Андрей Ивасенко: "Современные бульварные романы плодятся как кролики"

Андрей Ивасенко: "Современные бульварные романы плодятся как кролики"
"Земля туманов" - так называется новый роман серии "Океан", книги которой выходят в издательстве "Крылов". Представляем вашему вниманию интервью с автором романа Андреем Ивасенко.

- Андрей! Вот многие считают (и, признаться, не без оснований) детективы А. Кристи весьма занудным чтением. Однако суммарный тираж ее произведений приближается к 3 миллиардам, она – вторая после Библии. Естественно любой писатель, чтобы он там ни говорил, завидует подобному успеху и желал бы его повторить. Вот только знать бы как. Вы не знаете – как? В чем секрет писательского успеха? Что нужно этому непостоянному, капризному, странному существу - Читателю?

Дело в том, что мое мировоззрение (как читателя) по большей части формировалось под непосредственным влиянием классики, где присутствует духовная атмосфера, свойственная ушедшим эпохам. Сегодня, к сожалению, у многих из этих произведений почти нет шансов на популярность, даже не смотря на то, что авторы потратили на них долгие годы, выдерживая литературную ценность.

Современные бульварные романы плодятся как кролики, бьют по нервам «спецэффектами» на обложках, но и среди них, стоит признать, тоже встречается немало интересных историй, позволяющих с удовольствием коротать свободное время, а не искать сакральный смысл жизни. К счастью, полки книжных магазинов остаются богатыми, благодаря произведениям ярких и оригинальных личностей, чей успех доказан скорее не огромными тиражами, а их культовым вкладом в литературу. Поэтому и от качественной беллетристики я никогда не отказываюсь. Для меня книга всегда будет надежным другом.

Успех писателя вообще странная вещь. Уверен, его невозможно просчитать или предугадать. Чаще это достигается размахом рекламы, способной обеспечить большой тираж. По поводу же зависти могу сказать следующее: стремление достичь вершин – вполне нормальное желание человека любой профессии, даже придворного клоуна. Считаю, автор обязан черпать у заслуженных братьев по перу полезные навыки ремесла. Нужно учиться писать не только грамотно, но и правильно, выковывать на чужом примере собственный стиль. Ничто и никогда не появляется из ничего. Могу без колебаний утверждать: писателями не рождаются, ими становятся. Это длительный и сложный процесс «брожения» клеток головного мозга, требующий  терпения и самопожертвования. И все это делается скорее не ради бешеных гонораров, а ради того, чтобы заслужить у Читателя признание.

Как повторить чужой успех? Полагаю, основное правило – это стараться не копировать то, что уже кем-то было написано, а придумать свежий сюжетный ход, который выделится своим особым своеобразием в среде литераторов. Однако оригинальную тему в наши дни найти очень сложно, так как давным-давно уже ничто не создается на пустом месте. Ко всему прочему, нынешним читателям невозможно угодить всем сразу, но нужно всегда искать к ним подход. Любой автор рано или поздно завоевывает поклонников, но хороший – быстрее. Заядлые книгочеи, избалованные разнообразием жанров, ценят лихо закрученный сюжет, живые характеры героев – неважно, плохих или хороших! – и осязаемую картинку мира, где разворачиваются события. Читателю хочется испытать эффект присутствия в созданном автором мире, унестись в его фантазии, чтобы ненадолго отвлечься от тягот повседневной жизни. И если он это получает, значит, книга удалась. Чем ярче вымысел и чем он ближе к реальности, тем лучше. И никогда нельзя подводить под этим черту.

- Насколько нам известно, Вы, Андрей, прошли водолазную подготовку и долгое (или некоторое) время работали водолазом. Поэтому нет смысла спрашивать, чем привлекло Вас участие в серии «Океан». Хочется спросить о другом. Одни из самых сильных сцен «Земли туманов» – сцены подводных погружений, позволяющие читателю испытать пресловутый эффект присутствия, так вкусно они написаны. Тогда почему все действие романа или хотя бы большая его часть не проходит под водой? Формат серии это позволяет.

Подводный мир столь же восхитителен и непостижим, как открытый космос, и доподлинно передать словами всю его красоту зачастую сложно. Но я старался воссоздать это. Тем не менее, поддерживать подобную тему на протяжении всего повествования посчитал крайне трудоемким и лишним, дабы в конечном итоге это не стало выглядеть как собака, гоняющаяся за собственным хвостом, или как кустарная картина а-ля Пикассо на мещанских обоях. Даже в кинематографе не каждому режиссеру это под силу сделать. «Голубая бездна» Люка Бессона – редкое исключение, но в основе этого фильма скорее заложено противостояние характеров двух отчаянных фридайверов на фоне жуткой глубины, которая каждый раз говорила им «Стоп!», но они находили силы двигаться дальше, пока трагически не погиб один из них. В «Земле туманов» я стремился захватить все ключевые позиции, отобразить мир после катастрофы в целом, шаг за шагом, не обособляя его в определенную рамку. Считаю, читатель не должен превращаться в комнатного дайвера, а должен попробовать себя и в других ролях. Хочется разрушить укоренившиеся в нем привычки. Я поклялся себе взбудоражить читателя, и не важно – чем...

