Роман Злотников: "Не надо раздавать всем сёстрам по серьгам"

Роман Злотников: "Не надо раздавать всем сёстрам по серьгам"
В Кремле состоялась встреча премьер-министра России Владимира Путина с писателями - участниками съезда Российского книжного союза. На встрече присутствовали два писателя-фантаста Роман Злотников и Сергей Лукьяненко. Ниже мы публикуем отрывок из стенограммы разговора Романа Злотникова и Владимира Путина.

Р.В.Злотников: Владимир Владимирович, вопрос. Скажите, а эта встреча не под выборы сделана?

В.В.Путин: Нет. У нас выборов пока нет – выборы у нас ещё впереди.

Р.В.Злотников: Ну как? Уже началась предвыборная кампания.

В.В.Путин: Нет. Я время от времени провожу встречи подобного рода.

Р.В.Злотников: Я почему вопрос задал? Потому что если под выборы – это бесполезная трата времени.

В.В.Путин: Вы знаете что, Роман Валерьевич, не хочу показаться невежливым, мне такие встречи под выборы не нужны. Я встретился, согласился на эту встречу именно потому, что возникают вопросы, прежде всего связанные с книгоизданием. Они носят совершенно конкретный, в том числе и коммерческий характер. И мне очень бы хотелось, чтобы, принимая какие-то одни решения, помогая одним участникам рынка, мы не нарушили интересы других, баланс интересов. Это первое.

Второе, всё-таки среди писательской элиты тоже возникают какие-то вопросы, например, связанные с защитой интеллектуальной собственности, может быть, какие-то другие вопросы и соображения, связанные с организацией библиотечного дела, распространением и так далее. Это, конечно, мне было бы очень интересно. Думаю, полезно было бы с вами поговорить по этим вопросам и проблемам, выслушать вас и, может быть, сделать то, что в моих силах, чтобы скорректировать ситуацию.

Р.В.Злотников: Тогда у меня есть предложение. Я предлагаю Вам перестать раздавать всем сёстрам по серьгам.

В.В.Путин: Я пока ещё ничего не раздал.

Р.В.Злотников: Ну как? У нас есть программа поддержки чтения, у нас есть программа поддержки региональных театров, у нас есть программа поддержки библиотек, у нас есть программа поддержки того, сего, пятого, десятого.

В.В.Путин: В этом смысле, да.

Р.В.Злотников: Да. Я считаю, что это опять же бесполезная трата средств. Что такое, например, писатели? Писатели – это люди «длинного шага». Мы никак не можем Вам помочь на ближайших выборах, которые состоятся сейчас, но, например, через пять лет, может быть, и можем, через 10 – совершенно точно, мы можем помочь и через 15 лет. У меня была встреча с ребятами из пятого главного управления ФАПСИ и всего остального. Пригласили меня в ветеранскую организацию: я тоже офицер. Я туда приехал и думаю: «Ёлки, я писатель-фантаст. Что ребятам там говорить?» Сижу с ними общаюсь. Там было пять молодых офицеров – лейтенант, старший лейтенант и всё, а остальные все были в возрасте, все на меня смотрели: ну, приехал писатель-фантаст, ну, такой клоун, посидим-посмотрим, галочку поставим. Тут встаёт молодой лейтенант, и говорит: «А вы знаете, что мы ваши книжки в училище из тумбочки в тумбочку передавали? И вот эту книжку я хочу, чтобы вы мне подписали». Чёрный форзац! Я вам говорю, что у нас сейчас есть инструмент работы с будущим России и поле. Что такое инструмент? Это образ будущего. У нас сейчас в стране образа будущего, к сожалению, ну более или менее согласованного, нет, потому что у разных слоёв населения он разный. Самый простой – это «хотим жить, как в Европе или как в Америке». Но к тому моменту, когда люди достигают ресурса, при котором уже можно жить, как в Европе, как в Америке, возникает вопрос: а почему как? Почему не в Европе или не в Америке?

