Написал еще в октябре рецензию на учебник Сида Филда "Сценарий" (Screenplay: The Foundations of Screenwriting) , но забыл ее выложить
Но вчера узнал, что 17 ноября 2013 года Сид Филд умер в возрасте 77 лет.
Поэтому эта рецензия получается в некоторой степени и некрологом.
Рецензия на книгу "Сценарий", автор - Сид ФилдОфициально книга Сида Филда не переведена, но в сети существует русский текст, сделанный энтузиастами.
Официальное название профессии Сида Филда - "сценарный гуру".
Конечно, такой профессии нет.В США примерно в 400-500 университетах открыты курсы по писательскому мастерству, не считая курсов существующих без университетской поддержки и преподают там обычные филологи. В американской системе "гуру" ("сценарный гуру", "бизнес гуру", "стиль жизни" и прочее) это способ позиционировать профессионалов, которые активно гастролируют по различным странам и проводит свои тренинги. Этот бизнес поставлен на широкую ногу и занимаются этим крупные компании, которые проводят ежегодно сотни и тысячи семинаров/тренингов различной направленности. Для таких компаний "гуру" - способ продать приглашения на семинары. Стоимость участия семинаров различна и и зависит от уровня позиционирования автора семинара. Например, в бизнес-среде существует категории самых дорогих "бизнес-тренеров" (всего несколько человек), которые получают за выступление по 40 тыс. долларов.
Самыми известными на этот момент "сценарными гуру" в США и Европе считались несколько авторов человек: Сид Филд, Крис Воглер, Линда Сегер, Майкл Ходж (Michael Hauge), Джон Труби, Блейк Снайдер (умер в 2009), Роберт Макки. Не знаю сколько они получают сами, но в России семинар Труби для участников стоил порядка 500-600 долларов. А в Великобритании семинар (ноябрь 2013), под громким названием Лондонский саммит сценаристов (
London Screenwriter's Summit), на котором должны были участвовать пять "всемирных сценарных гуру" стоит по 395 ф.ст.+НДС (примерно 650-700 долларов) за приглашение.
Сид Филд стал популярным в 1979 году после издания своей первой книги Screenplay.
Трехактная система Филда стала на много лет главным концептом оценки сценариев в Голивуде, до этого основной книгой для кинодраматургов был Лайош Эгри.

"Сценарий" стала первой структурированной работой по кинодраматургии, в которой три акта получили функциональное разделение.
Аристотелевское разделение на три акта подразумевала простую идею: то, что происходит до основного действия - первый акт, основной действие - второй акт, после основного действия - третий акт.
Сид Филд определил функциональное назначение частей, ввел две поворотные точки сценария, мидпойнт. Эту систему Филд назвал "Парадигмой", под названием она и стала известной во всем мире.
Формально Филд делит сценарий на три акта, но помиомо этого второй акт у него разделен с помощью срединной точки (мидпойнт)на две части - 2a и 2b, чего до него никто не делал.
Потребность в мидпойнте возникла в связи с тем, что у сценаристов/писателей всегда были трудности с выстраиванием второго акта, основным текстом книги. Если первый акт это экспозиция, третий - кулиминация, то что же делать в середине, половине сценария, по какому принципу выбирать события для него.
Поэтому Филд преложил разделить второй акт на две части. В каждой из частей свой "драматический контекст". В самой книге "Сценарий" уточнения разделения контекстов нет, но в последствии их стали трактовать так: в первой половине акта герой реагирует на развитие действия (учится, узнает), а во второй половине активно действует.
Создание парадигмы Филда является как раз доказательством того, что для того чтобы быть хорошим преподовательм по писательскому искуссвту не обязательно, а возможно даже, вредно быть успешным писателем.
Для разработки парадигмы Филду понадобились два аспекта его работы. Во-первых, он возглавлял кафедру истории в "Синемобиль системз", где ему приходилось отбирать сценарии на съемок. За два года он просмотрел 2000 сценариев и 100 романов, из которых отобрал съемок только 40 работ (по 37 были сняты фильмы).
Вторым аспектом работы стало многолетнее преподавание сценарного искусства, в ходе семинаров со студентами и разрешения "трудных мест" была доработана "парадигма", в частности, выявлено необходимость мидпойнта.
Хотя Джон Труби и критикует трехактную систему за то что, в ней мало мало поворотных точек, по его мнениею их всего две.
