Наталья Мар
6.11.2019, 9:41
Привет всем,
давно хотела обратиться к общественному мнению коллег и сочувствующих:
какую жестокость по отношению к героям вы ни за что НЕ простили бы автору и с отвращением захлопнули бы книгу, несмотря ни на какой ладный сюжет и прочие плюсы истории? (например, Уилбуру Смиту не простила сцены нападения на дом гг в «Крике дьявола»).
И наоборот: если вспомните, приведите пример, когда многое прощали автору, и за что (например, Джорджу Мартину за захватывающий сюжет я простила убийства детей и проч. и проч.)
Не могу понять, когда одни и те же люди за одно и то же кого-то прощают и считают, что эпизод, хоть жесток, но оправдан, а когда - бросают книгу на чердак к прочему хламу, как я Уилбура Смита. Ведь у Мартина всё гораздо жестче! Почему я его не кляну? ))
То ли здесь всё-таки большую роль играет увлеченность читателя... то ли действительно есть какие-то пределы разумного для ужасных сцен.
Хочу крови, но не хочу, чтоб меня бросали на чердак
Встречал такое понятие как "литературная справедливость". Есть то, что читатель готов принять и есть то, что он ожидает. Потому что это же книга. В книгах за зло воздается, дектектив ловит злодея, а главный герой не дохнет на второй странице.
Так-то можно все, если оно обосновано и рамках жанра.
К примеру вот в "ходячих", главных героев ставят на колени и внезапно убивают двоих, как коров. Без особой причины и прочей драмы. Это неожиданно, но к черту такие неожиданности. Смотрится притянутым за уши и слишком жизненно.
Читателю как в жизни не надо. У него этой жизни и так хватает. От книги ожидается другое, она не может быть как жизнь. Это вот и есть что вроде литературной справедливости.
Наталья Мар
6.11.2019, 10:25
хороший пример, да. и в фантастике, думаю, эта обоснованность против излишней жизненности как нигде актуальна. может быть, даже лишние два обычных трупа в некоторых случаях хуже, чем один жестокий.
я думаю, сценаристы последовали правилу «убивай любимчиков», чтобы зритель боялся за всех главных героев, а не только за второстепенных. Типа - смотрите, тут может умереть, кто угодно и когда угодно. Не смотрела этот эпизод, не могу сказать, как возникло это недопонимание зрительское. Но это всегда очень опасная грань: убивать кого-то из главных или тех, к кому ты уже привязал читателя/зрителя. Вроде таких и советуют убивать, но как это сделать, чтоб добиться сопереживания, а не раздражения?
Мне тут подсунули почитать повесть, которая писалась с учётом мнений читателей - то есть они решали, кто и как умрёт и вообще коллективно принимали решение об окончании перипетий. Так вот, "хромых собачек" был явный перебор, как и "роялей в кустах" - и это нивелировало весь художественный эффект. Вера в происходящее пропала.
А чувство меры - от природы, наверное)
Наталья Мар
6.11.2019, 11:41
Цитата(Агния @ 6.11.2019, 11:34)

Мне тут подсунули почитать повесть, которая писалась с учётом мнений читателей - то есть они решали, кто и как умрёт и вообще коллективно принимали решение об окончании перипетий. Так вот, "хромых собачек" был явный перебор, как и "роялей в кустах" - и это нивелировало весь художественный эффект. Вера в происходящее пропала.
А чувство меры - от природы, наверное)
от моей природы мой герой уже убил мать и брата героини, сжег город, приготовил для переговоров рагу из погибшего членистоногого «инопланетёнка» и бросил пластик в мусорный биоконтейнер. вот думаю, не перегнула ли я с пластиком в биомусоре, а те ведь черновик ещё исправить не поздно 😄
не, всех читателей сразу, скопом, слушать нельзя, тем более в процессе. но средний такой срез мнений всё-таки надо загодя вычислить.
Перегнули) вы бы ещё битое стекло туда закинули))
По описанию - инопланетёнка жалко. Потому что ребёнок.
Наталья Мар
6.11.2019, 11:52
Цитата(Агния @ 6.11.2019, 11:45)

