Карточные игры, оказавшие влияние на русскую литературу

Карточные игры, оказавшие влияние на русскую литературу

Азартные игры в произведениях русских писателей довольно редко становились центральным лейтмотивом. Один из первых примеров — нравоучительные басни и рассказы XVIII века, в которых знать развлекалась игрой в карты. Так, в одной из басен Крылова рассказывается о том, как молодой дворянин, который «игру картежну» выше других наук ставил, разорился.

Но на баснях Крылова все не закончилось. Тема азарта была раскрыта максимально полно Пушкиным А.С. в его произведении «Пиковая дама». Повесть о коварной старухе была выпущена в 1833 году, и до сих пор остается интересной, и даже более актуальной. С развитием интернета появилось множество сайтов с азартными играми, что привело к огромному скачку количества людей, страдающих лудоманией.

«Пиковая дама»: когда пытаешься поймать удачу за хвост

Как и Иван Крылов, Пушкин увлекался карточными играми. Фортуна редко улыбалась поэту, но ему настойчивости было не занимать, и результат вполне закономерен, — в какой-то момент у Александра Сергеевича скопилось огромное количество долгов. За некоторые долги поэт расплачивался своими произведениями, например, известен факт, когда от долга Александр Сергеевич откупился неизданной главой романа «Евгений Онегин».

Неудачливость в карточных играх не мешала поэту уделять своему хобби очень много времени — Пушкин отлично ориентировался в наиболее распространенных играх за карточным столом, поэтому для него не составило сложности описать в своей «Пиковой даме» игру «Фараон», очень модную в те времена, особенно, в салонах, где организовывались светские рауты. В роли крупье обычно выступал сам хозяин клуба — он заключал с одним из гостей пари на определенную карту, тщательно перемешивал колоду и раскладывал карты лицевой стороной вверх на две стороны. Выигрывал тот, в чьей стопке оказывалась загаданная карта: правая стопка принадлежала крупье, левая — гостю.

Германн, герой повести «Пиковая дама», услышал городскую легенду о том, что одна старая графиня знает для игры «Фараон» выигрышную комбинацию, и эта комбинация позволит обогатить любого. Ходили слухи, что когда-то давно с помощью этого секрета графиня отыграла крупный долг, после чего даже не прикасалась к игральным картам. Германн становится одержим идеей узнать секрет графини — он решает познакомиться с Лизой, воспитанницей старухи, и разработать план по проникновению в дом.

 

 

 

Узнав все, что хотел, Германн пробирается в дом, прячется в кабинете и ждет графиню. Чтобы выведать у нее тайную комбинацию, мужчина использует и угрозы, и мольбы, но графиня отказывается говорить. У Германна последний шанс — он достает пистолет, чтобы напугать старуху, но та, испугавшись, умирает от разрыва сердца.

На этом история не заканчивается. Через несколько дней призрак графини приходит к Германну и выдает секрет, называет выигрышную комбинацию — «Тройка, семерка, туз». При этом старуха оговаривает важное условие: игрок обязан ставить на эти карты последовательно в течение трех дней, и никак иначе. Германн с нетерпением ждет, когда он сможет проверить секрет в действии. Когда в их городе появляется картежник-миллионер, молодой человек решает, что момент настал, — он собирается на прием к конногвардейцу Нарумову, где миллионер, скорее всего, тоже появится.

Германн заключает пари на тройку, ставит все свои сбережения, выигрывает, и его ставка удваивается. Следующий вечер привел к очередной удаче — молодой человек ставит на семерку и опять выигрывает. Слухи об удачливости Германна разносятся по всей столице, и жители города с нетерпением ждут развязки. На третий день Германн отправляется на прием к миллионеру и делает последнюю ставку, заключая пари на туза. Но, когда выпала нужна карта, оказывается, что перед заключением пари мужчина вытянул не туза, — с листа карты на него смотрит пиковая дама с лицом старухи.

Есть легенда, что в качестве прототипа графини Пушкин выбрал княгиню Голицыну, которая в свое время похожим образом помогла своему родственнику отыграться. После того как повесть вышла в свет, княгиня получила прозвище Пиковая дама. Роман, созданный Пушкиным, стал очень известным, но не только увлекательный сюжет сделал его столь важным для литературы. Дело в том, что этот роман стал первым произведением, в котором карты соединились с темой рока. Потом много разных авторов творили именно в этом направлении, один из них — Леонид Андреев с рассказом «Большой шлем».

«Большой шлем»: о причудливых изворотах судьбы

Рассказ «Большой шлем» удостоился похвалы Максима Горького и Льва Толстого, современников Леонида Андреева. Рассказ был написан в 1899 году — писатель вдохновился романом «Жизни Клима Самгина» Максима Горького. В одном из эпизодов рассказа главный герой делится воспоминаниям о карточной партии в винт с приятелями — партия длилась 27 часов, и во время нее умер один из игроков, собрав самую крупную выигрышную комбинацию. Название рассказа — наименование этой комбинации.

Речь в произведении идет о четырех друзьях, которые несколько раз в неделю встречаются для игры в винт на протяжении уже шести лет. Яков Иванович, Прокопий Васильевич, Николай Дмитриевич и Евпраксия Васильевна — у каждого игрока есть своя стратегия: кто-то готов рисовать по-крупному, кто-то осторожничает, а кто-то теряется, если в руках появляются хорошие карты.

 

 

 

Во время игры друзья ведут обычно легкие разговоры, которые ни к чему не обязывают, перекидываются общими фразами. По ходу рассказа выясняется, что люди, которые на протяжении шести лет видятся друг с другом по три раза в неделю, в итоге друг о друге ничего не знают. Одна такая встреча закончилась трагически: Николаю Дмитриевичу в этот раз очень везло, он практически полностью собрал большой шлем, но так переволновался, что у него прихватило сердце, и он скоропостижно скончался прямо за игральным столом. Яков Иванович решил перевернуть игральную карту из колоды и оказалось, что это как раз та карта, которая требовалась для завершения комбинации.

В рассказе «Большой шлем» писателю удалось хорошо соединить мотивы счастливого случая и злого рока, при этом Леонид Андреев проводит параллель между игрой и жизнью, сделав вывод — фортуна может отвернуться от человека в любой момент. Неожиданный финал и легкая мистическая атмосфера делают историю очень похожей на пушкинскую «Пиковую даму». Но Андреев, как основатель экспрессионизма, делает основной акцент не на сюжетной линии, а на чувствах и переживаниях персонажей, исследуя главным образом эмоции приятелей, которые собрались за карточным столом.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!