Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Шхуны, галеоны, фрегаты, каравеллы, клиперы
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Страницы: 1, 2, 3
Сергей Матвеев
Друзья, в книге большое внимание будет уделено парусному флоту. Это не главная тема в романе, но весьма колоритная. Конечно, у меня есть справочники, но бывают вопросы, которые по разным причинам лучше обсудить вместе. Учитывая, что их будет целая серия, решил всё объединить в одну тему, задавать их по очереди. Тогда тема может быть полезна и многим другим, которые впоследствии будут об этом писать! Итак, семь футов под килем!

Первая "обойма" вопросов:

1. Какие ещё характерные морские выражения ("морских волков") вы знаете?
2. Можно ли, имея в порту правильный причал, загрузить и принайтовить к палубе шхуны телегу?
3. Моряки сходят и поднимаются на шхуну по трапу. А если грузить, скажем, телегу, то как называются две доски, по которым она поднимется на борт? Кранов ещё не было (наверное).
Граф
Цитата(Сергей Матвеев @ 16.2.2014, 13:34) *
как называются две доски, по которым она поднимется на борт

Сходни?
А вообще крупногабаритный груз на палубу поднимали в разобранном виде. Телегу, например, можно разделить - снять колеса, убрать борта, оглобли и пр. И принайтовать все это как следует. Впереди же - бури!
Граф
Цитата(Сергей Матвеев @ 16.2.2014, 13:34) *
Какие ещё характерные морские выражения ("морских волков") вы знаете?

Есть много выражений типа "якорь тебе в глотку", "кашалот тебе в задницу", но насколько они печатные?
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 13:52) *
Сходни?
А вообще крупногабаритный груз на палубу поднимали в разобранном виде. Телегу, например, можно разделить - снять колеса, убрать борта, оглобли и пр. И принайтовать все это как следует. Впереди же - бури!


Отлично! А я все думал, как три телеги поместить на палубе двухмачтовой шхуны, чтобы ещё место осталось матросам с такелажем работать! Правильно, разберём их!
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 13:54) *
Есть много выражений типа "якорь тебе в глотку", "кашалот тебе в задницу", но насколько они печатные?


Да, это непечатные, а книгу будут читать не только взрослые, но и юношество. Поэтому нужны, скорее, выражения нормативные, но очень колоритные, чтобы "приправить" ими речь моряков.
Станислав
Есть множество морских словарей, просто погуглите и выберите то, что вам нужно.
Возможно я чего-то не понимаю, а зачем её, телегу, надо везти за тридевядь земель, на шхуне. Не проще взять только груз, а телегу раздобыть уже в порту прибытия?
Сергей Матвеев
Цитата(Станислав @ 16.2.2014, 14:13) *
Есть множество морских словарей, просто погуглите и выберите то, что вам нужно.
Возможно я чего-то не понимаю, а зачем её, телегу, надо везти за тридевядь земель, на шхуне. Не проще взять только груз, а телегу раздобыть уже в порту прибытия?


Там пока неизведанная земля, нет ещё ничего
Сергей Матвеев
Цитата(Станислав @ 16.2.2014, 14:13) *
Есть множество морских словарей, просто погуглите и выберите то, что вам нужно.


Справочники есть, но они суховаты. Конечно, я не буду спрашивать здесь, что такое бушприт -- для этого и нужны справочники. Но только в живом общении можно прояснить некоторые ... нестандартные вопросы.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 13:52) *
Сходни?
А вообще крупногабаритный груз на палубу поднимали в разобранном виде. Телегу, например, можно разделить - снять колеса, убрать борта, оглобли и пр. И принайтовать все это как следует. Впереди же - бури!


Кстати, а животных перевозили? Скажем, лошадей для тех же телег?
Граф
Да, обязательно. Их помещали на верхней палубе, в специальном загончике. Именно так в Америку были доставлены европейские домашние животные - лошади, коровы, овцы, свиньи и пр.
Станислав
Цитата
Там пока неизведанная земля, нет ещё ничего

Тогда как они там будут этот крупногабаритный груз разгружать? На шлюпках к берегу перевозить?

