Альманах фантастики "Полдень"

20
Альманах фантастики "Полдень"
В группе представлены новости по подготовке и выпуску альманаха фантастики «Полдень», продолжающего традиции журнала Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век».

В настоящее время редакция журнала выпускает тиражный альманах «Полдень», все выпуски которого можно приобрести в интернет-магазине «Ленкниготорг»:




Отдельные номера альманаха продаются также в других интернет-магазинах:

Первый:



Третий:


По слухам, второй тоже можно заказать в «Буквоеде»

Стена группы

Загрузка...
Ник. Романецкий #
Выпуск № 5 отправился в верстку.

Содержание:
Замыслы и воплощения
Андрей Федоров. Кто-то из них. Рассказ
Евгений Лукин. Подсознательная история. Рассказ
Марина Дробкова. Продавщица льда. Рассказ
Вадим Вознесенский. Слямбдздили. Рассказ
Ксения Котова. Лазурные небеса, изумрудная земля. Рассказ
Светлана Волкова. Умари. Рассказ
Жаклин де Гё. Соседи. Рассказ
Кристина Руденко. Разные. Рассказ
Мария Акимова. Ублюдок будущих времен. Рассказ
Мария Фомальгаут. Редкий экземпляр. Рассказ

Задачи и решения
Алена Волкова. Полное имя. Рассказ
Агата Родионова. Полдень. Рассказ
Дарья Тартушкина, Матвей Зайцев. Айдара. Рассказ
Эдуард Шауров. Экорше. Рассказ
Михаил Ера. А оно им надо? Рассказ
Виталий Придатко. Ангел мест. Миниатюра

Личности и размышления
Михаил Шавшин. Перекрестки мысли

Планируемый выход в свет — август.
Загрузка...
Ник. Романецкий #
в пятый тиражный «Полдень» предварительно приняты следующие произведения:
Мария Акимова «Ублюдок будущих времен»
Вадим Вознесенский «Слямбдздили»
Алена Волкова «Полное имя»
Светлана Волкова «Умари»
Марина Дробкова «Продавщица льда»
Михаил Ера «А оно им надо? »
Ксения Котова «Лазурные небеса, изумрудная земля»
Евгений Лукин «Подсознательная история»
Агата Родионова «Полдень»
Дарья Тартушкина, Матвей Зайцев «Айдара»
Андрей Федоров «Кто-то из них»
Мария Фомальгаут «Редкий экземпляр»
Михаил Шавшин «Перекрестки мысли»
Александра Шадрина «Время»
Эдуард Шауров «Экорше»

Окончательное содержание (с миниатюрами) будет позже.
Загрузка...
Ник. Романецкий #
Где купить альманах?
Альманах Полдень снова появился в Буквоеде (по 306 руб)
Полдень № 1 www.bookvoed.ru/book?id=7167890
Полдень № 3 www.bookvoed.ru/book?id=7290117
Второй пока не обнаружен.
Кроме того первый по-прежнему продается в МайШопе (по 233 руб) my-shop.ru/shop/books/2523271.html?b45=2_1
Загрузка...
Светлана Васильева #
До окончания приема рукописей и регистрации на Полдневский семинар Интерпресскона осталось четыре дня.
Крайний срок присылки — 7 апреля.
Подробности:
interpresscon.ru/polsem.html
Загрузка...
Ник. Романецкий #
Первый выпуск «Полдня» — глазами Валерия Сабитова

Уж «Полдень» наступил…
(Опыт читательского обзора. Предмет рассмотрения – Альманах фантастики «Полдень». Выпуск 1. С.–П. 2016)

