– Борис, известно, что авторами «Уральского следопыта» в свое время были многие ведущие советские писатели-фантасты. Сегодня журнал продолжает публиковать произведения научно-фантастического жанра, знакомя читателей с молодыми российскими писателями. Для некоторых из них публикация в журнале стала дебютом. В связи с этим вопрос, как сегодня формируется редакторский портфель? Каковы критерии отбора поступающих текстов?
– Прежде всего, большое спасибо порталу «Фантасты.ру», что предложили сделать это небольшое интервью.
Что касается Вашего вопроса, то я стараюсь подходить максимально широко в плане комплектования «портфеля» редакции в том, что касается «жанровой принадлежности» публикуемых произведений.
Поэтому в моём разделе публикуется не только «научная» фантастика (тем более что сегодня этот термин крайне широко трактуемый), но весь спектр фантастических произведений. Вся фантастика, на мой взгляд, если подходить по базовым критериям «жанрового деления», вообще делится на «научную фантастику» (т.е., такую, где сюжетный антураж или, попросту говоря, мир произведения построен на известных или гипотетических ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ), «фэнтези» (миры, основанные на магии, мистике и вообще таких «законах», которые в мире реальном не существуют, в принципе) и «юмористическо/сатирическая фантастика и фэнтези» (здесь главный «базис» - юмор и/или сатира, и миры произведения могут быть как первого, так и второго типа). Вот эти три типа и существуют, а все остальные деления – от лукавства и желания выделить своё произведение (если это автор) или рецензируемое/критикуемое произведение (если это критик/рецензент) из общего ряда других произведений, т.е., чисто «маркетинговый ход» для получения лучших продаж. Но вот такие три большие группы, ПРИНЦИПИАЛЬНО отличающиеся друг от друга, существуют реально. В русском языке так получилось, что термин «Фантастика» обозначает всё. Поэтому приходится для выделения к слову «фантастика» добавлять «научная», хотя, конечно, с тем смыслом, который вкладывался в термин НФ в момент его возникновения, это имеет весьма опосредованное отношение. Вот это и стараюсь публиковать, хотя, если честно, сам (как читатель) больше тяготею именно к НФ.
Критерии отбора – качественный в литературном отношении текст и интересная сюжетная идея. Это – прежде всего. Само собой, мы в журнале не допускаем откровенный мат в текстах и ярко выраженные сцены сексуального характера и насилия, жестокости – дело в том, что журнал попадает в школы.
– Какие интересные имена открыл журнал за последние годы?
– Я работаю в журнале с 2007 г., и мне нравятся практически все авторы, которых я публиковал в управляемом мной разделе – а иначе и не публиковал бы. Конечно, кто-то больше, кто-то – меньше, а кому-то я просто выдал публикацией некий «аванс» за труды. Из очень интересных авторов, которые были абсолютно «начинающими» в момент публикации в «Следопыте», и которые работают достаточно продуктивно (а не пишут один рассказ за несколько лет), могу назвать такие имена: как Ефим Гамаюнов, Татьяна Томах (кстати, у Татьяны уже вышли и свои книги, насколько я знаю), Алексей Федотов, Дэн Шорин, Алексей Логинов, Михаил Бочкарёв, Анна Сырцова. Я мог бы назвать ещё не менее пары десятков имён, но это получится не интервью, а список авторов. Надеюсь, авторы на меня не обидятся. Кому интересно – могут заглянуть на сайт журнала - все авторы раздела фантастика, на мой взгляд, интересные, а многие – даже очень.
