Александр Прокопович: «Читателя не обманешь…»

Александр Прокопович: «Читателя не обманешь…»
- Александр, можно несколько разноплановых вопросов? Вопрос первый: книгоиздательство сегодня переживает трудные времена, но кризис, как говорят сами издатели, еще впереди... Очевидно, что издательства будут пытаться выстраивать стратегию выживания на ближайшие годы. Например, пытаться проводить серьезные маркетинговые исследования рынка. Или активнее осваивать возможности продажи электронных книг. Ну, и тому подобное. Какую стратегию предложили бы Вы?
 
Когда я только пришел в издательство, мой "крестный отец" Виталий Гришечкин сказал такую вещь: "секрет простой - надо читать рукописи". Я думаю, это главная стратегия на все времена. Кроме этого, два направления, борьба с пиратством и развитие логистики. С моей точки зрения, наш рынок еще настолько не насыщен, что при нормальной работе он может только расти.

В первую очередь это происходит из-за общеэкономических тенденций в России, до тех пор, пока маленькая книжная лавка будет нерентабельной, править бал будут крупные сети и на первом месте будет не искусство продажи, а умение получить торговые площади.
       
- Ваше отношение к "сериальной" литературе? Не кажется ли Вам, что на российском книжном рынке она занимает слишком много места?

Я думаю, что мы проходим сейчас некий период увлечения проектами в виде серий Сталкер, Метро и т.д. Также как кончились периоды гламурной литературы, сумерек, поттериан и брауновщины, кончится и этот. В самих по себе сериях и проектах ничего плохого нет. Это маркетинговый инструмент, помогающий вывести на рынок новую книгу, вопрос в том, что в какой-то момент само качество текста становится вторичным. Но читателя не обманешь, рано или поздно, он отказывается от оболочки и распознает обман. Конечно, всегда выгоднее продавать обертку, не вкладываясь в содержание, но это возможно только на ограниченной дистанции. Тут критично то, что в целом эта тенденция подрывает доверие к современной литературе, и потом, какую бы вы прекрасную серию вы не создали, в нее просто не поверят.

- Александр, в одном из последних интервью Вы сообщили, что формат премии "Рукопись года" будет изменен: теперь премия ждет авторов, у которых вообще нет публикаций. И далее: «планируется запустить более серьезную программу по продвижению победителей в рамках холдинга "АСТ"». Интересная новость. Можно об этом чуть подробнее?

Мы придумывали премию именно для поощрения молодых авторов. Просто не закрепили это положение и оказались в ловушке - у нас не было повода отказать прекрасным текстам и это создавало некий парадокс, когда победителями премии молодого автора становились такие признанные литераторы, как Мазин и Соболь. Теперь подобные парадоксы невозможны. Что касается продвижения, мы сейчас конструируем схему, которая будет включать в себя не столько медиаподдержку, сколько непосредственную работу с сетями и продвижение книг лауреатов в местах продаж.

- Что Вам нравится в своей редакторской работе, а что нет? Читаете ли Вы книжные тексты только по обязанности, или все же находите время прочитать что-то и для души?

В редакторской работе есть место для сотворчества. Фактически редактор выполняет функцию свежего взгляда и если этот взгляд помогает - само по себе это здорово. А вообще, две самые приятные вещи, это когда открываешь письмо автора, а в нем ТЕКСТ, настоящий! И когда видишь этот текст, воплощенный в книгу. Неприятное - тут все просто, как в любой профессии - рутина. Для души - обязательно. И радует, что иногда, для души и по долгу службы – совпадает.

Для справки: Александр Прокопович, главный редактор Астрель-СПб
 
Игорь Розов, Фантасты. ру
  • 12:48

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!