Данное эссе посвящено особенностям публикации произведений, написанных в жанрах фантастики, фентези, мистики, хоррора, нереальной прозы. Данное эссе не имеет ничего общего с самоучителями писательского мастерства.
В жизни каждого автора, работающего в жанре фантастики (в широком понимании этого термина), наступает момент, когда он, отбросив сомнения, решает представить своё творение на суд общественности. Большинство авторов убеждены, что публикация произведения прямиком зависит от увлекательности и качества текста. Однако, так ли это состоит в действительности? Какие подводные камни можно повстречать на этом пути? Что может помешать Вам увидеть лелеемое детище в книге или журнале? Об это мы и поговорим в нашем эссе.
Зачастую встречается следующая ситуация: автор написал гениальный, с его точки зрения, рассказ – и призадумался, где же его опубликовать. Конечно, в первую очередь нас манят «Эльбрусы» современного книжного рынка – издательства, имеющие поистине колоссальную аудиторию – «Эксмо», «Армада», «АСТ». Однако, примут ли они наши произведения? Нередко складывается и другая ситуация: изучив список имеющихся журналов, автор рассылает написанную им нетленку… и получает отказы. Отказы – ещё в лучшем случае! Гораздо чаще из издательств ответы не приходят и вовсе…
Так стоит ли опускать руки? Или добиваться личной встречи с редактором? Или забрасывать редакцию гневными письмами? Что делать, чтобы не растеряться в мире Литературы, какой вектор движения выбрать – об этом и пойдёт речь ниже.
Возможно, данное эссе не пригодится талантливым авторам, у которых крупнейшие издательства жадно и охотно выхватят рукопись бестселлера. Тем, кому посчастливилось с первого же письма «попасть в тираж». Но для всех остальных оно, безусловно, будет полезно.
Всё, что изложено ниже, представляет субъективную точку зрения одного автора. Оно составлено на основании предпринятых попыток публикации в течение 2011-2012 гг. Без всяких экивоков я расскажу Вам о существующем положении дел. Следует также подчеркнуть, что данное эссе представляет собой непосредственное руководство к действию: с перечнем журналов и издательств. Оно предназначено для тех, кто собирается публиковаться здесь и сейчас.
Автор прочитал немало «Советов начинающим…», общался с публикующимися авторами и редакторами издательств. Возможно, некоторые советы покажутся голословными, но основаны они на личном опыте. Кое-чего автору удалось добиться, но многого – нет. Успехи его определяются везением, а неудачи – небрежным отношением.
Автор надеется, что данное эссе поможет Вам избежать тернистого пути ошибок.
Часть 1. Подготовка к публикации.
Следует повториться – данное эссе написано для тех, кто чувствует в себе силы и желание публиковаться. Кто готов работать над читабельностью и стилем, штурмовать адреса издательств, обрывать телефоны и переписывать готовую вещь тринадцать раз. Если Вы – не относитесь к числу этих трудяг от литературы, не стоит утруждать себя чтением данного пособия.
Эссе не предназначено также для начинающих писателей – настолько начинающих, что основные усилия им следует приложить к оттачиванию писательского мастерства – прежде чем сместить акцент в сторону публикаций.
Если же у Вас есть на руках несколько рассказов, в литературной ценности которых Вы уверены – что ж, это эссе для Вас.
1.1. Для того, чтобы обращаться в издательства, будь то крупные магнаты наподобие «Эксмо», или же небольшие региональные издания, предпочтительно иметь на руках несколько рассказов. Почему? Об этом в подробностях рассказывает в своей серии статей Сергей Чекмаев.
Начинающему автору не так то просто попасть в «формат издательства». Что такое этот самый формат? Это предпочтения редакции. Скажем, одни издательства предпочитают серьёзную прозу, насыщенную философскими пассажами, а другие – лёгкие юмористические рассказы, невзирая на то, что оба работают в жанре фантастики. Определить «формат» издательства или журнала по Интернет-сайту (если он имеется) нередко сложно или даже невозможно. Намного проще приобрести или скачать несколько выпусков журнала – и посмотреть, что же они там печатают.
В силу вышеизложенного, имеет смысл отсылать несколько произведений – от трёх до пяти, написанных в различных поджанрах. Мистическую повесть о любви; кровавый постапокалипсис; ироническую историю о зомби-поваре и научно-фантастический экшен о покорении Плутона. Не исключено, что что-либо одно и придётся ко столу. И даже если Вам откажут – о Вас сложится мнение как о разностороннем авторе.
Желательно, чтобы оправленные произведения имели различный размер – от нескольких (1-2-х) страниц до 40-50 000 знаков с пробелами. Знаки в произведении легко подсчитать в Microsoft Word (Сервис – Статистика). С чем это связано? Если речь идёт о гонорарном издании, от объёма произведения прямиком зависит и Ваше вознаграждение. За рассказ размером в две страницы Вы не получите больших денег; другое дело – повесть в десять листов.
