Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Фантдопущение - гвоздь или мулета?
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Страницы: 1, 2, 3
House495
Цитата(Jiba @ 26.8.2016, 23:18) *
NatashaKasher, все хорошие НФ такие, поэтому я с самого начала и спросил, в чем смысл темы. Но до вас этого почему-то никого не смутило, я уже начинал беспокоиться... Р_Р


Просто те, кто смысла не увидел, не стали участвовать в обсуждении wink.gif
silverrat
Цитата(Воден @ 26.8.2016, 21:48) *
silverrat
При чём тут сюжет? smile.gif Я про идею и допущение.

Ну для меня сюжет зиждется на идее, а идея сай-фай фантастики на фантдопущении. А вы что предполагаете именно под идеей?

Цитата(Комиссар @ 24.8.2016, 11:50) *
Фильмы братьев сестёр Вачовски.
Взять, к примеру, серию "Матрица". То, что выглядит и преподносится как киберпанк, на самом деле является мистикой. Виртуальный мир фильма = наш реальный мир, в котором помимо обычных людей есть демоны, а реальный мир фильма = "сумеречная зона", родной мир демонов, духов и прочих сущностей.

Вы поменяли антураж. Матрица - это не антураж, где главгерой борется с демонами или с агентами Матрицы. Там фантдоп в том, что человек живет внутри созданного им же самим искусственным миром. И борется сам с собой. А не с агентами Матрицы.

Цитата(Воден @ 24.8.2016, 14:43) *
Munen Смысл вопроса в том и состоит, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу: "фантдопущение - не более чем приправа к идее, поэтому оно не может быть главным ингредиентом текста". Ибо мнения на эту тему, как видите, различаются.

Идея в сай-фай фантастике должны быть фантастической. А значит, фантдоп и фантастическая идея не разделимы. Я подчеркиваю, естественно, сай-фай фантастика, где фантдоп должен быть основан не существующих законах и теориях.
Комиссар
Цитата(silverrat @ 26.8.2016, 22:22) *
Вы поменяли антураж. Матрица - это не антураж, где главгерой борется с демонами или с агентами Матрицы. Там фантдоп в том, что человек живет внутри созданного им же самим искусственным миром. И борется сам с собой. А не с агентами Матрицы.

Вы путаете идею и фантдоп.
Идея в литературе – это мысль, заключённая в произведении.
Фантастическое допущение – это литературный прием, заключающийся во введении в историю элемента, который не встречается или принципиально невозможен в реальности.
Munen
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 0:22) *
Идея в сай-фай фантастике должны быть фантастической.

Что значит фантастическая идея? Идея не существующая в реальной жизни? Бред.
silverrat
Цитата(Комиссар @ 26.8.2016, 23:47) *
Вы путаете идею и фантдоп.
Идея в литературе – это мысль, заключённая в произведении.
Фантастическое допущение – это литературный прием, заключающийся во введении в историю элемента, который не встречается или принципиально невозможен в реальности.

У вас слишком простое, я бы сказала, слишком примитивное понятие идеи литературного произведения.
На самом деле, идея литературного произведения - понятие очень сложное и неоднозначное. И в произведении идея может вообще отсутствовать. В постмодернизме писатель излагает сюжет, а читатель должен сам найти для себя идею этого произведения.

Цитата
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - содержательно-смысловая целостность художественных произведений как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором. Адекватно не может быть воссоздана средствами других искусств и логическими формулировками; выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его формальных компонентов. Условно (и в более узком значении) выделяется как главная мысль, идейный вывод, "жизненный урок", естественно вытекающие из целостного постижения произведения.


Цитата
ИДЕЯ художественная
(от греч. idea — представление) — воплощенная в произв. иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека (Концепция художественная). И. составляет ценностно-идеологический аспект худож. произв. и является наряду с темой и пафосом одним из элементов худож. содержания (Содержание и форма в искусстве). В И. х. отражаются существенные закономерности действительности, осмысленные, оцененные и просветленные эстетическим идеалом художника. В отличие от И. научной И. х.— не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в худож. образе: «...искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). И. х. передается всей целостностью произв. иск-ва, единством всех его элементов и уровней.


Цитата
идея художественная
- (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. И. х. реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.
silverrat
Цитата(Munen @ 26.8.2016, 23:57) *
Что значит фантастическая идея? Идея не существующая в реальной жизни? Бред.

Что бред? Фантастическая идея?

ИДЕЯ художественная — воплощенная в произв. иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека

Автор воплощает мысль, которая отражает пока нереализованную концепцию мира и человека. Что тут является бредом? blink.gif
NatashaKasher
Цитата(Munen @ 26.8.2016, 23:57) *
Что значит фантастическая идея? Идея не существующая в реальной жизни? Бред.
Почему же бред? Мы же говорим о фантастике.

