Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Писать как Лермонтов
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > Ремесло
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Ра солнценосный
Умные все. Прелесть. А кто может сформулировать: как именно писал Лермонтов? Конкретно, с точки зрения стиля. Безыдейно, только изложение. Ведь Михаил Юрьевич сюжетник, Достоевщину не писал. Даже горящий страстями Мцыри - холодноват и высокопарен. Хотелось бы посмотреть, кто что отметит, какие приемы письма.
Сочинитель
Цитата(Ну типа Я @ 14.10.2014, 1:23) *
Что? Навело на размышления? ))

Лишь о том, что вы несколько неожиданно о сковородке и о Лермонтове.
Ну типа Я
Цитата(Сочинитель @ 13.10.2014, 22:29) *
Лишь о том, что вы несколько неожиданно о сковородке и о Лермонтове.

Ну, Лермонтов был герой своего времени. И задиристый, и погулять любил. Так что думаю он бы меня понял)
Ia-Ia
Цитата(Ну типа Я @ 13.10.2014, 21:32) *
Ну, Лермонтов был герой своего времени. И задиристый, и погулять любил. Так что думаю он бы меня понял)

...и пристрелил.
Ну типа Я
Цитата(Ia-Ia @ 14.10.2014, 1:56) *
...и пристрелил.

Может быть. По крайней мере мог бы попробовать)
сивер
Цитата(Ра солнценосный @ 13.10.2014, 21:24) *
А кто может сформулировать: как именно писал Лермонтов? Конкретно, с точки зрения стиля. Хотелось бы посмотреть, кто что отметит, какие приемы письма.


Пример:
Цитата
Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих
были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая длинная шерсть их бедных кляч
завивалась барашком; туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет. По тротуарам лишь изредка хлопали
калоши чиновника


1. Скупость слов, их точность и информативность. Ни одного лишнего знака.
2. Из подробностей только самые характерные для обстановки (" мокрая длинная шерсть их бедных кляч
завивалась барашком")
2. Чувство цвета фантастическое ("дома казались грязны и темны, лица прохожих
были зелены... туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет ").
3. Хороший слух автора ("По тротуарам лишь изредка хлопали
калоши чиновника").

В итоге в коротком абзаце мир передан почти во всех ощущениях. Лучше, чем в кино, потому что от "мокрого снега" пришлось поёжиться.
Ia-Ia
Цитата(Ну типа Я @ 14.10.2014, 10:19) *
Может быть. По крайней мере мог бы попробовать)

Возможны два вариата:
1. Вы бегаете быстрее.
2. Вы бегаете медленнее.
Ну типа Я
Цитата(Ia-Ia @ 14.10.2014, 14:02) *
Возможны два вариата:
1. Вы бегаете быстрее.
2. Вы бегаете медленнее.

Зачем же упрощать. Бегать - не единственный вариант.
AndreyBondarenko
Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих
были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая длинная шерсть их бедных кляч
завивалась барашком; туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет. По тротуарам лишь изредка хлопали
калоши чиновника

Хм. Попробуем чуть иначе, по собственному вкусу.

Светло-серое ноябрьское небо. Заснувший Петербург. Мокрый снег - сплошные грязно-жёлтые хлопья из под копыт лошадей наглых "ломовиков". Грязные и тёмные дома. Лица прохожих.... Плохие лица: серо-наглые и мертвенно-зелёные. Убивать надо их обладателей. Сразу. Ещё в колыбели. Из рогатки.... Извозчики. Суки грязные и рваные. Мол: - "Вези меня, извозчик, по гулкой мостовой...". На хрен. Дурака - в зеркале поищи... Туман, понимаешь, лиловый. Чиновник - в калошах - бредёт куда-то.... Ну-ну, дядя. Бреди...
silverrat
Цитата(сивер @ 14.10.2014, 12:36) *
Пример:


1. Скупость слов, их точность и информативность. Ни одного лишнего знака.
2. Из подробностей только самые характерные для обстановки (" мокрая длинная шерсть их бедных кляч
завивалась барашком")
2. Чувство цвета фантастическое ("дома казались грязны и темны, лица прохожих
были зелены... туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет ").
3. Хороший слух автора ("По тротуарам лишь изредка хлопали
калоши чиновника").

В итоге в коротком абзаце мир передан почти во всех ощущениях. Лучше, чем в кино, потому что от "мокрого снега" пришлось поёжиться.