Но, к сожалению, сегодня выражение «открыл автора» - совсем не то, что было лет 40-50 тому назад, когда УС был одним из ведущих в стране журналов в области фантастики. В те времена 2-3 публикации в УСе выводили автора на весьма уважаемую орбиту в своей области. После 5-6 публикаций о нём начинали говорить как о «мастере». Сегодня это не так – сегодня и 2-3 романа, а то и больше, редко куда выводят. Таковы реалии жизни. Журналы сегодня – не «кузницы фантастов». Тем более что романы (и даже повести) начинающих авторов в журналах сегодня никто не публикует, а только романы могут позволить автору стать известным широкому кругу читателей. Авторы же, пишущие рассказы (т.н. «рассказисты») шансов стать «известными» вне специальной тусовки (конвенты, сетевые ресурсы) практически не имеют. Очень надеюсь, что изменить эту ситуацию поможет развитие электронных издательств вкупе с их интернет-магазинами. Во всяком случае, в открываемом сейчас электронном издательстве (ЭИ) «Аэлита» уже подготовлено несколько авторских сборников повестей и рассказов. В «бумажных» издательствах выйти отдельными книгами такие новички не имеют шансов, а у нас их, надеюсь, увидит широкий читатель. Да и романов новичков у нас подготовлено к выставлению на сайте уже несколько десятков. Надеюсь, ЭИ в содружестве с журналом как раз и будет эффективно ОТКРЫВАТЬ новые имена.
– Как вообще живет журнал в это непростое время? С какими трудностями сталкивается и как преодолевает?
– Для справки: по статусу журнал "Уральский следопыт" – это ежемесячный журнал истории (краеведения), путешествий, приключений и научной фантастики для юношества, основан в 1935 году.
Журнал выходит и сегодня, и выходит в весьма приличном качестве (формат примерно А4, 88 полос, глянцевая бумага, цветная обложка и вставки). Внешний вид журнала намного лучше, чем он был в свои самые успешные годы. Тираж, правда, раз в 100 меньше, чем был когда-то - сегодня это всего 4-5 тыс. экземпляров.
В журнале, откровенно говоря, всё очень сложно, если говорить о материальной стороне. Журнал выживает исключительно благодаря усилиям нынешнего главного редактора Максима Фирсова. Максим крутится как белка в колесе, чтобы находить средства на выпуск журнала. (В какой-то мере он в том же положении, что и я с организацией фестиваля «Аэлита», но фестиваль проводится раз в год, а журнал должен выходить каждый месяц).
Средства на выпуск номера (на типографию) каждый раз едва удаётся собирать. Зарплат у редакторов нет – мы (а нас всего трое, включая главного) работаем «на энтузязизме». Гонораров у авторов нет (но, тем не менее, очередь на рассмотрение у меня почти на год вперёд!) Местные власти материально журналу помогают крайне скупо – что удивительно, т.к. брэнды типа УС в культурном поле Екатеринбурга можно пересчитать по пальцам. Во многом дело, видимо, в том, что УС сегодня – формально частная организация. Это Общество с ограниченной ответственностью, которое в начале 2000-х создал Максим Фирсов (и владельцем которого является), когда журнал загибался совершенно. Возможно, был бы журнал во владении чиновников – было бы иначе. Хотя, думаю, что в этом случае он бы, в лучшем случае, давно превратился бы в некую «политическую трибуну».
Нельзя, конечно, сказать, что власти совершенно не помогают - министерства и ведомства области дотациями на разные проекты журнала покрывают примерно 30% стоимости типографских услуг. 70% находит сам Максим (и это при том, что коллектив редакции работает без зарплат, а авторам не платят гонорары). Странно, что в таком богатом городе и области у чиновников нет, в общем-то, смешной суммы на поддержку столь знакового издания, каким является УС – всё-таки, первый выпуск журнала состоялся аж в 1935 году, а с 1957 г. журнал выходит бесперебойно – несмотря на все «ужасы» 90-х и т.п. Вот такая ситуация.
Для справки: Борис Долинго – российский писатель-фантаст, редактор раздела фантастики журнала «Уральский Следопыт», председатель оргкомитета и главный организатор фестиваля фантастики «Аэлита».
Игорь Розов, Фантасты.ру
Комментарии