- Александр, в последнее время представители некоторых крупных российских издательств озвучили довольно мрачные прогнозы относительно развития книжной отрасли. Предрекают, что в ближайшие годы структура потребления и книжный рынок значительно изменятся. Тому виной и продолжающийся потребительский кризис, и массовое приобретение электронных ридеров, и сетевое пиратство... Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация с книгоиздательством в ближайшем будущем?
Как бы не хотелось обратного, приходится присоединиться к пессимистам. Положение дел на книжном рынке скверное и с каждым днем только ухудшается. И ридеры здесь совершенно не причем, ридер на сегодня – забава исключительно жителей крупных городов. Главная причина книжных бед – слабая платежеспособность населения.
Сдыхает конечное звено всей цепочки – покупатель книг, сдыхает от безденежья. Книга — не предмет первой необходимости. Книгу купят, когда уже заплачено за квартиру, куплена еда, одежда, всем необходимым обеспечены дети, выплачен кредит и т.д. Поскольку с экономикой в стране все паршиво и просвета не видно, то и в книгоиздательском деле кризис бушует до сих пор и не думает прекращаться. Сюда, конечно, следует добавить предельную затоваренность книжного рынка и электронное пиратство.
Каков собственно прогноз? Появятся у людей лишние деньги - будут покупать книги. И не столь уж важно - в электронном виде или в бумажном. Однако откуда ж им появиться! Улучшения в экономике страны не предвидится, по крайней мере, до выборов. Впрочем, и с выборами тоже все понятно...
Поэтому что нас ждет? Еще большее сужение количества потребителей, уменьшения числа издательств, оптовиков и розничных продавцов. До нуля читательский спрос не упадет, но рухнет еще больше против сегодняшнего. Чтобы его обслужить хватит половины?.. трети?.. четверти? нынешних игроков книжного рынка. Значит, в ближайшее время (возможно, процесс лавинообразно пойдет с этой осени) резко уменьшится число этих самых игроков. Кто будет выпадать? Мелкие и средние издательства, не имеющие налаженного сбыта, издательства, набравшие кредитов под ожидавшееся оживление книжного рынка (а все его традиционно ожидали с прошлой осени по эту весну – не случилось), не имеющие своей сложившейся читательской аудитории. Скорее всего, уцелеют крупные игроки, располагающие собственными книжными сетями и подпитывающиеся побочными доходами. Уцелеют еще те счастливчики, кого, может быть, купят западные книжные сети. Ну и те, кто сможет продержаться в кризисные время за счет конкурентноспособной продукции.
Короче говоря, славно потрясет еще книжный мир. Любая тряска рано или поздно заканчивается, а вот что будет после нее – тут уж совсем сложно предсказать. Разные факторы могут повлиять на новую картину книгомира: обуздают ли электронное пиратство, примут ли госпрограммы по поддержке книгопроизводства, обуздают ли (хотя бы для издательств на льготных началах) рост тарифов и так далее…
- В потоке издающейся сегодня литературы встречается не так много литературных шедевров. Поэтому у начинающих авторов часто возникает вопрос: почему мне с публикацией отказали, а такому-то, который ничем не лучше меня, дали зеленый свет. Что влияет на выбор редактора при отборе текстов: личные вкусы, какие-то "рыночные" установки? Например, как бы ни был талантлив автор, но если он не вписывается в "формат" издательства, отказ неизбежен.
Поток и шедевр - взаимоисключающие понятия. С трудом себе представляю поток из шедевров. А нужен именно поток, иначе начнут загибаться ненаполняемые серии, читательский интерес переключится на аналогичные серии других издательств.
Ясное дело, редактора в первую очередь волнует коммерческая судьба книги. От его выбора зависит благополучие людей, работающих в издательстве и на издательство. Однако талант автора, выбивающийся из рамок формата, – это зачастую тоже залог коммерческого успеха. Давая жизнь этим книгам, идешь на риск и заведомо закладываешься на продажи «вдолгую»: ведь читателям неизвестно, что на плотно заставленных книжных полках появился шедевр доселе никому неизвестного автора, а пока книга и имя раскрутятся... Понятно, таких книг по определению не может быть много. Но иногда просто не можешь их не напечатать, прекрасно осознавая всю неформатность издания. Скажем, такая история с книгой «Поколение 700» Виктора Брагина. Безусловно неформатная, но чертовски остроумная, хулиганская, вкусно написанная. Она либо дико нравится, либо - ровно наоборот, но что это просто чтиво и жвачка не скажет никто.
