Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Космические базы, корабли и космолёты
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Askold
Если речь идет о реальной космонавтике будущего, а не о фантастике, то внешний вид звездолетов будущего предсказать невозможно. Неизвестно будут ли они вообще когда либо построены, если уж на то пошло. Сейчас даже неизвестно на каких принципах будут работать их двигатели. В любом случае, нужны новые фундаментальные открытия в науке, а пока нет даже теорий, позволяющих создание корабля для межзвездных перелетов. К тому же неясно насколько вообще такие перелеты необходимы.
Одно несомненно - никаких звездных войн и ржавых (и не ржавых) космических дредноутов никогда не будет. Люди если и будут воевать, то только с людьми. Вселенная невероятно огромная, чтобы ее делить с другими цивилизациями. К тому же, даже теоретически, война возможна только между цивилизациями стоящими на одной ступени развития, а такую цивилизацию просто невероятно встретить. Скорее всего разница будет в десятки, сотни миллионов, а то и в миллиарды лет. При таком раскладе, более высокоразвитой цивилизации, прикончить менее высокоразвитую, будет проще, чем нам убить комара. Короче говоря, только отъявленный идиот будет вкладывать деньги в космическую оборону от инопланетной угрозы. smile.gif
Что касается более близкого времени, ближайших 50 -100 лет, то вряд ли будут пассажирские космические лайнеры и прочая экзотика. Скорее всего все корабли будут отличаться между собой. Они будут уникальны и построены каждый под конкретную задачу. Они вряд ли будут выглядеть эстетично, так как красота в данном случае даже не вторична, она практически не имеет значения. Корабли будут строиться из расчета максимальной экономии и практичности, будут тесными (меня всегда забавляют в фильмах, километры бессмысленных пустых коридоров на звездолетах). Условия для экипажа будут спартанские. Почти 100%, что они будут собираться на орбите из небольших взаимозаменяемых элементов. Форма кораблей может быть самая разнообразная, отсутствие контакта с атмосферой дает, в этом случае, большую свободу в выборе форм. Челноки для полета с планеты на орбиту, наоборот будут всегда похожи на самолеты. В любом случае, они должны иметь крылья или какие то плоскости для полетов в атмосфере. Должны быть прочными, обтекаемыми и обладать жаропрочным покрытием. В общем, как-то так.
И еще, подавляющее большинство космических аппаратов, по крайней мере в ближайшее столетие, будет автоматическими, без участия человека. Системы жизнеобеспечения слишком дороги и громоздки. Запасы провизии и экипаж занимают слишком много места и уменьшают полезную массу в разы. А спектр задач, с которыми автоматы справятся лучше людей, очень широк и будет постоянно расти.

Ну а если выдумывать для фантастики, то придумывайте, что душа пожелает. Все равно, ни один из современных читателей, до межзвездных полетов не доживет, чтобы проверить. А для будущих поколений, современная фантастика будет смешной, все равно как нам читать о полетах к Луне на пушечном ядре или на воздушном шаре. Реальность всегда превосходит, даже самые смелые, предсказания фантастов и футурологов.
silverrat
Цитата(al1618 @ 4.11.2014, 23:32) *
silverrat - а кто сажал "Буран"?
А ведь этому утюгу далеко по всем аеродинамическим качествам даже до аэробуса. Уж поверьте - и дистанционное управление и посадка - все давно отработано. Да и космические полеты "пилотируемые" были с самого начала исключительно в кавычках.

Автоматическая посадка Бурана - это было величайшее достижение советской космонавтики. Это все равно что сравнивать шедевр Рафаэля и мазню Васи Пупкина. Между единственной виртуозно проведенной операцией и бытовым использованием лежит пропасть.
Космические аппараты сейчас действительно в основном пилотируются автоматикой, но мы говорим о полетах в будущем, о фантастике.

Цитата
Человек в их был большей частью "на всякий пожарный", как сейчас пилот.

Думаю, пилоты, если бы услышали ваши слова или смеялись бы гомерически или просто вас убили. Им приходится знать и уметь столько вещей, о которых большинство людей и не слышали.

Цитата
ЗА ЧТО ПЛАТЯТ ПИЛОТАМ?!

Можно было бы элемнтарно ограничиться одним словом: Рынок. Походите по базару, найдите подешевле такой же квалификации и престаньте ныть. В последнее время авиакомпании находятся в постоянной гонке за, в принципе, ограниченным кругом людей, умеющих управлять самолётами, которые они берут в лизинг для своего растущего бизнеса. Тот же Аэрофлот официально платит своим сотрудникам за переманивание капитанов из других авиакомпаний. Вот они и ходят по кругу, некотрые уже не по одному разу, за растущей зарплатой. Кто-нибудь в здравом уме может их обвинить? До этого многие из них таксовали по ночам, чтобы кормить семьи, когда их сократили во время кризиса 1998г.
И, чтобы завершить непосредственно тему зарплаты: неправда, что российские летчики зарабатывают в среднем больше зарубежных. Те мифические 500 тысяч - это для очень ограниченного круга высших летных менеджеров или, если для рядовых командиров - за такие деньги надо буквально жить в самолёте в нарушение всех норм труда и отдыха, и то практически недостижимо. В любом случае, всё это относится к топ компаниям, базирующимся в Москве. Остальная страна по прежнему хряпает висячку относительно пресловутого "международного" уровня, который, кстати поднимается к 20-25 тыс $ (600-800 тыс.рублей)
Ну да ладно, я, в общем-то, не про цифры.

За что платят?