Перегнули) вы бы ещё битое стекло туда закинули))
По описанию - инопланетёнка жалко. Потому что ребёнок.
он уже погиб во время нападения жестоких инопланетян на город. но да, это один из «крайних» эпизодов. буду делать его с максимальной осторожностью, которую и хочу тут вычислить. ещё тот же герой вынужден добить подростка, когда того смертельно ранит боевой робот. но на том мальчике с самого начала написано, что он должен погибнуть... прямо как на Робе Старке ) в общем, вы поняли, почему я подняла эту тему 😁
Наталья Мар
6.11.2019, 11:55
вообще должен быть какой-то психологический тест именно для авторов: насколько ты псих или не псих, чтоб читатель смотрел - о, Наталья по тесту психопат, можно выкинуть книжку... а Вася Петров нормальный, значит, пусть вырезает хоть целыми деревнями 😁
Наталья Мар
6.11.2019, 12:05
тут скорее, наверное, вопрос не в том, этично ли или ужасно вносить некий эпизод, потому как в литературе уж чего только не было, а в том, КАК сделать жёсткий эпизод таким, чтоб не дать читателю отбросить книгу. например, я уже точно знаю, что не буду смаковать эти эпизоды и делать их излишне натуралистичными. наверное, в «Крике Дьявола» меня тогда именно маниакальное описательное смакование взбесило...
И ещё мне кажется, есть некий изначальный настрой книги: у Уилбура Смита начинается, как искромётная авантюрная комедия..... где ничто не предвещало половину книги..... и вдруг трах-бабах, трэш, нападают разбойники и кидают младенца за ножку на крышу горящего дома. Я тогда даже пошла воды попить, чтоб в себя прийти. Дальше вторая половина книги скатилась в тот же трэш.
А если начинается уже мрачным фэнтези, допустим, где трах-бабах сразу, то оно как-то и не так уже шокирует, уже как-то вроде ждёшь даже исподволь чего-то жуткого. Конечно, если автор не описывает это, как псих )
Виктор Не
6.11.2019, 13:00
Цитата(Наталья Мар @ 6.11.2019, 11:55)

вообще должен быть какой-то психологический тест именно для авторов: насколько ты псих или не псих,
Мне бета на один рассказа сказала, что немотивированная жестокость и так нельзя, а потом долго доказывала.
Короче, я тест завалил 8).
В целом, я считаю, что в книге предыдущие сцены должны держать читателя за грудки, пока жестокость отвешивает пощёчины. Поскольку если она нужна в книге, то куда без неё? А калибровать - не слишком ли жестоко, уже по чуйке и бетам.
Наталья Мар
6.11.2019, 13:08
Цитата(Виктор Не @ 6.11.2019, 13:00)

Мне бета на один рассказа сказала, что немотивированная жестокость и так нельзя, а потом долго доказывала.
Короче, я тест завалил 8).
В целом, я считаю, что в книге предыдущие сцены должны держать читателя за грудки, пока жестокость отвешивает пощёчины. Поскольку если она нужна в книге, то куда без неё? А калибровать - не слишком ли жестоко, уже по чуйке и бетам.
я пытаюсь подготовиться поосновательней, пока еще только «канву» пишу, черновик черновика. чтоб потом не было мучительно больно перекраивать на уже живое.
ну, а зная себя, кровососа... и чуйку свою кровожадную...
но да, обычно предыдущие сцены правда помогают подготовить.
Цитата(крезот @ 6.11.2019, 11:03)

Читателю как в жизни не надо. У него этой жизни и так хватает. От книги ожидается другое, она не может быть как жизнь. Это вот и есть что вроде литературной справедливости.
В корне несогласен. Я не только автор, но и читатель. И самое большое воздействие на меня оказывали те книги, в которых как раз все "как в жизни". И я, напротив, захлопну книгу, если главный герой, как кошка с девятью жизнями. Не верю таким книгам, и удовольствия они мне не доставляют!!
Наталья Мар
6.11.2019, 17:03
Цитата(Monk @ 6.11.2019, 16:47)

