Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Интерес и Логика
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Страницы: 1, 2
al1618
Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 9:57) *
Лукьяненко в одном интервью об этом говорил - что с соавтором можно работать только по плану.

Вот тут не соглашусь. В смысле с "только".
Пару раз писал на "контрах" т.е. как игру - определили начальные силы, карту а там потом каждый делает свой ход своими персонажами. Вышло на мой взгляд весьма интересно. Впрочем начальные договоренности это тоже "план".

Второй раз писали втроем, там точно плана не было, зато очень удачно подобрались характеры соавторов smile.gif
мы совершенно спокойно правили куски друг друга и вообще вышло на удивление и без всякого плана.
Дон Алькон
Цитата(al1618 @ 20.5.2015, 10:39) *
Второй раз писали втроем, там точно плана не было, зато очень удачно подобрались характеры соавторов smile.gif
мы совершенно спокойно правили куски друг друга и вообще вышло на удивление и без всякого плана.


судя по всему у вас рассказ был

это другое

Если текст большой. то оптимально разбить его на части и каждому соавтору писать свой кусок, а соавтору вычитываеть его.
Сампо
Цитата(al1618 @ 19.5.2015, 18:36) *
Не релевантный пример - Олди (2 шт), а это уже коллектив в котором без плана, распределения ролей в написании и/или персонажей и прочей "режиссерской" работы ну никак.
Соавторство оно такое... Дисциплинирует.

Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 8:57) *
да, согласен. У них это вынужденное. Чтобы делать работу нужен план, разбивка на главы - и договоренность кто какую главу пишет.
Лукьяненко в одном интервью об этом говорил - что с соавтором можно работать только по плану. И ещё - что если работаешь один, то лучше не увлекаться планированием - иначе писать скучно будет.

Не соглашусь, что Олди не релевантны.
1) Олди работают почти как один человек. Ценности и характеры у них похожи. Работаю в соавторстве больше 20 лет.
2) Живут в соседних квартирах. Пишут каждый у себя, но каждый вечер обсуждают сделанное.
3) В своих публицистических работах, описывающих методику, они сообщают об универсальных принципах работы над художественном произведении и специфике работы в соавторстве. К универсальным они относят именно цепочку: идея-тема-персонажи+сюжет. Такой алгоритм не специфика соавторства, а следствие режиссерского опыта и театрального образования. Они смотрят на роман, как пьесу в которой на определенные роли отбираются персонажи.

Вот соавторство Дюма и Маке действительно определяло алгоритм работы. Работали в разных местах, обменивались материалами с помощью писем. Ритм жизни был разный. Дюма, помимо совместной работы, еще писал что-то самостоятельно или работал еще с кем-то в соавторстве. Поэтому они на начальном этапе писали предварительный план.
Дон Алькон
Цитата(Сампо @ 20.5.2015, 11:24) *
Не соглашусь, что Олди не релевантны.
3) В своих публицистических работах, описывающих методику, они сообщают об универсальных принципах работы над художественном произведении и специфике работы в соавторстве. К универсальным они относят именно цепочку: идея-тема-персонажи+сюжет. Такой алгоритм не специфика соавторства, а следствие режиссерского опыта и театрального образования. Они смотрят на роман, как пьесу в которой на определенные роли отбираются персонажи.


давайте разделим универсальные принципы работы и специфику работы в соавторстве.

Цитата
К универсальным они относят именно цепочку: идея-тема-персонажи+сюжет.


Начать можно и без идеи и темы, а найти всё это в процессе - так что уже не универсально.

Второе у них существует в силу того, что они вмести пишут. И долго. Но к универсальности это отношения не имеет, скорее тут дело в эффективности. Чтоюы 1+1 было равно хотя бы полутора по трудозатратам.
silverrat
Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 8:57) *
Да и множество детективщиков - и именитых, за исключением может Сименона, котый всё-таки как-то сталкивался как профессиональный журналюга с криминалом и зна л как полиция работает, большинство детективщиков в этом плавают.

И Маринина. Она подполковник милиции, а муж у нее - полковник милиции. Правда, сейчас она пишет не детективы, а черти что.

Но детективы вообще трудно писать. Если писать как реальное расследование, большинству будет скучно это читать. Потому что реальное расследование - это огромное количество рутиных действий - опросы свидетелей, поиски по базам данных, информаторы, анализ улик. Мы же привыкли к детективам Агаты Кристи, где убийство происходит в узком кругу, и подозреваемых там пара штук.

Цитата
Сюжеты стоить умеют, но характеры слизывают с ближайшего окружения, поэтому плоховато получается. И однотипно.