Скотину возили вроде бы. Соответственно, не просто загнав на борт, а ещё и привязав, как следует, чтобы если даже напугается за борт не попрыгала.
Граф
Разгружать как раз просто: подвести шхуну на мелкое место, бросить якорь и дождаться отлива. Когда вода уйдет - скинуть все вниз и тащить на берег. С телегами вообще без проблем - они же деревянные, можно и по воде.
А вообще, если серьезно, телеги на шхунах не первозили. На каждом корабле имелся солидный запас досок и бревен на случай ремонта (случалось всякое), были и плотники, они и изготавливали на месте все, что нужно. В том числе - используя местные деревья. Сделать некое подобие телеги - для них раз плюнуть.
Сергей Матвеев
Цитата(Станислав @ 16.2.2014, 14:27) *
Тогда как они там будут этот крупногабаритный груз разгружать? На шлюпках к берегу перевозить?

Скотину возили вроде бы. Соответственно, не просто загнав на борт, а ещё и привязав, как следует, чтобы если даже напугается за борт не попрыгала.


Станислав, от вас ничего не скроешь -- зрите в корень! Герои, не имея морского опыта, зафрахтовали в одном из портов корабль для перевозки отряда бойцов и нескольких телег груза. О разгрузке не подумали. В итоге, достигнув цели, вынуждены были разделиться -- часть высадилась на берег, а часть пошла с кораблём в ближайший порт, чтобы там нормально разгрузиться и по суше соединиться с остальными.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 14:35) *
Разгружать как раз просто: подвести шхуну на мелкое место, бросить якорь и дождаться отлива. Когда вода уйдет - бросить вниз и тащить на берег. А во время прилива шхуна может сняться. С телегами вообще без проблем - они же деревянные, можно и по воде.
А вообще, если серьезно, телеги на шхунах не первозили. На каждом корабле имелся солидный запас досок и бревен на случай ремонта (случалось всякое), были и плотники, они и изготавливали на месте все, что нужно. В том числе - используя местные деревья. Сделать для них некое подобие телеги - раз плюнуть.


Вы правы! Так они и поступили бы, если бы шхуна им принадлежала. Но шхуна зафрахтована, а капитан -- ершистый малый , с которым договориться очень трудно. Да и лошадей в воду заставлять прыгать... В общем, сглупили герои, не продумав заранее, но это не фатально. Лишь один из эпизодов. Поймут зато, что нужно учиться морскому делу и морской логистике серьёзно. Им вообще предстоит по сюжету "целину поднять".
Сочинитель
Цитата(Сергей Матвеев @ 16.2.2014, 17:34) *
Просьба модератору: исправьте, пожалуйста, в заглавии темы ошибку: клипПер пишется с двумя "п".

Сделано.
Сергей Матвеев
Цитата(Сочинитель @ 16.2.2014, 15:18) *
Сделано.


Спасибо! rolleyes.gif
Akai
Цитата(Сергей Матвеев @ 16.2.2014, 17:34) *
клипПер пишется с двумя "п".

Извините, не пишется.
Ра солнценосный
Цитата(Akai @ 16.2.2014, 17:03) *
Извините, не пишется.

Маладца, мне тоже резануло, но вероятно перепутали клипер с триппер - кстати, немецкое слово, не ругательство, и тоже, некоторым образом морское.
Сергей Матвеев
У меня энциклопедия на столе лежит. КлиППер.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/...%9F%D0%95%D0%A0
http://enc-dic.com/fwords/Klipper-17052.html

коллеги, не о том думаете. Лучше бы с ответами на вопросы помогли.
Сампо
Цитата(Сергей Матвеев @ 16.2.2014, 14:35) *
Станислав, от вас ничего не скроешь -- зрите в корень! Герои, не имея морского опыта, зафрахтовали в одном из портов корабль для перевозки отряда бойцов и нескольких телег груза. О разгрузке не подумали. В итоге, достигнув цели, вынуждены были разделиться -- часть высадилась на берег, а часть пошла с кораблём в ближайший порт, чтобы там нормально разгрузиться и по суше соединиться с остальными.