Типичный полёт:
Явка в полночь. Невелика беда - к полудню будем дома. Пришли на брифинг, в глазах уже нерезко - спать хочется, хотя, подразумевается, что я должен быть как огурец - в начале рабочего цикла-то! Естественно, все притворяются, что так и есть. Только поспать-то в таких случаях как следует никогда невозможно. Ну, кроме отдельных счастливых индивидумов, у которых есть переключатель сна.
Двадцать минут монотонного изучения NOTAMов, карт погоды, планов полётов, технических проблем. Мелким шрифтом, с сотнями сокращений, которые надо знать, на нескольких печатных листах.
Подготовились, подписали, пошли на брифинг к бортпроводникам. Те тоже сидят явно не после сна. Пара шуток помогают их временно оживить и установить контакт. Как-никак - одна команда, и никогда не знаешь, что нам всем сегодня выпадет. Ещё десять минут нудной рутины. Желаю всем приятного полёта!
Деять минут тряски в автобусе. Приехали. Начинается веселье. Самое время - почти час ночи...
Далее - подробное описание обычной предполётной чехарды в кокпите. Так, чтобы примерно представляли, как начинает закручиваться пружина.
Три бортжурнала: изучить состояние самолёта, незакрытые замечания. Опа! - в предыдущем полёте было замечание по тормозам - никто и не чешется. Вызываю инженеров - тишина. Продолжаю предполётную подготовку, попутно теребя эфир. Дозвонился. Пришли. Сели сзади читать, что они должны при этом сделать, и писать свои отписки. Между этим я изучил салонный бортжурнал, проверил наличие и годность сертификатов на борту, сборников карт и аэропортов, аварийного оборудования. Вызывает контрольный центр компании: Капитан, возьмите второго пилота на jump seat до Рияда. Ради бога! Пошёл осматривать самолёт снаружи. Второй пилот (он будет пилотирующим на этом секторе) вбивает маршрут в FMS. Возвращаюсь. Одновременные вводные: MEL по тормозам, неработающий смыв в туалете, привезли опасный груз, принесли заправочные бумаги. Время пошло быстрее - до закрытия дверей двадцать минут. Вызываю специалистов по туалетам, беру кипу бумаг, начинаю изучать, считать, подписывать. Приносят loadsheet. Диктую второму пилоту цифры оттуда, проверяю его расчёт взлётных данных. Ошибка. Небольшая, но принципиальная. Тактично объясняю, как правильно. Время бежит. Дежурный по посадке докладывает готовность салона. Спасибо, пусть теперь это мне старший бортпроводник скажет - ваш доклад мне как зайцу стопсигнал. Как всегда обиделся - ушел за старшим. Приходят - готовы, подписывай! - Ага, багажники сначала закройте, потом подпишу. Так и норовят все задержку от себя отпихнуть:). Звучит последняя погода, второй принимает ATC Clearance, я повторяю. Брифинг. Чеклист перед запуском. Время летит. Остаются секунды. Подписываю loadsheet. Двери закрыть! Теперь всё исключительно на наших плечах. - Земля! Готовы? - Готовы! Вторая часть чеклиста, запрос буксировки. Снимаю со стояночного - поехали. Слава богу, запуск автоматический - нужно только следить. Беру из подстаканника давно остывший кофе ...Уффф.. Успели...
Запустились, спасибо, теперь сами. До обратного! Чеклист, запрос руления, фары, ручник - порулили. Проверка тормозов, рулей, выпуск закрылков, ещё чеклист, готовность салона, перевод на частоту Вышки, готовность к взлёту, транспондер, фары, проблесковые маяки, высотомеры, топливо - в небо!
Взлёт напрягает. Чтобы быть готовым правильно среагировать в нештатной ситуации, надо над этим работать. При подготовке к тренажёру, на тренажёре, и при каждом взлёте. По мере роста скорости алгоритм действий меняется, время сжимается, напряжение нарастает, и очень важно уметь его контролировать. В самый критический момент вблизи скорости принятия решения существует несколько сценариев при которых взлёт должен быть прекращён моментальными единственно правильными действиями или продолжен. Очень критичный момент, и, хотя много раз тренированный на тренажёре, никогда не знаешь, как оно будет в жизни, если карта-таки ляжет. Я видел, как народ переклинивало. Надеюсь, со мной это не случится...
"V1, Rotate" - всё, проехали. Время вернулсь к своему обычному ритму. Тяну сайдстик на себя с главной мыслью о длинном-длинном фюзеляже. Перетянешь - зацепишь за полосу и это, видимо, будет твой последний полёт в этй компании:(
Домики и машины на земле быстро уменьшаются в размерах. Можно с облегчением убрать шасси. Но расслабляться рано - впереди кубло из уборки механизации, получения и подтверждения указания от АТС, изменения направления полёта и престановки давления. Несколько очень важных одновременных действий в условиях неудержимого роста скорости. Юлий Цезарь в этот момент нервно курит. Можно ещё для куража добавить любое в отдельности или комбинацию из обхода грозового облака, болтанки, включения протовооблединительной системы, пересекающего курс другого борта, что-нибудь типа ассиметричных закрылок и местный апокалипсис становится вполне реальным. Тренированный мозг в такой ситуации должен выбрость на время менее срочные действия и заняться реально неотложными. Через несколько секунд, правда, надо не забыть их, всё-таки, доделать.
Всё, вырвались из этого искривлённого пространства! Дальше всё будет более-менее по-людски.
Ещё минут десять плотной работы в наборе высоты и маневрирования в районе аэродрома и наступает то, что обыватели называют "ничегонеделанием" (А что вы там делаете - за вас автопилот работает!). Это ничегонеделание заключается в следующем: слежение за показаниями приборов, периодическая проверка состояния систем самолёта, управление температурой в салоне, ведение радиосвязи, контроль расхода топлива, ведение плана полёта и бортовых журналов, запрос получение погоды по аэропротам по маршруту полёта, назначения и запасным, слежение за грозовыми облаками по трассе и их обход, связь с центром управления компании по любым вопросам, решение проблем с пассажирами, контроль профиля полёта, принятие решения и набор следующего эшелона, готовность к немедленному уходу на ближайший запасной (надо постоянно знать, куда можно приземлиться в случае экстренной необходимости, учитывая пригодность аэропорта для твоего типа, режим его работы, погоду, политическую обстановку и проч.). Это так, навскидку. Каждый пункт можно расширить на полстраницы и больше. Несколько часов такого "ничегонеделания" и приходишь домой как выжатый лемон. Если вас так напрягает, что автопилот, а не летчик выполняет черновую работу, выдерживая заданные ему параметры, то можно посадить отдельного пилота для ручного управления, который ничем другим, кроме пилотирования заниматься не сможет, и при этом вы будете вынуждены чаще чем обычно пользоваться гигиеническими пакетами...
Единственно, когда действительно выпадает время - это на длинных океанских участках, с ограниченным числом запасных аэродромов и если по трассе хорошая погода. В другое время на этом же участке все мозги вытрясет болтанкой.
За час до посадки начинаем активно ею заниматься. Погода, полоса, система захода. Вбиваем наиболее вероятные маршруты захода в FMS (хорошо что они, в основном, в базе данных, а то как-то в моём единственном в жизни полёте во Внуково пришлось провести часа два от Черного Моря до Московской зоны, строя возможные варианты вручную:)). По маршруту захода вносятся нужные скорости и высоты для правильного расчёта траектории снижения.
Снижение. Клубок опять закручивается в обратном порядке, достигая максимального напряжения в каше из бортов на нижнем подходе. И, опять же, вводные в виде погоды, зон ожидания, и технических проблем в разной их комбинации могут значительно усложнить жизнь, порой совершенно неожиданно.
В довершение общей печали за углом всегда с пыльным мешком прячется уход на второй круг. Если кто думает, что это простой маневр, уверяю вас - это далеко не так. В совершенно безобидных ситуациях вам вполне могут устроить встречу с давно ушедшими предками. В принципе, это похоже на описанный выше взлёт, только происходит крайне редко, неожиданно и в гораздо более быстром темпе.
Сегодня всё было нормально и мы сели. Здесь вы, наверное, не будете отрицать, что работа пилота на посадке, всё-таки, присутствует кое-какая. Особенно с сильным боковиком, на короткую и скользкую полосу. Аплодисменты иногда бывают заслуженными:)
Зарулили. Если где-нибудь в Париже или Нью-Йорке, то заруливание - это отдельная песня и самые крупные непрятности нас поджидают как раз там. Особенно, если у кого только 4-й с натяжкой уровень языка.
Ну, а при вылете - на колу мочало... Которое всегда может усугубиться, к примеру, противообледенительными процедурами - удаление снега, облив, возврат обратно, если действие облива истекло.
Еще раз подчеркну: все эти скупые названия происходящих в кокпите процессов можно легко расширить до страниц. За ними годы учёбы, тренировок, экзаменов, тысячи часов работы непосредственно за штурвалом.
И я не коснулся ещё радиации, хронического недостатка кислорода, постоянной угрозы быть списанным с летной работы по причинам, по которым обычно даже к врачу не ходят, невозможности работать по достижению пенсионного возраста, задержек, бесконечного рабочего времени (16 часов чисто на работе + сколько прошло с последнего сна), перекошенных из-за рваного "день-ночь" ритма и изменения часовых поясов, мозгов. Всё не могу забыть лицо моей второй половины, когда она увидела моё лицо, после того, как практически перед сном меня вызвали в ночной рейс на полную длину рабочего времени:). А сколько таких вызовов было, когда моего лица никто не видел! И, кстати, у вас никогда не было, что проснувшись среди ночи, вы не помните, в какой вы стране и городе и в какую сторону вставать с кровати?
А также бунтующих пассажиров, неработающих на 40-градусной жаре кондиционеров, выросших без отцов детей и прочих прелестей лётной работы.

Впрочем, добро пожаловать! Пройдите весь путь, научитесь, получите все сертификаты, поработайте, наберитесь опыта, не потеряйте здоровья, и за вами будут гоняться работодатели с предложениями, от которых невозможно отказаться. Пока очередной кризис не грянет. А как грянет - welcome опять таксовать по ночам...(Арабский пилот)

И здесь речь о пилотах гражданской авиации. А про военную истребительную я вообще молчу.
silverrat
Цитата(Ну типа Я @ 4.11.2014, 23:46) *
Если бы Вавилон не развалился, они бы на вас в суд подали, что вы их изобретение русским приписали) А вообще внедрение абака было очень серьезным шагом вперед, в свое время естественно.

В Вавилоне думаю была более честная бухгалтерия. dry.gif

Цитата
Да, наверное он. А компьютер неважно из чего собран. Важно каков принцип обработки. Этот принцип определяет какие математические вычисления можно будет провести. Американцы, так образно говоря, сумели соединить железо с конкретными математическими принципами. До этого разработки были отчасти на уровне интуиции и умозрительных предположений. О реально программируемом устройстве и речи не было.

Современная вычислительная машина была изобретена Чарльзем Бэббиджем. laugh.gif
Комиссар
Думаю, как бы ни развилась автоматизация в будущем, в любом случае пилот будет присутствовать в кабине, чтобы, в случае необходимости, произвести все необходимые действия в ручном режиме.

Меня интересует ещё вот что:
Какие классы военных кораблей будут востребованы в космосе? Насколько они будут соответствовать морским аналогам (космолётоносцы, линкоры, крейсера, эсминцы, фрегаты, десантники, заградители, тральщики и т.д.)?
Какова будет примерная численность их экипажей?
Если будет изобретён межзвёздный двигатель, насколько он будет велик по своим размерам и будет ли он размещён на каждом корабле или только на некоторых из них (или это будет вообще нечто вроде Звезды Смерти - космической базы, способной мгновенно перемещаться в пространстве вместе с флотом внутри)?
Какие будут востребованы типы космолётов (истребители, штурмовики, ракетоносцы, десантники и т.д.)?

У меня есть, конечно, своё виденье, но мне интересны и другие мнения. smile.gif
Askold
Цитата(silverrat @ 4.11.2014, 23:52) *
Думают пилоты, если бы услышали ваши слова или смеялись бы гомерически или просто вас убили. Им приходится знать и уметь столько вещей, о которых большинство людей и не слышали.


95% вероятности, что в ближайшие 20-30 лет, а может и раньше, пилоты исчезнут, и водители автомобилей тоже. И еще много много специальностей исчезнет. Зато появятся другие специальности, о которых мы сейчас представления не имеем, как люди, до не давнего времени, не имели представления о программистах, да и о пилотах тоже.
Ну типа Я
Цитата(silverrat @ 4.11.2014, 23:55) *
В Вавилоне думаю была более честная бухгалтерия. dry.gif

Кстати об абаке. Я видел одну бухгалтершу, она уже в возрасте, с этими счетами всю жизнь общалась. Так у не только калькулятор стоял, но и счетами она при пользовалась. Так я посмотрел как работают профессионалы. На абаке она вводила 4-5 значные данные для расчета, быстрее чем любой другой сделает это на клавиатуре калькулятора. Вот считывает результат медленнее. В среднем по времени получается одно и то же.