В детективах главное не характеры, а сам процесс расследования. Люди никак этого понять не могут. Привыкли к Холмсу, который наркоман и играет на скрипке или к Ниро Вульфу, который выращивал орхидеи. А для реального расследования совершенно не имеет значения личность следователя. Главное сам процесс.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(silverrat @ 20.5.2015, 14:07) *
Главное сам процесс.

Без харизматичного персонажа таки неинтересно.
al1618
Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 12:06) *
Цитата
Цитата(al1618 @ 20.5.2015, 10:39)
Второй раз писали втроем, там точно плана не было, зато очень удачно подобрались характеры соавторов
мы совершенно спокойно правили куски друг друга и вообще вышло на удивление и без всякого плана.


судя по всему у вас рассказ был


Нет вполне себе большая форма, даже очень большая laugh.gif - 25 ал.
Сампо
Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 8:57) *
Э, снова вопрос - про какую литерату мы говорим?
Она разная, если про жанровую - то оно может и так.
Вы видите вокруг себя благородных героев? Благородный герой такой штамп характера жанровой литературы, который обсуждать-то неудобно.
Так пляшут обычно те авторы, чей жизненный опыт мал, а круг общения ограничен. Это все профессиональные литераторы. Это почти все фантасты.
К примеру, по тем же Олдям. Круг общения Громова и Ладыжеского ограничен, нельзя сказать, что жизни они не знают, но поскольку круг общения сильно ограничен, а из интернета и от ”советников” узнать характеры сложнее, чем просто пообщаться с человеком, то с характерами у них туго, поэтому им приходится штамповать их под идеи.
Да и множество детективщиков - и именитых, за исключением может Сименона, котый всё-таки как-то сталкивался как профессиональный журналюга с криминалом и зна л как полиция работает, большинство детективщиков в этом плавают. Сюжеты стоить умеют, но характеры слизывают с ближайшего окружения, поэтому плоховато получается. И однотипно.
Нет, те авторы, которые пляшут от характера - другие. Да и книги у них иные.
Как самый яркий вариант - автор выводит характер с себя, причём открыто и явно.
Таких книг, причем книг хороших много, и авторы выводили в них себя - ну и то, что они видели. Всё что им было нужно - взять и обработать материал. Примеры - Ярослав Гашег "Швейк", Джозеф Хэллер "Уловка 22"
Бывает промежуточный вариант. Моэм - у него даже приятель был, который легко сходился с людьми, с ним они ходили по барам и искали типажи. Или Набоков.
Вот это литература от характера. Тут не нужно стоить сюжет, нужен просто опыт.
да, согласен. У них это вынужденное. Чтобы делать работу нужен план, разбивка на главы - и договоренность кто какую главу пишет.
Лукьяненко в одном интервью об этом говорил - что с соавтором можно работать только по плану. И ещё - что если работаешь один, то лучше не увлекаться планированием - иначе писать скучно будет.

Я говорю по жанровую литературу- про фантастику laugh.gif
Если мы говорим про "современную прозу", то там могут быть вообще любые правила.
Благородный герой - жанровый стандарт приключенческой литературы. То что мы видим вокруг себя, не имеет отношения к приключенческой литературе.
Жизненный опыт Олдей ни причем. В жанровой литературе происходит не драма характеров/характера, в жанровой литературе - главное сюжет. Если характер выходит за рамки определенных стандартов, то разрушается жанровая конвенция. А читателю это не нужно.
Тем более у Олдей и общения и опыта полно, они в отличие от многих писателей не затворники. Занимались театральной студией, ведут клуб-карате, авторские семинары, ездят на конвенты, общаются в интернете.
Отмечу, романы в котором доминируют персонажи, а не сюжет-, лично меня, раздражают. Особенно страдал этим Диккенс, у которого сюжет простенький, но огромное количество "глубоких" перснажей, не имеющих никакого отношения к истории.
Сампо
Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 12:01) *
давайте разделим универсальные принципы работы и специфику работы в соавторстве.

Именно об этом я и написал.
Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 12:01) *
Начать можно и без идеи и темы, а найти всё это в процессе - так что уже не универсально.

Как можно начать без идеи и темы, не представляю??? blink.gif
О чем книга? Ни о чем?
Кого выбрать главным персонажем, чтобы он лучше отразил идею?
Я не отрицаю этот метод, но считаю этот принцип приводит к большим лишним трудозатратам.
Сначала написать книгу, потом прочитать ее, найти в ней идею и тему, после этого книгу полностью переписать. Так Кинг работает.
Рецензия на книгу Стивена Кинга "Как писать книги. Мемуары о ремесле"
Сампо
Цитата(silverrat @ 20.5.2015, 12:07) *
В детективах главное не характеры, а сам процесс расследования. Люди никак этого понять не могут. Привыкли к Холмсу, который наркоман и играет на скрипке или к Ниро Вульфу, который выращивал орхидеи. А для реального расследования совершенно не имеет значения личность следователя. Главное сам процесс.

