Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Космический корабль: названия и термины
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Страницы: 1, 2
Сергей Матвеев
Друзья, подскажите какой-нибудь "справочник" (списочек) наиболее распространённых названий узлов (фантастических) космических кораблей.

Редактирую уже почти готовый роман, хочется исправить несуразности, устранить несоответствия.
Корабль 22 века, гражданский (круизный лайнер). На современные (построенные модульным принципом и соединенные люками) не похож.

- Например, у них же явно не двери, скорее, клинкеты?
- Шлюзы
- рубка (командный центр? капитанский мостик?)
- Энергетический отсек
- трюм
- кают-компания (столовая, место отдыха и собраний)
- каюты пассажиров
- не коридоры, а палуба?
- смотровая площадка (обзорная?) -- смотреть на звёзды
- боевая рубка (отсек)?
- склады (складские каюты? Трюмные отсеки?)
- что вообще (почти всегда) бывает на кораблях?

и так далее, вопросов много.
Алексей2014
Пригодится: морские термины в Википедии. Их вполне можно подстроить под "космические". Удачи!
Сергей Матвеев
Цитата(Алексей2014 @ 28.12.2015, 13:31) *
Пригодится: морские термины в Википедии. Их вполне можно подстроить под "космические". Удачи!


Спасибо за совет! Тоже исходил из этого. Например, двери по морской терминологии называются клинкетами. Это те, что задраиваются герметично. Но не помню, чтобы где-то в НФ литературе встречал этот термин. Разве так называют двери ведущие, скажем, в пассажирскую каюту? А в командный центр?

Вот я и подумал, может, есть уже какие-то "устоявшиеся" термины.
Сампо
Цитата(Сергей Матвеев @ 28.12.2015, 15:31) *
Спасибо за совет! Тоже исходил из этого. Например, двери по морской терминологии называются клинкетами. Это те, что задраиваются герметично. Но не помню, чтобы где-то в НФ литературе встречал этот термин. Разве так называют двери ведущие, скажем, в пассажирскую каюту? А в командный центр?

Вот я и подумал, может, есть уже какие-то "устоявшиеся" термины.

первый раз слышу, чтобы двери называли клинкетами. проверьте по интернету. Насколько знаю, клинкеты относятся к судовой арматуре.
на гражданских судах и военных кораблях - двери, большие двери (на паромах) ворота, на авианосцах - противопожарные занавески или перегородки (поперек ангаров)
на подлодках - люки

А принцип использования терминологии на космических кораблях должен строится либо по аналогии с авиацией, либо - с кораблями

Шлюзы - шлюзы
- рубка - есть боевая рубка (она же командный центр, или центр управления) , а есть просто рубка (или навигационная рубка)
- Энергетический отсек - двигательный отсек,
- кают-компания (столовая, место отдыха и собраний) - кают-компания, на лайнерах - рестораны
- каюты пассажиров - каюты
- не коридоры, а палуба? - коридоры ( палуба это этажи на кораблях и судах)
- смотровая площадка (обзорная?) -- смотреть на звёзды - смотровая/обзорная/прогулочная площадка/палуба
- боевая рубка (отсек)? - боевая рубка
- склады (складские каюты? - грузовой трюм
- что вообще (почти всегда) бывает на кораблях? - гальюн ( но на лайнерах - туалеты), душевые (если нет в каютах), балконы, радиорубка,
Вот вам устройство ледоколов
Tadpole
Цитата(Сампо @ 28.12.2015, 18:33) *
первый раз слышу, чтобы двери называли клинкетами...


Называют, ещё как! Почитайте не про арматуру, а про "клинкетные двери", которые между отсеками, которые водонепроницаемые, а значит запросто можно использовать, как большие герметичные двери между любыми помещениями косм.корабля.

Рубку ещё называют "мостиком", "мостом", "ГКП".

Каюта, вроде, от одного до четырёх человек. Если больше - кубрик.

На кораблях имеются главные палубы и верхние палубы. Какая между ними разница - существенно только для морских кораблей. Все остальные "этажи" нумеруются "ярусами", но не везде. Типа: 2 этаж или вторая палуба (на англ.манер) может называться "первый ярус" и т.д. Последний этаж надстройки - спардек. Там бывают "смотровые площадки", но только на пассажирских. На остальных - локаторы, антенны связи, GPS и т.д.