С другой стороны, произведения небольшого объёма имеют следующее преимущество. При вёрстке может оказаться, что в журнале есть несколько свободных страниц – и редактор с удовольствием включит туда ваше произведение. И пусть даже они не принесут Вам значимых дивидендов, но – если эта публикация состоится в крупном издательстве или журналах «Если», «Полдень ХХI век», поверьте, вы о ней не пожалеете. Почему – речь пойдёт ниже.
Иными словами, перед тем как пробовать свои силы в публикации, необходимо иметь на руках не один или два рассказа, но хотя бы пять, а лучше – десять или пятнадцать. И предпочтительно – разного объёма и написанные в различных жанрах.
1.2. Допустим, требуемый «пул» произведений у Вас есть. Вот и страшные истории об одухотворённых мухоморах, и повесть о Волшебном Танке, и романтическая мелодрама об Утерянной Гусенице. Так что же – пора открывать электронную почту?
Нет. Погодите.
Всё дело в том, что большинство произведений Вы сможете показать редактору один лишь раз. Письма со слёзными мольбами рассмотреть произведение ещё раз, «поелику я вот тут две запятых исправил и болотную мымру переименовал», в большинстве случаев не рассматриваются.
Поэтому, прежде чем отсылать Ваш рассказ издателю, даже если вы убеждены в его головокружительном успехе, всё-таки торопиться не стоит. Вы же не хотите, чтобы всемирное признание уплыло у Вас прямо из-под носа? А значит, следует повременить.
Так как же следует поступить автору шедевра, если рассказы написаны, а желание публиковаться не улетучилось?
Первое, что я настоятельно рекомендовал бы ему сделать – это прочитать следующие эссе: Нора Галь, «Слово живое и мёртвое»; Ален Гатри «Все вместе на прополку плеоназмов»; Юрий Никитин «Как стать писателем», Чак Паланик «Тринадцать советов начинающим писателям», Ольга Громыко «Нудные азы писательства». Почему я рекомендую именно эти эссе? По очень простой причине – все они небольшого объёма (за исключением статьи Норы Галь – но прочтите её хотя бы на треть!), и Вы с лёгкостью проштудируете их от начала и до конца; но – в то же время – они написаны простым, понятным языком и содержат множество полезной информации. Их легко найти в Интернете; немало ценных советов для писателя также можно найти на официальном сайте Михаила Кликина (раздел «Писателям») или в разделе «Электронные учебники» форума «Авторский стиль».
Если после них Вам захочется переписать все Ваши творения – я желаю Вам удачи; если же вы уже читали их и я лишь попусту трачу Ваше время – прошу меня извинить и перейти к следующему пункту.
Если автор никогда не регистрировался на писательских форумах, я настоятельно рекомендую ему это сделать.
1.3. На писательских форумах можно отточить своё мастерство – и узнать мнения людей, у которых нет причин Вам льстить. Безусловно, мнение бабушки (или внучки!) чрезвычайно важно начинающему литератору, однако небесполезно узнать реакцию на Ваше произведение людей, которые и в глаза-то Вас никогда не видели.
Впрочем, с публикацией текстов в Интернете возникает немалая дилемма.
Публиковать или не публиковать?
Существуют журналы, которые отказываются принимать тексты, ранее опубликованные в Интернете – в любом виде. Существуют и журналы, которым совершенно безразлично, висит ли ваше гениальное творение на форуме «Счастливых мам», или нет. И даже если Вы заблаговременно удалите тексты с форума перед тем, как отправите в редакцию – существуют программы, позволяющие обнаружить, что некогда Ваши тексты были опубликованы в Сети.
Если издательства обнаружат недобросовестность с Вашей стороны – это может стать серьёзным камнем преткновения.
Будьте честны с Вашим издателем!
В противном случае, вы рискуете потерять не только его. Если злоупотребление доверием редакторов с Вашей стороны повторится – о Вас может пойти дурная слава, которая фактически перекроет Вам возможность для публикации.
Поэтому тексты сразу следует разделить на две группы. Та, которые Вы будете выкладывать в открытом доступе – на форумах, на «Прозе.ру», «Самиздате», социальных сетях для писателей и тому подобных ресурсах – и те тексты, которые Вы не будете выкладывать в Интернете ни в каком случае. Тексты из последней группы допускается пересылать по электронной почте, либо через «личные сообщения» форумов. Но ни в коем разе не выкладывать на всеобщее обозрение!
Я не буду обсуждать тонкостей общения на литературных форумах и писательского ремесла. Как мы помним – мы здесь собрались исключительно с целью публикации наших нетленок. А потому планомерно движемся дальше.
Какую полезную информацию можно извлечь, размещая текст на писательском форуме?
1) Увидеть текст другими глазами. Текст, выложенный на электронном ресурсе, зачастую выглядит не так, как в Microsoft Word. Изменяется высота абзацев, длина размещённой на экране строки. Многие опечатки, несуразицы, нелепицы – сразу бросаются в глаза. Такого же эффекта можно достичь, просто изменив размер кегля в своём текстовом редакторе – например, с 14 на 12.