Цитата(silverrat @ 4.11.2014, 23:55) *
Современная вычислительная машина была изобретена Чарльзем Бэббиджем. laugh.gif

Ну да. Только тогда лавры первенства придется отдать какому нибудь древнему Египту. Машин для выполнения логических и математических операций человечество много понапридумывало. Но это все же не компьютеры в нынешнем понимании. Если в мешок кинуть камень, потом еще одни, то в мешке окажется 2 камня, но вряд ли мешок является компьютером, хотя он и правильно все сложил.
silverrat
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 0:02) *
95% вероятности, что в ближайшие 20-30 лет, а может и раньше, пилоты исчезнут, и водители автомобилей тоже. И еще много много специальностей исчезнет. Зато появятся другие специальности, о которых мы сейчас представления не имеем, как люди, до не давнего времени, не имели представления о программистах, да и о пилотах тоже.

Не знаю, как насчет водителей автомобилей. Возможно. Автопилот для легковых автомашин уже существует. Хотя думаю, водителей, которые захотят сами гонять - останется немало. А вот отказ от пилотирования человеком в авиации - думаю пока невозможно. Слишком сложный это процесс. Он кажется простым только непосвященным. Летчики понимают, что самолет для них продолжение себя, что они самолетом не по приборам, а ощущая его собственным телом.
Комиссар
Цитата(Askold @ 4.11.2014, 22:50) *
Вселенная невероятно огромная, чтобы ее делить с другими цивилизациями.

Вселенная огромна, но планет земного типа - маловато будет.
Цитата(Askold @ 4.11.2014, 22:50) *
К тому же, даже теоретически, война возможна только между цивилизациями стоящими на одной ступени развития, а такую цивилизацию просто невероятно встретить. Скорее всего разница будет в десятки, сотни миллионов, а то и в миллиарды лет. При таком раскладе, более высокоразвитой цивилизации, прикончить менее высокоразвитую, будет проще, чем нам убить комара.

Американские индейцы и европейские завоеватели были, фактически, из разных миров.
Да, европейцы в конце концов покорили индейцев, но те всё же перед окончательным поражением успели убить немало врагов и даже перенять некоторые европейские технологии (например, научились пользоваться оружием "бледнолицых").
К тому же, прогресс не всегда движется вперёд. Иногда он может повернуться и вспять. wink.gif
Будем надеяться, что технологический уровень цивилизаций окажется в нашу пользу или хотя бы сопоставимым.

Цитата(Askold @ 4.11.2014, 22:50) *
Скорее всего все корабли будут отличаться между собой. Они будут уникальны и построены каждый под конкретную задачу.

Строительство типовых проектов кораблей сильно снижает затраты ресурсов на их производство.
Серии кораблей по одному и тому же проекту экономически выгоднее. wink.gif
Цитата(Askold @ 4.11.2014, 22:50) *
Они вряд ли будут выглядеть эстетично, так как красота в данном случае даже не вторична, она практически не имеет значения. Корабли будут строиться из расчета максимальной экономии и практичности, будут тесными (меня всегда забавляют в фильмах, километры бессмысленных пустых коридоров на звездолетах). Условия для экипажа будут спартанские.
Почти 100%, что они будут собираться на орбите из небольших взаимозаменяемых элементов. Форма кораблей может быть самая разнообразная, отсутствие контакта с атмосферой дает, в этом случае, большую свободу в выборе форм.

Скорей всего. smile.gif
Впрочем, какая-то симметрия всё равно должна соблюдаться, хотя бы двусторонняя, по продольной оси.
Цитата(Askold @ 4.11.2014, 22:50) *
Челноки для полета с планеты на орбиту, наоборот будут всегда похожи на самолеты. В любом случае, они должны иметь крылья или какие то плоскости для полетов в атмосфере. Должны быть прочными, обтекаемыми и обладать жаропрочным покрытием. В общем, как-то так.

Полностью согласен. smile.gif
Цитата(Askold @ 4.11.2014, 22:50) *
И еще, подавляющее большинство космических аппаратов, по крайней мере в ближайшее столетие, будет автоматическими, без участия человека. Системы жизнеобеспечения слишком дороги и громоздки. Запасы провизии и экипаж занимают слишком много места и уменьшают полезную массу в разы. А спектр задач, с которыми автоматы справятся лучше людей, очень широк и будет постоянно расти.

Без человека никак. Контроль, обслуживание, эксплуатация и ремонт. Готовность перевести корабль/космолёт в режим ручного управления в случае нештатной ситуации. Я уже писал об этом выше.
AlexCh
Цитата(Комиссар @ 4.11.2014, 23:57) *
Меня интересует ещё вот что:
Какие классы военных кораблей будут востребованы в космосе? Насколько они будут соответствовать морским аналогам (космолётоносцы, линкоры, крейсера, эсминцы, фрегаты, десантники, заградители, тральщики и т.д.)?
Какова будет примерная численность их экипажей?
Если будет изобретён межзвёздный двигатель, насколько он будет велик по своим размерам и будет ли он размещён на каждом корабле или только на некоторых из них (или это будет вообще нечто вроде Звезды Смерти - космической базы, способной мгновенно перемещаться в пространстве вместе с флотом внутри)?
Какие будут востребованы типы космолётов (истребители, штурмовики, ракетоносцы, десантники и т.д.)?
У меня есть, конечно, своё виденье, но мне интересны и другие мнения. smile.gif


У меня - так: пока в семи книгах такая система действует
Найдя в банке данных несколько инфопакетов по классификации кораблей, Алекс приступил к вдумчивому чтению.
Оказывается, в Содружестве корабли делились на несколько классов.
Малые суда, как правило, управлялись одним пилотом, не имели собственного гипердвигателя и использовались только в пределах одной системы. В этот класс входили гражданские невооруженные яхты и грузовые челноки, небольшие военные корабли типа истребителей и корветы с эсминцами.
Вообще то местные называли их несколько по другому, но инженер упростил обозначения по аналогии с земными. Например, для небольшого корабля типа «Разрушитель», основным оружием которого являлись тяжелые торпеды и орудия малой дальности, более уместным он посчитал привычное название «эсминец». Отмечалось, что основным достоинством данного класса были скорость и хорошая маневренность. Компенсировалось это маленькой автономностью.
Средний класс обычно имел собственный гипердрайв и управлялся уже не одним пилотом. Туда входили несколько типов крейсеров, от крошечных легких до тяжелых, различные типы транспортов и легкие носители. Начиная с этого класса на корабли уже ставили генераторы защитного поля.
Крупные военные суда типа линейных кораблей и тяжелых носителей относились к большому классу. Туда же входили крейсера прорыва и линейные, а также некоторые транспортные корабли. Все они обычно имели собственный прыжковый двигатель и многочисленную команду.
Еще упоминался сверхбольшой класс, которым обозначались мобильные базы с тяжелым оружием. Количество их в Содружестве было невелико, и счет шел на десятки в связи с огромной стоимостью постройки и содержания.
Инопланетные корабли тоже в основном укладывались в эту систему; отдельно выделялись астероиды ульи Роя и огромные корабли города негуманоидной цивилизации Иадси. Про последних Алекс узнал, что они являлись аналогом земных цыган и предположительно не имели собственного мира.

Askold
Цитата(Комиссар @ 4.11.2014, 23:57) *
Думаю, как бы ни развилась автоматизация в будущем, в любом случае пилот будет присутствовать в кабине, чтобы, в случае необходимости, произвести все необходимые действия в ручном режиме.


Человеческая реакция не годится для космических скоростей. Автомат примет решение и начнет действовать, до того как человек успеет среагировать. Даже при современном развитии техники, практически все исследования космоса ведут автоматы, что же говорить о будущем, когда уровень техники будет несоизмерим с теперешним. Высадка на Луну имела чисто моральные и политические цели. На Марсе тоже автоматы справятся лучше, и главное в сотни раз дешевле...
Эээх
Цитата(silverrat @ 4.11.2014, 23:27) *
Только сейчас японцы разрабатывают систему, которая позволила бы сажать самолеты (гражданские) на автопилоте
такие системы уже лет 15 стоят на гражданских самолетах.
Цитата(silverrat @ 4.11.2014, 23:27) *
Чепуху вы говорите. Если это примитивный ЛА, чем-то похожий на управляемые ракеты, то да. Но не полноценный самолет. Вы имеете представление насколько сложная вещь - пилотирование? При выполнении задачи, могут сильно измениться условия, и только человек может принять решение об изменении программы полета.
я имею представление. И, заметьте, именно я вам сказал, что человек - устройство для принятия решения, а так же перечислил действия, которые может выполнить автопилот по заданной программе.
silverrat
Цитата(Эээх @ 5.11.2014, 0:18) *
такие системы уже лет 15 стоят на гражданских самолетах.

И какие гражданские самолеты в мире взлетают и садятся на автопилоте? Примеры.

Цитата
я имею представление. И, заметьте, именно я вам сказал, что человек - устройство для принятия решения, а так же перечислил действия, которые может выполнить автопилот по заданной программе.

Заданная программа - это условия, в которые не вмешиваются никакие случайные величины. Это теоретическая программа, которая практически применима только в идеальных условиях, которых никогда не бывает. Это все равно, что с закрытыми глазами дойти до автобусной остановки и сесть в автобус. Представьте себе, сколько при этом может возникнуть случайностей, которые нужно предусмотреть?
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 0:15) *
Вселенная огромна, но планет земного типа - маловато будет.

