Должен ли обыватель становиться наблюдателем?

Должен ли обыватель становиться наблюдателем?
Интервью со Стасом Устенко, автором книги «Наблюдатель». Стасу Устенко удалось осуществить мечту любого успешного российского медиа-менеджера. Не прекращая работать над основным проектом (Устенко – глава крупного издательского холдинга C-Media, в числе проектов которого социальные сети Гайдпарк, Ньюсленд и iworker), он выпустил дебютную книгу, благосклонно принятую читателями и критиками.

На вопросы нашей редакции ответил Стас Устенко –  автор книги «Наблюдатель».

- С момента выхода вашего первого романа прошел год. Меняется ли что-то в мироощущении человека после выхода дебютной книги?

В мироощущении? Или в изменении угла взгляда на мир? Возможно, отчасти. Ну и это отличный опыт, который позволяет лучше узнать людей и себя.

- Должна ли книга вообще затрагивать мировоззрение читателя?

Я не сторонник революционных идей. Книга должна заставить читателя задуматься. Это самое главное. А уж меняться ему или нет – решит он сам.

- А самого автора?

Отчасти это такой диалог с внутренним «я». Тем более интересно, что пишешь только тогда, когда не можешь не писать. Видно, это что-то необходимое для автора – а уж если написанное стало интересно читателю, все стороны остаются в выигрыше.

- Что вы думаете о современной литературе? Каких авторов читаете?


Мир меняется, меняется все быстрее, скорости астрономические – но и вариантов выбора куда больше, чем раньше. Современная литература имеет массу красок, оттенков, полутонов, да чего угодно! Жаловаться на нее – все равно, что сетовать по поводу дождя. Лучше поискать то произведение, которое придется вам по душе.

Что читаю? «Над пропастью во ржи» вот освежил недавно. Из новинок – 1Q84 Мураками: по-моему, блестящий роман вышел у маэстро, на уровне «Хроник заводной птицы». Чего-то на память сейчас постоянно приходит «Первая труба к бою против чудовищного строя женщин» Эрика Маккормака (не пугайтесь, это не женоненавистнеческая книга, игру слов в названии объяснят) – надо перечитать. «Террор» Симмонса – не новый, но превосходный.

- Заметны ли какие-то тенденции в литературе, если сравнивать с книгами, которые выходили 5, 10 или 15 лет назад?

Скорость и многоплановость. Как в кино – множество камер, множество углов, клиповый монтаж. Все чаще такие же приемы встречаются в литературе.

- Есть ли произведения, о которых вы можете сказать "не читал, но осуждаю"?

Категорически нет. Иногда последняя фраза в кинге или минуты финала фильма полностью меняют все впечатление от произведения, заставляют переосмыслить его.

- Влияет ли ваша основная работа на творчество? Отражается ли это как-то в текстах?

Я думаю, на тексты влияет все – от работы до круга близких людей, как без этого?

- Что вас заставило написать «Наблюдателя»?

Я несколько лет хотел написать роман. Что-то витало в воздухе. Садился, писал несколько страниц, перечитывал и уничтожал документ. И так год за годом. Не получалось. А потом сел – и печатал до пяти утра, не мог остановиться. Как прорвало. Написал «Наблюдателя» просто потому, что не мог не писать.

- Довольны тем, что получилось?

Шероховатостей много, но идею и стиль, как мне кажется, удалось выдержать. Когда люди говорят мне после прочтения – «я словно очутился в том мире» – это лучшая похвала.

- Вы смотрите много фильмов – существует ли фильм, близкий по духу вашему творчеству, и конкретно «Наблюдателю»?

Если начну беседовать о кино, целого вечера не хватит, чтобы все перечислить. Вот, скажем, «Пикник у висячей скалы» – совсем не на тему «Наблюдателя», но точно близок к нему по духу. Вообще, творчество Питера Уира мне нравится. Или, радикально иной Кристофер Нолан – тоже близок по духу. В моем топе «Бульвар Сансет» Билли Уайдера  соседствует с «Прикосновением зла» Орсона Уэлласа и с «Симпатией к господину Месть» Чхана-Вука Пака.

Вообще, последнее время много южнокорейского кино смотрю. Абсолютно великолепные картины – «Горько-сладкая жизнь», «Я видел дьявола», «Желтое море». Однозначно пришелся по вкусу «Драйв» Николоса Виндинга Рефна. Все, закругляюсь!  

- Чувствуете ли влияние книг Пелевина на «Наблюдателя»?

И Пелевина, и Сорокина, и Мураками, и Маккормака – и еще много кого.

- Позволяете ли вы главного герою жить своей жизнью или у вас есть четкий план действий?


Я редко детально планирую больше одной части книги, так что, герой, скажем так, относительно свободен. Но свободен, конечно, в рамках общей идеи – которая предварительно записана.

- Ставший знаменитым отрывок «про свиней» – это чистая выдумка или она имеет под собой реальную основу?


Вы не поверите, в который раз меня спрашивают об этом! Выдумка, конечно.

- Должен ли обыватель становиться наблюдателем?

Я думаю, что это один из путей нашего развития.

- Планируется ли продолжение романа?

Очень хочу написать, но пока идет сложно. Нужна энергия и поток, чтобы сдвинуться с места – пока на бумаге есть только несколько глав и все.

- А возможно ли оно в принципе?

«Наблюдатель» задуман как трилогия.

- И когда?

Когда снова не смогу не писать.
  • 09:13

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!