У вас здесь нарушение логики.
Если часть путешественников из порта может легко догнать высадившуюся группу, какой смысл разделяться?
А по остальным вопросам:
разгрузка даже в большинстве портов и гаваней осуществлялась с помощью шлюпок, так как большие корабли редко когда могли подойти к причалу. Только большие или старые порты и гавани имели причалы с глубиной позволяющей подойти близко к берегу.
Погрузка-разгрузка даже у причала осуществлялась с помощью талей закрепленных на реях.
Кстати, вы высаживаете своих путешественников на обжитое побережье? Если нет, то как телеги будут передвигаться без дорог? Нужны вьючные животные

на английском с двумя pp clipper, но русском с одной П rolleyes.gif

про вариант разгрузки предложенный Графом ( на мелком месте дождаться отлива и дну вытащить груз на берег) никогда не слышал и не читал.
Так очищают днище от водорослей и обрастаний. Называется килевание. Но чтобы разгружать судно?
Eugenqu
По третьему вопросу скажу одно. Это редкое явление погрузка в грузовое судно телеги. Её ведь в трюм не запихнешь.
С другой стороны, так и назовите - две доски.
Сергей Матвеев
Цитата(Сампо @ 16.2.2014, 17:00) *
У вас здесь нарушение логики.
Если часть путешественников из порта может легко догнать высадившуюся группу, какой смысл разделяться?


Их уже ждут на берегу. А ближайший порт не так уж и близко. Ничего не остается, как разделиться.
Это разделение -- не узловой момент сюжета, всего лишь эпизод. Его вообще может не быть, если только можно будет достоверно описать выгрузку груза из трюма, телег с палубы и лошадей из загона -- и все это без причала.

Цитата(Сампо @ 16.2.2014, 17:00) *
разгрузка даже в большинстве портов и гаваней осуществлялась с помощью шлюпок, так как большие корабли редко когда могли подойти к причалу. Только большие или старые порты и гавани имели причалы с глубиной позволяющей подойти близко к берегу.


как все же это будет выглядеть?

Цитата(Сампо @ 16.2.2014, 17:00) *
Погрузка-разгрузка даже у причала осуществлялась с помощью талей закрепленных на реях.


Спасибо! Буду знать, как описывать порт, который будет тут позже построен.

Цитата(Сампо @ 16.2.2014, 17:00) *
Кстати, вы высаживаете своих путешественников на обжитое побережье? Если нет, то как телеги будут передвигаться без дорог? Нужны вьючные животные


Животные на палубе в загоне (по совету Графа). А вот насчет дорог - вы правы. Местность там равнинная, но дорог нет. Не знаю даже. представлялось, что пройдут телеги, это ведь не джунгли. По крайней мере, выгрузить-то все равно можно, а потом они решат, как дальше с грузом быть.

Цитата(Сампо @ 16.2.2014, 17:00) *
на английском с двумя pp clipper, но русском с одной П


У меня в энциклопедии, а так же по указанным ссылкам -- пишется с двумя. Хотя в одном из словарей нашел графу "синонимы" - там есть вариант с одним "п".
Ра солнценосный
Ой, подвернулось старенькое по теме парусного флота:

Шли мы как-то на запад тремя каравеллами, и все три с женскими именами — Нина, Мария и чот еще. И тут марсовый как закричит:
- Земля!
А я как раз выигрывал у капитана в трик-трак.
Капитан встает, хватается за шпагу и начинает так: «Дывись, сынку, який ты стал! Ради трех карбованцев, родного отца не пожалел!» — и утирает седые усы. «Вы что, Христофор Бонифатиевич…» — говорю я ему строго, и тут марсовый опять:
- Земля! Бабы!
Все как-то насторожились, а бабы с берега в ответ:
- Козаче! Шибче сбегайте, ждем!
Тут все шапки похватали, а капитан так искоса оглядел команду прищуренным глазом, да рубанул рукой:
- А, давай!
Что тут началось — праздник, веселье. Повалили толпой на берег.
Да, есть что вспомнить! Америка...
Или вот стояли в Макао на рейде. Подплывает местный - на джонке, в шляпе плетеной, и спрашивает:
- Дзынь-пынь, гашиш?
А на груди у него табличка: "провокатор из семьи Лао-дуня", и про таможню что-то. Я тогда совсем дремучий был, необразованный. Погряз в неге странствий, да... Ткнул его легонько багром, мол греби отсюда, а он возьми - да утопни! Только шляпа плавает у борта. Тут капитан выходит. Посмотрел по сторонам и грустно так говорит:
- Душегубствуешь, сынку?
Озлился я, всплеснул руками, кричу, практически рыдаю:
- Да вы что, Христофор Бонифатиевич!
Тут вдруг из разных концов порта как повалят суденышки. Оглянуться не успели, а к нам уже подходит на двухмачтовом сампане Сей-Лунь, седой как лунь - тамошний начальник порта. Вокруг уже плюнуть некуда, лодчонки ихние так и снуют. Может гашиш утопленный ищут, кто их знает.
Тут капитан командует:
- А ну-ка, гардемарины, по местам стоять, с якоря сниматься!
Как дунули мы оттуда...
А едва из бухты вышли, видим - погоня. Встали в кильватер три корабля. Раздули паруса, словно рыбий плавник, гафелями утыканные. С надписями обидными. И неграмотными кое-где... Суетный народец! За неполных пять кило гашиша догонялки устроили.
Тут командор наш отдает приказ на Нину, что за островом стояла. Флажками значит сигналим: "На перехват!" и закладываем поворот оверштаг.
Капитан орет:
- К бортовому залпу, товсь! Абордажная команда на бак! - и мне так, тихонько: - Ну, че там у него было, нормально взял?
Да, дым сражений сладок и приятен...
Станислав
Ра солнценосный Так это были вы?
Ра солнценосный
Я тут инкогнито, не надо патетики.
Сергей Матвеев
Отрывки в тему только приветствуются smile.gif Для создания атмосферы smile.gif Хотя представленный отрывок, скажем так, отличается своей оригинальностью
Станислав
Цитата
Я тут инкогнито
После пяти то кило гашиша я бы удивился, если бы было иначе.
Ра солнценосный
Самыми "морскими" всегда считал рассказы Б.Житкова. А пытливой белочке скажу так: отождествлять автора с его персонажами - типичное школярство.
Граф
Цитата(Сампо @ 16.2.2014, 17:00) *
про вариант разгрузки предложенный Графом ( на мелком месте дождаться отлива и дну вытащить груз на берег) никогда не слышал и не читал.
Так очищают днище от водорослей и обрастаний. Называется килевание. Но чтобы разгружать судно?