- Огромное количество книг выходит сегодня в книжных сериях. Понятно, что читатели любят читать продолжения на полюбившуюся тему. Но не убивает ли это фантастический жанр, лишая того же любителя фантастики в итоге возможности ознакомиться с многообразием писательских идей и вымыслов.
Во-первых, серийные рамки не столь уж жесткие, простора для фантазии автора предостаточно, есть, где развернуться. Скажем, наша постапокалиптическая серия «Атомный город», позволяет авторам конструировать чуть ли не любые миры на свой вкус, выпуская наружу всех демонов своих фантазий. Только почему-то большинство миров похожи друг на друга, как близнецы-братья. Во-вторых, есть электронный самиздат, где выкладываются все писательские идеи и вымыслы. И, будьте уверены, если читательский интерес к этим «И» и «В» будет достаточно высоким, их там найдут и опубликуют в бумаге. В-третьих, любая серия с чего-то начинается. Всегда есть первая книга, которая пробивает дорогу и закладывает фундамент. Почему это не может быть ваша книга? Только нужна свежая и своевременная идея. Ну и воплотить ее требуется тоже на должном уровне.
- Раз речь зашла о книжных сериях, планирует ли издательство запускать в ближайшем будущем что-то новое?
Обязательно. Надо искать и пробовать, стоять на месте нельзя, завязнешь. Скажем, в самое наиближайшие время запускаем серию «Мстители». Ее концепция: о людях, вставших на путь мщения, можно сказать, робингудовщина. Жесткие, брутальные, стопроцентно мужские боевики. Все-таки проект, под которым объединены все серии издательства, носит название «Мужской клуб». И серия «Мстители» - это своего рода квинтэссенция «Мужского клуба». Всем из нас иногда хочется взяться за автомат или катану и поквитаться с «этими гадами, мешающими нам жить», но в жизни невозможно, зато можно будет поквитаться на бумаге.
К осени задумана еще одна серия, которая имеет все шансы стать прорывной на книжном пространстве. Ее презентацию предполагаем провести на сентябрьской книжной ярмарке в Москве.
- Александр, расскажите об одном дне редактора издательства. Как этот день проходит, каков объем ежедневной работы?
50% - работа с макетами, с текстами, с редактурой, с договорами, с книжными паспортами, аннотациями и прочими документами. 25% - общение живое и электронное - с писателями, художниками, редакторами, дизайнерами, версткой, сбытовиками, с любимым руководством и так далее. 25% - чтение рукописей.
Загрузка полная, дурака не поваляешь, рабочее время летит стремительно, как поезда под откос.
Вопросы с форума:
- Насколько оперативен в вашем издательстве цикл: рукопись - рассмотрение - вёрстка+обложка - выход - магазин? Среднее время?
Рукопись рассматривается 1,5 - 2 месяца (это максимальный срок, обычно все решается быстрее). Если рукопись принята, взята в работу, то весь остальной цикл у нас предельно оперативен: редактура (в среднем 1,5 - 2 недели в зависимости от сложности текста), корректура и верстка - те же 1,5 —-2 недели (и тоже в зависимости от сложности текста, увы, есть авторы талантливые, но при этом удивительно безграмотные, иногда только корректура, 1-я и 2-я, может занять две недели), обложка рисуется параллельно с редактурой и прочими процедурами и, как правило, дело не тормозит (хотя бывает всякое), в типографии книгу печатают неделю-полторы. От вывоза тиража из типографии до книжных полок может пройти от двух до трех недель. В Санкт-Петербурге книга появляется уже через неделю, в Москве - через две, чем дальше город - тем дольше.
- Если рукопись отправлена полтора года назад, подтверждено получение и отказа не последовало, значит ли это, что она все же не заинтересовала издательство?