Сейчас жанровая конвенция трансформировалась. Сейчас у детектива обязательная должна быть большая внутренняя проблема (алкоголик, наркоман, разведен и т.д.).
silverrat
Цитата(Сампо @ 20.5.2015, 12:34) *
Сейчас жанровая конвенция трансформировалась. Сейчас у детектива обязательная должна быть большая внутренняя проблема (алкоголик, наркоман, разведен и т.д.).

Я знаю. Я читала Несбе про алколика-следователя "Нетопырь". Это было смешно читать. Розовые сопли, предсказуемый сюжет. Наверно, я слишком старомодна. В детективе ценю детектив. В фантастике - реалистичный прогноз. Так что бы я видела - это реально. Мне совершенно не хочется читать о наркоманах или алкашах. Ну не хочется. Ну зачем про них читать?
Вот недавно увидела рекламу нового романа "Холод". О мерзавце-режиссере, которые полетел в Якутию. Первые главы описаны как он просыпается с похмелья, блюет, пытается привести себя в чувство. Противно. Люди наелись хорошего и их потянуло на дерьмо? У человека должны быть слабости, но он в первую очередь должен быть человеком, который мне может быть интересен.

В последнее время я вообще не могу ничего писать. И читать, кроме Бунина и различных мемуаров и справочников. Все остальное мне кажется не живым.
Кстати, Олди мне читать скучно. Какое-то монстрообразное наслоение невероятного количества выдуманных деталей, которые никогда не станут реальностью. Это невозможно проверить на логичность, потому что все выдумано от начала до конца. Выдумка - не фантастика. И даже не сказка.
Дон Алькон
Сампо
Цитата
Жизненный опыт Олдей ни причем.


необязательно они - любой профессиональный литератор, если он гонит по паре книг в год - у всех у них напряженка со всем остальным.

Цитата
Как можно начать без идеи и темы, не представляю??? blink.gif
О чем книга? Ни о чем?


ну на начальном этапе скажем так - автор не может чётко это выразить. А в процессе написания, все тараканы жизненные проблемы, которые волнуют автора вылезают и тема отлично так формируется

Цитата
Кого выбрать главным персонажем, чтобы он лучше отразил идею?


ну для таких авторов это не проблема, они могут начать уже с готового характера.

К примеру, Кинг - схватит что-то одно и постепенно раскручивает историю. Посмотрите из чего получилась "Кэрри".
У него в школе была девочка над котоой все издевались, вот и вся основа этой истории. Девочка уже есть - вот вам характер, и сразу начальная ситуация, в которой она оказалась. А остальное - раскрутилось во время написания.

То, что идея выразилась после начала - так это неосознанно.

Есть ведь сознание, и есть подсознание. Явное и осознанное, и скрытое и неосознанное.

Цитата
Я не отрицаю этот метод, но считаю этот принцип приводит к большим лишним трудозатратам.


кто ж спорит. Но у всего есть цена - и тут она в предсказуемости и шаблонности.

Хотя, Волков, утверждает, что он борется с первым на уровне плана - подбирая нестандартные варианты. Но его книг не читал, сказать насколько там следы плана видны, и можно преугадать ходы персонажей - тут ничего сказать не могу.


Цитата
Сначала написать книгу, потом прочитать ее, найти в ней идею и тему, после этого книгу полностью переписать. Так Кинг работает.


Скорее он не переписывает полностью, а редактирует её

Т.е. сокращает слабые места, ужимает на 10%, одновременно улучшая те места, котоые после прочтения ему показались интересными - выпячивает то, что удачного.

Вы сами в рецензии на его книгу это процитировали:

Цитата
"Смысл, или один из смыслов, работы над вторым-вариантом – сделать это «что-то» более ясным. Могут потребоваться большие изменения или пересмотры. Выгода для вас и вашего читателя – в большей ясности и большей цельности вещи Это никогда не подводит".


Рецензия у вас хорошая, а основные черты его творческого метода показаны верны,

silverrat
Цитата
Кстати, Олди мне читать скучно. Какое-то монстрообразное наслоение невероятного количества выдуманных деталей, которые никогда не станут реальностью. Это невозможно проверить на логичность, потому что все выдумано от начала до конца. Выдумка - не фантастика. И даже не сказка.


