Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Я написал фантастический рассказ... как опубликоваться?
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Страницы: 1, 2
Саша Тэмлейн
Данное эссе посвящено особенностям публикации произведений, написанных в жанрах фантастики, фентези, мистики, хоррора, нереальной прозы. Данное эссе не имеет ничего общего с самоучителями писательского мастерства.
В жизни каждого автора, работающего в жанре фантастики (в широком понимании этого термина), наступает момент, когда он, отбросив сомнения, решает представить своё творение на суд общественности. Большинство авторов убеждены, что публикация произведения прямиком зависит от увлекательности и качества текста. Однако, так ли это состоит в действительности? Какие подводные камни можно повстречать на этом пути? Что может помешать Вам увидеть лелеемое детище в книге или журнале? Об это мы и поговорим в нашем эссе.
Зачастую встречается следующая ситуация: автор написал гениальный, с его точки зрения, рассказ – и призадумался, где же его опубликовать. Конечно, в первую очередь нас манят «Эльбрусы» современного книжного рынка – издательства, имеющие поистине колоссальную аудиторию – «Эксмо», «Армада», «АСТ». Однако, примут ли они наши произведения? Нередко складывается и другая ситуация: изучив список имеющихся журналов, автор рассылает написанную им нетленку… и получает отказы. Отказы – ещё в лучшем случае! Гораздо чаще из издательств ответы не приходят и вовсе…
Так стоит ли опускать руки? Или добиваться личной встречи с редактором? Или забрасывать редакцию гневными письмами? Что делать, чтобы не растеряться в мире Литературы, какой вектор движения выбрать – об этом и пойдёт речь ниже.
Возможно, данное эссе не пригодится талантливым авторам, у которых крупнейшие издательства жадно и охотно выхватят рукопись бестселлера. Тем, кому посчастливилось с первого же письма «попасть в тираж». Но для всех остальных оно, безусловно, будет полезно.
Всё, что изложено ниже, представляет субъективную точку зрения одного автора. Оно составлено на основании предпринятых попыток публикации в течение 2011-2012 гг. Без всяких экивоков я расскажу Вам о существующем положении дел. Следует также подчеркнуть, что данное эссе представляет собой непосредственное руководство к действию: с перечнем журналов и издательств. Оно предназначено для тех, кто собирается публиковаться здесь и сейчас.
Автор прочитал немало «Советов начинающим…», общался с публикующимися авторами и редакторами издательств. Возможно, некоторые советы покажутся голословными, но основаны они на личном опыте. Кое-чего автору удалось добиться, но многого – нет. Успехи его определяются везением, а неудачи – небрежным отношением.
Автор надеется, что данное эссе поможет Вам избежать тернистого пути ошибок.

Часть 1. Подготовка к публикации.

Следует повториться – данное эссе написано для тех, кто чувствует в себе силы и желание публиковаться. Кто готов работать над читабельностью и стилем, штурмовать адреса издательств, обрывать телефоны и переписывать готовую вещь тринадцать раз. Если Вы – не относитесь к числу этих трудяг от литературы, не стоит утруждать себя чтением данного пособия.
Эссе не предназначено также для начинающих писателей – настолько начинающих, что основные усилия им следует приложить к оттачиванию писательского мастерства – прежде чем сместить акцент в сторону публикаций.
Если же у Вас есть на руках несколько рассказов, в литературной ценности которых Вы уверены – что ж, это эссе для Вас.

1.1. Для того, чтобы обращаться в издательства, будь то крупные магнаты наподобие «Эксмо», или же небольшие региональные издания, предпочтительно иметь на руках несколько рассказов. Почему? Об этом в подробностях рассказывает в своей серии статей Сергей Чекмаев.
Начинающему автору не так то просто попасть в «формат издательства». Что такое этот самый формат? Это предпочтения редакции. Скажем, одни издательства предпочитают серьёзную прозу, насыщенную философскими пассажами, а другие – лёгкие юмористические рассказы, невзирая на то, что оба работают в жанре фантастики. Определить «формат» издательства или журнала по Интернет-сайту (если он имеется) нередко сложно или даже невозможно. Намного проще приобрести или скачать несколько выпусков журнала – и посмотреть, что же они там печатают.
В силу вышеизложенного, имеет смысл отсылать несколько произведений – от трёх до пяти, написанных в различных поджанрах. Мистическую повесть о любви; кровавый постапокалипсис; ироническую историю о зомби-поваре и научно-фантастический экшен о покорении Плутона. Не исключено, что что-либо одно и придётся ко столу. И даже если Вам откажут – о Вас сложится мнение как о разностороннем авторе.
Желательно, чтобы оправленные произведения имели различный размер – от нескольких (1-2-х) страниц до 40-50 000 знаков с пробелами. Знаки в произведении легко подсчитать в Microsoft Word (Сервис – Статистика). С чем это связано? Если речь идёт о гонорарном издании, от объёма произведения прямиком зависит и Ваше вознаграждение. За рассказ размером в две страницы Вы не получите больших денег; другое дело – повесть в десять листов.
С другой стороны, произведения небольшого объёма имеют следующее преимущество. При вёрстке может оказаться, что в журнале есть несколько свободных страниц – и редактор с удовольствием включит туда ваше произведение. И пусть даже они не принесут Вам значимых дивидендов, но – если эта публикация состоится в крупном издательстве или журналах «Если», «Полдень ХХI век», поверьте, вы о ней не пожалеете. Почему – речь пойдёт ниже.
Иными словами, перед тем как пробовать свои силы в публикации, необходимо иметь на руках не один или два рассказа, но хотя бы пять, а лучше – десять или пятнадцать. И предпочтительно – разного объёма и написанные в различных жанрах.

1.2. Допустим, требуемый «пул» произведений у Вас есть. Вот и страшные истории об одухотворённых мухоморах, и повесть о Волшебном Танке, и романтическая мелодрама об Утерянной Гусенице. Так что же – пора открывать электронную почту?
Нет. Погодите.
Всё дело в том, что большинство произведений Вы сможете показать редактору один лишь раз. Письма со слёзными мольбами рассмотреть произведение ещё раз, «поелику я вот тут две запятых исправил и болотную мымру переименовал», в большинстве случаев не рассматриваются.
Поэтому, прежде чем отсылать Ваш рассказ издателю, даже если вы убеждены в его головокружительном успехе, всё-таки торопиться не стоит. Вы же не хотите, чтобы всемирное признание уплыло у Вас прямо из-под носа? А значит, следует повременить.
Так как же следует поступить автору шедевра, если рассказы написаны, а желание публиковаться не улетучилось?
Первое, что я настоятельно рекомендовал бы ему сделать – это прочитать следующие эссе: Нора Галь, «Слово живое и мёртвое»; Ален Гатри «Все вместе на прополку плеоназмов»; Юрий Никитин «Как стать писателем», Чак Паланик «Тринадцать советов начинающим писателям», Ольга Громыко «Нудные азы писательства». Почему я рекомендую именно эти эссе? По очень простой причине – все они небольшого объёма (за исключением статьи Норы Галь – но прочтите её хотя бы на треть!), и Вы с лёгкостью проштудируете их от начала и до конца; но – в то же время – они написаны простым, понятным языком и содержат множество полезной информации. Их легко найти в Интернете; немало ценных советов для писателя также можно найти на официальном сайте Михаила Кликина (раздел «Писателям») или в разделе «Электронные учебники» форума «Авторский стиль».
Если после них Вам захочется переписать все Ваши творения – я желаю Вам удачи; если же вы уже читали их и я лишь попусту трачу Ваше время – прошу меня извинить и перейти к следующему пункту.
Если автор никогда не регистрировался на писательских форумах, я настоятельно рекомендую ему это сделать.