2) Получить отзывы от людей, ранее незнакомых ни с Вами, ни с Вашим текстом. Зачастую это очень полезно – а иногда и совершенно бесполезно. Человек, обожающий детские сказки, вряд ли сможет объективно комментировать рассказ в жанре сплаттерпанк, и об этом всегда следует помнить.
3) Читая и критикуя произведения других авторов на данном ресурсе, Вы можете завести друзей, которым впоследствии можно будет спихнуть Ваш текст на вычитку. Правда, существует и негативная сторона – они тоже могут спихнуть свой текст Вам.
4) Вы можете познакомиться с публикующимися писателями (в вашем или не вашем жанре), и в личной переписке узнать у них немало полезного – о нюансах и подводных камнях публикации. Часто именно опубликованные авторы обладают самой свежей информацией о том, каким образом изменяется книжный рынок. Нередко они могут поделиться действительно ценной информацией, которая может позволить Вам сделать решающий шаг. Однако, не навязывайтесь им слишком сильно – в конечном итоге, помните, что Вы – конкуренты!
5) на писательских формах зачастую можно получить множество полезной информации – о текущих конкурсах, работе издательств и авторскому праву – в соответствующих разделах.
6) И, наконец, самое полезное, что Вы можете получить – критику. Не следует забывать, что не все критики одинаково полезны; автор должен прислушиваться к их мнению, но и сам иметь голову на плечах. Нередки случаи, когда дотошное выполнение ВСЕХ пожеланий критика может привести к «выхолащиванию» текста, его «стерилизации». Гладкий и легко читаемый, он теряет «изюминку». Но и начисто отвергать мнения критиков также не стоит – нередко в них содержится зерно истины.
В 9 случаях из 10 можно руководствоваться правилом, предложенным Ольгой Громыко: если один критик указывает тебе на ошибку, с которой ты не согласен – пошли лесом его; если на эту ошибку тебе указывают два критика – сходи в лес сам.
Какие форумы подходят для апробации своих произведений?
Как ни странно, обнаружить их, воспользовавшись Интернет-поисковиком, не всегда просто. Я бы порекомендовал следующие: «Форум издательства Эксмо» (форум наиболее жёсткой критики из всех представленных); «Форум журнала «Авторский стиль»; «Форум Fantasy-book»; «Творческую лабораторию Воланда»; «Жёлтый дом графомана»; «Фантасты.ру (российский клуб авторов фантастики)».
Для того, чтобы узнать читательское мнение о произведении, допустимо их размещать на таких ресурсах как «Проза.ру», «Самиздат», в социальных сетях для писателей (например, «Мы пишем»), форум «Ladie's club», ресурсе «Фикбук (Книга Фанфиков)».
Если Вы хотите ДЕЙСТВИТЕЛЬНО опубликовать произведение, просите о настолько жёсткой критике, насколько это возможно. Пусть ваши рецензенты не жалеют нежного желтобрюхого автора, но напротив – безжалостно вскрывают все недостатки сюжета или стиля. Не спешите в праведном гневе писать критикам суровую отповедь – лучше, под скрежет зубовный, отложите сие неблагодарное дело на денёк-другой. Даже если замечания критика кажутся Вам полной нелепицей – попробуйте исправить текст согласно его пожеланиям, а завтра, на свежую голову, сравнить два варианта текста. Не исключено, что вас посетит волшебное вдохновение, и Вы сможете представить на суд новый, третий вариант текста, объединяющий сильные стороны первых неудачных вариантов – как правленого, так и первоначального.
В том, что касается текстов из второй группы (не предназначенных для публикации в Интернете) – то попросите своих знакомых из писательских форумов жёстко раскритиковать их по электронной почте или личным сообщениям.
Итак, критика услышана, тексты переработаны, улучшены, исправлены?
Пора в печать?
Нет, не спешите.
Вас ждёт бета-ридинг.
1.4. Бета-ридинг – это не совсем критика. Это поиск в тексте мелких помарок, который осуществляется на завершающей стадии. Обнаружение и исправление опечаток, добавление пропущенных пробелов, и окончательная шлифовка стиля. Текст должен быть отправлен редактору идеально вычитанным – опечатки, «слипшиеся» слова, «оборвавшиеся» фразы и другие недочёты могут заранее настроить редактора против Вашей работы.
Сделать бета-ридинг своего собственного текста – задача почти непосильная. Автор устаёт, глаз «замыливается». Опечатки нахально ускользают даже при троекратном изучении. Один из вариантов поиска ошибок – отложить текст на недельку-другую. После чего Вы сможете увидеть текст "новыми глазами".
Ещё один вариант – отдать текст профессиональному бета-ридеру. Им может быть как Ваш случайный знакомый с форума «Гарри Поттера», порядочно понаторевший в вычитке чужих текстов, так и подлинный бета-ридер, порой даже берущий за работу деньги. Иными словами, он выполняет работу корректора.