Трюм - самое нижнее грузовое помещение. Над ним тоже бывают этажи - "твиндеки". Иногда, их обзывают буквами. "А" - эй левел, "В" - би левел, и т.д.

Ледоколы, конечно, хорошо, но лучше посмотреть современные пассажирские супер-лайнеры. Там уже "неземные" технологии! В том числе с выносными смотровыми площадками на кран-балках.

Удачи в творчестве! cool.gif
Сергей Матвеев
Цитата(Сампо @ 28.12.2015, 18:33) *
Вот вам устройство ледоколов


Благодарю, посмотрю!
И за пояснение некоторых терминов спасибо!
Сергей Матвеев
Цитата(Tadpole @ 28.12.2015, 21:00) *
Удачи в творчестве! cool.gif


Вы правы, надо глянуть! Благодарю!
Freecoder
Устройство "Бурана". Возможно вам пригодится.
Взято из "Энциклопедии крылатого космоса": Многоразовый орбитальный корабль "Буран"
Freecoder
Вот здесь еще посмотрите картинки и подписи к ним: "Межзвездные путешествия. Аспекты проблемы"
И вот этот интересный патент: "Звездолет с ядерной силовой установкой и атомный ракетный двигатель"
Дед Пихто
Цитата(Сампо @ 28.12.2015, 18:33) *
первый раз слышу, чтобы двери называли клинкетами.

Цитата(Tadpole @ 28.12.2015, 21:00) *
Называют, ещё как!

Сампо прав - никогда переборочные двери на судне (даже те, которые оборудованные запорным механизмом клинкетного типа) не назывались клинкетами. Клинкет - это кран особой конструкции на корабельном трубопроводе.
Говорю, как кап.2 ранга ВМФ на пенсии.. ))
Сампо
Цитата(Дед Пихто @ 28.12.2015, 22:49) *
Сампо прав - никогда переборочные двери на судне (даже те, которые оборудованные запорным механизмом клинкетного типа) не назывались клинкетами. Клинкет - это кран особой конструкции на корабельном трубопроводе.
Говорю, как кап.2 ранга ВМФ на пенсии.. ))

Вот! rolleyes.gif
годный правильный вариант переборочные двери laugh.gif
al1618
Цитата(Сампо @ 29.12.2015, 0:18) *
годный правильный вариант переборочные двери

Или люки. Есть еще такое слово - комингс - если грубо то это то что у двери называется "коробка"
А так же - трапы - это лестницы между палубами.
Сам корабль разделен на секции (это поперек) и палубы (это вдоль по вертикали) внутри секций - помещения в зависимости от типа называемые отсеками (герметичны), цистерны (заняты всяким жидким/сыпучим) но не грузом если грузом - танки, механизмами - отделениями, каюты кубрики и коридоры уже упоминали.

Дальше "кораблем" может быть только военный, грузовое или пассажирское - судно.
Дед Пихто
Цитата(al1618 @ 28.12.2015, 23:29) *
Есть еще такое слово - комингс - если грубо то это то что у двери называется "коробка"

Ну, если точнее - только нижняя часть этой "коробки". Порог, короче.

И да.. на комингс-порог ни в коем случае нельзя наступать ногой. Есличо ))
moiser
Цитата(al1618 @ 28.12.2015, 23:29) *
Дальше "кораблем" может быть только военный, грузовое или пассажирское - судно.

Э нет.
"Как корабль назовёте - так корабль и поплывёт!"
В космосе применяется вообще "сборная солянка". Там есть и двери и люки и шлюзы...
Сочинитель
Цитата(Дед Пихто @ 28.12.2015, 23:46) *
И да.. на него ни в коем случае нельзя наступать ногой. Есличо ))

Вопрос от сухопутной крысы - почему? smile.gif
Дед Пихто
Цитата(Сочинитель @ 28.12.2015, 23:51) *
Вопрос от сухопутной крысы - почему?

Голова потом очень сильно болеть будет.. smile.gif

В лучшем случае обойдётся шишкой, в худшем - сломанным носом. Об верхнюю часть "дверной коробки".

Tadpole
Извините, но я всё ещё действующий штурман. Кое-что в устройстве кораблей знаю:

Водонепроницаемые закрытия.