Начну с вопроса к Подлинным Почитателям Поразительного: вы когда-нибудь держали в руках птицу Феникс? В момент, когда она возродилась из собственного пепла? И я нет. Но, взяв в руки бумажный «Полдень», ощутил тепло и волнение. Давненько не испытывал такого притяжения при встрече с новой книгой. И в момент прикосновения понял: вот он, возрожденный Феникс нашей (и моей!) научной фантастики!
Порядок рассмотрения вещей, включенных в Альманах, не соответствует их расположению в нём. Начал я со статьи Дмитрия Казакова и эссе Антона Первушина из рубрики «Личности и размышления». Думаю, правильнее было бы ими открыть Альманах. Но, видимо, в издательском деле свои традиции.
Итак, Д. Казаков и его размышления под заголовком «ТРИ КИТА И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ… или Немного об истоках лингвистической фантастики».
Очень полезно для пишущих и читающих, и зацепило меня при первом пролистывании Альманаха. Крючок в статье спрятал автор. Увлёк анализ лингвоистоков литературной фантастики и способов построения языковой картины незнакомых миров. На мой взгляд, достоверность в научной фантастике просто невозможна без опоры на лингвистику как в широком мировоззренческом, так и в утилитарном описательном смыслах. Мышление автора, речь героев… Казаков опирается на анализ зарубежной фантастики. И отмечает, что там применение разработанной языковой картины мира ограничивается в лучшем случае десятками примеров. А в фантастике русскоязычной? Вопрос остаётся без ответа. Ниже попытаюсь объяснить, почему.
Научная фантастика, по определению, опирается на научную картину мира (НКМ). В других жанрах её, НКМ, искать напрасно. Потому там сложно и с лингвистической составляющей. Но и в текстах, претендующих на принадлежность к НФ, частенько видим лишь набор «ходовых» слов, расположенных в авторском порядке. Какой контекст здесь можно обнаружить? Для его наличия требуется критическая масса лексикона. Вт почему значительная часть текстов не подлежит лингвоанализу, ввиду отсутствия лингво-составляющей авторской картины мира.
Анализ Д. Казакова, уверен, продолжится на страницах Альманаха. Считавшаяся гипотезой теория Сепира-Уорфа в свете последних достижений в исследовании элементарных частиц и хромодинамики получила прямое подтверждение. Суть её в том, что мы взаимодействуем с тем объективным миром, который имеет место в нашем сознании. А в нем он складывается из узловых категорий, общих понятий, скрепленных нитями из определенного множества слов. Мы эту сеть, сохранённую в памяти, набрасываем на бесконечную реальность. Что смогли накрыть – то и имеем. С этим кусочком (или срезом) и приходится иметь дело. Кто-то удовлетворён им, кто-то продолжает осваивать новые понятия, расширяет свою сеть. Язык может быть русским, японским, орковским или диалектом эльфов, но включает в себя и знания физики, астрономии, химии, психологии… Так лингвистическая картина мира вписывается в картину научную, общую. Иначе получится кухонный или улично-базарный текст.
Таким образом: что пишем-читаем, то имеем в реальности. Если в моём лексиконе нет понятия, обозначающего красный цвет, то мне нельзя за руль. Если в нём нет слова «электрон», то в моей жизни нет электричества как понятия. Есть пустая бирка с незначащим словом. А прикосновение к оголенному проводу я объяснить и понять не смогу. Магия! Как и работу процессора в компьютере. Кусок кремния, в котором что-то происходит, таинственное и непонятное. Мистика!
Каким наша научная фантастика описывает ближнее или дальнее будущее – таким оно и случится. Пока реализуется слабенький, полупрозрачный вариант. Его легко оттесняет мир орков и вурдалаков.
Делу предшествует подготовка. Какова вселенная автора, таков будет и его текст. Какова подготовка читателя, таково будет и его восприятие авторского мира. Достоевский с Гегелем не для второклассника. Колыбельная не для фермера или менеджера.
Эссе Антона Первушина «РОМАНТИК ВЫСОКОГО ПУТИ» – краткий и предельно сжатый анализ процесса экспансии человечества и российской её части в космос, а также отражения его в научной фантастике. Романтика для Антона – двигатель этого двуединого процесса. Интересно подано! Но проникновение автора в тему заканчивается как-то внезапно, оставляя ощущение незавершенности.
Интересно дополнить или продолжить эту красивую попытку, постулирующую коллапс в русскоговорящем мире как освоения внеземного пространства, так и его отражения в НФ. А может быть, сложившийся как бы сам собой путь технической экспансии тупиковый? Весь научно-технический прогресс – стратегическая ошибка? Если так, хорошо бы ответить на вопрос: почему так случилось? Автор озабочен этими проблемами, они присутствуют в скрытом контексте. Не потому ли он связал романтику с душой, пусть даже легким касанием?
Нынешний застой практической космонавтики в России – это почти не осознаваемый, но необходимый период «выжидания». Запад и Китай вот-вот выйдут на предел потенциала. Качественный прорыв в Космос уже не зависит от количества вложенных ресурсов. Скачок при сохранении имеющейся НКМ невозможен.
Необходимость смены стратегии развития скоро станет явной. И снова она созреет в России! Но предварительно её выплеснет на уровень осознания русскоязычная НФ. Современная западная фантастика тесно привязана к царящим научным догмам и не способна генерировать принципиально новые идеи. Для этого надо остановиться, замереть, осмотреться. Как раз такое, предобновленческое, состояние у российской НФ. Но обновление не состоится само собой. Авторам и любителям НФ придётся поработать мыслью, словом и делом. И сплотиться вокруг «Полдня». Вначале – на виртуальной площадке.
Иначе русская научная фантастика растворится в океане пустых слов. А светлые мечты о проникновении в романтическое будущее захлебнутся в практической бесперспективности.
––––––– * –––––––
Открываем первый раздел сборника, «Замыслы и воплощения»,
Повесть Константина Шабалдина «ШАГАТЕЛИ».
Пока читаю, делаю пометки. Следуя ориентирам, расставленным автором между строк. С интересом и удивлением вживаюсь в тщательно выписанный, рельефный мир. Удивляюсь тому, что он кажется знакомым и в то же время неузнаваемым. Достоверность в деталях описаний и языка заставляют вслед за Станиславским воскликнуть: «Верю!». Вселенная повести оказывается двухслойной. Маленькая зона копирует большую, размером в планету…
«Да, переписывали книги, картины, стихи и песни. По сути, мы создали уникальную культуру, и у нас неплохо получилось, если за несколько поколений никто не догадался об её искусственно происхождении».
События, описания диалоги… Напряжение, расслабление… Язык повести естественен. Я уверенно плыл в море слов, пока в ухо что-то не ударило.
«Иди в жопу, старый дурак!» – произнёс рядом девичий голос. И меня выбросило из пространства текста. Автор не смог найти подходящий синоним? А ведь её ждёт через несколько страниц не огороженная моральными запретами, но всё же искренняя первая любовь! А тут – сочный плевок среди людей на праздничной площади. Слово явно не из литературного, да и повседневного словаря автора, это чувствуется по контексту. Если бы его произнес грубый Шагатель беспринципному Спице Колеса, – представителю высшего сословия, – иное дело.
Что ж, время такое – жаргоны, грубые словечки успешно штурмуют книжную территорию. Литературный стиль скоро будет неотличим от уличной и кухонной манеры словообмена на нашем кусочке планетарной зоны. Которая, не исключено, совпадёт с описанной в повести. И что тут будет первично, текст или реальность, уже никто не ответит.
Успокоившись, вернулся на страницы. И скоро получил награду за стойкость – авторское стихотворение. Несомненно, оно устремится «в народ» и обретёт свою мелодию. Впрочем, сами убедитесь, время торопит перемены.
Замысел повести – оригинален. А его мастерское воплощение не дает бежать «по диагонали», заставляет шагать по строкам «Шагателя».
И вот, где-то в середине повести вспомнил, откуда «дежа вю», – давным-давно мне снился сон с похожим сюжетом! Мистика? Нет, просто мы плохо понимаем взаимосвязь времён и личностных картин мира. Такое проникновение – тоже признак настоящей фантастики.
Многоплановая интрига не отпускает, внутренний мир героев влечёт к сопереживанию. Хочется выразить своё отношение к развитию событий повести. Но не стану, чтобы не сбивать читательский аппетит.
Антиутопия? Не знаю. Ведь на страницах недозавершённое настоящее. Взгляд вглубь, в суть противоречий нашего радикализированного общества. Маленьких зон разве у нас нет? А большая, планетарная, – она–то естественна? Автор не говорит об этом вслух. Я не сразу нашел ответ на этот вопрос. Он – в контексте.

