Рецензия на книгу "
Поэтика", АристотельАристотель написал книгу в IV веке д.н.э.
Переведена с арабского на латинский только в 1481 году стала на 300 лет основой для европейских драматургов.
По объему книга небольшая, у меня в электронной читалке составляет всего 74 страницы.
В современной литературе о писательстве/драматургии считается, что в "Поэтике" заложены основы современной теории драматических произведений: трехактная структура, перипетии, катарсис, определения трагедии и комедии.
Я прочитал книгу всего за несколько часов и ничего , что обещалось не нашел.
Аристотель написал свою работу, явно в контексте современных ему дискуссий о театре и поэтике.
Поэтому вся работа носит узкоспециализированный характер на примере существующих трагедий в условиях греческого театра.
Напомним, что греческий театр
Цитата
"Эсхил первый увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и подготовил первенствующую роль диалогу. Софокл ввел трех актеров и роспись сцены."
Мне хотелось узнать как Аристотель говорит о трехактной структуре, которую он ввел в драматургию. Но в "Поэтике" я не нашел никаких трех актов.
Я прочитал "Поэтику" второй раз.
но обнаружил только несколько отрывков, которые можно соотнести с современным пониманием трех актов.
Цитата
"Начало есть то, что само, безусловно, не находится за другим, но за ним естественно находится или возникает что-нибудь другое. Конец, напротив, то, что по своей природе находится за другим или постоянно, или в большинстве случаев, а за ним нет ничего другого. Середина — то, что и само следует за другим и за ним другое".
Цитата
"Ведь бывает целое и не имеющее никакого объема. Целое — то, что имеет начало, середину и конец".
Цитата
"Во всякой трагедии есть завязка и развязка. События, находящиеся вне драмы, и некоторые из входящих в ее состав часто бывают завязкой, а остальное — развязка"
.
Цитата
"События, находящиеся вне драмы, и некоторые из входящих в ее состав часто бывают завязкой, а остальное — развязка. Завязкой я называю то, что находится от начала трагедии до той части, которая является пределом, с которого начинается переход от несчастья к счастью или от счастья к несчастью, а развязкой — то, что находится от начала этого перехода до конца".
Цитата
"Итак, в каждой трагедии непременно должно быть шесть (составных) частей, соответственно чему трагедия обладает теми или другими качествами. Эти части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция".
О фабуле и характере
Цитата
"Воспроизведение действия — это фабула. Фабулой я называю сочетание событий. Характером — то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц".
Всегда считалось, что Аристотель, по актуальному вопросу для современных литераторов, о соотношении сюжета и характеров, высказывался в пользу первого.
Вот как эта часть выглядит в "Поэтике:
Цитата
"Важнейшая из этих частей — состав событий, так как трагедия есть изображение не людей, а действий и злосчастия жизни".
Цитата
"Кроме того, без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна".
После прочтения "Поэтики" становится ясно, что Аристотель выводит на первое место сюжет в рамках канона древнегреческого театра, в котором характеры являются частью символов известным всем мифологии. Поэтому любой характер, это четко определенный персонаж с набором качеств и предопределенных поступков, как в современном комиксе. Такие характеры считаются сейчас "плоскими".
И все же у Аристотеля есть и другие отрывки:
Цитата
"Итак, начало и как бы душа трагедии — это фабула, а второе — характеры".
Цитата
"Характер — то, в чем проявляется решение людей, поэтому не выражают характера те речи, в которых неясно, что известное лицо предпочитает, или чего избегает; или такие, в которых совершенно не указывается, что предпочитает, или чего избегает говорящий".
Цитата
Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и важнейшее — чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер в том случае, когда, как сказано, его речи или поступки обнаруживают какое-нибудь решение, а благородный характер, — когда оно благородно.
Цитата
Действующее лицо будет иметь характер в том случае, когда, как сказано, его речи или поступки обнаруживают какое-нибудь решение, а благородный характер, — когда оно благородно. Последнее возможно во всяком положении. Ведь и женщина бывает благородной, и раб, хотя, быть может, первая из них ниже (мужчины), а раб — совершенно низкое существо.
Цитата
Второе условие — соответствие (характеров действующим лицам).
Цитата
Третье условие — правдоподобие.
Цитата
Четвертое условие — последовательность.
Аристотель ввел такие понятия как перипитии и узнавание.
Перипития вполне современный элемент драматургии.
Цитата
"Перипетия — это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости".
Цитата
"Перипетия — это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости. Так, например, в «Эдипе» вестник, пришедший с целью обрадовать Эдипа и избавить его от страха перед матерью, объяснив ему, кто он был, произвел противоположное действие. И в «Линкее»: одного ведут на смерть, другой, Данай, идет за ним, чтобы убить его. Но вследствие перемены обстоятельств пришлось погибнуть последнему, а первый спасся".
Узнавание это специфический элемент древнегреческого театра, в современной терминологии это развязка, второй поворотный пункт, когда герою открывается суть происходящих событий. В современном детективе или триллере - открытие настоящего подозреваемого после серии ложных гипотез.
Цитата
"Узнавание, как обозначает и самое слово, — это переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье. А самые лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями, как, например, в «Эдипе».
