Александр Чубарьян: «Пишите, да обрящете»

Александр Чубарьян: «Пишите, да обрящете»
- В американских книгах по теории успеха любят описывать разные трогательные истории. Как Уолт Дисней однажды заперся у себя в гараже и снял свой первый мультфильм. Или как Билл Гейтс, будучи студентом, написал маме, что в этом году не приедет домой на каникулы, потому что ему подвернулась халтурка по написанию небольшой программы для IBM. Помнишь тот момент, когда «заперся в гараже», а вышел оттуда с первой книгой? Или не было ничего особенного, а просто «писал, писал и написал»?
 
О том, как я написал первую книгу, когда-нибудь я обязательно напишу книгу. Вкратце история такова.

Я работал и жил на оптовом складе, похожем на трехэтажный диснеевский гараж,  выполнял обязанности грузчика-кладовщика, также вел учет товара на стареньком IBM. По вечерам звонил маме, говорил, что у меня все в порядке и шел в компьютерный клуб с мощными компьютерами, где мы допоздна играли в КС. Утром открывал склад, садился за старенький комп и писал «Игры в жизнь». Писал, писал – и написал. Поскольку отец прочитал и сказал, что книга клёвая, решил куда-нибудь ее пристроить. Товарищ дал адрес электронки АСТ, отправил туда, через месяц или два они позвонили, сказали, что всё ок, приезжай, подпишемся, издадим. Приехал, подписались, издали. Вот.

- По поводу твоей второй книги «Полный root», после выхода которой, собственно, ты и проснулся знаменитым (ну, по крайней мере, на моей станции метро реклама во всю стену несколько месяцев висела) – по поводу издания я слышал несколько разных версий. Мне рассказывали, что отчаявшись пристроить рукопись в издательство, ты выложил текст в интернет, а через несколько часов на тебя вышел редактор РОСМЭН, текст попросили из интернета убрать, и книга вышла каким-то необычайным стартовым тиражом. Сколько правды в этой истории?

Когда я написал «Полный рут» (тогда книга называлась «Хакеры»), то сразу отправил книгу в АСТ. Там развели руками, сказали, что это не их формат, ну или что-то в этом роде. Тогда отправил в ЭКСМО, но оттуда слишком долго не было ответа (ждал месяца два или три). Задолбавшись ждать, и не зная, кому еще можно отправить, решил не париться и выложить книгу в интернет. Книга состояла из трех частей, вот я выкладывал на клановый сайт (игровой клан в онлайн игре «Бойцовский клуб» - А.Л.) по одной части в  неделю. Когда уже было выложено две части, их прочитала Юля Чикунова, редактор РОСМЭНа. Она нашла меня через Ворма (один из админов клансайта), попросила не выкладывать третью часть и подумать насчет издания. Думать я не стал, сразу согласился. Книгу переименовали в «Полный рут», выпустили тиражом 50 000, потом еще допечатки делали. Тодоровский внезапно объявил, что будет ее экранизировать, в общем пиар был нормальный. У двух других книг (приквел и сиквел Рута) такой рекламной компании не было, такшта там тираж был не очень большой, что-то в районе 10к. Ах, да, уже когда подписал договор, позвонили с ЭКСМО, сказали, что их книга заинтересовала – но было уже поздно, я завязался с РОСМЭНом. Насчет роли интернета для писателя – это целый очерк писать надо. Лениво. Вкратце – интернет нужен, но в меру, ибо сцуко отвлекает.

- Ты – один из немногих отечественных фантастов, по книге которого снят блокбастер. Собственно, после книги «Полный root» на тебя вышел не то Тодоровский, не то Огородников с предложением снять фильм по книге. Правда, в результате фильм сняли по первой книге – «Игры в жизнь». Как все происходило? У тебя неожиданно раздался звонок, или кто-то из знакомых свел с продюсером?

Немного не так. Книгу «Игры в жизнь» купил почитать Виктор Алисов (Русское счастье энтертеймент). Она ему понравилась, он загорелся желанием ее экранизировать. Нашел адрес моей почты через Прозу.ру, где я ранние рассказульки выкладывал, написал письмо. Мы встретились, поговорили, пришли к общему знаменателю. Потом в этой истории постепенно появлялись Александр Бондарев (компания «Иван!»), Огородников (Каро-премьер), ПашаСанаев и еще много людей, благодаря которым книга «Игры в жизнь» превратилась в фильм «На игре». Ощущения – ну какие ощущения… кайф, конечно же. Был доволен как слон, пёрся как удав, радовался как любой писатель, чьи книги экранизируют. «Полный рут» же и Тодоровский с Горяиновым («Красная стрела») – это отдельная, никак не связанная с «Играми» история, у которой продолжения пока нет, но надеюсь, что когда-нибудь будет.

- К чему сводятся функции автора оригинального текста в работе над сценарием фильма? Что интереснее – работать над книгой или над сценарием?

Безусловно, сценарии писать намного интереснее. Во всяком случае, мне. Я не очень люблю всякие описания природы, мне больше нравится писать диалоги и действие. В общем-то, и цель была изначально писать не книги, а киносценарии.Просто их пристроить гораздо труднее, так как финансирование на реализацию проекта на несколько порядков выше. У меня есть несколько готовых сценариев, малобюджетных и не очень, так вот несколько лет они лежат невостребованные, я уже сюжеты их забыл. Если бы вместо них были книги, всё было бы гораздо проще. Но я надежды не теряю, как говорится, всему свое время.