Марина Коптева. «ЛУНАР ДТП»
Углубился в текст и сразу насторожился: «…и долго ещё клубы пыли висели над серым безжизненным грунтом». А речь, как понятно из названия – о Луне. Понятием грунт мы привыкли обозначать фрагменты ГЕОлогической среды. Может быть, более подойдёт реголит? И тогда притяжение Луны не даст повиснуть клубам пыли в вакууме.
Но завязка сюжета заставила забыть о лунной пыли. И если не пометка карандашом на полях, не вспомнил бы. Мы попали во время, когда спутник Земли активно обживается, там уже действуют правила дорожного движения. А у водителей–операторов, работающих на земных ЦУПах, в ходу астрология.
Мастерство автора заставляет меня пристально следить за действиями трёх селеноходов, сконструированных по-разному тремя земными цивилизациями. Три центра управления, три дороги, три свода правил поведения на дорогах. И вот, ведомые тягой к призу, они встречаются на перекрестке. И возникает коллизия, которая разрешается взаимодействием МИДов.
Поучительно! Предупредительно! А какие правила дорожного движения у внеземных цивилизаций? Как мы разойдемся на перекрестках межзвёздных путей? Где тоже имеются газо-пылевые облака, но нет связи с МИДами. Я бы отправил этот рассказ во все ЦУПы всех цивилизаций, как земных, так и инозвёздных. ПДД всех миров – объединяйтесь! А вот с астрологией так не выйдет. Карты неба у всех разные.