1.3. На писательских форумах можно отточить своё мастерство – и узнать мнения людей, у которых нет причин Вам льстить. Безусловно, мнение бабушки (или внучки!) чрезвычайно важно начинающему литератору, однако небесполезно узнать реакцию на Ваше произведение людей, которые и в глаза-то Вас никогда не видели.
Впрочем, с публикацией текстов в Интернете возникает немалая дилемма.
Публиковать или не публиковать?
Существуют журналы, которые отказываются принимать тексты, ранее опубликованные в Интернете – в любом виде. Существуют и журналы, которым совершенно безразлично, висит ли ваше гениальное творение на форуме «Счастливых мам», или нет. И даже если Вы заблаговременно удалите тексты с форума перед тем, как отправите в редакцию – существуют программы, позволяющие обнаружить, что некогда Ваши тексты были опубликованы в Сети.
Если издательства обнаружат недобросовестность с Вашей стороны – это может стать серьёзным камнем преткновения.
Будьте честны с Вашим издателем!
В противном случае, вы рискуете потерять не только его. Если злоупотребление доверием редакторов с Вашей стороны повторится – о Вас может пойти дурная слава, которая фактически перекроет Вам возможность для публикации.

Поэтому тексты сразу следует разделить на две группы. Та, которые Вы будете выкладывать в открытом доступе – на форумах, на «Прозе.ру», «Самиздате», социальных сетях для писателей и тому подобных ресурсах – и те тексты, которые Вы не будете выкладывать в Интернете ни в каком случае. Тексты из последней группы допускается пересылать по электронной почте, либо через «личные сообщения» форумов. Но ни в коем разе не выкладывать на всеобщее обозрение!

Я не буду обсуждать тонкостей общения на литературных форумах и писательского ремесла. Как мы помним – мы здесь собрались исключительно с целью публикации наших нетленок. А потому планомерно движемся дальше.
Какую полезную информацию можно извлечь, размещая текст на писательском форуме?
1) Увидеть текст другими глазами. Текст, выложенный на электронном ресурсе, зачастую выглядит не так, как в Microsoft Word. Изменяется высота абзацев, длина размещённой на экране строки. Многие опечатки, несуразицы, нелепицы – сразу бросаются в глаза. Такого же эффекта можно достичь, просто изменив размер кегля в своём текстовом редакторе – например, с 14 на 12.
2) Получить отзывы от людей, ранее незнакомых ни с Вами, ни с Вашим текстом. Зачастую это очень полезно – а иногда и совершенно бесполезно. Человек, обожающий детские сказки, вряд ли сможет объективно комментировать рассказ в жанре сплаттерпанк, и об этом всегда следует помнить.
3) Читая и критикуя произведения других авторов на данном ресурсе, Вы можете завести друзей, которым впоследствии можно будет спихнуть Ваш текст на вычитку. Правда, существует и негативная сторона – они тоже могут спихнуть свой текст Вам.
4) Вы можете познакомиться с публикующимися писателями (в вашем или не вашем жанре), и в личной переписке узнать у них немало полезного – о нюансах и подводных камнях публикации. Часто именно опубликованные авторы обладают самой свежей информацией о том, каким образом изменяется книжный рынок. Нередко они могут поделиться действительно ценной информацией, которая может позволить Вам сделать решающий шаг. Однако, не навязывайтесь им слишком сильно – в конечном итоге, помните, что Вы – конкуренты!
5) на писательских формах зачастую можно получить множество полезной информации – о текущих конкурсах, работе издательств и авторскому праву – в соответствующих разделах.
6) И, наконец, самое полезное, что Вы можете получить – критику. Не следует забывать, что не все критики одинаково полезны; автор должен прислушиваться к их мнению, но и сам иметь голову на плечах. Нередки случаи, когда дотошное выполнение ВСЕХ пожеланий критика может привести к «выхолащиванию» текста, его «стерилизации». Гладкий и легко читаемый, он теряет «изюминку». Но и начисто отвергать мнения критиков также не стоит – нередко в них содержится зерно истины.
В 9 случаях из 10 можно руководствоваться правилом, предложенным Ольгой Громыко: если один критик указывает тебе на ошибку, с которой ты не согласен – пошли лесом его; если на эту ошибку тебе указывают два критика – сходи в лес сам.

Какие форумы подходят для апробации своих произведений?
Как ни странно, обнаружить их, воспользовавшись Интернет-поисковиком, не всегда просто. Я бы порекомендовал следующие: «Форум издательства Эксмо» (форум наиболее жёсткой критики из всех представленных); «Форум журнала «Авторский стиль»; «Форум Fantasy-book»; «Творческую лабораторию Воланда»; «Жёлтый дом графомана»; «Фантасты.ру (российский клуб авторов фантастики)».
Для того, чтобы узнать читательское мнение о произведении, допустимо их размещать на таких ресурсах как «Проза.ру», «Самиздат», в социальных сетях для писателей (например, «Мы пишем»), форум «Ladie's club», ресурсе «Фикбук (Книга Фанфиков)».

Если Вы хотите ДЕЙСТВИТЕЛЬНО опубликовать произведение, просите о настолько жёсткой критике, насколько это возможно. Пусть ваши рецензенты не жалеют нежного желтобрюхого автора, но напротив – безжалостно вскрывают все недостатки сюжета или стиля. Не спешите в праведном гневе писать критикам суровую отповедь – лучше, под скрежет зубовный, отложите сие неблагодарное дело на денёк-другой. Даже если замечания критика кажутся Вам полной нелепицей – попробуйте исправить текст согласно его пожеланиям, а завтра, на свежую голову, сравнить два варианта текста. Не исключено, что вас посетит волшебное вдохновение, и Вы сможете представить на суд новый, третий вариант текста, объединяющий сильные стороны первых неудачных вариантов – как правленого, так и первоначального.

В том, что касается текстов из второй группы (не предназначенных для публикации в Интернете) – то попросите своих знакомых из писательских форумов жёстко раскритиковать их по электронной почте или личным сообщениям.

Итак, критика услышана, тексты переработаны, улучшены, исправлены?
Пора в печать?
Нет, не спешите.
Вас ждёт бета-ридинг.

1.4. Бета-ридинг – это не совсем критика. Это поиск в тексте мелких помарок, который осуществляется на завершающей стадии. Обнаружение и исправление опечаток, добавление пропущенных пробелов, и окончательная шлифовка стиля. Текст должен быть отправлен редактору идеально вычитанным – опечатки, «слипшиеся» слова, «оборвавшиеся» фразы и другие недочёты могут заранее настроить редактора против Вашей работы.
Сделать бета-ридинг своего собственного текста – задача почти непосильная. Автор устаёт, глаз «замыливается». Опечатки нахально ускользают даже при троекратном изучении. Один из вариантов поиска ошибок – отложить текст на недельку-другую. После чего Вы сможете увидеть текст "новыми глазами".
Ещё один вариант – отдать текст профессиональному бета-ридеру. Им может быть как Ваш случайный знакомый с форума «Гарри Поттера», порядочно понаторевший в вычитке чужих текстов, так и подлинный бета-ридер, порой даже берущий за работу деньги. Иными словами, он выполняет работу корректора.
Как бесплатно, так и платно получить бета-ридинг можно, к примеру, в группе «Бета-ридеры - помощники сочинителей. Вычитка для тех, кто хочет писать книги лучше самого себя» Вконтакте. Практикуется также «взаимный бета-ридинг» – когда два автора договариваются вычитать произведения друг друга.
Под подобной вычиткой в первую очередь подразумевается поиск опечаток, ошибок в фактах (к примеру, фраз наподобие «Великая отечественная война закончилась в 1234 году…» или «Плутон – это звезда»). По договорённости, бета-ридер может так же указывать на слова-паразиты, слабые, провисающие места, или неудачно построенные предложения.
Существует также такое понятие, как гамма-ридинг.
Бета-ридер (beta, beta-reader) - редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию.
Гамма-ридер (gamma, gamma-reader) - отвечает за смысловое содержание рассказа. Гамма вылавливает фактические ошибки, противоречия в сюжете. Может подготавливать предметную область произведения, например, исторические справки.
Впрочем, следует отметить, что в большинстве случаев бета-ридер совмещает обе эти функции. Немаловажно также и следующее – если Вы отдали текст гамма-ридеру, и Вам пришлось внести в него правки – переделать отдельные фрагменты – не забудьте снова отдать текст бета-ридеру для поиска опечаток. Поверьте, они множатся в геометрической прогрессии.
Что ж, текст мы написали, отредактировали и вычитали.
Вот теперь – наконец-то! – пришла пора работы с издателем.