Как бесплатно, так и платно получить бета-ридинг можно, к примеру, в группе «Бета-ридеры - помощники сочинителей. Вычитка для тех, кто хочет писать книги лучше самого себя» Вконтакте. Практикуется также «взаимный бета-ридинг» – когда два автора договариваются вычитать произведения друг друга.
Под подобной вычиткой в первую очередь подразумевается поиск опечаток, ошибок в фактах (к примеру, фраз наподобие «Великая отечественная война закончилась в 1234 году…» или «Плутон – это звезда»). По договорённости, бета-ридер может так же указывать на слова-паразиты, слабые, провисающие места, или неудачно построенные предложения.
Существует также такое понятие, как гамма-ридинг.
Бета-ридер (beta, beta-reader) - редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию.
Гамма-ридер (gamma, gamma-reader) - отвечает за смысловое содержание рассказа. Гамма вылавливает фактические ошибки, противоречия в сюжете. Может подготавливать предметную область произведения, например, исторические справки.
Впрочем, следует отметить, что в большинстве случаев бета-ридер совмещает обе эти функции. Немаловажно также и следующее – если Вы отдали текст гамма-ридеру, и Вам пришлось внести в него правки – переделать отдельные фрагменты – не забудьте снова отдать текст бета-ридеру для поиска опечаток. Поверьте, они множатся в геометрической прогрессии.
Что ж, текст мы написали, отредактировали и вычитали.
Вот теперь – наконец-то! – пришла пора работы с издателем.
Кому-то предыдущие стадии покажутся нудными или ненужными. Кто-то вполне способен отредактировать свой текст сам. Не стану спорить – это возможно. И всё же, на основании личного опыта – хочу сказать: увы, вычитать ошибки полностью - очень сложно. И потом бывает неимоверно стыдно перед редактором, когда понимаешь, что в первом же абзаце у тебя три опечатки. И невольно задаёшься вопросом – а не отказали ли тебе потому, что у тебя в синопсисе речь идёт о «лопохуости» вместо лопоухости? (…и поверьте, это вовсе не вымышленная история…)
Поверьте, чтобы в дальнейшем не терзаться подлобными сомнениями, вычитывайте текст сразу! Бета-ридеров можно находить на тематических сайтах, просить об одолжении знакомых – а порой они с лёгкостью находятся и сами – в надежде, что автор укажет их имя с благодарностью на титульном листе.
А автору разве жалко?
1.5. И последнее, что следует сделать автору - это отформатировать свой текст. Некоторые издательства принимают тексты только в определённом формате; в этом случае СТРОГО придерживайтесь требований издательства – если, конечно, вы не хотите, чтобы Ваше письмо оказалось в мусорной корзине.
Написано «заархивируйте файл WinRar» – архивируйте. Ах, вы пользуетесь обычно 7-zip, ибо он ужимает сильнее? Ничего, в мусорной корзине издателя места для всего хватит... У вас нет WinRar? Пробные или лайт-версии («урезанные версии») программ зачастую можно бесплатно скачать в Интернете. То, что в них «урезают», не помешает Вам заархивировать документ. В конце концов, можно отправить письмо с рабочего компьютера, где уж обязаны быть архиваторы (а если нет – потребовать тех. поддержку поставить!), из Интернет-кафе или через друга-компьютерщика. Не позволяйте собственной лени встать у Вас на пути.
Написано – 12 кеглем, а вы хотите выделить заглавие виньеточками или 18-тым кеглем? Мусорная корзина уже поджидает Вас. Вы выслали текст в Блокноте вместо Ворда? Честное слово, мне даже Вас жаль.
Традиционно, издательства не предъявляют особых требовании к оформлению текстов. Документ Microsoft Word, с полями: Верхнее – 2 см, Нижнее – 2 см, Левое – 3 см, Правое – 1,5 см («Файл» – «Параметры страницы»), с ориентацией «Книжная» (там же), с полуторным отступом, выставляемым на линейке сверху вручную, одинарным междустрочным интервалом («Формат» – «Абзац») и выравниванием «по ширине» (там же) – подойдёт большинству издательств.
Но, повторюсь – в случае ОСОБЫХ пожеланий издательства, следуйте им неукоснительно! Желают полуторный интервал шрифтом Arial Cyr 18-тым кеглем – пожалте, желают отступы – на здоровье.
Не сохраняйте текст в формате Word XP (docx). На некоторых компьютерах он может не прочитаться. В Microsoft Word XP есть функция сохранения текста в формате Word 2007. Вот ей и пользуйтесь.
Ни в коем разе не снабжайте текст рисунками, иллюстрациями, виньетками, рамочками, граффити, таблицами, схемами. Текст должен быть написан ОДНИМ кеглем и шрифтом (допускается наличие другого кегля – размера букв – в заглавии и эпиграфе, но шрифт везде должен быть одинаков). Некоторые шрифты в издательстве могут просто не прочитаться – и издателю придут квадратики. Поэтому пользуйтесь традиционными шрифтами – Times New Roman, Arial. Самые читабельные, приятные для глаза шрифты – Verdana, Times New Roman. Последний фактически универсален.