Американские индейцы и европейские завоеватели были, фактически, из разных миров.
Да, европейцы в конце концов покорили индейцев, но те всё же перед окончательным поражением успели убить немало врагов и даже перенять некоторые европейские технологии (например, научились пользоваться оружием "бледнолицых").
К тому же, прогресс не всегда движется вперёд. Иногда он может повернуться и вспять. wink.gif
Будем надеяться, что технологический уровень цивилизаций окажется в нашу пользу или хотя бы сопоставимым.


Сколько планет земного типа неизвестно, но если они есть, то вероятно, на одну цивилизацию приходятся тысячи таких свободных планет. Все таки разумная жизнь. несравненно более редка, чем просто жизнь. Неизвестно и о том, насколько востребованы планеты земного типа. Уже сейчас есть теория о Суперземлях (планетах в 5-10 раз массивнее земли) они должны быть гораздо более благоприятны для развития жизни. А может быть жизнь этих цивилизаций построена на совсем другой основе и планеты земного типа им не нужны вовсе. Может они научились так перестраивать космос или сами приспосабливаться, что им планеты вообще не нужны.
При технологиях, позволяющих межзвездные перелеты, гораздо проще преобразовывать планеты, чем их завоевывать.
Европейцы и индейцы это одна земная цивилизация, стоящая практически на одной ступени развития (здесь несколько столетий не играют особой роли, это миг по сравнению с космическими мерками)
Уровень цивилизаций не может быть сопоставимый, это слишком невероятное совпадение, просто невозможное.
Эээх
silverrat
Цитата(silverrat @ 5.11.2014, 0:25) *
Заданная программа - это условия, в которые не вмешиваются никакие случайные величины.

Ой, сильвер, вы как упретесь. Изменение скорости ветра, локального давления (воздушные ямы), погодные условия, это вам недостаточно изменяющиеся условия? Современная автоматика эти вопросы решила лет 60 как.
Цитата(silverrat @ 5.11.2014, 0:25) *
И какие гражданские самолеты в мире взлетают и садятся на автопилоте? Примеры.

Аэродромы первого класса и самолеты, имеющие авионику не старше 15 лет.
Комиссар
AlexCh, это случайно не "Инженер с Земли"? rolleyes.gif

П.С.: Вполне адекватная система. wink.gif Хотя для меня привычнее классификация не по размерам, а по назначению и вооружению.
И опыт подсказывает, что корабли одного класса разных стран могут сильно отличаться по размеру и вооружению.
Кстати, "генераторы защитного поля", как и "антигравитацию", я категорически не приемлю. dry.gif
Эээх
Ну вот вам, неверующей http://alsedov.ru/kapitan-boinga-737-otvechaet-na-voprosy/
AlexCh
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 0:34) *
AlexCh, это случайно не "Инженер с Земли"? rolleyes.gif

Ага. У меня косморубилово достаточно подробно описано, как и технологии и устройство кораблей. Так что велком. biggrin.gif
Askold
Цитата(silverrat @ 5.11.2014, 0:25) *
И какие гражданские самолеты в мире взлетают и садятся на автопилоте? Примеры.


Согласно вашей логике, гребцы древних галер, должны думать, что никогда не будет других кораблей кроме весельных.
К тому же автопилот взлета и посадки современных лайнеров уже возможен, а дистанционное управление, тем более, и совсем скоро это будет реализовано.
Согласитесь, аэроплан братьев Райт, слегка отличался от современных аэробусов, а ведь по историческим меркам прошел всего лишь миг. А уж по космическим меркам... smile.gif
Ну типа Я
У машин и людей есть одно отличие, которое в машине реализовать проблематично. Человек может действовать по аналогии. Т.е. в совершенно незнакомой или непонятной ситуации, когда отсутствуют конкретные исходные данные, он может все равно действовать, просто повторяя действия в какой-то схожей предыдущей ситуации. Такие вещи плохо поддаются программированию из-за невозможности привести к формальной логике. Например понятие "схожести". Машине надо точно указать, что она должна сравнить - размеры, цвет, давление атмосферы, отражательную способность среды и т.д. Нельзя предусмотреть и перечисли все на свете. Человек же может оперировать косвенными и не вполне конкретными понятиями.
Askold
Цитата(silverrat @ 5.11.2014, 0:14) *
Не знаю, как насчет водителей автомобилей. Возможно. Автопилот для легковых автомашин уже существует. Хотя думаю, водителей, которые захотят сами гонять - останется немало. А вот отказ от пилотирования человеком в авиации - думаю пока невозможно. Слишком сложный это процесс. Он кажется простым только непосвященным. Летчики понимают, что самолет для них продолжение себя, что они самолетом не по приборам, а ощущая его собственным телом.

Самолет в тысячи раз более безопасный вид транспорта , чем автомобиль. И реализовать полное автоматическое управление на самолете гораздо проще, чем на миллионах автомобилей в современном мегаполисе. Я закончил харьковский авиационный институт. Поверьте на слово, об авиации имею представление wink.gif
al1618
silverrat
Обратите внимание:
Цитата(silverrat @ 5.11.2014, 0:52) *
Если вас так напрягает, что автопилот, а не летчик выполняет черновую работу, выдерживая заданные ему параметры, то можно посадить отдельного пилота для ручного управления, который ничем другим, кроме пилотирования заниматься не сможет, и при этом вы будете вынуждены чаще чем обычно пользоваться гигиеническими пакетами...

Сам пилот говорит что автомат пилотирует лучше живого человека. Да - пока только в "горизонтали" и не умеет самостоятельно прокладывать курс и прочее но многое уже с пилота снято:
Цитата(silverrat @ 5.11.2014, 0:52) *
Вбиваем наиболее вероятные маршруты захода в FMS (хорошо что они, в основном, в базе данных, а то как-то в моём единственном в жизни полёте во Внуково пришлось провести часа два от Черного Моря до Московской зоны, строя возможные варианты вручную:) )

Понимаете, ведь раньше никому в голову бы не пришло "подсунуть второго" - выпустить "неслетанный" экипаж в рейс значило б однозначно угробить машину. Ведь все перечисленные действия - выполнялись и раньше, но... еще и в ручную.
И дело все же идет к тому о чем я и говорю - система норовит убрать "человеческий фактор" как только среди причин аварии большинством станет "ошибка экипажа" (вместо "по техническим причинам") вопрос об отказе от ручного пилотирования встанет ребром. И будет решен.
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 0:57) *
Думаю, как бы ни развилась автоматизация в будущем, в любом случае пилот будет присутствовать в кабине, чтобы, в случае необходимости, произвести все необходимые действия в ручном режиме.

Пилот точно не сможет ничего сделать в ручном режиме. Не те скорости, не те возможности. Кстати военные машины уже давно тупо блокируют "неправильные действия пилота" и никого это не удивляет.
В истребителе идущем на сверхсзвуке на высоте в сто метров - человек банально не успеет заметить возникшее препятствие, это не говоря про выполнение маневра расхождения. Это просто за пределами физиологических возможностей.
Про космические скорости - и говорить нечего.
Пилот нужен, возможно даже важен, но... он всего лишь "лицо принимающее решения" в каком бы виде он их не принимал - может и штурвал дергать, но вот слушаться его машина будет постольку поскольку.
И это УЖЕ так.
Askold
Цитата(Ну типа Я @ 5.11.2014, 0:42) *
У машин и людей есть одно отличие, которое в машине реализовать проблематично. Человек может действовать по аналогии. Т.е. в совершенно незнакомой или непонятной ситуации, когда отсутствуют конкретные исходные данные, он может все равно действовать, просто повторяя действия в какой-то схожей предыдущей ситуации. Такие вещи плохо поддаются программированию из-за невозможности привести к формальной логике. Например понятие "схожести". Машине надо точно указать, что она должна сравнить - размеры, цвет, давление атмосферы, отражательную способность среды и т.д. Нельзя предусмотреть и перечисли все на свете. Человек же может оперировать косвенными и не вполне конкретными понятиями.

Потому машины, по крайней мере в современном их понимании, не заменят человека там, где нужно интеллектуальное или творческое начало. А со всем, что касается автопилотирования, вычислений, точности, скорости реакции и тому подобного, они вполне справятся, причем гораздо лучше человека.
Ну типа Я
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 1:01) *
А со всем, что касается автопилотирования, вычислений, точности, скорости реакции и тому подобного, они вполне справятся, причем гораздо лучше человека.

Скорее всего наиболее эффективной будет пара человек-компьютер с прямым взаимодействием в компьютером. Именно это уже широко применяется не только в авиации, но и например в автомобиле. Человек лишь указывает действие, например нажимает газ в машине или двигает штурвал в самолете, а комп, учитывая как человек дергает управление и конкретную остановку, будет соответственно регулировать обороты или отклонять рули. Ну а в статической ситуации, комп давно может работать самостоятельно, например автопилот по курсу или по точкам навигации.
Комиссар
Цитата(al1618 @ 4.11.2014, 23:52) *
Пилот точно не сможет ничего сделать в ручном режиме. Не те скорости, не те возможности.
В истребителе идущем на сверхсзвуке на высоте в сто метров - человек банально не успеет заметить возникшее препятствие, это не говоря про выполнение маневра расхождения. Это просто за пределами физиологических возможностей.
Про космические скорости - и говорить нечего.
Пилот нужен, возможно даже важен, но... он всего лишь "лицо принимающее решения" в каком бы виде он их не принимал - может и штурвал дергать, но вот слушаться его машина будет постольку поскольку.
И это УЖЕ так.