Так всегда делали пираты, когда надо было спрятать груз на маленьком, необитаемом острове. Там же причалов нет... Скидывали на берег во время отлива и тащили. А заодно и днище корабля чистили. Шхуна - небольшой корабль, вполне можно проделать этот фокус. А лошадей и прочую живность спускали с помощью канатов - перекидывали через рею, завязывали вокруг животного, приподнимали, сдвигали и травили потихоньку вниз. Довольно просто, требовалось всего три-четыре человека. Таким же образом можно спускать хрупкие грузы и мешки с рисом и зерном - чтобы не рассыпались. Их клали на доски (платформу), на канатах приподнимали, а потом опускали вниз. Бочки же просто скатывали по сходням.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 19:52) *
Так всегда делали пираты, когда надо было спрятать груз на маленьком, необитаемом острове. Там же причалов нет... Скидывали на берег во вроемя отлива и тащили. А заодно и днище корабля чистили. Шхуна - небольшой корабль, вполне можно проделать этот фокус. А лошадей и прочую живность спускали с помощьью канатов - перекидывали канат через рею и травили потихоньку вниз. Довольно просто, требовалось всего три-четыре человека. Таким же образом можно спускать хрупкие грузы и мешки с рисом и зерном - чтобы не рассыпались. Их клали на доски (платформу), на канатах приподнимали, а потом опускали вниз. Бочки же просто скатывали по сходням.


Конгениально! Это настолько живописно и интересно, что прямо просится на страницы. Тем более, капитан шхуны явно не чурается контрабанды и наверняка подобную процедуру проделывал неоднократно!
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 19:52) *
Скидывали на берег во вроемя отлива и тащили.


Есть какая-то общая закономерность по времени приливов - отливов? Скажем, утром - вечером.
Граф
Да, два раза в сутки, в соответствии с движением Луны. В любой книге про морские путешествия (и пиратов) описано достаточно хорошо.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 20:20) *
Да, два раза в сутки, в соответствии с движением Луны. В любой книге про морские путешествия (и пиратов) описано достаточно хорошо.


Знаю, что с Луной связано, только не знаю, когда отлив, а когда прилив smile.gif Пойду спрошу гугль smile.gif
Граф
Тоже погуглил. Например, для Гаити (Карибский бассейн):
Приливы и отливы в городе Port-au-prince сегодня
График приливов и отливов показывает, что первый отлив начнется в 2:58 am, а следующий отлив - в 3:43 pm. первый прилив начнется в 10:43 am, а следующий прилив - в 10:47 pm.