Допустимо выделение фрагментов текста курсивом или полужирным. Однако, не выделяйте курсивом слишком большой фрагмент текста – он будет плохо восприниматься.
ВАЖНО.
Каждый рассказ должен идти ОТДЕЛЬНЫМ файлом Microsoft Word.
Перед заглавием (названием произведения), обязательно напишите своё ФИО и контактную информацию: домашний и рабочий телефон, адрес, рабочий и-мейл. Подобная «шапка» должна предварять название КАЖДОГО рассказа.
Что ж, а теперь приступим к тому, чего мы так долго ждали.
Часть 2. Электронное письмо издателю.
2.1. Куда же направить своё творение начинающему гению?
Рассказы, в отличие от романов, с которыми всё более или менее просто, имеют специфику публикации. На ней мы сейчас и остановимся.
Потенциально рассказы могут быть приняты:
I. В книги:
1) крупные сборники фантастики ведущих издательств. Например, «Городская фантастика-2011», «Фентези-2010» и иже с ними. Подобные сборники выпускают издательства АСТ и Эксмо.
2) тематические сборники издательств – их выпускает издательство «Снежный ком», «Фантаверсум» и другие. Тематика сборника определяется заранее, информацию можно найти в Сети.
3) сборники, выпускаемые по итогам конкурсов (например, сборник «Наше дело правое», конкурс проводится на базе официального сайта Веры Камши).
В данном случае речь идёт о публикации 1-3 рассказов на сборник. Сборники, состоящие из рассказов одного автора, насколько мне известно, в настоящее время ни одним их издательств не выпускаются. Исключение может быть сделано для так называемых «топовых» авторов издательств – Сергея Лукьяненко, Ольги Громыко, Михаила Бабкина, но отнюдь не для начинающего автора. Впрочем, как показывает практика, есть шанс издать сборник рассказов, по полюбившемуся читателям миру, после успешной публикации трёх-четырёх романов на данную тематику (Ольга Громыко – «Белорские хроники», «Ведьмины байки»).
Тираж подобных сборников (всех трёх видов) довольно велик, гонорары могут быть существенными, и существует – как утверждает Сергей Чекмаев – даже вероятность получить литературную премию за проделанную работу.
Кому-то, возможно, кажется, что посылать рассказы в подобные издательства – бесперспективно – однако, хочу уверить Вас, это не так. У автора данной статьи «Эксмо» взяло в резерв три рассказа, хотя до этого его биография вовсе не блистала наградами и публикациями.
II. В фантастические журналы. Журналы, которые специализируются непосредственно на выпуске фантастики. Их можно разделить на гонорарные и безгонорарные.
Гонорарные – это в первую очередь «Если» и «Полдень ХХI век». Оба этих журнала пользуются большим уважением и обладают определённым «весом» в писательской среде. Если к Вашему «портфолио» будут приложены упоминания о публикации в подобных изданиях, внимание издателей к Вашим трудам заметно возрастёт. К гонорарным журналам также относятся журналы «Флорида», «Мир фантастики» и «Млечный путь».
Следует упомянуть, что «Если» принимает рукописи только в печатном виде (заказным письмом), публикуют так называемую «твёрдую научную фантастику»; а «Млечный путь» не принимает опубликованные ранее в Сети рассказы. «Полдень ХХI век» принимает опубликованные в Сети рассказы, журнал отдаёт предпочтение текстам, герои которых являются русскоговорящими (жители ex-СССР), а также запутанным, психологичным и драматическим сюжетам.
Существует также целый ряд безгонорарных журналов, в которых можно попытать счастья – их полный список можно найти на сайте Дэна Шорина. Не стоит отправлять ВСЕ свои произведения в безгонорарные журналы – наличие исключительно безгонорарных публикаций может послужить Вам антирекламой в дальнейшем; но иметь в списке публикаций некоторых процент подобных изданий – не вредно, а напротив, очень полезно.
Прилагая список публикаций (а организаторы проведения некоторых конкурсов или отдельные издательства его требуют) – Вы должны продемонстрировать некий перечень. Разумеется, публикация в «Эксмо» или «Полдне» куда весомее публикации, к примеру, в «Технике и молодёжи», но! Если Ваш список публикаций будет состоять из пяти-шести пунктов, куда войдут как гонорарные, так и безгонорарные издания, в последующем редакторы отнесутся к Вашим письмам более серьёзно.
III. Нефантастические журналы. Это глянцевые журналы, журналы о природе, технике, компьютерные и рекламные издания. Их достаточно много. Если внимательно изучить, какую именно периодику они публикуют, часто можно обнаружить лазейки, которые позволят Вам опубликовать романтичесую фантастику под видом “нереальной прозы” в дамском журнале или рассказ о сумасшедшем роботе в “Радостях виртуального маньяка”. В некоторые журналы можно “пробиться” и новичку; для публикации в других, необходимо УЖЕ иметь за плечами некоторый список публикаций. О том, как его получить, мы упомянём чуть ниже.