А если бы это написал МТА, его бы размазали по стенке. За "были", "какой-то". Стали бы ржать над составным прилагательным (серо-лиловый) и вообще за большое количество определений. "Мокрая длинная", "рыжие" полость. "Лишь изредка".

Мне по стилю все-таки ближе Бунин.
сивер
Цитата(silverrat @ 14.10.2014, 21:45) *
А если бы это написал МТА, его бы размазали по стенке. За "были", "какой-то". Стали бы ржать над составным прилагательным (серо-лиловый) и вообще за большое количество определений. "Мокрая длинная", "рыжие" полость. "Лишь изредка".

Мне по стилю все-таки ближе Бунин.


Наезд из серии "ложечки нашлись, но впечатление осталось".

Странная у вас привычка приписывать другим то, что, возможно, свойственно вам.
silverrat
Цитата(сивер @ 14.10.2014, 21:51) *
Наезд из серии "ложечки нашлись, но впечатление осталось".

Странная у вас привычка приписывать другим то, что, возможно, свойственно вам.

Сивер, почему вы так болезненно относитесь к чужому мнению? Ну где вы увидели наезд? blink.gif
сивер
Цитата(silverrat @ 14.10.2014, 22:00) *
Сивер, почему вы так болезненно относитесь к чужому мнению? Ну где вы увидели наезд? blink.gif

Вы правы.
Прошу прощения за излишнюю реакцию.

Однако приведённый отрывок из неоконченного произведения "Штосс".
Когда я попыталась дописать его для конкурса, то все рецензенты (не читавшие этого произведения прежде) изошлись в комплиментах первой части (Лермонтовской) и глубоко закопали мои МТАшные потуги. Возразить им было нечего.
Odyssey Ektos
Цитата(Ра солнценосный @ 13.10.2014, 21:24) *
Умные все. Прелесть. А кто может сформулировать: как именно писал Лермонтов? Конкретно, с точки зрения стиля. Безыдейно, только изложение.
Хотелось бы посмотреть, кто что отметит, какие приемы письма.

Возьмём знаменитое:

Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.

Как сейчас сказали бы - сплошной ОНазм! Причём, "он" - и убийца, и жертва. Есть и другие предметы критики, но хватит и этого.
сивер
Цитата(Odyssey Ektos @ 15.10.2014, 15:10) *
Возьмём знаменитое:

Как сейчас сказали бы - сплошной ОНазм! Причём, "он" - и убийца, и жертва. Есть и другие предметы критики, но хватит и этого.


Вы нарочно или случайно забыли упомянуть, при каких обстоятельствах стихотворение написано?
Что оно об опальном поэте, которого за дуэль по закону приговорили к повешенью...
silverrat
Сивер, почему вы не говорите здесь, что сегодня Михаилу Юрьевичу стукнуло бы 200? rolleyes.gif
сивер
Цитата(silverrat @ 15.10.2014, 18:00) *
Сивер, почему вы не говорите здесь, что сегодня Михаилу Юрьевичу стукнуло бы 200? rolleyes.gif


Потому что когда я первый раз прочитала его незаконченные произведения, я всю ночь проплакала.
Честно-честно.
Потому что мне до сих пор больно говорить о нём, как о человеке.
Другое дело - о его текстах.

Но вы правы - надо отметить.

Выпьем вместе,
где же кружка,
сердцу станет веселей...

(пошла за серебряной чаркой)
Ia-Ia
Цитата(сивер @ 15.10.2014, 19:38) *

ага. Особенно когда он бежит и падает. На поле обработаном трактором.
Monk
Цитата(Odyssey Ektos @ 15.10.2014, 16:10) *
Есть и другие предметы критики, но хватит и этого.

Да, текст явно не вычитан! tongue.gif
Odyssey Ektos
Цитата(сивер @ 15.10.2014, 17:12) *
Вы нарочно или случайно забыли упомянуть, при каких обстоятельствах стихотворение написано?
Что оно об опальном поэте, которого за дуэль по закону приговорили к повешенью...

