Цитата(Глеб @ 29.10.2012, 7:40)

Я то говорю о том, что литература не должна причинять вред. Реальный вред - кровь, слезы, разрушения. Я читал известнейшего литератора - Гитлера (еще до запрета).
Ну да, конечно, "Майн Кампф" - явление того же порядка, что и "Преступление и наказание", несомненно.

Цитата(Глеб @ 29.10.2012, 7:40)

Просто художественные произведения, в отличии от публицистических, зачастую, описывают все не в прямую - нет призывов, нет фраз: "а давайте все убъем по старушке и рай на земле настанет!" Однако ведь убивают - причем до последнего времени - в новостях видел, были убиты так две старушки женщиной, начитавшейся Достоевского. Сейчас то его запрещать поздно - только пробудит нездоровый интерес у тех, кто его и не читал. А так - просто исключить из школьной программы тихо-мирно
Цитата(Глеб @ 29.10.2012, 7:40)

Тот факт, что Достоевский в итоге призывал к другому не отменяет пролитой крови - она реально была выпущена из людей - топорами и ножами.
Еще раз. В чем вина Достоевского? Который написал произведение
с прямо противоположным идеологическим посылом, понятным даже, наверное, умственно отсталому читателю?
При чем тут вообще свобода творчества? Речь идет элементарно о том, что автор чисто физически не может предсказать, как его текст воспримет клинический дебил или психически больной человек. Даже психиатры не представляют всей глубины потенциальных психических извращений. Допустим, написали вы трогательный рассказ-очерк про девочку, которая пришла в День Победы поздравить ветерана-инвалида в больницу, и он рад, что воевал не зря. Этот рассказ прочитал какой-нибудь помешанный, который каким-то противоестественным образом вынес из него мысль, что только молодость способна продлевать жизнь старикам - ну, типа, девочка зашла к ветерану в палату, подержала его за руку, и ему стало лучше. Отсюда благодарный читатель делает следующий вывод: чтобы прожить подольше, нужно насиловать маленьких девочек. И, значит, выходит на улицу с этой светлой миссией. Не дай бог, конечно, на самом-то деле.
Ну и вот. Кто в этой гипотетической ситуации будет виноват? Неужели автор? И что тогда, вообще ничего не писать, что ли? Ведь общеизвестно, что читатель всегда способен найти в тексте больше смыслов, чем закладывал автор, более того - эти смыслы могут вообще никак не соотноситься с авторским замыслом.

При чем тут вообще свобода творчества, а? Речь о явлении "автор-читатель" как таковом. Чем виноват Достоевский, который в своем произведении прямо, очень ярко и внушительно опровергал идею Раскольникова? Причем эту идею сам автор считал страшной, кощунственной, чуть ли не разрушающей мир. Но при этом - такой заманчивой, такой привлекательной и потому - потрясающе опасной. Я, конечно, в своем примере с маньяком-педофилом сгустил краски, но исключительно для иллюстрации. Принципиально от описанной вами ситуации с "Преступлением и наказанием" мой пример не отличается. Суть та же.
Обратите внимание, что я ни слова не сказал в защиту текстов, чей центральный посыл реально направлен против, скажем пафосно, человека и культуры (в широком смысле, естественно).
Но, например, доказательства "от противного" никто не отменял. И такое доказательство может оказать многократно больший эффект, чем какое-нибудь там заунывное чтение морали.

Практика показывает, что в наше время чтение морали крайне малоэффективно, если вообще не приводит к противоположному эффекту (кстати, хехе).