- Юрий Федорович, Ваши иронические редакторские посты в ЖЖ давно цитируются МТА (молодыми талантливыми авторами) в своих блогах. Видно, что иногда Вас искренне веселит процесс общения с МТА, а иногда Вы также искренне пытаетесь им помочь. Так все же, скажите честно, как молодому талантливому автору произвести наилучшее впечатление на редактора?
Не выпендриваться, общаться по делу. Незнакомый человек с молодёжными амбициями неприятен даже своим сверстникам. Особенно кисло, когда амбиции лезут из дяденьки под полтинник. Такие часто встречаются на литературных сайтах и в профильных коммьюнити, да и в реальной жизни издательства не редкость.
Я считаю, что за автора должен говорить его текст, и только он. То есть не литературный агент, не добрый посредник из числа наших общих знакомых и уж, тем более, не рекомендательное письмо известного писателя, пожертвованное в минуты душевной слабости. Лучшее впечатление МТА может произвести, прислав в издательство отличный роман, заключить договор, спокойно одобрить правку и обсудить создание продолжения. Именно так ведут себя люди с множеством публикаций. Их ещё называют профессионалами.
- Что для Вас фантастика сейчас, в возрасте не мальчика, но мужа? Коллективный эскапизм писателей-читателей? Все так же - приоткрытая дверь в давно известное неизвестное? Или просто: "Работа у нас такая"...
Авторы - люди разные и фантастика у них получается разная. У одних из-под пера выходит хороший, годный, коммерческий продукт, не имеющий к реальности никакого отношения - бегство в прекрасный, новый мир, наполненный чудесами и приключениями, как "С.С.С.М." Марии Чепуриной. У других авторов видно, что они писали, дабы отключиться от немилосердного к ним окружающего мира. Таких мы обычно не печатаем, ибо нет там ни сильных, притягательных героев, ни череды увлекательных приключений, ни лёгкого, гладкого слога. Есть только бегство в никуда, не востребованное никем.
Ну, и работа. Самый лучший результат дают продуманные, циничные твари, которые чётко видят цель, знают, с чего начать, знают, к чему придти, знают, через что должен пройти герой и провести своих спутников, чтобы читателю было интересно. Иногда такие прагматичные авторы обсуждают с нами детализацию кругов ада, по которым мы вместе проложим путь несчастных персонажей. В результате, мы попадём в ад самый приземлённый автор способен написать самый интересный роман (наша серия "Z.O.N.A."), а уж нырнуть в него с головой на сутки (эскапизм) или растянуть на месяц-другой (вариант простого парня) - дело читательского вкуса.
- Что будут делать писатели и издатели лет так через ...цать, когда Всемирная Паутина и прочие пиратские технологии вобьют последний гвоздь в крышку гроба книгоиздательства? Писатели и издатели в ближайшем будущем - это вымирающие профессии? Ваш фантастический прогноз?
Я реалист и прогноз у меня реалистический. Книгоиздание не умрёт. Бумажная книга проще и надёжнее гаджета, поэтому будет востребована простыми людьми. Простые люди не заморачиваются с электронными девайсами, им нравится понимать, как это работает и как это можно починить своими руками, случись поломка. Если книжка развалилась на две половинки, её можно склеить клейстером. Если развалился ридер, куски хлама придётся выкинуть.
Что же касается собственно фантастики. Простые люди не особо заморачиваются даже с чтением. Тачки, карты, спорт - вот занятия, достойные простого парня. Девки, само собой. После тачек, карт и спорта. Иногда можно книжку полистать. Интересную, конечно, то есть о чём-нибудь социально-близком: о простых людях, занимающихся простыми занятиями… В общем, вы поняли, что это будут за книги и кто будет их издавать?
Для справки: Юрий Гаврюченков, редактор издательства «Крылов».
Игорь Розов, Фантасты.ру
Комментарии