Думаю, подразумевается идея, завязанная на фантдопе. Например, идея:
путешествия во времени до добра не доведут.

Для выражения этой идеи необходим фантдоп - что они вообще возможны! И осуществимы на практике. Без этого фантдопа данную идею не выразить.

Идея же сама по себе - фантастическая. Ибо, насколько мы знаем, в реальной жизни это пока никому не удавалось.
House495
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 0:22) *
Думаю, подразумевается идея, завязанная на фантдопе. Например, идея: путешествия во времени до добра не доведут.


А нужно просто обобщить. Например, "научно-технический прогресс - штука опасная".
Путешествия во времени - лишь иллюстрация, основанная на фантдопе.

Небольшое усилие - и приходим к тому, что любая идея может быть обобщена до борьбы добра со злом, конфликта отцов и детей, любовной истории, и прочей общечеловеческой банальщины, которая и привлекает читателя.
Munen
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 1:22) *
Думаю, подразумевается идея, завязанная на фантдопе. Например, идея:
путешествия во времени до добра не доведут.

Это очень упрощенная, примитивная трактовка идеи литературного произведения.
silverrat
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 0:29) *
А нужно просто обобщить. Например, "научно-технический прогресс - штука опасная".
Путешествия во времени - лишь иллюстрация, основанная на фантдопе.

Небольшое усилие - и приходим к тому, что любая идея может быть обобщена до борьбы добра со злом, конфликта отцов и детей, любовной истории, и прочей общечеловеческой банальщины, которая и привлекает читателя.

Небольшое усилие и вы упрощаете понятие идеи. Сводите ее к морали, как в басне.
Если взять идею "эффекта бабочки" Брэдберри, то там может быть идея не в том, что опасен сам НТ прогресс, а в том, что человек должен нести ответственность за свои действия, особенно находясь в мире будущего, где возможности человека расширились до такой степени, что даже малейшее прикосновение к струнам бытия вызывает катастрофический "ветер перемен". Если человека поместить в Средневековье, то там у человека очень ограничены возможности что-либо изменить. Максимум он может изменить жизнь свою или части людей. А чем дальше развивается НТ прогресс тем больше у человека возможностей сильнее изменить весь мир. Хотя с другой стороны, если взять идеи книг о попаданцах, то там буйная фантазия авторов сильно воздействует на мир прошлого.
silverrat
Цитата(Munen @ 27.8.2016, 0:33) *
Это очень упрощенная, примитивная трактовка идеи литературного произведения.

А какая у вас трактовка?
NatashaKasher
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 0:29) *
А нужно просто обобщить. Например, "научно-технический прогресс - штука опасная".
Путешествия во времени - лишь иллюстрация, основанная на фантдопе.

Небольшое усилие - и приходим к тому, что любая идея может быть обобщена до борьбы добра со злом, конфликта отцов и детей, любовной истории, и прочей общечеловеческой банальщины, которая и привлекает читателя.

Но "Путешествия во времени опасны" и "технический прогресс опасен" - это отнюдь не обобщение одной и той же идеи!
Этак действительно все в мире идеи можно обобщить до: нужно делать хорошо и не нужно плохо. При этом, что такое хорошо и что такое плохо - это уже мелкие детали...
NatashaKasher
Цитата(Munen @ 27.8.2016, 0:33) *
Это очень упрощенная, примитивная трактовка идеи литературного произведения.

Какого произведения?
Munen
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 1:40) *
А какая у вас трактовка?

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literat...%B4%D0%B5%D1%8F
Munen
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 1:44) *
Какого произведения?

Надо полагать, вы подразумевали либо "Эффект бабочки", либо "Конец вечности".
NatashaKasher
Цитата(Munen @ 27.8.2016, 0:45) *

Не улавливаю вашу мысль.
Считаете ли вы, что идея, к примеру, "не вмешивайтесь в историю, это до добра не доведёт" не имеет права на существование в НФ произведении?
NatashaKasher
Цитата(Munen @ 27.8.2016, 0:48) *
Надо полагать, вы подразумевали либо "Эффект бабочки", либо "Конец вечности".

Вообще-то, я говорила о воображаемой идее воображаемого произведения.
Но возьмём Конец вечности. Можно ли выразить идею этого произведения без фантдопа о возможности путешествий во времени?
silverrat
Цитата(Munen @ 27.8.2016, 0:45) *

Я как раз дала оттуда три цитаты из разных академических источников.

А своими словами вы можете выразить свою мысль о том, что вы нашли бредового в моих словах о фантастической идее?

Цитата
ИДЕЯ художественная — воплощенная в произв. иск ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека.


Фантастическая идея отражает фантастическую концепцию мира и человека.
House495
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 0:38) *
Небольшое усилие и вы упрощаете понятие идеи. Сводите ее к морали, как в басне.