Но в тексте Филда все написано иначе:
Цитата
"В вашем сценарии может быть 15 или 20 разных кульминационных точек фабулы: их может быть две в Акте I, 10 в Акте II и одна в Акте III. Однако, когда вы только начинаете готовить вашу историю для сценария, то вам следует знать четыре вещи, чтобы структурировать вашу идею: конец, начало, кульминационную точку I фабулы и кульминационную точку II фабулы. Если вы знаете эти четыре основных компонента, вы можете начать строить и расширять линию вашей истории".
Недостатком Филда, то что одним из творческих методов является поиск "ключевой сцены". Филд предлагает сначала написать сцены в акте, а потом подумать какая из них является ключевой и все переписать.
Хотя с другой стороны это противоречит его же утверждению что
Цитата
"Однако, когда вы только начинаете готовить вашу историю для сценария, то вам следует знать четыре вещи, чтобы структурировать вашу идею: конец, начало, кульминационную точку I фабулы и кульминационную точку II фабулы. Если вы знаете эти четыре основных компонента, вы можете начать строить и расширять линию вашей истории"."
Филд вполне современен в своей Парадигме
первый акт:
Цитата
"Акт I – это единице драматического действия, начинающая вашу историю: ееод ваших главных героев, установка вашей драматической предпосылки, создание ситуации и планирование сцен и последовательных рядов, сообщающих и расширяющих информацию о вашей истории. Все в Акте I служит для завязки вашей истории. У вас нет времени для дешевых трюков, а также острых и умных сцен и диалогов; вы должны начать вашу историю немедленно, со страницы I, Вот почему драматический контекст Акта I – это завязка".
Цитата
Ваша история должна быть определена немедленно – на первых 10 страницах.
Цитата
Первая вещь, которую вы должны установить, – это, драматический контекст. Что скрепляет этот акт? Что вам нужно, чтобы начать вашу историю?
У вас нет времени, чтобы бродить в поисках вашей истории. Если вы не захватили вашего читателя вашей историей на первых 10 страницах, вы потеряли его.
Номер 1: Кто главный герой (главная героиня) – о ком ваша история? Номер 2: какова драматическая предпосылка – о чем ваша история? Номер 3: какова драматическая ситуация – каковы обстоятельства, в которых происходит действие?
он предлагает начинать работу над сценарием с темы и струтуктры.
Цитата
Сценарий развивается по определенной, не допускающей отклонений, сюжетно-тематической линии, линии развития. Сценарий всегда движется вперед, в определенном направлении, к развязке. Вы не должны сделать ни шагу, сходя с пути, по которому вы жжете; каждая сцена, каждый фрагмент должны вести вас вперед по ходу развития истории.
Затем нужно написать "четрые страницы", "на которых мы структурируем тему в линию драматической истории".
Цитата
"Прежде чем вы сможете что-то написать, вы должны знать четыре вещи: конец, начало, кульминационную точку I фабулы и кульминационную точку II фабулы. Как только вы структурировали вашу тему на эти четыре элемента, вы можете рассказать вашу историю в драматическом, художественном виде".
О герое:
Цитата
"Если вы знаете и можете определить эти четыре элемента героя – драматическую потребность, точку зрения, изменения и социальную установку, – то у вас в руках есть инструменты для создания хорошего героя. Иногда они будут перекрывать друг друга, социальная установка будет выделяться как точка зрения, драматическая потребность будет приносить изменения, а изменения будут влиять на социальную установку вашего героя."
О мидпойнте очень много написано и очень не убедительно. Возможно следствие плохого перевода или это еще начальные разработки идеи срединной точки.
Цитата
Знание середины – это инструмент; с его помощью у вас есть способ фокусировать линию вашей истории в специфическую линию действия.
Иногда вы можете произвольно установить инцидент в качестве середины, только для того, чтобы обнаружить во время подлинного писания, что что-то еще является серединой.
Цитата
Когда вы установили это, она структурно соединяет первую половину Акта II со второй половиной Акта II. Она устанавливает четкое ощущение направления во втором акте, позволяя вам сосредоточиться на специфике вашей истории. Это маяк, пункт назначения, опорный пункт, конечный пункт, путеводитель через сложности Акта II.
Цитата
Попробуйте найти ключевую сцену, которая будет удерживать все.
Сейчас одним из самых раскрученных "сценарных гуру" является Джон Труби, и все же стоит признать, что современная кинодраматургия (и часто жанровая литература) оставляет в актуальных требованиях большую часть филдовской Парадигмы: поворотные точки, экспозиция на первых 10 страницах сценария, мидпойнт.