Вообще-то, пилоты давно уже ориентируются с помощью радиолокационных средств навигации. Поэтому запас времени на оценку обстановки и принятие соответствующих решений у них есть. wink.gif

Кстати, вот ролик, демонстрирующий тактику действий современной авиации, где наглядно показана работа бортовых РЛС и комплексов РЭБ. smile.gif
http://www.youtube.com/watch?v=8go3qpBT3G4...feature=related
Askold
Цитата(Ну типа Я @ 5.11.2014, 1:15) *
Скорее всего наиболее эффективной будет пара человек-компьютер с прямым взаимодействием в компьютером. Именно это уже широко применяется не только в авиации, но и например в автомобиле. Человек лишь указывает действие, например нажимает газ в машине или двигает штурвал в самолете, а комп, учитывая как человек дергает управление и конкретную остановку, будет соответственно регулировать обороты или отклонять рули. Ну а в статической ситуации, комп давно может работать самостоятельно, например автопилот по курсу или по точкам навигации.


Возможно на первых порах так и будет, а потом все равно автоматика вытеснит человека. Представьте себе, если скорость автомобилей или другого альтернативного наземного транспорта будущего, возрастет раза в 2-3, тогда уже человеческая реакция не будет годится для управления. Конечно автоматизация произойдет не в один день. Нужна полная перестройка дорог, куча дополнительного оборудования и т.п. Но в течении 15-20 лет это вполне возможно, по крайней мере в цивилизованных странах. У нас хотя бы обычные дороги нормальные построили... smile.gif
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 1:22) *
Вообще-то, пилоты давно уже ориентируются с помощью радиолокационных средств навигации. Поэтому запас времени на оценку обстановки и принятие соответствующих решений у них есть. wink.gif

Кстати, вот ролик, демонстрирующий тактику действий современной авиации, где наглядно показана работа бортовых РЛС и комплексов РЭБ. smile.gif
http://www.youtube.com/watch?v=8go3qpBT3G4...feature=related

Какой там запас времени в современном воздушном бою, при сверхзвуковых скоростях? А если при гиперзвуковых? И потом, современная военная авиация (пилотируемая), подошла к своему пределу. Дальнейшего увеличения перегрузок, не выдержит самый тренированный человек, потому создавать более быстрые и маневренные самолеты просто бессмысленно. А теперь сравните возможности самолета и управляемой ракеты, которая гораздо компактнее, быстрее и выдержит гораздо более высокие перегрузки, и еще она гораздо дешевле. Любой беспилотный самолет будет превосходить пилотируемый по всем этим характеристикам.
al1618
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 2:22) *
Вообще-то, пилоты давно уже ориентируются с помощью радиолокационных средств навигации. Поэтому запас времени на принятие решений у них есть.

Комиссар судьбу "русских витязей" напомнить? Ошибка навигации ведущего - и не спасло ничего. А ведь это были лучшие из лучших.
Цитата(Ну типа Я @ 5.11.2014, 2:15) *
Скорее всего наиболее эффективной будет пара человек-компьютер с прямым взаимодействием в компьютером.

и я о том же.
Комиссар
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 0:37) *
Какой там запас времени в современном воздушном бою, при сверхзвуковых скоростях? А если при гиперзвуковых?

Есть дозвуковые скорости и сверхзвуковые. Скорость звука - это 1 Мах (1М). Сверхзвуковые летательные аппараты летают на скоростях, кратным М.
По крайней мере, нам на кафедре так объясняли.
Может, в последнее время что-то поменялось в классификации, и появились "гиперзвуковые" скорости? Я не в курсе. smile.gif

Ещё раз:
Существуют бортовые средства радиолокации. Они дают информацию о целях за сотни и даже тысячи километров.
Даже при очень высоких скоростях пилот успеет оценить обстановку и принять решения. smile.gif
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 0:37) *
И потом, современная военная авиация (пилотируемая), подошла к своему пределу. Дальнейшего увеличения перегрузок, не выдержит самый тренированный человек, потому создавать более быстрые и маневренные самолеты просто бессмысленно.

Значит, пилоты будут воевать на прежних скоростях, только и всего. smile.gif
Впрочем, судя по этому видео, чаще на пределе возможностей работает машина, чем пилот:
http://www.youtube.com/watch?v=4mx8mEGCQFY

Цитата(Askold @ 5.11.2014, 0:37) *
А теперь сравните возможности самолета и управляемой ракеты, которая гораздо компактнее, быстрее и выдержит гораздо более высокие перегрузки, и еще она гораздо дешевле.

smile.gif
А что является носителем ракеты?
Комиссар
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 0:26) *
Представьте себе, если скорость автомобилей или другого альтернативного наземного транспорта будущего, возрастет раза в 2-3, тогда уже человеческая реакция не будет годится для управления.

Не, не возрастёт. Машины будут ползти от одной пробки до другой, при этом стоимость содержания машин будет с каждым годом увеличиваться. Человечество массово пересядет на велосипеды. smile.gif
Комиссар
Цитата(al1618 @ 5.11.2014, 0:38) *
Комиссар судьбу "русских витязей" напомнить? Ошибка навигации ведущего - и не спасло ничего. А ведь это были лучшие из лучших.

Напомните. А то я, кажется, что-то пропустил.
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 1:58) *
Есть дозвуковые скорости и сверхзвуковые. Скорость звука - это 1 Мах (1М). Сверхзвуковые летательные аппараты летают на скоростях, кратным М.
По крайней мере, нам на кафедре так объясняли.
Может, в последнее время что-то поменялось в классификации, и появились "гиперзвуковые" скорости? Я не в курсе. smile.gif

Ещё раз:
Существуют бортовые средства радиолокации. Они дают информацию о целях за сотни и даже тысячи километров.
Даже при очень высоких скоростях пилот успеет оценить обстановку и принять решения. smile.gif

Значит, пилоты будут воевать на прежних скоростях, только и всего. smile.gif
Впрочем, судя по этому видео, чаще на пределе возможностей работает машина, чем пилот:
http://www.youtube.com/watch?v=4mx8mEGCQFY


smile.gif
А что является носителем ракеты?


Про гиперзвуковые скорости, лучше почитайте сами. В рамках нашей беседы, выкладывать здесь целую научную статью с кучей терминологии, смысла нет. Просто почитайте википедию.
Разумеется гиперзвуковая скорость, тоже является сверхзвуковой, но в классификации она всегда присутствовала, если конечно Вы не учились лет 50 назад wink.gif

Пилотов в будущем не будет, потому что беспилотник легко уничтожит пилотируемый летательный аппарат, потому что будет его превосходить по всем характеристикам. Пилот просто не выдержит перегрузок, на которые будет способен беспилотник. Кроме того беспилотник будет гораздо компактней и дешевле.

Ракету привел, как пример идеального беспилотника.
Носителем ракеты может быть пилотируемый аппарат, может беспилотник, она может быть запущена с земли, а может являться автономным одноразовым беспилотником. При этом будет превосходить любой летательный аппарат по скорости, маневренности и разумеется по дешевизне. Думаю ракеты положат конец военной авиации как таковой, включая и беспилотники. Впрочем, всего предусмотреть невозможно. наверняка появится нечто принципиально иное. Одно несомненно - человек, как живой организм, с крайне ограниченными физиологическими возможностями не выдержит конкуренции с автоматами. Не пойму только, почему Вас это удивляет? Вы же не удивляетесь полностью автоматизированным станкам, заводам. Автомат сделает быстрее, точнее, больше, дешевле и т.д.
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 2:02) *
Не, не возрастёт. Машины будут ползти от одной пробки до другой, при этом стоимость содержания машин будет с каждым годом увеличиваться. Человечество массово пересядет на велосипеды. smile.gif


Нам с Вами, при наших дорогах, может и на велосипедах скоро негде будет разогнаться. smile.gif Что касается человечества, то скорости будут только расти, и транспорта, и передачи информации, и всего остального. А уж к чему это приведет, ни один фантаст не предскажет. Лично я думаю, если люди в ближайшие лет 100-200, сами себя не уничтожат, то у них есть шанс Богами, в прямом смысле этого слова. Пока человечество только постигает законы природы, но если в будущем оно научится ими управлять или вовсе менять... ohmy.gif
Комиссар
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 1:53) *
Про гиперзвуковые скорости, лучше почитайте сами.

Почитал. Теперь понятно, почему нам про них не рассказывали - тогда ещё не было летательных аппаратов со скоростью 5М и более. smile.gif
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 1:53) *
Пилотов в будущем не будет, потому что беспилотник легко уничтожит пилотируемый летательный аппарат, потому что будет его превосходить по всем характеристикам. Пилот просто не выдержит перегрузок, на которые будет способен беспилотник. Кроме того беспилотник будет гораздо компактней и дешевле.

Думаю ракеты положат конец военной авиации как таковой, включая и беспилотники.
Не пойму только, почему Вас это удивляет? Вы же не удивляетесь полностью автоматизированным станкам, заводам.