Ну нет. Мораль - это расстановка акцентов. Попытка навязать читателю мнение о том, что хорошо, а что нет.
Я же говорю об идее как основном конфликте произведения.
А здесь, боюсь, все пытаются залезть в голову авторам, и заняться интерпретацией того, что же те хотели сказать своими книгами.
Ну как учили в советской школе - вся классика XIX века - один-де сплошной памфлет против царизма.
И убивая старушку-процентщицу, Раскольников протестует против классового неравенства.

Поскольку я с уверенностью могу залезть лишь в собственную голову, приведу пример из собственного же сочинительства, уж сорри. Я вот считаю, что основная идея у меня - то, что человечество было создано высшей цивилизацией, а люди - биологические роботы, чья мотивация и действия в конечном счете определяются генетикой. А кто-то скажет, что это лишь фантдоп, а идея книжки дескать в вечном - что есть добро и зло, борьба отцов и детей, цель оправдывает средства и т.п.

Одна из причин бессмысленности спора. Ну помимо того, что я вообще не понимаю мотивации ломать копья из-за сферических коней в вакууме. Практическое преломление вопроса каково? Можно ли эксплуатировать одну и ту же идею, прикручивая к ней различные фантдопы?
NatashaKasher
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 0:53) *
А вы чужих комментов не читаете вовсе?

Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 0:53) *
Вы не увидели их или не захотели увидеть?

Сильверрэт, пожалуйста, полегче на поворотах.
Отвечайте посуществу, а не "вы так" и "вы этак".
silverrat
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 0:57) *
Одна из причин бессмысленности спора. Ну помимо того, что я вообще не понимаю мотивации ломать копья из-за сферических коней в вакууме. Практическое преломление вопроса каково? Можно ли эксплуатировать одну и ту же идею, прикручивая к ней различные фантдопы?

Тут проблема вот в чем. Сейчас попытаюсь объяснить. Вот написала я рассказ. Как я считала фантастический и отправила его в сборник фантастических рассказов. Мне сказали, что рассказ не фантастика, потому что фантастика там только антураж. А с другой стороны на многих конкурсах я встречалась с ситуацией, когда рассказ явно реализм, полностью реализм и лишь есть крошечная идея нереальная. И это причисляется к фантастике. Поэтому мне и хотелось ответить на этот вопрос - фантастика - это лишь антураж, прикрытие для сюжета, идеи. Или все-таки единственно верная основа для воплощения идеи?

Цитата
Поскольку я с уверенностью могу залезть лишь в собственную голову, приведу пример из собственного же сочинительства, уж сорри. Я вот считаю, что основная идея у меня - то, что человечество было создано высшей цивилизацией, а люди - биологические роботы, чья мотивация и действия в конечном счете определяются генетикой. А кто-то скажет, что это лишь фантдоп, а идея книжки дескать в вечном - что есть добро и зло, борьба отцов и детей, цель оправдывает средства и т.п.

Скорее идея должна быть в том, зачем высшая цивилизация это создала. Вот в игре Prey высшая цивилизация заселила Землю семенами жизни для того, чтобы вернуться туда через какое-то время и собрать жатву - разумное мясо. Которое можно использовать для еды или для создания себе слуг. Но это мое имхо.
silverrat
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 0:57) *
Сильверрэт, пожалуйста, полегче на поворотах.
Отвечайте посуществу, а не "вы так" и "вы этак".

Хорошо. Не буду. Но меня несколько напрягает, когда мои слова называют бредом.
NatashaKasher
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 0:57) *
Можно ли эксплуатировать одну и ту же идею, прикручивая к ней различные фантдопы?


Если это не риторический вопрос, то отвечу: можно и нужно. Более того, вся эта, как Вы выразились "общечеловеческая банальщина" именно и делает литературу интересной, как Вы тоже верно заметили, хотя и с некой иронией...

Я очень уважаю фантастов, которым удалось создать полноценные, интересные произведения, основанные, скажем на идее невозможности контакта с другим разумом!

Тем не менее, в конце концов мы люди среди людей... И всегда человеческий конфликт нам интересней, так уж мы устроены.

Хочу сказать, если вопрос поставлен: есть ли фантастические произведения, идею которых нельзя передать без фантдопа?
Oтвет - конечно есть.

Есть ли фантастические произведения, где фантдоп это лишь приём, инструмент? Тоже есть, полно.

И что из этого следует? Фантдопы всякие нужны, фантдопы всякие важны.
House495
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 1:02) *
Поэтому мне и хотелось ответить на этот вопрос - фантастика - это лишь антураж, прикрытие для сюжета, идеи. Или все-таки единственно верная основа для воплощения идеи?


