Как-то писала на эту тему:
http://www.moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=456Для читателя произведение начинается с названия. Но о названиях мы поговорим позже. Потому, что для писателя произведение начинается с названия далеко не всегда. Часто название приходит в середине произведения, а то и вовсе в конце.
Для писателя произведение начинается с первого предложения. Вы, наверное, слышали такую характеристику: "Цепляет с первой строчки", и, наверняка, в вашей жизни были случаи, когда открыв книгу, начинали читать перый абзац, и... приходили в себя, только перевернув последнюю страницу. Или, прочитав первую строчку, дочитывали рассказ, который, в общем-то, не собирались читать. В моей жизни такие случаи были.
Итак, какова роль первого предложения?
Да, огромная! Я приведу примеры, как начинали свои рассказы некоторые великие рассказчики.
Михаил Булгаков "Полотенце с петухами"
Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет, а тому, кто ездил, и напоминать не хочу.
Михаил Булгаков" Я убил"
Доктор Яшвин усмехнулся косенькой и странной усмешкой и спросил так:
-Листок с календаря можно сорвать? Сейчас ровно 12, значит, наступило 2-е число.
Н.В. Гоголь "Иван Федорович Шпонька и его тетушка"
С этой историей случилась история: нам рассказывал ее приезжавший из Годяча Степан Иванович Курочка.
Н.В. Гоголь "Вечер накануне Ивана Купала"
За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
Василий Шукшин "Даешь сердце!"
Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевка, качнув стылую тишину, глухо ахнули два выстрела.
Василий Шукшин "Чудик"
Жена называла его Чудик. Иногда ласково.
Сигизмунд Кржижановский "Собиратель щелей"
Сказка лежала, блестя непросохшими буквами, на письменном столе, рядом с чернилиницей.
Сигизмунд Кржижановский " В зрачке"
Любовь у людей пуганная и с зажмурью: ныряет в сумерки, шмыгает по темным углам, шушукает, прячется за занавески и тушит свет.
Андрей Платонов "Афродита"
«Жива ли была его Афродита?» — с этим сомнением и этой надеждой Назар Фомин обращался теперь уже не к людям и учреждениям — они ему ответили, что нет нигде следа его Афродиты, — но к природе, к небу, к звездам и горизонту и к мертвым предметам.
Андрей Платонов "РОДОНАЧАЛЬНИКИ НАЦИИ, или БЕСПОКОЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ"
Город, что он такое!
Шли-шли люди, великие тыщи шли по немаловажному делу, а потом уморились, стали на
горе — реки текут тихие, вечереет в степи; опустились на землю люди, положили сумки и
заснули, как птицы — всею стаей.
Поднялись и забыли куда шли: сном изошла тревога, которая вела их по дорогам земли.
Андрей Платонов "Сокровенный человек"
Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки.
Это несколько примеров интересных начал рассказов. Удачное первое предложение, это жемчужина великой ценности. Иногда рассказ появляется на свет, только потому, что писатель придумал удивительное первое предложение, а потом его было жалко забыть, затерять, и писатель написал рассказ, повесть или роман.
Предлагаю, когда читаете книги, обращать внимание на первое предложение, и наиболее удачные, на ваш взгляд, размещать здесь. Естественно, с указанием автора и произведения. Вдруг зацепит, и луннорадужники захотят почитать Забавно!
_________________