- Традиционный вопрос: так о чем же Ваша новая книга «Земля туманов» (серия «Океан»)?


Это первая, из трех историй, о судьбе Джека Тейлора, – история о путешествиях, отваге, любви, предательстве, и о судьбах тех людей, кто оказались с ним рядом.

Читатель почувствует себя и напуганным до смерти пилотом в кабине подбитого пришельцами самолета, и жителем асфальтовых джунглей, сокрытых туманом, где люди ведут беспощадную борьбу за существование, и ныряльщиком, в одиночку бьющимся с червями-людоедами, и изнеможенным каторжником в зловонном трюме галеры, и бравым покорителем морских горизонтов под щурящимися бельмами «Веселого Роджера». Уверен, скучать не будет.

Сейчас уже дописан второй роман трилогии, где речь пойдет о парусах и ветре, красотах тропических широт, схватках с амфибиями на маленьком острове, населенном не менее кровожадным человеческим сбродом, а в финале – гладиаторские игры и зрелищная морская баталия. Я же приступаю к третьей книге, в которой не только подводных сцен будет теперь в избытке, но и на цельнометаллическом цеппелине «Горыныч» полетать придется – в самом центре урагана.

- Наверное, в Вашей водолазной практике имели место какие-нибудь интересные, может быть, смешные случаи? Вы можете нам о них рассказать?

Водолазу под водой развлекаться некогда. Там нужно работать, постоянно контролируя не только окружающую обстановку, но и дыхание, движения, если при погружении используешь автономный аппарат со сжатым в баллонах воздухом или ребризер (изолирующий дыхательный аппарат). И все-таки начать истерично смеяться или мурлыкать под нос песенку, подпевая музыке, неожиданно появившейся в голове, вполне реально – новичкам, по неопытности получившим азотное опьянение на глубине.

Я бывший водолаз-инструктор, многократно погружался в разных аппаратах. Тем не менее, до сих пор считаю «трехболтовку» не только самым простым, но и поистине уникальным водолазным снаряжением. В нем мне случалось не только курить под водой, но и, держа пари, употреблять спиртное (что, замечу, есть грубейшее нарушение!). Дабы не подталкивать иных людей на лихие поступки, не буду распространяться о том, как я это делал.

Случаи… Пожалуй, мне особо запомнилась одна поучительная история, когда я еще проходил обучение в школе военных водолазов в Севастополе. Был у нас один старший мичман, опытный водолаз и весьма колоритный мужик, никогда не забывавший сливать «лишний» спирт из стаканов с тампонами (используются для дезинфекции загубников) в личную бутылочку. Перед началом спусков на учебном полигоне он строил личный состав на боевых постах и первым делом осведомлялся: «Больные в строю есть?» И такие «шланги» одно время находились, жалуясь то на насморк, то на всеобщее недомогание по непонятным причинам. А причина была известна: тот, кто спускался под воду первым, дольше всех там находился и чаще других помогал одевать водолаза, а часы, необходимые для получения военно-учетной специальности, шли одинаковые со всеми. Старший мичман быстро вынес решение: «Больные под воду пойдут первыми!» – и в дальнейшем всю хворь у матросов как рукой снимало. Даже поздней осенью никто не жаловался, когда мы спускались без гидрокомбинезонов (либо в конкретно дырявых) в очень холодную воду. Этот человек был лучшим лекарем от основных гражданских «заболеваний», которые не приемлет море: лень, слабость духа и эгоизм. За что его многие по сей день благодарят.

- Андрей, в Вашем дебютном первом изданном романе «Проект «Сфинкс» фигурируют ученые, фашисты, Антарктида и – инопланетное чудовище. В Вашем новом романе «Земля туманов» (серия «Океан») нас ждут пираты, работорговцы, беспризорники и – инопланетные чудовища. Следует ли из этого, что для Вас чем-то особенно притягательны инопланетные чудовища?

Не знаю почему, но людям без врага почему-то и жить скучно – нарушается окружающий их идеологический климат. А отождествление врага с чудовищем давно стало устойчивой метафорой. Благо, что в сознании многих людей чаще и крепче сидит мысль о пришествии добрых и вежливых «зеленых человечков», таких же как мы, которых земляне рады встретить хлебом-солью и завязать с ними дружбу, получив взамен новые технологии и мать их науку. Однако в галактике, уверен, существует множество цивилизаций, и каждая из них варится в собственном соку. Все зыбко и непредсказуемо. Почему же не имеет места быть противоположность добру – монстры из тьмы, безобразное обличье злобы, лишенное человеческой сущности, щупальца которых давно вьются ядовитым плющом вокруг нашей родной планеты? Таких тварей, несущих смерть и разрушения, пожалуй, лучше сразу пристрелить на месте или покрошить саблей в винегрет.

Мои книжные герои не погружаются в философию отчаяния, не могут быть периферийными наблюдателями, потому и сражаются за свое существование, доказывая свое физическое и духовное превосходство над врагами рода человеческого. В этом и есть «притягательность» чудовищ – праведная и беспощадная борьба с ними.

  • 11:01

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!