Так я о чем и говорю - на этот вопрос имхо может ответить лишь автор произведения, и только он.
О чем Песнь льда и пламени? О драконах и белых ходоках?
Или о несправедливости и жестокости жизни и подлости людского рода?
Я понятия не имею, что было в голове у Мартина, когда он это писал (если это он писал).
Может, человек хотел создать эпическую сагу о нелегкой борьбе добра со злом в фэнтезийном антураже.
А может, просто нарубить бабла на драконах и море кровищи, раз публике нравится.
NatashaKasher
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 1:04) *
Хорошо. Не буду. Но меня несколько напрягает, когда мои слова называют бредом.

Вы тоже правы. "Бред" это было слишком резко.
NatashaKasher
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 1:02) *
Мне сказали, что рассказ не фантастика, потому что фантастика там только антураж.

Возможно, например, если речь идет о каком-то важном открытии... Из-за которого все на ушах, друг друга убивают, шантажируют и вообще с ума сходят! Поскольку это трампампания, которая если её использовать, ух, что будет. Но все друг друга поубивали, а трампаманию так и не использовали...
Я не говорю, что это то, что у Вас. Но я такое часто вижу. Якобы фантастика, а на самом деле, даже если действие в будущем - всё тоже самое, что трампампания делает вообще по сюжету роли не играет, a вся интрига - как её спрятать от плохишей.
А можно ссылку на тот Ваш рассказ, который не приняли? Он выложен где-то?
silverrat
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 1:11) *
Так я о чем и говорю - на этот вопрос имхо может ответить лишь автор произведения, и только он.

Естественно только автор решает, как ему воплощать свою идею, какими средствами. И если он выбрал эти средства для воплощения своей авторской мысли, у читателя не должно создаваться впечатления, что фантдоп лишь размалеванный задник, на фоне которого развивается сюжет. Фантдоп должен быть необходимым инструментом для воплощения идеи. Если человек обратился к нереальной ситуации, то не от того, что у него мало жизненного опыта и он просто не в состоянии то же самое отразить реалистичными средствами, а потому что иначе он не сможет выразить свою мысль.
NatashaKasher
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 1:11) *
Может, человек хотел создать эпическую сагу о нелегкой борьбе добра со злом в фэнтезийном антураже.

Вот уж чего-чего, а борьбы добра со злом я что-то у Мартина не увидала. laugh.gif

Я читала только первую книгу... Мне показалось, что она о том, как люди друг с другом воюют из-за разной фигни, а в это время к ним приближается пипец зима , а они друг дружку мочат, и ни черта не видят.
silverrat
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 1:18) *
Возможно, например, если речь идет о каком-то важном открытии... Из-за которого все на ушах, друг друга убивают, шантажируют и вообще с ума сходят! Поскольку это трампампания, которая если её использовать, ух, что будет. Но все друг друга поубивали, а трампаманию так и не использовали...
Я не говорю, что это то, что у Вас. Но я такое часто вижу. Якобы фантастика, а на самом деле, даже если действие в будущем - всё тоже самое, что трампампания делает вообще по сюжету роли не играет, a вся интрига - как её спрятать от плохишей.
А можно ссылку на тот Ваш рассказ, который не приняли? Он выложен где-то?

Это рассказ "Клоун", который здесь вроде даже был выложен в какой-то из одной версий. Потом его хотели взять для сборника фантастических рассказов о космосе "Звездный ветер". Но сборник так и не состоялся. Хотя редактор со мной работал. А потом я предложила его в электронный сборник фантастических рассказов и мне отказали по причине, что там фантастика - это антураж. Действительно там фантастика - антураж в какой-то степени. Но такое противоречие меня удивило. Причем в первом случае сборник был бы гораздо солидней.
NatashaKasher
Ну, это бывает. У каждого сборника свои критерии... Вон, даже у нас на форуме был случай. Состоялся турнир, по теме которого сделали потом интернетный сборник. А рассказ, который первое место в турнире занял - не взяли! Не вписался в формат. Вот и всё. А Вы говорите.
Комиссар
Цитата(silverrat @ 26.8.2016, 23:53) *
Фантастическая идея отражает фантастическую концепцию мира и человека.

Не всегда.
Например, есть произведение о том, как персонаж отправляется на машине времени в прошлое, что-то там случайно меняет, да так в том прошлом и остаётся, постепенно обзаводясь властью, богатством, влиянием в обществе и наложницами для гарема (почему мы этих изменений не заметили в своём времени - никак не объясняется).
Так вот идея этого произведения в том, что история могла пойти другим путём, а не в том, что путешествия во времени возможны. Машина времени - фантдоп. Иной ход истории - идея. Приключения персонажа - сюжет.
NatashaKasher
Цитата(Комиссар @ 27.8.2016, 2:03) *
Так вот идея этого произведения в том, что история могла пойти другим путём, а не в том, что путешествия во времени возможны.