Екатерина Гракова. ДААГАСТ
Механизм отделения души от тела – прерогатива религии. Известно даже имя ангела смерти. И, войдя в текст рассказа, я возмутился было несовпадением с уже известным. Тем более, что поначалу запутался в сюжете, на первый взгляд устроенном просто. Развитие событий дано через внутренние конфликты трех сторон: человека, ангело-заменителя и некоего Даагаста, стоящего над обоими. Словно настоящая сцена задернута почти непрозрачным занавесом. Почти!
Но по мере действия занавес проясняется. Чуть-чуть, но достаточно, чтобы проникновенный взор увидел загадочного Даагаста. Такое имя автор дала Совести, которая догонит, куда бы ты не бежал. Со-весть преследует героя рассказа, заставляя признать тяжкую ошибку прошлого. И он попытается её исправить.
И всё становится на свои места – нет расхождения с истинной реальностью. А есть красивое иносказание, проникающее в душу легче и органичнее, чем проповедь. Екатерина Гракова в маленькой вещи взялась за тему, которая почти потеряна нашей фантастикой. Попробуйте найти в романах-повестях совесть и душу! Великий урон!
Такая потеря страшнее предательства, совершённого героем рассказа, и расплата также неизбежна. Долги придётся отдать. Но хорошо бы при жизни, пусть пройдя через страдания и боль. Лучше страдать временно, чем вечно. Герой раскаивается, пройдя многое за немногие дни и ночи. И перерождается, возвращая душу, отданную ранее за сребреники праха. Но как увлекательно подана сложная тема!
«Даагаст» – аллегория, выстроенная в задачку, решение которой представлено читателю. Но все условия для верного ответа автор создала.
И радостно интерпретирую ставшее классикой: «Ай да Екатерина, ай да мастер!»