Я тоже большу часть у них читать не могу. Но кое-что прочёл и понравилось. У них разные книги. Ранние тексты отличаются от текстов тепершних. И какие-то удачней, какие-то менее
silverrat
Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 14:16) *
К примеру, Кинг - схватит что-то одно и постепенно раскручивает историю. Посмотрите из чего получилась "Кэрри".
У него в школе была девочка над котоой все издевались, вот и вся основа этой истории. Девочка уже есть - вот вам характер, и сразу начальная ситуация, в которой она оказалась. А остальное - раскрутилось во время написания.

Ну чего вы сразу Кэрри - это же дебютный роман Кинга. dry.gif Он не совершенный. Вот "Зеленая миля" - это да.

Цитата
Скорее он не переписывает полностью, а редактирует её

Очень сомневаюсь, что Кинг переписывает сейчас свои романы. Гонит просто листаж.

Цитата
Я тоже большу часть у них читать не могу. Но кое-что прочёл и понравилось. У них разные книги. Ранние тексты отличаются от текстов тепершних. И какие-то удачней, какие-то менее

У Олди невероятно профессиональный, отточенный стиль, как у людей, которые могут во сне что-то печатать на клаве и все равно будет складно, да ладно. Я даже знаю парочку сетевых авторов, у которых такой же отточенный стиль. Но ощущение, что за этим ничего нет. Ни души, ни жизни. Я не знаю, как это объяснить. Ощущение, что смотрю телесериал в неких космических декорациях.
Сампо
Цитата(silverrat @ 20.5.2015, 12:47) *
Я знаю. Я читала Несбе про алколика-следователя "Нетопырь". Это было смешно читать. Розовые сопли, предсказуемый сюжет. Наверно, я слишком старомодна. В детективе ценю детектив. В фантастике - реалистичный прогноз. Так что бы я видела - это реально. Мне совершенно не хочется читать о наркоманах или алкашах. Ну не хочется. Ну зачем про них читать?

Несбе не читал, но он считается одним лучших детективщиков.
Дело в том, что классические детективы -логические загадки потеряли свою популярность в 1950- годах. Время и читатели поменялись.
А современные детективы связаны с мейнстримом, "современной прозой", в которой герои неприкаянный несчастные люди.

Дон Алькон
Цитата(silverrat @ 20.5.2015, 14:30) *
У Олди невероятно профессиональный, отточенный стиль, как у людей, которые могут во сне что-то печатать на клаве и все равно будет складно, да ладно. Я даже знаю парочку сетевых авторов, у которых такой же отточенный стиль. Но ощущение, что за этим ничего нет. Ни души, ни жизни. Я не знаю, как это объяснить. Ощущение, что смотрю телесериал в неких космических декорациях.


Если взять тех же Стругачей - они сильнее писали, потому как всё ж ближе к народу были.

Но для аудитории 16+ я думаю такая фантастика вполне интересна. Приключения. Космос, к примеру. Какая вы избалованная, silverrat wink.gif Тому, кто Гарри Гаррисона любит, тому и Олди подойдут.
silverrat
Цитата(Сампо @ 20.5.2015, 14:41) *
Несбе не читал, но он считается одним лучших детективщиков.
Дело в том, что классические детективы -логические загадки потеряли свою популярность в 1950- годах. Время и читатели поменялись.
А современные детективы связаны с мейнстримом, "современной прозой", в которой герои неприкаянный несчастные люди.

Я вообще выпала из этого мейнстрима куда-то в черную дыру, и сижу в том месте, где все по-старому. Поэтому мои вещи все называют старомодными. Потому что я не знаю, что пишут сейчас. А когда пытаюсь читать то, что пишут, быстро теряю интерес.
Неприкаянные несчастные люди - это в русскую литературу. Вот там их переизбыток. Они мне еще в школе надоели. Сонечки Мармеладовы, графы Мышкины и Акакии Акакиевичи. dry.gif

Цитата(Дон Алькон @ 20.5.2015, 14:50) *
Если взять тех же Стругачей - они сильнее писали, потому как всё ж ближе к народу были.

Но для аудитории 16+ я думаю такая фантастика вполне интересна. Приключения. Космос, к примеру. Какая вы избалованная, silverrat wink.gif Тому, кто Гарри Гаррисона любит, тому и Олди подойдут.

Я вообще не понимаю, откуда у людей время все это читать. У меня лежат горы непрочитанных действительно серьезных книг, до которых никак руки не доходят. А тут беллетристика, чтобы заполнить пустую голову.
Дон Алькон
Цитата(silverrat @ 20.5.2015, 14:51) *
Я вообще не понимаю, откуда у людей время все это читать. У меня лежат горы непрочитанных действительно серьезных книг, до которых никак руки не доходят. А тут беллетристика, чтобы заполнить пустую голову.


всё ж лучше, чем витрины бить. Ну или ящик смотреть wink.gif

Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.