В водонепроницаемых конструкциях корпуса имеется много отверстий различного назначения (двери, горловины, сходные люки, иллюминаторы и т.п.). Для обеспечения непотопляемости судна все эти отверстия должны иметь специальные водонепроницаемые закрытия.
На судах применяют двери двух типов: распашные (навесные на петлях) и клинкетные (скользящие).
Распашная дверь (рис.14.а) крепится к переборке на петлях и по периметру имеет резиновое уплотнение. Двери плотно закрывают клиновидными задрайками, ручки от которых имеются по обеим сторонам двери. Распашные двери обеспечивают водонепроницаемость только при небольшом давлении воды, поэтому их устанавливают на переборках в твиндеках, а также на наружных стенках надстроек и рубок.


Рис. Водонепроницаемые двери:

а- распашная; б -клинкетная

Клинкетные двери (рис.14,б) устанавливают в водонепроницаемых переборках ниже ватерлинии и обеспечивают водонепроницаемость даже при больших напорах воды. Массивная дверная плита перемещается в вертикальных или горизонтальных пазах, закрепленных на переборке. Все клинкетные двери могут закрываться непосредственно с места установки плиты, а также с верхней палубы, для чего они имеют дистанционный привод. Двери с механическим приводом можно также закрывать с ходового мостика.
Горловины (лазы) устраивают вместо сходных люков в редко посещаемых помещениях (отсеки двойного дна, диптанки и др.). Они обычно не имеют комингсов и закрываются съемными металлическими крышками с прокладками из резины или пеньковой пленки. Крышки крепят приварными шпильками и плотно обжимают гайками.
Естественное освещение судовых помещений осуществляется через иллюминаторы, которые бывают двух типов – глухие и створчатые. Рама со стеклом в глухом иллюминаторе соединена с наружной обшивкой наглухо, а в створчатом – шарнирно, поэтому может открываться. В закрытом положении раму задраивают с помощью барашков или гаек. Как глухие, так створчатые иллюминаторы имеют штормовые крышки, которыми закрывают иллюминаторы в штормовую погоду и в случае повреждения стекла.

Еле отыскал: http://litterref.ru/bewjgemerotrujgrna.html
Сампо
Цитата(Tadpole @ 29.12.2015, 9:16) *
Извините, но я всё ещё действующий штурман. Кое-что в устройстве кораблей знаю:

спасибо за ссылку, но сокращают ли название клинкетная дверь до клинкета?
Дед Пихто
Цитата(Сампо @ 29.12.2015, 10:39) *
но сокращают ли название клинкетная дверь до клинкета?

Никогда. Ибо путаницу в управление кораблём это внести может..
Фраза "Он зашёл в радиорубку и плотно закрыл за собой клинкет" - вопиюще бессмысленна.

А вот на подводных лодках чуть по-другому.. Там переборочные люки между отсеками - круглые, с круговым кремальерным затвором. И замок на таком люке иногда называет просто кремальерой.
"Кремальера медленно повернулась и в открывшемся люке показалась плешивая голова радиста.."
Комиссар
Цитата(Сергей Матвеев @ 28.12.2015, 12:13) *
Редактирую уже почти готовый роман, хочется исправить несуразности, устранить несоответствия.
Корабль 22 века, гражданский (круизный лайнер). На современные (построенные модульным принципом и соединенные люками) не похож.

Если правда хотите исправить несуразности, устранить несоответствия - знать термины недостаточно. Нужно также знать корабельную организацию (должностные обязанности экипажа, несение вахт, распорядок дня и т.д.), специфику жизни на корабле, существующие правила и традиции.
Попросите кого-нибудь из присутствующих морских специалистов взять Ваше произведение на вычитку.
Можно даже за отдельную плату. biggrin.gif
Cyrus
А зачем круизному лайнеру боевая рубка?
Комиссар
Цитата(Cyrus @ 29.12.2015, 18:45) *
А зачем круизному лайнеру боевая рубка?

Может, в XXII веке в космосе пираты лютуют? Если так, то и артустановка лишней не будет. tongue.gif
Сергей Матвеев
Цитата(Cyrus @ 29.12.2015, 19:45) *
А зачем круизному лайнеру боевая рубка?