IV. Региональные журналы. Журналы Псковской области охотнее возьмут текст соплеменника, нежели уроженца Магадана. Это Ваше естественное преимущество, и никто не воспретит Вам им пользоваться. Разнообразные журналы и газеты, выпускаемые по месту жительства, местные небольшие издательства, могут как помочь Вам увеличить свой список публикаций, так и получить – что немаловажно! – гонорар.
V. Электронные издательства. Издательство «Аэлита» охотно берёт в публикации сборники рассказов; издательство «Фантаверсум» выпускает одновременно как небольшой тираж в печатном виде, так и электронную версию Вашей книги. Скачивание Ваших книг – платное; там образом, существует некоторая вероятность (довольно сомнительная в виду антиобщественной деятельности пиратов) – обогатиться. Насколько целесообразна публикация в Сети в коммерческом плане – на данный момент судить сложно.
Электронные журналы. Традиционно, скачивание электронных журналов и разнообразных альманахах – бесплатно. Этот вариант не позволит Вам заработать, а лишь увидеть Ваше произведение в красивом оформлении и добавить ещё один пункт к списку публикаций (хотя, безусловно, подобная публикация не будет обладать серьезным «весом»). К электронным журналам относятся «Авторский стиль», «Пересадочная станция», «Darker» и другие. Издательство «Снежный ком» частично перешло на электронную публикацию текстов. Некоторые социальные сети для писателей предлагают Вам самому создавать свою электронную книгу.
VI. Издание за Ваши деньги.
Подобного варианта я бы рекомендовал избегать, хотя известны и примеры успешного продвижения собственных проектов (к примеру, творчество В.Головачёва). Существует ряд издательств, предлагающих публикацию текстов на Ваши средства (или, как вариант, мизерного бесплатного тиража с последующей возможностью выкупить свои тексты).
Не стоит посылать произведение в одну редакцию, полгода ждать отказа, а затем отсылать в следующую. Отсылайте по 3-5 рассказов во все издательства, что подойдут Вам по формату. Пусть их будет даже 20, и это займёт у Вас целый рабочий день. Или два.
2.2. Предположим, что мы определились с кругом изданий, где хотели бы лицезреть своё творение. Каков должен быть наш следующий шаг?
1) В первую очередь – отредактировать тексты сообразно требованиям издательств. Даже если Вам придётся создать пять копий текста с различными вариантами форматирования – для каждого печатного издания отдельно. Согласитесь, глупо ведь потерять публикацию и приятный гонорар из-за того, что Ваше произведение написано шрифтом Garamond вместо Arial?
2) указать в теме письма – «рассказы, сотрудничество». Или, в некоторых случаях, издательства требуют указать в теме письма нечто определённое – «фантастика на редакцию», например. Если Вы проигнорируете их требования, Ваше письмо почти наверняка почтит своим присутствием красивый ярлычок «Мусорная корзина».
3) Не забывайте о вежливости! Начинайте письмо «Уважаемая редакция! Позвольте представить на рассмотрение произведения в жанре… в прикреплённых файлах». Ещё лучше, если Вам точно известно ФИО редактора, который будет просматривать самотёк. Тогда следует указать его. «Уважаемый Степан Степаныч!» – в этом случае существует максимальная вероятность, что Ваше письмо достигнет адресата.
4) Укажите жанр высланных им произведений. Обратите внимание на то, чтобы жанр соответствовал формату и требованиям издательства. Бессмысленно слать фантастические рассказы в женскую прозу, но замаскировав их под романтическую мистику или нереальную прозу, вы имеете некоторые шансы на успех. Если издательство ориентируется на авантюрную прозу, добавьте прилагательные «авантюрное, приключенческое» в описание Ваших творений. Но не следует описывать их излишне подробно. Опишите жанр в трёх-четырёх словах.
5) Ни в коем случае не вставляйте произведения в тело самого письма! Уточните, что оно в прикреплённых файлах. Если издательства не требуют архивации тестов, не архивируйте – архивы могут раскрываться неверно. Самораспаковывающиеся же архивы и вовсе удаляются как вирусы.
6) После приветствия, жанра, краткого описания произведений, уточните в какую серию вы их подаёте – если речь идёт о крупном издательстве. В противном случае, опять-таки, оно имеет жанр затеряться.
7) Далее, ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите в самом письме свои контактные данные. ФИО, телефон, адрес, индекс, и-мейл.
8 ) Если в Ваш список уже имеющихся публикаций входит, что-либо, помимо сетевых изданий, можете привести и его. Если только сетевые – не стоит и позориться.
9) Краткое жизнеописание, свои вкусы, надежды и чаяния – указывать НЕ НАДО. Письмо должно быть коротким, предельно понятным, вежливым и информативным.