Светлана Васильева, Николай Романецкий. НЕ ЗРЯ МОЯ ЖЕЛАННАЯ
Это рассказ – приглашение открыть уэллсовскую «дверь в стене». Очень красиво оформленное предложение. Как не откликнуться? И я открыл дверь. В рассказе больше тайного, чем явного. И контекст заметно больше текста – уже достаточно редкая вещь в современной фантастике. И потому драгоценная.
С пыльных просторов лунных дорог и путаных тропинок иносказания вернёмся на легко узнаваемую Землю.
Наших героев двое. Рождённый под знаком молнии, неуязвимый для рока писатель Дмитрий, достигший «статуса» постоянно публикующегося автора. Светлана – светлая женщина с солнечными глазами. Обыкновенная история о земной любви. Очаровательная гармоничная пара, которую «прикрывают сверху». Они то сходятся, то расходятся. Их даже пытаются целенаправленно разобщить. Но вот незадача – им суждено быть вместе. «Что здесь фантастичного?», – спросите вы. Если спросили – рассказ не для вас.
На самом деле он и она – не двое. Они – единый герой истории. Из фантастичного – всего три намёка, три касания. В расчёте на разумного читателя. Подумал: собрать бы читательские размышления по рассказу. И рассмотреть получившийся кристалл. От каждой грани отразится лучик своего цвета, своё объяснение чуда неотвратимой любви.
Мой радужный лучик говорит: «С Предопределением не спорят!» А ещё – надо учиться видеть Знаки. Знамения…
Этот рассказ не подлежит расчленению на комментарии. Его требуется читать целиком. Он не отпустит до последней точки, но заставит подумать. Вначале о себе. А затем о ней. Или о нём… И о доле Небесного в земном.

Лариса Хващевская. ПОСЛЕДНЕЕ ХОККУ
Сколько у крашеной блондинки Гелы было мужей?
«Водитель, к которому, перепутав такси, села блондинка, он не знал точного маршрута следования и проездил примерно месяцев пять. И это не считая пары случаев, когда мужей вылавливали частым бреднем интернета. Вообще за нумерацию Майко не ручалась, потому что давно уже не могла выстроить эти истории в хронологическом порядке».
Весело, правда? Изящный юмор сопровождает до финала. Очень хорошо! А еще лучше – вы постоянно будете спрашивать: «Это что, мистика или магия?» Еще прекраснее – японский мотив рассказа. В нём мастерски, со знанием дела воплощена специальная женская душа Японии. Это даже не рассказ, а интеллектуальная игра автора с читателем, требующая от последнего некоего напряжения! Мы ведь не японцы, у нас нет привычки интеллектуально напрягаться. А у них так:
«В японских школах каждый день есть урок чтения. Просто чтения. Они не анализируют, не задают домашние задания. Они читают. Делают это полезной привычкой».
Но рассказ для думающих по-русски. И заинтересовал до края любопытства. Я совсем растаял, когда был предложен рецепт счастья от Толстого Льва Николаевича. Вы тоже его узнаете, потому что хокку напрямую указывают пути к счастью через предвидение несчастий. Тот самый случай, когда виртуальность становится реальностью. Потому что игрок желает настоящей, не поддельной жизни.
И любой читатель пожелает Майке того же.
Но внезапно наступает неожиданная развязка!
И я перевернул песочные часы. И вы перевернёте, не сомневайтесь!

Максим Керн. У АНГЕЛОВ СИНИЕ ГЛАЗА
Подневольная судьба?
Новый Вавилон!
Безумство желаний приводит в Зону Заклятий.
Автор превратил ангела в раба Чёрной Книги. В слугу её владельца. Ангел потерявший земную любовь, хитёр и коварен. Более изощрён, чем последний владелец Книги, желающий оживить погибшую невесту. У него белые крылья и синие глаза.
Такой вот красочный мираж написан для нас. Подходя к развязке, я понял, что вижу оазис, который навсегда за горизонтом. И вспомнил – ангелы Вавилона есть демоны Иерусалима. Это – маленькая подсказка… Невозможное бывает возможно?

