Ни на чье мнение уже не повлияю. ))
Сначала не стал писать рецензию, хотя прочитал рассказ одним из первых, мало ли кто что считает фантастикой... Однако хороводы вокруг этой истории подвинули-таки выразить свое мнение.
Идея в рассказе есть и вполне близкая мне — о том, что даже в кошмаре можно остаться личностью (поэтому читал с интересом почти до самого конца). А вот жираф испортил все. Получилось, что автор хочет сказать, что и жизнь — бред и потом — бред. Такое впечатление и осталось. А все из-за того, что описанный мир внутренне нелогичен, такой не может существовать не только в рамках НФ, но даже в настоящей фэнтези. Та низкопробная фэнтези, которую так активно ругали на форуме за то, что на магию и авторское воображение можно списать все, как раз и отличается отсутствием внутренней логики, которая должна быть у любого мира, хоть технического, хоть магического, иначе этот мир очень быстро развалится. Кроме того, мир должен непротиворечиво вписываться в систему других миров.
Попробую пояснить: любое действие имеет свои ограничения, например, маневры на сверхсветовой скорости лимитируются не только наличием супер-топлива, и супер-двигателей, но и сенсорными системами, их быстродействием и датчиками, позволяющими ориентироваться в пространстве на таких скоростях. Возможность телепортации неживых объектов очень далека от таковой для живых и, тем более, для разумных. Причины: 1- необходима сборка на месте прибытия не только структуры объекта, но и правильное восстановление всех сложных биохимических процессов, протекавших в нем до разборки на атомы. 2- разумный объект предполагает еще и транспортировку сознания с его целостностью, а сохранить свое «я» неизменным вне зависимости от условий за счет собственных навыков здесь и сейчас способны единицы — остальные неизбежно сойдут с ума. (При сверхсветовых скоростях проблема сходная, еще и учитывая факт, что многие процессы в организме в автоматическом режиме тоже идут в досветовом диапазоне. Только развитое сознание может обеспечить саморегуляцию и адаптацию к иным условиям. Но это не наш теперешний уровень.) Эта вопрос поднимается в классической фантастике, но в качестве решения предлагается только анабиоз.
Логики нет только у кошмаров и бреда, лишь бы страшно было. Сейчас это красиво называют фантасмагорией. А суть в том, что осознание мира в таком формате говорит о нестабильности психики. У «гениев» кошмара, увы, серьезные проблемы с психикой.
Где же обитает виртуальный жираф? В выдуманном мире, который существует только в бреду? Сознание имеет свойство непроизвольно притягиваться в близкую ему сферу, ту, на которой есть эмоциональный заряд, причем, без разницы положительный или отрицательный. Каждый видит тот срез мира, который его привлекает.
Впрочем, это уже имхо. Я не люблю кошмары и болезненные фантазии, и на это есть реальные причины.
«Не ходите дети в Африку гулять» (с)
И еще из психологии плавно переходящей в психиатрию: сознание самурая не выдержало бы расширения восприятия до осознания себя всем, что есть в жирафе, и сказало бы: «Прощай!». Увы, это главная проблема для практикующих всякие «расширения». Поэтому совсем не верю.
P.S.: В Японских традициях я понимаю мало, поэтому решил поспрашивать у одной знакомой, которая ими интересуется всерьез. Начал рассказывать: «Один ронин погиб в бою и попал в загробный мир. А там везде грибочки. И все это оказалось в брюхе у жирафа, который скачет по Вселенной». Почему она начала смеяться после первой же фразы? Потом только добавила, что вся беда от грибочков.