А зачем об этом говорить? Речь же о стиле, мастерстве и тп. У Лермонтова была масса времени на вычитку текста и корректировку, потому как он дополнил исходный текст ещё шестнадцатью строчками через несколько недель после написания первоначального варианта. Но он никаких исправлений не внёс.
сивер
Цитата(Odyssey Ektos @ 15.10.2014, 20:32) *
А зачем об этом говорить? Речь же о стиле, мастерстве и тп. У Лермонтова была масса времени на вычитку текста и корректировку, потому как он дополнил исходный текст ещё шестнадцатью строчками через несколько недель после написания первоначального варианта. Но он никаких исправлений не внёс.

Передаю по буквам:
имя П-У-Ш-К-И-Н в тот момент было опальным.
И потом есть особый шик назвать человека ОН, а все знают, о ком речь.
Odyssey Ektos
Цитата(сивер @ 15.10.2014, 20:41) *
Передаю по буквам:
имя П-У-Ш-К-И-Н в тот момент было опальным.

С чего вдруг? На смерть Пушкина стихи написали практически все известные на тот момент поэты. Лермонтов вовсе не исключение.
Цитата
И потом есть особый шик назвать человека ОН, а все знают, о ком речь.

Тем более, что скрывать имя вовсе ни к чему. Не стоит делать из Лермонтова изобретателя "дули в кармане", он им никогда не был. Первый вариант стихотворения у властей не вызвал никаких возражений. А вот дописанные позднее шестнадцать строк привели к ссылке на Кавказ.
сивер
Цитата(Odyssey Ektos @ 15.10.2014, 20:50) *
С чего вдруг? На смерть Пушкина стихи написали практически все известные на тот момент поэты. Лермонтов вовсе не исключение.

Тем более, что скрывать имя вовсе ни к чему. Не стоит делать из Лермонтова изобретателя "дули в кармане", он им никогда не был. Первый вариант стихотворения у властей не вызвал никаких возражений. А вот дописанные позднее шестнадцать строк привели к ссылке на Кавказ.

Может вы и правы.
Но, как написал Максим Соколов:
"...Поэтическое служение Лермонтова оказалось в два раза короче, чем тоже недолгое служение Пушкина. Но Лермонтов начал с места в карьер, практически без подразделения творчества на периоды. «Настанет год, России черный год» написано шестнадцатилетним, «Белеет парус одинокий» — восемнадцатилетним.
...
остается только признательно благодарить родившегося два века назад бесталанного поручика, погибшего на нелепой дуэли. Ибо стихи, написанные им, пребудут в русском языке вечно. А что их могло бы быть больше (да и могло ли?) — не нам судить. Для бессмертия довольно и того, что «Играют волны, ветер свищет // И мачта гнется и скрипит. // Увы, он счастия не ищет // И не от счастия бежит». "
Odyssey Ektos
Цитата(сивер @ 15.10.2014, 21:01) *
Но, как написал Максим Соколов:
"...Поэтическое служение Лермонтова оказалось в два раза короче, чем тоже недолгое служение Пушкина. Но Лермонтов начал с места в карьер, практически без подразделения творчества на периоды. «Настанет год, России черный год» написано шестнадцатилетним, «Белеет парус одинокий» — восемнадцатилетним.

Соколов не прав. У Лермонтова чётко прослеживается несколько периодов творчества. Стихи писать он начал в 14 лет, в Москве, и до поступления в питерскую школу юнкеров писал романтические вещи, подражая Байрону и немецким поэтам. В школе юнкеров Лермонтов писал практически только порнографические вирши, а вот после этой школы перешёл на реализм.
Ну типа Я
А попроще нельзя?
ИМХО самая большая проблема писателей, что они постоянно кого-то с кем-то сравнивают. В итоге Васю Пупкина обвиняют в кривых запятых, а Вася в отместку отыскивает такие же кривые запятые у признанных классиков. Нужно ли выяснять, чьи запятые кривее? Нравится - и хорошо! А запятые перекантуются)
Odyssey Ektos
Цитата(Ну типа Я @ 15.10.2014, 21:11) *
А попроще нельзя?

Проще? Лермонтов - прекрасный поэт и замечательный прозаик. Но не надо делать из него идола.
Ну типа Я
Цитата(Odyssey Ektos @ 15.10.2014, 22:18) *
Проще? Лермонтов - прекрасный поэт и замечательный прозаик. Но не надо делать из него идола.