Владимир Моисеев. ПОДЧИНЯЯСЬ ИНСТИНКТУ
«Ученые подсчитали, что для благополучного, сытого и бесконфликтного существования на Земле одновременно должно существовать не более миллиарда человек».
На тавтологию не обратим внимания. Скорее всего, автор использовал цитату из СМИ того времени, которое описывает. Миллиард – это неплохо. Освобождается место для кораблей под парусами и Синдбада–Морехода. Возвратится романтика.
Но пока вместо Синдбада в ходу проскрипционные списки. Перечень лишних граждан, устраняемых по лицензии. Лишние появляются в момент, в который женщина пожелает иметь дитя. Чтобы числовой предел не нарушить. Буквенный – можно, это и мы умеем.
Муж такой, внезапно пожелавшей жены, получает обязательное право на отстрел человека из списка. Но Зимин колеблется, не хочет почему-то убивать. Не стандартно себя ведёт! «Виной тому пережитки забытого уже прошлого: мораль, нравственность и совесть». Де-юре они еще есть, но де-факто отсутствуют. У большинства, к которому не относится главный герой рассказа. А потому перед ним встаёт во весь гибельный рост альтернатива. Выбор – что он такое? Единичный акт или непрерывный процесс? И какова цена избранного шага? Для героя она окажется равной его жизни.
В финале перед нами русская рулетка. Но я ничего не понимаю в предложенной развязке. Рулетка-то по сути оказывается не русской. Почему? Думал я, гадал… И решил – потому что мерила для выбора нет! Пусто в человеке без критериев человечности. Это не только не по-русски. Но и не по-китайски и не по-всякому.
Перед нами безальтернативный мир, где Царь – де-факто. В мире том – миллиард неучтённых провайдером компьютеров. Хотите жить без Генерального Провайдера?
Авторская позиция? Она есть, и я её вижу. Кто из пишущих уверен, что пропустил своей текст через сито души? То-то! Кто из читающих воспринимает прочитанное не только глазом? И решает, что оставить для жизненного пользования, а что напрочь забыть? Этот рассказ я оставляю себе, ещё не решил…

К. А. Терина. СНЕЖИНКА–19
Человеческая жизнь… Любовь, Отчаяние, Вера…
Чуть больше странички. А какая буря эмоций выплёскивается из последних строчек! Ради этого стоит потратить десяток минут. А я потратил час и не жалею.
––––––– * –––––––
Но перейдём в собрание Миниатюр, обозначенное рубрикой
«Задачи и решения»
Сергей Битюцкий. АВТОСТРАДА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Снова перед нами проблема правил дорожного движения! Как и было предсказано ранее, вставшая во весь космический рост. Успокаивает то, что произошло это либо в отдаленном будущем, либо в недостижимом прошлом – у людей имеется третий глаз!
Дорожная проблема среди звёзд решается вполне по-земному. Я – в рубке. Водители транспорта – из «малолетней» цивилизации. Контролёр, представляющий ДПС из «полнолетней», настигает экипаж «велосипеда» в момент нарушения ПДД. И весьма красноречиво объясняет позицию галактического ведомства:
– Не невозможно, а не разрешено.
Малолетки пытаются запутать дорожного смотрителя словесными трюками и готовятся преодолеть запрет скрытыми человеческими возможностями.
Из контекста ясно – передвигались нарушители ПДД на велосипеде. Затем, после нежданной встречи с инспектором, пересаживаются на велотренажёр. Тренажёр я нашёл – он пылился в тёмном углу рубки. Но где велосипед, у которого контролёр отключил движок? И зачем велосипеду рубка?
Но это – не главное. А главное в том, что инспектора галактических трасс обошли примерно так, как на земных дорогах «обходят» гаишников. Не разрешено – не значит невозможно! Это – по-нашему!
Но ситуация немножко загадочная. Надо додумывать…

