшный - м.б., но тут и тема такая, рождественский рассказ.

Хороший и милый рассказ, как и автор, я думаю.

И не нужно переживать, что рассказ детским получился. Хотя, конечно, можно. Андерсену тоже не нравилось, когда его называли детским писателем.

Но кто его романы для взрослых сейчас знает? А сказки читают дети и взрослые - детям. smile.gif
Литера
а можно я сама решу, ок? Вы мне так обрисовали,что мол, пропадет рассказ. Во-первых, я еще раз повторяю, этот рассказ не от том, что вы прочитали (зашоренный читательский взгляд - не редкость), во-вторых, я бы не стала удлинять фазы и никому не позволила бы.

Дон Алькон, я не маленькая девочка, не надо разговаривать свысока? Кто такие редактор и корректор я в курсе, навык работы с ними имею порядочный.
Дон Алькон
Цитата(Литера @ 15.2.2018, 12:37) *
Во-первых, я еще раз повторяю, этот рассказ не от том, что вы прочитали (зашоренный читательский взгляд - не редкость),


Если вам от этого будет легче: взгляд у меня - зашоренный. Рассказ не о том - и автору, конечно, виднее. smile.gif

Цитата
во-вторых, я бы не стала удлинять фазы и никому не позволила бы.


Хорошо. Но. Всё. Предельно. Ясно. Либо. Вы. Пишете. Для. Детей. Просто. Потому. Что. Они. Дети. Им. Читать. Тоже. Сложно. Поэтому. Лучше. Так.

Либо вы пишете для взрослых - и тогда стиль тоже должен быть соответствующий. 1-ое лицо или 3-е - это частности. Иногда от 1-го лица и ребёнка текст взрослый. Если. Конечно. Не. Написан. Так.

Ещё реже бывает такой простой стиль - и для взрослых. Из того, что могу вспомнить - "Цветы для Элджернона".

Начало - текст простой-простой, с ашибками и вообще без запятых. Когда герой умнеет - и стиль сильно другой, сложный и грамотный. В финале - снова простой и ашибки.

Там это вполне оправдано - сюжетно. И - это хорошо. Это - удачно. Бывает и так - редко.

Вы определитесь - для кого вы пишете, затем - со средствами выражения того, что вам сказать хочется.
Иначе читатель вас не поймёт - большинство читателей.

Цитата
я не маленькая девочка, не надо разговаривать свысока? Кто такие редактор и корректор я в курсе, навык работы с ними имею порядочный.


Раз в курсе, то тогда и обсуждать нечего. Банальные основы - чего их обсуждать, а? wink.gif
Литера
а вы не читали случаем Харпер Ли "Убить пересмешника"? Классика. Почитайте, там как раз девочке семь-восемь лет, но книжка не детская. И написана от первого лица.
Алексей2014
Цитата(Каркун @ 30.1.2018, 11:03) *
Внизу двигались снежные массы.
Говорит девочка, мечтавшая о пластмассовой лопатке... Речь ребёнка?

Цитата(Каркун @ 30.1.2018, 11:03) *
Елка давно пустила корни прямо в половицы, и они кое-где выступают из пола.
Цитата(Андрей Мансветов @ 16.2.2018, 0:50) *
однокоренные слова в одной фразе - стилистическая ошибка


Цитата(Каркун @ 30.1.2018, 11:03) *
На ледяном фундаменте у него мерзли половицы первого этажа, и дальше по стенам поднимались трещины ревматизма.
Речь ребёнка?

Цитата(Литера @ 31.1.2018, 2:29) *
и таких нюансов, много.
Именно эти нюансы позволяют повторить вот это:
Цитата(Андрей Мансветов @ 31.1.2018, 15:50) *
В целом, не возникает доверия к повествованию.
Литера
Алексей2014, скажите, вам просто заняться нечем? Вам так хочется, уязвить противника, при том что противник не я, а Андрей Мансветов? По-моему , это глупо. Ну, чувствуете вашу значимость для форума? Так пишите хорошие тексты. А так создается полное впечатление, что вы обиделись и элементарно мстите.

Теперь, о тексте
1. в начале героине еще 6-7 лет, но ее речь и мировосприятие дается через взгляд повествователя, который (точнее, которая) значительно старше.
2. может и не заметила. Теперь вижу. спасибо.
3. То же, что и по первому пункту, но. Речь десятилетнего ребенка, выросшего в специфической семье, где мама писатель достаточно распространена и вполне метафорична. Ребенок этого возраста берет из пространства очень много, это я как психолог вам скажу. И скажу также, что героиню писала с себя. В моих стихах того периода достаточно метафор таких же и более сложных.
Алексей2014
Цитата(Литера @ 16.2.2018, 13:21) *
А так создается полное впечатление, что вы обиделись и элементарно мстите.
Никоим образом. Сейчас всё разъяснили, спасибо. Вашу точку зрения я понял, хотя продолжаю испытывать сложности с восприятием текста. Теперь это мои проблемы, не обижайтесь.
Остаётся дождаться, когда Вы вернётесь к своим комментариям в моём рассказе и продолжите обсуждение - оставили одну фразу неоконченной и мои пояснения без ответов.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.