Полностью автоматизированным заводам не удивляюсь. Удивился бы полностью автоматическим. smile.gif
Вы всё время упираете на перегрузки, на которые якобы способны автоматические беспилотники и не способны люди.
Во-первых, у приборов и механизмов тоже есть свои пределы перегрузок.
Во-вторых, бой между космолётами происходит всё-таки не вплотную, а на значительном отдалении, порой в сотни километров. Как бы беспилотник не маневрировал, а от зенитной ракеты с сопоставимыми ТТХ он вряд ли увернётся.
В-третьих, техника имеет свойства ломаться. Достаточно отказать одному прибору или даже датчику - и беспилотник превратится в бесполезный металлолом. Но человек может сделать всё вручную.
В-четвёртых, автоматика вполне способна взять на себя рутинные задачи и даже выдавать рекомендации, но только человек умеет действовать в нестандартных ситуациях, не предусмотренных программой.
В-пятых, это небезопасно. Враг может перехватить управление одним из беспилотников - и тогда остальные не смогут уничтожить "предателя" - для них он будет "своим". А если предатель окажется в ЦУПе, управляющем беспилотниками?
Так что без человека никак не обойтись. smile.gif

Ещё Вы упомянули боевые ракеты как замену космолётам.
Но в любом случае, если ракеты будут располагаться лишь в стационарных шахтах, их расположение будет довольно легко вычислить. Часть носителей ракет должны маневрировать. Но корабли будут слишком заметной целью. Нужны малоразмерные маневренные носители ракет. Это и есть космолёты. smile.gif
Ра солнценосный
Почему обязательно ракеты? Бомбардировка с орбиты территории противника. Летает на стационаре контейнер с бомбами. Большой-большой. По команде открывает люки и вываливает все что есть по баллистической траектории.
Комиссар
Подведу предварительный итог:

Космические базы:
Являются орбитальными искусственными спутниками планеты или звезды.
Каждая космическая база должна иметь причалы для пристыковки космических кораблей и ангары для космолётов.
Различаются по назначению: военные базы, научно-исследовательские комплексы, автоматизированные заводы и т.д. Могут совмещать в себе сразу несколько функций (например, производственного комплекса , верфи (строительство и ремонт кораблей), склада и навигационного маяка).
Отдельным классом я бы поставил гигантские космические базы, способные перемещаться из одной звёздной системы к другой с помощью некоего межпространственного двигателя. С помощью них в другие звёздные системы перемещаются флоты (в том случае, если межпространственный двигатель окажется слишком большим для установки на отдельные корабли).

Космические корабли:
По автономности подразделяются на межзвёздные, межпланетные и орбитальные.
По назначению подразделяются на боевые, транспортные, научно-исследовательские, строительно-ремонтные, колонизаторские и т.д.

Военные корабли подразделяются на
- ударные космолётоносцы (имеют некоторое количество космолётов на борту, ударное вооружение и зенитные огневые средства, могут быть использованы для самых разных задач).
- десантные космолётоносцы (имеют большое количество космолётов на борту и зенитных огневых средств, могут быть использованы для высадки десанта на планету).
- ракетные крейсера (большой боезапас ударного ракетного вооружения и среднее количество зенитных огневых средств)
- ударные фрегаты - маневренные корабли, упор на ударное вооружение.
- защитные фрегаты - маневренные корабли, упор на защитное вооружение.
- транспорта - предназначены для перевозки людей и грузов
- заградители и тральщики - постановка и снятие космических мин (замаскированных автоматических беспилотников, самонаводящихся на цели).
- вспомогательные корабли и суда.

Космолёты:
Могут подразделяться на пилотируемые и беспилотные.
Пилотируемые используются для сложных боевых задач.
Беспилотники используются для рутинных или рискованных задач, а также в качестве сопровождения и огневого прикрытия пилотируемых кораблей и космолётов.
Все космолёты имеют аэродинамическую форму для полётов в атмосфере.
По задачам космолёты подразделяются на:
- истребители - высокая скорость и маневренность, небольшая защищённость и вооружённость.
- штурмовики - средняя скорость и маневренность, высокая защищённость и наличие тяжёлого ударного оружия.
- ракетоносцы - низкая скорость и маневренность, большой боезапас ударного ракетного оружия, возможно наличие защитных огневых средств.
- десантники - т.н. "челноки" - предназначены для десантирования людей, техники и грузов на планеты и обратно.
AlexCh
Воть, тут все грамотно разложено, стоит ознакомиться
Боевой флот http://samlib.ru/r/rjumin_d_j/fleetmain.shtml
Боевой флот: стратегия http://samlib.ru/r/rjumin_d_j/bfstr.shtml
Askold
В начале темы был вопрос: как современные писатели-фантасты представляют себе космонавтику будущего?
Тут надо четко разграничить о чем идет речь. Если речь идет о фантастике, то можно придумывать любые классификации, внешний вид и предназначения кораблей -звездолеты, космолеты, крейсера, дредноуты и т.п.
Но если говорить о реальном предвидении будущего, то предсказать что либо более чем на ближайшие 30-50 лет невозможно.
Одно можно утверждать наверняка - боевых космических кораблей, для межзвездных сражений, не будет никогда! Сражаться будет не с кем. Если и будет что либо военное, то только в ближайшем будущем, только на орбите Земли, для войны между людьми. А потом и этого не будет.
Представьте себе попытку моряка античных времен спрогнозировать классификацию, назначение, внешний вид и тактику кораблей на пару тысяч лет вперед wink.gif
Он ничего не сможет придумать кроме таранов, абордажных крючьев, площадок для лучников, паруса и весел. Так и мы со своими лазерами и ракетами рассуждаем. Предсказать отдаленное будущее никто не в силах, тем более при современной скорости прогресса. Всего через сотню лет, все наши измышления будут смешными.
Комиссар
Цитата
Планеты, астероиды, большие обитаемые станции и орбитальные верфи гораздо лучше использовать по их прямому назначению, то есть, в качестве баз, а не укрытий.

Ерунда. Хорошо спрятанный за планетой флот может оказать решающее значение в исходе сражения.

Цитата
Поскольку расстояния в космосе очень велики, корабли должны лететь очень быстро, чтобы достичь цели, а это значит, что бой сведется к расхождению на встречных курсах со скоростями в десятки и сотни километров в секунду и с минутами, если не с секундами для огневого контакта.

Ерунда. Просто все бои будут происходить не в открытом космосе, а поблизости от стратегических объектов, как то планет и космических баз.
Вспомните, сколько времени российский флот шёл из Балтийского моря к побережью Японии. Через весь мир с той скоростью, с какой могли (а многие корабли были уже довольно старые и шли малым ходом). И никто их там не ловил на огромных скоростях на встречных курсах. Но как только они дошли до Цусимы - завязался бой между флотами.

Цитата
В космосе нельзя провести фронт, окружить противника или прижать его к морю, в то время как маневры уклонения, свободный заход в тыл и быстрый побег с поля боя возможны всегда.

Ерунда. Скорость корабля как правило ниже скорости противокорабельной ракеты.

Цитата
Если ваш крейсер имеет датчики, способные обнаружить другой крейсер на расстоянии миллиона километров, но сам этот крейсер затерян в объеме одной кубической астрономической единицы, шансы найти его, переская этот объем, не больше, чем один на миллион, что лишает смысла любые россказни о "космическом патруле". В межзвездном же пространстве расстояния столь велики, что найти того, кто не желает быть найденным, практически невозможно.

Никто не станет напряжённо вглядываться в "зелёную метель" ИКО, пытаясь найти корабль среди космического мусора. Бортовой компьютер способен самостоятельно обобщить и проанализировать данные с внешних датчиков, провести спектральный анализ объектов, отследить аномалии (тепловые, световые, радиолокационные, радиационные, гравитационные и т.д.), характерные для искусственных объектов, выдать пеленг и дистанцию на них, увеличенное визуальное изображение нужного сектора звёздного неба и рекомендации.

Дальше читать не стал.

Цитата
Бомбами и ракетами, спора нет, можно раскатать в щебёнку любого противника. Только вот зачем? Современная бомба - дорогая игрушка, современная ракета - ещё дороже (3). А от выжженной земли, в конечном результате полученной, какая прибыль? Кроме морального удовлетворения, конечно.

Ерунда. Ракета не так уж и дорога в производстве, обычная бомба - вообще дешёвка (по государственным и военным меркам, конечно). Уничтожение военной инфраструктуры, военной техники и живой силы противника с минимальными рисками собственных потерь - первоочередная задача в любой войне.

Цитата
Да, висящий на орбите звездолёт-линкор способен уничтожить если не саму планету, то, во всяком случае, её население(4). Вот только - зачем? Ещё великий Сунь-цзы (коего обязан неустанно цитировать всякий, кто мнит себя стратегом) сказал, что "наилучшее - сохранить государство противника в целости, на втором месте - сокрушить это государство(5)".

Великий Сунь-Цзы тогда не знал о зверином оскале капитализма и о том, что любой автоматизированный завод делает лишними ртами тысячи рабочих рук.
К тому же, сегодня все знают, сколь неприятной может оказаться партизанская война для оккупантов.

Цитата
Тем самым мы неизбежно приходим к концепции "владения космосом", принципиально тождественной классическому "владению морем" по Мэхэну - как "контроль над [пространством] и закрытие путей, по которым торговые суда движутся от неприятельских берегов и к ним(7)".

А весь космос и не нужен. Достаточно контролировать пространство, ближайшее к базам и планетам. А противник может забирать себе всё остальное, даже жить в этой пустоте. smile.gif

Цитата
Простейший способ решения третьей задачи - непосредственное уничтожение вражеского флота в генеральном сражении - очевиден.