Цитата(Комиссар @ 29.12.2015, 19:48) *
Может, в XXII веке в космосе пираты лютуют? Если так, то и артустановка лишней не будет. tongue.gif


Резонный вопрос. Представлялось, что это некоторый рудимент. Но что-то для защиты есть, надо же иногда какой-нибудь летящий прямёхонько в лоб предмет сбивать. Вот что у меня на эту тему в тексте:

Когда мы впервые оказались на Обзорной площадке, я сразу поняла, что буду проводить тут много времени. Уже ради этого стоило отправиться в космическое путешествие. Это была просторная комната в носу корабля, в которой стены, пол и потолок сделаны из прозрачного экзопластика. По словам гардемарина, эти хрупкие на вид стены способны выдержать прямое попадание небольшого метеорита. Впрочем, защитные системы корабля не дадут этому произойти. Пульт офицера противокосмической обороны мы посетили незадолго до этого. У него там целый военный арсенал для расщепления встречных астероидов и тому подобных нужд заготовлен.
Ну типа Я
Цитата(Комиссар @ 29.12.2015, 19:48) *
Может, в XXII веке в космосе пираты лютуют? Если так, то и артустановка лишней не будет. tongue.gif

Пираты могут появиться только в случае, если космические полеты станут крайне дешевыми. Это по стоимости примерно во сколько обходился средневековый морской корабль на душу населения.


Цитата(Сергей Матвеев @ 29.12.2015, 19:54) *
Резонный вопрос. Представлялось, что это некоторый рудимент. Но что-то для защиты есть, надо же иногда какой-нибудь летящий прямёхонько в лоб предмет сбивать.

Это вряд ли вообще когда-нибудь будет.
Во-первых, скорость сближения в среднем будет десятки километров в секунду. Даже если предположить, что локация успеет отработать, то исполнительные механизмы (наведение, пуск, сопровождение и т.п) уж точно не успеют.
А во-вторых, это заблуждение, что можно расстрелять достаточно большой надвигающийся объект. Даже если его удастся разрушить, это не только не устранит столкновение, а наоборот увеличит вероятность столкновения. Никакого разлета осколков не будет. Объект просто превратится в облако осколков, которые по большей части сохранят тоже направление движения, что и сам объект. Скажем километровый астероид превратится в десяти километровое облако отдельных каменных глыб, двигающееся в прежнем направлении и прежней скоростью, только и всего.
Комиссар
Цитата(Сергей Матвеев @ 29.12.2015, 18:54) *
Резонный вопрос. Представлялось, что это некоторый рудимент. Но что-то для защиты есть, надо же иногда какой-нибудь летящий прямёхонько в лоб предмет сбивать. Вот что у меня на эту тему в тексте:

Когда мы впервые оказались на Обзорной площадке, я сразу поняла, что буду проводить тут много времени. Уже ради этого стоило отправиться в космическое путешествие. Это была просторная комната в носу корабля, в которой стены, пол и потолок сделаны из прозрачного экзопластика. По словам гардемарина, эти хрупкие на вид стены способны выдержать прямое попадание небольшого метеорита. Впрочем, защитные системы корабля не дадут этому произойти. Пульт офицера противокосмической обороны мы посетили незадолго до этого. У него там целый военный арсенал для расщепления встречных астероидов и тому подобных нужд заготовлен.

1. "Обзорную площадку" имеет смысл заменить на "астрономическую палубу".
2. Сомнительно, что прозрачная сфера (или полусфера?) способны выдержать попадание метеорита. К тому же, не забывайте о космической радиации. Современные технологии позволяют воссоздавать небесную сферу в изолированном помещении при помощи сети наружных камер и внутренних экранов.
3. "Пульт офицера противокосмической обороны" лучше заменить на "центральный командный пункт" (ЦКП), из которого осуществляется общее управление всеми корабельными системами вооружения и "боевые посты" (БП), в которых непосредственно размещены системы управления ракетным/артиллерийским/лазерным оружием (если таких систем несколько).
Хотя обычно в такие помещения гражданских не пускают из соображений безопасности, а иногда и секретности.
Cyrus
Цитата(Ну типа Я @ 29.12.2015, 23:09) *
Пираты могут появиться только в случае, если космические полеты станут крайне дешевыми. Это по стоимости примерно во сколько обходился средневековый морской корабль на душу населения.