В корне несогласен. Я не только автор, но и читатель. И самое большое воздействие на меня оказывали те книги, в которых как раз все "как в жизни". И я, напротив, захлопну книгу, если главный герой, как кошка с девятью жизнями. Не верю таким книгам, и удовольствия они мне не доставляют!!
да он не об этом, мне кажется, а о том, что просто вот взять и влепить жестокость ради жестокости - скучно. надо было бы как-то похудожественнее или пожраматичнее или чтобы эти смерти несли какую-то функцию для сюжета (интересную!) до или после... если я правильно поняла. а так - в жизни ведь можно свалиться с табуретки в разгар интереснейшего анекдота - и умереть. и это в самый неподходящий момент! раздражает ) но жизнь не захлопнешь ведь) даже внезапная смерть в произведении должна быть такой, чтоб после сказать: черт, вот это поворот! а не - ну, и зачем?..
Наталья Мар
6.11.2019, 17:04
но ок, я учту и убью кого-нибудь ещё совсем жизненно 😁 что мне, жалко, что ли.
Виктор Не
6.11.2019, 18:24
Цитата(Наталья Мар @ 6.11.2019, 17:04)

убью кого-нибудь ещё совсем жизненно 😁
Ага:
"Инна отвлеклась на шум, а когда взглянула снова, то он безжизненно сидел с открытыми глазами, запрокинув голову набок. Приехавший врач сказал, что смерть наступила мгновенно."
Зато никакой жестокости, к слову.
Сочинитель
6.11.2019, 18:28
Цитата(Monk @ 6.11.2019, 16:47)

В корне несогласен. Я не только автор, но и читатель. И самое большое воздействие на меня оказывали те книги, в которых как раз все "как в жизни".
Аналогично.
Наталья Мар
6.11.2019, 18:37
Цитата(Виктор Не @ 6.11.2019, 18:24)

Ага:
"Инна отвлеклась на шум, а когда взглянула снова, то он безжизненно сидел с открытыми глазами, запрокинув голову набок. Приехавший врач сказал, что смерть наступила мгновенно."
Зато никакой жестокости, к слову.
ха, нормально ))
Наталья Мар
6.11.2019, 18:39
Цитата(Сочинитель @ 6.11.2019, 18:28)

Аналогично.
но я не могу сделать совсем, как в жизни, у меня люди-насекомые убивают людей-пауков и людей-крабов! 😁😁
Сочинитель
6.11.2019, 21:10
Цитата(Наталья Мар @ 6.11.2019, 18:39)

у меня люди-насекомые убивают людей-пауков и людей-крабов!
Вот если как на духу, мне это не очень. Я могу почитать об этом, но точно не являюсь поклонником таких текстов. К киборгам нормально отношусь, а вот ко всяким разумным инсектоидам равнодушен.
Наталья Мар
6.11.2019, 21:21
Цитата(Сочинитель @ 6.11.2019, 21:10)

Вот если как на духу, мне это не очень. Я могу почитать об этом, но точно не являюсь поклонником таких текстов. К киборгам нормально отношусь, а вот ко всяким разумным инсектоидам равнодушен.
где-то плачет один Кайнорт )
Наталья Мар
6.11.2019, 21:34
вообще мы отвлеклись.
наверное, накидайте мне примеры книг (или рассказов или фильмоф даже), где происходило что-то ужасно жестокое, но отчего-то вы все равно продолжали читать/смотреть?
кроме игры престолов, конечно ))
Сочинитель
6.11.2019, 22:20
Цитата(Наталья Мар @ 6.11.2019, 21:34)

накидайте мне примеры книг (или рассказов или фильмоф даже), где происходило что-то ужасно жестокое, но отчего-то вы все равно продолжали читать/смотреть?
Фильм Алексея Балабанова "Груз 200", 2007г. Это не просто фильм. Это фильм шок.
Наталья Мар
6.11.2019, 22:53
Цитата(Сочинитель @ 6.11.2019, 22:20)

Фильм Алексея Балабанова "Груз 200", 2007г. Это не просто фильм. Это фильм шок.
спасибо, да, смотрела. действительно шок ) но шедевральный шок...
Как в жизни да? Если бы вы были правы, ваш герой до угла б не дошел, и книга бы очень быстро закончилась. А может даже бы и не началась, хотя бы потому, что жизнь скучна. Бэтмена бы забили монтировками в первой же стычке.
Если вы пишите "все как в жизни", то в любой момент вашего героя могут ушатать, но этого тупо не происходит. Читатель знает, что герой выкрутится не хуже бонда.
Я уже не говорю про количество "спорадических" событий в книге, что на каждой странице, а в жизни раз в десять лет.
И в туалет никто не ходит, не кушает, как в жизни. А диалог "как в жизни" = "хреновый диалог".
Цитата(Наталья Мар @ 6.11.2019, 10:25)