Дарья Зарубина. ВРАЧЕБНАЯ БЕЗОШИБОЧНОСТЬ
Миниатюрка в миноре… О дне завтрашнем. Знать его или не знать? Нам с вами не дано. И в этом – мудрость. Но человек стремится преодолеть любой запрет, не только дорожный. В миниатюре делается попытка проникновения в знание о будущем. С помощью бабушки-предсказательницы.
А почему бы каждому обитателю Земли не дать по джинну? Бабушек на всех не хватит. Ведь отсутствие пределов – не беспредел?

Сергей Игнатьев. СМЕРТЬ И ЭРИХ
Быть или казаться? – вот о чём спрашивает нас автор. Ведь по-любому конец неизбежен. Автор мастерски сжимает кратенькое повествование в пружину. И одно лишь слово финала разрывает и пружину, и поставленную дилемму.
И я снова убеждаюсь: буквам надо верить больше, чем цифрам!

Петр Новичков. ТОТ, КОМУ НЕЗАЧЕМ СПЕШИТЬ
Об индивидуальном, и к тому же профессиональном, средстве Макропулоса.
Загляните в свой семейный альбом. Может быть, в нём скрыт секрет маленькой вечности? Что искать, подскажет автор этой миниатюры.

Михаил Сурин. СЕГОДНЯ – РЕКОРД. ЗАВТРА – НОРМА
Прочитал и понял: магия – это просто нормальный порядок. А не старик Хоттабыч.

Елена Шмидт. ЗА РУЛЕМ
Хорошенько изучите жену, пока она ещё невеста. Иначе рискуете столкнуться с чудом! Думаете, это вы за рулём вашей жизни? Отсутствие водительских прав у женщины не означает, что она неправа!

Перед расставанием…
Завершим тем, с чего начали.
Чтобы достойным образом развернуть архиинтереснейшую тему, поднятую Казаковым, требуется столько знаний и понимания! Хорошо бы её продолжить.
Живущие во мне Сепир с Уорфом радостно удивились, когда я закончил чтение Альманаха. А обитают они во мне с времён работы над кандидатской диссертацией по философии на тему: «Общенаучная картина мира и её методологическое значение…» С той поры знаю, что не извлекаемая часть картины мира – её лингвистический фундамент. Всё дело – в языке. Язык, на котором построены миры фантастических романов, повестей и рассказов – элемент их качества и достоверности номер один. И знаменательно, что этот вопрос поднят «Полднем» в эпоху, равнодушную к языку как авторов, так и читателей. Некоторые не знают диалекта, на котором пишут и читают! Счастлив сообщить – в Сборнике языковая ситуация нормальная!
Но остаётся проблема разницы во вкусах. Мне интересно, как редакторы Сборника отличают замыслы от задач и воплощения от решений? Разве что по размеру и объему… Впрочем, предпочтения или критерия отбора могут быть и необъяснимы. У меня, например, начинается нервный спазм от текстов В. Войновича и А. Платонова. Их языковые картины мира содержат контекст, выводящий из равновесия. Такое ощущение, что к своим тяжелым, безразмерным и революционным словам они привязали мелкого беса на длинной веревке. И он, отвратно голый и мохнатый, мелькает перед глазами. А рядом с книгой то ли яма, то ли котлован, из которого не выбраться. Инстинкт самосохранения не даёт пройти и до половины творений, украшенных печатью «народного» признания.
В заключение от имени всех читателей НФ – благодарность и признательность команде, поднявшей «Полдень» и дарующей нам радость проникновения в неповторимые и красивые миры.
Для себя сделал вывод – «Полдень» всегда будет рядом!
Загрузка...