Второй момент – это ценностной аппарат, мотивация. Для того чтобы этот «как» не исчезал, с ним надо работать, и, может быть, с теми, кто сейчас имеет ресурс? Может быть. И то, не совсем уверен, что мы не можем работать. Но с теми, кто через 10 лет будут офицерами, будут экспертами, будут помощниками крупных руководителей (это же люди, которые читают) – вот эти люди, которые умеют работать с массивами текстов и будут через 10 лет вот этими ребятами, а через 20 лет они сами будут руководителями. Вот там на 20 годах мы можем Вам помочь построить Россию.

В.В.Путин: Роман Валерьевич, так в чём вопрос или предложение?

Р.В.Злотников: Я считаю, что не надо делать всем сёстрам по серьгам. Надо понять, что литература – это инструмент, что библиотеки – это инструмент, что театры – это инструмент. Понять для себя, создать систему, как его использовать. И в рамках этого использования надо не поддерживать разрушающиеся театральные здания сами по себе, надо понять, как это работает. Надо выстроить систему, и в рамках этой системы уже финансировать и кинематограф, и театры, и библиотеки, и издания. Вот есть, допустим, очень интересный инструмент – армия. Мы почему-то его воспринимаем непонятно как: либо как тюрьму, либо как что-то, что будет за нас умирать, а это серьёзная социальная машина, через неё нормально проходит половина населения. Это тренинговый лагерь. Эти люди, которые там служат, если там будет служить достаточно большое количество мужского населения (извините, дамы, всё-таки определяют политику в нашей стране, к сожалению или к счастью, по большей части мужчины). Женщины иногда даже на выборах говорят: за кого голосовать-то? За кого? Там люди 52 недели (год службы), 104 фильма смотрят. Там есть библиотеки, вот здесь сидит толпа народа, я уверен, что подавляющее большинство (да 100%), если создать нормальную программу поддержки армии, будет ездить по этим частям, и люди будут читать эти книжки. Вы говорите: ах, книжки у нас люди не читают. Вот там пусть и читают. Пусть их, в конце концов, тырят из этих библиотек, пусть возвращаются с этими книжками домой.

В.В.Путин: И чего? В чём предложение? Чтобы тырили книги?

Реплика: Разрешить солдатам тырить?

Дарья Донцова (А.А.Донцова): Владимир Владимирович, можно мне спросить тогда?

В.В.Путин: Извините, пожалуйста. По поводу того, что женщины у нас не принимают участие в политике. У нас мало женщин во власти, но это не значит, что они не принимают участия в политике.

Р.В.Злотников: Нет. Я не говорю, что совсем не принимают.

В.В.Путин: По поводу того, что голосуют и кто голосует, как голосует: женщины – наиболее активная часть избирателей, это статистика, это факт. Поэтому в этом смысле они как раз проявляют интерес к тому, кто избирается, кому оказать доверие. И их участие в этой части формирования власти значительно.

По поводу того, что всем сёстрам по серьгам: вы знаете, если какую-то сестру забыть, то просто сегмент может отмереть совсем. Вы сказали, не надо театр, кинематограф, библиотеки… А что надо?

Р.В.Злотников: Надо, чтобы они работали!

В.В.Путин: А как это сделать, Роман?.. Меня тоже часто многие вещи раздражают и возмущают, но если мы с вами вместе сейчас сядем и скажем, попробуем сформулировать, как же организовать вот эту единую систему… Я вас уверяю, здесь будет у каждого своё, а может быть, сразу несколько мнений у каждого. Это достаточно сложный процесс выбора приоритетов.

Р.В.Злотников: Но так его-то надо делать.

Реплика: Владимир Владимирович, можно?

В.В.Путин: Сейчас. Мы с Романом Валерьевичем подискутируем немного.

Р.В.Злотников: Оно само не случится. Мы сейчас живём в том, что с нами случилось.

В.В.Путин: Конечно, конечно.

Р.В.Злотников: Нам не нравится. Я вам честно говорю...
  • 07:58

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!