Кому-то предыдущие стадии покажутся нудными или ненужными. Кто-то вполне способен отредактировать свой текст сам. Не стану спорить – это возможно. И всё же, на основании личного опыта – хочу сказать: увы, вычитать ошибки полностью - очень сложно. И потом бывает неимоверно стыдно перед редактором, когда понимаешь, что в первом же абзаце у тебя три опечатки. И невольно задаёшься вопросом – а не отказали ли тебе потому, что у тебя в синопсисе речь идёт о «лопохуости» вместо лопоухости? (…и поверьте, это вовсе не вымышленная история…)
Поверьте, чтобы в дальнейшем не терзаться подлобными сомнениями, вычитывайте текст сразу! Бета-ридеров можно находить на тематических сайтах, просить об одолжении знакомых – а порой они с лёгкостью находятся и сами – в надежде, что автор укажет их имя с благодарностью на титульном листе.
А автору разве жалко?

1.5. И последнее, что следует сделать автору - это отформатировать свой текст. Некоторые издательства принимают тексты только в определённом формате; в этом случае СТРОГО придерживайтесь требований издательства – если, конечно, вы не хотите, чтобы Ваше письмо оказалось в мусорной корзине.
Написано «заархивируйте файл WinRar» – архивируйте. Ах, вы пользуетесь обычно 7-zip, ибо он ужимает сильнее? Ничего, в мусорной корзине издателя места для всего хватит... У вас нет WinRar? Пробные или лайт-версии («урезанные версии») программ зачастую можно бесплатно скачать в Интернете. То, что в них «урезают», не помешает Вам заархивировать документ. В конце концов, можно отправить письмо с рабочего компьютера, где уж обязаны быть архиваторы (а если нет – потребовать тех. поддержку поставить!), из Интернет-кафе или через друга-компьютерщика. Не позволяйте собственной лени встать у Вас на пути.
Написано – 12 кеглем, а вы хотите выделить заглавие виньеточками или 18-тым кеглем? Мусорная корзина уже поджидает Вас. Вы выслали текст в Блокноте вместо Ворда? Честное слово, мне даже Вас жаль.
Традиционно, издательства не предъявляют особых требовании к оформлению текстов. Документ Microsoft Word, с полями: Верхнее – 2 см, Нижнее – 2 см, Левое – 3 см, Правое – 1,5 см («Файл» – «Параметры страницы»), с ориентацией «Книжная» (там же), с полуторным отступом, выставляемым на линейке сверху вручную, одинарным междустрочным интервалом («Формат» – «Абзац») и выравниванием «по ширине» (там же) – подойдёт большинству издательств.
Но, повторюсь – в случае ОСОБЫХ пожеланий издательства, следуйте им неукоснительно! Желают полуторный интервал шрифтом Arial Cyr 18-тым кеглем – пожалте, желают отступы – на здоровье.
Не сохраняйте текст в формате Word XP (docx). На некоторых компьютерах он может не прочитаться. В Microsoft Word XP есть функция сохранения текста в формате Word 2007. Вот ей и пользуйтесь.
Ни в коем разе не снабжайте текст рисунками, иллюстрациями, виньетками, рамочками, граффити, таблицами, схемами. Текст должен быть написан ОДНИМ кеглем и шрифтом (допускается наличие другого кегля – размера букв – в заглавии и эпиграфе, но шрифт везде должен быть одинаков). Некоторые шрифты в издательстве могут просто не прочитаться – и издателю придут квадратики. Поэтому пользуйтесь традиционными шрифтами – Times New Roman, Arial. Самые читабельные, приятные для глаза шрифты – Verdana, Times New Roman. Последний фактически универсален.
Допустимо выделение фрагментов текста курсивом или полужирным. Однако, не выделяйте курсивом слишком большой фрагмент текста – он будет плохо восприниматься.

ВАЖНО.
Каждый рассказ должен идти ОТДЕЛЬНЫМ файлом Microsoft Word.
Перед заглавием (названием произведения), обязательно напишите своё ФИО и контактную информацию: домашний и рабочий телефон, адрес, рабочий и-мейл. Подобная «шапка» должна предварять название КАЖДОГО рассказа.

Что ж, а теперь приступим к тому, чего мы так долго ждали.

Часть 2. Электронное письмо издателю.

2.1. Куда же направить своё творение начинающему гению?
Рассказы, в отличие от романов, с которыми всё более или менее просто, имеют специфику публикации. На ней мы сейчас и остановимся.
Потенциально рассказы могут быть приняты:
I. В книги:
1) крупные сборники фантастики ведущих издательств. Например, «Городская фантастика-2011», «Фентези-2010» и иже с ними. Подобные сборники выпускают издательства АСТ и Эксмо.
2) тематические сборники издательств – их выпускает издательство «Снежный ком», «Фантаверсум» и другие. Тематика сборника определяется заранее, информацию можно найти в Сети.
3) сборники, выпускаемые по итогам конкурсов (например, сборник «Наше дело правое», конкурс проводится на базе официального сайта Веры Камши).
В данном случае речь идёт о публикации 1-3 рассказов на сборник. Сборники, состоящие из рассказов одного автора, насколько мне известно, в настоящее время ни одним их издательств не выпускаются. Исключение может быть сделано для так называемых «топовых» авторов издательств – Сергея Лукьяненко, Ольги Громыко, Михаила Бабкина, но отнюдь не для начинающего автора. Впрочем, как показывает практика, есть шанс издать сборник рассказов, по полюбившемуся читателям миру, после успешной публикации трёх-четырёх романов на данную тематику (Ольга Громыко – «Белорские хроники», «Ведьмины байки»).
Тираж подобных сборников (всех трёх видов) довольно велик, гонорары могут быть существенными, и существует – как утверждает Сергей Чекмаев – даже вероятность получить литературную премию за проделанную работу.
Кому-то, возможно, кажется, что посылать рассказы в подобные издательства – бесперспективно – однако, хочу уверить Вас, это не так. У автора данной статьи «Эксмо» взяло в резерв три рассказа, хотя до этого его биография вовсе не блистала наградами и публикациями.
II. В фантастические журналы. Журналы, которые специализируются непосредственно на выпуске фантастики. Их можно разделить на гонорарные и безгонорарные.
Гонорарные – это в первую очередь «Если» и «Полдень ХХI век». Оба этих журнала пользуются большим уважением и обладают определённым «весом» в писательской среде. Если к Вашему «портфолио» будут приложены упоминания о публикации в подобных изданиях, внимание издателей к Вашим трудам заметно возрастёт. К гонорарным журналам также относятся журналы «Флорида», «Мир фантастики» и «Млечный путь».
Следует упомянуть, что «Если» принимает рукописи только в печатном виде (заказным письмом), публикуют так называемую «твёрдую научную фантастику»; а «Млечный путь» не принимает опубликованные ранее в Сети рассказы. «Полдень ХХI век» принимает опубликованные в Сети рассказы, журнал отдаёт предпочтение текстам, герои которых являются русскоговорящими (жители ex-СССР), а также запутанным, психологичным и драматическим сюжетам.
Существует также целый ряд безгонорарных журналов, в которых можно попытать счастья – их полный список можно найти на сайте Дэна Шорина. Не стоит отправлять ВСЕ свои произведения в безгонорарные журналы – наличие исключительно безгонорарных публикаций может послужить Вам антирекламой в дальнейшем; но иметь в списке публикаций некоторых процент подобных изданий – не вредно, а напротив, очень полезно.
Прилагая список публикаций (а организаторы проведения некоторых конкурсов или отдельные издательства его требуют) – Вы должны продемонстрировать некий перечень. Разумеется, публикация в «Эксмо» или «Полдне» куда весомее публикации, к примеру, в «Технике и молодёжи», но! Если Ваш список публикаций будет состоять из пяти-шести пунктов, куда войдут как гонорарные, так и безгонорарные издания, в последующем редакторы отнесутся к Вашим письмам более серьёзно.
III. Нефантастические журналы. Это глянцевые журналы, журналы о природе, технике, компьютерные и рекламные издания. Их достаточно много. Если внимательно изучить, какую именно периодику они публикуют, часто можно обнаружить лазейки, которые позволят Вам опубликовать романтичесую фантастику под видом “нереальной прозы” в дамском журнале или рассказ о сумасшедшем роботе в “Радостях виртуального маньяка”. В некоторые журналы можно “пробиться” и новичку; для публикации в других, необходимо УЖЕ иметь за плечами некоторый список публикаций. О том, как его получить, мы упомянём чуть ниже.
IV. Региональные журналы. Журналы Псковской области охотнее возьмут текст соплеменника, нежели уроженца Магадана. Это Ваше естественное преимущество, и никто не воспретит Вам им пользоваться. Разнообразные журналы и газеты, выпускаемые по месту жительства, местные небольшие издательства, могут как помочь Вам увеличить свой список публикаций, так и получить – что немаловажно! – гонорар.
V. Электронные издательства. Издательство «Аэлита» охотно берёт в публикации сборники рассказов; издательство «Фантаверсум» выпускает одновременно как небольшой тираж в печатном виде, так и электронную версию Вашей книги. Скачивание Ваших книг – платное; там образом, существует некоторая вероятность (довольно сомнительная в виду антиобщественной деятельности пиратов) – обогатиться. Насколько целесообразна публикация в Сети в коммерческом плане – на данный момент судить сложно.
Электронные журналы. Традиционно, скачивание электронных журналов и разнообразных альманахах – бесплатно. Этот вариант не позволит Вам заработать, а лишь увидеть Ваше произведение в красивом оформлении и добавить ещё один пункт к списку публикаций (хотя, безусловно, подобная публикация не будет обладать серьезным «весом»). К электронным журналам относятся «Авторский стиль», «Пересадочная станция», «Darker» и другие. Издательство «Снежный ком» частично перешло на электронную публикацию текстов. Некоторые социальные сети для писателей предлагают Вам самому создавать свою электронную книгу.
VI. Издание за Ваши деньги.
Подобного варианта я бы рекомендовал избегать, хотя известны и примеры успешного продвижения собственных проектов (к примеру, творчество В.Головачёва). Существует ряд издательств, предлагающих публикацию текстов на Ваши средства (или, как вариант, мизерного бесплатного тиража с последующей возможностью выкупить свои тексты).