Ерунда. Сейчас флоты не собираются для генеральных сражений (где-нибудь посреди океана, например). Морские сражения обычно происходят при атаке/защите баз и других кораблей.
Корабли выполняют боевые задачи в одиночном порядке или в составе группы (разведка, патрулировние, охранение, постановка или траление мин, поддержка сухопутных войск, высадка десанта и т.д.). Корабли или группы кораблей противника пытаются сорвать выполнение боевой задачи (при этом не всегда целью ставится уничтожение кораблей - иногда достаточно, чтобы противник просто отказался от выполнения своей боевой задачи).
Именно так завязывается бой.
Я это ещё с уроков тактики ВМФ помню. smile.gif

Дальше читать не стал.
Комиссар
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 10:30) *
Одно можно утверждать наверняка - боевых космических кораблей, для межзвездных сражений, не будет никогда! Сражаться будет не с кем. Если и будет что либо военное, то только в ближайшем будущем, только на орбите Земли, для войны между людьми. А потом и этого не будет.

Да-да, я Вас понял. В будущем все станут мирными, честными и добрыми. Мир-дружба-жвачка. Лепота! smile.gif
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 10:30) *
Представьте себе попытку моряка античных времен спрогнозировать классификацию, назначение, внешний вид и тактику кораблей на пару тысяч лет вперед wink.gif
Он ничего не сможет придумать кроме таранов, абордажных крючьев, площадок для лучников, паруса и весел. Так и мы со своими лазерами и ракетами рассуждаем. Предсказать отдаленное будущее никто не в силах, тем более при современной скорости прогресса. Всего через сотню лет, все наши измышления будут смешными.

До изобретения пушек ничего принципиально не менялось.
Да и с пушками цели и задачи не поменялись - всё те же защита городов с моря, защита торговых путей, контроль узкостей и проливов, высадка десанта и т.д.. Просто расстояния увеличились.
В современном флоте появилось ещё и третье измерение - воздушное и подводное пространства. А ещё направление и скорость ветра уже не так сильно влияет на тактику. wink.gif
В обсуждении мы не зацикливаемся на пересчёте заклёпок и количестве пушек у космических кораблей будущего. В основном всё сводится к тактике и, исходя из неё, к возможным классам кораблей/космолётов.
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 11:40) *
Да-да, я Вас понял. В будущем все станут мирными, честными и добрыми. Мир-дружба-жвачка. Лепота. smile.gif

До изобретения пушек ничего принципиально не менялось.
Да и с пушками цели и задачи не поменялись - всё те же защита городов с моря, защита торговых путей, контроль узкостей и проливов, высадка десанта и т.д.. Просто расстояния увеличились.


Нет, Вы меня не поняли. Не нужно иронизировать. Ответьте на вопрос - с кем будете воевать в межзвездных сражениях? Человечество объединится задолго до того, как станет способно на межзвездные перелеты. Этот процесс уже идет полным ходом.

Цели, задачи, тактика и само назначение флота, несколько раз поменялись даже за последние 150 лет. А вы хотите предсказать на тысячелетия. В космосе такая тактика будет принципиально отличаться.
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 11:40) *
В обсуждении мы не зацикливаемся на пересчёте заклёпок и количестве пушек у космических кораблей будущего. В основном всё сводится к тактике и, исходя из неё, к возможным классам кораблей/космолётов.

Каких еще пушек? При чем здесь пушки? Что за узость мышления, Вы же писатель фантаст! Вооружение определяет тактику применения. Может будут излучения, уничтожающие все живое в радиусе нескольких световых лет. Своеобразные мини гамма всплески или что то другое, но не менее смертоносное. И это оружие можно будет поместить в миниатюрный космический аппарат, сделать тысячи таких штуковин. Кому после этого будут нужны ваши флоты дредноутов с лазерными пушками и ракетами, базами и прочим барахлом. А может быть что то иное, о чем мы сейчас и догадываться не можем.
Ну типа Я
Мне почему-то думается, никаких космических крейсеров и прочего не будет. Скорее будут большие транспортники для перевозки людей и снаряжения под охраной мелких истрибителей. И атаковать их будут не для того, чтобы разнести вдребезги, а просто чтобы лишить хода и тоже небольшими кораблями. Космические войны скорее будут конвоями грузов с планеты на планету, а не эскадры летающих складов пушек молотящие друг друга, загрязняя вакуум.
Комиссар
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 10:51) *
Ответьте на вопрос - с кем будете воевать в межзвездных сражениях? Человечество объединится задолго до того, как станет способно на межзвездные перелеты. Этот процесс уже идет полным ходом.

Правда что ли? И кто побеждает? dry.gif
Вероятней всего, люди будут воевать между собой. Как минимум, будут созданы два полюса интересов (Восток против Запада), но возможно и больше (Россия, Китай, США, ЕС).
С образованием внешних колоний в космосе также появятся и объекты военного назначения.
Но я всё же не исключаю контакт и с внеземными цивилизациями сопоставимого уровня развития.
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 10:51) *
А вы хотите предсказать на тысячелетия. В космосе такая тактика будет принципиально отличаться.

Мне не нужны тысячелетия, мне достаточно ближайших 100-150-200 лет.
Прогресс человечества замедлился, он стагнирует. Развитие идёт в основном в нескольких технических областях (компьютеры, автоматизация, микроэлектроника, системы связи, фармацевтика), роль остальных крайне мала и зачастую сводится к экспериментальным образцам или вообще к теоретизированию. Если почитать фантастов прошлого, мы должны были уже построить летающие, подземные и подводные города, колонизировать Луну и Марс, массово понастроить роботов и т.д. и т.п. Но этого нет.
Да, скорей всего в ближайшие 200 лет ещё много чего изобретут, что повлияет на нашу жизнь, но вряд ли что-то сильно радикальное.
Я в принципе не вижу никаких альтернатив описанной мною тактике, разве что если человечество изобретёт пространственно-временные порталы в другие миры и измерения. Тогда космос окажется вообще не нужен. smile.gif
Комиссар
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 11:05) *
Каких еще пушек? При чем здесь пушки? Что за узость мышления, Вы же писатель фантаст!

Ну да... А ещё я морской ракетчик и имею некоторое представление о современном корабельном вооружении. smile.gif
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 11:05) *
Вооружение определяет тактику применения. Может будут излучения, уничтожающие все живое в радиусе нескольких световых лет. Своеобразные мини гамма всплески или что то другое, но не менее смертоносное. И это оружие можно будет поместить в миниатюрный космический аппарат, сделать тысячи таких штуковин. Кому после этого будут нужны ваши флоты дредноутов с лазерными пушками и ракетами, базами и прочим барахлом. А может быть что то иное, о чем мы сейчас и догадываться не можем.

В космосе и без того присутствует космическое излучение, от которого нужна защита.
Давайте всё-таки ограничимся технологиями, о которых нам более-менее известно, т.е. уже используемыми образцами ВиВТ с чуть улучшенными характеристиками или перспективными образцами на понятных физических принципах, и не будем выдумывать непонятные "вундервафли", уничтожающие целые галактики. smile.gif
Комиссар
Цитата(Ну типа Я @ 5.11.2014, 11:15) *
Мне почему-то думается, никаких космических крейсеров и прочего не будет. Скорее будут большие транспортники для перевозки людей и снаряжения под охраной мелких истрибителей. И атаковать их будут не для того, чтобы разнести вдребезги, а просто чтобы лишить хода и тоже небольшими кораблями. Космические войны скорее будут конвоями грузов с планеты на планету, а не эскадры летающих складов пушек молотящие друг друга, загрязняя вакуум.

Я Вас понял, но не согласен с Вами. smile.gif

П.С.: Впрочем, если космолёты базируются на этом корабле и заправляются на нём же, то Вы описали десантный космолётоносец. wink.gif
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 12:26) *
Ну да... А ещё я морской ракетчик и имею некоторое представление о современном корабельном вооружении. smile.gif

В космосе и без того присутствует космическое излучение, от которого нужна защита.
Давайте всё-таки ограничимся технологиями, о которых нам более-менее известно, т.е. уже используемыми образцами ВиВТ с чуть улучшенными характеристиками или перспективными образцами на понятных физических принципах, и не будем выдумывать непонятные "вундервафли", уничтожающие целые галактики. smile.gif

Крымская война- середина 19 века. Парусные корабли, пушки стреляют ядрами, на расстояние пистолетного выстрела (чуть дальше)
Русско японская война - начало 20 века. Паровой броненосный флот. Железные бронированные корабли с паровыми установками, снаряды дальностью до 13 км и весом до 380 кг, мины, торпеды.
Вторая мировая война, середина 20 века. Линкоры стреляющие снарядами до полутора тонн на десятки км., подводные лодки, мины, торпеды, авианосцы.
Современность -начало 21 века. Атомные подводные лодки, ракетоносцы, авианосцы с реактивной авиацией, ядерные и обычные ракеты с радиусом действия от нескольких десятков до нескольких тысяч км. , спутниковая связь, куча электроники.
Середина 21века -...?
Начало 22 века- ....?
Середина 22 века -...?
Начало 23 века-...?
А вы говорите чуть улучшенные характеристики smile.gif
Пушечное ядро и ядерная ракета мощностью несколько мегатонн, а ведь между ними всего чуть больше века!
Комиссар
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 11:51) *
А вы говорите чуть улучшенные характеристики smile.gif
Пушечное ядро и ядерная ракета мощностью несколько мегатонн, а ведь между ними всего чуть больше века!

А по сути - изменились лишь расстояния обнаружения целей и применения вооружения по ним, а морской бой стал трёхмерным и более скоротечным. Всё. smile.gif

Т.е. если древние греки вынуждены были перекрывать пролив корпусами своих галер и триер, чтобы не допустить в него флот персов, то теперь им хватило бы одного современного фрегата, чтобы контролировать всё движение в проливе и производить досмотр судов, оставаясь под прикрытием береговых батарей и дежурных истребителей на ближайшем аэродроме.