А когда автор перерабатывает свою книгу в сценарий, его основная задача – сделать всё так, чтобы понравилось режиссеру и продюсерам. Впрочем, это не только автора книги касается, но и любого сценариста.

- Буквально совсем недавно ты отметился в качестве автора такого проекта, как «Этногенез». У проектной литературы много противников, которые считают, что она постепенно вытесняет авторскую литературу. Хотя сторонников, судя по тиражам, больше. Тебе как автору легче работалось в качестве свободного художника или в рамках проекта? Что вообще думаешь о противостоянии авторской и проектной фантастики.
 
Вообще одна из главных причин, по которой я согласился работать с «Этногенезом» - это тот факт, что они бесплатно выкладывают в сеть все свои книги (и не только тексты, но так же и аудиосериалы). И при этом еще умудряются платить авторам вполне достойные гонорары.
А дело было так. Сергей Пименов (он мой земляк, из Ростова) работает с Рыковым, является одним из «Хранителей идеи». Серый прочитал «Полный рут» и предложил мне (еще в самом начале зарождения «Этногенеза») посотрудничать с ними на тему киберпанка. Организовал встречу с Рыковым, мы пообщались, но я как-то особо не впечатлился. Причем речь о деньгах вообще не заходила. Меня смутило, что придется работать по мотивам чужой вселенной, кроме того, я был занят разработкой сценария для компьютерной игры, еще пытался снять вместе с Russia.ru и Колей Лебедевым что-то вроде детективного сериала, в общем, было чем заниматься. Короче, включил заднюю.

Прошел примерно год, или полтора, уже не помню точно, и Пименов снова вышел на связь, мол давай встретимся и поговорим более конкретно. Снова встретились, поговорили так основательно. Костя Рыков сказал, что дает мне полную свободу действий в сюжете, за исключением нескольких мелких деталей, ну и чтобы книга не противоречила концепции вселенной Этногенеза. А там вселенная так выстроена, что очень сложно написать что-то противоречивое. Дали мне несколько своих книжек, я почитал, подумал, посмотрел, узнал что почём – ну и согласился. Написал первую книгу, теперь вот вторую пишу. По первой книге, кстати, собираемся осенью/зимой в Ростове снять небольшой, но качественный киберпанк-сериал. Сейчас вовсю подготовка идет.

- Я уже как-то говорил, что по моим прикидкам в твоих книгах рекордное число трупов на страницу текста. Вообще как считаешь, экшен необходим каждой фантастической книге, или можно написать захватывающую вещь без стрельбы и мордобоя?

Да-да, я помню эту твою фразу, причем в оригинале она звучала круче – не на страницу, а на квадратный сантиметр текста :-). Экшен – это не обязательно убийства, на самом деле. Это я, например, описываю сюжеты, в которых перестрелки, драки, и т.п. А на самом деле экшен – это быстрое развитие сюжета, не обязательно кровавого. Можно написать лав-стори, но такое, что каждая страница взахлеб читаться будет.

- Основной принцип кибер-панка – hightech, lowlife. На какую из двух частей больше упор делаешь, создавая мир произведения?

В зависимости от того, кто мои персонажи. Одни тусуются в местах вроде Отстойника, среди бомжей, воров и беглых каторжников, другие окружены всякими техническими наворотами и работают в транснациональных корпорациях. Вообще, если честно, никогда не задумывался над этим. Оно как-то само, без упора.

- Вопрос, который волнует сегодня всех писателей – про хлеб с маслом. Читающих людей становится все меньше, тиражи падают, электронные библиотеки наглеют, народ ворует – полный кибер-панк. Даже известные писатели массово публикуют в ЖЖ номера электронных кошельков и пишут за еду, что уж говорить об остальных. Какие перспективы у отечественной фантастики, поделись инсайдерской информацией?

Я противник  копирастии. Не то, чтобы я поддерживаю пиратство, но мне нравится ситуация, при которой любой желающий, у которого нет денег, может бесплатно скачать мою книгу с торрента. Информейшен маст би фри. Конечно же, если я подписываюсь с издательством, я не стану выкладывать текст в сеть, но если это сделает само издательство (как это делает Рыков из «Этногенеза»), то я ему только респектну. Читать бумажную книгу или смотреть фильм в кинотеатре гораздо круче, но не у всех есть такая возможность. Еще фишка в том, что тот, кто покупает книги, принципиально не станет качать так называемую пиратку. Для него купить книгу в магазине (реальном, или в каком-нибудь ЭпллСторе) – это подтверждение статуса. Не для окружающих даже, а лично для себя.

К тому же голодный художник лучше рисует.

ЗЫ: Это ж кто из известных авторов пишет за еду? Тут либо мы с тобой расходимся в понимании известности, либо надо уточнить, что за еда и в каком количестве. (Сергей Лукьяненко проводил подобный эксперимент. Недавно Святослав Логинов опубликовал реквизиты в своем ЖЖ для добровольной оплаты скачанных книг. – А.Л.).

ЗЗЫ: А выкладывать номера своих кошельков – это бешеный кайф. В смысле, бред беспонтовый.

- Какой вопрос я тебе забыл задать и что ты на него ответишь (кроме творческих планов)?


Уверен, ты хотел спросить совет для начинающих авторов. Буду, как наш премьер, краток: Пишите, да обрящете.

Для справки: Александр Чубарьян, писатель-фантаст, автор нескольких романов в жанре киберпанк, сценарист.

Александр Лобков, Фантасты, ру
  • 09:53

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!