Не стоит посылать произведение в одну редакцию, полгода ждать отказа, а затем отсылать в следующую. Отсылайте по 3-5 рассказов во все издательства, что подойдут Вам по формату. Пусть их будет даже 20, и это займёт у Вас целый рабочий день. Или два.

2.2. Предположим, что мы определились с кругом изданий, где хотели бы лицезреть своё творение. Каков должен быть наш следующий шаг?

1) В первую очередь – отредактировать тексты сообразно требованиям издательств. Даже если Вам придётся создать пять копий текста с различными вариантами форматирования – для каждого печатного издания отдельно. Согласитесь, глупо ведь потерять публикацию и приятный гонорар из-за того, что Ваше произведение написано шрифтом Garamond вместо Arial?
2) указать в теме письма – «рассказы, сотрудничество». Или, в некоторых случаях, издательства требуют указать в теме письма нечто определённое – «фантастика на редакцию», например. Если Вы проигнорируете их требования, Ваше письмо почти наверняка почтит своим присутствием красивый ярлычок «Мусорная корзина».
3) Не забывайте о вежливости! Начинайте письмо «Уважаемая редакция! Позвольте представить на рассмотрение произведения в жанре… в прикреплённых файлах». Ещё лучше, если Вам точно известно ФИО редактора, который будет просматривать самотёк. Тогда следует указать его. «Уважаемый Степан Степаныч!» – в этом случае существует максимальная вероятность, что Ваше письмо достигнет адресата.
4) Укажите жанр высланных им произведений. Обратите внимание на то, чтобы жанр соответствовал формату и требованиям издательства. Бессмысленно слать фантастические рассказы в женскую прозу, но замаскировав их под романтическую мистику или нереальную прозу, вы имеете некоторые шансы на успех. Если издательство ориентируется на авантюрную прозу, добавьте прилагательные «авантюрное, приключенческое» в описание Ваших творений. Но не следует описывать их излишне подробно. Опишите жанр в трёх-четырёх словах.
5) Ни в коем случае не вставляйте произведения в тело самого письма! Уточните, что оно в прикреплённых файлах. Если издательства не требуют архивации тестов, не архивируйте – архивы могут раскрываться неверно. Самораспаковывающиеся же архивы и вовсе удаляются как вирусы.
6) После приветствия, жанра, краткого описания произведений, уточните в какую серию вы их подаёте – если речь идёт о крупном издательстве. В противном случае, опять-таки, оно имеет жанр затеряться.
7) Далее, ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите в самом письме свои контактные данные. ФИО, телефон, адрес, индекс, и-мейл.
8 ) Если в Ваш список уже имеющихся публикаций входит, что-либо, помимо сетевых изданий, можете привести и его. Если только сетевые – не стоит и позориться.
9) Краткое жизнеописание, свои вкусы, надежды и чаяния – указывать НЕ НАДО. Письмо должно быть коротким, предельно понятным, вежливым и информативным.
10) В конце письма напишите: «С уважением, автор» и припишите: «Если не сложно, уведомите о получении письма». Впрочем, обольщаться не стоит – уведомят далеко не все.

Так, что же дальше?…
А дальше – ждать.

Часть 3. Переписка с издателем.

3.1. Из части издательств отказы придут сразу. «Не подошёл формат», «приём рукописей временно приостановлен», «у нас тут мор, глад и камни с неба». Ничего страшного – это совершенно естественно. Часть издательств, как самая высокоморальная, уведомит Вас, что письмо дошло, ещё часть – очевидно, святые или просто очень бедные – сообщат Вам, что рукопись поставлена на рассмотрение. Но из большинства мест Вам не ответят вообще.
Бессмысленно заваливать их просьбами о реакции – в лучшем случае, Вас добавят в чёрный список. Почему ответ не приходит? Причин может быть много.
1) В издательстве слишком большая текучка текстов. Оно физически не в состоянии отвечать каждому.
2) Издательство давно приказало «долго жить», а электронный адрес, оказавшийся у Вас – совершенно бесполезен.
3) Издательство благополучно благоденствует, но электронный адрес – неверен. К примеру, вы неточно его скопировали или получили от знакомого/нашли на форуме десятилетней давности.
В случае с романом, имеет смысл позвонить и уточнить, дошла ли рукопись. В случае же с рассказами… возможно, это стоит сделать, если данное творение Вам беспримерно дорого, либо на конкретное издательство Вы возлагаете большие надежды. В противном случае это видится мне бессмысленным.
На крупных писательских форумах, наподобие «ЭксмоФорума» в соответствующих темах, можно зачастую получить ответ от осведомлённых авторов на вопросы о том, почему молчит издательство, верен ли электронный адрес. Этой возможностью не стоит пренебрегать.
Многие издательства имеют свои группы на сайте Вконтакте – и довольно охотно отвечают на вопросы. О судьбе рукописи там спрашивать бессмысленно, но вот уточнить формат, поинтересоваться, заинтересует ли их рукопись в таком-то жанре, принимают ли они рассказы, планируют ли конкурсы – вполне реально.