На 95 процентов - так и есть. Пять процентов можно оставить на всякие случайности: не дошла (кстати, рекомендуется, при отправлении рукописи включать опцию «подтверждение получения письма», чтобы самим не гадать - дошло или нет), «зевок» рецензента или редактора (все мы люди), битый файл (редко, но бывает), совсем уж немыслимые форс-мажоры, которые изредка, но приключаются.
- Каковы планы издательства в отношении фэнтези. Может быть, планируются новые серии? И каково вообще отношение редакторов к фэнтезийному жанру?
На сегодняшний день мы почти перестали издавать фэнтези. Нет смысла конкурировать с раскрученными сериями других издательств, почти нет шансов победить. Разве городскую мистику еще издаем.
- Есть ли шанс издаться у автора в "Крылове", если его книга не подходит ни под одну серию?
Да. Один пример был приведен выше. Вот другие: «Битва за Кремль» Михаила Логинова. Не лубок, не агитка, не фэнтезятина, а серьезная книга о том, как в нынешний России к власти вместо нынешних пришел обыкновенный человек и пытается что-то изменить в стране. Злободневно, увлекательно, со знанием дела (писатель по совместительству политолог, журналист и участник множества предвыборных кампаний). Выпустили, рискнули и не зря - книга получила резонанс. Много публикаций в прессе, приглашение автора на радио «Свобода», несколько месяцев в топе «Торгового дома «Москва», одного из самых серьезных книжных рейтингов в стране.
Кстати, не только несерийность может стать препятствием, но и читательская косность. Скажем, с трудом пробивают себе дорогу писатели-женщины, (для женщин на книжном рынке отведены делянки в виде иронического детектива, любовного романа и детских книжек, там, мол, и резвитесь, на другие поляны им приходится пробиваться с трудом). В частности крайне скептически относится читатель к способности женщины написать что-то дельное и путное на историческую тему. Однако немногие из мужчин способны написать столь талантливо именно на историческую тему как Мария Чепурина, кстати, историк по образованию. Мы выпустили две ее книги «С.С.С.М.» и «Свиток всевластия», сейчас готовим третью - «На самом деле». Легкость пера необыкновенная, ритмика текста - безукоризненная, чувство юмора и умение двумя мазками набросать живой характер, по одаренности этого автора - какая-нибудь Джоанна Роулинг нервно курит в коридоре. Ну как тут не опубликуешь, даже понимая все сложности с продажами? Еще раз повторюсь, многое решает талант автора. Иногда просто понимаешь - эту книгу нельзя не выпустить.
- Книги каких авторов, издававшихся в "Крылове", были наиболее успешными по итогам продаж?
Беру только за последнее время. «Сто рентген за удачу» и «Девять граммов на удачу» В. Филоненко, «Мародер» и «Каратель» Беркема аль Атоми, сага «Черный день» А. Доронина, «Еда и патроны», «Ренегат» А. Мичурина, М. Логинов «Битва за Кремль», книги Д. Дашко («Гвардеец», «Лейб-гвардии майор», «Подземка» (в соавторстве с М. Бычковым), «Стажер»). Сейчас очень успешно продается «Волчий камень» Петра Заспы, его же книга «Торпедой-пли!», которая выйдет где-то через две недели, вообще имеет все шансы стать культовым чтением и вырасти в длинный цикл.
- Почему книги сегодня такие дорогие? Что влияет на конечную стоимость книг?
В последнюю очередь в дороговизне книг заинтересовано издательство. Любое удорожание, пусть даже самое незначительное, - потеря еще каких-то читателей. Сильнее всего влияет конечную стоимость издания - стоимость бумаги, полиграфических услуг и транспортных перевозок. Все это постоянно дорожает из-за бесконечно растущих энерго- и прочих тарифов монополистов. Да это и для всего российского рынка наиглавнейшая беда. Так дальше пойдет - скоро вообще в стране станет невыгодным любое производство...
Для справки: Александр Логачев - ведущий редактор Издательской компании "Крылов". Издательство Крылов
Игорь Розов, Фантасты. ру.
Комментарии