Идея этого произведения, что никому не нужный ботан может стать крутым, попади он только куда надо.
Комиссар
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 0:11) *
О чем Песнь льда и пламени? О драконах и белых ходоках?
Или о несправедливости и жестокости жизни и подлости людского рода?

Цикл многоидейный. Тем и хорош.
Противостояние политеистического христианства с монотеистическим язычеством.
Знамя Болтонов с распятием - отсылка к рыцарским духовным орденам крестоносцев.
Дейенерис Таргариен верхом на драконе - отсылка к образу Вавилонской Блудницы верхом на Звере Апокалипсиса.
И прочее, и прочее.
Комиссар
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 1:07) *
Идея этого произведения, что никому не нужный ботан может стать крутым, попади он только куда надо.

Ну, и это тоже.)
Только для обыгрывания этой идеи достаточно было и фэнтези. А попадания в прошлое нужны, чтобы что-то поменять в прошлом. Или оставить всё как есть, если идея в том, что текущий вариант настоящего - лучший или единственный из возможных.
Алексей2014
Цитата(Комиссар @ 27.8.2016, 2:31) *
Цикл многоидейный. Тем и хорош.
Противостояние политеистического христианства с монотеистическим язычеством.
Знамя Болтонов с распятием - отсылка к рыцарским духовным орденам крестоносцев.
Дейенерис Таргариен верхом на драконе - отсылка к образу Вавилонской Блудницы верхом на Звере Апокалипсиса.
И прочее, и прочее.

Или - знамя Болтонов - намёк на флаг Шотландии, "дикого и неукротимого племени", исконного врага "старой доброй Англии"...
Или - Дейенерис на драконе (кстати, не дракон, а виверн!) - отсыл (с переиначиванием исходника) к картине П. Уччелло "Битва Св. Георгия с драконом".
И так далее, и так далее...
А идея у Мартина, по-моему, всё-таки одна. И даже сходная с Софоклом, Эсхилом и Еврипидом - борьба Человека с Роком + катарсис читателя в результате личных переживаний на эту тему. Ну, сравните хотя бы момент отдания Станнисом дочери в жертву с "Ифигенией в Авлиде"...
House495
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 1:02) *
Скорее идея должна быть в том, зачем высшая цивилизация это создала. Вот в игре Prey высшая цивилизация заселила Землю семенами жизни для того, чтобы вернуться туда через какое-то время и собрать жатву - разумное мясо. Которое можно использовать для еды или для создания себе слуг. Но это мое имхо.


Нет, скорее идея в том, что получается, когда существа с мозгами с гулькин нос, будучи покинуты разумными хозяевами, пытаются заниматься самоуправлением. Что наглядно демонстрирует вся история Земли. А темы с разумным мясом и каннибализмом сверхцивилизаций просто эпатажный трэш. Не вижу большой разницы в том, кто жрет людей – интеллектуалы, или безмозглые зомби. Это как раз фантдоп с единственной целью – выделить себя в среде конкурентов, делающих продукт, паразитирующий на определенных фобиях. Имхо.

Ну вот видите, сколько мнений по Мартину.
Хотя все упоминают какие-то мелкие детали, как раз закапываясь в фантдопы и антураж.

А идея имхо проста – добро должно быть с кулаками, и не бояться испачкаться в крови / грязи. Ведь зло не боится. Об этом эволюция большинства положительных героев. Вот малолетка Арья после подлого убийства папы начинает резать глотки почём зря. Вот девочка-одуванчик Санса затравливает мужа-маньяка собаками. Вот хороший человек Тирион мочит родного папу из арбалета на унитазе. Вот Дайенерис спасает от насильников колдунью, чтобы потом без колебаний сжечь её заживо, когда та убивает Дрого. И т.д. и т.п.

У меня герой проходит примерно ту же эволюцию – сначала ты слуга закона, потом можно казнить нескольких мерзавцев, коли дело личное, потом уже и тех, к кому личных дел нет, потом и членов их семей, если под руку подвернутся, ну и плавно переходим к геноциду во имя добра и захвату власти над миром. С поправкой на то, что я не Дж Мартин. Но его идеи мне близки. Хотя лично мне кажется, что цикл он украл.
silverrat
Цитата(Комиссар @ 27.8.2016, 2:03) *
Не всегда.
Например, есть произведение о том, как персонаж отправляется на машине времени в прошлое, что-то там случайно меняет, да так в том прошлом и остаётся, постепенно обзаводясь властью, богатством, влиянием в обществе и наложницами для гарема (почему мы этих изменений не заметили в своём времени - никак не объясняется).
Так вот идея этого произведения в том, что история могла пойти другим путём, а не в том, что путешествия во времени возможны. Машина времени - фантдоп. Иной ход истории - идея. Приключения персонажа - сюжет.