3.2. В большинстве случаев следует ожидать, пока истечёт срок рассмотрения вашей рукописи. Срок рассмотрения традиционно указывают на сайте издательств. Если он не указан, его можно уточнить в электронном письме или задать вопрос в официальной группе издательства Вконтакте. Если же уточнить срок рассмотрения никоим образом не удаётся – ожидайте месяц-два, этого вполне достаточно.
По истечению срока рассмотрения поинтересуйтесь о судьбе рукописи. «Армада», «Эксмо» – отвечают быстро и охотно. В отдельных случаях ответа можно и не дождаться. Тогда имеет смысл либо, пожав плечами, забыть об этом инциденте, либо попытаться узнать о судьбе произведения по телефону. Это видится мне целесообразным в случае, если издательство расположено в Вашем регионе и в него легко дозвониться – а то и подъехать – или в том случае, если издательство достаточно солидное, крупное, и у Вас с ним связанные некоторые чаяния. В крупных издательствах срок рассмотрения может длиться годами – и телефонный звонок вполне может этот процесс ускорить.
Исходя из моего опыта – издательства разговаривают с авторами по телефону достаточно вежливо. Вас переключат на редактора, занимающегося Вашей рукописью – и, если Вам, конечно, с 15-го раза повезёт застать его на месте, может быть, Вы что-нибудь и узнаете.

3.3.
Далее события могут развиваться по нескольким сценариям.
1) Вы получили безоговорочное согласие на публикацию Ваших текстов – закройте этот документ и спляшите джигу;
2) Вы получили отказ – закройте этот документ и предайтесь размышлениям о бренности всего сущего, а потом всё-таки откройте его и дочитайте до конца;
3) Вас согласились опубликовать, если Вы доработаете (сократите, отредактируете, перепишете) так или иначе Ваш текст. На джигу не тянет, но всё-таки приятное известьице.

В тонкости авторских договоров я не буду вдаваться – на эту тему есть замечательное эссе Г.Л.Олди «Я наваял нетленку – что дальше?». К слову сказать, обязательное для прочтения тем, кто вознамерился сразится с драконами редакций в святом походе во славу литературы.
Поэтому остановимся на втором пункте.

Часть 4. Вам отказали.

Чем может быть объяснён отказ редакции?
1) В первую очередь – плохо написанным текстом. А я предупреждал – читай выше о полезности критики и литературных форумов.
2) обилием опечаток – см. выше.
3) неправильно оформленным письмом или текстом произведения – см. выше.
4) не подошло по формату – и тут уж ничего не поделаешь, но, всё-таки, это наилучшая из формулировок отказа.
5) редакционный портфель издательства заполнен (на 2012-тый год, на ближайший месяц, на годы вперёд) – тут уж ничего не поделаешь.
6) издательство приостановило приём текстов в связи с экономическим кризисом/закрылось – се ля ви.

Как следует реагировать на отказ издательства?

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
1) не вступать в жаркую полемику, доказывая литературную ценность текста – бессмысленно и может Вам испортить отношения с ними в дальнейшем;
2) посылать редактора в Жаркие Топи Вонючих Болот – Вас внесут в чёрный список, а оно Вам надо?
3) предлагать выслать «слегка подправленную копию, вот щас только один абзац перепишу»…

Что можно и нужно сделать?

1) уточнить у редактора причину отказа: низкое литературное качество/неформат – иногда отвечают.
2) выслать другой текст, желательно тщательно выверенный и в другом жанре/стиле.
3) не принятый рассказ показать знакомым, разбирающимся в литературе, попросить жёсткой критики, отнестись к ней с большим вниманием и попытаться исправить недочёты. После исправления, можно выслать туда, куда до сих пор руки не дошли. Например, в новое, недавно возникшее издательство или небольшую безгонорарную малотиражку. Или отложить на пару лет. А там перепишете ещё разок и опубликуете.

По своему опыту хочу сказать, что крайне важно сохранять с редакторами нейтрально-вежливый тон. Не стоит уверять их в своей гениальности. К проигрышу относитесь философски. Если редактор прочитал Вашу работу, отметил её как «неплохую», но не принял в силу, скажем, «неформата/слабого сюжета/нехватки психологизма», довольно высока вероятность, что последующие Ваши работы он будет читать внимательно – и рано или поздно, что-то да возьмёт. А то и вовсе – предложит написать на заказ.

Если же редактор предлагает Вам переписать более половины Вашего произведения – после чего возьмет его для публикации – соглашаться или нет, решать Вам. Но посылать его в топи всё-таки не надо.

Со временем, когда список Ваших публикаций заметно вырастет и, начинаясь с форумных сборников, Интернет-журналов, электронных альманахов, безгонорарных журналов, областных газет – перерастёт в публикации в солидных сборниках и внушающей уважение периодике – перед Вами откроются новые двери.
К Вам отнесутся с большим вниманием в глянцевых журналах – а за их гонорары стоит побороться. Вам станет легче опубликовать свои РОМАНЫ в крупных издательствах, имея за плечами публикацию текстов в «Мире фантастики», «Полдне ХХI век».
Так что просто дождитесь этого.

Часть 5. Как ещё можно опубликоваться?

Если не считать простейшего пути – рассылки текстов с помощью электронной почты, можно выделить ещё несколько способов публикации.

1. Участие в конкурсах. Немало конкурсов проводится с целью дальнейшей публикации текстов-победителей. Речь может идти как о книгах «сайт Веры Камши, «Наше дело правое», так и о журналах – «Химия и жизнь», «Мир фантастики». Это реальный шанс получить (зачастую даже гонорарную) публикацию.
2. Участие в конкурсах. Я повторяюсь? Отнюдь. Во многих конкурсах для судейства приглашаются редакторы крупных издательств или популярных журналов. Они могут обратить внимание на интересные тексты – и предложить публикацию. Это действительно происходит.
Более того, если конкурс проходит на форуме, где судьи зарегистрированы, можно обратиться к ним напрямую – через личные сообщения. Поблагодарить за комментарии к рассказу, вежливо попросить совета, как улучшить произведение. Поинтересоваться о возможности публикации в их издательстве.
Опять же – не стоит рассчитывать на слишком многое – но, чем чёрт не шутит…
3. Стать популярным автором Самиздата. Говорят, топовым авторам данного ресурса нередко приходят предложения о публикации.
4. Написать рассказ в соавторстве с человеком, уже имеющим приличный опыт публикаций. В сущности, это не такая уж и невозможная вещь – на писательских форумах можно встретить немало издающихся писателей. И, если волею судьбы у вас с ними хорошие отношения…
5. В некоторых издательствах, к примеру, в Армаде, можно опубликовать пару рассказов/повестей в конце романа. По крайней мере, раньше можно было точно.
6. Доставить рассказы издателю не по электронной почте, а лично - или отправить заказным письмом.

И, к слову – если Вы уже открыли электронную почту и лихорадочно просматриваете периодику – перед тем, как отослать письмо в редакцию, прочитайте ещё несколько небольших, но чрезвычайно полезных статей:

Г.Л.Олди «Я наваял нетленку – что дальше?»

Сергей Чекмаев. Мастер класс: как опубликоваться?
Часть 1: Первые шаги.
Часть 2: Политика начинающего автора.
Часть 3: Там, где нас ждут.
Часть 4: Я сомненья в себе истреблю…
Часть 5: О сборниках, Интернете и псведонимах
Часть 6: Звуковая революция.
Часть 7: Что наша жизнь? Игра!

Посетите также сайт Дэна Шорина, раздел «Как опубликовать рассказ».

Прочитали?
Ну тогда мне остаётся только пожелать Вам удачи!
Комиссар
Цитата(Саша Тэмлейн @ 3.8.2015, 11:00) *
9) Краткое жизнеописание, свои вкусы, надежды и чаяния – указывать НЕ НАДО.

Если у автора есть специфические знания и жизненный опыт, которые имеют отношение к произведению, - думаю, об этом можно упомянуть. Тогда редактор будет понимать, что автор в теме того, о чём пишет.
Саша Тэмлейн
Цитата
Если у автора есть специфические знания и жизненный опыт, которые имеют отношение к произведению, - думаю, об этом можно упомянуть. Тогда редактор будет понимать, что автор в теме того, о чём пишет.

