Цитата(Комиссар @ 29.8.2015, 12:56)

Ясно. Я вот почему спрашиваю. Как-то интересовался событием, произошедшим в 1381 году, известным как "восстание Уота Тайлера".
Цитата(Комиссар @ 29.8.2015, 12:56)

В любом случае, событие интересное и носит некоторые черты социалистической революции (попытки осуществления таковой).
И теперь у меня вопрос: если в тех условиях был невозможен социализм, то какой же тогда строй мог бы образоваться в случае успеха этого восстания?
Вы глубоко копаете - это хорошо.
Действительно, требования крестьянских восстаний в Англии и Германии тех времен носили социалистические черты. Но это касалось только общих лозунгов, как конкретно реализовать этот "социализм" было непонятно. И когда дело доходило до конкретных требований и действий, они закономерно обретали... буржуазную форму.
В Англии XIV века активно развивалась промышленность и это развитие требовало больших свободных рынков, в том числе и свободного рынка рабочей силы. Феодалы, в чьих руках была сосредоточена земельная собственность и власть, на фоне серьезных социальных проблем (чума, война), увеличивали повинности, налоги и пытались законодательно жестко контролировать наемных рабочих. То есть развитие товарного производства и товарно-денежных отношений разлагало феодальное государство: в то время как производству объективно требовалась рыночная свобода, оно пыталось контролировать найм по своему, по феодальному. Например за нарушения правил найма рабочих сажали в тюрьмы, забивали в колодки, а позже за уход от нанимателя - клеймили раскаленым железом.
Такой нажим в условиях бурного развития рынка, конечно был для мелкой буржуазии, крестьян и бедноты неоправданно жестоким - они уже видели впереди перспективу новой жизни, несовместимой с феодальными повинностями, а феодальный строй старался всеми силами отсрочить свою кончину. Таким образом, объективное недовольство низших классов и объективное требование рыночной экономической свободы наложилось на общинные традиции и на ранне-христианское представление о равенстве в идеологии "церковной бедноты", что и обуславливало появление "социалистических" лозунгов.
Но каковы были реальные конкретные требования восставших? Зажиточное крестьянство требовало ликвидации крепостничества, установления единообразной земельной ренты и права свободной торговли на всей территории Англии (Майл-Эндская программа). А беднота требовала отмены "рабочего законодательства", ликвидации сословных привелегий, отмены всех форм личной зависимости, раздела церковных земель между крестьянами и возвращения общинных земель (Смитфилдская программа). Кроме последнего пункта, все требования по сути сводились к ликвидации феодального строя и расширению свободы торговли.
Об экономическом положении в Англии того времени рекомендую прочитать статью из энциклопедии "Всемирная история":
Глава XLI. Англия в XIV—XV вв. Восстание Уота ТайлераВот что там написано о последствиях этого восстания:
Цитата
Восстание Уота Тайлера сыграло важную роль в уничтожении крепостного права в Англии. В течение XV в. почти все крестьяне были переведены на денежные платежи и большинство крестьян выкупилось на волю. Весь строй феодального поместья изменился. Феодал по-прежнему являлся собственником земли, а крестьяне были «держателями» и несли повинности в его пользу. Но крестьяне в своём большинстве были уже лично свободными людьми, и их повинности не были так тяжелы, как прежде. В большинстве поместий с исчезновением барщины феодалы были вынуждены отказаться от ведения своего господского хозяйства, и в руки крестьян на условиях аренды попали обширные господские земли. С падением крупного барщинного хозяйства крестьяне стали главными производителями товаров для внутреннего и внешнего рынка. Но от всего этого выигрывала главным образом крестьянская верхушка. Рост товарности крестьянского хозяйства ещё более ускорял расслоение крестьянства, вёл к образованию слоя богатых крестьян, эксплуатировавших наёмный труд, и к росту слоя малоземельных и безземельных крестьян, принуждённых продавать свою рабочую силу. Разбогатевшие крестьяне были главными арендаторами господских земель. Наиболее преуспевавшие из этих крестьян сами переходили в ряды дворянства.
К XV в. изменился и облик значительной части английского дворянства. Многие мелкие и средние феодальные землевладельцы-рыцари жили уже не столько феодальной рентой, сколько эксплуатацией наёмного труда сельских батраков. Вместе с выходцами из богатых горожан, купившими землю, и преуспевшими зажиточными крестьянами они составили так называемое новое дворянство, тесно связанное с рынком и близкое по своим интересам к купечеству и вообще к богатым горожанам. Рост производства шерстяных тканей сделал к концу XV в. особенно выгодным овцеводство, которым и начали усиленно заниматься многие из новых дворян и богатых крестьян. Они стремились захватить в свои руки общинные земли для выпаса больших стад овец к ущербу для среднего и мелкого крестьянства. У них складывались большие хозяйства, в которых эксплуатировался наёмный труд. Так в английской деревне к концу XV в. возникли предпосылки для развитии капиталистических отношений.
А объяснениие того, как могут сочетаться "социалистические" требования с требованиями буржуазного преобразования общества в крестьянских восстаниях феодальной Англии и Германии, можно найти в работе Энгельса
"Крестьянская война в Германии" (
Вот ссылка на книжное издание).
Приведу цитату оттуда:
Цитата
Плебеи в то время были единственным классом, находившимся совершенно вне существующего официального общества. Они стояли как вне феодальных, так и вне бюргерских связей. Они не обладали ни привилегиями, ни собственностью; у них не было даже обремененного тяжелыми повинностями владения, которое имелось у крестьян и мелких бюргеров. Они были во всех отношениях неимущи и бесправны; условия их существования не имели никакого непосредственного касательства к действовавшим в то время учреждениям, которые их совершенно игнорировали. Они были живым симптомом разложения феодального и цехово-бюргерского общества и в то же время первыми предвестниками современного буржуазного общества.
Это положение плебеев объясняет, почему Плебейская часть общества уже тогда не могла ограничиться одной только борьбой против феодализма и привилегированных горожан; почему она, по крайней мере в мечтах, должна была выйти даже за пределы едва только нарождавшегося тогда современного буржуазного общества; почему она, не имея никакой собственности, должна была уже подвергнуть сомнению учреждения, представления и взгляды, которые были свойственны всем покоящимся на классовых противоречиях общественным формам. Хилиастические мечтания раннего христианства представляли удобный исходный пункт для этого. Но в то же время это стремление выйти за пределы не только настоящего, но и будущего могло быть лишь фантастическим, лишь насилием над действительностью, и первая же попытка осуществить его на практике должна была отбросить движение назад, в те узкие рамки, которые только допускались тогдашними условиями. Нападки на частную собственность, требование общности имущества неизбежно должны были выродиться в примитивную организацию благотворительности; неопределенное христианское равенство могло, самое большее, вылиться в буржуазное «равенство перед законом»; упразднение всяких властей превращалось в конце концов в учреждение республиканских правительств, избираемых народом. Предвосхищение коммунизма в фантазии становилось в действительности предвосхищением современных буржуазных отношений.
Поэтому в случае успеха этого восстания, наверное капитализм в Англии наступил бы на век раньше. Только и всего.