Я не говорила всегда. Я просто говорила, что идея должна быть основана на фантастическом допущении.
И потом попаданцы - это такая фантастика, которая в общем-то и не фантастика. Там как раз изменение истории не основана на реальных физических законах. А я в общем-то хотела вести разговор именно о твердой сай-фай фантастике.
Комиссар
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 9:40) *
Я не говорила всегда. Я просто говорила, что идея должна быть основана на фантастическом допущении.

Вот я и говорю, что это всего лишь ваше личное мнение. Для вас - "должна", для других - "не должна".
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 9:40) *
И потом попаданцы - это такая фантастика, которая в общем-то и не фантастика. Там как раз изменение истории не основана на реальных физических законах. А я в общем-то хотела вести разговор именно о твердой сай-фай фантастике.

Путешествия во времени - тоже "твёрдая сай фай фантастика", если произошло с помощью технических средств, без вмешательства "высших сил".
NatashaKasher
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 10:33) *
А идея имхо проста – добро должно быть с кулаками, и не бояться испачкаться в крови / грязи.

Очень спорно. Осталось ли оно после этого добром? Считаете ли Вы, что посыл автора в том, что эта эволюция - правильная и желательная?
House495
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 13:20) *
Считаете ли Вы, что посыл автора в том, что эта эволюция - правильная и желательная?


Об этом можно будет судить лишь после завершения цикла.
В конце, как я понимаю, Дайенерис и Д. Сноу объединяются, захватывают Вестерос, и дают люлей белым ходокам.
Но это по канонам, в то время как автор любит неожиданные ходы.
Классический хэппи энд - счастье и процветание народа под правлением мудрой Дайенерис. Средства оправдали цель, злодеи получили по заслугам, эволюция "правильная и желательная".
Альтернативный - у неё таки едет крыша от постоянного насилия, и она идёт по стопам предков - впадает в безумие, и начинает жечь всех подряд по своей прихоти. Таким образом всё, что происходило с ней - это не эволюция, а моральная деградация от невинного ребенка до ангела смерти.
Но есть и третий взгляд - автор вовсе не обязан добавлять в своё произведение мораль, и навязывать её читателю. Он просто показывает, и довольно реалистично, как меняются люди под влиянием агрессивной внешней среды.
Я в своём первом опусе как раз подвесил моральный аспект. Поучать людей, как следует думать - это XIX век.
Комиссар
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 12:39) *
Поучать людей, как следует думать - это XIX век.

laugh.gif
NatashaKasher
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 13:39) *
Он просто показывает, и довольно реалистично, как меняются люди под влиянием агрессивной внешней среды.

Думаю, это ближе к истине.
Jiba
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 10:40) *
Я не говорила всегда. Я просто говорила, что идея должна быть основана на фантастическом допущении.
И потом попаданцы - это такая фантастика, которая в общем-то и не фантастика. Там как раз изменение истории не основана на реальных физических законах. А я в общем-то хотела вести разговор именно о твердой сай-фай фантастике.



House495, я извиняюсь, но если верить вики, а ей можно верить, очень много там основано на словах самого Мартина, то:
Один из основных посылов книги — идея того, что смерть есть неизбежная истина всей жизни.
Но, на мой взгляд, это слишком размыто – считай, что и нет её.

Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 14:18) *
Думаю, это ближе к истине.

Кивнуль

Цитата
У меня герой проходит примерно ту же эволюцию – сначала ты слуга закона, потом можно казнить нескольких мерзавцев, коли дело личное, потом уже и тех, к кому личных дел нет, потом и членов их семей, если под руку подвернутся, ну и плавно переходим к геноциду во имя добра и захвату власти над миром. С поправкой на то, что я не Дж Мартин. Но его идеи мне близки. Хотя лично мне кажется, что цикл он украл.

Если я правильно понял, то ваша идея завязана на герое, а не на фантдопущении. А значит ваша книга может быть совершенно любым жанром. Боюсь вас обидеть, ведь не хочу этого, но моя позиция, о которой я уже неоднократно заявлял, – по-настоящему хорошая НФ всегда очень крепко завязана на фантдопущении.
silverrat
Цитата(Комиссар @ 27.8.2016, 13:19) *
Вот я и говорю, что это всего лишь ваше личное мнение. Для вас - "должна", для других - "не должна".

Путешествия во времени - тоже "твёрдая сай фай фантастика", если произошло с помощью технических средств, без вмешательства "высших сил".