Это вряд ли вообще когда-нибудь будет.
Во-первых, скорость сближения в среднем будет десятки километров в секунду. Даже если предположить, что локация успеет отработать, то исполнительные механизмы (наведение, пуск, сопровождение и т.п) уж точно не успеют.
А во-вторых, это заблуждение, что можно расстрелять достаточно большой надвигающийся объект. Даже если его удастся разрушить, это не только не устранит столкновение, а наоборот увеличит вероятность столкновения. Никакого разлета осколков не будет. Объект просто превратится в облако осколков, которые по большей части сохранят тоже направление движения, что и сам объект. Скажем километровый астероид превратится в десяти километровое облако отдельных каменных глыб, двигающееся в прежнем направлении и прежней скоростью, только и всего.


А вот это скользкий момент. Если средневековому корабелу рассказать про корабли с корпусом из металла, способные выжимать 30 и более узлов в час, да еще и без парусов -- он тоже скажет, что это невозможно.))
Комиссар
Цитата(Ну типа Я @ 29.12.2015, 19:09) *
Пираты могут появиться только в случае, если космические полеты станут крайне дешевыми. Это по стоимости примерно во сколько обходился средневековый морской корабль на душу населения.

Согласен. Низкая стоимость производства космических кораблей должна сочетаться с низким уровнем контроля за перевозками.
Цитата(Ну типа Я @ 29.12.2015, 19:09) *
Это вряд ли вообще когда-нибудь будет.
Во-первых, скорость сближения в среднем будет десятки километров в секунду. Даже если предположить, что локация успеет отработать, то исполнительные механизмы (наведение, пуск, сопровождение и т.п) уж точно не успеют.
А во-вторых, это заблуждение, что можно расстрелять достаточно большой надвигающийся объект. Даже если его удастся разрушить, это не только не устранит столкновение, а наоборот увеличит вероятность столкновения. Никакого разлета осколков не будет. Объект просто превратится в облако осколков, которые по большей части сохранят тоже направление движения, что и сам объект. Скажем километровый астероид превратится в десяти километровое облако отдельных каменных глыб, двигающееся в прежнем направлении и прежней скоростью, только и всего.

При достаточно мощных средствах радиолокации дальнего обнаружения проще осуществить манёвр на расхождение с целью, чем пытаться её расстрелять. smile.gif
Ну типа Я
Цитата(Cyrus @ 29.12.2015, 20:28) *
А вот это скользкий момент. Если средневековому корабелу рассказать про корабли с корпусом из металла, способные выжимать 30 и более узлов в час, да еще и без парусов -- он тоже скажет, что это невозможно.))

Здесь ключевое слово себестоимость, а не технические особенности. Современный корабль обходится на душу населения примерно в ту же сумму.
В космических полетах в данное время существует одно ограничение, которое пока никто не знает как обойти. Это энергия для движения и жизнеобеспечения. Неважно что дает эту энергию химическое топливо, ядерное или еще какое, но производить это топливо в нужных количествах и с приемлемой себестоимостью в ближайшие сотни лет вряд ли появятся возможности. Скорее всего космические полеты станут полноценной реальностью, когда появятся принципиально иные способы движения или получения энергии, нежели известные сейчас.
al1618
Цитата(Сергей Матвеев @ 29.12.2015, 20:54) *
Резонный вопрос. Представлялось, что это некоторый рудимент. Но что-то для защиты есть, надо же иногда какой-нибудь летящий прямёхонько в лоб предмет сбивать. Вот что у меня на эту тему в тексте:

1. рубка может быть "доп вариантом" практически любой корабль имеет варианты быстрой модификации для использования его как вспомогательное военное судно - лайнеру впрочем даже это не нужно, это практически готовый транспорт или плавучий госпиталь.
А "боевая рубка" это росто осбо защищенное помещение куда выведены органы управления связь и т.д.
например в "марисианке Кэйн" схожее помещение применяется для защиты от радиации при вспышках на солнце
Цитата(Ну типа Я @ 29.12.2015, 21:09) *
Это вряд ли вообще когда-нибудь будет.

Простите но у вас сборище несуразностей:
1. При сталкновении на скорости в десятки км/с тело внезависимости о размера будет разрушено - при достаточности энергии превратится в плазму (а плазма разлетится как любой газ) при недостаточности - в микропорошок (т.н. "реологический взрыв") который тоже будет разбросан на большую площадь.
Главное при этом - попасть. Причем достаточно практически дробины.