я думаю, сценаристы последовали правилу «убивай любимчиков», чтобы зритель боялся за всех главных героев, а не только за второстепенных. Типа - смотрите, тут может умереть, кто угодно и когда угодно.
там был эффект: "у актеров закончился контракт и их вывели"
и да, появилось ощущение, что главный герой в любой момент может подавиться вишневой косточкой и умереть
или подскользнется на банановой кожуре насмерть, если авторы вдруг захотят
ну и зачем такое смотреть? вместо "а как же они выкрутятся", осталось "как автор решит так и будет".
п.с.
к слову, а что движет вашим антагонистом? почему он решил поступить жестоко? что за этим стоит?
Наталья Мар
6.11.2019, 23:31
значит, надо говорить «типа как в жизни». или что-то вроде того.
вообще я фантастику и люблю потому, что обычную жизнь и обычных людей я 5 лет на психологии изучала, потом в аспирантуре ещё... 😁 и ещё люблю жизнь если уж жизненную, то экзотическую (по времени или географии), ту, которую не видела, но тогда чтоб там всё заканчивалось хорошо.
будем считать, что когда читатель хочет, как в жизни, то он хочет, чтоб как в красивой и воображаемой жизни.
в общем, фиг под каждого подстроишься, конечно.
поэтому и спрашиваю тут разных людей. если, например, все поголовно напишут, что убийство котиков - табу, то не буду обижать котиков. и т.д.
Наталья Мар
7.11.2019, 0:00
Цитата(крезот @ 6.11.2019, 23:14)

п.с.
к слову, а что движет вашим антагонистом? почему он решил поступить жестоко? что за этим стоит?
не вдаваясь в пересказ всего сюжета, коротко: движет выживание его расы и желание в очень короткие сроки получить сильно охраняемый артефакт, позволяющий захватить одну очень привлекательную планету так, чтобы не убить её экологию и 50-60% аборигенов. обычно захватчики набирают рабов и смываются, оставляя после себя апокалипсис. а клан антагониста хочет пресечь эти старые методы. да ещё остаться жить на этой привлекательной планете, поработив население. кровь рабов им нужна для выживания, а своей нормальной планеты нет. он хочет в кратчайшие сроки, пока на подмогу противнику не прибыли их союзники, убить двух зайцев. а те, кто скрывают артефакт, конечно, вообще не хотят, чтобы их завоевывали, ни экологично, ни апокалиптично... они думают, что наваляют врагам сами или помогут союзники. поэтому упорно противостоят.
вот так и живут.
если что, действие происходит на вообще пока другой, третьей планете просто там прячется посол той, нужной, с артефактом.
Таки это... раз на раз не приходится... всё зависит от настроения. Иногда и какая-нибудь раздавленная букашечка может довести до таких слёз, что хочется тут же натравить на автора банду зелёных отморозков гринписовцев... Ну... а иногда вдруг, что-то тёмное и страшное просыпается, и прям вопит из глубин разума: "Мяса, мяса давай! Автор, мочи их всех в фарш!"..
Короче, в этом плане я особа ветреная и противоречивая...

Недавно перечитывала одну свою недописанную штучку, таки вообще кошмар(!)... это ж с какого перепугу я такое написала... эту же жесть теперь надо как-то оправдывать дальнейшим сюжетом...
Вот, кстати... с точки зрения драматургии, любое действие должно быть как-то логически оправдано и укладываться в общую идею сюжета... Ну, к примеру: кровавое убийство подруги провоцирует жажду мести у ГГ... Или там: подсмотренное в детстве жестокое насилие выливается позже в маниакальные наклонности персонажа...
А если этих связей нет... и такая "картинка" вставлена лишь ради самой "картинки" - вот тогда это непростительно...
Наталья Мар
7.11.2019, 10:50
сейчас всё можно свалить на компьютерные игры )))
ну там... пришел на чашку кофе и откусил попугаю голову... из-за увлечения Симс-2.
или проходил мимо заправки и бросил гранату: как в энгри бёрдз.
а мой наверное вообще... в тетрис резался... больной ублюдок. от него теперь всего можно ожидать.
Цитата(Наталья Мар @ 7.11.2019, 10:50)