О! А новый Лермонтов сам появится) Конечно он будет другой, но в конце концов таким же Лермонтовым. Вот гарантирую, как появится, так сразу скажут что это Лермонтов, хоть и писать он будет по другому.
Ра солнценосный
У Сивер только анализ получился, подсчет оназмов меня не убедил - это стихи, в каждом следующем катрене повторение дозволительно. Их разделяет абзац. И вообще, это современный фетиш - во времена Лермонтова наверняка существовали другие литераторские штампы, которых он старательно избегал. А мы забыли о них за давностью лет, у нас другой идол в пантеоне граммар-нацизма, имя ему Розенталь! Да падут ниц все уверовавшие в него.
сивер
Цитата(Ра солнценосный @ 15.10.2014, 23:43) *
У Сивер только анализ получился


Сочинитель
Цитата(сивер @ 16.10.2014, 16:31) *

А курс какой? smile.gif
Ра солнценосный
100 больших спасибо = одному поцелую.
Avgur
Чтобы писать как Лермонтов, нужно как минимум родиться Лермонтовым. Или хотя бы заслужить быть им.
сталкер
Цитата(сивер @ 14.10.2014, 12:36) *
1. Скупость слов, их точность и информативность. Ни одного лишнего знака.
2. Из подробностей только самые характерные для обстановки (" мокрая длинная шерсть их бедных кляч
завивалась барашком")
2. Чувство цвета фантастическое ("дома казались грязны и темны, лица прохожих
были зелены... туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет ").
3. Хороший слух автора ("По тротуарам лишь изредка хлопали
калоши чиновника").

В итоге в коротком абзаце мир передан почти во всех ощущениях. Лучше, чем в кино, потому что от "мокрого снега" пришлось поёжиться.


Ещё ритм. Без красивого ритма - ударений, слов, предложений - это бы не прозвучало.
сталкер
Цитата(Odyssey Ektos @ 15.10.2014, 20:50) *
Тем более, что скрывать имя вовсе ни к чему. Не стоит делать из Лермонтова изобретателя "дули в кармане", он им никогда не был.

Дело не совсем в дуле, а в том что конкретика может приземлять.

Вот пишу: "Погиб Пушкин. Невольник чести."
Звучит? Вроде нет, не та атмосфера. Точно также можно написать стихотворение на чей-то день рождения или свадьбу.
Важно ведь не только то, что поэта звали "Пушкин", а то что погиб поэт с большой буквы, может быть даже не обязательно он.

Кстати, сам факт что местоимения были выделены жирным шрифтом - затруднял чтение и восприятие. Психологический эффект как бы.
Odyssey Ektos
Цитата(сталкер @ 24.10.2014, 1:08) *
Дело не совсем в дуле, а в том что конкретика может приземлять.

Я и не требовал конкретики. Я против безликого ОНАЗМА.
NatashaKasher
Я жутко злюсь на эту опалу, граничещую с анафемой, местоимения "он" (и вообще, любых местоимений) в современном русском языке. Не знаю, кто начал эту моду, но надеюсь она скоро закончится. (Аналогично: "был"). Вымученное использование синтетических заменителей засоряет тексты так что выть хочется.

Сочинитель
Когда их по тексту немного, то это нормально. Но когда их кишит, то это слабость автора, здесь невозможно не обратить внимание.
NatashaKasher
Цитата(Сочинитель @ 24.10.2014, 9:49) *
Когда их по тексту немного, то это нормально. Но когда их кишит, то это слабость автора, здесь невозможно не обратить внимание.

Дело в том, что на это обращаешь внимание, когда текст попросту слабый. Когда "они" кишат - это зачастую просто симптом нудного перечисления, затянутого, однообразного дейтсвия или описания сцены. Симптом! А вовсе не причина. Авторам же указывают на "обилие местоимений" и излишнее употребление слова "был" (или автор уже и сам, заранее, замечает) и давай заменять! Тут уж одним "поэтом" и "гением" не отделаешься. В ход идут "молодые люди", "обладатели бакенбард", и "потомки мавров". От этого скопления народу начинает рябить в глазах, при этом, если текст изначально никуда не годился - лучше нисколько не становится. А бывает, что вполне нормальный текст превращается в нелепицу.
И некоторые, вместо того чтобы учиться у классиков как писать, ещё указывают у тех на "он" и "был". unsure.gif
Odyssey Ektos
Цитата(NatashaKasher @ 24.10.2014, 11:13) *
И некоторые, вместо того чтобы учиться у классиков как писать, ещё указывают у тех на "он" и "был". unsure.gif