Утверждение что "не успеет реагировать" тоже несостоятельно - дальность радиолокации на земле сильно сокращает кривизна поверхости и маневрирование цели. А тут расстояния космические и баллистические траектории.
Проблемой может быть разве что разрешающая способность радаров - все же обследовать нужно объем а не относительно малую "плоскость"
Цитата(Комиссар @ 29.12.2015, 21:20) *
2. Сомнительно, что прозрачная сфера (или полусфера?) способны выдержать попадание метеорита.

Иллюминаторы на космических станциях далеко не самое слабое место. Толстое стекло в плане сопротивлямости превосходит металл (из за аморфной стркуктуры) . Свинцовое стекло (хрусталь) защищает от радиации надежней стали.
Цитата(Cyrus @ 29.12.2015, 21:28) *
А вот это скользкий момент. Если средневековому корабелу рассказать про корабли с корпусом из металла, способные выжимать 30 и более узлов в час, да еще и без парусов -- он тоже скажет, что это невозможно.))

Ага тем более сто современные "чистые парусники" вроде споривных яхт и катаморанов легко дают за 30-ть узлов и даже сорок пятдесят. (рекорд почти 60-т узлов)
То есть ничего особо не мешало строить столь же скоростные суда в то время - кроме развития математики и моделирования.
al1618
Цитата(Ну типа Я @ 29.12.2015, 21:52) *
В космических полетах в данное время существует одно ограничение, которое пока никто не знает как обойти. Это энергия для движения и жизнеобеспечения.

Это ограничение давно решено - ядерно реактивные двигатели и ядерные реакторы.
И то и то испытано с 60-х годов и доведено до уровня рабочих образцов.
Вопрос в политической воле.
Алекс Унгерн
Двери на флоте клинкетами никто не называет - люк. Клинкет это, скорее, устройство запирания двери.
Tadpole
Заклёпка на заклёпке.

Пусть автор сам решает что и как называть. Пусть придумает своё закрытие для вылета челноков / спасательных шлюпок и т.д.

P.S. Если в аварийной ситуации кто-нибудь крикнет: "Задраить клинкет!" думаю, никто не побежит к пожарному клапану/вентилю/задвижке/гидранту.
Сергей Матвеев
Цитата(Tadpole @ 30.12.2015, 11:14) *
P.S. Если в аварийной ситуации кто-нибудь крикнет: "Задраить клинкет!" думаю, никто не побежит к пожарному клапану/вентилю/задвижке/гидранту.


Да, это я уже понял. Наверное, оставлю просто двери (в обычные каюты и в отсеки).

Хотя есть одно "но". У меня по сюжету в какой-то момент старпом вынужден будет запереться в командном центре (капитанском мостике?). А захвативший корабль противник будет оценивать возможность "прожечь" лазерным резаком двери командного центра. И отбросит эту идею, так как они как раз от такого защищены (многослойная сталь или какой-нибудь материал из будущего).

Как-то не с руки называть и их тоже "дверями".
Сергей Матвеев
Цитата(Комиссар @ 29.12.2015, 20:20) *
"Пульт офицера противокосмической обороны" лучше заменить на "центральный командный пункт" (ЦКП), из которого осуществляется общее управление всеми корабельными системами вооружения и "боевые посты" (БП), в которых непосредственно размещены системы управления ракетным/артиллерийским/лазерным оружием (если таких систем несколько).


Но командный центр, откуда идёт управление всеми системами корабля, уже есть. Надо как-то иначе этот отсек обозвать, где "зенитчик" сидит

Цитата(Комиссар @ 29.12.2015, 20:20) *
Хотя обычно в такие помещения гражданских не пускают из соображений безопасности, а иногда и секретности.


В принципе, да. Расслабились они там, в 22 веке, после полувека мира
Сергей Матвеев
Цитата(Freecoder @ 28.12.2015, 22:46) *
Вот здесь еще посмотрите картинки и подписи к ним: "Межзвездные путешествия. Аспекты проблемы"
И вот этот интересный патент: "Звездолет с ядерной силовой установкой и атомный ракетный двигатель"


Благодарю Вас! Интересно!
Сергей Матвеев
Цитата(Дед Пихто @ 29.12.2015, 13:04) *
Фраза "Он зашёл в радиорубку и плотно закрыл за собой клинкет" - вопиюще бессмысленна.