10) В конце письма напишите: «С уважением, автор» и припишите: «Если не сложно, уведомите о получении письма». Впрочем, обольщаться не стоит – уведомят далеко не все.
Так, что же дальше?…
А дальше – ждать.
Часть 3. Переписка с издателем.
3.1. Из части издательств отказы придут сразу. «Не подошёл формат», «приём рукописей временно приостановлен», «у нас тут мор, глад и камни с неба». Ничего страшного – это совершенно естественно. Часть издательств, как самая высокоморальная, уведомит Вас, что письмо дошло, ещё часть – очевидно, святые или просто очень бедные – сообщат Вам, что рукопись поставлена на рассмотрение. Но из большинства мест Вам не ответят вообще.
Бессмысленно заваливать их просьбами о реакции – в лучшем случае, Вас добавят в чёрный список. Почему ответ не приходит? Причин может быть много.
1) В издательстве слишком большая текучка текстов. Оно физически не в состоянии отвечать каждому.
2) Издательство давно приказало «долго жить», а электронный адрес, оказавшийся у Вас – совершенно бесполезен.
3) Издательство благополучно благоденствует, но электронный адрес – неверен. К примеру, вы неточно его скопировали или получили от знакомого/нашли на форуме десятилетней давности.
В случае с романом, имеет смысл позвонить и уточнить, дошла ли рукопись. В случае же с рассказами… возможно, это стоит сделать, если данное творение Вам беспримерно дорого, либо на конкретное издательство Вы возлагаете большие надежды. В противном случае это видится мне бессмысленным.
На крупных писательских форумах, наподобие «ЭксмоФорума» в соответствующих темах, можно зачастую получить ответ от осведомлённых авторов на вопросы о том, почему молчит издательство, верен ли электронный адрес. Этой возможностью не стоит пренебрегать.
Многие издательства имеют свои группы на сайте Вконтакте – и довольно охотно отвечают на вопросы. О судьбе рукописи там спрашивать бессмысленно, но вот уточнить формат, поинтересоваться, заинтересует ли их рукопись в таком-то жанре, принимают ли они рассказы, планируют ли конкурсы – вполне реально.
3.2. В большинстве случаев следует ожидать, пока истечёт срок рассмотрения вашей рукописи. Срок рассмотрения традиционно указывают на сайте издательств. Если он не указан, его можно уточнить в электронном письме или задать вопрос в официальной группе издательства Вконтакте. Если же уточнить срок рассмотрения никоим образом не удаётся – ожидайте месяц-два, этого вполне достаточно.
По истечению срока рассмотрения поинтересуйтесь о судьбе рукописи. «Армада», «Эксмо» – отвечают быстро и охотно. В отдельных случаях ответа можно и не дождаться. Тогда имеет смысл либо, пожав плечами, забыть об этом инциденте, либо попытаться узнать о судьбе произведения по телефону. Это видится мне целесообразным в случае, если издательство расположено в Вашем регионе и в него легко дозвониться – а то и подъехать – или в том случае, если издательство достаточно солидное, крупное, и у Вас с ним связанные некоторые чаяния. В крупных издательствах срок рассмотрения может длиться годами – и телефонный звонок вполне может этот процесс ускорить.
Исходя из моего опыта – издательства разговаривают с авторами по телефону достаточно вежливо. Вас переключат на редактора, занимающегося Вашей рукописью – и, если Вам, конечно, с 15-го раза повезёт застать его на месте, может быть, Вы что-нибудь и узнаете.
3.3.
Далее события могут развиваться по нескольким сценариям.
1) Вы получили безоговорочное согласие на публикацию Ваших текстов – закройте этот документ и спляшите джигу;
2) Вы получили отказ – закройте этот документ и предайтесь размышлениям о бренности всего сущего, а потом всё-таки откройте его и дочитайте до конца;
3) Вас согласились опубликовать, если Вы доработаете (сократите, отредактируете, перепишете) так или иначе Ваш текст. На джигу не тянет, но всё-таки приятное известьице.
В тонкости авторских договоров я не буду вдаваться – на эту тему есть замечательное эссе Г.Л.Олди «Я наваял нетленку – что дальше?». К слову сказать, обязательное для прочтения тем, кто вознамерился сразится с драконами редакций в святом походе во славу литературы.
Поэтому остановимся на втором пункте.
Часть 4. Вам отказали.
Чем может быть объяснён отказ редакции?
1) В первую очередь – плохо написанным текстом. А я предупреждал – читай выше о полезности критики и литературных форумов.
2) обилием опечаток – см. выше.
3) неправильно оформленным письмом или текстом произведения – см. выше.
4) не подошло по формату – и тут уж ничего не поделаешь, но, всё-таки, это наилучшая из формулировок отказа.
5) редакционный портфель издательства заполнен (на 2012-тый год, на ближайший месяц, на годы вперёд) – тут уж ничего не поделаешь.