В то время Лермонтов был не классиком, а мало кому известным гусаром. Скандал сделал его известным, как и Бродского, Солженицына и тп и тд. Конкретно в разбираемом стихотворении оназм ничем оправдать нельзя. То, что Лермонтов сейчас - классик, не значит, что все его стихи - шедевры. Не допиши Лермонтов позднее последних шестнадцати строк, этот стих никто бы сейчас не изучал в школе.
Ну типа Я
Цитата(NatashaKasher @ 24.10.2014, 12:13) *
И некоторые, вместо того чтобы учиться у классиков как писать, ещё указывают у тех на "он" и "был". unsure.gif

Это тоже неплохо) Зато кто-то сообразит, что эти правильные или неправильные "он" и "был" еще не определяют качество и ценность текста.
Odyssey Ektos
Цитата(Ну типа Я @ 24.10.2014, 11:26) *
Это тоже неплохо) Зато кто-то сообразит, что эти правильные или неправильные "он" и "был" еще не определяют качество и ценность текста.

Цитата из дневника К.И. Чуковского:

29 апреля 1922 г.
Видел вчера Сологуба. <…>
— Послушайте,— остановил он меня.— Знаете, какое — гнуснейшее стихотворение Пушкина? Самое мерзкое, фальшивое, надутое, мертвое...
— Какое?
— «Для берегов Отчизны дальней». Оно теперь мне так омерзительно, что я пойду домой и вырву его из книги.
— Почему теперь? А прежде вы его любили?
— Любил! Прежде любил. Глуп был. Но теперь Жирмунский разобрал его по косточкам, и я вижу, что оно дрянь. Убил его окончательно.
Жирмунский уже года два в разных газетах, лекциях, докладах, книгах, кружках, брошюрах разбирает стихотворение Пушкина «Для берегов Отчизны дальней». Разбирает добросовестно, учено, всесторонне.
Ну типа Я
Цитата(Odyssey Ektos @ 24.10.2014, 12:36) *
Но теперь Жирмунский разобрал его по косточкам, и я вижу, что оно дрянь. Убил его окончательно.

Вот! Ключевая фраза! Интересно, если Джоконду на кусочки распилить, она станет красивши или нет?
Odyssey Ektos
Цитата(Ну типа Я @ 24.10.2014, 11:56) *
Вот! Ключевая фраза! Интересно, если Джоконду на кусочки распилить, она станет красивши или нет?

Передёргивать не надо. Речь о профессиональном разборе, а не физическом расчленении.
Ну типа Я
Цитата(Odyssey Ektos @ 24.10.2014, 13:05) *
Передёргивать не надо. Речь о профессиональном разборе, а не физическом расчленении.

Да я не передергиваю. Вы все правильно говорили. И у Лермонтова, и у всех других есть куча ошибок любого рода. Вопрос стали бы их творения лучше или хуже, если бы этих ошибок не было. Ну а если кто-то определяет собственное мнение по оценкам других, как тот же Сологуб, то... тут уж не поможешь никакими разборами.
Odyssey Ektos
Цитата(Ну типа Я @ 24.10.2014, 12:14) *
Да я не передергиваю. Вы все правильно говорили. И у Лермонтова, и у всех других есть куча ошибок любого рода. Вопрос стали бы их творения лучше или хуже, если бы этих ошибок не было. Ну а если кто-то определяет собственное мнение по оценкам других, как тот же Сологуб, то... тут уж не поможешь никакими разборами.

Согласен.
NatashaKasher
Группа людей в Лувре, рассматривают Джоконду.

Один:
- Что-то она меня не впечатляет.
Другой:
- Знаете, она за пятьсот лет уже стольких впечатлила, что теперь может позволить себе выбирать, кого впечатлять, а кого нет.
NatashaKasher
Цитата(Ну типа Я @ 24.10.2014, 11:14) *
И у Лермонтова, и у всех других есть куча ошибок любого рода. Вопрос стали бы их творения лучше или хуже, если бы этих ошибок не было.

Если творения не станут лучше без этих "ошибок", значит это не ошибки.
Monk
Хорошо сказали, Наташа. smile.gif
Ну типа Я
Цитата(NatashaKasher @ 24.10.2014, 13:51) *
Если творения не станут лучше без этих "ошибок", значит это не ошибки.

Мои тексты от ошибок или отсутствия оных тоже не меняются. Если вы не назовете следующий мой рассказ гениальным, я вам припомню!
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.