Благодарю Вас! Такие фразу уберу, осознал всю их бесмысленностЬ!
Сергей Матвеев
Цитата(Дед Пихто @ 29.12.2015, 13:04) *
Никогда. Ибо путаницу в управление кораблём это внести может..
Фраза "Он зашёл в радиорубку и плотно закрыл за собой клинкет" - вопиюще бессмысленна.

А вот на подводных лодках чуть по-другому.. Там переборочные люки между отсеками - круглые, с круговым кремальерным затвором. И замок на таком люке иногда называет просто кремальерой.
"Кремальера медленно повернулась и в открывшемся люке показалась плешивая голова радиста.."


А если вот такая дверь? Как она называется и как называется поворотный механизм (рычаг на ней)? Кремальерный?
В таком случае, скорее всего, нужно назвать его рычагом, иначе просто читатель не поймёт.

Комиссар
Цитата(Сергей Матвеев @ 30.12.2015, 11:33) *
А если вот такая дверь? Как она называется и как называется поворотный механизм (рычаг на ней)? Кремальерный?
В таком случае, скорее всего, нужно назвать его рычагом, иначе просто читатель не поймёт.


Как ни странно, она так и называется - "дверь". В словарях ещё встречается слово "клинкет", но на корабле я ни разу не слышал это слово в употреблении.
А устройство для запирания двери называется "задрайка".
"Задраить водонепроницаемые переборки" - команда, подаваемая на кораблях по тревоге, по которой эти двери (а также люки) задраиваются.
"Переборка" - это "стенка" между отсеками.
Сергей Матвеев
Цитата(Комиссар @ 30.12.2015, 12:41) *
А устройство для запирания двери называется "задрайка".


Отлично! Образ появляется!

Цитата(Комиссар @ 30.12.2015, 12:41) *
Как ни странно, она так и называется - "дверь". В словарях ещё встречается слово "клинкет", но на корабле я ни разу не слышал это слово в употреблении.


Тогда пусть везде будут именно двери. Разве что в Центр управления должно быть что-то другое. Массивные, съезжающие в сторону, исключительно плотные. Ворота? Люк? Пока не подобрал термин...
Комиссар
Цитата(Сергей Матвеев @ 30.12.2015, 11:45) *
Тогда пусть везде будут именно двери. Разве что в Центр управления должно быть что-то другое. Массивные, съезжающие в сторону, исключительно плотные. Ворота? Люк? Пока не подобрал термин...

Сейф-дверь.)))
Дед Пихто
Цитата(Комиссар @ 30.12.2015, 12:41) *
А устройство для запирания двери называется "задрайка".

Ну, почти..

- Задрайки - это гайки с барашками для дополнительной герметизации люков, крышек иллюминаторов и некоторых дверей. Расположены всегда с внешней стороны.
- Также Задрайки - это поворотные клинья на двери или крышке люка с внутренней стороны, которые через систему тяг управляются одной главной рукояткой или колесом.

Задрайки всех видов более равномерно прижимают периметр крышки к резиновому уплотнителю, обеспечивая лучшую герметичность.





А вообще, народ, лучше не использовать редкие и малопонятные обычному обывателю термины.. Одна часть читателей вас просто не поймёт, а другая часть будет над вами смеяться.

Цитата(Сергей Матвеев @ 30.12.2015, 12:45) *
Массивные, съезжающие в сторону, исключительно плотные. Ворота? Люк? Пока не подобрал термин...

А вот над этим я и сам ломаю голову. Хочется шоб и красиво, и технологично.. smile.gif
Комиссар
Цитата(Дед Пихто @ 30.12.2015, 12:56) *
Ну, почти..

- Задрайки - это гайки с барашками для дополнительной герметизации люков, крышек иллюминаторов и некоторых дверей. Расположены всегда с внешней стороны.
- Также Задрайки - это поворотные клинья на двери или крышке люка с внутренней стороны, которые через систему тяг управляются одной главной рукояткой или колесом.

Задрайки всех видов более равномерно прижимают периметр крышки к резиновому уплотнителю, обеспечивая лучшую герметичность.

Функция та же, только исполнено в виде поворотного вентиля.
Не вижу причин, почему нельзя назвать его "задрайкой".
Дед Пихто
Цитата(Комиссар @ 30.12.2015, 14:03) *
Не вижу причин, почему нельзя назвать его "задрайкой".