Смотря как это путешествие во времени обставлено. Если это кастрюля, которую ГГ надевает на голову и оказывается где угодно - это фэнтези, сказка, а если это сложный агрегат, в котором учтены все наработки ученых к тому времени, то это сай-фай фантастика. Но надо сказать, во втором случае никто читать не будет. Сейчас такая фантастика никому не нужна. Я вообще даже не знаю, печатают сейчас подобную фантастику не от мэтров типа Головачева или Дивова, а просто МТА? И не печатают, и не читают. huh.gif
silverrat
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 13:39) *
Об этом можно будет судить лишь после завершения цикла.
В конце, как я понимаю, Дайенерис и Д. Сноу объединяются, захватывают Вестерос, и дают люлей белым ходокам.
Но это по канонам, в то время как автор любит неожиданные ходы.
Классический хэппи энд - счастье и процветание народа под правлением мудрой Дайенерис. Средства оправдали цель, злодеи получили по заслугам, эволюция "правильная и желательная".
Альтернативный - у неё таки едет крыша от постоянного насилия, и она идёт по стопам предков - впадает в безумие, и начинает жечь всех подряд по своей прихоти. Таким образом всё, что происходило с ней - это не эволюция, а моральная деградация от невинного ребенка до ангела смерти.

Вот поэтому я и не люблю фэнтези. Я не говорю, что все фэнтези - это обязательно горы трупов и моральная деградация героев. Но по сути я вижу именно такое.

Цитата
Но есть и третий взгляд - автор вовсе не обязан добавлять в своё произведение мораль, и навязывать её читателю. Он просто показывает, и довольно реалистично, как меняются люди под влиянием агрессивной внешней среды.

Приятнее видеть, как под влиянием агрессивной внешней среды люди все равно оставались людьми, видя смерть, страдание, немыслимое насилие. Приятнее читать, когда видишь, что люди борются за что-то хорошее. Проявляют свои лучшие качества. Великодушие, благородство. А я вижу только истории, где показывают, как насилие деформирует личность.

Цитата
Я в своём первом опусе как раз подвесил моральный аспект. Поучать людей, как следует думать - это XIX век.

А поучать людей, как им думать и как им жить - необходимо. Показывать на примерах, что добро выгоднее зла. Что по сути, если ты творишь зло, в итоге получаешь это же зло стократно. Но сегодняшняя литература не об этом.
House495
Цитата(Jiba @ 27.8.2016, 15:36) *
House495, я извиняюсь, но если верить вики, а ей можно верить, очень много там основано на словах самого Мартина, то:
Один из основных посылов книги — идея того, что смерть есть неизбежная истина всей жизни.
Но, на мой взгляд, это слишком размыто – считай, что и нет её.


Подобные «философские» откровения лично меня заставляют задуматься о двух вариантах:
1. Цикл Д. Мартином украден (давно это подозреваю, поскольку Песнь льда и пламени прочитал не отрываясь, хотя не поклонник фэнтези, а через прочие его книги не продрался).
2. Старику просто нравится описывать секс с малолетками, сдирание кожи с людей, скармливание оных собакам и т.п. Это и есть идея, да-с. Кое-где за такое могут и на учёт поставить, а добавишь туда драконов – и стал классиком жанра.

Цитата(Jiba @ 27.8.2016, 15:36) *
Если я правильно понял, то ваша идея завязана на герое, а не на фантдопущении. А значит ваша книга может быть совершенно любым жанром. Боюсь вас обидеть, ведь не хочу этого, но моя позиция, о которой я уже неоднократно заявлял, – по-настоящему хорошая НФ всегда очень крепко завязана на фантдопущении.


Нет, как я писал выше

Цитата(House495 @ 27.8.2016, 0:57) *
Я вот считаю, что основная идея у меня - то, что человечество было создано высшей цивилизацией, а люди - биологические роботы, чья мотивация и действия в конечном счете определяются генетикой.


Метания ГГ – просто вариант подачи, комбинация классических Золушки, Одиссеи и прочих достаточно стандартных сюжетных приемов.

Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 17:12) *
Приятнее видеть, как под влиянием агрессивной внешней среды люди все равно оставались людьми, видя смерть, страдание, немыслимое насилие. Приятнее читать, когда видишь, что люди борются за что-то хорошее. Проявляют свои лучшие качества. Великодушие, благородство. А я вижу только истории, где показывают, как насилие деформирует личность.


Правильно. Потому что литература движется к реализму, во всех жанрах. А реалии состоят в том, что зло побеждает добро, миром правят подонки, и таки да, насилие практически неизбежно деформирует личность. За несколько сотен лет было написано слишком много сладких сказок. А потом информационные границы внезапно раздвинулись, и имеющие глаза да увидели, что представляет из себя мир на самом деле.

Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 17:12) *
Показывать на примерах, что добро выгоднее зла. Что по сути, если ты творишь зло, в итоге получаешь это же зло стократно. Но сегодняшняя литература не об этом.


Потому что народу надоело, что ему впихивают ложь. То, что описываете вы – не более чем тысячелетний инструмент контроля. Подставь вторую щеку, прощай подонков и т.п. Никаких мало-мальски реалистичных примеров того, что «добро выгоднее зла» нет и быть не может. Подавляющее большинство представителей социальных верхов – люди абсолютно беспринципные и порочные, готовые идти к своей цели по головам и трупам. И ситуация будет только ухудшаться, ибо население растет, и социальная конкуренция - тоже. А вы призываете верить в сказки.
NatashaKasher
Цитата(House495 @ 27.8.2016, 21:33) *
Подавляющее большинство представителей социальных верхов – люди абсолютно беспринципные и порочные, готовые идти к своей цели по головам и трупам.