сейчас всё можно свалить на компьютерные игры )))
ну там... пришел на чашку кофе и откусил попугаю голову...
Но это уже будет не литературное творение, а какая-то безсюжетная бродилка...
Да и будут ли вызывать такие герои хоть каплю сопереживания? Поступки персонажей всё-таки должны быть понятны и хоть как-то логичны... даже если этот персонаж отрицательный...
Наталья Мар
7.11.2019, 12:05
а он к тому же ещё и положительный.... на самом-то деле 😁 вернее, на пути к этому. из злодея в антигероя. главное, по дороге не сорваться и голову попугаю не откусить.
Наталья Мар
7.11.2019, 12:40
вообще если не брать в расчет военные баталии, которыми даже в детских сказках косят сотнями, то дело даже не в количестве обоснованных (!) трупоа, а наверное в... «способах их получения». ну, то есть, одно дело, если написать, не помню, как у меня там дословно, «Он склонился над братом, сжимая гнутый нож. - Не смотри, лезь, лезь! - Майор заталкивала меня в чёрный ход. Хрипы Чиджи затихли. Прикрытая майором, я нырнула в щель и понеслась без оглядки, зная наверняка, что на пути к выходу Бритц отнял ещё одну жизнь», а другое дело, если те же два убийства отписать подробно, с кровищей. вот натуральную кровищу я стараюсь пореже описывать...
Сочинитель
7.11.2019, 13:27
Цитата(Евушка @ 7.11.2019, 10:31)

Ну... а иногда вдруг, что-то тёмное и страшное просыпается, и прям вопит из глубин разума: "Мяса, мяса давай!
Наверняка многие женщины тут же представят существо в трусах вечно лежащее на диване...
Цитата(Наталья Мар @ 7.11.2019, 12:05)

главное, по дороге не сорваться и голову попугаю не откусить
Вот только не надо попугаям головы откусывать...) Вообще... самоутверждаться за счёт слабых братьев наших меньших - сомнительная черта даже для злодеев... Это проявление незрелости, слабости и неуверенности в себе... слишком сложно будет потом убедить читателя, что герой то на самом деле положительный...
Цитата(Сочинитель @ 7.11.2019, 13:27)

Наверняка многие женщины тут же представят существо в трусах вечно лежащее на диване...
Я даже и без них могу представить...))
Наталья Мар
7.11.2019, 13:41
Цитата(Евушка @ 7.11.2019, 13:35)

Вот только не надо попугаям головы откусывать...) Вообще... самоутверждаться за счёт слабых братьев наших меньших - сомнительная черта даже для злодеев... Это проявление незрелости, слабости и неуверенности в себе... слишком сложно будет потом убедить читателя, что герой то на самом деле положительный...
согласна! нечего. а то ишь.
Алёна Корф
7.11.2019, 14:11
Люблю убивать своих главных персонажей, причем максимально жестоко и зачастую неожиданно
Fr0st Ph0en!x
7.11.2019, 14:18
Цитата(Сочинитель @ 7.11.2019, 0:20)

Фильм Алексея Балабанова "Груз 200", 2007г. Это не просто фильм. Это фильм шок.
Ужасная чернуха, как по мне. Именно что бессмысленная чернуха, что мне категорически не нравится в произведениях любых видов искусства. Может, снято и талантливо, но зачем оно? Тупо шокировать?
Наталья Мар
7.11.2019, 14:32
Цитата(Алёна Корф @ 7.11.2019, 14:11)

Люблю убивать своих главных персонажей, причем максимально жестоко и зачастую неожиданно

я только в рассказах так делаю, романы мои не будут читать по 15 алок, чтоб главный герой умер, не та атмосфера, не тот поджанр. но «полуглавных» срубить - это пожалуйста.
Торговец твилечками
7.11.2019, 15:38
Я, на всякий случай, осторожно спрошу. Вот я предпочитаю, чтобы герой был человеком. Или каким-нибудь эльфом, на крайний случай. Если он дендроид, то такое точно читать не буду. А ваши грибы против крабов, точно найдут аудиторию?
А по жестокости: косите пачками, они же хитиновые!
Наталья Мар
7.11.2019, 15:50
Цитата(Торговец твилечками @ 7.11.2019, 15:38)