6) издательство приостановило приём текстов в связи с экономическим кризисом/закрылось – се ля ви.
Как следует реагировать на отказ издательства?
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
1) не вступать в жаркую полемику, доказывая литературную ценность текста – бессмысленно и может Вам испортить отношения с ними в дальнейшем;
2) посылать редактора в Жаркие Топи Вонючих Болот – Вас внесут в чёрный список, а оно Вам надо?
3) предлагать выслать «слегка подправленную копию, вот щас только один абзац перепишу»…
Что можно и нужно сделать?
1) уточнить у редактора причину отказа: низкое литературное качество/неформат – иногда отвечают.
2) выслать другой текст, желательно тщательно выверенный и в другом жанре/стиле.
3) не принятый рассказ показать знакомым, разбирающимся в литературе, попросить жёсткой критики, отнестись к ней с большим вниманием и попытаться исправить недочёты. После исправления, можно выслать туда, куда до сих пор руки не дошли. Например, в новое, недавно возникшее издательство или небольшую безгонорарную малотиражку. Или отложить на пару лет. А там перепишете ещё разок и опубликуете.
По своему опыту хочу сказать, что крайне важно сохранять с редакторами нейтрально-вежливый тон. Не стоит уверять их в своей гениальности. К проигрышу относитесь философски. Если редактор прочитал Вашу работу, отметил её как «неплохую», но не принял в силу, скажем, «неформата/слабого сюжета/нехватки психологизма», довольно высока вероятность, что последующие Ваши работы он будет читать внимательно – и рано или поздно, что-то да возьмёт. А то и вовсе – предложит написать на заказ.
Если же редактор предлагает Вам переписать более половины Вашего произведения – после чего возьмет его для публикации – соглашаться или нет, решать Вам. Но посылать его в топи всё-таки не надо.
Со временем, когда список Ваших публикаций заметно вырастет и, начинаясь с форумных сборников, Интернет-журналов, электронных альманахов, безгонорарных журналов, областных газет – перерастёт в публикации в солидных сборниках и внушающей уважение периодике – перед Вами откроются новые двери.
К Вам отнесутся с большим вниманием в глянцевых журналах – а за их гонорары стоит побороться. Вам станет легче опубликовать свои РОМАНЫ в крупных издательствах, имея за плечами публикацию текстов в «Мире фантастики», «Полдне ХХI век».
Так что просто дождитесь этого.
Часть 5. Как ещё можно опубликоваться?
Если не считать простейшего пути – рассылки текстов с помощью электронной почты, можно выделить ещё несколько способов публикации.
1. Участие в конкурсах. Немало конкурсов проводится с целью дальнейшей публикации текстов-победителей. Речь может идти как о книгах «сайт Веры Камши, «Наше дело правое», так и о журналах – «Химия и жизнь», «Мир фантастики». Это реальный шанс получить (зачастую даже гонорарную) публикацию.
2. Участие в конкурсах. Я повторяюсь? Отнюдь. Во многих конкурсах для судейства приглашаются редакторы крупных издательств или популярных журналов. Они могут обратить внимание на интересные тексты – и предложить публикацию. Это действительно происходит.
Более того, если конкурс проходит на форуме, где судьи зарегистрированы, можно обратиться к ним напрямую – через личные сообщения. Поблагодарить за комментарии к рассказу, вежливо попросить совета, как улучшить произведение. Поинтересоваться о возможности публикации в их издательстве.
Опять же – не стоит рассчитывать на слишком многое – но, чем чёрт не шутит…
3. Стать популярным автором Самиздата. Говорят, топовым авторам данного ресурса нередко приходят предложения о публикации.
4. Написать рассказ в соавторстве с человеком, уже имеющим приличный опыт публикаций. В сущности, это не такая уж и невозможная вещь – на писательских форумах можно встретить немало издающихся писателей. И, если волею судьбы у вас с ними хорошие отношения…
5. В некоторых издательствах, к примеру, в Армаде, можно опубликовать пару рассказов/повестей в конце романа. По крайней мере, раньше можно было точно.
6. Доставить рассказы издателю не по электронной почте, а лично - или отправить заказным письмом.
И, к слову – если Вы уже открыли электронную почту и лихорадочно просматриваете периодику – перед тем, как отослать письмо в редакцию, прочитайте ещё несколько небольших, но чрезвычайно полезных статей:
Г.Л.Олди «Я наваял нетленку – что дальше?»
Сергей Чекмаев. Мастер класс: как опубликоваться?
Часть 1: Первые шаги.
Часть 2: Политика начинающего автора.
Часть 3: Там, где нас ждут.
Часть 4: Я сомненья в себе истреблю…
Часть 5: О сборниках, Интернете и псведонимах
Часть 6: Звуковая революция.
Часть 7: Что наша жизнь? Игра!
Посетите также сайт Дэна Шорина, раздел «Как опубликовать рассказ».
Прочитали?
Ну тогда мне остаётся только пожелать Вам удачи!