Цитата
"Но самое важное для фабулы и самое важное для действия — это выше указанное узнавание, потому что такое узнавание и перипетия будут вызывать или сострадание, или страх; а изображением таких действий, как у нас установлено, является трагедия. Кроме того, при таком узнавании будет возникать и несчастье, и счастье".
Цитата
"О том, что такое узнавание, сказано раньше. А что касается видов узнавания, то первый и самый безыскусственный, которым чаще всего пользуются за недостатком другого выхода, — узнавание по приметам. Из примет одни бывают врожденные, например, «копье, какое носят (на своем теле) Земнородные», или звезды в «Фиесте» Каркина; другие — приобретенные впоследствии, притом или на теле, например, рубцы, или посторонние предметы, например, ожерелье или лодочка, посредством которой происходит узнавание в «Тиро».
А где же про катарсис?
Помимо того, что я уже прочитал два раза всю "Поэтику", я еще еще два раза перечитал шестую главу.
И только вспомнив, что по катарсис с греческого переводится как очищение, нашел этот короткий отрывок:
Цитата
"Итак, трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств".
И это почти все.
В самом конце книги есть кусочек:
Цитата
"…в эпизоде с Орестом — его сумасшествие, вследствие которого он был пойман, и очищение, вследствие чего он спасся".
Но есть несколько отрывков, которые можно отнести если не к катарсису, то к эмоциональной основе любого произведения:
Цитата
Итак, в этом отношении фабула имеет две части: перипетию и узнавание. Третья часть — страдание.
Цитата
О перипетии и узнавании сказано, а страдание — это действие, производящее гибель или боль, например, разные виды смерти на сцене, припадки мучительной боли, нанесение ран и т. п.
Цитата
"Так как лучшая трагедия по своему составу должна быть не простой, а запутанной и воспроизводящей страшные и вызывающие сострадания события, — ведь это отличительная черта произведений такого вида, — то прежде всего ясно, что не следует изображать на сцене переход от счастья к несчастью людей хороших, так как это не страшно и не жалко, а возмутительно".
Цитата
Ведь сострадание возникает при виде того, кто страдает невинно, а страх из-за того, кто находится в одинаковом с нами положении [сострадание из-за невинного, а страх из-за находящегося в одинаковом положении].
Цитата
Как следует вызывать сострадание и страх. Какие мифы должен брать поэт сюжетом для своего произведения. Чувство страха и сострадания может быть вызываемо театральной обстановкой, может быть вызываемо и самим сочетанием событий, что гораздо выше и достигается лучшими поэтами.
Цитата
Чувство страха и сострадания может быть вызываемо театральной обстановкой, может быть вызываемо и самим сочетанием событий, что гораздо выше и достигается лучшими поэтами. Фабула должна быть составлена так, чтобы читающий о происходящих событиях, и не видя их, трепетал и чувствовал сострадание от того, что совершается.
Что такое трагедия:
Цитата
"Видов трагедии четыре. Столько же указано нами и частей. Трагедия запутанная, которая целиком состоит из перипетии и узнавания. Трагедия патетическая, например, «Эанты» и «Иксионы». Трагедия нравов, например, «Фтиотиды» и «Пелей». Четвертый вид — трагедия фантастическая, например, «Форкиды», «Прометей» и все те, где действие происходит в преисподней".
Цитата
"Различие и сходство между трагедиями следует определять, быть может, не по отношению к фабуле, а принимать во внимание сходство завязки и развязки".
Цитата
"Следует также помнить о том, о чем часто говорилось, и не придавать трагедии эпической композиции. Эпической я называю состоящую из многих фабул, например, если какой-нибудь (трагик) будет воспроизводить все содержание «Илиады».
Чего так и не нашел, хотя и старался - про "катастрофы", то есть драматическую перепитию приводящую героя к падению и потери всего важного для него. Хотя вполне возможно под "катастрофой" филологи понимают, что Аристотель называет "страданием"?

Зато в "Поэтике" есть анализ критических замечаний и каких на них отвечать:
Цитата
"Итак, упреки (поэтическим произведениям) бывают пяти видов: в том, что изображено невозможное, или невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое, или несогласное с правилами поэтики. А опровержения — их двенадцать — должны рассматриваться с перечисленных точек зрения".
Например:
Цитата
"Во-первых — по отношению к самому искусству. Говорят: представлено невозможное. Да, допущена ошибка, но (искусство) право, если оно достигает своей цели. Ведь цель достигается, если таким образом оно делает ту или иную часть рассказа более потрясающей".
Что позабавило, Аристотель в самом начале, как и принято в современных учебниках пообещал рассказать:
Цитата
"О сущности поэзии и ее видах — о том, какое значение имеет каждый из них, как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять, а также о других вопросах, относящихся к той же области, будем говорить, начав, естественно, сперва с самого начала".
В итоге, я не знаю, почему писателям рекомендую читать "Поэтику", в этой работе нет ничего полезного для создания современной литературы. Да, нужно признать, что перипитии, узнавание, катарсис вошли в современную теорию. Но сейчас "Поэтика" представляет интерес, пожалуй, да и то, только исторический, для профессиональных филологов.
Может быть кто-то читал "Поэтику и выскажет иное мнение о этой работе. Будет очень интересно.