Да называйте, как хотите.. только поймёт ли Вас читатель? smile.gif
Вот прямо сейчас подойдите к любому сотруднику на работе или к родственнику дома, прижмите его к стене и, сурово глядя в глаза, спросите: Ты знаешь, мерзавец, что такое ЗАДРАЙКА?
Его ответ потом процитируйте здесь..
Комиссар
Цитата(Дед Пихто @ 30.12.2015, 13:25) *
Да называйте, как хотите.. только поймёт ли Вас читатель? smile.gif
Вот прямо сейчас подойдите к любому сотруднику на работе или к родственнику дома, прижмите его к стене и, сурово глядя в глаза, спросите: Ты знаешь, мерзавец, что такое ЗАДРАЙКА?
Его ответ потом процитируйте здесь..

Эксперимент будет некорректен, т.к. отец - морской ракетчик (кап. 2 ранга запаса), жена - судовой кок по специальности, а коллега по работе - бывший судомеханик на БМРТ. biggrin.gif
Дед Пихто
Цитата(Комиссар @ 30.12.2015, 14:51) *
Эксперимент будет некорректен, т.к. отец - морской ракетчик (кап. 2 ранга запаса), жена - судовой кок по специальности, а коллега по работе - бывший судомеханик на БМРТ.

Можно ещё к прохожим на улице поприставать smile.gif

Не, ну шутки-шутками, только действительно зачем морочить голову читателю специфичной терминологией?
Можно же написать проще - "Поворотом колеса Будулай разблокировал герметичную дверь и вошёл в шлюз. Коней не было.." )))
Сергей Матвеев
Цитата(Дед Пихто @ 30.12.2015, 14:58) *
Не, ну шутки-шутками, только действительно зачем морочить голову читателю специфичной терминологией?
Можно же написать проще - "Поворотом колеса Будулай разблокировал герметичную дверь и вошёл в шлюз. Коней не было.." )))


Нравится Ваш подход! smile.gif
Сергей Матвеев
Цитата(Комиссар @ 30.12.2015, 14:51) *
Эксперимент будет некорректен, т.к. отец - морской ракетчик (кап. 2 ранга запаса), жена - судовой кок по специальности, а коллега по работе - бывший судомеханик на БМРТ. biggrin.gif


Прошу прощения, если некорректный вопрос. Вы тоже морской офицер?
Комиссар
Цитата(Сергей Матвеев @ 30.12.2015, 14:45) *
Прошу прощения, если некорректный вопрос. Вы тоже морской офицер?

Так точно.
Капитан-лейтенант запаса. smile.gif
Akai
Цитата(Сергей Матвеев @ 30.12.2015, 11:57) *
Как-то не с руки называть и их тоже "дверями".

В бомбарях, в шахтах и т. п. непростых местах примерно такие супердвери называются просто дверями. Правда, обычно с эпитетом взрывозащищённая (или бронированная).

Если всё же дверь категорически не нравится, назовите её гермодверью. Или как метрострой и работники метрополитена свои перегонные металлоконструкции называют — гермозатвором (вообще говоря, в этом слове размера нет, но там реально ворота, а не двери) или гермоствором, гермостворкой — и понятно и необычно.

Цитата(Сергей Матвеев @ 30.12.2015, 12:33) *
А если вот такая дверь? Как она называется и как называется поворотный механизм (рычаг на ней)? Кремальерный?

Это обычная гермодверь. Чтобы сказать, как называется механизм, надо смотреть внутрь двери. Если что, я фильма не видел, поэтому не в курсе, что там на ней. Если колесо — штурвала на двери быть не может! — то не исключено, что для запирания действительно используется кремальера (это зубчатая рейка с шестернёй вообще-то), но может быть и цепной механизм со звёздочкой или ещё какой-нибудь. А если там один рычаг или ступица с тремя (обычно их столько, если больше одного) рычагами, то никакой кремальеры нет — сто процентов, и управление ригелями двери осуществляется, скорей всего, через систему тяг. Так что рычаг на двери — просто рычаг.
Алекс Унгерн
Вообще, все просто. Если космический корабль военный, то есть смысл применять специфические морские термины. Если грузо-пассажирский, научный, то дверь это дверь, а не люк; грузовой отсек не трюм, кухня не камбуз, стена не переборка, порожек не комингс, носки не караси... Палуба это палуба.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.