Вот именно поэтому об этом неинтересно читать. Читать интересно про нечто особенное, что бывает исключительно редко... Но бывает! Скажем, про Иисуса читать интересно, а про Понтия Пилата скучно. Потому что Пилатов миллион, а Иисус один.
Чтобы про деградацию читать было интересно, нужно чтобы и этим деградирующим личностям было сочуствие по какой-то причине. Что у Мартина и наблюдается.
Стремление к добру также заложено в человеке, как и стремление к злу. И когда мы читаем, нам обычно хочется прикоснуться именно к добру. Поскольку к злу мы и так постоянно прикасаемся в жизни.

Цитата(House495 @ 27.8.2016, 21:33) *
И ситуация будет только ухудшаться, ибо население растет, и социальная конкуренция - тоже.

Да ладно. Оно растёт в основном в Индии, а Европе и в России только падает. Да и ресурсы растут всё равно быстрее. Короче, я считаю, что в этом вопросе вы ошибаетесь.
Munen
Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 1:53) *
А своими словами вы можете выразить свою мысль о том, что вы нашли бредового в моих словах о фантастической идее?

Ну, мне не понравилось "фантастическая". Давайте заглянем в словарь.
Цитата
ФАНТАСТИ́ЧЕСКИЙ
1. Сказочный, волшебный, причудливый, похожий на фантазию (см. фантазия во 2 знач.).
2. В действительности не существующий, измышленный фантазией, являющийся фантазией (см. фантазия в 3 знач.). Фантастические данные. Фантастические слухи.
3. Несбыточный, невероятный.

"В действительности не существующий". Но идея не может быть несуществующей. Она только может существовать. Либо никакой идеи нет, и говорить не о чем. Вот о фантастической (то есть не существующей идее) произведения и высказался. А точнее я бы сформулировал идею (или часть идеи) не так.
Не "путешествия во времени до добра не доведут", а

Цитата(silverrat @ 27.8.2016, 1:38) *
человек должен нести ответственность за свои действия, особенно находясь в мире будущего, где возможности человека расширились до такой степени, что даже малейшее прикосновение к струнам бытия вызывает катастрофический "ветер перемен".

Тут только можно дополнить, что и наше настоящее когда-то станет далеким прошлым со всеми вытекающими последствиями. И значит, можно сказать, что речь не только об ответственности за вмешательство в прошлое, но и о таком же отношении к поступкам в настоящем. И как производить коррекцию, и нужно ли? Нет, пойду перечитаю "Конец вечности", а то за сорок лет подзабыл уже!
А вообще, всегда с интересом читал о перемещениях во времени, хотя корректного разрешения противоречия пока не встретил, да и не верю я в его возможность.
Munen
Цитата(NatashaKasher @ 27.8.2016, 22:49) *
Стремление к добру также заложено в человеке, как и стремление к злу. И когда мы читаем, нам обычно хочется прикоснуться именно к добру. Поскольку к злу мы и так постоянно прикасаемся в жизни.

Тут вспомнилось интересное рассуждение
Цитата
– Ты видишь, что Зло сильнее, – ответил епископ негромко. – Да и все это видят. Потому люди слабые, а точнее, простые, охотно становятся на его сторону. Простые люди всегда ищут сильного, чтобы встать под его руку, под его защиту. И так было всегда. Но ты не заметил, что, несмотря на свою беспомощность, непрактичность, неумение приспособиться к жестокостям жизни, Добро все же побеждает?
Я пробормотал:
– Не понимаю. Как, сталкиваясь с жадностью, похотью, обманами и предательством, Добро может уцелеть?
Епископ сказал почти властно:
– Укрепись духом, сын мой. Несмотря на все победы Зла во все века и во всех странах и народах, мы все-таки есть. Ты не можешь не удивиться этому, ведь Зло безжалостно, и, будь у него силы, оно бы уничтожило как Добро, Честь, Благородство, Верность, так и самих носителей этих понятий. Подумай над этим
NatashaKasher
Цитата(Munen @ 27.8.2016, 21:50) *
Тут только можно дополнить, что и наше настоящее когда-то станет далеким прошлым со всеми вытекающими последствиями. И значит, можно сказать, что речь не только об ответственности за вмешательство в прошлое, но и о таком же отношении к поступкам в настоящем. И как производить коррекцию, и нужно ли? Нет, пойду перечитаю "Конец вечности", а то за сорок лет подзабыл уже!

Я помню также, и согласна с тем, как вы определяете идею Конца вечности.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.