Я, на всякий случай, осторожно спрошу. Вот я предпочитаю, чтобы герой был человеком. Или каким-нибудь эльфом, на крайний случай. Если он дендроид, то такое точно читать не буду. А ваши грибы против крабов, точно найдут аудиторию?
А по жестокости: косите пачками, они же хитиновые!
точно найдут ) они выглядят, как обычные люди, просто умеют превращаться в насекомых и пауков, когда нужно - частями или целиком.
а которые «крабообразные» гуманоиды - роли особо не играют, просто это их планета.
это продолжение дилогии Железный Аспид, в той же вселенной, только о других уже героях новая история. Но тот персонаж, который мог превращаться в громадную стрекозу, ещё в первых частях очень понравился читателям.
это уж я шучу, что они совсем насекомые или пауки. нет, конечно. как бы я романтическую линию тянула ещё при этом, а без романтики я не пишу )
Сочинитель
7.11.2019, 15:54
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 7.11.2019, 14:18)

Тупо шокировать?
Вероятно именно эту цель Балабанов и преследовал.
Цитата(Наталья Мар @ 7.11.2019, 15:50)

Но тот персонаж, который мог превращаться в громадную стрекозу, ещё в первых частях очень понравился читателям.
Не всем. ))
Наталья Мар
7.11.2019, 15:57
Цитата(Сочинитель @ 7.11.2019, 15:54)

Не всем. ))
всем девочкам

вообще я всегда считаю, что пишу для девочек )
и новую книгу тем более чёт так кажется )
Наталья Мар
7.11.2019, 15:59
вообще знаете, сколько среди женщин настоящих кровожадных читательниц? ужас просто. я думала, все феечки.
Сочинитель
7.11.2019, 16:02
Цитата(Наталья Мар @ 7.11.2019, 15:57)

вообще я всегда считаю, что пишу для девочек )
Гм-гм... Чёт не тудой я попал, проявив интерес. )
Fr0st Ph0en!x
7.11.2019, 16:06
Цитата(Сочинитель @ 7.11.2019, 17:54)

Вероятно именно эту цель Балабанов и преследовал.
Да уж скорее всего.

Тем не менее ничего кроме чернухи я в этом фильме не увидел вообще. Ни идеи, ни сюжета, ни персонажей.
Короче, применительно к сей теме, для меня это пример, как делать категорически не надо. Трешак ради трешака и чернуха ради чернухи - это очень на любителя, как по мне.
Наталья Мар
7.11.2019, 16:07
Цитата(Сочинитель @ 7.11.2019, 16:02)

Гм-гм... Чёт не тудой я попал, проявив интерес. )
а я предупреждала ) нет, может, я стереотипна в подходе к определению ЦА, но всё-таки я не мужчина же сама и не могу оценить, что им будет интересно, а что нет. так что уж я всегда на всякий случай предупреждаю: мол, кровожадным романтичным девочкам понравится, а уж с другими как пойдёт )
Наталья Мар
7.11.2019, 16:09
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 7.11.2019, 16:06)

Да уж скорее всего.

Тем не менее ничего кроме чернухи я в этом фильме не увидел вообще. Ни идеи, ни сюжета, ни персонажей.
Короче, применительно к сей теме, для меня это пример, как делать категорически не надо. Трешак ради трешака и чернуха ради чернухи - это очень на любителя, как по мне.
понято-принято-ясно-понятно
Алёна Корф
7.11.2019, 16:19
Цитата(Наталья Мар @ 7.11.2019, 16:07)

кровожадным романтичным девочкам понравится
А кровожадным НЕ романтичным (типа меня)?
Наталья Мар
7.11.2019, 16:32
Цитата(Алёна Корф @ 7.11.2019, 16:19)

А кровожадным НЕ романтичным (типа меня)?

НЕ понравится )
Алёна Корф
7.11.2019, 16:47
Мое мнение, что убивать следует тех персонажей кого жалко (причем таким образом, что "О, Боже!..."). Тогда "жертва" действительно важна. Вызывает сильные эмоции, т.е. нужный эффект.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.