Отилив начинается в 3 часа утра, затем прилив в 10.43, потом - дневной отлив в 15.43 и вечерний прилив в 22.47.
Сергей Матвеев
А я нашел интересную информацию, что в любом случае прилив (отлив) начнётся с этого момента не позже, чем через двенадцать с половиной часов! Причём в течении этих двенадцати часов вода будет либо постепенно прибывать, либо постепенно убывать. Наверняка опытный моряк, даже попав в незнакомую бухту, по каким-нибудь отметинам на скалах или на берегу поймёт, какая сейчас фаза.


-------
Приливом и отливом называется такое периодическое колебание уровня океана или моря, которое происходит от притяжения Луны и Солнца. Явление заключается в следующем: уровень воды постепенно поднимается, что называется приливом, достигает наивысшего положения, называемого полной водой. После того уровень начинает понижаться, что называется отливом, и через 6 час. 12,5 мин. (приблизительно) достигает наиболее низкого положения, называемого малой водой. Затем уровень снова начинает повышаться, и еще через 6 час. 12,5 мин. (приблизительно) наступает опять полная вода.

Таким образом, период явления равен 12 час. 25 мин. (приблизительно), и каждые 24—25 час. бывает два прилива и два отлива, две полные воды и две малые.

Расстояние от вертикали между уровнями последовательных полной и малой вод есть амплитуда прилива.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 20:55) *
Отилив начинается в 3 часа утра, затем прилив в 10.43, потом - дневной отлив в 15.43 и вечерний прилив в 22.47.


Прекрасно, тогда мои герои как раз к дневному отливу поспеют!
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.2.2014, 19:52) *
Так всегда делали пираты, когда надо было спрятать груз на маленьком, необитаемом острове. Там же причалов нет... Скидывали на берег во время отлива и тащили. А заодно и днище корабля чистили. Шхуна - небольшой корабль, вполне можно проделать этот фокус. А лошадей и прочую живность спускали с помощью канатов - перекидывали через рею, завязывали вокруг животного, приподнимали, сдвигали и травили потихоньку вниз. Довольно просто, требовалось всего три-четыре человека. Таким же образом можно спускать хрупкие грузы и мешки с рисом и зерном - чтобы не рассыпались. Их клали на доски (платформу), на канатах приподнимали, а потом опускали вниз. Бочки же просто скатывали по сходням.


Не завалится корабль на борт во время отлива? Когда килем сядет на грунт? Как этого избежать?
Граф
Цитата(Сергей Матвеев @ 18.2.2014, 1:36) *
Не завалится корабль на борт во время отлива? Когда килем сядет на грунт? Как этого избежать?

Корабль, как правило, имеет низкий центр тяжести - в трюме находятся самые тяжелые грузы и бочки с водой. Но если даже чуть наклонится - не беда. На воде легко выпрямится - как Ванька-встанька. Даже, может, его выгодно чуть наклонить, чтобы легче стаскивать грузы. А затем поместить часть такелажа на другой борт, и он выравнивается на воде сам.
Шхуна имеет хорошую остойчивость, ей такие наклоны не страшны. Может даже лечь на борт, а потом снова встать.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 18.2.2014, 1:49) *
Корабль, как правило, имеет низкий центр тяжести - в трюме находятся самые тяжелые грузы и бочки с водой. Но если даже чуть наклонится - не беда. На воде он легко выпрямится. Даже, может, его выгоднее чуть наклонить, чтобы легче стаскивать грузы. А затем поместить часть таклажа на другой бортик, и он выравнивается на воде сам.
Шшуна имеет хорошую остойчивость, ей такие наклоны не страшны. Может даже лечь на борт, а потом снова встать.


Спасибо, Граф! smile.gif Зрелищная получается сцена!
moiser
Цитата(Сергей Матвеев @ 16.2.2014, 16:14) *
У меня энциклопедия на столе лежит. КлиППер.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/...%9F%D0%95%D0%A0
http://enc-dic.com/fwords/Klipper-17052.html

коллеги, не о том думаете. Лучше бы с ответами на вопросы помогли.

Да правы они вроде:
клипер м. Быстроходное парусное или парусно-паровое трех-четырехмачтовое судно. ЕФремова.
moiser
Цитата(Сергей Матвеев @ 16.2.2014, 17:39) *
Животные на палубе в загоне (по совету Графа). А вот насчет дорог - вы правы. Местность там равнинная, но дорог нет. Не знаю даже. представлялось, что пройдут телеги, это ведь не джунгли. По крайней мере, выгрузить-то все равно можно, а потом они решат, как дальше с грузом быть.