А так задача "контроль проливов" всё ещё актуальна. wink.gif

Равно как и подвиг 300 спартанцев в современной войне был бы не нужен. Для надёжного перекрытия горного перевала хватило бы одного пулемётного взвода и отделения сапёров. wink.gif
Askold
Цитата(Комиссар @ 5.11.2014, 13:06) *
А по сути - изменились лишь расстояния обнаружения целей и применения вооружения по ним, а морской бой стал трёхмерным и более скоротечным. Всё. smile.gif

Т.е. если древние греки вынуждены были перекрывать пролив корпусами своих галер и триер, чтобы не допустить в него флот персов, то теперь им хватило бы одного современного фрегата, чтобы контролировать всё движение в проливе и производить досмотр судов, оставаясь под прикрытием береговых батарей и дежурных истребителей на ближайшем аэродроме.

А так задача "контроль проливов" всё ещё актуальна. wink.gif


Ну если так рассуждать, то вообще прогресса ни в чем нет. Жили в пещерах, сейчас в квартирах. Ходили пешком на несколько км от пещеры, сейчас за несколько часов перелетаем на другой континент. Почти одно и тоже.
Я исчерпал свои аргументы. Если Вы не видите разницу между пушечным ядром, далеко не всегда способным пробить деревянный борт корабля, и ядерной боеголовкой, способной уничтожить мегаполис на расстоянии в несколько тысяч км, то я не знаю, что и сказать... Причем, такой гигантский прогресс, осуществился за ничтожный временный промежуток.

В глобальной ядерной войне проливы и даже моря не нужны. Все заключается в обеспечении скорейшей доставки ядерных зарядов к их целям, и помехе противнику сделать тоже самое.
Ну типа Я
Цитата(Askold @ 5.11.2014, 14:05) *
Ну если так рассуждать, то вообще прогресса ни в чем нет.

Вообще-то прогресс - понятие не слишком внятное. Многое зависит с какой стороны посмотреть. Бомбы, ракеты, холодильник, синхрофазотроны - это в общем понятно и принято считать шагом вперед. Но с другой стороны современный человек помрет от голода и холода не зная что делать в ситуации, в которой неандерталец прожил бы припеваючи. Это тоже прогресс.
al1618
Так. По экономике поговорили по автоматике вроде тоже. И даже философию с вечным вопросом "накой?" зацепили.
Переходим к технике.

Интересно, у женщин вообще с дисциплиной получше, или воображения не хватает придумать себе приключение покруче? Но как бы то не было, ты в сотый раз, матерясь, покидаешь удобную ходовую рубку, и последний раз бросаешь взгляд на внешний корпус - там буйствует хаос форм и размеров.
Дальше - прыгаешь в трубу лифта. Толстенная труба аморфного металла имеет пятиметровые стенки, чудовищную прочность и такой же чудовищный недостаток - как любое стекло, этот металл совершенно прозрачен. Волосы дыбом по всему телу встают, когда кажется, что ты попала в это чуждый мир без скафандра, а сердце заходится от восторга свободного полета и вдруг оживший романтизм тянет ввысь душу.
Окружающий мир, при всей его чуждости - невероятно красив. В нем рукотворное металлическое кружево (какое к чертям рукотворное? По молодости пыталась облазить весь корабль, чтобы четко знать где/что лежит, но после трех месяцев ничего на старых местах не оказалось - все живет вокруг без твоего участия, а ты просто паразит в металлических кишках, коего по недоразумению холят и лелеют вместо того, чтобы прибить.) и никому не принадлежащие фантастически красивые звезды -которые тебя мигом бы оставили без глаз, если б не металлизированное напыление снаружи и шибко умное поляризующее покрытие изнутри 'трубы'.
Странно вообще то - ходовая рубка имеет точно такой же купол и пол, а вот эффект не тот. Может дело в совмещении падения с отсутствием рядом знакомых предметов - взгляду просто не за что зацепится...
Но вот, пронзив кружево ферм и трубопроводов (фантасмагорическое переплетение ажурных ферм и танков с лихтерами самых причудливых форм! Как правило, с тем, что чаще всего совершено не нужно, но принято таскать с собой, дескать, вдруг на месте не найдем? Хотя опять вру - это первая линия обороны, врагу или природе, чтобы добраться до действительно ценного, придется сначала разметать этот хаос, упорядоченный так, чтобы прикрыть все, что под ним, целиком, а самое важное - пятикратно!) - входим в тень фотонного зеркала. Переднего, у нас вообще-то, куда летим - то зеркало и переднее, а рубка там - головная. В этом корабль полностью симметричен - далеко не всегда есть время, чтобы развернутся, если понадобится тормозить, вот и похож корабль на червяка. Хотя опять вру - у червяка одна сторона все же рот, а вторая - эээ... его противоположность. А вот у нас все полностью одинаково.
Правда, зачем на корабле с одним живым две рубки? Не знаю, традиция наверное, как и привычка занимать именно рубку над передним зеркалом.
Вид на зеркало сзади впечатляет, но здорово мешает знание, что все эти циклопические подпорки - только для того, чтобы было на что повесить генераторы и волноводы гравитационных полей. Без этих полей, переносящих давление с зеркала на прочный корпус, бушующий за зеркалом свет попросту сомнет и его, и подпорки эти, как подошва бумажный стаканчик (заговариваешься фантазерка, какой свет за передним зеркалом? Заднее сейчас работает - разве что действительно тормозить придется...). Да, и на самом деле зеркало не одно, а состоит из пяти воронок, почему - дальше расскажу.
Ну вот, наконец, пролетела все, что 'снаружи', и уже видно фермы легкого корпуса, уходящие прямо в лед первого слоя биозащиты. Да, ты действительно летаешь на айсберге - космос очень богат, он щедро делится тем, что у него есть - с теми, кто рискнет это взять. Воды и металла тут хватает на любой вкус, камень впрочем, тоже не обойден вниманием. В дело идет все - пристроившись к какому-нибудь астероиду (не к любому, детка, не надо пальчики топырить!) корабль за три месяца сможет воссоздать свою копию (ага, только 'мозги' он откуда возьмет?), это еще и летающий космический завод, по сути.
Толщина биозащиты в этом месте более тридцати метров - тридцать метров отлитых изо льда ячеек с благородным ксеноном внутри, армированных мононитями силикатов. Эта шубка сгодится принять удар нейтронов, выброшенных звездой, или близкий термоядерный взрыв. Мы в космосе отнюдь не единственная цивилизация, 'разбрасывающая споры', несколько рас делают это вместе с нами - и очень многие делали это до нас. Тогда даже вроде даже воевали... Но и сейчас 'недоразумения', скажем так, - случаются...
Плавно замедляя мою скорость, труба приводит во внешний шлюз одного из корпусов, под шубой льда дальний рейдер прячет... пять стандартных крейсеров, выбирай любой, капитан - и располагайся!


А теперь коротко принципиальные моменты:
0. Подчеркну - описываемый корабль - "не боевой", а рейдер дальнего поиска. Это совсем не значит что повоевать он не в состоянии, но упор в первую очередь идет на показатели живучести - маневренность, скорость/скороподьемность, защищенность, ремонтопригодность.
1. Освоение космоса требует новых материалов с запредельными характеристиками. И, что самое забавное, теже "металлические стекла" нам вполне известны уже сейчас
2. Межзвездные сообщения вряд ли возможны без освоения гравитации и последствия такого прорыва на самом деле просчитывается слабо.
3. Собственно корабль имеет многократное дублирование как на уровне узлов так и макро уровне - впрочем тут как раз ничего нового.
4. Материалы корпуса - о что есть под руками в любом поясе астероидов - метал, камень вода.
5. Двигатели:
- Гиппер (ну тут фантазия разгулялась, потому отложим
- Маршевый - ТЯРД (термоядерный реактивный) как наиболее универсальный - если нужно лететь далеко и быстро то он выдает приличный импульс при относительно неплохой тяге (порядка 0,001 - 0,002 g на всю массу). Если нужна мощность - добавляем в выхлоп реактивную массу и имеем хорошую тягу 0,01 - 0,1g и до 1,5-2 на форсаже.
- Маневровые - гравитационные двигатели вблизи центров масс (им нужна опора от чего отталкиватся/притягиватся) и заодно работают как кинетические/противометеоритные щиты. Тут мощность и ускорения ограничены только здравым смыслом и прочностными показателями.

Конструкция выглядит(с размерами) приблизительно так:

Пять независимых корпусов в каждом из которых полный набор двигателей, возможно разделение и самостоятельные действия. В центральном канале находится основной реактор, общие гравикопенсаторы и два челнока - как понимаете все то что иногда приходится "бросать" ради спасения собственной шкуры. Ну или на чем приходится драпать.
Это так сказать "архитектура".
Собственно конструкция корпуса - ферменно-балочная в качестве несущего каркаса, корпус не несущий, и даже возможно не сплошной - переставляет из себя "пену" из ячеек льда с армированием и инертным газом внутри. Благодаря такой конструкции не образуется трещин, а в случае повреждений - исправление их становится элементарным (по новой "пеной" дырку задули вот и весь ремонт) . Эта же пена служит и элементом бронирования.
Но об этом стоит говорить только после того как обсудим варианты "космического" оружия.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.