ну это да, можно, но без особых подробностей.
Сержи Кэлли
Большое спасибо за эссе, для меня как для новичка очень познавательно. Хотя я не очень силен в написание малых произведений. Читаю в основном крупные романы или еще лучше серии, ну и писать тоже стараюсь крупное. )))
По предложенным вами сайтам и форумам обязательно похожу.
Саша Тэмлейн
Цитата
Хотя я не очень силен в написание малых произведений. Читаю в основном крупные романы или еще лучше серии, ну и писать тоже стараюсь крупное. )))

ну там почти все советы для публикации романов тоже годятся))))
Сержи Кэлли
Цитата(Саша Тэмлейн @ 3.8.2015, 19:13) *
ну там почти все советы для публикации романов тоже годятся))))


Полностью согласен, поэтому большое спасибо!
Ну типа Я
Ошибочка
Цитата
Не сохраняйте текст в формате Word XP (docx). На некоторых компьютерах он может не прочитаться. В Microsoft Word XP есть функция сохранения текста в формате Word 2007. Вот ей и пользуйтесь.

Не ХР и не 2007. Есть формат MS Office 97-2003 - это файлы с расширение doc. И есть формат, который используется в MS Office начиная с версии 2007 - это файлы с расширением docx.
И формат docx имеет возможность вносить в него дополнения. Хотя в более поздних версиях офиса (2010 и далее) файлы имеют расширение docx, не все функции могут быть использованы, если файл открывается в версии более ранней, чем та, в которой он был создан.
Саша Тэмлейн
Цитата
Есть формат MS Office 97-2003 - это файлы с расширение doc.

да, виноват. это я ошибся.
silverrat
Спасибо, Саша, очень интересный опыт. Хотя я чего-то забила на рассказы. Решила опять написать роман. Надоело распыляться. Ходить на конкурсы и получать по мозгам.
Anger Builder
Хорошая статья, спасибо. Пожалуй, рискну. smile.gif
Max Krok
Благодарю за бескорыстный труд... Можно ли в соцсети зактнуть? По ходу чтения возник вопрос... Если автор умеет общаться с людьми, легко находит общий язык, выглядит уверенным в себе человеком.. может имеет смысл в таком случае позвонить/зайти в редакцию перед отправкой произведения, какбэ уточнить детали какие-нибудь? Заодно можно познакомиться с редактором/секретаршей или кто там будет на связи, произвести, так сказать, благоприятное впечатление... или все это впустую? Ведь мир везде одинаков: одно дело безликий автор в емейле, другое - человек, которого хотя бы видели и слышали от него вменяемые слова...
Саша Тэмлейн
Цитата
Благодарю за бескорыстный труд... Можно ли в соцсети зактнуть? По ходу чтения возник вопрос... Если автор умеет общаться с людьми, легко находит общий язык, выглядит уверенным в себе человеком.. может имеет смысл в таком случае позвонить/зайти в редакцию перед отправкой произведения, какбэ уточнить детали какие-нибудь? Заодно можно познакомиться с редактором/секретаршей или кто там будет на связи, произвести, так сказать, благоприятное впечатление... или все это впустую? Ведь мир везде одинаков: одно дело безликий автор в емейле, другое - человек, которого хотя бы видели и слышали от него вменяемые слова...

намного проще познакомиться в соц. сетях)
или на лит. конкурсах, где нередко тусят редакторы.
я так и поступаю.
Саша Тэмлейн
Цитата
Можно ли в соцсети зактнуть?

можно.
Волков Олег
Цитата(Саша Тэмлейн @ 3.8.2015, 12:00) *
1.4. Бета-ридинг – это не совсем критика. Это поиск в тексте мелких помарок, который осуществляется на завершающей стадии. Обнаружение и исправление опечаток, добавление пропущенных пробелов, и окончательная шлифовка стиля. Текст должен быть отправлен редактору идеально вычитанным – опечатки, «слипшиеся» слова, «оборвавшиеся» фразы и другие недочёты могут заранее настроить редактора против Вашей работы.


Цитата(Саша Тэмлейн @ 3.8.2015, 12:00) *
Бета-ридер (beta, beta-reader) - редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию.


Вы дали неверное определение функциям и задачам бета-ридера.
Если очень коротко, то главная задача бета-ридера прочитать произведение автора, найти и указать наиболее типичные ошибки и недостатки произведения. Стилистику, орфографию и пунктуацию правит не бета-ридер, а корректор. Другое дело, что бета-ридером и корректором может быть одно и то же лицо, только далеко не всегда.
Кого интересуют подробности, предлагаю ознакомится с моей статьей «Зачем автору бета-ридер?»

С уважением.
Саша Тэмлейн
не уверен, что вы правы.


Цитата
Если очень коротко, то главная задача бета-ридера прочитать произведение автора, найти и указать наиболее типичные ошибки и недостатки произведения.

это называется гамма-ридингом.
другое дело, что обычно бета-ридинг совмещается с гамма-ридингом.

Саша Тэмлейн
Цитата
Стилистику, орфографию и пунктуацию правит не бета-ридер, а корректор.

в издательстве.
а среди начинающих авторов этим занимаются бета-ридеры.

Цитата
Бета-ридер (англ. Beta reader; бета-тестер + reader «читатель») — тот, кто по просьбе автора (или переводчика) читает текст перед его передачей для публикации (то есть до редактора, корректора или внутреннего рецензента, которые работают с текстом уже по поручению издательства или периодического издания).


Цитата
Слово «бета-ридер» появилось недавно и в русском языке встречается пока, по-видимому, только на сайтах со свободной публикацией и в литературных форумах. Однако сама по себе практика обращения автора к сторонним лицам за предварительной оценкой сочинения и для выявления в нём стилистических просчётов, сюжетных неувязок, фактических ошибок и т. п., вероятно, существовала всегда.


https://vk.com/beta_read

Afon
Большинство издательств требуют присылать синопсис произведения. Это ещё отдельный геморрой.
Комиссар
Цитата(Afon @ 4.8.2015, 12:01) *
Большинство издательств требуют присылать синопсис произведения. Это ещё отдельный геморрой.

Для кого как. У многих авторов написание романа начинается с написания синопсиса.
Трэш-кин
Цитата(Саша Тэмлейн @ 3.8.2015, 12:00) *
«Форум журнала «Авторский стиль»;

Этот сайт, кажись, больше не существует.
Саша Тэмлейн
Цитата
Этот сайт, кажись, больше не существует.

да, не существует.
ну статья-то эта написана в 2012 году)))
silverrat
Цитата(Волков Олег @ 3.8.2015, 22:00) *
Вы дали неверное определение функциям и задачам бета-ридера.
Если очень коротко, то главная задача бета-ридера прочитать произведение автора, найти и указать наиболее типичные ошибки и недостатки произведения. Стилистику, орфографию и пунктуацию правит не бета-ридер, а корректор. Другое дело, что бета-ридером и корректором может быть одно и то же лицо, только далеко не всегда.
Кого интересуют подробности, предлагаю ознакомится с моей статьей

С уважением.

Совершенно вы не правы.
В кругах любительских бета-ридинг означает именно правка стилистики, грамматики и пунктуации, а не типичные недостатки произведения (этого кроме профессионального редактора вообще сказать не может). И я так понимаю вы пришли порекламировать собственную статью на собственном сайте.
Саша Тэмлейн
спасибо кстати всем кому понравилось=)
Afon
Цитата(Комиссар @ 4.8.2015, 13:52) *
У многих авторов написание романа начинается с написания синопсиса.

Это да. Но у меня например сюжет имеет свойство идти своим путём, персонажи творят что хотят. Приходится насильно возвращать к запланированной канве.
Поэтому изначальный синопсис может сильно отличаться от действительности.
vsplesk

Спасибо!
Отличное подспорье.....
LioSta
Спасибо! Очень полезная информация, да и ссылки на эссе удачно подобраны. Особенно хорошо расписано у Чекмаева, как говорится, от и до.
Кстати, на сайте Кликина выложена любопытная статья - Хайнлайн "Как стать фантастом". Он приводит 5 правил писательского успеха. Я бы еще добавила одно - нужно любить то, что ты делаешь, и верить в него, равно как и в себя. У тебя есть только одна попытка написать что-либо, и как бы ты ни исправлял впоследствии написанное (нарушая третье правило, кстати), это уже будет не то.
pike
Спасибо.
Как полному чайнику мне было полезно прочесть.
На ЭКСМО выкладывался и меня там реально порвали как загнанного кролика, но сейчас там какое-то затишье.
Набрался смелости и выложился сейчас, но тишина.
Признаться честно это молчание напрягает куда больше.
LioSta
Цитата(pike @ 1.10.2015, 19:43) *
На ЭКСМО выкладывался и меня там реально порвали как загнанного кролика

Там это могут...
Ну типа Я
О, хорошо напомнили. Я на эксмо чуть ли не год назад пытался зарегаться - ни ответа, ни привета и не фига не работает. Сейчас вспомнил про это дело, полчаса файл с паролями искал, и надо же - работает! Теперь можно будет и там пофлудить)
pike
Цитата(LioSta @ 1.10.2015, 20:54) *
Там это могут...