Вместо телеги можно использовать нечто вроде дровен.
Опять же ЕФремова. дровни мн. Крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена и т.п.
Сергей Матвеев
Друзья, новый вопрос на тему "море". Какова идеальная конфигурация береговой полосы для создания военного порта? А для торгового?

-- Может ли это быть бухта? (не мешают приливы/отливы?)
-- Глубина?
-- Что ещё нужно учесть?
Граф
Для торгового флота лучше широкая и свободная бухта (как в Одессе), для военного - глубокая, но с узкими, извилистыми проходами, которые легко защищать с берега (батареи) - как в Севастополе.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.3.2014, 17:45) *
Для торгового флота лучше широкая и свободная бухта (как в Одессе), для военного - глубокая, но с узкими, извилистыми проходами, которые легко защищать с берега (батареи) - как в Севастополе.


Отлично! Спасибо, Игорь! Это уже направит мои мысли в нужную сторону. Изучу карты этих мест!
Граф
Опять же - смотря какое время. Если спокойное - то бухта лучше большая и свободная, чтобы легко швартоваться и заниматься погрузочно-разгрузочными работами, если военное (или есть угроза нападения пиратов) - то закрытая, с узким проходом. Например, большинство торговых бухт до начала 19 века были именно такими - чтобы поставить у входа крепость (батарею) и перекрыть вход в случае опасности.
al1618
Желательно в устье реки - а то проблемы с водой будут.
Крепость можно ставить например на острове разделяющем русло.
Еще важна высота прилива/отлива о чем обычно забывают и как он направлен - возникает ли эффект "запирания" реки приливными волнами или наоборот падение воды от отлива компенсируется дебетом реки.
Хорошей естественной преградой(надежнее крепостей и фортов) могут служить мели или рифы на входе в бухту.
Сергей Матвеев
Цитата(Граф @ 16.3.2014, 20:48) *
Опять же - смотря какое время. Если спокойное - то бухта лучше большая и свободная, чтобы легко швартоваться и заниматься погрузочно-разгрузочными работами, если военное (или есть угроза нападения пиратов) - то закрытая, с узким проходом. Например, большинство торговых бухт до начала 19 века были именно такими - чтобы поставить у входа крепость (батарею) и перекрыть вход в случае опасности.


Время неспокойное. Врагов и пиратов достаточно, поэтому строить надо, соблюдая все меры предосторожности и продумывая многоступенчатую оборону от превосходящего по силам противника.
Сергей Матвеев
Цитата(al1618 @ 16.3.2014, 21:08) *
Хорошей естественной преградой(надежнее крепостей и фортов) могут служить мели или рифы на входе в бухту.


Отличная идея!
Сергей Матвеев
Цитата(al1618 @ 16.3.2014, 21:08) *
Еще важна высота прилива/отлива о чем обычно забывают и как он направлен - возникает ли эффект "запирания" реки приливными волнами или наоборот падение воды от отлива компенсируется дебетом реки.


Вот это меня и смущает. Имеется уютная бухта, но не очень глубокая, отлив обнажает её на треть примерно. Кроме этого имеется ещё неизведанная береговая линия, теоретически там можно найти ещё всё, что угодно. Включая новые бухты (какие ещё бывают варианты на берегах океана?) Требуется заложить несколько портов и верфей, чтобы в сжатые сроки построить военный и торговый флот.
Сергей Матвеев
Коллеги, как правильно написать?


— Так держать, — негромко инструктировал он матроса, державшему крепкие ручищи на рукоятях штурвала. — Пять градусов лево руля.


Наверное, всё же не пять градусов, а как-то иначе это называется?
И ещё один отрывок, написал его "на коленке", чувствую, что очень много ошибок в терминах и, возможно, даже в сути:


— Канониры, пушки по правому боту к атаке товь! Шевелись!
Несколько матросов забегали и засуетились, хотя, это наверное, только мне так показалось. Наверняка Грушко уже успел подобные действия на учениях довести до автоматизма. Со скрипом приоткрылись в борту несколько окошечек — матросы подвязывали тросы, на которых они держались, к креплениям в потолке. Несколько маленьких до смешного пушечек, лежащих в крупных деревянных подставках на колёсах, подкатили вплотную к окошкам. Шустро заложив в жерла пушек порох, а поверх него ещё какой-то материал, матросы специальными палками хорошенько всё утрамбовали. Затем достали из крупных орудийных сундуков несколько ядер, закатили их в жерла и остановились, глядя на вице-адмирала.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.