Да и правильно сделали. Это порвалово на пользу пошло.
Было за что рвать. smile.gif
silverrat
Цитата(pike @ 1.10.2015, 19:43) *
Спасибо.
Как полному чайнику мне было полезно прочесть.
На ЭКСМО выкладывался и меня там реально порвали как загнанного кролика, но сейчас там какое-то затишье.
Набрался смелости и выложился сейчас, но тишина.
Признаться честно это молчание напрягает куда больше.

Сделайте себе подпись - мстю нести сюда со ссылкой на вашу нетленку. Пойдите и обругайте какого-нибудь автора с большим количеством комментов. Наверняка, кто-то захочет вам отомстить.

ЗЫ Кстати, по словам Руса, он первым делом выложил свою "Кому" на форуме Эксмо. Ну то, что потом превратилось в "Играть, чтобы жить". Там его так полили грязью, что он убежал оттуда, роняя тапки, стер все, что там было. Так что форум Эксмо такой.
LioSta
Цитата(pike @ 1.10.2015, 20:07) *
Да и правильно сделали. Это порвалово на пользу пошло.
Было за что рвать. smile.gif

Хорошо, если по сути. Справедливо хоть?
pike
Цитата(silverrat @ 1.10.2015, 21:56) *
Сделайте себе подпись - мстю нести сюда со ссылкой на вашу нетленку. Пойдите и обругайте какого-нибудь автора с большим количеством комментов. Наверняка, кто-то захочет вам отомстить.

Не-е-е. Я не мазохист. Тем более такой обмен "любезностями" будет далёк от критики.
Лучше уж как нибудь тихонечко обожду пока сами не обратят внимание.



Цитата(LioSta @ 1.10.2015, 21:59) *
Хорошо, если по сути. Справедливо хоть?

Ещё как справедливо.
Когда поостыл после такого загона, перечитал и сам ужаснулся.
Правильно кто-то тут на форуме написал - Спрячь свою нетленку подальше, забудь о ней. А через годик перечитай её и ужаснись.
Я ужаснулся.
silverrat
Цитата(pike @ 1.10.2015, 21:42) *
Не-е-е. Я не мазохист. Тем более такой обмен "любезностями" будет далёк от критики.
Лучше уж как нибудь тихонечко обожду пока сами не обратят внимание.

Не обратят и не надейтесь. Вообще я заметила такое - обращают внимание, или когда много комментов. Или когда текст ужасающего качества или наоборот великолепного.

А если текст нормальный, и придраться не к чему и восхититься особо нечем, то никто ничего писать не будет.
Сочинитель
Да и читают в основном комменты. До текста никому дела нет, как правило.
pike
Цитата(silverrat @ 1.10.2015, 23:32) *
А если текст нормальный, и придраться не к чему и восхититься особо нечем, то никто ничего писать не будет.


Типа стандартный середнячок.
Эх. Вашими-бы устами, да мёд пить.
Тут то-же. Просмотров вроде как тьма, а отзывов не густо. Один Monk пару-тройку дельных советов дал.


Цитата(Сочинитель @ 1.10.2015, 23:36) *
Да и читают в основном комменты. До текста никому дела нет, как правило.


Да. То-же заметил это. Если уж кто-то взялся нахваливать то и комменты все пишут, или нейтральные типа безликого - "интересно", или воспевают дифирамбы.
И в основном отписываются в темах авторов у кого отрывки, или главы коротенькие.
Портянки текста читать лениво.
Меня отымели в основном за эти самые портянки и основная часть отзывов была в духе - "нудятина". Типичная отписка. Вроде авторитетно скопом постебались, но понятно что ни строчки не прочли.
Но были и реально те кто читал. Потому что от них и был нагоняй именно по самому тексту.
Но никаких обидок. Тот разнос реально на пользу пошел.
Кажется.
felidae
Цитата
Теперь можно будет и там пофлудить)


Оо
*Бормоча что-то вроде "сожрёт там всё ... камня на камне не останется ... даже доспехи из десяти бронелифчиков не спасут" пошла восстанавливать пароль на Эксмо*
Druid
Цитата
Первое, что я настоятельно рекомендовал бы ему сделать – это прочитать следующие эссе: Нора Галь, «Слово живое и мёртвое»; Ален Гатри «Все вместе на прополку плеоназмов»; Юрий Никитин «Как стать писателем», Чак Паланик «Тринадцать советов начинающим писателям», Ольга Громыко «Нудные азы писательства».

проблема в том, что все эти методички "как стать писателем" не научат вас писать так, как вы должны писать
дело в том, что у каждого писателя свой стиль и свой взгляд на литературу
Стивен Кинг научит писать как Стивен Кинг, Чак Паланик научит писать как Чак Паланик, но ни один писатель не научит писать вас так как вы
есть ещё одна проблема, - читая все наставления чужих авторов, вы можете сбиться со своего пути и утерять нить своего стиля, а это самое страшное, что может произойти с писателем
Цитата
На писательских форумах можно отточить своё мастерство – и узнать мнения людей, у которых нет причин Вам льстить.

1. на писательских форумах слишком мало людей и слишком узкие точки зрения, причем, как правило, на писательских форумах постоянно вычитывают тексты всего лишь несколько человек, которые таким образом попросту убивают время (никому из них не интересно помочь вам в вашем писательском деле)
2. на всех без исключения форумах, в том числе и на писательских, присутствуют тролли, которые под видом "вычитки" будут вас попросту донимать
3. уровень вычитки на писательских форумах, как правило, довольно низкий
4. размещая тексты на форумах, вы рискуете ввязаться в бессмысленные словоблудия, которым нет конца
5. лесть на писательских форумах присутствует постоянно, люди делятся на "своих и чужих", тексты "своих" восхваляются, несмотря на все огрехи, тексты "чужих", поливаются всеми видами экскрементов, несмотря на все достоинства

иными словами, если есть "что не жалко", то можете выложить на форуме, если есть вещь, которая вам дорога, то лучше держите её подальше от форума, - на форумах бескорыстных людей нет, всем глубоко плевать на вас и ваше творчество, если вы не приносите никакого профита, поэтому многие почтут за честь поглумиться над вашим творением

Цитата
Если Вы хотите ДЕЙСТВИТЕЛЬНО опубликовать произведение, просите о настолько жёсткой критике, насколько это возможно

1. "жесткая критика" - это миф
2. то, что "жесткая критика" позволяет вам совершенствоваться - это бред

критика может быть либо грамотной, либо бездарной
грамотная критика может быть как в жесткой, так и в дружелюбной форме (зависит от того, кто критикует)

если вам нужна грамотная критика - дайте почитать эксперту, тому, кто знает толк в вопросе, а если давать читать кому попало, то и критика будет какой попало
Monk
Цитата(Druid @ 10.10.2015, 3:29) *
если вам нужна грамотная критика - дайте почитать эксперту

Эксперт - это профессионал, а не у каждого есть деньги для профессионального разбора. Или вы думаете, что эксперты сбегутся, чтобы анализировать чью-то нетленку? Щас... laugh.gif
Вы любите идеализировать. Ежу понятно, что вы тут написали.
А теперь спуститесь с небес на землю и подумайте: чем вы можете заинтересовать эксперта, если у вас денег нет? Можно, конечно, нарваться на альтруиста, но это уже из области удачи и фантастики. Остальным-то гениям что делать?
На мой взгляд, проблема не в экспертах, а в авторах.
Есть притча о том, что задающий вопрос должен знать половину ответа, иначе не поймет.
Так и здесь.
Критику надо принимать любую, от профи и не профи, но... уметь отделять зерна от плевел, полезное от обычного имхо. А для этого автору надо не быть профаном, который две книги прочел. Ему надо читать больше, анализировать, запоминать, кстати, и других править. Все это даст ему ту самую половинку ответа. wink.gif Потому что он сам станет немножко экспертом. Только так.
А графоману сколько не советуй - он учиться не будет. А если и захочет - не поймет, о чем ему толкуют. Потому что не хочет расти, трудиться не хочет.
Mishka
Цитата(pike @ 1.10.2015, 17:43) *
Спасибо.
Как полному чайнику мне было полезно прочесть.
На ЭКСМО выкладывался и меня там реально порвали как загнанного кролика, но сейчас там какое-то затишье.
Набрался смелости и выложился сейчас, но тишина.
Признаться честно это молчание напрягает куда больше.

Неужто конец пришел этому мерзкому бабскому сайту? Eksmo. Похлопаю, если так.
Tadpole
Цитата(Mishka @ 10.10.2015, 17:53) *
Неужто конец пришел этому мерзкому бабскому сайту? Eksmo. Похлопаю, если так.

Сомневаюсь я, Устин Акимыч, насчёт фаталити такого монстра. И потом там много наших "резидентов". Их вам нисколечко не жалко?
Mishka
Цитата(Tadpole @ 10.10.2015, 8:26) *
Сомневаюсь я, Устин Акимыч, насчёт фаталити такого монстра. И потом там много наших "резидентов". Их вам нисколечко не жалко?

Я не Устин Акимыч - этот. А два - пусть юзеры того сайта сами себя жалеют. Нормальных юзеров те бабы давно уже заблокировали, а кто остался - с чего мне их жалеть?
Druid
Цитата
Эксперт - это профессионал, а не у каждого есть деньги для профессионального разбора

полно форумов и всяких сообществ по самым разным направлениям, знакомьтесь, общайтесь, - кто вам мешает?
Цитата
На мой взгляд, проблема не в экспертах, а в авторах.

проблема на самом деле в вежливости
уровень хамства на просторах рунета, главным образом, в нулевые, зашкаливал все разумные пределы, особенно в этом плане отличался форум "Эксмо", на котором хамство стало неотъемлемой частью имиджа форума
ни о какой критики там вообще не было речи
именно на эксмо сформировалось утверждение о том, что "чем сильнее обсирают твой рассказ, тем более крутым писателем ты будешь"
однако ни одного "крутого писателя", чье творчество систематически поливалось помоями, на эксмо, почему-то, так и не появилось, грусть печаль...

в настоящий момент, уровень вежливости на форумах существенно вырос и почти сравнялся с уровнем Европы, что открывает большие перспективы

хамы нынче не в почете, востребован конструктив
Цитата
Критику надо принимать любую, от профи и не профи

с этим никто и не спорит, вот только что такое критика?

Цитата
А графоману сколько не советуй - он учиться не будет

вы так говорите, словно "графомания" это что-то негативное

любой человек, который занимается творчеством, заслуживает уважения
Monk
Цитата(Druid @ 10.10.2015, 20:20) *
полно форумов и всяких сообществ по самым разным направлениям, знакомьтесь, общайтесь, - кто вам мешает?

Так это ж вам надо - а не мне! tongue.gif
Цитата(Druid @ 10.10.2015, 20:20) *
вы так говорите, словно "графомания" это что-то негативное

каждый вкладывает в него свой смысл...
Цитата(Druid @ 10.10.2015, 20:20) *
любой человек, который занимается творчеством, заслуживает уважения

человек, который мажет что-то на стенах домов - тоже заслуживает уважения? или лепящий идиотские конструкции, которые называет потом произведением искусства - заслуживает уважения?
Ну уж нет. Есть творчество - а есть попытка выдать нечто за творчество. И таких оборотней вокруг немало.
Druid
Цитата
или лепящий идиотские конструкции, которые называет потом произведением искусства - заслуживает уважения?

а как узнать "степень идиотскости" конструкции?
Цитата
Ну уж нет. Есть творчество - а есть попытка выдать нечто за творчество

сразу вспомнился наш с вами разговор про "черный квадрат" laugh.gif
Кай
Цитата
а как узнать "степень идиотскости" конструкции?

Думаю, что грань между настоящим творчеством и бездарностью легко углядеть. Правда сии явления трудно регламентировать.
Monk
Цитата(Druid @ 11.10.2015, 1:17) *
сразу вспомнился наш с вами разговор про "черный квадрат"

А чо квадрат? Я сказал, что доверяю мнению профессионалов, а они ЧК считают искусством. На этом точка.
Цитата(Druid @ 11.10.2015, 1:17) *
а как узнать "степень идиотскости" конструкции?

Почитайте сказку Андерсена про голого короля. wink.gif Вот эти конструкции и есть "голый король", которого выдают за одетого.
BurnedHeart
Цитата(Monk @ 13.10.2015, 0:22) *
А чо квадрат? Я сказал, что доверяю мнению профессионалов, а они ЧК считают искусством. На этом точка.

Почитайте сказку Андерсена про голого короля. wink.gif Вот эти конструкции и есть "голый король", которого выдают за одетого.

Сделайте им "вилку", Монк. Либо Андерсон и его голый король - это настоящее искусство. Либо ЧК искусство, тогда Андерсон - нет.
У них не будет выхода.
Druid
Цитата
Думаю, что грань между настоящим творчеством и бездарностью легко углядеть. Правда сии явления трудно регламентировать.

а я думаю - на вкус и цвет товарищей нет, - кому-то нравится Чебурашка, а кто-то считает его маразмом и бездарностью
Цитата
Я сказал, что доверяю мнению профессионалов

то есть своей головы у вас нет?
профессионалы, знаете ли, имеют свойство заблуждаться
Цитата
Почитайте сказку Андерсена

большая часть сказок Андерсена редкостная чушь, написанная самым корявым языком, который только можно увидеть в литературе
Цитата
Вот эти конструкции и есть "голый король", которого выдают за одетого.

подозреваете заговор алиенов? dry.gif
Цитата
Либо Андерсон и его голый король - это настоящее искусство. Либо ЧК искусство, тогда Андерсон - нет.
У них не будет выхода.

всё является искусством, вопрос в ценности этого искусства
BurnedHeart
Цитата(Druid @ 13.10.2015, 1:07) *
большая часть сказок Андерсена редкостная чушь, написанная самым корявым языком, который только можно увидеть в литературе

подозреваете заговор алиенов? dry.gif

всё является искусством, вопрос в ценности этого искусства

Сказка - ложь, да в ней намек. Речь не об устаревшем стиле Андерсона. А о смысле, который сокрыт в этой сказке. Он есть. По ней снят фильм кстати. В ЧК его - нет. Есть просто желание выдать невидимое платье короля за одежду. Выдать черную хрень за картину. Можно ли снять фильм по черному квадрату? Два часа смотрим ЧК, внушая себе, что что-то видим? Слабо? Нет нельзя.
Назвать искусством можно все. Даже плевок на лету. Но настоящее искусство излучает некий смысл. Понятный. Причем ловушка для ЧеКистов тут в том, что этот смысл излучаемый голым королем Андерсона, как раз предупреждение о ЧК синдроме. Присущем человеческой психологии. Этакое сецирование - вскрытие этого явления. Явления голого короля или ЧК. Грустный смех над человеческой глупостью. Над любителями ЧК, которые обманывают себя, чтобы считать себя на своем месте.
Druid
да смысл при желании можно найти хоть в унитазном бачке, хоть в телеграфном столбе, - было бы желание
чк это искусство и картина Репина "Кресный ход" тоже искусство, разница в том, что один на свое творение потратил пару минут, а другой несколько лет жизни и напряженного умственного труда, проявив, при этом, все свои способности
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.